Многосоюзие для чего нужно
Многосоюзие
В русском языке есть множество средств, позволяющих придать речи разнообразные оттенки и эмоции, усилить её выразительность и живость. Одним из них является многосоюзие.
Многосоюзие (или полисиндетон) относится к стилистическим фигурам прибавления. Приём основан на намеренном многократном повторении союзов в параллельных отрезках речи. Причём могут быть использованы как сочинительные («и», «да», «или», «но» и др.), так и подчинительные («что», «как», «когда», «кто» и т. д.) союзы. Однако чаще всего встречается полисиндетон на основе соединительного союза «и».
Главной функцией многосоюзия считается усилительно-выделительная функция. Действительно, многочисленные повторы слова в определённом отрезке текста привлекают к нему внимание читателя, заставляют остановиться на нём и задуматься над содержащимися в нём образами.
Кроме этой литературоведы выделят дополнительные функции:
1. Изобразительная функция. Объединяя с помощью многосоюзия несколько (часто разнородных) деталей, автор создаёт целостную наглядно-образную картину.
И солнца поздний пыл в его коротких дугах,
Невластный вылиться в душистые плоды.
И жёлтый шёлк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков чёрные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья…
2. Функция усиления эмоций, чувств и т. д. Полисиндетон позволяет увеличить интенсивность изображаемой эмоции, состояния и т. д., показать многообразие переживаний.
Мне кажутся порой лишь грёзою ничтожной,
Лишь дымкой лёгкою над бездной пустоты,
Толпою призраков, мелькающих тревожно,
И бредом тягостным болезненной мечты.
И сердце робкое сжимается тоскливо,
И жалко мне себя, и жалко мне людей,
Во власть покинутых судьбе несправедливой…
3. Функция усиления определённых тональностей, ощущений. Благодаря многосоюзию у читателя формируется цельное впечатление об изображаемых предметах, явлениях и событиях, их различиях или единстве, одновременности, последовательности, динамичности, интенсивности и т. д.
Когда, влача с тобой банальный разговор
Иль на прощание твою сжимая руку,
Он бросит на тебя порою беглый взор,
Ты в нём умеешь ли читать любовь и муку?
Иль грустной повести неясные черты
Не тронут никогда девической мечты.
Иль, может быть, секрет тебе давно знаком
…
Иль хуже… жалок был – тургеневский малаец
С его отрезанным для службы языком.
Я завидую тем, кто ничтожен и слаб,
Кто жестокому небу послушен, как раб,
Кто над грудами золота жадно поник,
Кто безумно ликует над жертвой в крови,
Кто в объятьях блудницы забылся на миг,
Кто вином опьянён, кто отдался любви, –
Только б чем-нибудь скорбные думы унять,
Только б мёртвую скуку в груди заглушив.
4. Текстообразующая функция выражается в имитации повествовательной манеры речи, конструировании связного рассказа:
Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью
Сокрывши, голову на грудь твою склонял –
И был ответом вздох, твою я руку жал –
И был ответом взгляд и страстной, и стыдливый!
И месяц был один свидетель молчаливый
Последних и невинных радостей моих.
5. Характерологическая функция. Многосоюзие используется с целью имитировать разговорную речь, благодаря чему текст становится более правдоподобным и живым:
Как тускло пурпурное пламя,
Как мёртвы жёлтые утра!
Как сеть ветвей в оконной раме
Всё та ж сегодня, что вчера…
6. Интонационно-ритмическая функция проявляется в тех случаях, когда с помощью многосоюзия задаётся определённый ритм речи. Реализация данной функции более характерна для поэзии:
И ароматы… и движенье,
И шум, и блеск, и красота –
Зелёный бал – воображенья
Едва рождённая мечта…
Многие известные поэты используют полисиндетон в своих произведениях. Вот ещё несколько эффектных примеров применения этой фигуры в поэтическом тексте:
Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слёз, ни улыбки…
Только камни из мёрзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.
Здесь видим, как с помощью многосоюзия поэт демонстрирует пустоту, образовавшуюся в результате трагедии. Речь, конечно, идёт о Революции, свергшей монархию.
В следующем отрывке рассказывается уже о личных переживаниях лирического героя. Полисиндетон объединяет два события и делает их предвестниками несчастья:
Когда пробил последний счастью час,
Когда в слезах над бездной я проснулся,
И, трепетный, уже в последний раз
К руке твоей устами прикоснулся…
В данном фрагменте реализуется изобразительная функция полисиндетона. Повторение союза «и» превращает разрозненные образы в гармоничную цельную картину:
Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, сред блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
В следующем отрывке с помощью одинаковых союзов показано равенство описываемых событий:
Если красное знамя рдеется,
если люди дорвались до света,
это дело красноармейца,
первой опоры Совета.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с собой.
«За всё тебя, господь, благодарю. », И. А. Бунин.
Здесь видим целых два случая применения многосоюзия. Оба они служат для создания ощущения безмятежности лирического героя, примирившего в своей душе противоречивые чувства.
Таким образом, полисиндетон выполняет в речи множество различных функций. Это делает фигуру востребованной и в художественной, и в публицистической, и в научной, и в повседневной речи.
Многосоюзие
Многосою́зие (также Полисиндетон) (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
Содержание
Примеры
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…
Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту…
См. также
Литература
Ссылки
Риторические фигуры | |
---|---|
Фигуры речи |