Мнк что это такое в налоговой
Что входит в мероприятия налогового контроля
Любой контроль предусматривает проведение ряда мероприятий для выяснения степени соответствия действующему законодательству, правилам, нормам, требованиям. Налоговый контроль, прежде всего, направлен на предотвращение неправильной уплаты предпринимателями обязательных платежей в государственный бюджет. Проверяя все виды ресурсов организаций, особенное внимание уделяя денежному обороту, уполномоченные для проведения проверок лица производят ряд законодательно определенных действий.
Рассмотрим, какую цель преследуют мероприятия налогового контроля, в чем они заключаются, чем отличаются основные мероприятия от дополнительных, какой результат получается в итоге.
Что такое мероприятия по налоговому контролю
Налоги – сфера государственных интересов. Именно государство устанавливает законы и правила налогообложения, и оно же контролирует их выполнение.
В Российской Федерации принят и действует Налоговый кодекс, а также некоторые другие положения, касающиеся уплаты налогов и сборов, обязательные для выполнения предпринимателями и организациями.
Мероприятия налогового контроля – комплекс действий налоговиков, регламентируемый НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ), который производится с целью проверки соблюдения налогового законодательства и международных положений о налогообложении в отношении:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сфера осуществления мероприятий налогового контроля – выездные налоговые проверки и рассмотрение их материалов. В отдельных случаях, оговоренных в НК РФ, некоторые мероприятия могут быть произведены и вне проверок налоговых органов.
Цель и задачи мероприятий налогового контроля
Из самого определения мероприятий налогового контроля вытекает их основная цель – выявление и профилактика правонарушений относительно НК РФ, а в случае обнаружения – обеспечение регламентируемой в НК ответственности. Другими словами, цель мероприятий налогового контроля – обеспечение налоговой дисциплины. На достижение данной цели направлены следующие задачи:
Что может быть выявлено в результате
По итогам налогового контроля проверяющие органы фиксируют выявленные результаты. Ими могут быть:
Основные мероприятия налогового контроля
Сотрудники ФНС Российской Федерации, опираясь на Налоговый Кодекс, в рамках проверок могут осуществлять ряд регламентированных законодательством мероприятий:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У лиц, производящих налоговый контроль, есть утвержденное законодательством право применять различные технические средства для фиксации фактов, выявленных в результате проверки: фотосъемку, кино- или видеозапись, аудиозапись, копировальную технику и др. Применение технического обеспечения контроля должно быть отражено в ее документальном сопровождении (протоколах проверки).
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Случается, и нередко, что собранных на самой проверке материалов недостаточно, чтобы вынести заключение. П. 6 ст. 101 НК РФ позволяет налоговикам в таких ситуациях прибегнуть к дополнительным мероприятиям, которые должны будут послужить подтверждением либо опровержением выявленного факта.
ВАЖНО! Допмероприятия не должны выискивать новые факты, а только уточнять уже отраженные в протоколе.
Формой осуществления дополнительных мероприятий по налоговому контролю могут быть:
Никаких других мероприятий в качестве дополнительных налоговики осуществлять не правомочны. Зато в течение одной проверки вышеописанных мер может быть назначено сразу несколько, закон не ограничивает их количество.
Объекту проверки (предпринимателю или представителю организации) сообщат о дополнительных мероприятиях либо на рассмотрении материалов проверки, либо после его окончания: вручат решение о производстве допмероприятий, оформленное по правилам, установленным приказом ФНС РФ от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. В данном решении, носящем не итоговый, а промежуточный характер, обязательно указывается:
Максимальная продолжительность дополнительных мероприятий не должна превышать 30 дней, только для консолидированных налогоплательщиков в исключительных случаях срок может продлеваться до 2 месяцев (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Анализ материалов допмероприятий
Материалы, полученные в ходе допмероприятий, приобщаются к общим материалам налоговой проверки. К ним применяются те же законодательные требования, что и к основным, то есть налогоплательщик вправе принять участие в их рассмотрении. Для этого он должен выразить такое желание, подав в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Через 2 дня налоговики назовут дату рассмотрения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки обязательно на каждом этапе – как после основных, так и после дополнительных мероприятий. Отсутствие такого извещения – грубое нарушение процедуры проверки.
Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам изучения материалов, он может предоставить их в письменном виде, изложив свои соображения, подкрепив соответствующими документами. Для этого у него есть декада, начиная с даты завершения допмероприятий, указанной в налоговом решении. Ранее этот процесс не регламентировался, теперь он узаконен ФЗ № 130 от 01 мая 2016 года.
Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?
Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?
Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.
Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.
Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?
Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.
На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».
Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля
Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.
Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.
Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.
Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.
Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:
Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.
Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.
Как выявляются «технические» компании
Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.
Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.
Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).
Какая информация собирается по «техническим» компаниям
В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.
Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.
«Сущностные» компании: кто к ним относится
В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.
Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.
В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.
Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю
В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.
За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.
Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.
Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.
Быстрая смена контрагента становится невозможной
Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.
Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.
Ликвидация как повод для проверки
Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.
И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.
Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.
Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.
Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.
Направление требований
На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.
Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.
Вызов на комиссию
Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.
Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».
С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.
Направление информационных сообщений
Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.
В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.
Как избежать проблем при налоговых проверках
Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.
Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.
Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.
Какие ошибки совершают налогоплательщики
1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.
Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.
2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.
Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.
3. Идете на допрос или комиссию без юриста.
4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.
Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.
Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Налоговый мониторинг. Стоит ли переходить и к чему готовиться
В первом квартале текущего года некоторые крупные компании получили от налоговых органов предложения о переходе на налоговый мониторинг.
В разъяснениях ФНС, как правило, содержится описание существенных выгод, которые получит налогоплательщик, применяющий данную систему.
Так ли это, что необходимо для перехода на налоговый мониторинг и существуют ли альтернативные варианты — попробуем разобраться.
Что такое налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг — это одна из форм осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых органов. Данная форма контроля является в определенной степени новой — она введена и применяется лишь с 1 января 2015 года.
В большинстве своем она заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа (полного или ограниченного) к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Если говорить упрощенно, налоговый орган подключается к базе налогоплательщика или предоставленным налогоплательщиком данным и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги практически в режиме реального времени.
Помимо этого, такой способ предоставления данных позволяет налогоплательщикам оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по обложению планируемых и совершенных операций. В этой связи, такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и представляет возможность урегулирования спорных вопросов.
При всем этом, основное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля заключается в его применении сторонами исключительно на добровольной основе.
Кто может перейти на налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего заявления организации и решения налогового органа о его проведении (пункты 1 и 2 ст. 105.26 НК РФ).
В настоящее время, чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2021 года, организации необходимо подать заявление о его проведении не позднее 1 октября (срок был перенесен с 1 июля в связи с пандемией (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 No 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»), п. 1 ст. 105.27 НК РФ)). Соответственно, при принятии налоговым органом положительного решения процедура начнет применяться с 1 января 2021 года, а закончится 1 октября 2021 года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Иными словами, действует следующее правило: если заявление подано в текущем году до установленной даты, то периодом мониторинга будет являться следующий год. Соответственно, процедура начнет применяться с 1 января следующего года, а закончится — 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.
Однако на налоговый мониторинг берут только крупных налогоплательщиков, чьи совокупные показатели деятельности должны соответствовать определенным суммовым критериям.
Расчеты показателей делаются по данным календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. При этом, предусмотрено, что для перехода организация должна соответствовать всем приведенным ниже критериям единовременно.
Действующие в настоящее время критерии перехода на налоговый мониторинг
Наименование показателя | Значение показателя |
---|---|
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) | не менее 300 млн. руб. |
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации | не менее 3 млрд. руб. |
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря | не менее 3 млрд. руб. |
Вместе с тем необходимо отметить, что в скором времени налоговый мониторинг станет доступнее: утвержденная в начале года Концепция (Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 No 381-р «Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга»), предполагает существенное снижение установленных для перехода значений для применения налогового мониторинга.
Цель Концепции увеличить в разы количество участников налогового мониторинга:
— к 2022 году — до не менее 3879 плательщиков;
— к 2024 году — до не менее 7827 плательщиков;
Планируемые критерии перехода на налоговый мониторинг
Наименование показателя | Значение показателя |
---|---|
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) | не менее 100 млн. руб. |
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации | не менее 1 млрд. руб. |
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря | не менее 1 млрд. руб. |
Кроме этого, планируется установить возможность соответствия лишь одному из перечисленных выше критериев. Расширению круга потенциальных участников будет способствовать также включение сумм НДФЛ и страховых взносов в совокупную сумму исчисленных налогов и страховых взносов.
Практика показала, налоговые органы с удовольствием выходят на общение с самими налогоплательщиками по вопросам, возникающим у них при вступлении в налоговый мониторинг, помогают сориентироваться в законодательстве.
Помимо этого, ФНС проводит вебинары с практическими рекомендациями по вступлению в налоговый мониторинг (осуществляется через Главный научный инновационный внедренческий центр ФНС России).
Положительные стороны перехода на налоговый мониторинг
По замыслу создателей данной системы следствием ее функционирования и вовлечения в применение расширенного круга организаций должно привести к следующим положительным, в первую очередь для самих налогоплательщиков моментам:
Как следствие, указанная совокупность призвана способствовать снижению налоговых рисков и, соответственно, доначислений по результатам проверок,что позитивно скажется на возможности планировать налоговую нагрузку по организации. Кроме того, применение данной системы в обозримом будущем приведет к снижению затрат, связанных с налоговым администрированием (временных, трудовых, материальных). Более того, сам по себе факт применения налогового мониторинга способен сформировать и подтвердить применительно к конкретной организации репутацию добросовестного налогоплательщика.
«Минусы» налогового мониторинга
Несмотря на довольно большое число положительных сторон перехода на режим налогового мониторинга, безусловно, существуют и моменты, сдерживающие переход на применение данной системы.
К числу таковых можно отнести:
В этой связи, в настоящее время число организаций, применяющих режим налогового мониторинга, невелико и составляло по информации на конец 2019 года 44 единицы, причем большая их часть приходилась на компании с государственным участием.
Документы для проведения налогового мониторинга
Можно выделить следующие этапы подготовки к применению налогового мониторинга:
Итак, если организация соответствует критериям для перехода на налоговый мониторинг и приняла решение о переходе с 1 января 2021 года, то не позднее 1 октября 2020 г. необходимо представить в налоговый органследующие документы:
Приведенный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На первый взгляд, ничего сложного в составлении приведенных документов нет. Однако, их подготовка производится при участии и тесном взаимодействии с налоговыми органами и имеет много специфических требований, что может оказать не только положительное влияние, но и в некоторых случаях создать определенные сложности. Поэтому подготовкой документов для налогового мониторинга нужно заняться заранее.
Остановимся более подробно на некоторых из них, имеющих определяющее значение для принятия налоговым органом положительного решения о вступлении организации в данную процедуру.
Регламент информационного взаимодействия (РИВ): подготовка и согласование («дорожная карта»)
Форма РИВ и предъявляемые к нему требования утверждены Приказом ФНС России от 21.04.2017 No ММВ-7-15/323@, в связи с чем, наличие каких-либо несоответствий является основанием для отказа в проведении налогового мониторинга. В частности, в РИВ должны быть отражены способы и порядок взаимодействия организации и налогового органа по следующим разделам.
1. Порядок представления налоговому органу документов(информации), включающий в себя достаточно объемный блок информации, где принципиальным моментом является разрешение вопроса о способеинформационного взаимодействия между сторонами, в качестве которых насегодняшний применяются:
2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, где основными являются следующие моменты:
При этом структура раскрытия показателей налоговой отчетности представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя, в том числе:
3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, которая включает:
Подготовка и согласование данного раздела РИВ как наиболее объемного и наименее урегулированного нормативно на уровне действующего налогового законодательства представляется наиболее сложным и трудоемким для исполнения процессом, в связи с чем требует отдельного раскрытия.
Система внутреннего контроля должна быть идеальна
Согласно пункту 7 ст.105.26 НК РФ для целей проведения налогового мониторинга система внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее — СВК) — это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
СВК организаций, принявших решение о вступлении в режим налогового мониторинга, должна удовлетворять требованиям приказа ФНС России от 16.06.2017 No ММВ 7 15/509 @.
Согласно приказу СВК должна обеспечивать:
При этом предполагается, что СВК является единым, комплексным инструментом, который охватывает все структурные подразделения организации и влияет на все происходящие бизнес процессы, вместе с тем, представление информации об СВК компании различно в зависимости от потребителя информации.
Организации, которые могут перейти на налоговый мониторинг по своим финансовым показателям попадают под обязательный аудит, а значит, они, как минимум, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 19 Федерального закона от No 402-ФЗ 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»). Соответственно, при проведении обязательного аудита аудиторы сопоставляют применяемую организацией СВК с предусмотренной Международным стандартом аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» моделью. И не секрет, что не всегда СВК организации соответствует всем требованиям.
Перед переходом на налоговый мониторинг организации необходимо привести свою СВК и регламентирующие ее документы в идеальное состояние. И в этом могут помочь аудиторские компании.
К примеру, СВК можно адаптировать к требованиям налогового мониторинга самостоятельно, учитывая замечания и рекомендации аудиторов, указанные в аудиторском заключении.
При выявлении недочетов и уязвимостей в СВК, способных оказать негативное влияние на функционирование организации, аудитором могут быть даны соответствующие рекомендации по их устранению, а также при необходимости разработаны недостающие составляющие и компоненты применяемой организацией СВК.
Что после представления документов?
После получения всех необходимых документов налоговый орган проводит проверку их соответствия рекомендованным требованиям (Письмо ФНС России от 28.06.2017 No ЕД-4-15/12378 «О направлении порядка оценки полноты сведений, указанных организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга и документах(информации)»), следовательно, организации остается лишь дождаться ответаналоговой, и, если он положительный, то с 1 января следующего года начать жить по-новому.
Комплексный аудит — как альтернатива налоговому мониторингу
Как уже говорилось, одно из преимуществ налогового мониторинга — это минимизация ошибок в учете и отчетности и, как следствие, — низкий риск привлечения к налоговой ответственности. Но не все компании подходят по критериям под налоговый мониторинг, а некоторые компании просто не хотят быть «под лупой» ФНС или пока не готовы к подготовке соответствующих документов.
Есть ли альтернатива налоговому мониторингу, позволяющая добросовестным организациям чувствовать себя защищенными от налоговых претензий? — Да — это системный комплексный аудит.
В рамках проведения комплексного аудита, помимо предоставления аудиторского заключения, мы системно в течение года отслеживаем корректность налогового учета и формирование налоговой базы. Однако, помимо этого, — ищем законные финансовые резервы, позволяющие скорректировать налоговую нагрузку в сторону уменьшения. А главное, — даем расширенные гарантии и защиту от претензий налоговых органов, в том числе в судебном порядке в течение 3-х лет, следующих за проверенным нами периодом.