Многочисленные исследования показали что на 50 здоровье человека обусловлено
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
7 апреля Всемирный день здоровья. От чего зависит наше здоровье?
7 апреля Всемирный день здоровья. От чего зависит наше здоровье?
Известно, что на 50-55% наше здоровье зависит от нас самих — от нашего образа жизни. Окружающая среда закрепила свое влияние на здоровье на отметке в 20%. От генетической предрасположенности наше драгоценное здоровье зависит на 18-20%, и всего на 8-10% – от государственной системы здравоохранения.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Соответственно, здоровый образ жизни, по определению ВОЗ, представляет собой «оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды».
Исходя из этого определения, рассмотрим отдельные составляющие здорового образа жизни более подробно.
Солнечный свет. Под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца в коже человека происходит выработка витамина D, который не только укрепляет кости, но и является хорошим средством от депрессии. Достаточный уровень данного витамина защищает от остеопороза, рассеянного склероза, рахита. Его дефицит способствует развитию пародонтоза, онкологических заболеваний, мышечных болей, болезней суставов и даже сахарного диабета. К сожалению, с возрастом всасываемость этого полезного витамина снижается, да и не каждому по карману постоянно покупать хорошую морскую рыбу или соответствующие аптечные препараты, поэтому крайне важным становится совершенно бесплатное получение витамина D во время прогулок.
Уничтожение болезнетворных микроорганизмов – это еще один из положительных аспектов воздействия солнечного света. В старину, до появления антибиотиков, солнечный свет активно использовали для лечения различных гнойничковых заболеваний кожи.
Кроме этого солнечный свет оказывает благотворное влияние на психику человека, вызывая положительные эмоции, которые также благоприятно воздействуют на общее самочувствие.
Вести ЗОЖ – это значит не пренебрегать прогулками в солнечные дни, регулярно «впускать» через открытые окна солнечные лучи в комнату и умеренно загорать. С другой стороны, во избежание негативного влияния солнечного света, в летние дни необходимо пользоваться солнцезащитными очками и не допускать солнечных ожогов, нося соответствующую одежду и пользуясь солнцезащитными кремами.
Воздух. Свежий воздух, насыщенный отрицательно заряженными ионами и кислородом, также благотворно влияет на общее состояние организма. Тугие пояса на талии и привычка дышать верхней частью грудной клетки, а также застойный воздух в помещении могут вызвать головную боль, нарушение сна, раздражительность, агрессивность, снижение концентрации внимание и ухудшение мыслительных способностей. Иногда для ясности мысли достаточно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.
Использовать свежий воздух для здоровья – это регулярно проветривать свое жилье, учиться дышать «животом» (диафрагмальный тип дыхания) и обеспечивать хорошую вентиляцию во время приготовления пищи на кухне, особенно если для этого используются газовые плиты.
Вода. Для нормального функционирования нашего организма достаточно в день употреблять 1,5–2 литра жидкости, 2/3 из которых должна составлять обыкновенная вода. О недостатке воды могут свидетельствовать следующие симптомы:
Наше сердце, нервная система, почки и другие органы хорошо функционируют, если в сутки человек весом в 70 кг выпивает не менее 1,5 литров жидкости. При избыточной массе тела следует добавить по 1 стакану на каждые 10 кг лишнего веса.
Сбалансированное питание. Основной принцип сбалансированного питания — умеренность и разнообразие, потому что организм должен получать все необходимые питательные вещества и микроэлементы.
Основу питания должны составлять каши, хлеб и макаронные изделия из муки грубого помола, картофель. Многие проблемы возникают из–за того, что современный человек ограничивает употребление фруктов и овощей, которые богаты клетчаткой, фитохимическими веществами, витаминами и минералами. Согласно рекомендации ВОЗ, человек в день должен употреблять как минимум 200 г фруктов и 300 овощей.
Также в рацион питания обязательно следует включать молочные и кисломолочные продукты, яйца и бобовые. Многие пирамиды сбалансированного питания также рекомендуют включать в ежедневное меню рыбу и нежирные сорта мяса, а также орехи и семена.
Из жиров предпочтение отдается растительным маслам, а вот конфеты, выпечку и прочие сладости следует употреблять в очень ограниченном количестве, например, по выходным или праздникам.
Здоровое и сбалансированное питание – это основа профилактики многих заболеваний.
Физические упражнения. Считается, что гиподинамия оказывает такое же вредное влияние на сосуды, как и длительный стаж курения. Физические упражнения не только улучшают обмен веществ и циркуляцию крови в организме, но и способствуют укреплению иммунитета, снижению холестерина и нормализации обмена веществ.
Для взрослого человека необходимо делать в день не менее 10 000 шагов. Полезными будут также занятия аэробикой, бегом, плаванием или другими видами спорта минимум по 30–40 минут 5 раз в неделю.
Самый простой способ мотивировать себя больше двигаться – это приобрести беговую дорожку и просматривать любимые телесериалы и программы не лежа на диване, а занимаясь на домашнем тренажере.
Отдых. Человек нуждается в ежедневном, еженедельном и ежегодном отдыхе, который зависит от основного вида деятельности. Например, при тяжелом физическом труде отдыхать – это выспаться, почитать интересную книгу или просто посидеть в любимом кресле. Если же работа сидячая, то лучшим отдыхом станет посещение спортзала и общение с друзьями на свежем воздухе.
Согласно данным исследований, в которых принимали участие долгожители, их объединяли не только сбалансированный рацион питания и достаточный объем физических нагрузок, но и позитивное, оптимистичное отношение к жизни, способность радоваться повседневным мелочам.
Немаловажную роль в плане сохранения здоровья являются и духовные убеждения человека в правильности его действий. Если совесть не дает покоя, если человек находится во внутреннем конфликте с самим собой или он утратил надежду в результате краха его системы ценностей, то это вызывает тяжелый хронический стресс, негативно влияющий на различные аспекты жизни человека.
Поэтому вести здоровый образ жизни в духовном отношении – это замечать положительное в повседневной жизни, чаще радоваться, легче относиться к проблемам и быть в мире с самим собой.
Материал составлен ОГСиК по открытым Интернет-ресурсам
Тесты по разделу «Основы здорового образа жизни» 10 класс
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ. ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Просмотр содержимого документа
«Тесты по разделу «Основы здорового образа жизни» 10 класс»
Раздел 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
3.1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Из приведенных определений здоровья выберите то, которое принято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):
1) здоровье человека — это отсутствие болезней и физических недостатков
2) здоровье человека — это отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом
3) здоровье человека — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков
4) здоровье человека — это его способность противостоять заболеваниям
2. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека примерно на 50% зависит от:
2) экологических факторов
4) состояния медицинского обслуживания населения
3. Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. Из приведенных групп факторов воздействия внешней среды выберите те, которые сильнее всего влияют на здоровье человека:
1) генетические, общественные, медицинские
2) природные, техногенные, социальные
3) материальные, политические, расовые
4) химические, идеологические, умственные
4. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводят врачи-специалисты:
1) хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости врачи других специальностей
2) терапевт, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости школьный врач
3) невропатолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в случае необходимости представители наркологического и кожно-венерологического диспансера
4) дерматолог, психиатр, окулист, стоматолог, а в случае необходимости врачи психоневрологического и противотуберкулезного диспансера
5. На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим колебаниям, которые называются:
3) процессом отдыха
1. Как вы понимаете, что такое духовное здоровье?
1) знание культуры и искусства
2) начитанность и образованность человека
3) умение воспринимать красоту окружающего мира
4) состояние системы мышления и мировоззрения
2. Укажите основные физические качества личности человека:
1) способность поднять большой вес, быстрая реакция
2) способность передвинуть тяжёлый груз с места на место, хорошее зрение и обоняние
3) сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость
4) крепкая костно-мышечная система, ловкость и хорошая работа легких
1) избыток движения
2) пониженное артериальное давление
3) физическое перенапряжение организма
4) недостаток движения
4. Укажите основные принципы, составляющие основу закаливающих процедур:
1) систематичность, малое время для процедур
2) разнообразие средств, индивидуальность, простота
3) постепенность, регулярность и систематичность, многофакторность, учет индивидуальных особенностей организма
4) творческий подход, наглядность, постепенность
5. Умение управлять своими эмоциями, проводить профилактику невротических состояний включает в себя:
1) регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание
2) обоняние, четкую работу нервной системы
3) строгое соблюдение установленного режима жизнедеятельности
4) аутотренинг, саморегуляцию, самовнушение
3.2. ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,
ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА
1. Передача каких инфекций осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем?
1) инфекции дыхательных путей
2) кишечные инфекции
3) кровяные инфекции
4) кожные заболевания
2. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих насекомых?
1) инфекции наружных покровов
2) кишечные инфекции
3. Что такое инкубационный период? Из приведенных определений выберите правильный ответ:
1) промежуток времени от момента начала заболевания до выздоровления
2) время от заражения до первых клинических проявлений
3) время от начала заболевания до момента активного проявления болезни
4) период времени от внедрения микроорганизмов до полного выздоровления
4. Иммунитет с биологической точки зрения — это:
1) основа хорошего здоровья каждого человека
2) состояние защиты внешнего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации
3) способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации
4) способы защиты организма от вредных микроорганизмов
5. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются несколько последовательно сменяющихся периодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:
1) скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление
2) прединкубационный период, острое развитие болезни, пассивный период, выздоровление
3) начальный период, период инфицирования, опасный период, период лечения
4) период заболевания, пассивный период, период лечения, заключительный период
1. К центральным органам иммунной системы человека относятся:
1) лёгкие, сердце, кровь, головной мозг
2) костный мозг и вилочковая железа
3) почки, лёгкие, поджелудочная железа, нервная система
4) нервная система, мочеполовая система
2. К инфекциям дыхательных путей относятся:
1) холера, полиомиелит, дизентерия
2) малярия, чума, сыпной тиф
3) грипп, ангина, дифтерия
4) чесотка, сибирская язва, столбняк
3. Какие из указанных ниже заболеваний передаются контактно-бытовым путем?
1) чума, холера, бешенство
2) грипп, оспа, скарлатина
3) сифилис, гонорея, грибковые заболевания на коже и ногтях
4) брюшной тиф, корь, краснуха
4. Какие вы можете выделить виды иммунитета?
1) повседневный, устойчивый
2) приобретенный, врожденный
3) иммунитет крови, костного мозга
4) постоянный, наследственный
5. Метод создания активного иммунитета против инфекционных болезней путем введения в организм человека специальных препаратов из ослабленных живых или убитых микроорганизмов — это:
1) специфическая профилактика
2) неспецифическая профилактика
3.3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1. Здоровый образ жизни — это:
1) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье
2) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья
3) система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание
4) это установленный человеком режим занятий физической культурой и спортом, а также профилактика заболеваний
2. Режим жизнедеятельности человека — это:
1) установленный порядок работы, отдыха, питания и сна
2) система деятельности человека в быту и на производстве
3) индивидуальная форма существования человека в условиях среды обитания
4) соблюдение этических правил поведения в обществе и культура безопасности человека в окружающей среде
3. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека?
1) снижает психологические и физические нагрузки
2) осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем
3) поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой
4) позволяет успешно преодолевать физические и психологические нагрузки в процессе повседневной деятельности
4. Основной причиной умственного утомления является (-ются):
1) длительная и интенсивная умственная деятельность
2) длительная интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата
3) нарушение деятельности системы кровообращения
4) недостаточное рациональное питание, возможные конфликты со сверстниками
5. Двигательная активность — это:
1) ежедневная система физической тренировки организма
2) периодические физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат
3) сумма движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности
4) способность человеческого организма длительное время выполнять какую-либо работу
1. Причинами переутомления старшеклассников являются:
1) строгое соблюдение режима жизнедеятельности школьника
2) умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых
3) занятие школьника несколькими увлечениями интеллектуального и эстетического содержания
4) активная нагрузка при занятиях в спортивных секциях, регулярное участие в спортивных состязаниях
1) недостаток движения
2) избыток движения
3) физическое перенапряжение организма
4) повышенное артериальное давление
3. Основными составляющими тренированности организма человека являются:
1) сила, ловкость, умение выдерживать различные нагрузки, высокая работоспособность
2) сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, скоростные качества, гибкость
3) выносливость опорно-двигательного аппарата, своевременная реакция центральной нервной системы на изменение физических нагрузок, гибкость и ловкость
4) ловкость, быстрота, гибкость, нервно-психическая устойчивость организма
4. Сердечно-дыхательная выносливость — это:
1) способность выдерживать в течение суток предельно допустимые нагрузки
2) способность выдерживать в течение недели чередование лёгких, средних и тяжёлых нагрузок
3) способность выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности
4) отсутствие заболеваний сердечно-сосудистой системы
5. Какую из составляющих тренированности организма человека можно развивать, с помощью упражнений на растягивание связок и мышц?
2) скоростные качества
3) мышечную выносливость
4) сердечно-дыхательную выносливость
3.4. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ.
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
1. Различают три стадии никотиновой зависимости. По описаниям, приведенным ниже, определите её вторую стадию:
1) эпизодическое курение не более 5 сигарет в день, никотиновой абстиненции не наблюдается (то есть прекращение курения не вызывает никаких расстройств), небольшие изменения в деятельности нервной системы полностью обратимы
2) постоянное курение от 1 до 1,5 пачки в день; вырабатывается привычка курить натощак, сразу после еды и среди ночи; привыкание к табаку очень сильное; прекращение курения вызывает тяжёлое состояние курильщика; выражены изменения в нервной системе и во внутренних органах. Общая картина токсического разрушения организма характеризуется как заболевание
3) постоянное курение от 5 до 15 сигарет в день; появляется небольшая физическая зависимость; при прекращении курения развивается состояние, тяжёлое в физическом и психологическом отношении, его снимает выкуривание очередной сигареты
4) постоянное нахождение в роли пассивного курильщика, появляется небольшая психическая зависимость, небольшие изменения в деятельности нервной системы
2. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, которые являются признаками острого отравления никотином:
1) горечь во рту, кашель, головокружение, тошнота, слабость, недомогание, бледность лица
2) покраснение глаз, боль в области грудины, отёк лица
3) потеря ориентировки, увеличение лимфатических узлов
4) ухудшение зрения, восприятия окружающих, плохой аппетит
3. Что происходит с алкоголем, попавшим в организм человека?
1) быстро выводится вместе с мочой
2) никогда не выводится из организма
3) разлагается на вещества, полезные для функционирования кровеносных сосудов
4) растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы
4. Отрицательное влияние алкоголя на органы человека характеризуется:
1) нарушением защитной функции печени, мозжечка, развитием туберкулеза
2) развитием сахарного диабета, увеличением мочевого пузыря
3) снижение защитной функции организма при переохлаждении
4) разложением костной ткани и образование злокачественных опухолей
5. Признаками алкогольного отравления являются:
1) пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, отсутствие аппетита, понижение иммунитета
2) головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние
3) отсутствие речи, резкое повышение температуры тела и артериального давления
4) замедление реакции, плохой сон, повышенная потливость, воспаление лимфатических узлов
1. Укажите верную последовательность оказания первой медицинской помощи при алкогольном отравлении:
1) уложить пострадавшего на бок и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»
2) уложить пострадавшего на спину и очистить ему дыхательные пути, промыть желудок, положить к ногам тёплую грелку, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, вызвать «скорую помощь»
3) уложить пострадавшего на бок, промыть желудок, положить на голову холодный компресс, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом
4) дать обезболивающее средство, провести массаж тела, дать пострадавшему понюхать ватку с нашатырным спиртом, приложить к ногам холодный компресс
2. Три основных признака наркомании и токсикомании — это:
1) вкусовая и биологическая зависимость, изменение сексуального влечения
2) зрительная и химическая зависимость, изменение материального положения
3) физиологическая, умственная и вкусовая зависимость
4) психическая и физическая зависимость, изменение чувствительности к наркотику
3. Какой вред будет причинен здоровью человека в случае употребления некачественного алкоголя (с содержанием метанола)?
1) разрушение большего количества клеток головного мозга
2) сильное опьянение и похмелье
3) от ослепления до смерти
4) не будет ничего плохого
4. Какое ядовитое вещество, содержащееся в табачном дыме, оказывает наиболее сильное отрицательное воздействие на организм человека при курении?
5. Какое(-ие) вещество(-а), содержащееся(-иеся) в табаке, способствует(-ют) образованию раковых опухолей у курильщиков?
1) цианистый водород
4) радиоактивные вещества
ТАБЛИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
Выставляется оценка «отлично» за все правильные ответы на вопросы задания, за четыре правильных ответа – «хорошо» и т.д. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
Всемирный день здоровья: Факторы, влияющие на здоровье человека
Чтобы укреплять и сохранять здоровье, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:
Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.
Остановимся подробнее на наиболее значимых и актуальных на данном этапе факторах:
Состояние окружающей среды
Каждый организм находится в многообразных взаимных связях с факторами окружающей среды, как абиотическими (геофизическими, геохимическими), так и биотическими (живыми организмами того же и других видов).
Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека. Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:
Учение о социальной сущности человека показывает, что необходимо планировать создание таких социальных условий его развития, в которых могли бы развернуться все его сущностные силы. В стратегическом плане в оптимизации условий жизни и стабилизации здоровья человека самым важным является разработка и введение научно обоснованной генеральной программы развития биогеоценозов в урбанизированной среде и совершенствования демократической формы общественного устройства.
Условия и образ жизни
Таким образом, становится понятно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализацию самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В определении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной регуляции и т. д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт и т. д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.
В основе формирования здорового образа жизни лежит ряд ключевых положений:
По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.
Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».
Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.
Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.
Под рациональным питанием понимают правильно подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывает характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания.
Понятие рационального питания включает соблюдение трех основных принципов:
В основе построения рационального режима питания должны лежать генотипические особенности человека, возраст, пол, характер жизнедеятельности, привычки и профессия, семейное положение и двигательная активность. С учетом этих факторов следует предусмотреть при организации своего питания следующие обстоятельства:
Не вызывает сомнения, что питание человека является одним из важнейших факторов его жизнедеятельности. Правильная организация питания позволяет поддерживать и укреплять здоровье, а нарушение, как это, к сожалению, чаще всего и бывает в современном мире, ведет к возникновению многих функциональных нарушений и заболеваний.
Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и возрастанию нагрузки на его мозг. Это вызвало нарушение сложившегося в эволюции соотношения между сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность является конечным, исполнительным звеном психических процессов, поскольку между ними существует прямая зависимость. Оптимально подобранная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, которое служит благоприятным фоном для умственной деятельности и предупреждает раннее развитие утомления. Физические упражнения оказывают на умственную работоспособность либо непосредственное благоприятное влияние по механизму активного отдыха, либо отдаленное спустя некоторое время, либо в виде кумулятивного (накапливающего) эффекта от многократного в течение определенного (недель, месяцев) времени влияния. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры. Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека как в профессиональной, так и в бытовой, досуговой и других сторонах его жизни.
Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.
В настоящее время наблюдается парадокс: при абсолютно положительном отношении к факторам здорового образа жизни, особенно в отношении питания и двигательного режима, в реальности их используют лишь 10%-15% опрошенных. Это происходит не из-за отсутствия валеологической грамотности, а из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности. Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.
Рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия. Целью рациональной организации жизнедеятельности, является наиболее эффективное использование методов и средств сохранения и укрепления здоровья в режиме конкретных условий жизни для максимально полной реализации возможностей человека в личной и общественной сферах деятельности. Построение рациональной системы жизнедеятельности представляет собой длительный и трудоемкий процесс, так как предполагает учет широкого круга факторов, условий, в которых протекает жизнь данного человека. Укажем на некоторые из таких условий и стоящие в связи с этим перед рациональной организацией жизнедеятельности задачи.
При характеристике здорового образа жизни было отмечено, что он включает в себя такие компоненты, как оптимальный двигательный режим, психофизиологическая регуляция, рациональное питание, тренировка иммунитета, закаливание, отказ от вредных привычек, психосексуальная и половая культуры и валеологическое саморазвитие. Исходя из этого, при создании рациональной организации жизнедеятельности, необходимо включать в нее все эти компоненты, причем необходимо привести их в оптимальное соответствие, предполагающее, что каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека. формирование и рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха сохраняет высокую работоспособность и здоровье, вырабатывает стереотип деятельности человека. Неправильный распорядок дня или частая его ломка вызывают нарушения здоровья, проявляющиеся в утомлении, нарушении сна, повышенной раздражительности, различных заболеваниях.
В задачу построения рационального режима дня входит правильная организация режима сна, питания, смены видов деятельности, чередования труда и отдыха.
Следует отметить, что не существует одинаковой для всех схемы распорядка дня, режима жизни, необходим индивидуальный подход с учетом всех факторов, изложенных выше.