Многопрофильный стационар это что
В чем отличие многопрофильной клиники от специализированной?
Классификация и разновидности отечественных учреждений здравоохранения
Медицинские услуги в Российской Федерации оказываются государственными и частными лечебными учреждениями, которые имеют соответствующую лицензию. Формирование эффективной системы здравоохранения — это одно из приоритетных направлений социальной политики РФ. Лечебные учреждения отличаются территориальным размещением, формами оказания терапевтической помощи, материально-технической оснащенностью и т. д.
По типам оказываемых медицинских услуг можно выделить пять групп учреждений здравоохранения:
Система медицинского обслуживания в РФ включает в себя терапевтические, хирургические, психиатрические, педиатрические и неврологические лечебные учреждения. Помимо этого в стране существует сеть реабилитационных центров, родильных домов, инфекционных больниц и многофункциональных военно-медицинских учреждений.
Терапевтические медицинские организации занимаются медицинскими обследованиями, профилактикой и лечением широкого спектра заболеваний. В большинстве случаев поликлиники являются отделениями при больницах. Помимо этого в лечебном учреждении функционируют гинекологические, онкологические, хирургическое и другие отделения. Медицинские организации, в которых наряду с лечением больных проводится учебная и исследовательская работа, называются клиниками.
Основное отличие многопрофильных и специализированных клиник
Главным отличием многопрофильных и специализированных клиник является набор предоставляемых услуг (УЗИ, колоноскопия, ФГДС и пр.). Специализированные лечебные учреждения осуществляют узконаправленную диагностику и лечение ограниченного круга патологий (например, урологический медицинский центр). Пациент многопрофильной клиники может посетить за один визит сразу нескольких врачей (кардиолог, терапевт, невролог и пр.) и пройти необходимые обследования в одном месте. Техническое оснащение специализированной и многопрофильной клиники может существенно отличаться.
Как не ошибиться с выбором частной медицинской клиники?
Поинтересуйтесь, какой техникой оснащено медицинское учреждение. Предпочтение следует отдавать клиникам, в которых установлено высокотехнологичное цифровое оборудование. Перед звонком в лечебное учреждение нужно изучить отзывы о компании в социальных сетях и на специализированных сайтах. Некачественную работу скрыть практически невозможно. О проблемах недовольных и обманутых пациентов мгновенно узнает все интернет-сообщество. Обращайтесь только в клиники, которые положительно оцениваются клиентами.
Комплексные медицинские услуги от многопрофильной «Семейной клиники»
Сеть многопрофильных медицинских центров «Семейная клиника» предоставляет широкий спектр терапевтических, диагностических и профилактических лечебных услуг. В нашей организации работает команда докторов, которые непрерывно повышают свой профессиональный уровень и занимаются научной работой. Вы можете записаться на прием к следующим специалистам:
- гастроэнтеролог; уролог; кардиолог; гинеколог; невролог; эндокринолог; хирург; терапевт и др.
Лечебное учреждение инвестирует значительные средства в постоянное обновление материально-технической базы. Для лечения и диагностики заболеваний «Семейная клиника» использует оборудование и лекарства последнего поколения. Для записи на прием к доктору позвоните по телефону или пришлите нам электронное письмо.
Структура многопрофильной больницы
I. Лечебно-профилактических учреждений
1. Больницы общего типа
2. Специализированные больницы
4. Учреждения скорой медицинской помощи: станции скорой помощи, больницы СМП.
5. Санатории и санатории-профилактории
6. Амбулаторно-поликлинические учреждения
7. Офис врача семейной практики
II. Санитарно-профилактических учреждений:
2. Центр гигиены и эпидемиологии
3. Центры медицинской профилактики
Количество посещений поликлиники рассчитывается исходя из нормы в 10-12 посещений в год на одного городского жителя.
Пребывание в стационаре и количество коек рассчитывается по следующим показателям: 12 коек на 1000 населения для соматических больных, педиатрические койки 1,5 на 1000 населения.
Гигиенические требования к ЛПУ:
1. Создавать наиболее благоприятные условия для пребывания больных в лечебном учреждении (оптимальный микроклимат, кондиционирование воздуха, рациональное освещение)
2. Предупреждение возможности инфицирования больных во время пребывания в стационаре, а также при посещении ими амбулаторно-поликлинических учреждений
3. Создание оптимальной рабочей среды для младшего и среднего медицинского персонала, а также врачебного звена.
4. Проведение санитарно-профилактической и гигиенической работы среди больных с целью привития и закрепления гигиенических навыков.
Структура многопрофильной больницы
В настоящее время в РФ и за рубежом наблюдается тенденция к строительству крупных больниц с количеством коек более чем 600-1000. Это позволяет рационально использовать коечный фонд, дорогостоящую медицинскую технику, а также значительно уменьшать затраты на строительство.
В строительстве больниц отмечается тенденция централизации межбольничных вспомогательных служб: пищеблоков, аптек, стерилизационные, патологоанатомические службы, прачечные, клининговые компании.
Специализирование и централизация функционально однородных отделений и служб, как в составе больницы, так и за её пределами.
Создание клинико-диагностических центров:
— биохимические лабораторные центры, МРТ, центры функциональной диагностики.
Таким образом, современная многопрофильная больница — это сложный комплекс различных подразделений выполняющих различные функции с привлечением для работы не только медицинских работников, но и высококвалифицированного инженерно-технического персонала.
МУНИЦИПАЛЬНОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР
В современной больнице выделяют десять основных структурных подразделений:
1. Приемное отделение
2. Палатные отделения
3. Лечебно-диагностические отделения
5. Центральное стерилизационное отделение
7. Служба приготовления пищи
8. Патанатомическое отделение
9. Административно-хозяйственная служба
Создание оптимальных гигиенических условий больницы зависит:
1. Система застройки больницы
2. Выбор участков, организация территории и её функциональное зонирование
3. Внутренняя планировка больничного отделения и типовых палатных секций
4. Обеспечение функциональных технических связей при планировке здания
5. Набор помещений, их оборудования, размещения, формы, общей площади помещения, высоты, площади остекления, цветового оформления, внешний вид сооружения, вид ландшафта, парковой зоны
6. Устройство и оборудование палат
7. Оптимальный микроклимат, достаточная инсоляция и освещение
Гигиеническая оценка типов строительства больниц:
Больница централизованного типа состоит из одного здания (моноблок), включающего все или преобладающую часть отделений, что позволяет рационально использовать площадь участка, помещение, лечебное и диагностическое оборудование.
Больница децентрализованного типа устроена так, что каждое отделение или служба занимает отдельное здание, что уменьшает опасность возникновения и распространения ВБИ, а также созданию лечебно-охранительного режима.
Больница смешанного типа (блочная система застройки) состоит из нескольких зданий, соединенных утепленными переходами. В настоящее время это самый оптимальный тип застройки.
Приемно-выписное отделение: т.к. в приемном отделении или в помещении для реанимации больной впервые соприкасается с больницей и медперсоналом, то именно здесь в первую очередь создаются условия для распространения ВБИ. Большое эпидемиологическое значение имеет детальный опрос и осмотр на острые и хронические инфекционные заболевания. У всех поступающих в соматические отделения осматривают кожу, зев и измеряют температуру. Санитарная обработка сводится к стрижке волос (по необходимости), ногтей (с последующим их состриганием), мытью в ванне или обмыванием под душе, сбору вещей, одежды и белья, подлежащих дезинфекции.
Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в приёмном отделении является составной частью санитарно-эпидемиологического режима больницы и предусматривает следующие мероприятия.
• Обязательная санитарно-гигиеническая обработка поступающих больных.
• Экстренное извещение санитарно-эпидемиологической службы (по телефону и с заполнением особой формы) и обеспечение всех необходимых мер при обнаружении у больного инфекционного заболевания, пищевого отравления, педикулёза.
• Регулярная тщательная влажная уборка помещений и поверхностей предметов.
• Применение различных способов дезинфекции (кипячение, использование дезинфицирующих растворов и ультрафиолетового излучения).
Детское отделение: отделение, вмещающее 28-35 коек, особенно для детей от 1 до 6 лет оборудуются по принципу инфекционного стационара (блок, состоящий из 4-6 боксов с 6-8 койками подключенного к шлюзу).
Оптимальный стационар для детей от 6 до 15 лет – это палаты на 2-4 койки, сгруппированные по 2-3 группы в детское отделение целесообразно проектировать так, чтобы в нем при возникновении инфекционных заболеваний можно было изолировать отделенные помещения, боксы, лечебные блоки. Дети до 1 года помещаются в обособленной секции с вместимостью палат не более чем на 2 кроватки.
Акушерское отделение: после предварительного осмотра в комнате «фильтре», где производится термометрия, уточнение эпидемиологических данных, выявление гнойничковых заболеваний кожи, ангины, гриппа и т.д. роженица направляется в соответствующее отделение. Перед дежурством персонал обязательно принимает гигиенический душ, надевает спецодежду. Сотрудники акушерского стационара должны обеспечиваться трехсекционными шкафами для хранения белья и обуви, носить 4-х слойную маску, сменяемую каждые 2 часа Очень важным является соблюдение санитарно-гигиенического режима в родильном зале. При обработке и перевязке пуповины необходимо пользоваться индивидуальным пакетом со стерильными инструментами и перевязочным материалом. Пеленальный стол и прочие предметы следует дезинфицировать после окончания туалета каждого новорожденного. С целью профилактики ВБИ акушерский стационар следует закрывать каждые 6 месяцев на 7-10 дней.
Хирургическое отделение: должно иметь изолированную перевязочную – чистую и гнойную. При наличии одно перевязочной гнойные раны обрабатывают после проведения чистых манипуляций с последующей дезинфекцией помещения и аппаратуры. Операционные для чистых и гнойных больных должны строго разделяться. Медперсонал перед операцией обязан принять гигиенический душ и надеть чистое операционное белье. Перед входом в оперблок халат снимают, надевают 4-слойную маску, рубашку, брюки, бахилы, проходят в предоперационную, где надевают стерильный халат и перчатки. Применяют также маски-респираторы из 6-8 слоев марли и бактерицидные ткани (из летилана).
Маска из обычной ткани меняется через 1,5-2 часа. Для надежной защиты волос, особенно у женщин, вместо колпаков используют защитные шлемы их плотной ткани. Хирургические халаты желательно изготовлять из влагонепроницаемого материала. Брюки и бахилы должны представлять собой единое целое. Рубахи с закрытым воротом и рукава с резинками на предплечьях. Короткие рукава у анестезиологов также нежелательны.
Инфекционное отделение: большое значение имеет своевременное выявление и санация бактерионосителей. Исследования хирургического материала на стерильность производят с целью контроля за эффективностью стерилизации перевязочного, шовного материала и инструментария.
Регулярно проводится бактериальное исследование воздуха, включающего определение общего содержания микроорганизмов в 1 м3. Систематически проводится исследование смывов с инвентаря и предметов ухода ха больными. При приеме на работу в инфекционные, хирургические, детские, акушерские отделения медработники должны пройти осмотр у ЛОР-врача, стоматолога, бактериальное исследование мазка из зева и носа. В дальнейшем исследования повторяются 1 раз в 3 месяца. Сотрудники в инфекционное отделение попадают через шлюз, где меняют халаты и дезинфицируют руки. Комната для переодевания должна находиться вне инфекционного отделения. Для специальной и домашней одежды для медперсонала оборудуют специальные шкафчики. При переходе от больного к больному врач должен иметь полотенце за поясом, смоченное в дезрастворе и после каждого больного протирать руки. При входе в палату к больным с капельной инфекцией, а в зимний период и период эпидемия ОРВИ во все, палаты должен заходить в маске.
Посещают при обходе больных:
— сначала с трансмиссивными заболеваниями
2. Санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемический и лечебно-охранительный режимы больниц, их значение и условия их обеспечивающие.
Лечебно-охранительные режимы больницы:
1. Лечебно-охранительный. Касается условий пребывания пациентов.
2. Санитарно-гигиенический. Предназначен для пациентов, персонала.
3. Санитарно-противоэпидемический. Предназначен и для пациентов, и для персонала.
От пребывания в больнице у больных возникает беспокойство и недовольство от больничной обстановки, что вызывает ухудшение их состояния. Поэтому в больницах должен соблюдаться лечебно-охранительный режим, заключающийся в устранении неблагоприятных раздражителей и включением мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на организм больного.
Особое внимание придается мероприятиям, щадящим психику больного:
а) необходимо помнить, что неосторожно сказанное слово может вызвать волнение и ухудшение состояния больного;
б) больные стремятся прочитать историю болезни и от этого могут расстроиться – поэтому надо упорядочить хранение историй болезни;
в) большое значение для покоя имеет удлинение физиологического сна – соблюдается дневной сон, в это время должна быть тишина в отделении, разговаривать тихо; использовать световую сигнализацию;
г) персонал должен носить мягкую обувь;
д) уборку в палатах делать после подъема больных;
е) немаловажное значение имеет устранение неприятных «больничных» запахов, опрятное содержание помещений, уютная обстановка в палатах и отделении;
ж) сюда же входит диетическое питание с учетом патологии больного
з) строгое соблюдение распорядка дня со стороны больных и персонала.
Изолированная секция отвечает важнейшему требованию лечебно-охранительного режима. Изолированная секция:
— исключает возможность занесения инфекции извне
— обеспечивает максимум покоя больному
— способствует большей производительности труда персонала
— создает возможность полноценного использования оборудования.
3. Гигиенические требования к размещению, выбору и планировке земельного участка лечебно-профилактической организации.
Специализированные отделения или комплексы свыше 1000 человек, для пребывания больных в течение длительного времени необходимо располагать в пригородной зоне или окраинных районах, по возможности в зеленых массивах или в непосредственной близости с ними, не менее 1 км от селительной зоны.
Женские консультации, стоматологические и прочие амбулаторные учреждения: в пределах пешей доступности, в общественных зданиях, вблизи улиц и дорог с общественным транспортом.
Территория больницы должна быть удалена от источников шума, загрязнителей воздуха, почвы, воды с санитарной зоной от 50 до 1000 м.
Участок должен быть под наклоном 0,5-10 градусов для обеспечения инсоляции и стока атмосферных вод. Грунты должны допускать использование естественных оснований без дополнительных мероприятий, иметь незагрязненную, фильтрующую почву.
Участок не должен затопляться заболачиваться, не должно быть карстовых и оползневых явлений.
При выборе участка для больницы следует учитывать возможность присоединения здания больницы к имеющимся сетям водопровода, канализации, электрификации, теплофикации и газификации.
Участок больницы должен быть правильной формы, достаточным по площади, которая определяется в зависимости от мощности больницы (количества коек).
Важно правильное «зонирование» больницы. Между зонами, корпусами должны иметься полосы зеленых насаждений, плотность застройки 12-15%.
Поликлинический корпус должен находиться на периферии, графики и траектории передвижений между корпусами должны быть рациональными, максимально ограниченными в пересечении друг с другом. Так же следует предусматривать закрытые переходы между корпусами.
Расстояние между лечебными корпусами до патологоанатомического не менее 30 м.
Инфекционные, акушерские, психосоматические, кожно-венерологические, детские отделения должны находится в отдельных корпусах.
Разрывы между палатными и лечебно-диагностическими корпусами составляют 2,5 высоты наиболее высокого противостоящего здания, расстояние от палатных отделений до красной линии и жилых зданий не менее 30-80 м.
*Красная линия застройки – расстояние от забора до автомагистрали, 30 м.
4. Гигиенические требования к планировке палатной секции. Гигиеническая характеристика различных типов палат.
Палатное отделение, как правило, состоит из 2-х палатных секций и общих помещений, расположенных между секциями (лечебные, диагностические кабинеты, столовая, буфетная, служебные помещения).
Палатное отделение должна удовлетворять требованиям:
— состав помещения должен соответствовать специфике отделения
— подсобные помещения максимально отдалены от палаты и кровати больного
— разграничение путей передвижение
— централизованные работы должны быть максимально выведены из отделения или сведены к минимуму
— «гибкая» планировка, для возможного разграничения или модернизации отделения
В зависимости от взаимодействия основных групп помещений выделяют следующие композиционные системы:
— Павильонная — разные по функциональному назначению помещений или групп в отдельных корпусах, соединенных теплыми переходами;
— Моноблочная – концентрация служб в одном или двух тесно связанных блоках (административные и технические отделы первые этажи, палаты верхние этажи)
Отделение включает в себя секции, которые включают в себя палаты.
Перед входом в каждую секцию должен быть шлюз. В каждой секции должна быть зона палат (с манипуляционной, кабинетом врача, постом медсестры, помещением дневного пребывания больных) и зона вспомогательных помещений (санузел, буфетная, кабинеты заведующего и старшей медсестры, хранилища аппаратуры, чистого и грязного белья, инвентаря) размещают в нейтральном холле.
Планировочные решения лечебных отделений:
1. Однокоридорные лечебные отделения (все палаты на одной стороне)
Плюсы: благоприятная ориентация большинства палат, хорошие условия для естественной вентиляции, хороший обзор коридора, простые графики движения.
2. Т-образные лечебные отделения. Здесь общие помещения и специальные кабинеты выделены в самостоятельный блок, а палатные секции сближаются. Это обеспечивает ориентацию 50% палат на юг и юго-восток. Здесь рационально приближено расположение служебных помещений в палатах. Недостатки: затруднение наблюдения за отдельными палатами.
3. Двухкоридорное лечебное отделение. Палаты ориентированы на две стороны горизонта. Служебные, сантехнические и вспомогательные помещения расположены в центре отделения, медицинский персонал работает при искусственном освещении.
4. Лечебное отделение круговой формы. Палаты ориентированы на все стороны горизонта, служебные помещения размещены в центре. Данный вид приемлем для лечебно-диагностических отделений, так как при постоянном пребывании пациентов затруднены пути движения медперсонала.
График движения больным внутри секции дожжен быть прост, по возможности прямолинеен, и не перекрещиваться с путями хозяйственного и вспомогательного значения. Движение посетителей должно осуществляться по изолированному пути – из вестибюля в центральную зону, затем в палату или дневную комнату пребывания больных.
Для удаления грязного белья должны быть предусмотрены специальные шахты или лифт, чистое белье доставляется из прачечной персоналом.
5. Гигиенические требования к размещению и планировке поликлиники.
Поликлиническое отделение по санитарным и эпидемиологическим показателям рациональнее изолировать от стационара и размещать в отдельном здании, на периферии, если она входит в лечебно-профилактический комплекс.
Основные помещения: врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, регистратура, вестибюль с гардеробной для больных.
По характеру оборудования кабинеты делятся на:
— общего типа, площадью 12 м2
— специализированные кабинеты, площадью 16-18 м2
Ожидальни проектируются из расчета 1,2 м2 на каждого пациента, ожидающего прием.
Изолированные ожидальни обустраиваются при акушерско-гиенекологическом, туберкулезном, кожно-венерологическом кабинетах.
Инфекционный кабинет должен иметь изолированный вход.
6. Гигиенические требования к приемному отделению больниц. Особенности детского приемного отделения больниц.
Приемное отделение должно быть так размещено и иметь такой набор помещений и внутреннюю планировку, чтобы предотвратить возможность возникновения ВБИ и способствовать ускорению и повышения качества лечебно-диагностического процесса.
— возможность оказания медицинской помощи
Приемное отделение состоит из:
— смотровая и кабинет дежурного врача
— санитарный пропускник с составе раздевальни, ванны с душем, одевальни
— манипуляционная с перевязочной
— бокс и диагностические палаты, куда помещаются больные с неясным диагнозом
— санузлы для больных и персонала
Помещения выписки больных и приема должны быть разделены.
Приемное отделение должно располагаться на первом этаже, в изолированной части здания, желательно вблизи въезда на территорию больничного участка.
Следует установить пандус для подъезда СМП с навесом для 1-2 машин. Не допускается размещение приемных отделений под окнами палатных отделений.
Расчетное количество больных, поступающих в приемные отделения в течение суток, следует принимать в зависимости от количества коек в больнице:
2% — в больницах туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения
15% — в больницах СМП, родильных домах
10% в остальных больницах
При планировке приемного отделения должен соблюдаться принцип поточности и движения поступающих и выписывающихся.
Помещение приема и выписки из отделений (детского, акушерского, психоневрологического, туберкулезного и инфекционного) должны быть отдельными и находится при каждом из этих отделений.
7. Гигиенические требования к планировочным решениям инфекционных отделений больниц и противотуберкулезных диспансеров.
Особенности планировки инфекционных больниц:
В основе планировки лежит система изоляции больных. Разделение пациентов и персонала на грязные и чистые потоки. Санитарная обработка и дезинфекция помещений, белья, оборудований, выделений больных.
Инфекционная больница должна иметь:
— очистные сооружения для обеззараживания сточных вод
— службу санитарной обработки медицинского транспорта.
Инфекционное отделение должно состоять из боксов, полубоксов, палат. Каждое отделение может состоять из одной или двух секций, полностью изолированных друг от друга.
В инфекционном отделении выделяют нейтральную зону, где размещаются ординаторские и комната сестры-хозяйки.
Для предотвращения внутрибольничных заражений наиболее надежен бокс.
Бокс — это комплекс помещений, состоящих из:
— санитарного узла с ванной
— отдельный наружный вход.
Больной поступает в бокс через входной тамбур непосредственно с улицы.
Шлюз связывает бокс с центральным коридором, через который медицинский персонал проходит к больному. В шлюзе размещается раковина, шкаф для халатов, окно для передачи пищи в бокс.
Полубокссостоит из тех же помещений, что и бокс, за исключением выхода с улицы. Больные поступают в полубоксы из коридора отделения. В секции, состоящей из полубоксов могут находиться больные только с одинаковыми заболеваниями.
Это группа кишечных инфекций: ротавирус, дизентерия, сальмонеллез, вирусный гепатит А.
Прием инфекционных больных должен быть строго индивидуальным.
Приемное отделение состоит из изолированных приемно-смотровых боксов. Если отделение рассчитано на несколько инфекций, то число смотровых боксов должно соответствовать количеству инфекций.
Приемно-смотровые боксы рассчитывают следующим образом:
если отделение на 30 коек — 1 бокс;
30-60 коек — 2 бокса;
более 100 — 3% от числа коек.
Из приемно-смотрового бокса после осмотра врачом больной через наружную дверь поступает в соответствующее отделение инфекционной больницы, не встречаясь с другими больными.
В боксе больной находится в среднем 5 дней, затем его переводят в палату. Этот срок определен противоэпидемическим соображениями. А также за этот срок устанавливают диагноз по данным лабораторных, бактериологических анализов. Индивидуальные боксы также служат для госпитализации инфекционных больных с особо опасными инфекциями.
Наиболее рациональна павильонная система застройки инфекционной больницы, когда каждое отделение располагается в самостоятельном корпусе и обслуживает больных с одноименными заболеваниями. В многоэтажных корпусах отделений для однородных инфекций пациентов рекомендуется размещать поэтажно.
Больных с воздушно-капельной инфекцией следует размещать только на верхних этажах во избежание распространения инфекционного аэрозоля из палат в помещения расположенные над этим отделением.
В многоэтажных инфекционных больницах каждый этаж предназначен только для одной инфекции и имеет отдельный лифт и лестничную клетку, а также лабораторию экспресс-диагностики, кухню-доготовочную, стерилизационную, кладовые, шлюзы для персонала.
8. Гигиенические требования к планировке детского неинфекционного отделения больницы.
9. Гигиенические требования к планировке хирургических и акушерско-гинекологических отделений больниц. Особенности санитарно-эпидемиологического режима.
К проектам хирургического отделения предъявляются следующие требования:
а) наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическим отделением;
б) наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных;
в) организация условий для послеоперационного пребывания больных в специально оборудованных палатах;
г) исключение возможности контакта послеоперационных «чистых» — больных и так называемых «гнойных» больных, у которых появились послеоперационные осложнения.
Операционный блок — структурное подразделение хирургического отделения больницы, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных и обеспечивающих помещений, предназначенное для проведения хирургических операций.
Операционные блоки размещаются в изолированной пристройке-блоке (отдельном здании).
Наиболее рациональным является размещение операционного блока в составе обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосредственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемому с ним утепленными переходами. Допускается размещение оперблока на верхнем этаже палатного корпуса.
Все операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургические, ожоговые, нейрохирургические и др.)
Архитектурно-планировочные особенности хирургического отделения:
— непроходные асептические и септические отделения
Стерильная зона – операционные
Зона строгого режима:
— собственно палаты и пост дежурной медсестры
Зона ограниченного режима:
— помещения для диагностических исследований
— кабинеты хирургов, врача-анестезиолога, сестринская, санитарская
При наличии отделений ОРиИТ послеоперационные палаты обычно не предусматриваются.
Архитектурно-планировочные особенности акушерских отделений:
Акушерское и гинекологическое отделение могут входить в состав самостоятельного родильного дома или же входят в состав больницы и обслуживаются больничными службами.
Роженицы имеющие экстрагенитальные заболевания переводятся и лечатся в отдельных специализированных корпусах по профилю патологии.
При наличии в составе учреждения родовспоможения гинекологического отделения, оно должно находится в отдельном блоке или отсеке здания.
В акушерском отделении и роддомах присутствует четкое разделение помещений на группы:
Помещение приема: «чистые» – в родовое физиологическое отделение, «грязные» – в обсервацию
— комната для санобработки
— фильтр (чистый/грязный поток со своим гинекологическим креслом и помещением для сан обработки)
Родовое физиологическое отделение: разделено на 2 секции
— подготовительная для персонала
— палата интенсивной терапии
Послеродовое физиологическое отделение: раздельное пребывание новорожденных и рожениц
— шлюз при входе в отделение
— помещения для мытья и стерилизации суден
— палаты новорожденных (15% от общего количества для недоношенных)
— палата для сцеживания молока
Обсервационное отделение: на 1 этаже и смещено относительно основного или на самом последнем над отделением патологии, физиологическим и гинекологическим.
Отделение патологии беременности
— кабинет пренатальной диагностики
Гинекологическое отделение устраивается по типу хирургических отделений и имеет в своем составе:
— самостоятельное приемное отделение и выписку
— палаты интенсивной терапии
— кабинет для проведения внутриполостных процедур
Гинекологическое отделение должно быть полностью изолировано от акушерского.
10. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП).
Основные причины их возникновения. Эпидемиология наиболее важных возбудителей. Профилактика.
11. Микроклимат закрытых помещений, гигиеническая характеристика показателей микроклимата, принципы нормирования.
12. Методы исследования и гигиеническая оценка микроклимата помещений лечебно-профилактических и детских образовательных организаций.
Микроклимат закрытого помещения – собирательное понятие, характеризующее физическое состояние воздушной среды помещения:
— температура воздуха, её колебания во времени;
Методы исследования температуры воздуха:
Приборы: ртутный и спиртовой термометр. По своему назначению они бывают: пристеночными, водяные, почвенные, химические, технические, медицинские. Для записи температуры в динамике используют – термограф.
— Необходимо защищать термометр от воздействия лучистой энергии.
— Для наиболее точного измерения термометры устанавливают в центре комнаты, наружном и внутренних углах на расстоянии 0,2 м от стен.
— Для измерения температуры по вертикали необходимо установить термометры в тех же точках на высоте 0,2, 0,7, 1,5 м от пола.
— Показатели снимаются через 5-10 мин.
Методы исследования влажности воздуха:
Относительная влажность воздуха – отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах. Оптимальная относительная влажность = 20% — 70%.
Абсолютная влажность воздуха– количество водяных паров в граммах, которое содержится в данное время в 1 м3.
Максимальная влажность воздуха – количество водяных паров в граммах, которое содержится в 1 м3 воздуха в момент насыщения.
Приборы: гигрометр или психрометр.
Психрометр: 2 одинаковых термометров. Один из них покрыт тканью, которая предварительно увлажняется дистиллированной водой. При испарении воды, термометр охлаждается, результат оценивают по разнице температур с помощью таблиц, предварительно подставив значения и рассчитав по формуле.
Психрометры: Августа (станционный) и Ассмана (аспирационный).
Для записи показателей относительной влажности воздуха в динамике – гигрографы.
Методы исследования подвижности воздуха:
Рекомендуемая подвижность воздуха: 0,2 – 0,3 м\с.
Приборы: Кататермометр (цилиндрический, шаровидный) – для измерения подвижности воздуха малых скоростей до 1-2 м\с, Анемометр (чашечный, крыльчатый) – для больших скоростей (до 50 м\с).
Метод: кататермометр нагревают на водяной бане до тех пор, пока спирт не заполнит 1\2 – 1\3 верхнее расширение, затем кататермометр вытирают насухо, вешают на нужном месте, и по секундомеру отмечают, время за которое столбик спирта спустится с 38 до 35.
Метод: анемометр устанавливают так, чтобы волна воздушных течений была перпендикулярна к плоскости вращения полостей, затем включают счетчик циферблата, время наблюдений определяют с помощью секундомера.
Изучение микроклимата закрытых помещений целесообразно сочетать с физиологическими наблюдениями, позволяющими оценить влияние на организм человека.
1. Определение температуры тела.
2. Исследование потоотделения (метод Минора – йодно-крахмальная реакция).