Многоплановость в фотографии что это
Многоплановость в фотографии что это
Для регистрации достаточно указать
ваше имя и адрес электронной почты
Взаимодействие планов. Многослойные кадры
«Есть фотографии, которые могут не только сохранить удивительный выразительный эффект присутствия, благодаря редкому элементу или необычной композиции, но способны излучать особенную атмосферу сами по себе».
Робер Дуано
Глубинная композиция в репортаже
Многослойные, глубинные композиции занимают особое место среди репортажных снимков.
Я уже обращал ваше внимание на то, что ситуацию или человека можно снять в одной плоскости, лаконично, плакатно, исключив из кадра лишние детали. Такие фотографии легко читаются и хорошо смотрятся на обложке журналов, газетной полосе, главной странице интернет-сайта, с них можно начинать любой видеоряд.
Вместе с тем, событие, которое вы снимаете, разворачивается в пространстве. Что-то может происходить перед главным объектом съемки или за ним в отдалении, то есть на переднем или на заднем планах. Эти объекты, связанные общим смыслом, можно включить в кадр и заставить их «говорить» вместе. Причем, объекты или ситуации второго плана способны глубже раскрыть смысл происходящего, нести в себе подтекст, подталкивать к аналогии, контрастировать с главным объектом и тем самым подчеркивать его собственные свойства.
Кадр, в котором показывается событие в разных плоскостях пространства, называется многоплановым или многослойным, а композицию такого снимка можно назвать глубинной.
Глубинные композиции кинематографичны, то есть напоминают сцену из фильма. В них всегда есть передний план, не обязательно являющийся главным. Многослойные кадры объемны, в них хочется всматриваться. Общее впечатление, идея снимка создаются всеми деталями, информационным и художественным взаимодействием планов. Удачный многоплановый снимок — это целый рассказ в одном кадре, в нем все важно до мелочей.
В представленных фотографиях Павла Кривцова и Анри Картье-Брессона трудно выделить главный объект, настолько все слои этих снимков связаны между собой в художественном и повествовательном смыслах. Но если мы будем анализировать композицию, то увидим типичную глубинную структуру с распределением сюжетно значимых объектов на переднем и заднем планах. У Картье-Брессона это ситуация взаимоотношения рабочего (передний план) и его семьи (задний план). У Кривцова — на переднем плане телега, картошка и дети, на заднем плане известная древняя деревянная церковь. Они создают единый образ, который и обозначен в названии фотографии — «Весна на Кижах».
Репортажные снимки, созданные по принципу многоплановой композиции, очень эффектны, но получить хороший снимок-рассказ непросто. В арсенале даже опытного репортера найдется немного таких фотографий, и их наличие — свидетельство мастерства. Я имею в виду сложные многоплановые кадры, в которых запечатлено взаимодействие сцен, а не простое расположение объектов в разных плоскостях.
Как создаются многослойные кадры
Рождаются глубинные композиции в результате активного поиска, внимательного наблюдения, удачного стечения обстоятельств и изобретательности фотографа. На практике важны оба навыка — умение видеть и строить композицию.
Правильно выстроенный снимок с использованием элементов постановки будет выглядеть естественным, «случайным». «За кадром» останутся усилия фотографа — поиск точки съемки, управление героем, выжидание момента, когда планы сольются в единый образ. Для фотографа важно как бы предчувствовать этот момент и замечать все, что происходит вокруг героя съемки. К такого рода выстроенным кадрам можно отнести фотографию Павла Кривцова «Поэт-пастух из Белгородской области Владимир Михалев».
Павел Кривцов во время съемки, безусловно, имел возможность приглядеться, обдумать и построить этот кадр. В фотографии несколько слоев: от котелка на переднем плане до закатного неба на дальнем. Все элементы пространства связаны общим настроением, созвучным душевному состоянию героя. Эффект нашего присутствия создает «редкий элемент» (Роббер Дуано) и организация объектов снимка.
Аналогичным образом был построен мой снимок «Свидание с матерью». В колонии, в камере для свиданий, мне нужно было снять бывшего солдата, осужденного за несуществующее военное преступление в Афганистане. Милиционера я деликатно «разместил» в дверях камеры. Во время съемки одновременно следил за двумя объектами: матерью с сыном и милиционером. Взаимоотношения матери с сыном, их взгляды, жесты и поза милиционера в одно прекрасное мгновение «созрели», и кадр был сделан! Фигура милиционера на заднем плане рассказывает нам о месте, где происходит встреча и усиливает драматизм ситуации.
Яркой иллюстрацией, где оба плана работают на одну мысль — сострадание к ребенку перед операцией, является репортажная фотография «Все будет хорошо». Это не постановка. Соединить два плана я успел, едва-едва отскочив в угол операционной комнаты для того, чтобы включить в кадр хирурга, натягивающего резиновые перчатки. Я вжался в угол, и фиксированный объектив (кажется, с фокусным расстоянием 135 мм) не позволил мне включить в кадр большую часть фигуры хирурга.
В лучших сложносочиненных репортажных кадрах кристаллизируются все способности фотографа как художника, мыслителя, конструктора и исследователя. Но все же путь к «решающему моменту», и я не устану об этом повторять, начинается с умения видеть красоту, трагизм или необычность, контраст или согласованность жизненных ситуаций. Посмотрим, как это умение видеть передается в других многоплановых кадрах.
Линейная перспектива и многоплановость картинки
Глубина изображения только на начальном этапе создается с помощью полного размытия заднего плана для отделения основного объекта от фона. По мере того, как фотограф начинает больше снимать, он глубже постигает теорию работы с объемом изображения. Объем изображения создается —а точнее, имитируется несколькими способами: светом, линейной и тональной перспективой, многоплановостью. а также простым размытием фона.
Наше восприятие основано на полученном опыте: с самого раннего детства мы учимся отличать тона и цвета, формы и прослеживать зависимость этих форм от окружающих условий. При этом действует ряд правил, одно из которых говорит, что если из двух одинаковых объектов один меньше, а другой крупнее, значит, первый находится ближе второго. Если добавить к этому явно выделенный логически основной объект (центр изображения), то изображение будет делиться на планы, из которых всегда выделяют три основных: передний, средний (основной) и задний (фон).
Таким образом, изображение приобретает логически выделенные пространственные компоненты, которые отличаются друг от друга удаленностью от фотографа, что считывается получателем изображения. Однако, просто разделить изображение на планы мало — необходимо, чтобы между планами была взаимосвязь, которая строится на зависимости отного от другого, что можно, в большинстве случаев, реализовать в качестве связующих линий.
Задание к уроку: проиллюстрировать основные посылы данного урока как можно меньшим количеством кадров:
Задание загружается на стену вашего аккаунта в социальной сети в виде текстовой записи доступной всем, с приложением фотографий к заданию, а также ссылки на данный урок: http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Выполненные задания:
Фото школа. Урок 7. Линейная перспектива и многоплановость картинки
Фото школа. Урок 7. Линейная перспектива и многоплановость картинки.
Задание к уроку: проиллюстрировать основные посылы данного урока как можно меньшим количеством кадров:
композиция и правило третей (предыдущий урок)
логический центр кадра (предыдущий урок)
три основных плана изображения
линейная перспектива
связующие линии между планами.
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Диана, хорошо получилось, основной объект читается, есть линейная перспектива, основной объект, картинка по третям, есть динамика. Не хватает контраста, на мой вкус, как и работы с насущенностью, но в целом кадр хороший.
Не очень понял два кадра одинаковых. Есть трети и разные планы, но основного объекта в кадре нет, логическая пустота.
Екатерина, в обоих кадрах только основной объект и фон, многоплановости нет, и хоть снято по третям, линейность присутствует, картинка остается плоской. Первая даже дополнительно убивает фон куском ограждения. С другой стороны, есть связь между планами во втором случае в виде взгляда, мне нравится
Для PhotoWebExpo
Урок 7
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Кирилл, отлично получилось и по всем принципам, о которых я говорил, так что кадр смотрится глубоким, есть основной объект и три плана, здорово.
Photowebexpo.
Линейная перспектива и многоплановость картинки.
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Екатерина, хорошо, что не пожалели обработки, но нет линейной перспективы, глубины, картинка из двух планов и далека от задания.
Летняя фотошкола. Урок 7. Линейная перспектива и многоплановость картинки. Камера Pentax K-5 II, объектив SMC PENTAX DA 18-55mm f/3.5-5.6 AL WR.
#летняяфотошкола #фотовебэкспо #урок7
Сергей, в первом кадре передний план превалирует над средним и фоном, в итоге, основное внимание на себя тянет. Можно такое скомпенсировать, если отойти и позуммировать вперед. Второй уже без переднего совсем, хотя линейная перспектива есть там и здесь.
Урок №7 Линейная перспектива и многоплановость картинки
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
— Главный объект (логический центр)
— Три основных плана
— Правило третей
— Линейная перспектива
— Связующие линии между планами
Тимофей, отлично, получилось ровно и взвешенно. Я бы отошел еще назад, чтобы усилить передний план, но и так хорошо. У вас есть взаимодействие с фоном, это здорово, пусть и церков в цоне съезжает с третей.
Летняя фотошкола. Линейная перспектива и многоплановость картинки
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Данила, большое количество машин одного цвета стирает между ними разницу и уменьшает важность каждого отдельного. Более того, линия дороги выводит из кадра вправо, хотя передний план у вас акцентирован. Тем не менее, можно было бы снять лучше и правильно.
PhotoWebExpo. Lesson 7.
Линейная перспектива и многоплановость картинки.
Нуркен, обычно дорога не способствует акцентуации переднего плана, отчего картинка с дорогой требует его для глубины, однако, в темноте с таким контарстом у вас хорошо подчеркнут средний план, так что дорога может восприниматься, как передний план, а ее разметка — быть линейным связующим элементом. В общем, снято хорошо, мне нравится.
Летняя фотошкола от Photowebexpo.
• Композиция и правило третей
• Логический центр кадра
• Три основных плана изображения
• Линейная перспектива
• Связующие линии между планами
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Андрей, на самом деле, лавочка на ПП, наоборот, перспективу срезает, формируя линию, выводящую из кадра в обе стороны. А нужно наоборот
Летняя фотошкола от Photowebexpo.
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Яша, слишком объехали от закона третей, основной объект совсем слева. Свечки при этом не выполняют роль переднего плана, к сожалению. А так, кадр интересный, в том числе, по свету.
Летняя фотошкола от PhotoWebExpo. Урок 7. Линейная перспектива и
Летняя фотошкола от PhotoWebExpo. Урок 7. Линейная перспектива и многоплановость картинки. Исправленное задание.
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Игорь, ровный и правильно сбалансированный линейный кадр, хорошо сделано.
Для PhotoWebExpo. Урок Седьмой. Линейная перспектива и многоплановость картинки.
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Задание к уроку: проиллюстрировать основные посылы данного урока как можно меньшим количеством кадров:
— композиция и правило третей (предыдущий урок)
— логический центр кадра (предыдущий урок)
— три основных плана изображения
— линейная перспектива
— связующие линии между планами
Как же долго я думал. Как же долго я подбирал композицию. Как много было дублей. И вот в итоге и сухом остатке, что получилось.
Алексей, нет выделенного переднего плана, отчего здесь их только два. Линия лавочки просто связывает планы друг с другом.
Ирина, первый кадр, действительно, слоями — я вот во втором только два плана выходит, и линии уводят из кадра, а не стягивают основные «слои».
Сергей, на фото два плана вышло, и нет основного объекта.
Для летней фотошколы. Урок №7. Задание к уроку: проиллюстрировать основные
Для летней фотошколы. Урок №7
Задание к уроку: проиллюстрировать основные посылы данного урока как можно меньшим количеством кадров:
-композиция и правило третей,
-логический центр кадра,
-три основных плана изображения,
-линейная перспектива,
-связующие линии между планами.
Екатерина, основной объект поставили на передний план, от этого провалился средний, и картинка стала двуплановой. В дополнение, есть нарушение закона третей.
Задание к уроку № 7 для Летней фотошколы.
Задание к уроку № 7 для Летней фотошколы
Екатерина, классная зарисовка, нравятся почти все элементы, разве что многоплановость съедается отсутствием переднего плана
Линейная перспектива и многоплановость картинки. Смог обойтись единственным
Линейная перспектива и многоплановость картинки.
Михаил, раскидали ключевые элементы слева, а линию справа, никак их не объединив. Кадр интересный, и даже размытие здесь на основном объекте сюжетно значимо, однако дырка по центру несколько назойлива, от нее и линия права частично выводит из кадра.
Урок №7 Линейная перспектива и многоплановость картинки. Урок №7 Линейная
Валерия, классное фото, особенно интересна здесь линейная перспектива, которая идет за счет домов зигзагом. Однако, не хватает одного из планов, картинка плоская выходит, хотя объем добавляется светом.
Для задания «Линейная перспектива и многоплановость картинки»
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Пейзаж общим планом «Красавец Тарханкут»:
композиция и правило третей; логический центр кадра; три основных плана изображения; линейная перспектива; связующие линии между планами
Александра, хороший лаконичный кадр, но основной объект не акцентирован (далеко и совпадает с цветом фона)
Линейная перспектива и многоплановость картинки
Урок№7
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Фотоаппарат:Nikon D7100, объектив 18-105мм
IS0-400,18мм,F-5,6, 1/5сек.Штатив «разлетелся», пришлось фотоаппарат ставить на ограду!
Владислав, не акцентирован передний план, отчего им становятся катера, а линия реки выводит из кадра.
Летняя фотошкола. Без каких либо комментариев, с моей стороны. Разве что
Летняя фотошкола.
Урок #7
Линейная перспектива и многоплановость картинки.
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Просто фотография. Без каких либо комментариев, с моей стороны. Разве что, как то безлюдно.
Виктор, нет среднего плана в кадре, немного смещены трети (это, на самом деле, не проблема), нет основного объекта.
Жанна, нет переднего плана, кадр становится плоским.
An, у вас линия поезда разрезает кадр пополам, в нарушение линейной перспективы. Основной объект не акцентирован
Валерий, если отвлечься от технического качества, очень хорошо, у вас передний план заполнен, средний акцентирован, только нет связи с задним — за счет низкой точки съемки фон уходит просто в деревья, моста там не видно. Зато есть динамика, здорово
Для летней фотошколы от photowebexpo
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Линейная перспектива и многоплановость картинки
Аня, я сам Питер люблю, но здесь зачем-то столб слева и нет основного объекта, как нет связи с другими планами, несмотря на присутствующую динейность
Летняя школа http://photowebexpo.ru/photoschool/linear—perspective Урок № 7
Летняя школа http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Урок № 7 Линейная перспектива и многоплановость картинки
Ирина, линейности в картинке нет, слишком высоко снимали. К тому же, слишком много объектов, усложняющих вопрриятие.
Для PhotoWebExpo http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
Марина, замечательный кадр, основной объект, связка планов, линейная перспектива, даже с моделью хорошо поработали, здорово!
Прохожу «Летнюю фотошколу photowebexpo.ru» и вот очередное задание по уроку «Линейная перспектива и
Александр, хороший кадр, разве что не хватает в нем баланса, акцент почему-то уведен на передний план (куст), хотя логично было бы людей в фокус, хотя тут я понимаю, что вы хотели тональную перспективу подчеркнуть для глубины (следующий урок). Тем не менее, куста слишком много, его нужно было бы как бы невзначай в кадр вставить, не так назойливо. Опять же, справа передний план явно мешает, его лучше отрезать или уж тогда больше в кадр притянуть.
Надежда, лаконичное выполнение задания, которое сделано хорошо по логике, но недостаточно технично. Есть многоплановость и основной объект, неплоха композиция, линии ведут в кадр. Однако, на заднем плане нехороший мост, который не дает двигаться взгляду, упирается он, к сожалению. Плюс почему так низко снимали? Баржа практически прикрывает дальний берег и горизонт, в итоге будто бы прилепляется к противоположному берегу реки и никуда идти не хочет — реки слишкм мало. В то же время, небо серое и содержит только пустоту, отчего похоже на ошибку экспонометра. В целом же, выполнено неплохо, но будто бы по бумажке. Пробуйте еще, пока не начнет получаться лучше. Я в вас верю
Виктор, у вас наметилась сюжетная игра — это здорово, только стоит не делать ее такой утрированной, а просто расставлять акценты. Смысл в том, что вы будто бы додумываете за зрителя, а нужно основную работу оставлять уже ему, расставляя по кадру лишь намеки символами. К примеру, то, что вы позиционировали все три объекта правтически в одной плоскости, и картинку сплющивает, придавая ей эффект театральной постановки. Линейность кадра здесь не очень глубокая, перспектива упирается в дом на площади, а ведь взгляду надо двигаться дальше. К тому же, здесь у вас нет переднего плана, что срезает глубину и с переднего края тоже.
Для photowebexpo.ru камера canon eos 600d
http://photowebexpo.ru/photoschool/linear-perspective
◦композиция и правило третей
◦логический центр кадра
◦три основных плана изображения
◦линейная перспектива
◦связующие линии между планами
Руслан, выполнено достойно, есть линии и есть линейная перспектива (на людях), есть членение на планы и основной объект — вот только преедний план здесь отсутствует, а ведь он делает картинку глубже. Линии из кадра не уводят, а заходят внутрь и теряются, это хорошо.
Летняя фотошкола от PhotoWebExpo. Урок седьмой.Рассматривалась линейная композиция и многоплановость картинки.
Заданием было сделать кадр, в котором бы отразились правило третей и правильность построения композиции, был указан логический центр кадра, выстроены основные планы изображения, а также прослеживалась линейная перспектива и линии, связующие планы. Параметры сделанного снимка: фокусное расстоянии 55 мм, диафрагма f/5.6, ISO 125 единиц, выдержка 1/250 секунды, ББ выставлен автоматическим, коррекция экспозиции +0.7.
Для начала определимся с основными планами изображения. На снимке четко виден передний план, полученный листвой; первый средний план в виде площадки со скамейкой (на этом плане расположен основной объект съемки); второй средний план в виде машин и задний план, оформленный стенам и лютеранской церкви.
Линейная перспектива получается за счет линий, связывающих между собой планы. Первой такой линией является полоска травы, четко выделяющаяся на фоне серой площадки среднего плана, и идущей с левого нижнего угла в правый верхний. Горизонтальные линии поребрика и скамейки вроде бы отделяют первый средний план от второго, но за счет линий автомобилей связь между средними планами и задним планом остается.
Логический центр кадра – это девушка, сидящая на скамейке, и что-то изучающая, пишущая в блокноте. Она расположена на правой стороне изображения и тем самым подчеркивает серьезное настроение снимка. Кадр вроде бы статичный, но мне хотелось показать здесь другую динамику, не физическую, а мыслительную. Девушка психологически закрыта от мира, она сосредоточена на своей работе и это сосредоточение, напряженный мыслительный процесс я старался передать.
Небольшие выводы:
1. Очевидно, что при построении композиции с линейной перспективной очень помогают знания геометрии и черчению. Человеку, обладающему ими и понимающему принципы аксонометрии, изометрии и прочей метрии, гораздо легче выстроить кадр.
2. Передний план должен означаться небольшими по своему размеру деталями, дабы взгляд зрителя отмечал этот план для себя, но при этом устремлялся к логическому центру кадра.