Мобильная электронная библиотека что это такое
Инновационная социальная технология: «МОБИЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯМАЛО–НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
“ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД НОЯБРЬСК”
(ГБУ ЯНАО «ЦСО в МО г. Ноябрьск») 2016 год
Инновационная социальная технология:
«МОБИЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«МОБИЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
Характеристика проблемы, актуальность реализации социальной технологии
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру.
Аргументы в пользу чтения:
Актуальность реализации инновационной технологии«Мобильная библиотека» выражается в его востребованности и важности для расширения видов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и в приобщении к эстетической ценностям мировой культуры через книгообмен. Многие маломобильные граждане нашего города не имеют возможности самостоятельно посещать библиотеки. Создание «Мобильной библиотеки» расширит возможности маломобильного гражданина для культурного развития, расширения кругозора, решить проблему занятости.
Одно из важных преимуществ чтения книг – это положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения, представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
С раннего детства человек знакомится с книгами. Они сопровождают его всю жизнь. Книги являются нашими постоянными спутниками, помогают разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.
Значение литературы в жизни человека трудно переоценит, выделим ее основные функции:
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится верным другом в трудный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
Читая, человек познает для себя нечто новое, интересное, расширяет свой кругозор, обогащает лексикон. Это важнейшая часть культурного и духовного самосовершенствования.
Внедрение данного проекта возможно в любом учреждении социального обслуживания, так как не требует материальных затрат и дополнительных штатных единиц.
Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Все меняется со временем, уходит молодость, седеют волосы, но сила знания остаётся всемогущей, несмотря ни на что! Именно чтение помогает нашей личности стать немного совершеннее в этом несовершенном мире, оно добавляет свет в наши темные души, учит быть терпимее к ближнему. К сожалению, с научно техническим прогрессом и развитием науки любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет. Но надо заметить, что и в наше время есть те, кто понимает огромное значение чтения для развития кругозора, принимает чтение, как «точилку» для ума, осознаёт социальную направленность чтения!
Цели и задачи, концептуальные подходы, основное содержание, этапы и сроки реализации социальной технологии
Целями создания «Мобильной библиотеки» являются:
Для достижения целей поставлены следующие задачи:
Социальный проект «Мобильная библиотека» рассчитан на граждане пожилого возраста и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), получающие услуги в отделении дневного пребывания, в отделении социального обслуживания на дому и в отделении социально-медицинского обслуживания на дому.
Основное содержание проекта:
Реализация проекта состоит из следующих этапов:
— Формирование книжного фонда
— Организация хранения книжного фонда
— Разработка положения о «Мобильной библиотеке»
-определение круга лиц, желающих принять участие в реализации проекта
-составление списка имеющейся литературы и его дополнение в случае пополнения книжного фонда (ежеквартально)
-непосредственное воплощение проекта «Мобильная библиотека»
Начало реализации проекта – январь 2015 года. Приказ от 31.12.2014 № 86-П «О внедрении инновационного проекта «Мобильная библиотека». Срок реализации проекта — бессрочно.
Перечень нормативных правовых актов,
положенных в основу разработанной социальной технологии
Реализация проекта «Мобильная библиотека» осуществляется в рамках федерального и окружного законодательства в сфере социального обслуживания:
— Федеральный закон от 28.12.2013№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
— Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 № 109-ЗАО « О некоторых вопросах организации социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе»;
— Постановление Ямал-Ненецкого автономного округа от 25.12.2014 № 1087-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».
Сведения о ресурсах (кадровых, финансовых, материально-технических),
применяемых для реализации социальной технологии
Организационные ресурсы: Планирование мероприятий реализации проекта, разработка положения о «Мобильной библиотеке», информирование обслуживаемых граждан о внедрении новой технологии.
Кадровые ресурсы: Заведующая отделением дневного пребывания «Добродея», культорганизатор, социальные работники, медицинские сестры, заведующая отделением социального обслуживания на дому.
Финансовые ресурсы: Не требуются.
Материально-технические ресурсы: Книжный обменный фонд. Место для хранения книжного обменного фонда расположено в отделении дневного пребывания «Добродея».
Механизм реализации социальной технологии
В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашего города. Современный пенсионер – неутомимая личность, которая стремится узнавать новое и использовать в повседневной жизни. Проект «Мобильная библиотека» разработан с целью организации культурного досуга. Пенсионеры и инвалиды города могут получить в свое распоряжение домашнюю библиотеку, что даст им возможность приобщиться к чтению художественной литературы при поддержке и помощи сотрудников ГБУ ЯНАО «ЦСО в МО г. Ноябрьск».Проект «Мобильная библиотека» реализуется на базе отделения дневного пребывания «Добродея» и отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому. Услуги «Мобильной библиотеки» предоставляются на бесплатной основе:
— в отделении дневного пребывания книжный фонд используется ежедневно для предоставления гарантированной услуги «Организация досуга и отдыха»;
— в форме социального обслуживания на дому услуги «Мобильной библиотеки» осуществляются в дни посещения социальным (медицинским) работником.
В сформированном книжном фонде имеются также и детские книги, которые используются при оказании гарантированной услуги «Обеспечение кратковременного, не требующего специальных знаний и медицинской подготовки присмотра за детьми». Во время присмотра с помощью иллюстраций в книгах сотрудники Учреждения проводят развивающие занятия с детьми: изучают цвета, животных, учат счет и т.п.
— вручение гражданам пожилого возраста и инвалидам списка литературы – списки обновляются по мере поступления новых книг;
— ознакомление граждан с правилами пользования библиотечным фондом
— сбор заявок – заявки на ту или иную книгу принимаются социальным работником во время посещения или по телефону
— доставка заказанной книги, доставка обратно прочитанной книги – доставка книг осуществляется в дни плановых посещений
— ведение журнала учета выданных и возвращенных книг – движение книжного фонда отмечается в журнале учета выданных и возвращенных книг (приложение № 3)
Результаты от реализации социальной технологии,
ее социальная и экономическая эффективность
С точки зрения социальной и экономической эффективности, реализация проекта «Мобильная библиотека» позволяет достичь:
— Создание для пенсионеров и инвалидов альтернативной библиотеки
— Повышение интереса к чтению художественной литературы
— Повышение интереса к чтению художественной литературы
— Организация культурного досуга граждан пожилого возраста и инвалидов
— Свободный доступ к услуге
— отсутствие необходимости в привлечении дополнительных специалистов
— проект можно реализовать не используя финансовые затраты
За 12 месяцев реализации проекта «Мобильная библиотека» в ГБУ ЯНАО «ЦСО в О г. Ноябрьск» можно отметить следующие результаты:
— из числа граждан, получающих услуги в отделении дневного пребывания «Добродея», услугами «Мобильной библиотеки» воспользовались 143 человека;
— из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги в форме социального обслуживания на дому в течение 2015 года за услугами «Мобильной библиотеки» обратились 20 граждан. Помимо этого к участию в «Мобильной библиотеке» было привлечено 11 детей-инвалидов.
При количественной оценке проделанной работы использовались следующие показатели:
Планируемые показатели работы на 2015 год:
Всего запланировано 160 человек, среди них:
— в форме надомного обслуживания – 16 человек
— дети-инвалиды 8 человек
— в отделении дневного пребывания 136 человек
Фактически за 2015 год воспользовалось
услугой «Мобильная библиотека»:
Всего — 174 человек, среди них:
— в форме надомного обслуживания – 20 человек
— дети-инвалиды 11 человек
— в отделении дневного пребывания 143 человек
Планируемые показатели работы на 2016 год:
Всего запланировано 200 человек, среди них:
— в форме надомного обслуживания – 30 человек
— дети-инвалиды 20 человек
— в отделении дневного пребывания 150 человек
— при пользовании книжным обменным фондом непосредственно в отделении дневного пребывания «Добродея» запись в журнал учета движения книжного фонда не производится;
— выдача книг гражданам, получающим услуги в форме социального обслуживания на дому начала осуществляться с 25 февраля 2015 года. По состоянию на 01 января 2016 года в журнале произведено 135 записей.
— по детской литературе учет книг ведется отдельно. Детская литература выдается сотрудникам Учреждения на один день для занятия с ребенком во время кратковременного присмотра. Детская литература при оказании социальных услуг начала применяться с 25 мая 2015 года. По состоянию на 01 января 2016 года произведено 40 записей.
Затраты и перечень источников финансирования,
используемых для реализации социальной технологии
На первоначальном этапе финансирование не требуется. По решению директора Учреждения для пополнения книжного фонда могут использоваться средства, поступающие от платной деятельности, и благотворительные средства.
Заключение
Создание «Мобильной библиотеки» на базе учреждения является важным шагом на пути социальной адаптации пожилых людей и инвалидов. Наш проект позволяет эффективно осуществить решение проблем по комплексной реабилитации пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
При возможности большого доступа к современным средствам информации, для граждан пожилого возраста книга является, как правило, единственным, интересным, занимательным окном в большой мир знаний. Через книги пожилые люди и инвалиды могут определить свое мест в обществе, адаптироваться к новой роли в социуме. Получить интересную и нужную информацию для себя.
Процесс чтения приводит к положительным результатам и способствует социокультурной реабилитации пожилых людей, инвалидов. Книгам под силу оказать помощь в обретении частички утраченных радостей жизни.
Пожилые люди и инвалиды желающие воспользоваться услугой «Мобильная библиотека»всегда найдут нужную книгу, информацию, а также простое человеческое участие, общение, обмен впечатлениями от прочитанного, морально-психологическую поддержку со стороны сотрудников учреждения.
Книга станет другом и помощником, никогда не предающим и не оставляющим в одиночестве.
Мобильная электронная библиотека что это такое
Главная Библиотеки Библиотечное дело |
П ередвижные библиотеки появились в России ещё до революции. В Советском Союзе библиотека на колёсах считалась удобной и перспективной формой обслуживания населения, а библиобусы имели около 1,4 тыс. централизованных библиотечных систем (ЦБС).
Первая российская передвижная библиотека была создана в 2003 г. в результате сотрудничества администрации Волгоградской области и Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека». А опытный образец мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) Министерство культуры РФ одобрило в сентябре 2009 г.
В регионах России КИБО стартовали в 2009–2011 гг. в рамках проекта Федеральной целевой программы «Культура России» по мобильному обслуживанию населённых пунктов, не имеющих библиотек. С 2011 г. субъекты Федерации приобретают библиотечные мобильные комплексы за счёт региональных бюджетов и спонсорских средств. Сегодня в стране функционирует свыше 90 мобильных библиотек, в том числе 40 КИБО.
Библиомобили посещают и деревенскую глубинку, где нет библиотек, и городские дворы, в которых организуют читальные залы. Они пополняют фонды сельских библиотек, бывают желанными гостями в летних детских лагерях, домах отдыха. Практику использования мобильных библиотечных комплексов обсуждали эксперты на круглом столе в рамках Всероссийского конгресса РБА.
Библиобус мы рассматриваем как неотъемлемую часть публичной библиотеки, важное дополнение наших услуг и сервисов. В Самарской области 790 библиотек, но норматив по обеспеченности населения этими объектами культуры не выполняется. Поскольку областные бюджеты не позволяют открывать новые библиотеки, что было рекомендовано Счётной палатой РФ, мы приобретаем библиомобили. Сегодня стационарных библиотек не имеют 700 населённых пунктов, и график передвижений библиобусов разрабатывается так, чтобы они посетили б ό льшую часть этих сёл и деревень.
У нас пять мобильных библиотечных комплексов. Четыре приобретены на средства регионального бюджета и реализованы на базе различных марок «ПАЗ» и «НеоЛАЗ». Пятый комплекс, на базе «Форд», в 2014 г. профинансировало Минкультуры России. Следует отметить, что именно этот вариант оптимален для сельских условий. Как и обычная библиотека, мобильная проводит обзоры книжных новинок, викторины, выставки, масштабные акции и праздники с использованием инновационных технологий. К выездам привлекаем социальных работников, психологов, работников культуры, волонтёров, поскольку нередко жители просят нас передать документы в собес, записать к врачу, заказать лекарства. Библиобусы выезжают с акциями «Книга на каникулах», «Книжный караван». В прошлом году прошёл интересный марафон детских писателей «Нам с книгой по пути». Не обходим вниманием и крупные события: библиобусы приезжали на фестиваль «Злат венец», который проходит в Поволжье раз в два года, на празднование юбилея И.Е. Репина и фестиваль детских театральных коллективов «Золотой ключик».
Один автомобиль работает при Самарской областной научной библиотеке. Находясь на балансе методического отдела, этот библиобус обслуживает четыре областные библиотеки. Он небольшой, может вывезти максимум 300 книг. Предусмотрено наличие свежей периодики, мультимедийных изданий. Библиобус обеспечен правовой системой «Гарант», в нём установлены ноутбуки с доступом в Интернет. В зависимости от того, в какой район едем, пользуемся флеш-модемом того или иного оператора связи. Сейчас лишь 440 библиотек Самарской области (56%) имеют выход в Сеть, поэтому интернет-услуги библиобуса всегда востребованы.
На базе методического библиобуса организуем курсы повышения квалификации для сотрудников муниципальных библиотек, мастер-классы, творческие лаборатории, семинары, интерактивные игры, презентации. Востребованы встречи с психологами областных юношеской и детской библиотек, тренинги с сотрудниками.
За три года наш библиобус совершил 223 выезда (при нормативе 70 в год), проехал более 30 тыс. км, побывал во всех 27 муниципальных районах и 10 городских округах Самарской области, посетил 457 сельских населённых пунктов, в том числе 82 не имеющих стационарных библиотек.
За один выезд обычно удаётся посетить четыре-пять сёл. Библиомобиль может остановиться в любом месте, которое предложит администрация района: возле дома культуры, школы, детского сада. Если в селе этих объектов нет, оптимальное место — стоянка у магазина. Планом определено ежеквартальное посещение района, но частота появления библиомобиля зависит от реальной востребованности такой услуги. За книги, которые мы привезли и выдали читателям, отвечает координатор от центральной библиотеки района. Через какое-то время он приезжает в село и собирает их. Как правило, проблем с возвратом книг нет. Через три месяца либо мы приезжаем в центральную библиотеку, либо координаторы привозят книги в научную библиотеку.
Наш сектор работает при методическом отделе библиотеки. В Ульяновской области 27 библиобусов, КИБО действуют уже три года. Мы проводим зональные семинары по мобильному обслуживанию, инициируем областные конкурсы, сетевые акции. Хорошо прижилась форма сетевых проектов-эстафет, когда методическая служба предлагает контент и идею, а библиобусы обкатывают их в своих районах. Одна из новых разработок — мониторинг читательской среды мобильной библиотеки. В ходе разовых и повторных социологических исследований выясняем сезонные требования читателей, динамику развития того или иного тренда.
Разведывательные, или пилотажные, социсследования — это то, чем мы занимаемся, приезжая в районы. Оцениваем, какая аудитория приходит, что интересует людей, посещающих библиобус. Более глубокий вид исследований — описательные, когда изучаем пользовательскую среду, с которой собираемся работать. Эта среда неоднородна, поэтому выделяем группы и описываем их. Аналитические социологические исследования можно проводить, когда уже накоплен опыт, позволяющий систематизировать данные. Сейчас в Ульяновской области проходит масштабное социологическое исследование «Книга. Общество. Читатель», в котором активно используются возможности КИБО.
В нашем арсенале различные методы сбора информации, прежде всего это наблюдения. У мобильных библиотекарей есть уникальная возможность наблюдать за пользователями «в полях» и объективно оценивать ситуацию с чтением. Это в основном включённое, неопосредованное наблюдение — мы фактически попадаем в ту среду, которую изучаем.
Работа мобильного библиотекаря должна начинаться с анализа документов. В основном анализируем официальные документы: кто проживает в деревне или селе, каков возрастной состав, есть ли поблизости предприятия, сколько магазинов и т.д. Но используем и неофициальные документы. В их анализе помогает мониторинг соцсетей, выявление групп, имеющих отношение к данному населённому пункту.
Не менее интересная форма исследования — эксперимент. Библиобус позволяет смоделировать ситуацию, в которой можно получить максимум нужной информации. Если вы хотите узнать, что читает современная молодёжь — те, кого собираетесь обслуживать, не доверяйтесь полностью анкетам: ответы респондентов бывают формальными. Для эксперимента необходимо найти человека из молодёжной среды, который станет провоцировать обмен информацией.
Отвечая на вопросы о компетентности библиотекарей, качестве фондов, люди часто стесняются давать прямые оценки, боятся обидеть интервьюера. Неважно, какие в библиобусе книги, это лучше, чем ничего — такова их позиция. Психологи советуют в подобных ситуациях использовать цветовую шкалу. Человеку легче наклеить маркер определённого цвета, чем сказать «да» или «нет». Создаётся иллюзия психологического комфорта.
Проведение устного опроса во многом зависит от психологического состояния респондента, от окружающей среды и даже от погоды. Очень важен профессионализм интервьюера. Если это письменный опрос, анкеты не должны быть длинными — максимум 20 минут для заполнения. Заранее надо организовать место: человек легче делится информацией, находясь в комфортных условиях.
Чтобы понять, сколько времени человек тратит на чтение, что оно значит в его жизни, в каких условиях и как читает, требуется добросовестный дневник самонаблюдений. Такие дневники трудны в обработке, но это очень ценная информация. Подобным способом можно исследовать место библиобуса в жизни человека.
В Брянской области два библиобуса, они относятся к отделу внестационарного обслуживания нашей библиотеки. В своё время такие отделы были во всех библиотеках, но потом перестали существовать. Приобретение машин помогло вернуть хорошее, но забытое старое. Сегодня фонд отдела регулярно комплектуется новой, качественной литературой, поэтому, когда мы приезжаем в районы, с полок сметается практически всё. Основную книговыдачу у нас в библиотеке осуществляют отдел абонемента и отдел внестационарного обслуживания.
Деятельность этого отдела не ограничивается библиомобилями. Год назад с помощью меценатов оборудовали внутренний дворик библиотеки и открыли летний читальный зал. После библиобуса это наш самый удачный проект. Обычно летом мало кто заходит в библиотеку, но когда во дворе стоят открытые шатры, звучит музыка, есть wi-fi, это место становится очень посещаемым. И библиотека, и спонсоры проводят много мероприятий именно здесь. В неформальной обстановке на свежем воздухе можно почитать книги, пообщаться с писателями, сыграть в шахматы, обсудить литературные новинки, выпить чай-кофе. Сквер популярен у молодожёнов, они к нам заглядывают на фотосессии.
Так получилось, что мы давно вышли за рамки исключительно библиотечной деятельности: показываем фильмы, вывозим в районы псковских поэтов и писателей, организуем социальную поддержку населения — много было сделано, в частности, в преддверии 70-летия Великой Победы. Словом, стараемся вернуть к жизни те территории, которые остались без социальных служб и учреждений культуры.
В Тамбовской области 517 муниципальных библиотек. Библиомобиль на базе «Форд Транзит» поступил в нашу библиотеку в июне прошлого года, он стоил 2,5 млн рублей. Для работы с КИБО мы прошли обучение, по итогам которого приняли участие во Всероссийском конкурсе экскурсионных маршрутов, где заняли второе место с проектом «Была война, была Победа». Разработана интерактивная карта, созданы экскурсионные маршруты по пути следования библиомобиля.
Комплекс выполняет несколько функций. Это информационный центр, мобильная площадка массовых мероприятий и обучающий центр для библиотечных работников. КИБО имеет чёткий график и заранее разработанный маршрут. Мы работаем по таким направлениям, как традиционное библиотечное обслуживание, культурно-массовые акции, образовательные проекты для библиотекарей. Большое внимание уделяем патриотической и краеведческой тематике, профилактике вредных зависимостей в молодёжно-подростковой среде. Совместно с администрацией города Тамбова провели литературный праздник, посвящённый 200-летию М.Ю. Лермонтова. Для вынужденных переселенцев при поддержке юридического центра «Гарант» организовали занятие по правовому статусу беженцев.
В этом году география расширилась: запланированы 16 маршрутов по 54 населённым пунктам. Тематика определялась в соответствии с указами Президента РФ: Год литературы, празднование 70-летия Победы. В рамках проекта «Тамбовские диалоги», поддержанного фондом Михаила Прохорова и победившего в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании», на базе КИБО проводятся разнообразные дискуссии. Ещё одно направление — обучающие семинары для библиотекарей, которые организуем совместно с преподавателями Тамбовского государственного университета.
Сейчас областной библиотекой создаётся ресурс «Альбомы памяти», в базе уже около 5 тыс. документов. Это результат деятельности 27 библиотек, открывших центры по сканированию фотографий 1930–1950-х гг. С января 2015 г. такой центр функционирует и в КИБО.
Мы регулярно ведём бортовой журнал библиомобиля, пресс-релизы размещаем на сайте библиотеки. За девять месяцев сделано 27 выездов, проведено 36 мероприятий. Новыми читателями областной библиотеки стали 200 человек, библиомобиль посетили около 1,7 тыс., книговыдача составила 2730 экземпляров.
Мы получили библиобус в 2012 г., сейчас он обслуживает четыре района, причём один из них оплачивает проживание и питание сотрудников в течение двух или трёх дней. Кроме того, привозим книги в новые микрорайоны Новосибирска, где пока нет библиотек. Летом выезжаем в парки, летние лагеря, проводим различные акции. Особую популярность получили Дедовские чтения, Парки Пушкина — мероприятия в поддержку русского языка в парках и скверах. В КИБО есть Интернет, осуществляется правовая поддержка, распечатываются документы. Благодаря автоматизированной технологии ОПАКО обходимся без формуляров: выдаём читателю пластиковый билет и всё записываем на основе штрихкодирования.
К сожалению, сейчас мы столкнулись с проблемами финансирования, поэтому поездки приходится сокращать. В поиске средств ведём переговоры с депутатами областной Думы. Возможно, КИБО возьмёт на обслуживание несколько районов, которые и будут его финансировать.
Согласно опросу библиотек, осуществляющих мобильное обслуживание, наиболее популярными услугами являются:
• предварительный заказ и выдача во временное пользование книг из фонда КИБО;
• ксерокопирование и печать документов;
• просмотр фильмов и других видов мультимедиа;
• поиск информации в Интернете;
• организация передвижных книжных выставок, обзоров новинок литературы, праздников, конкурсов, игр.
Начинает свою работу КИБО, как правило, с презентаций, на которых местные жители знакомятся с возможностями библиомобиля, задают вопросы персоналу.
С учётом пожеланий читателей разрабатываются маршруты поездок. Средняя протяжённость однодневного маршрута – 100–150 км. Оптимальное количество стоянок – три-четыре, их продолжительность – от одного до трёх часов. Жителей заранее оповещают о времени приезда и месте стоянки КИБО.
Работа в мобильном комплексе требует разнообразных умений и компетенций. Поэтому НФ «Пушкинская библиотека» при поддержке Министерства культуры РФ и руководства библиотек, имеющих КИБО, регулярно проводит семинары-практикумы, вебинары по повышению квалификации персонала мобильных библиотек. При этом основное внимание уделяется практическим занятиям с использованием интерактивных образовательных технологий.
Говоря о перспективах мобильного библиотечного обслуживания, эксперты определяют следующие задачи:
• увеличение количества мобильных библиотечных комплексов в регионах;
• создание единого методического центра, который займётся теорией и практикой мобильного библиотечного обслуживания;
• создание ассоциации мобильных библиотек;
• организацию сетевой деятельности КИБО;
• развитие системы обучения и переподготовки кадров;
• проведение фестивалей КИБО с приглашением представителей органов государственной власти субъектов Федерации.
Редакция «УК» благодарит НФ «Пушкинская библиотека» за предоставленные материалы.