Многие ученые считают что эпоха средневековья заканчивается
Средние века
Средние века, или Средневековье, — исторический период всемирной истории, который следует после Античности и предшествует Новому времени.
Конец есть начало
Началом исторического периода, который мы называем Средневековьем, историки считают Переворот Одоакра: вождь отряда варваров-наемников отстранил от власти последнего императора западной части Римской империи Ромула Августа, провозгласив себя властителем Италии. Знаки императорского достоинства (диадема и пурпурная мантия) были отосланы Одоакром в Константинополь, и с этого времени византийский император, прежде глава лишь восточной части римского государства, стал считаться формальным правителем всей империи. Так в 476 г. с падением Западной Римской империи завершился период, который мы сегодня называем эпохой Античности, и появились первые признаки удивительного, насыщенного событиями времени, которое пристрастные потомки назовут Средними веками.
О событии, ознаменовавшем окончание Средневековья, нет единого мнения. Используют разные эпизоды: открытие Америки Колумбом (1492 г.), начало Английской буржуазной революции (1640 г.), окончание Тридцатилетней войны (1648 г.) и даже начало Великой французской революции (1789г.).
Этапы Средневековья
Между Античностью и ее возрождением
Термин «Средние века» предложил итальянский философ-гуманист Флавио Бьондо в 1454 г. До него этот период называли Темными веками (как и гораздо более раннюю эпоху истории Древней Греции). Гуманисты Возрождения считали Средневековье пограничным временем между Античностью, которой они восхищались, и современной им эпохой.
Церковь — культурная и объединяющая сила
Культурную роль Христианской Церкви в раннем Средневековье невозможно переоценить. Аббаты и епископы — священники высокого ранга — управляли городами и хозяйствами в сельской местности, а порой, в отсутствие властителей, становились регентами целых государств, как, к примеру, французский аббат Сугерий, один из основоположников готического стиля. После распада Римской империи именно Христианская Церковь объединяла многонациональные Европу и Византию. В монастырях сохранялась грамотность, велись летописи, переписывались книги, развивались науки и искусства.
Монархии и республики
В Средневековье большинство государств представляло собой монархии. Основатели средневековых династий являлись, прежде всего, военными вождями. Республиканский строй был в Венеции, Генуе, Новгороде. Эти и ряд других городов с прилежащими территориями были феодальными республиками.
Наветы потомков
Средневековье было временем суровых испытаний, периодом смешения культур, но «темными» и «дикими» эти века потомки нарекли несправедливо. В то время при монастырях и дворах правителей изучались трактаты Аристотеля, создавались научные труды и выдающиеся произведения литературы и искусства, строились университеты и готические соборы. Велик был и процент грамотного населения, ведь все христиане должны читать и знать наизусть слово Божье.
Университеты
В Средние века во многих городах возникли университеты. В исламском мире в марокканском городе Фес еще в 859 г. был открыт университет Аль-Карауин. В Европе в итальянском городе Салерно в X в. была образована медицинская школа, на базе которой потом появился университет. Но все же первыми западноевропейскими университетами считаются Болонский (1088 г.) и Парижский (официально признан королем в 1200 г.). Изучали там философию, богословие, право и медицину, а также алхимию предшественницу химии — и другие естественные науки.
Семь свободных искусств
Средневековые ученые унаследовали от Античности систему учебных дисциплин — так называемые семь свободных искусств. Это грамматика, риторика, логика (тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). Семь свободных искусств изучали на младшем факультете — искусств, по окончании которого студенты могли поступить на один из старейших факультетов — медицинский, юридический или богословский.
6 причин, по которым Средневековье не было таким уж тёмным временем, как принято считать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Термин «Тёмные века» возник в поздний период, благодаря учёным, которые слишком предвзято относились к Древнему Риму
Это произошло после того как германские племена завоевали Римскую империю. На всей территории они уничтожили римские традиции, заменив их своими. Негативный взгляд на эту эпоху сформировался под влиянием сохранившихся текстов того времени. Такие авторы, как святой Иероним, святой Патрик, Григорий Турский и прочие были просто зациклены на Риме. Именно благодаря им всё стало рассматриваться в исключительно дурном свете.
Отчасти они были правы, ведь были утеряны многие инновации. Уровень грамотности упал в сравнении с Древним Римом. Но сказать, что наука и образование не развивались, нельзя. Учёные эпохи Возрождения, как например, Петрарка, обрисовывали Рим и Древнюю Грецию, как верх человеческих достижений во всех областях. Они бесконечно романтизировали это безвозвратно ушедшее время и полностью отвергали настоящее. Многие писатели и философы тех времён просто не замечали великих лидеров, научных достижений и шедевров искусства, живя прошлым.
2. Церковь заняла место Римской империи и стала самой могущественной силой в Европе
Когда пал Рим, в Европе не было властной централизованной политической структуры, которая могла бы заменить его. Исключение составил лишь короткий период правления Карла Великого. Но свято место пусто не бывает. Таким институтом власти стала церковь. Своё главенствующее место ей удалось занять благодаря развитию монашества. Это движение родилось в 3 веке, его родоначальником был Антоний Египетский. Период наибольшего расцвета монашества пришёлся на 10-13 века.
Все монархи того времени имели тесные взаимоотношения с церковью. Власть полностью опиралась на религиозные институты. В это время значительно вырос авторитет Римской католической церкви в лице пап. Короли и королевы не могли ничего решать без их одобрения. В отличие от времён Римской империи ни о какой монополизации власти правителями речи не шло. Мощный рычаг влияния в лице церкви нёс вполне позитивные последствия. Ограничение королевской власти, а позже принятие Великой хартии вольностей и рождение английского парламента – стали важными вехами в мировой истории.
3. Рост монашества имел важные последствия для более поздних западных взглядов и формирования ценностей
Доминирование церкви в раннем средневековье было основной причиной, по которой более поздние учёные заклеймили этот период как «непросвещённый». Особенно ярко это было описано исследователями протестантской Реформации в 16 веке и эпохи Просвещения в 17 и 18 веках. Эти историки считали, что в этот период церковь оказывает тормозящее воздействие на научный и интеллектуальный прогресс. Они писали о том, что религиозное благочестие полностью подавляет науку и искусство. Но это совсем не было правдой. Раннехристианское монашество поощряло грамотность. При монастырях были школы, где люли обучались различным наукам. Многие средневековые церковники были не только покровителями разных искусств, но и сами были талантливыми художниками, писателями, учёными.
Одним из наиболее влиятельных монахов раннего средневековья был Бенедикт Нурсийский (480-543гг.). Он основал великое аббатство Монтекассино. Его главным правилом, своего рода конституцией, стал письменный кодекс для бенедиктинцев. Он устанавливал стандарты существования и организации для монастыря и общины. Этот свод правил ограничивал власть аббата. Кроме того, Бенедикт говорил, что праздность — это враг души. Монах считал, что все духовные лица должны заниматься всеми видами труда: физическим, интеллектуальным и духовным. Кодекс Бенедикта стал образцом для большинства западных монастырей. Всё это на столетия опередило знаменитые протестантские догмы о трудовой этике.
4. Раннее средневековье было временем подъёма сельского хозяйства
До раннего средневековья процветание сельского хозяйства Европы в значительной степени ограничивалось югом. Там были в основном песчаный и рыхлые почвы. Их легко было возделывать простеньким примитивным плугом. С остальными землями было тяжело. Они почти никак не возделывались. Изобретение тяжёлого плуга, который мог глубоко вспахивать тяжёлую глинистую почву, изменило всё. К 10 веку сельское хозяйство Северной Европы полностью изменилось, весьма активно развиваясь. Ещё одной ключевой инновацией того времени стала сбруя, которую надевали на шею и плечи лошади. Она помогала правильно распределить нагрузку. Лошади оказались намного сильнее и эффективнее быков. Сбруя произвела настоящую революцию как в сельском хозяйстве, так и в развитии передвижения человека. В это же время стали использовать металлические подковы.
Кроме этого, в средние века имело место такое явление, как «тёплый период». Тогда тёплая хорошая погода преобладала. Учёные считают что в сочетании с ключевыми достижениями в области сельскохозяйственных технологий, это отлично способствовало бурному скачку в развитии сельского хозяйства в те века.
5. В исламском мире были достигнуты большие успехи в науке и математике
В исламском мире, напротив, прогресс шёл семимильными шагами. Они сделали большой скачок в развитии математики и других наук. В основном это произошло благодаря тому, что на востоке использовали древнегреческие научные тексты, переведённые на арабский. Впоследствии латинский перевод «Сводной книги по расчётам путем завершения и уравновешивания» персидского астронома и математика 9 века аль-Хорезми познакомил Европу с алгеброй. Открыв первые систематические решения подобных задач, линейных и квадратных уравнений. Система аль-Хорезми подарила науке слово «алгоритм».
6. Каролингское Возрождение пережило бурный расцвет искусства, литературы, архитектуры и науки
Карл, сын Пепина Короткого, унаследовал франкское королевство вместе со своим братом Карломаном, когда Пипин умер в 768 году. Несколько лет спустя скончался Карломан. На своё тридцатилетие Карл получил над всем королевством абсолютный контроль. Истории он известен как Карл Великий или Большой. Этот король вёл многочисленные войны с мусульманами в Испании, баварцами и саксами в северной Германии и лангобардами в Италии. Это, в свою очередь, привело к расширению франкской империи. Как представитель первого германского племени, исповедующего католицизм, Карл Великий серьёзно относился к распространению веры. В 800 году Карл был коронован Папой Львом III в качестве «императора римлян». В конце концов, это превратилось в титул императора Священной Римской империи.
Карл Великий был бесконечно горд носить этот титул. Он старался делать всё для развития сильного государства. Король поощрял возрождение и развитие архитектуры в римском стиле. Монарх продвигал образовательную реформу и обеспечивал сохранение классических латинских текстов.
Ключевым достижением правления Карла Великого было введение стандартного почерка, известного как каролингский миниатюрный шрифт. Благодаря таким нововведениям, как пунктуация, регистр и интервалы между словами, он произвёл подлинную революцию в сфере чтения и письма. Было упрощено производство книг и других документов.
Династия Каролингов просуществовала слишком короткое время. Бесценное же наследие на века обеспечило твёрдую основу для позднего культурного возрождения. Книги, школы, учебные программы и пособия, методы обучения, отношение к науке — всё это было достижениями «тёмных» веков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что значит концепция “долгого средневековья”?
Данная концепция родилась у французских историков школы «Анналов» и их последователей. Проще всего кратко объяснить суть, процитировав самого Жака Ле Гоффа — основного «отца» концепции «Долгого Средневековья»:
Сохранность базовых общественных структур позволяет говорить о наличии неразрывных связей, скрепляющих европейское общество на протяжении пятнадцати веков, с IV по XIX в.
Проще говоря, сторонники идеи «Долгого Средневековья» продлевают Средние века аж до Великой Французской революции, «вырезая» из периодизации истории почти всё Новое время. Они полагают, что Средние века не закончились ни в начале XVI века (как большинство историков), ни в середине XVII (как полагает меньшее их количество, но в том числе я).
Если всё же непонятно, то лучше всего прочитать «В поддержку долгого средневековья» — короткий текст Ле Гоффа, откуда как раз взят данный тезис.
При всём огромном уважении к Ле Гоффу (это один из людей, без которых не было бы современной медиевистике) и некоторым другим авторам, я вынужден отметить, что в наше время мало кто относится к идее «Долгого Средневековья» всерьёз. Основная проблема этой концепции — та же, что у многих других концепций «анналовцев» (например, широко известной гипотезе о «движении младших сыновей», якобы объясняющей причины Крестовых походов, но сегодня наукой уже отвергнутой).
Эта проблема — франкоцентричность. Будучи французами, эти (без шуток!) великие учёные уж очень сильно воспринимали историю Европы вообще через призму истории конкретно Франции. Уж если им удавалось построить гипотезу на основе майората (которого за пределами Франции просто не было практически!), то чего уж удивляться появлению подобной идеи?
Концепцию «Долгого Средневековья» ещё более-менее жаловали в советской науке, потому что идеологически она была весьма удобна, но в целом — это. ну, конечно, не маргинальная теория. Ле Гофф всё же великий историк, и ни один человек в здравом уме не станет отрицать сие.
Скорее это. ну, очень оригинальная концепция. Очень. Очень-очень. До сих пор она может найти своих сторонников, но какого-то переворота в науке не совершила.
Тысячелетняя эпоха Cредневековья
Что называют Средневековьем?
Понятием «Средневековье», или «Средние века», обозначается примерно тысячелетний период истории человечества между Древним миром и Новым временем. Надо сказать, что в самом Средневековье это понятие не было известно. Средневековый человек не знал, что он живет именно в «Средние века». В то время историю мира делили на два больших периода: древнее, то есть языческое, и новое, то есть христианское время. Словосочетание «Средние века» было впервые использовано итальянскими гуманистами XIV века, восторгавшимися античной культурой и пытавшимися ее возродить. Столетия, начиная с падения Римской империи до времени, в котором они сами жили, гуманисты иронично называли «Средними веками» – временем невежества и варварства. Современные ученые не разделяют такого пренебрежительного отношения к Средневековью, но, тем не менее, сам этот термин и поныне широко используется.
Страница из хроники XV века.
Увеличенная иллюстрация из той же хроники.
Современные историки об эпохе Средневековья
Средневековье – пасынок истории
Средневековье – пасынок истории, историческая память обошлась с ним несправедливо. «Средний век» (medium aevum) – безвременье, разделяющее две славные эпохи истории Европы, средостенье между античностью и ее возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, «темные столетия» – таков был приговор гуманистов, закрепленный просветителями, так судили и в XIX веке, противопоставляя динамичное Новое время «застойному», «косному» Средневековью. Но ведь и ныне, когда хотят назвать какое-либо общественное или духовное движение реакционным, отсталым, не задумываясь прибегают к штампу – «Средневековое».
Арон Гуревич. Категории средневековой культуры. Москва, 1972
Святая Радегунда (иллюстрация из книги XI века).
Жившая в VI веке принцесса Тюрингии и королева франков была одной из первых женщин германского происхождения, которая получила образование. Радегунда не смирилась с навязанным ей несчастливым замужеством, а основала в Пуатье женский монастырь. Он стал одним из крупнейших культурных центров своего времени.
Средневековье и современность
Голландский историк Йохан Хейзинга об отличительных чертах средневековья по сравнению с современностью:
Бедствиям и обездоленности неоткуда было ждать облегчения, в ту пору они были куда мучительнее и страшнее. Болезнь и здоровье рознились намного сильнее, пугающий мрак и суровая стужа зимою представляли собой настоящее зло. Знатностью и богатством упивались с большей алчностью и более истово, ибо они гораздо острее противостояли вопиющей нищете и отверженности. Подбитый мехом плащ, жаркий огонь очага, вино и шутка, мягкое и удобное ложе доставляли то громадное наслаждение, которое впоследствии, быть может благодаря английским романам, неизменно становится самым ярким воплощением житейских радостей. Все стороны жизни выставляются напоказ кичливо и глупо. Прокаженные вертели свои трещотки и собирались на процессии, нищие вопили на папертях, обнажая свое убожество и уродство.
Йохан Хейзинга. Осень Средневековья. Перевод с нидерландского. Москва, 1995
На картине немецкого художника Ганса Гольбейна «Послы» (1533) изображены два дипломата, которые прибыли ко двору английского короля Генриха VIII. Их окружают музыкальные инструменты, а также предметы, связанные с астрономией и другими науками. Все это указывает на то, что они – образованные люди. Перед послами изображен причудливо искаженный человеческий череп. Значение этого символа неизвестно до сих пор.
Дополнительно о картине можешь посмотреть видео на английском языке: Khan Academy.
Средневековье – детство Западного мира
Таким образом, изучая Средневековье, мы изучаем свое детство, как врач, пытающийся выяснить состояние нашего здоровья, задает нам вопросы о нашем детстве.
Умберто Эко. Путешествия в гиперреальность. 1986
Иллюстрация апреля из молитвенника герцога Беррийского (1416). На переднем плане изображена пара из высшего сословия, которая обменивается обручальными кольцами. На заднем плане – принадлежащий герцогу Дурданский замок.
Многие ученые считают что эпоха средневековья заканчивается
Вопрос:
Некоторые ученые считают, что неоднократные завоевания Индии в эпоху Средневековья мало повлияли на ее самобытность. Подтвердите или опровергните данную точку зрения.
Подробный ответ:
Я склонен согласиться с этим утверждением. Индия все время находилась под чьей-то властью. Были ли то арабы, тимуриды, моголы или англичане, индусы оставались практически рабами. Но как это ни удивительно, постоянное подчинение иноземной культуре не только не уничтожило древние индийские традиции, но только укрепило их. Да, индийская культура подвергалась чужеземному влиянию и многое переняла от арабской культуры и от английской. Это видно и по архитектуре и интерьерам, в которых до недавнего времени можно было наблюдать яркие примеры английского колониального стиля. Это видно и по тому, что сегодня одним из государственных языков Индии является английский язык. Однако, мы видим и сохранение исконно индийских традиций, поддерживаемых кастовой системой, «традиционным» обществом, культурой и религией.
Конечно же, это парадокс, ни одна культура не может сохраниться неизменной, постоянно пребывая в культурном соседстве с другими традициями, причем находясь в подчинении. Но индийская культура не только сохранилась, но и оказала огромное влияние на мировую культуру. Считается, что индийская культура выжила потому, что она в первую очередь направлена на внутренний мир человека. Ее истоки в созерцании, осмыслении, медитации, простых человеческих чувствах и эмоциях. Этим понятиям нет дела до политики или войн. Они существуют пока живы сами люди.