Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Технология многомерного чтения или «Дети, которые читают, станут взрослыми, которые думают»

Лидия УРБАНОВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 8 г. Лиды»,
Гродненская область

Время, неумолимо двигаясь вперед, вносит свои изменения в действительность. Школа и образовательный процесс всегда находятся на острие этих изменений. Поэтому предложение участвовать в инновационном проекте «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» меня как педагога, стремящегося к профессиональному росту, не могло оставить равнодушной.

Не секрет, что в современном мире живое общение с книгой в целом и печатным словом в частности уходит на второй план. Есть дети, которые не любят читать, есть те, которые любят читать, но читают бегло, невнимательно, не понимая глубины содержания. Поэтому главной моей задачей в работе стало создание такой образовательной среды, которая формировала бы и развивала у учащихся читательские компетенции. Поэтому в работе над проектом наибольший интерес у меня вызвала технология многомерного чтения.

Одним из ключевых признаков этой технологии является медленное, неторопливое чтение – чтение в степени N. Это такое чтение, которое приобретает характер надсистемного, нескучного, нестандартного, настоящего чтения. Работа над текстом предполагает не проверку степени знаний и памяти учащихся, а формирование у них критического мышления, креативности, коммуникативных умений, умений взаимодействовать, а также развитие читательской грамотности.

Технология многомерного чтения научила меня работать над текстом по-новому, а значит и по-новому мыслить, создавать новые нестандартные задания.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеВ результате на уроках литературы стали популярными задания исследовательского характера, творческой и практической направленности. Например, читая произведение Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», ребята проводят опыты и эксперименты: конструируют корзину для воздушного шара, учитывая то, что «каждый коротышка был размером с небольшой огурец»; делают вычисления и чертежи по данным, которые предоставляет автор произведения; вычисляют размер тени от корзины. Таким образом, учащиеся получают возможность раскрывать тайны, спрятанные между строк, и получать ответы на необычные вопросы. Среди них есть и такие: «Может ли быть небо под ногами?», «Могла ли корзина с коротышками подняться выше облаков?». Такое надсистемное и нескучное чтение развивает критическое мышление, учит устанавливать причинно-следственные связи между идеями и фактами. Наряду с этим ребята приняли участие в создании буктрейлера, проявив свое творчество, фантазию, нестандартное видение обычных явлений.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеОдним из наиболее увлекательных видов работы ребята считают решение и составление кроссенсов, в которых зашифрованы имена литературных героев, названия стран, животных и многое другое. Основной смысл кроссенса – это загадка, головоломка, ассоциативная цепочка в виде изображений. Этим он и интересен учащимся. Для разгадки кроссенса от ребят требуется внимательное погружение в текст, необходимость ощутить важность каждого слова.

С целью формирования читательской грамотности учащихся мною широко применяется технология шестиугольного или гексагонального обучения. Гекс – правильный шестиугольник. С помощью карточек-гексов можно выложить цепочку таким образом, чтобы образовалась смысловая связь между расположенными рядом карточками. Гексы могут располагаться гроздью или образовывать ответвления. Например, выбираю гексы со словами или фразами, размещаю их в произвольном порядке на доске и предлагаю учащимся подумать, как могут быть связаны эти понятия между собой, и расположить карточки в соответствующем порядке. Составление цепочки может начинаться с любого гекса, к которому последовательно добавляются все остальные.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеНапример, при изучении произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» учащиеся получают задание связать понятия и составить гексагональное поле. Для этого им предлагаются слова «Знайка», «Незнайка», «хвастун», «профессор», «фантазёр», «очки», «воздушный шар» и пословицы «Мало хотеть, надо уметь», «Терпение и труд всё перетрут». На свободных гексах ребята должны написать свои фразы или советы. Результатом такой работы учащихся является составление рассказа по гексам.

Такое непривычное и нескучное чтение помогает рождать новые необычные идеи, отойти от традиционных схем, а значит развивать креативность.

Немаловажная роль в технологии многомерного чтения мною отводится заданиям для индивидуальной и дифференцированной работы, а также работе в группах и в парах. С этой целью был создан классный блог «Ученый кот», где ребята получают возможность ознакомиться с некоторыми заданиями, на онлайн-стикерах оставить свой отзыв, написать совет или письмо литературным героям, дать ответ на проблемный или открытый вопрос. Так, после прочтения стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри» мною было предложено порассуждать на тему «Лень – это хорошо или плохо». Ребята и хвалили, и ругали лень, аргументируя и доказывая свои предположения и выводы. Подобные интеллектуальные провокации учат грамотно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, помогают овладеть навыками общения и коллективного обсуждения проблемы, развивают внимательного читателя.

По моему убеждению, технология многомерного чтения способствует развитию креативности и критического мышления, коммуникативно-речевых навыков и словарного запаса учащихся. Она учит работать в команде и взаимодействовать, нести ответственность за свою работу. А значит, повышает учебную мотивацию, формирует внимательного читателя и успешного учащегося. Благодаря такому новаторскому, неограниченному, необъятному, а значит, современному и многомерному чтению сегодня с уверенностью могу сказать: «Дети, которые читают, в будущем станут взрослыми, которые думают». Именно эти слова можно считать основой моего педагогического опыта, который я приобрела благодаря работе в инновационном проекте.

Список использованных источников

1 (Коварное маковое поле): пособие для учителя: 2 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2018. – С. 1–2.
2 (Что рассказали ушаны): пособие для учителя: 3 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.
3 (Я стерегу…): пособие для учителя: 4 класс / С.И.Гин и [др.]. – Гомель, 2019. – С. 1–2.

Источник

Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Информационная характеристика проекта

Полное название (тема) инновационного проекта:

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

Разработчик проекта:

Пашкевич Валентина Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Средняя школа №111 г. Минска»,

тел.: +375 29 321-06-23,

Научные консультанты проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285, e-mail: svetgin@mail.ru

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент; +375291197968, e-mail: nkapshaj@gmail.com

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; +375297894202, e-mail: m.dobrodushenko@mail.ru

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.

Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.

Цели и задачи инновационной деятельности

Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;

оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;

разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.

Источник

Применение дидактической многомерной технологии в начальной школе с целью повышения качества обучения.

Тема выступления: Применение дидактической многомерной технологии в начальной школе с целью повышения качества обучения.

Радюшина Лариса Алексеевна,

учитель начальных классов,

(Слайд 2) Цель моего выступления: Показать на примере использование дидактической многомерной технологии на разных этапах урока в начальной школе.

(Слайд 3) Процесс обучения и учения должен соответствовать логике и особенностям нашего мышления. А оно многомерно. Поэтому многомерная дидактическая технология (МДТ), представленная педагогической общественности доктором педагогических наук В.Э. Штейнбергом (Россия), так активно и настойчиво осваивается учителями всех предметов.

(Слайд 4) В 1-2 классах эффективно использование карт памяти. Они активизируют исследовательскую деятельность детей, помогают им приобрести первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели. Они основываются на тех же принципах, что и карты памяти, но не содержат рисунков. Использование ЛСМ позволяет рационально распределить время при изучении нового материала, помогает учащимся высказывать собственные мысли, анализировать и делать выводы.

Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Мне бы хотелось на этом остановиться подробнее.

(Слайд 5) 1. Организационный этап .

Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (выбрать смайлик, соответствующий настроению или нарисовать свой). В конце урока обязательно к ней вернуться.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

(Слайд 6) 2. Постановка цели и задач урока.

Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Так на уроке русского языка во 2 классе по теме “Члены предложения” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ (предложить это сделать зрителям). Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Предложение”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеХарактеристики Правила написания

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеЗаконченная мысль Заглавная буква

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеПредложение

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такоеМногомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

— На какие группы можно разделить всех животных по отличительным признакам (птицы, рыбы, насекомые, звери). (Слайд 9) Остается нескольких картинок (лягушка, жаба, змея, черепаха, ящерица), которые неподходят ник одной группе . Приходят к выводу, что всех животных можно разделить на группы и есть группы, которые им еще неизвестны. Это и предстоит узнать на уроке.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

(Слайд 11) 4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Какие бывают растения” на уроке окружающего мира во 2 классе, ребята создали карту-памяти “Растения” Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, обсуждение в группах, консультация учителя. В качестве домашнего задания можно предложить детям дополнить схему картинками.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

(Слайд 12) 5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения произведения Б.Житкова «Храбрый утенок» я предлагаю ученикам составить план текста (записываю на доске).

Завтрак от хозяйки

Победа (поломанное крыло)

Детям предложено эти пункты плана нарисовать. После создания такой карты памяти дети смогут вспомнить содержание рассказа даже спустя долгое время.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

(Слайд 13) Последним этапом методической структуры урока является рефлексия .

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно не только в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, но и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

На листе бумаги я предлагаю Вас обвести свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

— большой – “что мне было интересно”.

— указательный – “что я узнал нового”.

— средний – “мне непонятно”.

— безымянный – “моё настроение”.

— мизинец – “хочу узнать”.

В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

(Слайд 14) Я считаю данную технологию эффективной, потому что

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рожденный вдохновеньем…

Желаю Вам успехов в профессиональной деятельности!

Источник

Применение многомерной дидактической технологии в начальной школе.

Применение инновационной технологии «Многомерная дидактическая технология» в начальной школе.

Для современного общества характерно лавинообразное нарастание информации, увеличение роли знаний и информационных технологий.

Эти изменения привели к тому, что ученику сейчас нужно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, обладать самостоятельностью, критически мыслить, осваивать много научной информации.

Что такое «Многомерная дидактическая технология»?

Многомерная дидактическая технология – новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти. Данная технология была разработана в 90-е годы ХХ века доктором педагогических наук Валерием Эммануиловичем Штейнбергом. Сам автор определяет дидактические многомерные инструменты как универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний во внешнем и внутреннем планах учебной деятельности. Такие инструменты используются в качестве основных инструментов дидактической многомерной технологии.

Меня заинтересовала данная технология прежде всего как средство повышения познавательных УУД. В настоящее время «Формирование познавательных УУД через многомерную дидактическую технологию» является моей методической темой в школьном методическом объединении.

Данная технология привлекательна новыми возможностями построения любого урока. Она повышает качество образовательного процесса и доступность учебного материала. Устойчивые знания у детей усваиваются в результате собственных творческих поисков, в умении моделировать, составлять схемы, ассоциировать.

На уроках я применяю интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели, которые являются дидактическими инструментами многомерной дидактической технологии.

Карты памяти представляют собой образ, от которого расходятся ветвистые линии. Ветви должны быть цветными. Каждую ветвь нужно подписывать 1-2 ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки.

При ее построении используется не только логическая часть нашего мозга, но и та, что связана с воображением. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В 3-4 классах в образовательном процессе можно начинать использовать логико-смысловые модели (ЛСМ). Они основаны на тех же принципах, что и карты-памяти, но при построении моделей рисунки не используются. Усвоение основных понятий осуществляется через ЛСМ в результате совместной работы учителя и обучающегося. Они позволяют рационально распределить время при изучении нового материала. Знания, полученные в процессе работы с моделями, становятся глубокими и прочными.

Любой урок по изучаемой теме несет сложную и объемную информацию. Чтобы она стала доступной, мы с помощью ЛСМ преобразовываем ее, расщепляем на смысловые группы, иными словами составляем план изучаемой темы и располагаем его на координатах в определенном порядке. Вопросы учителя и ответы обучающихся анализируются и сворачиваются в конкретные ключевые слова или фразы и наносятся на координатные лучи. Обучающиеся составляют ЛСМ самостоятельно после первоначального знакомства с темой, используя учебную литературу. Работа по составлению моделей может проводиться в парах постоянного и сменного состава, в группах, где ведется обсуждение и уточнение всех деталей. Надо отметить, что ученики работают над составлением ЛСМ с огромным интересом и желанием.

Карты-памяти и логико-смысловые модели хорошо применимы на всех этапах урока. Для подготовки к уроку я использую следующую структуру урока усвоения новых знаний:

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания

6. Первичное закрепление.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Некоторые этапы уроков я хочу привести в пример.

Этот этап очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. На этом этапе можно предложить детям составить модель настроения (рис.1).

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Дети, выбрав прилагательное-настроение, закрашивают его, либо подписывают свой вариант. И напротив стрелочки дорисовывают рисунок, соответствующий настроению.

2. Постановка цели и задач урока.

Этап целеполагания включает каждого обучающегося в процесс целеполагания. На данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективными приемами для моих уроков являются решение открытых задач и создание проблемной ситуации с помощью схем или моделей. На уроках не останется равнодушных детей, потому что каждому ученику предоставляю возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями. В этом мне помогает ЛСМ.

Так на уроке русского языка по теме “Изменение имен существительных по падежам” учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знаю ответ. Одновременно с объяснением “Что я знаю” дети ориентируются на ЛСМ: “Имя существительное”, которая выстраивалась постепенно из урока в урок соответственно порядку изучаемых тем. “Свернутая” информация на схеме может быть с легкостью воспроизведена учениками, так как они сами непосредственно ее составляли, структурируя основные понятия. (Рис. 2)

Ребята делают вывод, что понятие “падеж” им не известно.

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Задача детей решить выражения и соотнести их с координацией. Возникает проблема: куда отнести выражение “1т250кг+7т15кг= ”. Ребята делают вывод, что необходимо начертить ещё одну линию координат.

4. Первичное усвоение новых знаний. На уроке, где при изучении нового материала используется многомерная дидактическая технология, работа является продуктивной для ученика. Так как результат её, продукт, лично создаётся учеником.

В первую очередь необходимо определить ресурсы. В обучении я предлагаю в основном следующие: учебник; справочную, энциклопедическую литературу; презентацию урока; интерактивные модели.

Ребята работают в группах с материалом учебника. Они заполнят координаты, предложенные учителем в виде плана для изучения темы. Это повышает их познавательную активность, самоконтроль. Обучающиеся видят всю тему целиком и каждый ее элемент в отдельности и соотносят понятия.

Изучая новую тему “Леса России” на уроке окружающего мира в 4 классе, ребята создали ЛСМ“Леса России” (Рис. 5). Раскрыть полную картину этой темы помогла работа с информацией, жизненный опыт, обсуждение в группах, консультация учителя.

5. Первичная проверка понимания. На этом этапе происходит установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Для осмысления работы с текстом на уроках литературного чтения я использую прием “Сюжетная цепочка”. Например, после изучения сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” я предлагаю ученикам элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить в правильной последовательности (рис. 6)

Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Смотреть картинку Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Картинка про Многомерное чтение в начальной школе что это такое. Фото Многомерное чтение в начальной школе что это такое

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Сигнальными цветами ребята помечают что они уже знают хорошо, а над чем ещё нужно поработать.

В конце урока мы подводим итоги, обсуждаем то, что узнали, и то, как работали, то есть каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Так ЛСМ можно использовать для решения различных дидактических задач при изучении нового материала, отработке умений и навыков, обобщении и систематизации знаний.

Технология многомерных дидактических инструментов способствует формированию целостного восприятия любой информации, значительно повышает эффективность обучения.

Для проверки динамики сформированности познавательных УУД в 3 и 4 классах была проведена диагностика.

Диаграмма 1. Процентный показатель сформированности познавательных УУД

1. Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

2. Умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

3. Умение делать выводы

4. Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

5. Группировка и классификация объектов

6. Установление причинно-следственных связей

7. Умение выявить аналогии на предметном материале

8. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей и схем

Анализируя результаты, представленные на диаграмме, хочется отметить рост показателей познавательных УУД. Следовательно, можно сделать вывод о том, что применяемая мною технология даёт результат.

У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового.

Качество успеваемости обучающихся

Анализируя все результаты, можно сделать вывод о том, что применяемая мной технология, создаёт условия для формирования у учащихся познавательных УУД.

Постоянное использование на уроках дидактических многомерных инструментов позволяет:

— усилить интерес учащихся к предметам;

— развивать навыки работы с дополнительной литературой;

— формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

— повысить качество знаний.

Исходя из результатов использования в образовательном процессе младших школьников технологии многомерных дидактических единиц, можно утверждать, что урок будет результативным, если в его основу заложено сотворчество учителя и ученика. У ребят появился интерес к учёбе, к изучению нового.

Дидактическая многомерная технология+ дидактический дизайн (поисковые исследования): монография [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 136 с.

Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика (монография). — М.: Народное образование, 2002. — 304 с. ISBN 5-87953-160-0

Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. 2-е изд. М.: Народное образование, 2007. — 384 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *