Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир

Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир

Рейтинг: Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Смотреть фото Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Смотреть картинку Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Картинка про Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Фото Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир

Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Смотреть фото Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Смотреть картинку Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Картинка про Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир. Фото Многолетними традициями аэрофлота провозглашается что каждый пассажир

15. Сравните исходное предложение и правку Л. Толстого. Объясните причину замены.

Какое слово забыл писатель?

Ключ. В русском языке есть еще слово одинарные. Виноват не язык.

17. Найдите в тексте три ошибки.

«Вот пример, где автор, рассказывая о своем пробуждении, пишет: «. я услышал разговор отца с стучавшей посудой в кухне матерью». На первый взглядэтот комический пример может произвести впечатление грубейшей синтаксической ошибки. Автор, мол, не имел права отрывать определительное придаточное предложение от определяемого. Если бы он написал: . я услышал разговор отца с матерью, стучавшей посудой на кухне, то все было бы в порядке, и мы не имели бы основания думать, что отец занимался разговором не с матерью, а со ступавшей посудой.

Ключ. 1. П.В. Слетов пишет: «Автор. не имел права отрывать определительное придаточное предложение от определяемого».

18. Найдите в предложении четыре ошибки.

«В результате этих междоусобных войн Польша была четвертована на три неравные половины».

19. Исправьте опубликованный текст.

1. Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом.

Ключ. Возможные исправления: 1. вниманием и заботой. 2. где они соединились, слились. 3. рассмотрим этот вопрос. 4. На вид они вполне съедобны. 5. всего лишь нескольких именитых боксеров.

Ключ. Слово анкета имеет два значения: 1. опросный лист, 2. опрос. Поскольку анкета имеет и значение «опрос», вполне можно сказать: провести анкету (т.е. провести опрос). Специалисты говорят чаще провести анкетирование.

21. Удачно ли предложенное журналистом исправление? Как бы исправили вы?

Допустим, вы пишете: «В работах учащихся необходимо тщательно. все ошибки». Что необходимо сделать? Тщательно открыть ошибки? Тщательно найти их? Тщательно обнаружить? Нет, все не то. Не так. Для абсолютно точного выражения оттенка мысли эти глаголы мало подходят. Всего больше здесь уместно именно слово выявить.

Источник

Тест для практикума по предмету «Русский язык и культура речи»

В-1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

2) Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.

3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.

4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу

продолжить семейную династию.

5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.

2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,

так и новейшими методами диагностики.

3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет

в этот дом и обхаживает его.

4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,

получаемому при обычном способе посадки клубнями.

3) Автор хрестоматии написал аннотацию.

4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир

должен быть окружен вниманием и почетом.

5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную

агрессию против своего народа.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.

2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных

спортивных команд мира.

3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,

4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

резким понижением температуры.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет».

2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.

4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Эта книга имеет двойной характер.

2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.

4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.

5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия(1)

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]

3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.

2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские(4)]

взносы на особенно крупную сумму.

3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.

2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.

3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) неослабная помощь

2) не играет значения

3) повышать мастерство

5) изъявлять признательность

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) предпринимать усилия

2) высказать гипотезу

3) повысить потенциал

4) обнаружить закономерность

5) предвещать поражение

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

4) С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался.

5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

2) Вся его теория построена на зыбком песке.

3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.

4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.

3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,

из которых он произошел.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-20. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-21. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.

5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Студент занял первое место по английскому языку.

2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,

так и зернобобовым культурам.

4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех

работников, занимающихся вопросами экономики.

5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические

связи слов в предложении, затемняется его смысл.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.

2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

собака [зарыта(5), спрятана(6)].

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.

2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.

3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].

2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.

3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.

4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.

5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

2) Виктор предупреждал:чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.

5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.

2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.

4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.

5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.

5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.

Правильный ответ: 3, 4, 5

Г-1. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) разъяснения о допущенных ошибках

2) оперировать с точными данными

3) подчеркнуть о необходимости строительства

4) сдать рецензию на книгу

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-2. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) занять место согласно боевого расписания

2) сдать вовремя благодаря четкой работы

3) сделать вопреки неблагоприятному прогнозу

4) поступить наперекор установленных принципов

5) плыть наперерез бурному течению

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-3. Отметьте ряды, где допущены ошибки в управлении в одном из словосочетаний.

1) гордиться успехом, радоваться успехам

2) оплатить квартиру, заплатить за квартиру

3) стремление к деятельности, потребность к деятельности

4) тосковать по вас, скучать по вам

5) восхищение подвигом, уважение к подвигу

Правильный ответ: 3, 4

Г-4. Отметьте предложения, где допушена ошибка в управлении.

1) Редакция получила много откликов по этому произведению.

2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.

3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

4) В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются

обзоры о выходящих новинках художественной литературы.

5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-5. Отметьте предложения, где допущена ошибка в согласовании определений и приложений.

1) Очень милый мальчик этот был круглый сирота.

2) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

3) В январе 2000 года запущен очередной спутник к планете Венере.

4) В городе Петрозаводск у нее остались родные.

5) Один грамм-молекула этого вещества содержит нужное количество белков.

Правильный ответ: 2, 3, 4, 5

Г-6. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось

2) Сотня ребят разбежались во все стороны.

3) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.

4) Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.

5) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-7. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году

2) Село Погореловка расположена недалеко от центра.

3) «Известия» в этом году увеличили свой тираж.

4) Журнал «Итоги» продолжают печатать серию очерков об экономике страны.

5) «Путешествия великих мореплавателей» запомнилось мне на всю жизнь.

Правильный ответ: 2, 4, 5

Г-8. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

2) Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических ошибок.

3) Счет-фактура была подписана в тот же день главным бугалтером.

4) Кафе-кондитерская еще в прошлом году закрылась.

5) Река Днепр этой весной вышла из берегов.

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-9. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

3) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

4) Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.

5) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-10. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.

3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-11. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении составных союзов.

1) Мой учитель не только выписывал огромное количество газет, но и все «толстые» журналы.

2) В соревнованиях приняли участия как ученики нашей школы, а также и ученики всех школ нашего района.

3) Христофор Колумб обогатил своим открытием не столько Испанию, сколько Англию.

4) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения.

5) Медленность передвижения объясняется как крайней осторожностью, так и наличием в группе тяжелораненых.

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-12. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

2) Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям.

3) Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах.

4) Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.

5) Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-13. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

2) Он думал только об игре в вист и как заработать большие деньги.

3) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, изготовлявшего печатные станки и который был недавно реконструирован.

4) Женщины, торопливо собиравшие свои вещи и поглощенные своим занятием, как-то скромно отозвались на эти утешительные известия.

5) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-14. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов.

1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.

2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.

3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.

Источник

Русский язык. 1. Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими

1.Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими: 1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь); 2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов); 3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев); 4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин)

Ответ: Литературный язык – это средство объединения людей общей национальности, исторически сложившаяся, общепринятая форма языка, которая служит средством общения людей во всех сферах деятельности, которая подчинена особым правилам- языковым нормам, и имеет функциональные разновидности.

Признаки литературного языка:

-обработанность и кодифицированность;

-общеупотребительность и распространенность;

Из-за множества признаков литературного языка можно по- каждому отдельному признаку дать определение или объединить определения этих признаков в одну формулировку. Задание. _Заполните_пустые_ячейки_таблицы._Приведите_примеры._Ответ:_Правила_Нормы’>2.Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.

Постановки ударения акцентологические

Употребления слов лексические

Образования слов словообразовательные

Образования грамматических форм слова Морфологические

Объединения слов в словосочетания и предложения Синтаксические

Написания слов орфографические

Постановки знаков препинания пунктуационные

Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.

1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные. (А.М. Пешковский)

2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе… (Э. Косериу)

3. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов. (С.И. Ожегов)

4. Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей. (К.С. Горбачевич)

Ответ: К признакам языковой нормы можно отнести:

Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.

Например: при выборе претендента на место, работодатели обращают внимание не только на личные качества, но и на уровень образования, исходя из этого, претендент должен вместо привычного сленга и жаргонов применять правильное употребление слов и грамотность. Умение владения нормами языка, чтобы зарекомендовать себя образованным и интеллигентным человеком- в данном случае, будет являться культурой личности.

Например: культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.

Например: даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности.

1.Для решения этой задачи необходимы дополнительные средства. (была нарушена орфоэпическая норма)

2. Не могу согласиться с тем, что говорил докладчик. (была нарушена синтаксическая норма)

4. В современных переводах много языковых неточностей. (была нарушена лексическая норма)

5. Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (была нарушена синтаксическая норма)

6. Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно. (была нарушена синтаксическая норма)

7. Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону… (была нарушена синтаксическая норма)

8. Многие приняли участие в крестном ходе. (была нарушена орфоэпическая норма)

3. Задание. Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?

Ответ: В первом предударном слоге после звуков [ж], [ш], [ц] на месте А по современной норме произносится звук [а] (или [˄]). По прежней, «старшей», норме – по так называемому «старомосковскому произношению» (оно было представлено в среде московской интеллигенции) – на месте А в такой позиции произносили [ы] – именно этот звук и услышал фонетист Р.И. Аванесов в фамилии Жаркова и посчитал, что на письме фамилия выглядит как Жиркова.

1.Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?

Самолет сделал смертельную петлю. (мёртвую)

Бойцы стали собираться в наступление. (готовиться к наступлению)

Ульяна Громова — верная дочка своего народа. (дочь)

Плюшкин ходил в дряхлом халате. ( в ветхом)

Свое призвание он видит в службе искусству. ( в служении)

Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. (о потраченном)

Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. (предъявлено)

Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? ( в последнее время)

Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. (сменился)

Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. (предоставлена)

2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.

Наш папа по происхождению одессит. (Наш папа родом из Одессы)

Среди многих писем процитируем лишь одно. (Из многих писем процитируем лишь одно)

На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. (На ферме есть радиоприемник, и во время отдыха доярки слушают его)

Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы.( Надо выйти на этой остановке, и сесть с обратной стороны улицы)

Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.(Товарищи поздравили юбиляра и приподнесли цветы)

Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы.( Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки разбитой вазы)

Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. ( Все безвозмездно используют медицинскую помощь)

Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? (Разве виноват был Актер в утрате своего человеческого достоинства?)

На картине была нарисована группа людей.(На картине была изображена группа людей)

Некрасов широко применял русское народное творчество. (Некрасов широко использовал приемы русского народного творчества)

В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. (В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, державшего в клюве оливковую веточку)

На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. ( На занятиях технического кружка мы познакомились с устройством автомобиля)

Для удобства пользования альманах снабжен содержанием. ( Для удобства пользования альманах оснащён содержанием)

Это постановление положит конец прогульщикам.( Это постановление покончит с прогульщиками)

Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит.( Игорь Иванов, закончив службу в авиации, придя в кружок отдает детям то, что сам горячо любит)

На выставке представлено 25 наименований продукции.( На выставке представлено 25 наименований объектов)

Из клуба выскочила чья-то фигура. ( Из клуба кто-то выскочил)

Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. ( Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже высказаться)

На пространстве нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется. ( На протяжении нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется.

Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.( Врач осмотрел больного и сокрушенно покачал головой)

Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом.( Компания Аэрофлот придерживается многолетних традиций об окружении вниманием и почетом своих пассажиров).

Далее мы коснемся этого вопроса более подробно.( Далее мы проникнем в суть этого вопроса)

В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен — Е.Зайцева, М.Ширина, С.Кобозева…( В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько человек-Е.Зайцева, М. Ширина, С.Кобозева)

Всё стихотворение пронизано революционным уклоном. ( Всё стихотворение содержит революционный уклон)

Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу.( Белинский и Добролюбов содействовали развитию русской литературы)

Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. (Пушкин хотел этим доказать, что дворянское общество занималось пустотой)

Они уже начали сдруживаться. (Они уже начали дружить)

Мимо строя проносят знамя. ( Мимо строя несут знамя)

Этот пробел необходимо пополнить. (Этот пробел необходимо заполнить)

Скоро теплоход должен был уезжать. ( Скоро теплоход должен был отплывать)

На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается увеличить норму.( На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается перевыполнить норму)

Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. (Газета призывает скорее восстановить разрушенное на центральной улице)

Притормозив коня, командир подождал Марусю. (Придержав коня, командир подождал Марусю)

Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности.( Сергею поручили очистить котёл от пыли и грязи)

В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие. ( В такую погоду отпросился Алеша к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие)

Б ) Краткость и полнота речи

1. Устраните в предложениях лишние слова.

Не исключено, что скрипка Страдивари, возможно, находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей. Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что якобы можно решить все проблемы, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам. Отец и мать дают сыну в дар садовый участок, который они имеют. Истребители взлетали прямо с шоссе, которое было для них взлетной полосой. Как можно исправить фразу, чтобы она была правильной? Площадь виноградника — около пяти квадратных гектаров. Дворяне наносили друг другу визиты в гости. В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный чайник. Ошибки чтеца неприятно режут слух. Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново переоборудованной и обновленной. Вечер, посвященный дню празднования 8 Марта, был особенно торжествен и радостен. В литературном наследии Салтыкова-Щедрина большое и видное место занимает разоблаче- ние и опровержение ложных эстетических теорий. Бидструп создавал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад. Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть определенную и немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой. В районной больнице плохо поставлен уход за больными, находящимися на излечении. Итак, речь бабушки в сущности является народно-разговорной. Он быстро спустился вниз, но через несколько минут снова поднялся к себе наверх

2. Вставьте в предложения пропущенное слово (сочетание слов). Исправьте предложения со смысловыми недочетами, перестроив их.

На ваших экранах отдыхает польский боксер.(На ваших экранах можно увидеть как отдыхает польский боксер)

Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу.( Мы вернули коров на зимнее содержание и провели разъяснительную работу)

Чабан Кадыров добился увеличения овец. (Чабан Кадыров добился увеличения поголовья овец)

Клиентов в одежде не обслуживаем. (Клиенты, не снявшие верхнюю одежду, не обслуживаются)

На ферме хорошо кормят и ухаживают за телятами.(На ферме хорошо кормят телят и ухаживают за ними)

Коллектив хозяйства организованно приступил и ведет жатву колосовых.(Коллектив хозяйства организованно приступил к жатве колосовых)

Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит искусство.( Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но до сих пор интересуется искусством и любит его)

Маяковский любил и гордился своей страной.(Маяковский любил свою страну и гордился ею)

В) Логичность речи. 1. Найти в предложениях логические ошибки.

Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме.

-Ученые нашего университета вошли в число лидирующих специалистов по этой проблеме.

Сначала он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека; потом стало известно, что у него среднее техническое образование.

-Он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека, хотя имел среднее техническое образование.

О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб.

-После гибели Ленского, о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства.

-Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя.

Однако Анну Толстой спасти не может.

-Однако Толстой спасти Анну не может

Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое и наоборот.

-Нельзя допускать того, чтобы при воспитании детей мать требовала- одно, а отец- другое.

Г) Богатство ( разнообразие ) речи 1. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.

Ребята стали делать костры у самого ледника.(разжегать)

С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. (устроить)

В пятницу мы делаем классный сбор. (проводим)

Для отличников гимназии решили сделать на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург.(устроить)

В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы.(ставят)

Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль.(создавало)

Туристы сделали отдых на берегу реки.(основали)

Вера научила Джульбарса делать разные поручения.(выполнять)

2. Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях: глухой (человек) — глухой (край) — глухой (выстрел) — глухой (переулок)— глухая (осень).

-Поздняя осень; глубокая осень

3. Приведите синонимы и антонимы прилагательного «свежий» в разных его значениях: свежий (ветер) — свежая (газета) — свежий (хлеб) — свежая (рубашка) — свежая (мысль)

Синонимы: прохладный ветер, бодрящий ветер; новая газета, сегодняшняя газета; мягкий хлеб, тёплый хлеб; чистая рубашка, новая рубашка; новая мысль.

Антонимы: спёртый, душный ветер; старая, вчерашняя газета; чёрствый, засохший хлеб; грязная рубашка, изношенная рубашка.

3 Задание. Распределите слова на группы с одинаковым ударным гласным звуком:

-Ве́рность, е́сли, че́ковый

-Жи́дкий, и́скренний, ми́лость, ци́фра, ши́нный, жалюзи́

-Ко́кон, мо́лодость, о́тзыв

Задание. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.

1. Звони́шь, ко́рмишь, роешь. 2. Зелене́ть, красне́ть, ржаве́ть. 3. Ваго́нный, ку́хонный, телефо́нный. 4. Такси́, жалюзи́, но́вости. 5. Водопрово́д, нефтепрово́д, про́вод. 6. Обеспе́чение, ограниче́ние, ква́шение. 7. Избало́ванный, квалифици́рованный, пломбиро́ванный. 8. Кле́ить, включи́ть, бели́ть.

Задание. Поставьте правильно ударение в следующих словах:

аге́нт, алько́в, анони́м, аргуме́нт, аре́ст, астро́лог, астроно́м, ба́рмен, бла́говест, блудни́ца, бу́нга́ло, бюрокра́тия, вероиспове́дание, ве́черя, вза́пуски, втри́дорога, газопрово́д, гражда́нство, диспансе́р, до́гмат, догово́р, доне́льзя, до́суг, до́сы́та, дотро́нуться, доце́нт, ерети́к, жалюзи́, зави́дно, за́говор, запломбирова́ть, зна́мение, издре́вле, изобрете́ние, и́конопись, ина́че, инструме́нт, инсу́льт, искони́, и́сстари, катало́г, кварта́л, коры́сть, купина́, магази́н, ме́льком, ме́неджер, мизантро́п, моло́х, мышле́ние, нача́ть, невро́лог, некроло́г, новорожде́нный, облегчи́ть, ободри́ть, огни́во, ограниче́ние, опто́вый, по́нял, портфе́ль, премирова́ть, пригово́р, прину́дить, приня́ть, проце́нт, псевдони́м, пуло́вер, рефле́ксия, роже́ница, све́кла, сегме́нт, созы́в, столя́р, танцо́вщица, ту́фля, углуби́ть, фено́мен, хво́я, хода́тайство, христиани́н, цыга́н, щаве́ль, экспе́рт, я́дрица.

Задание. Поставьте правильно ударение:

а) в существительных мужского рода: алкого́ль, алфави́т, безме́н, ворожея́, досу́г, дефи́с, до́ллар, зна́харь, кварта́л, инсу́льт, коклю́ш, парте́р, постри́г, при́кус, наро́ст, портфе́ль, три́птих;

б) в существительных женского рода: булава́, бюрокра́тия, дремо́та, зево́та, зло́ба, и́скра, камбала́, курага́, ломо́та, метони́мия, немота́, све́кла, тошнота́, туни́ка, флюорогра́фия, шелкови́ца, щеко́лда, щи́колотка;

в) в существительных среднего рода: возвели́чение, жерло́, захороне́ние, озву́чение, ква́шение, наме́рение, обеспе́чение, сосредото́чение, упро́чение, увещева́ние;

г) в существительных множественного числа: ба́нты, то́рты, ша́рфы, шкафы́;

д) в наречиях: донага́, доне́льзя, зави́дно, за́годя, задо́лго, и́здавна, искони́, и́скоса, и́сподволь, мастерски́, ме́льком, назло́, на́искось, нао́тмашь, отча́сти, щегольски́;

е) в прилагательных и причастиях: а́вгустовский, айво́вый, альто́́вый, а́томный, бо́мбовый, ве́нчанный, глади́льная, грошо́вый, гру́шевый, держа́щий, домова́я, ды́шащий, забало́ванный, завороже́нный, захламле́нный, зу́бчатый, исково́й, катало́жный, кормя́щий, куря́щий, ку́хонный, митинго́вый, могу́щий, норми́рованный, опто́вый, пломбиро́ванный, побеле́нный, рекру́тский, сли́вовый, супово́й, убы́вший, уве́домленный, у́ткнутый, экзальти́рованный, ядро́вый;

ж) в глаголах: вруча́т, вклю́чит, долби́т, звоня́т, избалова́ть, ка́шлянуть, кле́ить, кровоточи́т, нача́ть, недозвони́тся, нормирова́ть, облегчи́ть, одолжи́т, осве́домить, пле́сневеть, позвони́т, помири́т, размину́ться, расхи́тить, скре́пит, сори́т, углуби́ть, усугуби́ть, утруди́т, хода́тайствовать.

5. пракическая Задание. Объясните значения фразеологизмов:

Ставить вопрос ребром – заявлять со всей решительностью, категоричностью

Доводить до белого каления – вывести из себя, довести до состояния гнева

Держать камень за пазухой – быть готовым причинить зло кому-либо

дразнить гусей – бесцельно вызывать раздражение

заводить волынку- делать что-то очень медленно, умышленно затягивая работу

выпускать вожжи- ослаблять, снижать требования к кому-либо

шито белыми нитками- бездоказательно, скрытый обман

встретить в штыки- воспринят с недоверием и враждебностью

любимый конек- любимое занятие

положить под сукно- затягивать решение, ставлять без внимания

попасть как кур во щи (в ощип)- неожиданно оказатьсяв неловком, затруднительном положении

быть под колпаком- попасть под тайное наблюдение, слежку

как с гуся вода- легкий исход неприятности

разделать под орех- делать что-то безупречно, сильно ругать, критиковать

петь не своим голосом- подражать кому-либо

альфа и омега-начало и конец чего-либо

златой телец-золото, богатство

иерихонская труба- оглушающий, громкий голос

манна небесная- помощь свыше, подарок судьбы

посыпать пеплом главу- предаться крайней скорби, утраты чего-либо ценного

вавилонское столпотворение- беспорядок, хаос

finite la commedia- представление окончено

idée fixe- навязчивая идея, мысль

post scriptum-приписка к подписанному и законченному письму

pro et contra- за и против, приведение доводов в защиту и в опровержение

jour fixe- взаимосогласованное и повторяемое время встречи

O tempora, o mores!- О времена! О нравы!- осуждение, критика в упадке нравов.
Задание. Определите, каким фразеологизмам соответствуют приведенные ниже толкования. Что вы знаете об истории их возникновения.

Ни пуха, ни пера!— пожелание удачи. Это собственно русское выражение, первоначально оно употреблялось как «заклинание», призванное обмануть нечистую силу (этим выражением напутствовали отправляющихся на охоту; считалось, что прямым пожеланием удачи можно было «сглазить» добычу). Ответ «К черту!» должен был еще больше обезопасить охотника.

Задание. Замените просторечные союзы общеупотребительными:

Новая аптечка – это просто победа просвещенной медицинской мысли. Потому что появились в ней препараты жизненно необходимые.

2. Многие начинают возвращаться, потому как другого дома у них нет.

Многие начинают возвращаться, потому что другого дома у них нет.

3. У первого президента России был вице-президент, потому как у всех или у большинства президентов так принято.

У первого президента России был вице-президент, потому что у всех или у большинства президентов так принято.

4. Точное знание координат является государственной тайной, потому как они используются при программировании.

Точное знание координат является государственной тайной, потому что они используются при программировании.

5. Собак вот — за что любим? За то, что не кусают, потому как боятся.

Собак вот – за что любим? За то, что не кусают, потому что боятся.

6. Мне нравится говорить о его полусферической природе, потому как это именно то, что мы можем встретить по соседству.

Мне нравится говорить о его полусферической природе, потому что это именно то, что мы можем встретить по соседству.

Задание. Отредактируйте предложения, исправляя ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.

1. Крем «Софья» с экстрактом пиявки, созданный для любимого человека, служит теперь сотням тысяч людей.

Крем «Софья» с экстрактом пиявки создан для любимого человека, служащий теперь сотням тысяч людей.

2. Первый обильный снегопад в октябре, сопровождаемый шквальным ветром, стал первым серьезным испытанием для коммунальщиков нашего города.

Первый обильный снегопад в октябре, сопровождающийся шквальным ветром, стал первым серьезным испытанием для коммунальщиков нашего города.

3. В рамках беспрецедентной по масштабам программы Мосэнергосбыт дарит ветеранам-участникам боевых действий, проживающих в Москве и Московской области, набор энергосберегающих ламп.

В рамках беспрецедентной по масштабам программы Мосэнергосбыт, дарящей набор энергосберегающих ламп ветеранам-участникам боевых действий, проживающим в Москве и Московской области.

4. В Московской области принимаются все необходимые меры, позволяемые создать этой категории жителей равные со всеми гражданами условия для полноценной жизни.

В Московской области принимаются все необходимые меры, позволяющие создать этой категории жителей равные со всеми гражданами условия для полноценной жизни.

5. Запад был так растроган зрелищем Арафата, пожимающего руку израильскому премьеру Рабину, что этой паре вскоре вручили Нобелевскую премию.

Запад был так растроган зрелищем Арафата, пожимавшего руку израильскому премьеру Рабину, что этой паре вскоре вручили Нобелевскую премию.

Задание. Отредактируйте предложения с ошибочным использованием однородных членов: 1. Помимо больного желудка писатель «славился» своим плохим характером и перепадами настроения, циррозом печени.

Помимо больного желудка писатель страдал циррозом печени, поэтому из-за перепадов настроения «славился» плохим характером.

3. Я всегда восхищалась и немного завидовала Кейт Мосс.

Я всегда восхищалась Кейт Мосс и немного ей завидовала

4. Наше дело – уход и оздоровление волос. 5. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

6. Это событие будут отмечать не только Военно–морской флот, но регионы страны.

7. Каждый, кто посетил выставку, полностью переменил свое представление и отношение к данной проблеме.

8. Фитнес-клуб GYM-PRO площадью 2000 кв.м. разработан и предназначен специально для достижения ваших целей и потребностей. Мы предлагаем нашим клиентам большой выбор упражнений, начиная с пилатеса и заканчивая боевыми искусствами. Занимаясь в нашем клубе, вы получите необходимые знания и опят благодаря нашим сертифицированным инструкторам.

9. В подобных обстоятельствах можно попасть на водоемы, достаточно богатые кормом и где нет высокой плотности рыбьего населения.

10. Спасибо Вам, дорогие друзья, что продолжаете делиться и писать нам о своих новостях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *