Мобильная коммерция это что такое
Мобильная коммерция
Мобильная коммерция — процесс списания денежных средств с лицевого счета абонента сотовой связи. Платежи в онлайн-играх, покупка музыки, фильмов, книг, журналов, билетов на концерты и в кино, денежные переводы и многое другое. За все эти электронные товары можно совершать расчеты имея под рукой только свой мобильный телефон и ничего более.
One Payment выступает в качестве прямого партнера сотовых операторов МТС, Билайн, Мегафон и Теле2 и предоставляет своим клиентам современное решение по приему мобильных платежей на всей территории РФ.
Особенности использования мобильной коммерции
Преимущества мобильной коммерции One Payment
Гибкая настройка комиссии
Распределяйте комиссию между плательщиком и магазином. Вы можете согласовать списание всей комиссии с покупателя, либо распределить комиссию в любой удобной для вас пропорции.
Согласуем для вас удобный способ получения выплат и их периодичность, от одного дня до календарного месяца.
Наши менеджеры помогут оперативно определиться с юридической схемой и договором, ответят на все вопросы и помогут с технической интеграцией или предложат готовое решение по приему мобильных платежей через платежную форму.
Мы всегда глубоко погружаемся в задачи клиентов, помогая настроить мобильную коммерцию в соответствии со спецификой бизнеса и глубоким пониманием поведения пользователей.
Когда для покупателя не предусмотрена возможность ввода абонентского номера на интернет-сайте, он может сделать покупку, отправив бесплатное СМС на четырехзначный короткий номер.
Высокая конверсия платежей
Мы используем дополнительные возможности тарификации и резервные каналы для достижения максимальной конверсии платежей – до 75% в зависимости от категории услуги.
Мобильная коммерция
Как известно, рынок платежных инструментов в нашей необъятной родине велик. Это и Web money, Яндекс. Деньги, это и терминалы Qiwi с их Qiwi.кошельком, пластиковые карты и premium SMS.
Все они по своему удобны и почти все приведенные выше способы используются при оплате различных услуг в различных проектах Рунета — начиная от покупки голосов Вконтакте и различных онлайн игр и кончая физическими товарами в многочисленных интернет магазинах.
Изначально самым распространенным, удобным, но одновременно и экономически неэффективным способом оплаты были premium SMS.
Premium SMS были и остаются самым доступным и быстрым способом оплаты, т.к. мобильный телефон есть у каждого и почти всегда под рукой.
Но большая комиссия оператора (до 40-50% от стоимости SMS) привели к тому что доля SMS упала в онлайн проектах до 10-15% и продолжает снижаться.
Видя рост альтернативных методов оплаты и желание использовать деньги абонента не только для оплаты своих услуг, операторы большой тройки начиная с 2005 начинают внедрять услугу “Мобильная коммерция”. О самой услуге, как это работает и каковы перспективы этого сервиса я расскажу ниже.
Мобильная коммерция (далее по тексту МК) — это возможность оплаты услуги используя свой счет мобильного телефона. Разница с premium SMS заключается в том, что возможно оплаты произвольной суммы платежа, в диапазоне от 0,01 до 5000 рублей, тогда как при оплате через premium SMS тариф на оплату жестко привязан к короткому номеру.
Кроме этого плюса, который приближает мобильную коммерцию к другим платежным системам, мобильной коммерции присуще более низкие, по сравнению с premium SMS проценты, которые забирает себе оператор в связке с банком (о роли банка я расскажу позже) — в среднем оператор, банк и агрегатор забирают себе порядка 20% от каждого платежа.
Для проектов не связанных с виртуальными услугами, например покупка билетов, оплата коммунальных услуг и других — процент еще ниже и составляет 8-10% от каждого платежа.
Согласно текущему законодательству, оператор не является обладателем банковской лицензии и де факто не может оказывать абоненту расчетные операции и абонент свой счет, ни для каких иных услуг кроме как оплата услуг оператора, использовать не может.
Для того чтобы обойти это ограничение в цепочку между оператором, агрегатором (или контент провайдером которые обеспечивают техническое взаимодействие) и партнером, который оказывает услугу, вклинивается банк.
Банк, по запросу абонента, создает предоплаченную виртуальную карту (или виртуальный счет).
Абонент, путем заказа услуги (например голоса “Вконтакте”) инициирует процедуру возврата денежных средств со своего абонентского счета, которые перечисляются на предоплаченную виртуальную карту банка. Используя реквизиты этой карты банк производит оплату за услугу, которую предоставляет партнер.
На практике этого всего абонент не видит, он просто формирует запрос через web форму или посредством отправки смс на бесплатный номер.
После проверки оператором необходимой суммы на счету абонента и подтверждения факта транзакции от абонента происходит оплата услуги.
Оператор передает деньги банку, тот в свою очередь передает сумму с вычетом своего процента дальше по цепочке — агрегатору и партнеру.
3) Развитие мобильной коммерции в РФ
Сейчас мобильная коммерция в том виде что я описал выше существует у 3-х крупнейших операторах — МТС, Билайн, Мегафон. В немного измененном виде МК есть у Yota и Tele2.
Теперь пройдусь отдельно по каждым операторам:
Билайн
Первые эксперименты с мобильной коммерцией начал еще в 2005 году вместе с компанией Моби.деньги (дочернее предприятие Банка “Таврический”).
Операторский портал услуги: kvartplata.beeline.ru
Мобильная коммерция доступна лишь абонентам после расходования 150 рублей стартового баланса.
— минимальная сумма платежа — 1 рубль
— максимальный сумма платежа — 3000 рублей
— минимальная сумма остатка на счету — 50 руб.
— максимальная сумма платежей в месяц — 15 000
— только для абонентов — физических лиц
Все партнеры ранжируются по категориям (например goods, software, web, mmog). Для каждой категории определяются свои проценты. Наиболее низкие для goods, software — 5-10%, более высокие для web и mmog сервисов — до 20% от платежа.
Запустил мобильную коммерцию в 2010 году совместно с Qiwi и Моби.Деньги.
Операторский портал услуги: pay.mts.ru
Также есть возможность привязать банковскую карту.
— минимальная сумма платежа — 1 рубль
— максимальный сумма платежа — 5000 рублей (в других вариантах 15 000)
— минимальная сумма остатка на счету — 50 руб.
— максимальная сумма платежей в месяц — 50 000
— только для абонентов — физических лиц
Все партнеры ранжируются по категориям (например goods, software, web, mmog). Для каждой категории определяются свои проценты.
Наиболее низкие для goods, software — 5-10%, более высокие для web и mmog сервисов — до 20% от платежа.
За каждую транзакцию берется плата 10 рублей.
Мегафон
Запустил мобильную коммерцию в 2010 году.
Операторский портал услуги: oplata.megafon.ru, также доступен wap сайт, java приложение и приложение для смартфонов Windows Mobile
— минимальная сумма платежа — 1 рубль
— максимальный сумма платежа — 5000 рублей
— минимальная сумма остатка на счету — 30 руб.
— максимальная сумма платежей в месяц — 15 000
— только для абонентов — физических лиц
Все партнеры ранжируются по категориям (например goods, software, web, mmog). Для каждой категории определяются свои проценты.
Наиболее низкие для goods, software — 5-10%, более высокие для web и mmog сервисов — до 20% от платежа.
Tele2
Tele2 запустил мобильную коммерцию в начале 2011 года, однако выбрал нестандартный вид мобильной коммерции — а именно через пластиковую карту.
К телефону абонента привязывается его пластиковая карта Visa или Mastercard, Diners Club International, JCB International. с которой и происходит оплата услуги.
Операторский портал услуги: market.tele2.ru
Ограничения:
— минимальный платеж — 10 руб.
— максимальный платеж — 3000 рублей единоразово.
— максимальная сумма платежей в месяц — 10 000
— необходима карта не ниже уровня Visa Classic, Master Card Standart
Условия примерно такие же как у других операторов.
Известный всем оператор WiMax и уже 4G запустил свой проект Yota.деньги в 2010 году.
Все партнеры ранжируются по категориям (например goods, software, web, mmog). Для каждой категории определяются свои проценты.
Наиболее низкие для goods, software — 5-10%, более высокие для web и mmog сервисов — до 20% от платежа.
4) Безопасность и фродо защищенность
Немаловажный вопрос, который волнует всех — пользователей, партнеров и самих операторов.
Во-первых, операции по мобильной коммерции можно проводить через 2 канала инициации — через SMS или через web форму. В первом случае абонент абонент шлет SMS с коротким текстом на короткий номер, далее ему приходит SMS с просьбой подтвердить платеж. После этого происходит оплата.
С web формой процедура аналогична, только инициатором выступает web форма на сайте партнера, куда абонент вводит свой номер телефона и сумму платежа (либо выбирает из выпадающего списка и т.п.)
Схема акцепта платежа повышает прозрачность услуги, т.к. в приходящем SMS вам укажут какую сумму с вас спишут и маскировать короткие номера стоимостью 300 рублей под 3 рубля не выйдет 🙂
Во-вторых, абонент не может уйти в минус, т.к. существует минимальный остаток, который должен быть на счете. Таким образом отсекается часть фрода, который появлялся в premium SMS когда пользователь уходил в минус.
Однако некоторые прорехи в системе защиты есть и последние случае показали что ничто не вечно под луной.
5) Итоги
Хочу подытожить свой краткий экскурс в мобильную коммерцию.
Плюсы данного решения:
+ Мобильность.
+ Гибкость суммы платежа
+ Более низкие комиссии чем при обычных premium SMS
— определенное недоверие пользователей к каким либо платежам через телефон
— недостаточно высокие отчисления по категориям проектов web и mmog, которые генерируют значительный денежный поток в Рунете.
6) Прогнозы
Безусловно, развиваться мобильная коммерция в РФ, а затем и в странах СНГ будет.
Как наиболее быстрый и безопасный способ оплаты она придет на замену premium SMS и сможет вытеснить их из крупнейших развлекательных проектов Рунета (такие как многочисленные mmo игры, Вконтакте, mamba.ru и другие), хотя львиную долю платежей, которые идут через Qiwi, Web Money и Яндекс.деньги МК на себя не перетянет — сказывается большие проценты операторов по данным направлениям.
Опыты с МК через пластиковую карту, который проводит Tele2, тоже будут интересны, но для большинства пользователей не станут удобными и востребованы, поэтому считаю что стоит ждать от Tele2 мобильную коммерцию в привычном для всех виде.
Сейчас на рынке контент провайдеры только только запускают у себя данное направление и подключают первых партнеров, так что можно ожидать усиление конкуренции и вполне возможно уменьшение операторских процентов, что положительно скажется на доходах всех участников процесса.
При написании статьи использованы материалы с сайтов:
Что такое мобильная коммерция
С нового года многие операторы сотовой связи начали активно внедрять новый платежный сервис, который представляет собой смесь Premium SMS (коротких номеров) и оплаты с помощью пластиковой карты. Мобильная коммерция (по аналогии с электронной коммерцией) сейчас доступна абонентам большой тройки (МТС, Билайн, Мегафон) и Смартс. О том, как всё устроено и как подключить платежную систему к своему проекту.
От коротких номеров технология унаследовала работу через SMS, а от пластиковых карт — свободу в выборе суммы платежа и инструменты по отслеживанию его статуса.
Принцип работы
Преимущества такого способа приема платежей
Недостатки
Сравнительная таблица
Вид платежа | Мобильная коммерция | Короткие номера |
---|---|---|
Максимальный размер платежа* | 10 000 руб. | 300 руб. |
Свободная сумма платежа | Да | Нет |
Гарантированное получение платежа | Да | Нет |
Средний размер отчислений с оплаты | 87% | 50% |
Вероятность ошибки абонента при отправке SMS | Низкая | Средняя |
Распространенность сервиса | 4 оператора | Почти все операторы РФ |
В процентном соотношении можно говорить о 82-85% доступности мобильной коммерции для абонентов, если взять совокупную долю рынка Мегафона, МТСа, Билайна и Смартса.
Мобильная коммерция в интернете используется крупными онлайн-проектами (например, Групон, Биглион, и прочими купонными стартапами). Сейчас любой интернет-магазин или стартап может подключить этот сервис с помощью AvisoSMS; достаточно подать заявку и интегрировать API, чтобы формировать счета на телефоны своих клиентов.
Возможности API
Мы, как сторонники полной интеграции сервисов, сделали удобное API. Используя его, процесс оплаты исключает переходы на наш сайт, простановку чекбоксов, ввода капч, указания емейлов и т.п.
В параметрах запроса на создание счета можно указать с кого брать комиссию: с абонента или с магазина.
Совершение платежа может происходить в двух режимах — «код+номер» или «ответная SMS». Это может варьироваться партнером при передаче запроса. В первом случае в ответ вернется код и короткий номер, на который его надо отправить. Например «22022 на номер 84971»
Если использовать «Ответную SMS», абонент получит сообщение: «Для подтверждения оплаты Билет в кино #3122 по цене 118,00 отправьте ответное бесплатное SMS с цифрой 1 на номер 8486, для отказа с цифрой 0.»
Сессия каждого платежа живет 20 минут, затем автоматически закрывается со статусом «Не оплачено».
Есть тестовый режим, благодаря которому можно в личном кабинете менять статусы платежа, отрабатывая и проверяя действия системы, в то время, как заявка на подключение согласовывается с операторами.
Мобильная коммерция: тенденции
Мобильная коммерция стремительно набирает популярность и быстро процветает. Ожидается, что в ближайшие годы мобильная коммерция превратится из тенденции в доминирующую коммерческую силу.
Поскольку покупатели тратят больше денег, чем когда-либо, покупая товары в Интернете, компании мобильной коммерции продолжают вкладывать средства в новые способы, чтобы превзойти конкурентов, привлечь внимание потенциальных покупателей, повысить конверсию и завоевать лояльность клиентов.
Каждый год появляются новые тенденции, которые определяют, как компании мобильной коммерции работают, продвигают на рынке свои продукты и взаимодействуют со своими клиентами. В этой статье мы определяем основные тенденции мобильной коммерции, о которых вам нужно знать.
Что такое мобильная коммерция?
Мобильная коммерция — это покупка и продажа товаров и услуг с помощью беспроводных портативных устройств, таких как планшеты и смартфоны. В наши дни с помощью мобильного телефона можно купить практически всё, что угодно, включая, помимо прочего, еду и билеты в кино. Вы можете открыть счёт в банке и даже подать заявку на жилищный кредит, и всё это в ваших руках.
Мобильная коммерция имеет значение, потому что мобильная связь быстро становится основным способом покупок в Интернете. Независимо от вашего бизнеса, ваши клиенты — во всех демографических группах — являются пользователями мобильных устройств.
Будущее мобильной коммерции
Следующее десятилетие обещает стать эрой мобильной коммерции. Вот некоторые из тенденций мобильной коммерции, которые, по нашему мнению, будут преобладать.
Многоканальный опыт
Многоканальная розничная торговля означает продажу товаров через несколько онлайн-каналов (например, через магазин веб-приложений, рынок или социальные сети). Это новый подход к коммерции, который фокусируется на создании согласованного пользовательского опыта для клиентов на всех этапах взаимодействия. Он отличается от традиционного маркетинга, когда компании оптимизируют отдельные платформы, не принимая во внимание весь опыт. Например, если вы регистрируетесь через веб-сайт магазина, вы ожидаете, что та же информация для входа будет работать в приложении.
Согласно исследованию, опубликованному в Harvard Business Review, 73% клиентов делают покупки по нескольким каналам. По данным Salesforce, 75% покупателей ожидают стабильного взаимодействия по нескольким каналам (Интернет, мобильный телефон, личное общение, социальные сети), а 73% покупателей, скорее всего, купят товары у другого бренда, если не получат его.
Мобильная коммерция — это единственный канал, который остаётся с клиентом, куда бы он ни пошёл. Согласно опросу TD Bank, 6 из 10 пользователей Интернета в США использовали цифровые инструменты для сравнения цен на продукты при совершении покупок в магазине. Более того, почти половина респондентов делились фотографиями продуктов, чтобы получить отзывы от семьи и друзей.
Мобильные платежи
Число клиентов, использующих свои мобильные устройства для покупок в Интернете, постоянно растёт. Это приводит к снижению оплаты товаров физическими картами. Вместо того, чтобы просить покупателей ввести строку цифр и дату истечения срока действия, вы можете позволить клиентам расплачиваться с помощью одной из популярных мобильных платёжных платформ, таких как PayPal, Apple Pay и Google Pay.
Хотя вам определённо нужен сайт, адаптированный для мобильных устройств, этого недостаточно для процветания вашего бизнеса. Во-первых, 85% клиентов предпочитают мобильные приложения веб-сайтам, оптимизированным для мобильных устройств. Во-вторых, мобильные приложения продолжают конвертироваться с гораздо большей скоростью, чем мобильные веб-приложения.
Владельцы веб-сайтов электронной коммерции осознали эту тенденцию и соответствующим образом адаптируются. Многие компании осознали важность ориентации на мобильных пользователей и начинают разрабатывать приложения для своих веб-сайтов электронной коммерции.
Приложения — это будущее роста мобильной коммерции. В 2021 году вам нужно иметь мобильное приложение, чтобы оставаться на вершине конкурентов. Теперь вы попадёте в категорию первых последователей. Однако, если вы будете слишком долго ждать принятия этого решения, вы быстро отстанете от своих конкурентов.
AR и VR
Ключевое преимущество кирпича и раствора в том, что они дают возможность рассмотреть и потрогать изделия вблизи и примерить их. И наоборот, одним из основных преимуществ развития электронной коммерции является возможность быстро отправлять заказы, испытывать их, не выходя из дома, и легко их возвращать.
Дополненная реальность и виртуальная реальность помогают розничным торговцам преодолеть разрыв, «дополняя» реальные изображения и окружающую среду в реальном времени цифровой информацией.
Смартфоны и планшеты — идеальные инструменты для создания дополненной реальности. Они портативны, оснащены камерами высокой чёткости и всё более мощными процессорами, и они есть у каждого.
Например, компания, которая продаёт мебель в Интернете, может использовать дополненную реальность, чтобы продемонстрировать, как диван будет выглядеть в доме покупателя. Это позволяет покупателю выбрать цвет, чтобы увидеть, действительно ли продукт умещается в желаемом пространстве.
AR — отличный вариант для онлайн-торговли. Без мобильных приложений на базе AR и VR потребителям пришлось бы совершать покупки методом проб и ошибок, что никогда не бывает безупречным. Последнее, что кто-то хочет сделать, это купить продукт в Интернете только для того, чтобы обнаружить, что он не соответствует их ожиданиям.
Голосовой поиск
Изначально мобильные телефоны создавались для улучшения голосовой связи. Теперь, учитывая, что большая часть онлайн-трафика поступает с мобильных телефонов, они играют основную роль в стимулировании таких действий с голосовыми функциями, как покупки.
В ближайшие годы голосовой поиск проникнет на рынок мобильной коммерции. Статистика показывает, что 51% потребителей используют голосовые команды для поиска товаров, а 22% покупателей используют голосовой поиск для совершения покупок.
Разработчики мобильных приложений в ближайшее время постараются разработать более интеллектуальное голосовое управление, чтобы клиенты могли диктовать своим голосом то, что они хотят:
Всё это будет осуществляться только с помощью голосовых команд. Голосовое управление, такое как Siri или Alexa, теперь является частью большинства операционных систем для смартфонов. Однако в будущем появятся приложения для голосового управления, созданные специально для использования в мире мобильной коммерции. Голосовое управление может сделать покупки для мобильных пользователей ещё более удобными и способствовать развитию мобильной коммерции.
Чат-боты
Большинство компаний электронной коммерции по-прежнему полагаются на электронную почту. Они побуждают клиентов подписаться на рассылку новостей по электронной почте и получать эксклюзивные предложения и рекламные акции и отправлять уведомления, чтобы мотивировать клиентов покупать товары, которые они оставили в своей кассе. Но электронные письма медленные и утомительные и, скорее всего, попадут в папку для спама. Вот почему продавцы переходят на чат-ботов, которые будут использоваться вместе с электронной почтой или вместо неё.
Миллениалы и молодое поколение предпочитают текстовые сообщения электронной почте как гораздо более прямое и удобное средство связи. Компании, стремящиеся привлечь больше клиентов, обратятся к этой среде.
Ещё одним преимуществом чат-ботов является то, что они могут автоматизировать процесс обслуживания клиентов и предоставлять персонализированный клиентский опыт на основе всей информации, собранной с помощью мобильной аналитики.
Компании могут сэкономить время и ресурсы, автоматизируя разговоры, требующие ответа от сотрудника. Вместо того, чтобы заставлять сотрудников выполнять повторяющиеся задачи или снова и снова отвечать на одни и те же вопросы, специалисты по работе с клиентами могут сосредоточиться на более важных вещах.
Общение с чат-ботами будет играть ключевую роль: потребители не хотят ждать ответов на основные вопросы. И компании не хотят распределять ресурсы, чтобы снова и снова отвечать на одни и те же вопросы.
Мобильные чат-боты будут использоваться чаще, чем когда-либо прежде, для облегчения транзакций электронной коммерции. Так что это лишь вопрос времени, когда компании, занимающиеся электронной коммерцией, начнут добавлять чат-ботов в свои приложения для мобильной коммерции.
Заключение
Совершенно очевидно, что будущее электронной коммерции за мобильными устройствами. Когда сайты электронной розничной торговли создаются для мобильных пользователей, мобильная коммерция делает покупки быстрыми и лёгкими для покупателей, одновременно оказывая при этом огромную прибыль для вашего бизнеса.
Будет интересно увидеть, как эти тенденции влияют на наш повседневный покупательский опыт, делая их ещё более удобными и оптимизированными. Для владельцев магазинов электронной коммерции это также будет означать увеличение продаж, что приведёт к созданию зрелой экосистемы. Мобильная коммерция, безусловно, увидит огромные изменения по сравнению с её нынешней моделью с ростом новых технологий и тенденций.