Мобилизация на выборах что это простыми словами

Как в регионах России ведут работу по «мобилизации избирателей» для увеличения явки

В России началась техническая работа по мобилизации электората. Об этом говорят наводнившие интернет методички по «стимулированию» людей идти 18 марта на выборы президента РФ. В инструкциях подробно расписано, кто отвечает за явку избирателей и что нужно делать, чтобы она была высокой. «Настоятельные просьбы» принять участие в голосовании уже вызвали недовольство среди работников промышленных предприятий и бюджетников.

Как передает корреспондент Znak.com, федеральный центр не разрешил регионам для повышения явки проводить в день голосования лотереи и конкурсы, как это было на осенних выборах 2017 года. Отказаться от такой инициативы пришлось из-за негативной информационной волны, вызванной «розыгрышем призов» на избирательных участках. Вместо этого 18 марта пройдут опросы по проектам благоустройства городов, «школьные референдумы» и референдумы об объединении районов. Удастся ли властям таким образом привлечь россиян к выборам — большой вопрос. Все помнят, что даже с учетом розыгрыша квартир, машин и народных гуляний явка на сентябрьских губернаторских выборах колебалась вокруг 40%.

Наблюдатели отмечают, что с прицелом на 18 марта в субъектах РФ началась настоящая кампания по мобилизации населения. Одними из первых на это обратили внимание активисты движения «Голос» из Калуги. Они опубликовали файлы, регламентирующие работу с сотрудниками корпорации «Ростех» перед президентскими выборами (в холдинг входит 700 заводов, на которых работают 450 тысяч человек).

В них описаны методики агитации на предприятиях, сбора персональных данных, контроля за явкой и взаимодействия с избирательными комиссиями. Среди файлов есть формы отчетов о выступлениях лидеров общественного мнения перед рабочими, о выдаче «персональных пригласительных» сотрудникам и других мероприятиях в «мобилизационный период». «Начальство дало указания „выдать креативные идеи“ и отчитаться строго в срок. Многие работники в шоке от тех обязательств, которые на них накладывает начальство. Но боятся увольнений», — написали представители «Голоса». В корпорации это пока не комментируют.

Структура команд по мобилизации

Еще об одном интересном документе рассказали жители Заполярья. В распоряжении блогеров из Мурманска оказалась памятка по мобилизации коллектива местного крупного предприятия, входящего в перечень «основных финансово крепких коммерческих предприятий» региона. По их словам, в ней раскрывается структура команд, которым придется готовить людей к выборам. Полный текст документа не опубликован (лишь отдельные части). Между тем утверждается, что типичная мобилизационная команда похожа на пирамиду, наверху которой — мэр. Ниже стоит директор предприятия, который должен докладывать о результатах проделанной работы. Ему поставлена задача контролировать явку избирателей в день голосования «по списку работников и ветеранов», стимулировать сотрудников для похода на избирательные участки.

Далее идут «ответственные за мобилизацию по предприятию» — их выбирают за организаторские способности и знание коллектива. Внизу иерархии расположены так называемые референты. Каждый из них ответственен за приход на выборы 25–30 человек — своих коллег и членов их семей. «Формула такова: одна бригада или отдел — одно закрепленное референтное лицо. Такие же группы должны быть сформированы и среди ветеранов отрасли», — говорится в документе. Авторы документа особо оговаривают, что запрещена любая агитация за кого-либо из кандидатов и любые формы административного прессинга.

Все взаимодействия с работающим электоратом называются «касаниями». Основной формой «касаний» для повышения явки считаются собрания коллектива, которые проводит руководитель предприятия и референтные лица. Избирателям должны напоминать об их гражданском долге.

Наиболее действенный инструмент в этом — личный авторитет реферерента. Накануне дня выборов все сотрудники должны получить напоминание о «красном дне» календаря (например, по смс), а после волеизъявления — отчитаться в посещении избирательного участка.

‏График агиткампании и план дня выборов

Еще одну инструкцию из Мурманска выложила в своем «Твиттере» региональный менеджер кампании Навального по центральному и северо-западному округам Екатерина Мошонкина. «В ней больше всего доставляет почасовой план действий в день голосования: смс, звонки-напоминания и посещения мобильными группами», — отметила она.

Параллельно стало известно о методичке, выпущенной Московской торгово-промышленной палатой (МТПП) для бизнес-сообщества. Документ призван стимулировать предпринимателей, чтобы они «проявили активную гражданскую позицию» и разъяснили «коллективам важность участия в выборах». Неучастие в выборах фактически является «призывом к управлению страной извне», отмечается в инструкции.

Здесь же указывается, как проводить агитацию (потребуются собрания сотрудников, в том числе неформального характера, а также плакаты на инфостендах и транспаранты). Призывать идти на выборы можно также с помощью радио, телесети и громкой связи — если речь, например, идет о торгово-развлекательных центрах, магазинах и общественном транспорте. И вновь говорится, что заставлять работников идти голосовать и угрожать им в случае нежелания запрещено. В конце методических рекомендаций от МТПП приведен примерный график агитационной кампании.

Добровольно-приказной порядок

О том, что в России начался электорально-мобилизационный процесс, подтверждают жалобы от сотрудников бюджетной сферы. Недавно на «настоятельные просьбы» начальства прийти на выборы президента РФ пожаловались работники Свердловского многофункционального центра (МФЦ). С их слов, в качестве стимула им добавили 400 рублей к окладу. Чтобы подтвердить факт голосования, нужно будет прислать работодателю фото бюллетеня.

В одной из школ Ростова-на-Дону член родительского комитета в рамках опроса просил родителей передать учителю информацию о том, за кого они будут голосовать. Скриншот этого сообщения публиковало издание The Insider. Сообщалось также, что в одном из вузов Ярославля студентов не только призывают пойти на выборы, но и просят заранее уведомить о том, кто пойдет голосовать. «Должно быть не менее 10 человек от группы», — говорится в сообщении, разосланном студентам. А сотрудникам местного детского санатория угрожают лишением премии в случае неявки. Информация об этом появилась на странице ярославского штаба Навального в Facebook.

Сведения о сборе личных данных также поступили от работников научной лаборатории и одного из Домов культуры Екатеринбурга. Каждого сотрудника просят указать, где он будет голосовать, вдобавок нужно подать аналогичные сведения о коллегах и знакомых. Аналогичные мероприятия проводятся в школах Волгограда. Кроме того, «отличились» власти Нижнего Тагила, которые придумали оригинальный способ привлечь молодежь к участию в выборах — принудительно собрать лидеров мнений из студенческой среды на встречу с сотрудниками администрации города, пообщаться с ними «за чашкой кофе». Среди тех, кого хотели видеть чиновники, значились «хакеры и рокеры».

Мнение эксперта

Масштабная мобилизация электората происходит на фоне заявленной установки федерального центра — законность выборов важнее явки. Об этом говорилось в недавнем докладе близкого к Кремлю Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). Политтехнолог, экс-заместитель полпреда в УрФО Андрей Колядин говорит, что ничего страшного в методичках по мобилизации как таковых нет. Чаще всего они основаны на известных учебниках по выборным политтехнологиям. Но когда такие инструкции вынуждают людей приходить на избирательные участки, это выглядит как форма давления и вызывает негативную реакцию.

«Мне тоже предлагали идею выпустить подобную инструкцию. Я против. Потому что все это в конечном счете неоднозначно воспринимается. Если вам нужны мобилизационные мероприятия — наймите лучше официально агитаторов, заключите с ними договоры», — отметил Колядин.

Эксперт не сомневается, что задача по распространению и изучению методичек поставлена региональными властями. «Перед областными властями стоят целевые задачи — по повышению явки, укреплению рейтингов и так далее. Они должны добиваться определенных показателей, как строители домов или рабочие заводов. В противном случае предвыборная кампания бессмысленна. Естественно, люди начинают нервничать, боятся не выполнить цифр по той же явке. И начинается „живое творчество масс“. Набирают ход бесчисленные совещания, растет объем истраченной бумаги, выпускаются те же методички по мобилизации электората, определяется KPI (ключевой показатель эффективности) и так далее. И совсем не исключены на местах моменты, когда кто-то перегибает палку», — добавил политтехнолог.

Он напомнил, что по итогам сентябрьских выборов 2017 года в России было возбуждено 27 уголовных дел, в основу которых легли истории о принудительной отправке бюджетников на избирательные участки. Обвиняемые по 17 уголовным делам получили реальные сроки.

Источник

Наиболее популярные методы предвыборной мобилизации

Сейчас мы поговорим о самых популярных видах мобилизации в день голосования, а именно:
1)Административная мобилизация
2)Мотивированная мобилизация
3)Непрямая мобилизация
4)Ивент-мобилизация
5)Демобилизация электората оппонентов

Административная мобилизацияПростыми словами, ты обычный сотрудник в какой-то условной строительной фирмы и тут в твой кабинет заходит начальник и говорит, что тебе надо проголосовать за Ивана Иванова и очень срочно – это Административная мобилизация Мотивированная (платная) мобилизация Опять же попробуем донести это все просто. Это банальный и самый простой способ мотивировать проголосовать на выборах людей – предоставляете им небольшое вознаграждение за их подписи, причем вознаграждение может быть необязательно денежным, но и какими-нибудь скидочными картами, сертификатами, путевками, подарками и тд Непрямая (идеологическая) мобилизация сторонников по базамУже по систематизированной базе сторонников, предварительно разделенной на группы отправляется определенные месседж с конкретным призывом – самый дешевый и простой способ, но чтобы им воспользоваться надо эту базу наработать, а это уже другая историяИвент-мобилизация Проведение всевозможных мероприятий, чтобы увеличить явку и повысить лояльность голосующих: — митинги-концерты накануне и в день проведения выборов;— предвыборные лотереи-викторины;— скидочная выездная торговля — мини-концерты — использование календарных праздников (1 сентября, День города или других);— проекты типа «Танцуй и голосуй» или организованный для защиты «победы» митинг на центральной площади

Демобилизация электората оппонента

Может проводиться любым способом: от открытого использования административного ресурса и СМИ до фейковых агитационно-пропагандистских материалов от лица оппонентов, интернет-активностей, граффити и организации иных спецпроектов. Возможна как идеологическая акция: от дискредитации оппонентов как лузеров и недостойных голосования (или вообще элементарного блефа либо «террора») до организационных:отправки в отпуска, ограничении транспортных возможностей, временного изъятия документов

Источник

Мобилизующая агитация

Задача мобилизующей агитации – внушить избирателям уверенность в том, что от их организованного прихода на участки в день голосования напрямую зависит их ближайшее будущее (это утверждение справедливо и без всяких мобилизаций, но люди предпочитают не думать лишний раз об ответственности за свои решения). Чтобы этот призыв сработал, необходимо дать электорату действительно важную главную идею кампании, создать ощущение, что только ваш кандидат сделает жизнь в округе счастливой и достойной. Если вы не растормошите и не заинтересуете избирателей в ходе кампании, то проводить мобилизационные мероприятия в принципе бессмысленно. Но, допустим, с этим у вас все хорошо, и люди действительно готовы отдать вам свои голоса. Как поднять их в последний и решительный бой?

Стандартным вариантом будет так называемая листовка последнего дня. Она может быть выполнена в формате листовки или войти как первополосный и основной материал в последнюю газету. Содержание данного АПМ сводится к призыву: мы многое сделали вместе, но основная работа еще впереди; если вы хотите получить обещанное кандидатом, необходимо прийти на избирательные участки и правильно проголосовать. Возможен и вариант угрозы: чтобы защититься от неминуемой беды (нужное вписать), необходимо отнестись к выборам со всей ответственностью и прийти на избирательные участки.

На чем бы ни основывалась листовка последнего дня – на страхе или надежде, она остается всего лишь агитационным материалом, который нужно напечатать и разнести. Насколько велик ее эффект? Сложно сказать. Во многом все будет зависеть от того, сумеете ли вы по-настоящему вдохновить или напугать избирателей. В любом случае короткое, но эмоциональное обращение не помешает, ведь во многом оно сродни выступлению генерала перед войском накануне сражения – заводит, поднимает дух и повышает чувство ответственности за результат. Тем не менее полагаться лишь на листовку не стоит.

Чтобы обеспечить больший уровень заинтересованности избирателей в результате, давно уже применяют различные приемы вовлечения в процесс. Одним из самых распространенных и эффективных будет сбор наказов. Часто он проводится на начальных этапах кампании: его целью становится выявление окружного проблематива и наполнение программы кандидата реальными фактами. Но его можно организовать и в последнюю неделю перед выборами. В данном случае он служит закреплением ГИК, переводом ее из области чистой идеологии в организационную плоскость. Люди должны почувствовать, что их мнение интересно кандидату и именно от их решения зависит, как сложится жизнь всего округа (города, области, страны) в ближайшие годы.

Лучше всего это срабатывает в том случае, когда главная идея кампании основана на страхе. Людям объявляется: чтобы кандидат мог защитить их интересы, необходимо собрать определенное количество подписей (это могут быть стандартизированные наказы или подписные бланки, суть от этого не меняется), которые послужат демонстрацией народного волеизъявления и помогут принять необходимые решения на уровне Думы, совета, мэрии и т. п. Ими можно хлопнуть о стол и заставить нерадивых чиновников (политиков, депутатов и т. д.) наконец-то работать на благо людей. Если вы до этого максимально эксплуатировали имидж борца за народные интересы, то подобный сбор наказов станет хорошим заключительным аккордом всей кампании. Не только мобилизацией, но и последним агитационным приемом.

Практика показывает, что, подписывая подобные документы, избиратели максимально вовлекаются в процесс. Они ощущают важность своих голосов, воспринимают выборы как свое личное дело, как войну. Если вы поднимете такую волну поддержки, можно быть уверенным – вопрос с мобилизацией сторонников и привлечением на свою сторону сомневающихся решен.

Источник

Всеобщая мобилизация избирателей

Сегодня на заседании ЦИК РФ обсуждался вопрос о мобилизации избирателей. Слово это всплыло в связи с рассмотрением вопроса повестки дня, обозначенного как «О проблемах избирательной системы Московской области». Член ЦИК РФ Николай Левичев показал неоднократно размещенный в Интернете слайд, на котором фигурирует некая схема по организации штаба по привлечению избирателей на выборы путем подачи ими заявления на голосование по месту нахождения («Проект мобилизация»).

В публикациях предполагалось, что такое привлечение осуществляет администрация Московской области. Выступавший вслед за Левичевым Руководитель администрации Московской области Михаил Кузнецов открестился от этого материала, и в общем-то пока не существует убедительных доказательств того, что это творение действительно принадлежит администрации и разослано от ее имени. Кузнецов предположил, что, возможно, это – материал «Единой России».

Другой сюжет, обсуждавшийся в рамках вопроса о проблемах избирательной системы Московской области – голосование в доме престарелых в городе Клин. К жителям этого дома пришла избирательная комиссия и собрала (иначе не назовешь) с них бюллетени с галочками. Заявки на голосование вне помещения для голосования в избирком были переданы персоналом учреждения и одному богу известно, выражали или нет жители дома желание участвовать в выборах. Есть сильное подозрение, что не выражали, поскольку по свидетельству очевидцев многие из них уже мало реагируют на окружающее (но не признаны судом недееспособными!).

В действительности эти два сюжета очень связаны: они о проблеме добровольности голосования на наших выборах и о способах повышения явки (легитимности). Можно или нет «мобилизовывать» избирателей такими способами?
А кто сказал, что нельзя? Принуждение не доказано, да и доказано быть не может.

Партии могут мобилизовывать своих сторонников? Могут. Более того, это естественное поведение партий на выборах. А передавать заявки на голосование вне помещениях через третьих лиц можно? Можно. У нас соцработники этим и занимаются: помогают престарелым и инвалидам (и, кстати, действительно часто помогают).

Юридически тут все чисто, но что-то все-таки не так…

Это «не так» лежит глубоко в природе наших выборов. Связано оно с имманентным дефектом – фактическим доминированием на выборах одного участника, причем неформального и заодно являющегося фактическим организатором выборов. Участник этот называется «администрация», в простонародье «вертикаль власти».

Избавиться от этого эффекта, увы, невозможно при наличии действующей вертикали власти (собственно – это противоположность разделенным ветвям власти). Невозможно сделать выборы настоящими в существующей системе, слишком сильно они связаны со многими политическими и государственными институтами. И даже частный обсуждавшийся сегодня вопрос о том, что же делать с людьми, фактически не имеющими возможности осознанно голосовать (но не признанными судом недееспособными) по тем же причинам пока не имеет решения.

Источник

Владимир Червоненко. Мобилизуй или проиграешь

Первоисточник: портал «Политические технологии»
18.02.2015
http://politteh.ru/index.php?p=news&nid=130

Значение мобилизации в условиях низкой явки, формы и методы мобилизации.

В последние годы в связи со значительным снижением конкурентного поля в выборах различного уровня на территории Российской Федерации, явка избирателей в среднем по России продолжает снижаться.

К дополнительным факторам снижения явки относится ЕДГ, приходящийся на период, когда значительное количество избирателей находится вне мест постоянного проживания, возросшая роль административного ресурса и юридического фактора в организации избирательных процессов с частой отменой регистрации рейтинговых кандидатов, недостаток несистемных финансово-обеспеченных оппонентов кандидатам от власти, способных создать реальную интригу на выборах, и многие другие факторы.

В этих условиях невысокой явки мобилизация своего электората на выборах приобретает особое значения; данное направление становится одним из самых приоритетных в проведении любой избирательной кампании и требует к себе как внимательного изучения, так и серьезного отношения.

Явка избирателей в зависимости от уникальной ситуации на каждой территории проведения выборов, может играть как на действующая власть, так на оппозицию; стратегия в отношении работы с явкой проводится после получения результатов серии количественных и качественных социологических исследований. Результаты социологических исследований являются основными при разработке стратегии мобилизационных действий и выборе формы и методов мобилизации.

В условиях низкой явки мобилизация приобретает огромнейшее значение; многие технологи понаслышке или лично сталкивались с ситуациями, когда разница между победным и вторым местом составляла считанные единицы голосов. Именно о таких случаях и говорят, и пишут в учебниках, что «нам важен каждый голос»; при многомиллионнных бюджетах, затраченных несколькими участниками соревновательного избирательного процесса, каждый ненабранный голос ложится немым (а зачастую очень даже не-немым, а финансово-мотивированным. ) упреком на плечи руководителя и штаба кампании.

В зависимости от стратегии, отношения к власти, имеющихся человеческих, организационных и финансовых ресурсов, можно выделить нижеследующие формы и методы проведения мобилизации.

Формы мобилизации: административная мобилизация по производственному (территориальному) принципу, мотивированная (платная) мобилизация с наличием предварительной работы и без неё, непрямая (идеологическая) мобилизация сторонников по базам, ивент-мобилизация (организация событий на УИКах или на территории проведения выборов), демобилизация электората оппонентов.

По наличию обратной связи мобилизация может быть: с наличием обратной связи с УИКами и без наличия обратной связи;

По использованию специального программного обеспечения: с использование ПО и без использования.

Рассмотрим подробнее наиболее традиционные формы мобилизации.

Мотивированная (платная) мобилизация с наличием предварительной работы и без неё, может быть элементов административной мобилизации, но чаще всего проводится как дополнение, или противопоставление административному ресурсу. Её организация и проведения требует налаживания четкой системы контроля и движения финансовых средств, иначе она превращается в профанацию, сопровождающуюся активным «дерибаном» на всех уровнях. Предпочтительнее является налаживание долгосрочной, рассчитанной на несколько месяцев предварительной работы, системы, которую можно отстроить с привязкой к УИКам, обратной связью, сделать прозрачной и понятной. Кроме прямого (денежного) метода этой формы мобилизации возможно использование завуалированных (непрямых) методов, как-то: распространение скидочных карт, сертификатов, членских билетов, удостоверений, предоставляющих особый статус и др.

Иные формы мобилизации являются по сути вариантами или подвариантами предложенной классификации, и по-видимому, не являются принципиально отличными от вышеизложенных.

Приведенные выше методы мобилизации можно развивать до бесконечности, поскольку воображение человеческое есть категория безграничная. По сути, каждый метод мобилизации является отдельным выборным проектом, требующим соответствующих организационных действий и менеджмента. Для достижения максимального эффекта целесообразно использование нескольких методов с целью получения синергетического эффекта, однако надо помнить, что имеются традиционные методы, присущие власти и методы, присущие оппозиции; необходимо проводить демаркацию между различными методами, с целью добиться их оптимального сочетания.

Несомненным является следующее утверждение: мобилизация должны являться отдельным, ресурсно-достаточным доминирующим направлением избирательной кампании любого уровня, требующей отдельного менеджмента и системы контроля.

Руководители избирательных процессов, пренебрегающие данным направлением, или стремящиеся минимизировать издержки как по работе в день голосования, так и по организации полноценного неимитационного мобилизационного процесса, рискуют попасть в ловушку формального отношения, неизбежно приводящего к дорогостоящим выборным разочарованиям и потерям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *