Многие исследователи отмечают что во время наблюдения

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения

Рейтинг: Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения

2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).

4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).

6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ, специальными терминами (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

ЗАДАЧА 22. Студентка педучилища, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!»

Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

ОТВЕТ. Полученные данные будут недостоверными, так как дети не должны знать ни истинных целей наблюдения, ни того, что за ними наблюдают. Иначе это исказит характер поведения детей и протекание психических процессов. Наблюдение проводится в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно человек, к которому дети привыкли.

ЗАДАЧА 23. Многие исследователи отмечают, чтово время наблюдения мы видим то, что уже знаем, неизвестное проходит мимо нашего внимания.

Правомерно ли такое суждение?

Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?

ОТВЕТ. Да, правомерно. Перед началом наблюдения необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения; продумать организацию, условия наблюдения, форму записи, способ регистрации и др.

ЗАДАЧА 24. Во время своих наблюдений студентка зафиксировала следующий факт: «Саша (2 года 5 мес) ударил Витю (2 года 3 мес), когда тот разрушил его постройку».

Может ли воспитатель причину агрессивного поведения детей видеть только в их отрицательных чертах характера или недостатках семейного воспитателя?

Назовите возможные причины агрессивного поведения обоих мальчиков.

ОТВЕТ. Не может, так как причины агрессивного поведения детей могут быть связаны и со множеством других факторов: оба мальчика не знали, как можно было выйти из создавшегося положения; речь детей была недостаточно развита; возможно, один из детей был перевозбужден; мальчики не умели вступать в контакт; возможно, возобладало чувство досады, неудовольствия; один из детей был нездоров, но это еще не обнаружилось внешне; подражание сверстникам; ответная реакция; импульсивность поведения мальчиков; обида на полученное ранее со стороны воспитателя замечание.

ЗАДАЧА 25. Изучать заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью можно методом наблюдения.

Составьте план проведения наблюдений.

Определите способы регистрации наблюдаемых фактов.

ОТВЕТ. Регистрировать наблюдаемые явления можно по-разному. Например, для каждого вопроса отвести страницу, затем выбрать тех детей, которые соответствуют этому определению. Такая форма предоставляет возможность делать пространные записи, отметив их соответствующей датой, указав условия, сопутствующие наблюдению.

Можно отмечать наблюдения в виде сводной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлена вся группа и создается возможность видеть детей со сходными проявлениями.

Примерный план наблюдений

1. Ребенок любит конструировать, доводить дело до конца («+», «—»).

2. Охотно берется за конструирование, но не доводит до конца («+», «—»).

3. Неохотно берется за конструирование, но доводит до конца («+», «—»).

4. Охотно берется за конструирование, не доводит до конца («+», «—»).

5. Занимается конструированием по настроению («+», «-»).

6. Любит конструировать один («+», «—»).

7. Любит конструировать совместно с другими людьми (детьми) («+», «—»).

8. Испытывает эмоции («+», «—»).

ЗАДАЧА 26. Выписка из протокола наблюдения, проведенного студенткой педучилища С-вой.

Источник

Особенности предъявляемого Синхронно с реакцией испытуемого (в протоколе) на регистрираздражителя Словесный отчет испытуемого Двигательная реакция Скрытые физиологические реакции Ситуация. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов.

В другой раз экспериментатор пришел в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин». Дети дружно согласились. «Я буду продавцом, — сказал он, — а вы будете покупателями. Вот мои товары: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА (назвал те же слова, какие произносил и при первой встрече). Кто назовет больше слов, тому и достанется покупка». На этот раз дети назвали больше слов.

• Назовите причину резких отличий результатов эксперимента.

* Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и «лабораторный эксперимент», назовите их отличительные признаки.

Решение. В первом случае был проведен лабораторный эксперимент, так как деятельность, предложенная детям, была неестественна для них.

Во втором случае эксперимент был естественным, т. е. психические процессы в связи с поставленной задачей вызывались активно. Деятельность детей изучалась в естественных для них условиях (в игре).

Лабораторный эксперимент характеризуется не только тем, что его проводят в лабораторных условиях с помощью психологических приборов и действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношением испытуемого, который знает, что он участвует в эксперименте, хотя может и не знать, что конкретно исследуется.

Ситуация. В эксперименте определялась острота зрения детей 4 лет. Им предложили таблицу с кольцами Ландольта, служащую для определения остроты зрения. В первом случае дети должны были с как можно большего расстояния увидеть направление разрыва кольца. Средний результат был равен 207 см. Во втором случае детям предложили игроПроверьте себя вую ситуацию «Вы охотники». Средний результат эксперимента был равен 257 см.

• С чем связано получение разных результатов эксперимента?

• Проанализируйте полученные результаты с точки зрения требований организации эксперимента.

Решение. Получение разных результатов связано с особенностями проведения эксперимента. В первом случае был проведен лабораторный эксперимент: дети знали, что проводится исследование.

Во втором случае дети были включены в игровую ситуацию: острота зрения изучалась в привычных для них условиях игровой деятельности (естественный эксперимент), поэтому данные естественного эксперимента так отличались от данных лабораторного.

Проводя эксперимент, необходимо продумывать включение детей в какую-либо активную, привычную для них деятельность.

Ситуация. С позиций диалектико-материалистического понимания психики ребенка отбираемые методы исследований должны удовлетворять методологическим принципам. Недостатки одного метода компенсируются включением в исследование других методов, объективно изучающих психику.

• Почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо одного метода, например, метода наблюдения?

• В чем недостатки метода наблюдения?

Решение. При применении нескольких методов исследования изучаемое явление может быть изучено с разных сторон, т. е. более полно. Кроме того, данные одного метода исследования контролируются данными другого, повышается степень надежности, объективности получаемых результатов.

Недостатками метода наблюдения являются: большая затрата времени, связанная с пассивностью наблюдателя; невозможность повторного наблюдения тождественных фактов; невозможность установления точной причины явления; многочисленность неучитываемых условий, возможный субъективизм.

Ситуация. Учительница сообщила вам как исследователю свое мнение об ученике 7 класса Игоре.

• Правомерно ли записать эти данные с пометкой «объективные»?

Решение. Неправомерно. Если учитель дает оценку каких-либо качеств ученика, то следует выяснить, какие факты подтверждают его выводы. Исследователь не должен находиться под влиянием эмоциональных реакций учителя.

Ситуация. А. Газелл ввел в психологию метод лонгитюдного («продольного») изучения психического развития одних и тех же детей (от рождения до подросткового возраста) на протяжении длительного времени.

С помощью этого метода можно обнаружить переломные точки, в которых происходят резкие качественные сдвиги. Но этот метод не дает ответа на вопросы:

1. Что происходит между этими точками разрыва?.

2. Как объяснить механизм психических явлений?

3. Каковы особенности функционирования механизмов психических явлений?

• Какой должна быть стратегия эксперимента, чтобы ответить на эти вопросы?

Решение. На эти вопросы ответом может быть стратегия экспериментального формирования психических явлений с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приведет к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

Ситуация. Существуют разные способы фиксации беседы: диктофон, магнитофон, запись и др.

• Каким средствам фиксации отдать предг почтение?

Решение. Каждый способ регистрации имеет свои достоинства и недостатки. Скрытая магнитофонная запись не может применяться по этическим соображениям. Открытая же запись приводит к тому, что соПроверьте себя беседник чувствует себя стесненно, дает искаженные ответы.

В целях сохранения объективности получаемой во время беседы информации, ее нужно записывать по памяти после окончания беседы. При этом может быть искажение материала.

Часто исследователи предпочитают кодировать содержание ответов и поведенческие реакции собеседников при помощи условных обозначений, на специальных бланках. При этом исследователь заранее определяет соотношение информации и графических знаков. Та информация, которая не нашла графического отражения, записывается дословно. Если не считать субъективности регистрации, такая запись менее трудоемка и позволяет наблюдать за жестами и мимикой испытуемых.

Ситуация. Воспитатель обратил внимание на то, что Саша и Миша (5 лет) всегда гуляют и играют вместе.

Это удивило педагога, так как в характерах мальчиков не было ничего общего. Воспитатель решил выяснить, на чем основана дружба мальчиков.

• Какими методами воспользуется педагог, чтобы выяснить это?

* Подготовьте материалы для проведения исследований.

Решение. Воспитатель может воспользоваться методом наблюдения по специально составленному плану, а также беседой по разработанным целевым вопросам. Педагогу важно изучить продукты деятельности обоих друзей. Можно провести специально разработанный эксперимент.

Ситуация. В старшей группе детского сада проводился эксперимент на выявление уровня притязаний ребенка, основанных на уверенности в себе, с помощью игры «Лото» (набор заданий четырех степеней трудности).

Понаблюдаем вместе с исследователем за поведением ребенка (эксперимент проводила Р.Б. Стеркина):

«Андрей выбирает самое сложное задание — №4.

Потерпев неудачу, берет менее сложное задание — №2, затем, успешно с ним справившись, выбирает задание №3 — более сложное. После неудачи (полученного минуса) уровень его притязаний снова падает до выбора задания №1. Удачно справившись с заданием, Андрей стремится закрепить успех и выбирает во второй раз задание №1. Затем он получает две положительные оценки подряд и соответственно дважды повышается уровень его притязаний: сначала он выбирает задание №2, а затем — №3. После неудачи с заданием №3 следует резкий скачок вниз до задания №1».

• Охарактеризуйте уровень притязаний • Разработайте систему заданий для детей, с помощью которых можно было определять Решение. У Андрея высокий уровень притязаний, так как он начал выполнять самое трудное задание (№4). Для него характерна уверенность в своих силах, но в то же время существует скрытая боязнь неуспеха.

Это выражается в том, что он повышает уровень притязаний осторожно, а понижает его более резко. Видимо, Андрей высоко, адекватно своим возможностям, оценивает себя, но в то же время как бы боится потерять свой престиж. Видимо, Андрей уже привык в группе во всем быть первым.

Ситуация. Вставьте пропущенные слова: «Наблюдение — один из основных методов психологии;

преднамеренное. длительное восприятие, цель которого — проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или. ».

Решение. «Наблюдение — один из основных методов психологии: преднамеренное, планомерное, длительное восприятие, цель которого —проследить за наличием и изменением каких-либо явлений или объектов»

(Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1989. С. 329).

Ситуация. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

• Почему следует тщательно продумывать 256 план наблюдения?

Решение. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений.

С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

Ситуация. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные.

• Чем отличается наблюдение научное от житейского? Что характерно для научного наблюдения?

Решение. Для научного наблюдения характерны:

1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).

2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).

4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).

6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ, специальными терминами (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

Ситуация. Студентка педучилища, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете!».

• Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными?

• Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

9 Методология Решение. Полученные данные будут недостоверными, так как дети не должны знать.ни истинных целей наблюдения, ни того, что за ними наблюдают.

Иначе это исказит характер поведения детей и протекание психических процессов. Наблюдение проводится в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно человек, к которому дети привыкли.

Ситуация. Многие исследователи отмечают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, неизвестное проходит мимо нашего внимания.

• Правомерно ли такое суждение?

• Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?

Решение. Да, правомерно. Перед началом наблюдения необходимо четко сформулировать цель, и составить план наблюдения; продумать организацию, условия наблюдения, форму записи, способ регистрации и др.

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения«СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Методические указания для подготовки дипломированного специалиста по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит СЫКТЫВКАР 2007 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ГОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С. М. КИРОВА КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. »

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения«Департамент образования города Москвы Учебно-методический центр по профессиональному образованию Методические рекоМендации родителям обучающихся и студентов ГоУ сПо Время диалога Москва 2010 05_10_(28.05.10).indd 1 13.10.2010 10:58:56 Авторы-составители: Л.и. коротких, руководитель отдела методического сопровождения воспитательной работы ГОУ ДПО Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы Л.с. каплун, методист отдела методического. »

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения«Теория и практика медико-социальной работы: [учеб. пособие для вузов по специальности Соц. работа], 2007, Александр Владимирович Мартыненко, 5829703319, 9785829703318, Гардарики, 2007 Опубликовано: 7th June 2010 Теория и практика медико-социальной работы: [учеб. пособие для вузов по специальности Соц. работа] СКАЧАТЬ http://bit.ly/1lyDESE Политика инвалидности социальное гражданство инвалидов в современной России, Павел Васильевич Романов, Елена Ярская-Смирнова, 2006, Disabilities, 258 страниц. »

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения«Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Региональная общественная организация поддержки социальной деятельности Русской Православной Церкви Милосердие Священник Игорь Бачинин Как организовать общество трезвости на приходе Практические рекомендации Лепта Книга Москва 2013 1 УДК 271.2-774-48(083.132) ББК 86.372я81+51.1(2)6я81 Б32 Серия Азбука милосердия: методические и справочные пособия Редакционная коллегия: епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. »

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения«1 Рецензенты: Оконешникова О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Прялухина А.В., кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г.Мурманске) Авторы-составители программы: И.А. Синкевич, к.п.н, доцент МГГУ М.Ю. Двоеглазова, к.пс.н, доцент МГГУ О.Н. Недосека, к.пс.н, доцент МГГУ Н.А. Рычкова, д.п.н., профессор МГГУ В.Э. Черник, к.п.н., доцент МГГУ Междисциплинарный. »

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения«СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АИСТЕНОК МУДРОЕ РОДИТЕЛЬСТВО В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ г. Екатеринбург 2009 СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АИСТЕНОК МУДРОЕ РОДИТЕЛЬСТВО В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ г. Екатеринбург 2009 В создании данного пособия участвовали специалисты: Кунгурцева И.А. Зам. Министра Министерства социальной защиты населения Свердловской области Маевская И.В. начальник отдела опеки и попечительства Министерства социальной защиты населения Свердловской области. »

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения«МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЮНЫ Методические рекомендации по применению УЛЬТРАЗВУКОВОГО РАСПЫЛИТЕЛЯ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ ЭфА Под редакцией: д.б.н., профессора Васильева В.Н.; мед. психолога 1 категории Васильевой А.П. Томск СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. • Новое в ароматерапии – ультразвуковой распылитель эфирных масел ЭфА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АППАРАТА ЭФА. • Применение ультразвукового распылителя ЭфА. • Состояния, при которых необходимы рекомендация или наблюдение врача-ароматерапевта. •. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Методы психологических исследований (стр. 13 )

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюденияИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Смотреть картинку Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Картинка про Многие исследователи отмечают что во время наблюдения. Фото Многие исследователи отмечают что во время наблюдения

«Методы психологических исследований»

Задача 1. Студентки во время педагогической практики в детском саду

Должны были изучить интересы детей старшего дошкольного возраста, используя метод беседы.

Первая студентка задала следующие вопросы: чем ты интересуешься? (Ребёнок смущённо молчит.) Тебе нравятся машинки? («Да, нравятся».) А рисовать тебе нравится? («Да, нравится».) А конструировать тебе нравится? («Да».) И т. д.

Вторая студентка построила беседу так: расскажи, какие у тебя есть игрушки дома. («Машинки, самолёты…») Какие самые любимые? («Машинки».) А легковые машинки тебе нравятся? («Да».) Как ты с ними играешь? («Вожу, строю гараж…Улицу строю для машинок. Мост делаю…») Часто ли играешь? («Всегда!») А что ты чаще всего рисуешь? («Машинки, дороги…») А если твои машинки сломаются, что ты будешь делать с ними? («Буду чинить».)

Проанализируйте вопросы первой и второй студенток.

Задача 3. В детских садах исследователи часто обращаются к методу социометрии.

Что может быть определено с помощью метода социометрии?

В чём ограниченность этого метода?

Почему задачи, изучающие отношения между детьми

дошкольного возраста, могут быть решены более успешно

Задача 4.Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения.

К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно чётко сформулировать. ; исходя из.

Контрольные задания по дисциплине: К-13.

«Методы психологических исследований»

Задача 1. Многие исследователи отмечают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания.

Правомерно ли такое суждение? Что необходимо сделать,

Чтобы наблюдение было эффективным?

Задача 2. Используя метод беседы в работе с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать, что мысль, высказанная в форме вопроса, часто оказывает внушающее влияние на отвечающего. Надо стремиться ограждать детей от внушения.

Сформулируйте несколько вопросов, каждый из которых

обладал бы всё меньшей и меньшей степенью внушающего

Задача 3. С какой целью экспериментатор выдвигает

Задача 4. Экспериментатору необходимо было выяснить объём памяти

Детей 5 лет. Он предложил детям для запоминания следующие слова: карандаш, кукла, конфетка и др. Дети сумели воспроизвести лишь небольшое количество слов.

В другой раз экспериментатор пришёл в эту же группу детского сада и, поздоровавшись с детьми, предложил: «Давайте поиграем в магазин».

А вы будете покупателями. Вот мои товары: карандаш, кукла, конфетка (назвал те же слова, какие произносил при первой встрече). Кто назовёт больше слов, тому и достанется покупка».

На этот раз дети назвали больше слов.

Назовите причину резких отличий результатов эксперимента…

Раскройте содержание понятий «естественный эксперимент» и

«лабораторный эксперимент», назовите их отличительные

Контрольные задания по дисциплине: К-14.

«Методы психологических исследований»

А)Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

Б) О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит, а по тому, что и как он делает.

В) Психическая деятельность всегда получает своё объективное выражение в тех или иных действиях, движениях, речевых реакциях, в изменениях внутренних органов и т. д.

Г ) Мы не можем воспринимать чужую душевную жизнь, она навсегда остаётся вне пределов возможного опыта.

Д) При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.

Е) Психическое определяется только психическим. Поэтому невозможно ставить эксперимент над мыслью.

Задача 2. Студентка педучилища во время педагогической практики в детском саду подошла к Коле (5 лет) и сказала ему: «Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать!» Мальчик остановился и недоуменно посмотрел на неё. Студентка начала с ним беседовать…

Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться

Какие условия должен соблюдать исследователь, применяя

Задача 3. Можно ли применять тесты, чтобы выявить уровень

умственного развития ребёнка?

Задача 4. В одном эксперименте с помощью проверенных объективных методик сопоставлялись особенности некоторых характеристик памяти дошкольников, школьников и взрослых.

Как называется метод, с помощью которого осуществлялось

Какие требования предъявляются исследователями для

получения объективных данных?

Контрольные задания по дисциплине: К-15.

«Методы психологических исследований»

Задача 1. Для изучения избирательных отношений между детьми в старшей группе детского сада была использована экспериментальная игра «Секрет» (автор ). По ходу эксперимента исследователь заверял Петю, что не только он сам будет делать подарки своим сверстникам, но и другие дети сделают ему подарки тоже.

С какой целью экспериментатор должен проводить подобного

рода беседы с каждым ребёнком перед проведением

Задача 2. Воспитательнице необходимо было выяснить отношение Димы (5 лет 6 мес.) к маме. Подбирая вопросы для беседы с ребёнком, она так сформулировала их:

1.Любишь ли ты маму?

3.Как ты любишь маму?

4.Тебе нравится делать приятное маме?

5.А твоя мама хорошая?

6.Что ты сделал приятного маме?

7.Как часто ты делаешь маме приятное?

8.Стараешься ли ты сделать приятное маме?

9.А что именно ты сделал маме приятное?

10.Как ты маме помогаешь?

11.Что же ты не всегда маме помогаешь?

12.Кого ты больше любишь: маму или папу?

13.Ты маму слушаешься?

14.Что же ты такой большой, а маму не слушаешься?

15.Если ты не слушаешься, то мама тебя наказывает?

16.Помнишь, как поступила мама, когда ты её не послушался?

Назовите правильные формулировки. Объясните, почему

они верны. Какие требования предъявляются к формулировке

вопросов, используемых в беседе?

Задача 3. Что такое стандартизированный тест?

Как стандартизируют тесты?

Задача 4. Объясните, почему детские рисунки служат многим исследователям ценным материалом для вывода о разных сторонах психического развития ребёнка.

Определите цель исследования, для осуществления которой можно использовать изучение детских рисунков.

Наметьте план реализации поставленной вами цели исследования.

Вопросы к экзамену по дисциплине:

«Методы психологических исследований»

Для студентов III курса отделения

Составитель: ст. преподаватель

1. Общее представление о системе методов в психологии.

2. Категория «метод» в системе смежных понятий.

3. Краткая история становления эмпирического знания в психологии.

4. Классификации методов психологических исследований (Г. Пирьова,

5. Классификация методов психологических исследований согласно

6. Основные требования к методам психологических исследований.

7. Стандартизация и объективность тестовых показателей. Критерий

8. Валидность методов исследования. Типы валидности. Расчёт

9. Надёжность методов. Факторы, нарушающие надёжность исследования.

Расчёт надёжности. Коэффициенты надёжности, стабильности и

10. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента.

Понятие артефактов и их виды.

11. Основные факторы общения экспериментатора и испытуемого,

приводящие к искажению результатов эксперимента.

12. Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения на

результаты эксперимента. Контрартефакты и их роль в

13. Особенности неэмпирических методов в психологии.

14. Организационные методы (подходы) в психологии.

15. Сравнительный и лонгитюдный методы исследования. Требования к

проведению. Основные достоинства и недостатки.

16. Классификация видов лонгитюдного исследования. Псевдолонгитюдные

17. Комплексный метод исследования в психологии.

18. Методы обработки данных. Основные виды методов количественного

анализа (и синтеза) в психологии. Требования к проведению.

19. Качественные методы в психологии. Основные приёмы качественной

обработки данных. Требования к осуществлению.

20. Психометрический подход в психологии. Измерительные шкалы.

21. Психометрическое и психофизическое шкалирование. Основные этапы

22. Интерпретационные методы (подходы) в психологии. Основные виды.

Требования к осуществлению.

23. Общее представление об эмпирических методах в психологии.

24. Общее представление о методе наблюдения. Признаки научного

наблюдения. Границы и возможности научного наблюдения.

25. Ситуации наблюдения. Основные достоинства и недостатки метода

26. Виды и формы наблюдения. Требования к проведению.

28. Общее представление о вербально-коммуникативных методах в

29. Метод беседы. Сущность и специфика психологической беседы, как

30. Основные способы ведения и виды психологической беседы.

Особенности беседы с детьми.

31. Основные приёмы и техники рефлексивного слушания.

32. Опрос. Специфика метода опроса. Теория опросного метода.

33. Основные требования к построению систем вопросов. Правила

формулирования вопросов опросника. Виды вопросов.

34. Интервью как единство беседы и опроса. Процедура

35. Виды интервью. Требования к интервьюеру.

36. Анкетирование. Специфика анкетирования как опросного метода.

Принципы и правила построения анкеты.

37. Виды анкетирования. Сравнительный анализ интервью и

38. Эксперимент как активный метод психологического исследования.

Основные элементы экспериментального метода: уровни эксперимента.

39. Планирование эксперимента. Типы планов. Основные задачи и способы

планирования. Доэкспериментальные, экспериментальные и

40. Требования к организации и проведению эксперимента.

41. Выборка испытуемых. Определение репрезентативности выборки.

42. Понятия «идеального» и «реального» эксперимента. Эксперимент

43. Процедурные особенности эксперимента. Виды эксперимента.

44. Виды переменных в психологическом эксперименте. Измерение

переменных как условие установления экспериментальных эффектов.

45. Дополнительные и комплексные независимые переменные. Контроль

внешних и внутренних дополнительных переменных.

46. Гипотезы и формы контроля в психологическом эксперименте.

Валидность как цель экспериментального контроля.

47. Общее представление о психологическом тестировании. Понятие

психологического теста. Возникновение и развитие метода

тестирования. Этапы процесса тестирования.

48. Классификация психологических тестов. Субъективные, объективные и

проективные тесты. Специфика. Основные виды.

49. Проективные тесты в психологии. Специфика. Достоинства и

недостатки проективных тестов.

50. Классификация проективных тестов.

51. Компьютерное тестирование и его специфика. Достоинства и

недостатки. Классификация КТ.

52. Требования к построению и проверке тестовых методик.

53. Моделирование. Понятие «Модели» в психологии. Специфика

моделирования в психологии. Основные функции моделей.

54. Классификация моделей. Основные направления моделирования в

55. Особенности и специфика психосемантических методов в психологии.

Понятие психомоторных методов в психологии. Целевая

направленность и виды.

56. Методы социально-психологической диагностики личности.

57. Общее представление о психотерапевтических методах в психологии.

58. Общее представление о методах изучения документов в психологии.

Суть метода контент-анализа. Целевая направленность. Процедура

59. Общее представление о системе биографических методов в

Метод психобиографии. Каузометрия. Биографические опросники.

60. Психофизиологические методы как объективные способы изучения

психики. Целевая направленность. Процедура проведения.

61. Общее представление о праксиметрии. Понятие праксиметрических

методов в психологии. Целевая направленность методов.

62. Общее представление о психомоторных методах в психологии.

63. Этика психологических исследований.

Но анализ корреляционный не позволяет решить одну проблему, связанную с возможной интерпретацией зависимости, существующей между переменными. Недостатки анализа корреляционного связаны с тем, что он позволяет лишь констатировать наличие некоторой связи между параметрами или переменными, но не может доказать причинно-следственный тип этой связи.

1. По мнению Р. Готтсданкера, это та переменная, на которую (и только на неё), согласно теоретическим предположениям, оказывает своё действие независимая переменная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *