Моббинг в школе что это
Моббинг в школе: понятие, причины и профилактика
Школьные годы чудесные… Или все-таки нет? В последнее время учителя и родители школьников все чаще бьют тревогу – моббинг в школе! Насколько опасно это явление? Каковы его причины и возможна ли профилактика?
Понятие и виды моббинга
В июле 2016 года в Мюнхене (Германия) было совершено массовое убийство людей. В городе сразу же был объявлен режим чрезвычайного положения. Но уже через три часа обнаружилось, что преступника уже нет, он совершил самоубийство. Это был старшеклассник. Удалось установить, что причиной, вызвавший такой всплеск агрессии у подростка, стал моббинг в школе.
Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя.
Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой разновидности моббинга и пойдет речь дальше.
Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.
Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры пускают в ход различные виды моббинга:
Всего выделяется ни много ни мало 45 видов моббинга.
Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.
Моббинг – чрезвычайно опасное явление, которому, тем не менее, уделяется очень мало внимания. Более того, во многих школах оно воспринимается как норма поведения! Ну, побили мальчика, который заикается, другие мальчишки – это же мальчишки! Ну, высмеяли одноклассницы девочку, которой приходится донашивать вещи за старшей сестрой – переживет!
Такое попустительское отношение к моббингу уже привело к тому, что он наблюдается повсеместно, даже в детских садах! Дети, которые еще не умеют толком говорить, уже знают, как обидеть и унизить ближнего!
Модель поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводится в средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой жизни, если конечно не предпринимать никакие меры.
Моббер – это потенциальный уголовник. Жертва моббинга – человек с огромным количеством психологических проблем и болезней, а также проблемами с самореализацией. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.
Причины моббинга
Моббинг – это проблема недостатка нравственной и психологической культуры общества. И в последние годы она существенно возросла.
Небывалый всплеск моббинга по всему миру специалисты, работающие над этой проблемой (психологи, социологи, юристы и другие), объясняют целым рядом остросоциальных факторов:
Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры.
Но чаще всего личность потенциальной жертвы – лишь предлог для агрессивного ребенка на ком-то сорвать злость. Именно поэтому жертвой может стать кто угодно.
Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что, несозревшие психологически, школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников. Быть сопричастным группе — основанная потребность подростка. Одурманенные чувством стадности и желанием примкнуть к толпе, дети способны совершать ужасающие поступки.
Что же толкает детей, еще вчера бывших наивными и прекрасными малышами, на жестокость?
Частые причины агрессивного поведения моббера в школе:
Прекращение и профилактика моббинга
Моббинг часто остается скрытым процессом. Учителя относятся равнодушно, а родители даже не знают, что происходит в школе с их чадом, ведь и агрессивный ребенок, ни ребенок-жертва нередко молчат о своих проблемах.
Тревожным сигналом в поведении ребенка для родителей должны стать:
Если родителям удалось выяснить что их ребенок – жертва моббинга в школе, их дальнейшие действия должны быть такими:
Не следует забывать, что помощь нужна не только жертве, но и мобберу. У агрессивных детей также множество проблем психологического плана и они также нуждаются в поддержке родителей и помощи психолога.
Ребенку не справиться без помощи родителей, особенно учащемуся в младших и средних классах. А вот подростки уже вполне могут позаботиться о себе сами (хоть и не без поддержки старших и психолога). Ребенку следует подумать над вопросом: «Почему именно я стал жертвой моббинга (или моббером)?». Ответ на этот вопрос подскажет, как найти выход из ситуации.
Совет, часто даваемый преследуемому ребенку – «Не реагировать на обидчиков» — в детской среде не работает. Более действенно:
У истоков моббинга в школе стоят учителя. Именно их стиль общения и поведения является «благоприятной почвой» для моббинга. Класс – детский коллектив. И как любой коллектив он нуждается в сплоченности и поддержании благоприятной психологической атмосферы.
В профилактических целях учителям, администрации школы и школьному психологу нужно:
В случае выявления моббинга должен быть организован классный час, где с целью решить проблему, соберутся не только мобберы, жертва и учитель, а также родители двух сторон и все остальные ученики класса, психолог, социальный педагог и иные специалисты, если есть такая необходимость.
Проблема моббинга касается всех, недооценивать ее опасно!
Школьный моббинг как разновидность детского насилия в школе. Как определить, что вашего ребенка обижают в школе?
В последнее время в публикациях появились новые слова моббинг, буллинг, хейзинг, боссинг, кибермоббинг, кибербуллинг. Это англоязычные термины озночающие разные формы насилия, травли.
Часто дети скрывают от своих родителей возникшие проблемы в коллективе. Им стыдно и очень неприятно рассказать маме/папе, что они стали «белой вороной». Не до конца верят, что родители могут повлиять на их обидчиков, помочь в этой ситуации.
Признаки, что у вашего ребенка возникли трудности малозаметны. Но это не значит, что они отсутствуют. На что в певую очередь стоит обратить внимание?
— ребенок неохотно идет в школу, детский сад, кружок и очень рад любой возможности не ходить туда;
— возвращается из школы подавленным;
— часто плачет без очевидной причины;
— никогда не упоминает никого из одноклассников или о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;
— очень мало говорит о своей школьной жизни в целом;
— его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе;
-целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т.д.);
— жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;
— по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
— приходит с испорченной или в грязной одежде, порванными учебниками и тетрадями;
— то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды.
Чем отличается моббинг от буллинга?
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Как пример, «дедовщина» в армии.
Кибермоббинг и кибербуллинг — интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов.
Издевательства и преследования в школе являются негативным социальным явлением, которое может негативно сказаться на будущем как жертвы, так и агрессора. Поэтому очень важно, чтобы взрослые не были наблюдателями, не ожидали, что дети сами разрешат свой конфликт, а немедленно вмешивались и информировали учителей, родителей и детей о характере издевательств, осуждая любые формы преследования.
На портале Vikids вы можете:
Моббинг в школе
Моббинг в школе – это тип отношений между детьми, при котором существует группа агрессоров, систематически и целенаправленно преследующих жертву с целью морально-психологического, физического исключения ее из класса, школы. Поведение «мобберов» включает упреки, брань, оскорбления, публичное высмеивание, сплетни, наговоры, шантаж, кражи, различные формы физического насилия, от пинков, унижающих ребенка, до жесткого избиения, приносящего вред здоровью. Диагностика выполняется методом наблюдения, беседы, документального сбора информации. Для устранения моббинга проводятся классные часы, тренинги, нацеленные на коррекцию поведения группы.
Общие сведения
Термин «моббинг» пришел в науку из английского языка, слово «моб» переводится как толпа. Изначально он активно использовался биологами при описании групповой активности животных, атакующих одинокого хищника-агрессора либо представителя собственного вида, отличного от остальных. Моббинг у людей – психологическая и физическая травля одного человека, исходящая от группы. Встречается среди детей, взрослых, в любых коллективах с классической структурой, где есть лидер, активисты, исполнители. В школе такой вид поведения наиболее распространен и подробно исследован. По данным статистики, травле подвергались около 44% учеников средних классов, 27% старшеклассников.
Причины
Формальным основанием для травли может стать любая особенность школьника, отличающая его от других – успешность в учебе, ношение очков, наличие дорогостоящего телефона, ориентированность на поступление в ВУЗ, внешние отличия (лишний вес, худощавость, высокий рост), принадлежность к более статусной или неблагополучной семье, другой национальности или религии. Причинами возникновения моббинга, его распространения в школах являются:
Патогенез
Механизм моббинга объясняется в терминах социальной психологии. С ее позиций школьный класс рассматривается как организованная группа с устойчивой структурой, в которой существует лидер, исполнители и члены, занимающие нейтральную позицию. Травля инициируется лидером, основана на его личных особенностях – неуверенности, чувстве неполноценности, потребности во власти, признании «подчиненными». Основные действия в отношении жертвы реализуются исполнителями (свитой), которые находятся под влиянием эмоционального состояния, идеологии лидера, действуют согласно его представлениям о хорошем и плохом, дружбе и вражде. Те учащиеся, которые не являются частью иерархии, либо сохраняют нейтралитет, либо ситуационно участвуют в моббинге. Именно эти дети могут быть привлечены на защиту ребенка педагогами и родителями. Лидер зачастую действует исподтишка, руководит исполнителями, но не проявляет себя в актах агрессии к жертве.
Классификация
В более широком определении школьный моббинг – психологическое притеснение группой учащихся одного ребенка или учителя. Согласно этому представлению травля подразделяется по направленности и остается внутри класса либо вовлекает систему отношений педагоги-ученики. Моббинг между учениками может быть горизонтальным, когда жертвой становится одноклассник, и вертикальным, когда атакам подвергается ребенок младшего возраста. Данный тип поведения называют боссингом. По характеру проявления притеснение бывает отрытым (толчки, насмешки, обзывательства) и латентным (сплетни, эмоциональная изоляция). Основными фазами развития данного типа поведения являются:
Симптомы моббинга в школе
По особенностям проявлений выделяют около 45 видов моббинга. В школе наиболее распространены вербальные формы воздействия на жертву: издевки, придирки, обзывательства, насмешки, клевета. В Интернете организуется «атака» негативными, непристойными комментариями, публичное унижение и провокация конфликтов в чате класса. Речевое воздействие реализуется в большей степени девочками. Высказывания нацелены на то, чтобы унизить, ранить чувства школьника. Проявление им ответной агрессии, обиды, слез воспринимается группой мобберов как сигнал об успешности действий.
Другая форма моббинга – физическая агрессия. Она может реализовываться скрыто, через «случайные» толчки, и открыто, через пинки, удары. Более свойственна мальчикам, причем жертва всегда слабее физически. Основная цель скрытых воздействий – запугать, держать в напряжении. При открытом проявлении силы атакующие стремятся прилюдно унизить ребенка, выставить его побежденным, беззащитным. Сцены побоев регистрируются подростками на видеокамеры мобильных устройств, записи с усмешками обсуждаются в интернет-пространстве. Нанесение серьезных увечий встречается реже, обычно совершается из-за неумения обидчиков оценить силу удара, контролировать гнев.
Психологическая травля проявляется принуждением к изоляции, бойкотированием. Жертва становится обреченной на одиночество, что приводит к подавленному состоянию, депрессии. Классический пример – изгнание ученика из группы за нежелание действовать в соответствии с требованиями лидера. При этом ожидаемые действия заранее планируются как унижающие чувство достоинства – принести еды, вытереть обувь «главаря», носить за ним тяжелую сумку. При организованном бойкотировании ребенка отрыто не впускают в класс на перемене, не позволяют ему находится рядом, отталкивают. Девочки демонстративно встают, молча перемещаются в другое место для продолжения беседы.
Осложнения
Диагностика
Выявление случаев моббинга является непростой задачей для родителей, педагогов, школьных психологов. Ребенок, подвергающийся травле, неохотно говорит о трудностях во взаимоотношениях с другими детьми. Косвенными признаками патологических отношений являются снижение школьной успеваемости и ухудшение здоровья – частые простуды, обострение хронических болезней. К основным методам диагностики моббинга относятся:
Устранение моббинга в школе
Коррекционная работа с подростками проводится усилиями психологов, родителей, учителей. Для повышения эффективности мер первичный этап направлен на установление продуктивных отношений, основывающихся на ответственности, понимании возможности наказания. По необходимости жертвам моббинга назначаются консультации психолога и сеансы психотерапии. Общими методами борьбы с проблемой являются:
Прогноз и профилактика
При совместных усилиях педагогов-психологов, школьных учителей, родителей моббинг в школе успешно устраняется, происходит переориентация интересов группы, восстанавливается социальный статус жертвы. В целях профилактики необходимо разработать правила поведения в школьном учреждении, выделить пункт с запретом на притеснение учеников, наблюдать за поведением подростков на уроках, досуговых и спортивных мероприятиях, при необходимости пресекать моббинг, периодически проводить диагностику отношений в классах, организовывать классные уроки и собрания с пояснением неприемлемости любых проявлений травли.
Моббинг: что это за вид травли и как с ней бороться?
Чтобы этого избежать, надо знать «врага в лицо», а именно – что такое моббинг и как с ним бороться.
Содержание:
Моббинг как один из видов психологического насилия
Суть понятия
Термин «моббинг» (mobbing) произошёл от английского слова «mob», что означает «толпа». Понятие моббинга было введено шведским психологом, доктором Ханцем Леймоном. Он обозначил его как вид психологического насилия, при котором группой лиц совершается продолжительное преследование и травля одного конкретного человека. Как правило, и мобберы (агрессоры), и жертва являются членами одного коллектива.
Травля и издевательства могут принимать разные формы. Доктор Лейман выделил 45 способов поведения, характерных для мобберов:
Человек может столкнуться с моббингом где угодно: в школе, институте или даже на рабочем месте. Целью моббинга всегда служит удаление «неугодного» человека из коллектива (отчисление из учебного заведения или увольнение с работы).
Чем моббинг отличается от буллинга?
Оба этих термина схожи, но у них есть одно существенное различие.
При буллинге конфликт происходит среди равных лиц (одноклассников, студентов), и вышестоящие лица редко имеют о нём представление.
В случае же моббинга руководство может занимать одну из позиций:
Стадии развития
Моббинг не возникает сразу и из ниоткуда. Он зарождается постепенно, проходя несколько фаз своего становления:
1. Фаза зарождения
Как правило, появлению моббинга способствует либо неразрешённый конфликт, либо эмоциональное напряжение между людьми.
2. Начальная фаза
На этом этапе начинаются первые выпады в сторону жертвы, насмешки и «подколы».
3. Активная фаза
Издевательства приобретают систематический характер. К ним подключается всё больше и больше участников.
4. Фаза изоляции
Сотрудника игнорируют, лишают возможности участвовать в жизни коллектива. Все важные решения принимаются без его участия.
5. Завершающая фаза
Если ситуация не разрешается, остаётся два варианта развития событий. Человек осознаёт губительное воздействие непрекращающейся травли на его физическое и психическое здоровье и покидает коллектив. В худшем варианте у сотрудника наступает профнепригодность вследствие ухудшения самочувствия, и ему волей-неволей приходится увольняться с работы.
Виды моббинга
Горизонтальный и вертикальный
Горизонтальный предполагает психологическое давление со стороны одноклассников, однокурсников или коллег, то есть равных по статусу людей.
Вертикальный моббинг – это травля со стороны вышестоящего руководства (директора, заведующего, управляющего). Это явление носит название «боссинг».
Иногда эти два вида присутствуют одновременно. Босс начинает психологическую травлю сотрудника, а остальные её подхватывают. Или наоборот – инициатива исходит от коллектива, а начальник, поощряя такое поведение, сам начинает «прессинговать» жертву.
Открытый и скрытый (латентный)
Насмешки, издевательства, оскорбления – это всё средства открытого моббинга.
Латентный моббинг подразумевает под собой скрытое психологическое давление на человека.
Случай из практики: Инна пришла работать в престижную преуспевающую компанию. Поначалу проблем с коллегами и начальством не возникало, но спустя три месяца девушка заметила, что сотрудники стали меньше с ней общаться, только по рабочим вопросам. Все важные темы обсуждались почему-то в её отсутствие, и она узнавала обо всём последней. Либо вообще была не в курсе дела, за что ей нередко влетало от начальства.
Руководитель отдела всё чаще и чаще стал делать ей замечания, хотя поначалу был доволен её работой. После того, как Инна получила два штрафа за опоздание на работу на 5 минут и была лишена премии за то, что забыла согласовать отчёт с остальными сотрудниками (хотя раньше этого от неё никто и не требовал), девушка написала заявление об уходе.
Спустя месяц от бывшей коллеги Инна узнала, что на её место пришла работать двоюродная племянница генерального директора.
Стихийный и управляемый
Стихийный моббинг может спровоцировать напряжённая обстановка в коллективе, когда, например, готовится сокращение штата или реорганизация компании.
Управляемый моббинг – это намеренная травля того сотрудника, который стал по каким-то причинам неугоден, а уволить законным путём его не получается. Моббингом управляет, как правило, сам руководитель и использует все действия коллектива в свою пользу.
Реальный и виртуальный (кибермоббинг)
Травля и преследование человека может происходить как в реальной жизни, так и в кибер-пространстве. Жертве могут присылать сообщения с угрозами, размещать в социальных сетях непристойные видео от имени этого человека или якобы с его участием, а также распространять какую-либо личную информацию.
Причины и мотивы моббинга
Подвергнуться психологическому террору в виде моббинга может любой человек.
Основными причинами издевательств и оскорблений выступают:
1. Зависть. Завидовать могут молодости, внешним данным, финансовому благополучию, таланту, занимаемой должности и пр.
2. Желание самоутвердиться за счёт другого, показать свою власть и значимость с помощью унижения и оскорбления другого человека
3. Нарушение традиций и обычаев коллектива.
Если человек не придерживается и игнорирует правила, принятые в той или иной организации, подвергает сомнению авторитет руководства, а также ведёт себя вызывающе, он автоматически начинает восприниматься как чужой, инородный элемент коллектива.
4. Высокий уровень конкуренции.
В некоторых компаниях моббинг является традиционным и одобряемым способом «выдавливания» конкурента из коллектива.
5. Отличие от остальных сотрудников.
Как в случае буллинга, жертвами мобберов чаще становятся «белые вороны», то есть те, кто чем-то отличается от остальных.
Человек может просто иметь другую расовую или религиозную принадлежность, но для коллектива это уже сигнал опасности – «он не такой, как мы, он нам не нужен».
6. Конфликт между сотрудниками, месть за нанесённые оскорбления.
Да, и это тоже может быть причиной моббинга. Особенно, когда в устоявшийся или даже застоявшийся коллектив приходит новое лицо.
8. Низкий моральный и нравственный уровень коллектива
9. Отрицательные качества самого сотрудника – жертвы моббинга: лень, хвастовство, сплетничество и др.
Школьный моббинг
Моббинг в школе – это, по сути, групповой буллинг, когда группа сверстников оскорбляет и травит одноклассника или другого учащегося, а учителя игнорируют конфликт или просто предпочитают не вмешиваться.
Издевательства могут выражаться по-разному: подростки применяют и физические способы воздействия (причём агрессорами могут выступать как мальчики, так и девочки), и оскорбления с угрозами. Также многие предпочитают кибермоббинг – травлю через Интернет. Особенно в последнее время популярна тенденция с выкладыванием в сеть видео, где жертву избивают и морально унижают.
Как правило, жертвой школьного моббинга может стать не только ребёнок, но и учитель, над которым издеваются его же собственные коллеги или ученики. По данным экспертов конференции «Насилие в образовательной среде», в 2018 году травле и насилию подверглись 70% российских педагогов.
Чего только стоит случай в Иркутской области, когда группа девятиклассников на протяжении длительного времени наносила побои 73-летней учительнице! Или попавшее в сеть видео, где киевские школьники кидают учителю химии в лицо жеванную бумагу и оскорбляют матом.
Также в последнее время к психологическому и физическому насилию над учителями добавился шейминг – публичное унижение и осуждение. Как пример – недавний случай с учительницей истории из Омска. В сеть попали её снимки с фотосессии для модельного агентства, где девушка занималась в свободное от работы время. Увидев в интернете фотографии учительницы в купальнике, разъярённые родители написали коллективную жалобу директору школу. Дело дошло до Министерства образования, и учительницу вынудили уволиться по собственному желанию.
Таким образом, от проявлений школьного моббинга в равной степени страдают и ученики, и учителя.
Травля в средних и высших учебных заведениях
Согласно исследованиям того же доктора Леймана, травля и издевательства в сфере образования встречаются в два раза чаще, чем в других отраслях. Причём чаще объектами моббинга становятся не студенты, а именно преподаватели.
«Вузовский» моббинг имеет свои особенности:
Всё это зачастую вынуждает преподавателя покинуть данное учебное заведение, даже не пытаясь отстоять свои права.
Моббинг в организациях
Целью так называемого рабочего моббинга всегда служит увольнение человека, исключение его из коллектива служащих.
Рассмотрим несколько вариантов моббинга в организациях:
1. Когда жертва – новый сотрудник
Такой вид моббинга наиболее распространён. Новый человек в коллективе всегда привлекает к себе много внимания. Он ещё не знаком с обычаями и традициями компании и невольно может сделать что-то, противоречащее правилам.
В таких случаях говорят – «не сработался с коллективом». Но на самом деле вполне может быть, что коллектив просто не принял нового члена.
Как правило, руководство знает о случаях моббинга, но каких-либо решительных шагов не предпринимает. В некоторых случаях руководитель организации сам является инициатором скрытой травли нового сотрудника, особенно если тот начинает нарушать иерархию выстроенных рабочих отношений.
2. Когда жертва – новый руководитель
Если новое руководящее лицо приходит в уже устоявшийся коллектив и с ходу начинает ломать и рушить заведённые годами порядки, есть риск развития обратного моббинга. Требования нового босса начинают игнорироваться, его не уважают, с его мнением не считаются.
3. Когда жертва – сотрудник со стажем
Моббингу может подвергнуться человек, который проработал в компании довольно долгое время. В этом случае причиной психологического давления на сотрудника будет изменение отношений внутри коллектива, либо карьерный рост коллеги или смена его социального статуса (женился/развёлся/ и т.д.).
Также причиной травли может стать давний конфликт сотрудника с руководителем, либо личная неприязнь.
4. Когда жертва – руководитель со стажем
Такой вид моббинга случается довольно редко, но тоже имеет место быть. В этом случае пусковым механизмом будет «перегибание палки» руководителем, строгие дисциплинарные меры, применяемые к сотрудникам, жёстокий и деспотичный стиль руководства.
В любых случаях проявления моббинга в коллективе ответственность за происходящее лежит на работодателе. Именно он должен как можно скорее прекратить травлю и унижение кого-либо из сотрудников.
Но невозможно исключить моббинг из той организации, в которой сам руководитель практикует унижения и оскорбления сотрудников, считая это наиболее подходящим способом управления коллективом.
Последствия моббинга для его участников
Длительное губительное воздействие на психику человека путём издевательств и унижений способно нанести непоправимый вред.
У жертвы моббинга могут быть:
Снижается качество жизни, ухудшается самочувствие, человек чувствует себя неудачником и слабаком. Если ему не удаётся вовремя покинуть психотравмирующую ситуацию, могут появиться суицидальные мысли.
Но не только для жертвы наступают негативные последствия. Жизнь самих агрессоров тоже претерпевает определённые изменения:
Как бороться с травлей и издевательствами в коллективе?
Многие задаются вопросом – а можно ли вообще бороться с моббингом и какими методами?
Отвечаем: с моббингом бороться можно и даже нужно.
Вариант уйти из коллектива у вас есть всегда, но как бы это не вошло в привычку – при малейшем конфликте с руководством или сотрудниками писать заявление на уход по собственному желанию. Поэтому для начала проанализируйте ситуацию.
Какие шаги следует предпринять:
Шаг 1. Если вы стали объектом психологической травли, постарайтесь выяснить её причину. Поговорите с кем-нибудь из сотрудников, с кем у вас сложились дружеские взаимоотношения и кто занимает нейтральную позицию в ситуации моббинга.
Шаг 2. Если причиной издевательств стал ваш конфликт с кем-то из коллег, вызовите его на откровенный разговор. Постарайтесь разрешить все ваши противоречия «тет-а-тет».
Шаг 3. Задайте себе вопрос: «Почему именно я стал объектом травли? Мне нужно изменить что-то в себе или поменять коллектив?»
Шаг 4. Проинформируйте руководство о сложившейся ситуации.
Шаг 5. Если инициатором моббинга является руководитель, постарайтесь доказать ему свою профессиональную компетентность и важность вашего пребывания в компании.
Шаг 6. Если травля и издевательства продолжаются, пригрозите обидчикам записать их противоправные действия на видео и отправить в правоохранительные органы.
Шаг 7. В случае серьёзного материального или морального ущерба – не медлите, подавайте на обидчиков в суд.
Шаг 8. Если сил вести борьбу не осталось, вы морально и физически истощены, не задумываясь, покидайте это место работы. Ни одна должность, пусть даже самая высокооплачиваемая, не стоит вашего здоровья.
Профилактика моббинга
Чтобы не столкнуться с ситуацией травли и издевательств в школе, институте или на рабочем месте, психологи рекомендуют придерживаться определённых правил поведения:
Советы руководителям организаций:
Моббинг – явление достаточно распространенное в современном мире. Важно уметь ему противостоять и вовремя нащупать ту грань, когда работа перестаёт приносить удовлетворение и становится источником губительного вреда для здоровья.