Мнительный ребенок что делать

Тревожный ребенок. Что делать?

«Я точно не заболею? А качели не упадут? Мама, я за тебя и за бабушку очень беспокоюсь». Ежедневная череда «тревожащих» вопросов, которая утомляет окружающих. Нет никакой возможности оставить любимое чадо одного в квартире и спокойно отправиться по своим делам. Что такое случилось с ребенком, который некоторое время назад был спокойным и послушным?

Мнительный ребенок что делать. Смотреть фото Мнительный ребенок что делать. Смотреть картинку Мнительный ребенок что делать. Картинка про Мнительный ребенок что делать. Фото Мнительный ребенок что делать

Все дети разные! У некоторых с самого раннего детства отмечается боязливость и высокая чувствительность, робость и неуверенность. Такие дети могут беспокоиться по самому казалось бы незначительному поводу, испытывать тревогу и волнения. Поводом может служить: отношения в семье и школе; предстоящая встреча, свидание или сдача экзаменов, а также проблемы вселенского масштаба, которые по сути не имеют к ребенку никакого отношения.

Повышенная тревожность затрагивает привычную жизнь и напрямую влияет на её качество. Меняется внутренний мир человека, его поведение и, как следствие, отношения с окружающими. При высокой тревожности у ребенка может:

Также при высокой тревожности часто начинают появляться вегетативные реакции (потливость, учащенное сердцебиение, покраснение или побледнение кожи, боль или неприятные ощущения в различных частях тела и т.д.).

Стабильный уклад жизни и привычная деятельность остается в прошлом. Тревожность занимает главенствующее место в жизни не только ребенка, но и всей семьи.

Тревожный ребенок. Дошкольный возраст

На детской площадке ваш малыш не отходит от вас, все время держится за руку, прячется за вашу спину, боится играть с другими детьми, сторонится шумных игр, не может попросить у других понравившуюся игрушку. Не подходит к детям, боится с ними играть. На предложение взрослых покататься на самокате или роликах, говорит, что боится упасть. Новая игра может вызвать волну страхов и опасений: «Я не справлюсь», «у меня не получится», «мне будет больно».

Когда дошколенок находится дома, то старается держать близких, а особенно маму в «поле зрения». Ее уход, даже на кроткое время, может вызвать бурю негативных эмоций. В ожидании ее возвращения, малыш стоит под дверью и прислушивается к шагам, каждые 10 минут звонит ей на телефон или спрашивает у домашних, когда она вернется.

Смена привычной одежды на новую у таких детей – процесс крайне трудный. То же самое с питанием, привыкнув к одному и тому же рациону, они с трудом соглашаются на уговоры попробовать новые блюда или продукты. Строгий распорядок дня и «стабильность» дают таким детям ощущение спокойствия и комфорта. Любые новшества или отход от привычного уклада жизни создают дискомфорт, повышают тревогу. Они не терпят изменения планов и с большим трудом адаптируются к быстроменяющейся ситуации.

Тревожные дети часто придумывают определенные ритуалы и заставляют домочадцев им следовать. Они могут долго помнить, «застревать» на негативных переживаниях или неприятных моментах. Любое неосторожное слово или действие оказывает на них сильное впечатление. Например, фраза, сказанная воспитателем в детском саду о том, что нельзя опаздывать к началу завтрака, может вызвать реальную тревогу у малыша. Еще с вечера он будет по нескольку раз напоминать об этом маме, а утром ее торопить, боясь опоздать.

Телевизионные передачи со сценами агрессии и насилия, фантастические фильмы и «ужастики» у ребенка с высокой тревожностью отложатся надолго в памяти и могут вызвать ночные кошмары, трудности с засыпанием.

Тревожных детей вы не увидите на детском утреннике или на сцене школьного спектакля. Даже выученное на 5 с плюсом стихотворение они постесняются рассказать перед публикой.

Как правило, такие ребята испытывают проблемы в общении со сверстниками, не любят и избегают шумные, подвижные игры. В ответ на значимое событие у них возникают невротические реакции: тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); вокализмы («покашливания», «шмыганье» и т.д.); заикание и запинки в речи. В некоторых случаях появляются «неприятные» привычки такие как: обгрызание ногтей, сосание пальцев или предметов, накручивание (выдергивание) волос, энурез (недержание мочи).

Со временем, опасения могут трансформироваться в конкретные или беспричинные страхи. Ощущение опасности словно преследует ребенка: дома, в школе, на отдыхе. Ребенок может отказываться от походов в гости, посещения спортивных секций и творческих кружков. Посреди ночи прибегать к родителям, спать с включенным светом. Днем – невнимательный, рассеянный, напряженный. На этом фоне могут усиливаться вегетативные реакции: тошнота, рвота, боли неясного происхождения, скачки артериального давления. При медицинском обследовании, как правило, ничего серьезного не находят, а предложенная терапия дает лишь кратковременное снятие симптомов. Можно сказать, что тревожные дети имеют склонность к психосоматическим расстройствам.

Школьная пора

Подростковый возраст – пора серьезной перестройки всего организма. Гормональный «взрыв» сопровождается переоценкой ценностей и своего жизненного пути, социального статуса и места в обществе. Эмоциональные переживания усиливаются в разы, что может повлиять на настроение и стать причиной возникновения депрессии. Именно в это период родителям стоит обратить особое внимание на своего «малыша». Изменение привычек и режима дня-ночи; излишняя замкнутость, отгороженность, частая смена настроения; отказ от привычного круга общения и посещений школы; снижение успеваемости – первые «звоночки» на которые не стоит закрывать глаза, игнорировать, лучше вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

В этот же период у подростка могут возникать панические атаки, которые сопровождаются чувством страха, вегетативными реакциями (учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, спазмами и т.д.).

Заметили, что у вашего ребенка вышеуказанные признаки носят устойчивый характер на протяжении достаточно длительного времени (около месяца) и стали влиять на качество жизни? Не бойтесь обратиться за консультацией к врачу или медицинскому психологу.

Ответственность, старательность, трудолюбие и перфекционизм

Стоит отметить, что тревожные дети бывают часто успешны в социальной жизни и добиваются значительных успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственные, старательные, трудолюбивые, добросовестно выполняют поручения, имеют склонность к перфекционизму. При своевременной коррекции и поддержке со стороны близких, они могут адаптироваться к повседневной реальности и не испытывать психологический дискомфорт.

Тревожный ребенок. Советы детского психолога

Постарайтесь создать ребенку стабильную среду, которая придаст ему уверенности и снизит излишнюю тревожность.

Стоит заранее его предупреждать о каких-либо изменениях в планах. Неожиданные сюрпризы не нужны!

Давайте ему достаточное количество времени, чтобы адаптироваться, подготовиться к предстоящему мероприятию. Не спешите и не торопите!

Как правило, не работают советы типа:
«Не надо беспокоиться, переживать, все будет хорошо!». Поверьте, от этих слов ваш ребенок не станет меньше волноваться и тревожиться.

Более полезными и действенными будут фразы:

Источник

Мнительный ребенок что делать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Мнительный ребенок что делать. Смотреть фото Мнительный ребенок что делать. Смотреть картинку Мнительный ребенок что делать. Картинка про Мнительный ребенок что делать. Фото Мнительный ребенок что делать

Рассмотрим причины этого состояния и факторы, которые его провоцируют, а также дадим советы, как справиться с детскими тревогами.

Бесплатные занятия с логопедом

Если ребенок постоянно без настроения, чего-то боится, плохо спит и часто плачет — налицо все признаки повышенной тревожности.

Что такое тревожность

В последние годы количество детей, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами: напряженная обстановка в семьях, погруженность в мир интернета и гаджетов и т. д.

Но по большей части тревожность у детей возникает из-за неудовлетворения их возрастных потребностей. Малыши нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. Дети дошкольного возраста проявляют повышенную тревожность в незнакомой обстановке или боятся темноты. Подросткам нужно доверие и уважение, признание их права на собственное мнение и свободу выбора.

Тревожность в психологической литературе

Данное состояние описано во многих работах именитых психологов. Так, З. Фрейд выделял три формы тревожности:

А. Адлер считал причиной повышенной тревожности чувство собственной неполноценности. А вот А. Прихожан объясняла это состояние наличием эмоционального дискомфорта от реальной или мнимой проблемы.

Формы повышенной тревожности

Существует две формы детской тревожности:

Второй вид тревожности встречается гораздо реже, основным его симптомом считают так называемое «неадекватное спокойствие». Ребенок настолько сильно переживает, что тщательно скрывает это, демонстрирует полное спокойствие и отрешенность от ситуации.

Как понять, что у ребенка повышенная тревожность

В помощь родителям — небольшой тест для самодиагностики. Прочитайте эти утверждения и подумайте, насколько они характерны вашему ребенку. Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему.

Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:

Источники и причины тревожности

Бороться нужно не только с проявлениями тревожности у детей, но и с причинами ее возникновения. Даже правильно подобранная и своевременная психотерапия не принесет результата, если ребенок будет каждый раз находиться под влиянием стрессовых факторов. Выбраться из этого состояния не получится, пока не будут устранены источники тревожности.

Семья

— В неблагополучных семьях дети тревожны и агрессивны, у них низкая самооценка и при этом огромное желание доказать миру, что они лучше других.

— Несоответствие ребенка устремлениям и планам его родителей. Фразы «Как же ты меня разочаровала!» или «В нашей семье все с высшим образованием, а ты ни на что не годен» очень бьют по самооценке ребенка, вызывают у него страх несоответствия семейным традициям.

— Тревожность родителей заражает и детей. Если мама бурно реагирует на любой проступок, всего боится и пугает ребенка страшными последствиями, он станет мыслить так же.

— Строгое воспитание, негибкость, гиперопека формируют у ребенка ощущение, что от него ничего не зависит. Все, что ему остается, быть куклой властных родителей. Это вызывает беспокойство и внутренний протест, а с ними и тревожность.

Школа

— Плохая успеваемость подобна снежному кому. Получив очередной раз низкую оценку, ребенок убеждается, что он не способен хорошо учиться. Это снижает мотивацию: «Я учусь плохо, ну и ладно — не всем же быть умными». Но если при этом ребенок имеет амбиции, у него возникает тревожность на почве несоответствия результатов учебы своим устремлениям.

— Ругая ребенка за плохие оценки, родители нивелируют ценность знаний. Меняется сама цель образования. Оно становится лишь инструментом получения родительского одобрения и причиной тревожности, если оценки не такие высокие, как хотелось бы.

Друзья

— Одни дети общаются со сверстниками ради удовольствия. Другие же — в угоду собственным страхам и комплексам. Боязнь быть отвергнутым некой социальной группой заставляет впадать в зависимость от друзей, их мнения.

— Тревожный ребенок может и сам отвергать группу детей. Ему кажется, что там его обидят, не поймут, поэтому избегает любого общения, неуютно чувствует себя в коллективе.

13 рекомендаций психолога родителям тревожных детей

Австрийский психиатр В. Франкл писал: «Значимы не наши страхи и не наша тревога, а то, как мы к ним относимся». Если вы возводите детскую тревожность в ранг вселенской катастрофы, будьте уверены: это таки станет катастрофой. Создавая вокруг данной проблемы нездоровый эмоциональный накал, вы делаете лишь хуже.

Но это не значит, что надо игнорировать тревожность ребенка. Тактика ваших действий должна быть такой:

Для помощи с третьим пунктом мы подготовили 13 советов. Сохраните и перечитывайте их, чтобы вовремя скорректировать свои ошибки в воспитании.

Как быстро снять тревожность у ребенка

Бывает, что нужно победить тревожность здесь и сейчас. Например, собраться перед выступлением или настроиться на поход к врачу. Используйте для этого методику французского педагога М. Борба. Это простые упражнения для быстрого снятия стресса.

Выполняйте их в комплексе или по отдельности:

Источник

Возрастные аспекты навязчивых состояний

Навязчивые состояния у детей

Одним из первых навязчивые состояния у детей описал P. Janet (1903), представив типичные симптомы этого расстройства у ребенка 5 лет и при этом отметив, что при навязчивостях у детей имеет место определенная особенность когнитивных процессов, как бы «парализующая» те функциональные способности мозга, которые препятствуют возникновению обсессий. L. Kanner в 1935 г., в Германии выступил с сообщением, в котором обрисовал классические симптомы обсессивно-компульсивного расстройства и сформулировал его основные диагностические критерии. Он также предложил психологическую теории происхождения навязчивых состояний, подчеркнув, что последние являются следствием или «сверхдозой перфекционизма родителей», которые стремятся воспитать «правильных детей» и защитить их от воображаемых опасностей жизни. L. Kanner отметил «героические усилия» детей противостоять навязчивостям, попытки обнаружить и объяснить причину их появления, сделать что-либо как можно лучше и совершеннее. L. Berman (1942) подробно описал четыре случая обсессивно-компульсивного расстройства у детей, при этом обнаружив клиническое сходство содержания навязчивых состояний у детей и взрослых, в частности, касающихся сексуальных перверсий, боязни смерти родителей и навязчивого счета.

L. Despert в 1955 г. опубликовала статью, посвященную дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного невроза и шизофрении. Среди 400 больных, отметивших у себя признаки навязчивых состояний, она в в 70 случаях выявила обсессивно-компульсивный невроз. Автор обнаружила, что мальчиков с навязчивыми состояниями было в 3 раза больше, чем девочек. Кроме того, в исследовании была доказана эффективность психотерапии, способствующей более быстрой редукции тревоги и депрессии.

S. Freud (1909-1913) неоднократно описывал детский «обсессивный невроз», придерживаясь своей теории «прегенитальной сексуальной организации», он отмечал важную роль в генезе навязчивых состояний у детей «конституциональное» влияние наследственности и перенесенного стресса. A. Freud (1965), исследуя клинические проявления навязчивых состояний, высказала точку зрения, согласно которой симптомы этой патологии часто выступают изолированно, а обсессии, связанные с ритуалом «отхода ко сну» и компульсии счета, встречаются у детей, отличающихся импульсивным поведением.

A. Kaufman (1979) выявил у детей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством когнитивную ригидность, относительно слабую способность к интеграции внешних стимулов.

Для детей в возрасте от 4 до 10 лет достаточно характерны повторяющиеся варианты или стереотипы поведения, например, такие, как периодически, возникающая потребность в счете, мелкие движения рук, собирание и коллекционирование. Иногда дети часто прикасаются к одним и тем же вещам, обходят трещины на асфальте, перешагивают через ступеньку, наступают на клетки кафельной плитки в определенной последовательности.

Все это, конечно, нельзя назвать ритуалами, поскольку данные действия не предназначены для защиты от какой-либо опасности, сравнительно кратвовременны, слабо выражены и не сопровождаются сильным аффектом, тревогой.

Некоторую склонность или предрасположенность к навязчивым состояниях у детей можно заметить в навязчивых повторениях одних и тех же слов или поступков, сомнениях относительно правильности или неправильности собственных действий, повторяющихся вопросах, в магическом представлении об окружающем мире, боязни наказаний и, склонности к антитезам, обрядам и играм, отличающимся сложными церемониями, приверженностью ко всякому роду табу.

При отсутствие тревожно-мнительных и боязливых черт характера, дети сравнительно легко преодолевают все эти навязчивости, напротив, при неуверенности в себе, повышенной тревожности и ранимости, легко формирующимся чувстве вины и угрызениях совести развиваются более стойкие навязчивые состояния. По большей частью тревожно-мнительные черты характера, отчасти передаются по наследству, отчасти воспитываются, в условиях гиперопеки со стороны тревожной матери или бабушки, придерживающейся строгих правил.

Навязчивые состояния у детей обычно выражаются или в форме навязчивых фобий или ритуалов, но чаще всего встречаются смешанные состояния.

Детские обсессии

Детские компульсии

Сравнительно редко навязчивые состояния у детей начинают проявляться навязчивым счетом.

У детей дошкольного возраста фобии возникают реже чем навязчивые действия (повторение движений, выкрики слов и пр.), так как ребенку трудно осознать характерный для навязчивого состояния компонент чуждости переживаний собственному «Я».

При невротических фобиях обычно выявляются хронобиологические и содержательные связи со стрессовой ситуацией. Детские фобии, вообще, в большинстве случаев носят навязчивый, а не сверхценный характер. Защитные действия как бы «спаяны» со страхами и составляют с ними единое целое. При шизотипическом расстройстве фобии, напротив, в большинстве случаев носят сверхценный характер и характеризуются беспредметностью, быстрой генерализацией, «обрастанием» идеаторными навязчивостями, близкими по своим проявлениям к психическим автоматизмам и ритуалами (Гордеева Е.А., Казанцева Э.Л., 2010).

Патологические страхи у дошкольников отличаются скудным интеллектуальным содержанием, отсутствием критики к ним, ограничиваются специфическими и ипохондрическими фобиями, паническими расстройствами. С увеличением возраста возрастает сложность, полиморфизм и степень завершенности фобических расстройств. Клинически более очерченный фобический синдром формируется, начиная с младшего школьного возраста: появляются социальные фобии, элементы критики к патологическим страхам.

В пубертатном периоде доминируют нозофобии, социальные фобии. В подростковом возрасте может развиться и агорафобия (Казанцева Э.Л., 2010).

Фобии у подростков отличаются определенной специфичностью. Изолированные фобии абстрактного содержания (глубины, высоты, темноты) носят архаический характер, наследственно детерменированы, воспринимаются пациентом как часть его сущности и не приводят к дезадаптации, требующей терапевтической коррекции. К подобным фобиям примыкают фобии природных катаклизмов и техногенных катастроф, не затрагивающих подростка. Эти фобии имеют социогенный генез, воспринимаются как абстрактные, не соотносятся с душевными болезнями, наследственной предрасположенностью, изменчивы по фабуле и редко сопровождаются избегающим поведением. Обычно они также не требуют особого терапевтичсекого вмешательства. Фобии, формирующиеся по механизму реактивного образования определяются значимой для подростка стрессорной ситуацией и личностной структурой с выраженным сензитивным радикалом, впечатлительностью, неуверенностью в себе.

Такие фобии нозологически специфичны, отличаются склонностью к пролонгированному ундулирующему течению и часто коморбидны с расстройствами аффективного спектра. Лечение данных фобий аналогично терапии протрагированных реактивных и невротических расстройств. Фобии в структуре шизотипического расстрйоства обычно представляют собой сложный синдром, с тенденцией к трансформации, отражающей прогредиентность вялого шизофренического процесса. Они редко определяют картину острых жпизодов шизофрении (Мазаева Н.А., Головина А.Г., 2010).

У мальчиков навязчивые состояния проявляются более ярко, чем у девочек, у первых также чаще, чем у вторых навязчивости сопровождаются различными тиками (Leonard H., et.al., 1992).

У детей раннего и дошкольного возраста одно из наиболее распространенных навязчивых действий — сосание пальца, нередко оно носит компенсаторный характер, снимая чувство тревоги. В стрессовых ситуациях или перед засыпанием ребенок, чаще воспитывающийся в условиях депривации, для успокоения совершает это навязчивое действие.

Навязчивые состояния у детей обычно возникают в позднем периоде детства, но, как отмечалось раньше, могут появиться и раньше, например, в возрасте 2-5 лет. Отчасти время возникновения навязчивых состояний зависит не только от возраста ребенка, но и от его интеллекта, достижения определенного уровня самосознания, необходимого для особого отношения формирующийся личности к навязчивым явлениям. Нередко в процессе формирования навязчивых состояний у детей можно проследить два этапа, первый проявляющий себя отдельными невротическими реакциями и второй — представляющий из себя уже достаточно стойкое невротическое расстройство.

Наиболее распространенный вариант ритуалов у детей повторяющееся мытье рук, наиболее частые навязчивости — боязнь загрязнения или заражения какой-либо болезнью от знакомых и родных, затем следует стремление к порядку, проявления агрессии и стремление располагать предметы симметрично (Franklin M. et. al. 1998). Нередко ключевыми стимулами или триггерами для боязни загрязнения становятся грязные предметы.

Одна из частых навязчивых фобий младшего детского возраста — страх мелких острых предметов (иголки, спицы и пр.).

У детей также отмечены случаи клаустрофобии, а также навязчивые состояния, касающиеся ритуала одевания и еды.

У детей 5-7 лет простые фобии обычно касаются страха темноты, школы, смерти животных, насекомых, острых предметов.

Почти в 90% случаев эти фобии возникают на сравнительно короткий отрезок времени, проходят самостоятельно и не нуждаются в терапии (Last C.et.al., 1997).

В большинстве случаев дети обычно скрывают от родителей свои ритуалы. Однако, при выполнении домашней работы, заданных на дом уроках, обнаруживается, что дети работают непродуктивно и много времени тратят на ненужные ритуалы, например, тщательно выводят буквы или цифры, повторяют одни и те же фразы, долгое время не ложатся спать, тщательно расскладывают вещи в определенном порядке, повторяют одни и те же движения при ходьбе, однотипно вздыхают, неоправданно медленно добираются из школы домой.

У детей мы чаще встречаемся с ритуалами (по большей частью тактильными), чем с навязчивыми мыслями или влечениями. Вероятно, это связано с тем, что у детей недостаточно сформирована когнитивная сфера и они не всегда могут правильно интерпретировать, точно выразить словами свои переживания. Справедливо предположение, что если это качество имеет место у некоторых взрослых, то в этом случае с большей вероятностью мы можем ожидать появление ритуалов.

По мнению Ю.Ф. Антропова (2010) навязчивые идеи в детском возрасте в изолированном виде встречаются относительно редко и обычно выступают в атипичной рудиментарной форме без достаточно выраженного переживания их чуждости и без полной критики. К рудиментарным идеаторным навязчивостям у детей старшего дошкольного возраста можно отнести стремление многократно задавать однотипные вопросы, не имеющие познавательной цели или даже бессмысленные: «Почему бумага белая?», «Зачем вода капает? И т.п. ». При этом дети даже не дожидаются ответа, стереотипно повторяя один и тот же вопрос. В.М. Башина (1980) встречала эти навязчивости при детской шизофрении у детей 3-6 лет, причем нередко рудиментарные навязчивые опасения здесь сочетались с повторяющимися бесцельными движениями — рудиментарными моторными навязчивостями. Такие опасения рассматривались как рудименты навязчивых феноменов, так как при них отсутствовало переживание ребенком их чуждости и стремление к преодолению.

В.В. Ковалев (1985) отмечал однообразные вопросы при пограничных состояниях, полагая, что эти навязчивости занимают промежуточное место между рудиментарными моторными (речедвигательными) и идеаторными навязчивостями.

Навязчивые действия детей чаще всего проявляются изолированными элементарными движениями и действиями (наморщивание лба, облизывание губ и т.п.). Они могут быть и более сложными, представляя из себя последовательность нескольких элементарных навязчивых действия или мнококомпонентные сложные ритуалы отвлеченного или заклинательного характера, направленными на борьбу с фобиями или сомнениями.

В этиологии навязчмвых состояний у детей генетический фактор играет большую роль, чем у взрослых пациентов. В то же время частые случаи регистрации навязчивостей в одной и той же семье могут свидетельствовать о своего рода обучении одним членом семьи другого.

В генезе навязчивых состояний просматривается роль инфекционного заболевания, в первую очередь, стрептококковой (бета-гемолитический стрептококк) инфекции носоглотки.

Обычно пациенты, страдающие от стрептококковой инфекции начинают демонстрировать навязчивые состояния на 3-4 года раньше, чем другие дети, страдающие от навязчивостей, например, возникших на фоне органического поражения мозга в следствии неблагополучных родов. Кроме того, на роль инфекционного фактора указывает обострение симптоматики в вечернее время суток и явно рецидивирующий характер течения болезни (Swedo S., et. al., 1989). Врачу также следует учитывать тот факт, что при навязчивостях, возникающих в результате нейроинфекционного процесса, отмечается выраженная эмоциональная лабильность, выраженная реакция тревоги в случае отделения от родителей, моторная гиперактивность, импульсивность и рассеянность по времени соотносимая с обострением стрептококковой инфекции (Swedo S., et. al., 1998).

Почти в 90% случаев у ребенка, страдающего навязчивыми состояниями можно обнаружить проблемы, касающиеся учебы, ситуации в семье или трудности общения со сверстниками (Piacentini J. et. Al., 2003).

В патогенезе навязчивостей у детей наиболее важное место занимают изменения со стороны серотонинергической системы, дисфункция в базальных ганглиях и аутоиммунные нарушения. В качестве примера можно привести навязчивые состояния при синдроме Туретта или хореи Сиденхама. В последнем случае наряду с инфекционным возбудителем — бета-гемолитический стрептококком группы А, прослеживаются и аутоиммунные изменения.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, особенно при слабости интеллекта навязчивости могут возникать под воздействием острых психических травм, сопровождающихся испугом. «Невроз испуга» (Сухарева Г.Е., 1959), первоначально проявляющий себя как бы сверхценными образованиями в дальнейшем приобретает характер навязчивых страхов (Сканави Е.Е., 1962).

Навязчивые действиия имеют неоднозначный патогенез на разных этапах течения заболевания. При шизофрении они сначала носят защитный характер ритуалов, а в дальнейшем, когда эмоциональный компонент исчезает, превращаются в двигательные и речевые автоматизмы (Сухарева Г.Е., 1974).

Дети с навязчивостями стараются уклониться от домашней работы и выполнения домашних обязанностей, причем чем интенсивнее проявляют себя навязчивые состояния, тем больше семейных проблем, не зависимо от пола и возраста ребенка.

Навязчивые состояния у детей нередко сочетаются с расстройствами депрессивного и тревожного спектра. У подростков, обычно под влиянием сильных переживаний, может появиться навязчивое влечение к самоубийству.

Также сравнительно часто, по-видимому, не менее чем в трети случаев навязчивости сопровождаются различными тиками.

Тики, как и навязчивые действия, у детей особенно ярко проявляют себя на фоне эмоционального напряжения, которое как бы снимается двигательным разрядом или усиливается при задержке навязчивого движения.

Течение невротического варианта навязчивых состояний различно, от быстрого нарастания симптоматики, до медленно прогрессирующего, волнообразно светлые промежутки могут сменяться периодами обострения болезни

Первое время дети могут скрывать свои навязчивости, пытаясь бороться с ними за пределами дома, но затем активно привлекают родителей к участию и выполнению ритуалов, совместно с кем-то из родителей, обычно матерью, копаются в возможных причинах возникновения навязчивых состояний, нередко просят утешить или поддержать их в борьбе с ними.

Обычно у детей младшего возраста критическое отношение к навязчивым состояниям может отсутствовать. На первый план здесь выступает эмоциональный компонент переживаний (слезы, крики) и психомоторное возбуждение.

Замечено, что, вероятно, в силу недостаточной развитости критических способностей, для детей характерным признаком навязчивостей является чувство облегчения, возникающее после выполнения всякого рода ритуалов (Булахова Л.А., Саган О.М., 1985).

Нейропсихологические исследования детей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством показали большой разброс полученных результатов и отсутствие отчетливой корреляции между выраженностью навязчивых состояний и нейропсихологических нарушений (Bechar D., et. Al., 1984).

В психолингвистическом исследовании C. Ludlow et., el. (1989) было продемонстрировано, что тесты на краткосрочную память при анализе показателей вербальной памяти путем предъявления слов визуально или аудиально, не обнаруживают отклонение от нормативных показателей, однако, при предъявлении изолированных зрительных стимулов дети, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, начинают испытывать затруднения в их запоминании.

У подростков преобладают фобии, связанные с сознанием своего физического «Я», навязчивые страхи болезни или смерти (от удушья или остановки сердца), страх подавиться во время приема пищи, боязнь покраснеть. Страх за собственное здоровье нередко переносится на близких и выступает в форме страха за здоровье родителей (Ковалев В.В., 1979).

Хульные и кощунственные мысли, противоречащие нравственным установкам подростка, могут возникать в тех случаях, когда воспитание носит достаточно требовательный характер и осуществляется не родителями подростка, а представителями более старшего поколения.

У заикающихся подростков может сформироваться навязчивый страх речи.

E. Kraepelin (1915) в свое время описал, возникающий у подростков «невроз ожидания», проявляющий себя тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия, а также нарушением последнего при попытке его выполнения (Свядощ А.М., 1971). В.В. Ковалев (1979) относит к «неврозу ожидания» страх устных ответов в классе, возникающий у ребенка хорошо подготовленного к уроку. По мнению автора, явления невроза ожидания нередко присоединяются в качестве вторичных расстройств к другим невротическим нарушениям, например, к невротическому заиканию и энурезу, невротической бессоннице, что усугубляет первичные невротические расстройства.

Содержание навязчивых мыслей может меняться по мере взросления ребенка. В подростковом возрасте встречаются навязчивые состояния содержание которых носит сексуальный или религиозный характер.

Навязчивые состояния у детей могут фиксироваться как в структуре обсессивно-компульсивного расстройства, так и при других расстройствах тревожного спектра («тревога сепарации», социальная фобия, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство) и депрессии.

Вообще, навязчивые состояния не имеющие отношения к обсессивно-компульсивному расстройству регистрируются почти у трети пациентов детского возраста.

Мнительный ребенок что делать. Смотреть фото Мнительный ребенок что делать. Смотреть картинку Мнительный ребенок что делать. Картинка про Мнительный ребенок что делать. Фото Мнительный ребенок что делатьКнига «Навязчивые состояния»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *