Многосоюзие для чего нужно

Многосоюзие

В русском языке есть множество средств, позволяющих придать речи разнообразные оттенки и эмоции, усилить её выразительность и живость. Одним из них является многосоюзие.

Многосоюзие (или полисиндетон) относится к стилистическим фигурам прибавления. Приём основан на намеренном многократном повторении союзов в параллельных отрезках речи. Причём могут быть использованы как сочинительные («и», «да», «или», «но» и др.), так и подчинительные («что», «как», «когда», «кто» и т. д.) союзы. Однако чаще всего встречается полисиндетон на основе соединительного союза «и».

Главной функцией многосоюзия считается усилительно-выделительная функция. Действительно, многочисленные повторы слова в определённом отрезке текста привлекают к нему внимание читателя, заставляют остановиться на нём и задуматься над содержащимися в нём образами.

Кроме этой литературоведы выделят дополнительные функции:

1. Изобразительная функция. Объединяя с помощью многосоюзия несколько (часто разнородных) деталей, автор создаёт целостную наглядно-образную картину.

И солнца поздний пыл в его коротких дугах,
Невластный вылиться в душистые плоды.
И жёлтый шёлк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков чёрные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья…

2. Функция усиления эмоций, чувств и т. д. Полисиндетон позволяет увеличить интенсивность изображаемой эмоции, состояния и т. д., показать многообразие переживаний.

Мне кажутся порой лишь грёзою ничтожной,
Лишь дымкой лёгкою над бездной пустоты,
Толпою призраков, мелькающих тревожно,
И бредом тягостным болезненной мечты.
И сердце робкое сжимается тоскливо,
И жалко мне себя, и жалко мне людей,
Во власть покинутых судьбе несправедливой…

3. Функция усиления определённых тональностей, ощущений. Благодаря многосоюзию у читателя формируется цельное впечатление об изображаемых предметах, явлениях и событиях, их различиях или единстве, одновременности, последовательности, динамичности, интенсивности и т. д.

Когда, влача с тобой банальный разговор
Иль на прощание твою сжимая руку,
Он бросит на тебя порою беглый взор,
Ты в нём умеешь ли читать любовь и муку?
Иль грустной повести неясные черты
Не тронут никогда девической мечты.
Иль, может быть, секрет тебе давно знаком

Иль хуже… жалок был – тургеневский малаец
С его отрезанным для службы языком.

Я завидую тем, кто ничтожен и слаб,
Кто жестокому небу послушен, как раб,
Кто над грудами золота жадно поник,
Кто безумно ликует над жертвой в крови,
Кто в объятьях блудницы забылся на миг,
Кто вином опьянён, кто отдался любви, –
Только б чем-нибудь скорбные думы унять,
Только б мёртвую скуку в груди заглушив.

4. Текстообразующая функция выражается в имитации повествовательной манеры речи, конструировании связного рассказа:

Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью
Сокрывши, голову на грудь твою склонял –
И был ответом вздох, твою я руку жал –
И был ответом взгляд и страстной, и стыдливый!
И месяц был один свидетель молчаливый
Последних и невинных радостей моих.

5. Характерологическая функция. Многосоюзие используется с целью имитировать разговорную речь, благодаря чему текст становится более правдоподобным и живым:

Как тускло пурпурное пламя,
Как мёртвы жёлтые утра!
Как сеть ветвей в оконной раме
Всё та ж сегодня, что вчера…

6. Интонационно-ритмическая функция проявляется в тех случаях, когда с помощью многосоюзия задаётся определённый ритм речи. Реализация данной функции более характерна для поэзии:

И ароматы… и движенье,
И шум, и блеск, и красота –
Зелёный бал – воображенья
Едва рождённая мечта…

Многие известные поэты используют полисиндетон в своих произведениях. Вот ещё несколько эффектных примеров применения этой фигуры в поэтическом тексте:

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слёз, ни улыбки…
Только камни из мёрзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

Здесь видим, как с помощью многосоюзия поэт демонстрирует пустоту, образовавшуюся в результате трагедии. Речь, конечно, идёт о Революции, свергшей монархию.

В следующем отрывке рассказывается уже о личных переживаниях лирического героя. Полисиндетон объединяет два события и делает их предвестниками несчастья:

Когда пробил последний счастью час,
Когда в слезах над бездной я проснулся,
И, трепетный, уже в последний раз
К руке твоей устами прикоснулся…

В данном фрагменте реализуется изобразительная функция полисиндетона. Повторение союза «и» превращает разрозненные образы в гармоничную цельную картину:

Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, сред блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.

В следующем отрывке с помощью одинаковых союзов показано равенство описываемых событий:

Если красное знамя рдеется,
если люди дорвались до света,
это дело красноармейца,
первой опоры Совета.

И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с собой.

«За всё тебя, господь, благодарю. », И. А. Бунин.

Здесь видим целых два случая применения многосоюзия. Оба они служат для создания ощущения безмятежности лирического героя, примирившего в своей душе противоречивые чувства.

Таким образом, полисиндетон выполняет в речи множество различных функций. Это делает фигуру востребованной и в художественной, и в публицистической, и в научной, и в повседневной речи.

Источник

Многосоюзие

Многосою́зие (также Полисиндетон) (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Содержание

Примеры

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…

Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту…

См. также

Литература

Ссылки

Многосоюзие для чего нужно. Смотреть фото Многосоюзие для чего нужно. Смотреть картинку Многосоюзие для чего нужно. Картинка про Многосоюзие для чего нужно. Фото Многосоюзие для чего нужно

Полезное

Смотреть что такое «Многосоюзие» в других словарях:

многосоюзие — многосоюзие … Орфографический словарь-справочник

многосоюзие — полисиндетон Словарь русских синонимов. многосоюзие сущ., кол во синонимов: 2 • полисиндетон (2) • … Словарь синонимов

МНОГОСОЮЗИЕ — (полисиндетон) такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом … Большой Энциклопедический словарь

Многосоюзие — (от греч. polysyndeton многосоюзие) фигуры слова, входящие в группу фигур прибавления. М. это преднамеренное, избыточное увеличение количества союзов, создающее впечатление возвышенности стиля. Так, оратора Гегесиппа (сторонника Демосфена),… … Педагогическое речеведение

многосоюзие — (полисиндетон), такое построение текста, при котором последующие повествовательные единицы (или их часть) присоединяются к предыдущим одним и тем же (обычно сочинительным) союзом. * * * МНОГОСОЮЗИЕ МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон), такое построение… … Энциклопедический словарь

многосоюзие — намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Рубрика: язык. Изобразительно… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Многосоюзие — (полисиндетон) принцип построения текста, при котором последующие повествовательные единицы (или их части) присоединяются к предыдущим одним и тем же (обычно сочинительным) союзом. В художественно организованном тексте многосоюзие одновременно… … Лингвистический энциклопедический словарь

Многосоюзие — полисиндетон (от греч. polysýndeton), такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (чаще «и»), тогда как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных… … Большая советская энциклопедия

многосоюзие — (греч. polysyndeton), синтаксический приём, заключающийся в соединении многочисленных частей сложного предложения или однородных членов с помощью повторяющегося союза или предлога; напр., в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» … Литературная энциклопедия

многосоюзие — (полисиндетон). Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается… … Словарь лингвистических терминов

Источник

Многосоюзие

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

Оно способствует подчёркиванию смысла каждой единицы перечисления и, в то же время, объединению перечисляемого.

Многосоюзие хорошо передаёт идею количественного многообразия событий, идею устойчивого эмоционального состояния, идею противоречивости неразъединимого, т.е. экспрессивный смысл.

Оно зависит от семантики включённых в состав фигуры лексических единиц, а также от речевого ритма фразы.

Сквозь звездный звон, сквозь истины и ложь,

Сквозь боль и мрак и сквозь ветра потерь

Мне кажется, что ты еще придешь

И тихо-тихо постучишься в дверь.

(Стихи о тебе. Э. Асадов)

Все будет: и песня, и новые люди,

И солнце, и мартовская вода,

Но третьей встречи уже не будет

Ни нынче, ни завтра и никогда…

(Поэма о первой нежности. Э. Асадов)

К многосоюзию относят также конструкции с намеренным повторением других служебных слов, например, предлогов:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Если в конструкции с многосоюзием однородные части выстроены в порядке смыслового усиления или ослабления, возникает комплексная фигура речи – многосоюзие с градацией:

Пускай меня простит Винсент Ван-Гог,

За то, что я помочь ему не мог,

За то, что я травы ему под ноги

Не постелил на выжженной дороге,

За то, что я не развязал шнурков

Его крестьянских пыльных башмаков,

За то, что в зной не дал ему напиться,

Не помешал в больнице застрелиться.

Если присоединяющий союз повторяется в начале смысловых отрезков текста, формируется анафора с многосоюзием. В редких случаях на многосоюзии может строиться целый текст, равный одному периоду, например,

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

Источник

Литературная Система 3. 20. Многосоюзие

Сначала немного википедии:
Многосоюзие (полисиндетон)– стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Определение довольно понятно и особого пояснения не требует. Примеров больше в поэзии, но в прозе тоже есть:
Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…

Считаю, что данный приём в прозе применим мало и больше идёт как лексическая избыточность. Обычно, сокращая текст без утери смысла и экспрессии, мы делаем его лучше. Потому многосоюзие я предпочитаю наоборот исправлять, лишние союзы воспринимаю как сорняки. Однако, изредка оно может быть применено. Главным образом как особенность прямой речи одного из персонажей. В авторском тексте не рекомендовал бы вообще, т.к. мы пишем современную прозу, а не средневековую и, тем более, не античную. Вести повествование «нараспев», с разделением слов – довольно устаревший метод. Ещё многосоюзие можно использовать для написания текстов всяких свитков заклинаний, легенд, древних пророчеств, писем персонажей и всего такого подобного. То есть там, где антураж эпохи соответствует этому стилю. А в авторской речи многосоюзить… вряд ли кому сейчас это придётся по вкусу.

Стоит ли отрабатывать применение приёма. Неа, не стоит. Применить его крайне легко. Взять любое сложносочинённое предложение или предложение с однородными членами и напихать союзов перед каждой запятой или вместо запятой. Вообще не проблема.

Пример. давайте что-нибудь прям вообще банальное. Наоднородим членов, так сказать:
«Он резко сел в машину, захлопнул дверцу, одним движением вставил ключ зажигания, плавно повернул его.»

Ну вот, наоднородил сказуемых по самое небалуйся. Теперь отмногосоюзю:
«И сел он в машину резко и захлопнул дверцу и одним движением вставил ключ зажигания и плавно повернул его.»
Препарировал… Стало лучше? Я так не думаю. Какая-то песнь о полку Игореве вышла… И первый-то вариант был не айс, а сейчас вообще печаль. Если уж улучшать первоначальное предложение, то нужно использовать не многосоюзие, а парцелляцию и взгляд из разных точек. Наплодить подлежащих и грамотно поиграть инверсией для лучшей картинки. Например как-то так:
«Он резко сел в машину, хлопнула дверца. Ключ привычно нашёл зажигание, машина плавно завелась.»
Вот сейчас картинка объёмней, читается быстрей, воспринимается легче. Современно. Хоть и не так чтобы очень, но всё что смог за пять минут… На примере очевидно преимущество других литприёмов. Многосоюзие – так себе. Однако, это не значит, что вообще низзя. Где можно применять писал выше, так что приём помним. Отработка не нужна, применяем, где можно. Где нельзя используем что-то другое. Вот, пожалуй, и всё про многосоюзие.

Источник

Многосоюзие – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово многосоюзие? Пытаешься разобраться, что такое многосоюзие? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «многосоюзие» в словарях русского языка

Многосоюзие это:

Многосою́зие (также полисиндетон, от «многосоюзие») — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

Многосоюзие

Многосоюзие

Многосоюзие

(полисиндетон). Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко). Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (Чехов).

Многосоюзие

— стилистическая фигура: намеренный повтор союзов, который используется для интонационного и логического подчеркивания, выделения соединяемых союзами членов предложения, оборотов или частей сложного предложения: И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной…(И.А. Бунин)

Многосоюзие

полисиндетон (от греч. polysyndeton), такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (чаще ‘и’), тогда как обычно в этом случае соединяются лишь два последних однородных члена предложения. М. — средство усилить впечатление общности перечисляемого. М. часто использовалось в русской народной песне (чаще с союзом ‘а’).

Многосоюзие

Где и как употребляется слово «многосоюзие»?

Кроме значения слова «многосоюзие» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «многосоюзие».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «многосоюзие» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «многосоюзие»

Он не любил многословия в ответах и всегда молча слушал юнкера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Многосоюзие для чего нужно. Смотреть фото Многосоюзие для чего нужно. Смотреть картинку Многосоюзие для чего нужно. Картинка про Многосоюзие для чего нужно. Фото Многосоюзие для чего нужно Риторические фигуры
Фигуры
речи