Мобильное обучение и byod что это
Что такое мобильное обучение и BYOD
Что такое мобильное обучение?
Какие вопросы возникают в связи с применением мобильного обучения?
Ни на один из этих вопросов нельзя дать однозначный ответ, и все решения должны приниматься с учетом каждой конкретной ситуации.
Мобильное обучение тесно связано с такими подходом, как BYOD (Bring Your Own Device, что переводится как «приносите собственное устройство»). Также существует аббревиатура BYOT (Bring Your Own Technology). Некоторые считают эти термины взаимозаменяемыми, другие используют BYOD в случаях, когда учащиеся приносят одно из устройств из списка, составленного учебным заведением, и BYOT в случаях, когда нет ограничений относительно того, какие устройства учащиеся могут использовать.
Важно, чтобы применение технологий не носило хаотичный и спонтанный характер, а основывалось на тщательно проработанной политике применения мобильных устройств. При этом необходимо обеспечить необходимую техподдержку и инфраструктуру, а также разработать методы оценивания эффективности подхода.
Хотя мобильные технологии становятся все более и более доступными, такие подходы могут быть реализованы далеко не всегда. Часто при внедрении мобильного обучения учебные заведения решают централизованно закупить все необходимое оборудование, и выдавать устройства учащимся в классе по мере необходимости (возможно, одно устройство для пары или группы). Некоторые заведения предпочитают гибридный вариант, когда учащиеся могут приносить на занятия свои собственные устройства, но при этом имеют возможность использовать те, что закупила школа. Многие учителя отмечают, что в таких случаях учащиеся предпочитают пользоваться собственными устройствами (даже если то, что предлагает школа современнее и лучше), и в силу того, что они привычнее, и в просто потому, что им нравится ощущение собственности.
Какие преимущества дает нам мобильное обучение?
Есть ли необходимость использовать мобильное обучение?
Мобильное обучение
Актуальность мобильного обучения продиктована стремительностью мира вокруг нас. Покупка смартфона сейчас доступна даже в не очень обеспеченной семье. Как сообщала группа “М.Видео-Эльдорадо” в отчёте за 2019 год, смартфоны – самый популярный товар в телеком-продукции, а в этом году по сравнению с прошлым на 40% больше россиян стали покупать телефоны дороже 50 тыс. руб. Один из аргументов недешёвого приобретения – мобильное дистанционное обучение.
Что такое мобильное обучение?
Мобильное обучение (m learning) – это вид дистанционной учёбы с помощью любого мобильного устройства. Научное обоснование этому методу было подготовлено в 2005 году Рафаэлем Баллагасом и его коллективом, которые первыми описали принцип работы Bring Your Own Device (BYOD): работник прибегает к помощи собственных девайсов для получения доступа к электронным материалам работодателя.
Мобильное обучение как понятие пять лет назад использовалось в рекомендациях ЮНЕСКО. По мнению экспертов специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, мобильные технологии делают образование доступнее и масштабнее: возможность обучения появляется у всех.
Практический кейс. Nokia Life
Не только благотворительные, но и коммерческие структуры занимались просвещением, например, через СМС, как в случае с компанией Nokia. Благодаря проекту Nokia Life, который появился в 2009 году, более 90 млн гражданам Нигерии, Индии, Индонезии и Китая стали доступны материалы на 18 языках об образовании, сельском хозяйстве, охране здоровья и предпринимательстве. Созданный с участием 90 организаций-партнёров проект экспертно прояснял вопросы воспитания детей, профилактики и лечения СПИДа и ВИЧ, давал рекомендации женщинам, которые хотели начать работать и открыть свои бизнесы, рассказывали о правильной гигиене в течение беременности. Студенты вузов готовились к экзаменам, фермеры учились новым практикам улучшения урожайности и получали ликбез по теории справедливой цены.
Мобильное обучение подразумевает, что у обучающегося есть доступ к устройству и к Всемирной сети. Желательно, чтобы не было необходимости постоянно быть подключённым к Интернету и чтобы контент был адаптирован под все возможные виды устройств.
Мобильное обучение персонала – идеальный вариант для работодателя, потому что отодвигает процесс получения знаний в личное пространство сотрудника.
Платформа мобильного обучения – растущий бизнес в России: всё больше на рынке появляется различных LMS, причём после начала пандемии весной 2020 года клиентами становятся не только коммерческие организации, но и школы с вузами.
Возможности мобильного обучения
Практический кейс. ЮНЕСКО
Благодаря мобильной связи были улучшены результаты участников традиционного аудиторного курса: 250 девочек подросткового возраста из отдаленных районов Пакистана получали удалённую поддержку после прохождения курса. Мы говорим о ситуации, когда у людей нет компьютеров и стационарного телефона, но есть дешёвый мобильный. На него подростки получали СМС с напоминанием о необходимости выполнить домашнее задание, прочитать какой-то параграф в учебнике. До этого проекта “пятерку” на экзамене получали 28% девочек, а с использованием мобильных технологий этот показатель поднялся до 60%. По данным ЮНЕСКО, в Пакистане среди женщин уровень грамотности находится на уровне 40%, а среди мужчин – 69%.
Мобильное обучение в России
По Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) России, мобильное обучение – часть подхода непрерывного образования, и образовательная система должна давать ученикам навыки работы с информацией и взаимодействия с людьми, что ведёт к необходимости внедрения гибкого обучения и IT-технологий. Эти стандарты применимы и к корпоративному образованию.
Организация мобильного обучения – процесс, схожий с настройкой смешанного обучения. С одной стороны, ожидается, что сотрудник контролирует свою траекторию развития: выбирает время, место и скорость обучения. С другой стороны, в процесс встраивается онлайн-общение с коллегами, руководителем или тренером.
Системы мобильного обучения призваны решить как минимум две трудности: организовать процесс обучения и сделать курс удобным для ученика и преподавателя. При этом мобильное обучение компании в любом случае будет зависеть от бюджета на мотивацию персонала и компетенций сотрудников, которые занимаются выбором LMS и внедрением корпоративных программ.
Интерактивное мобильное обучение
Оно зависит от творческого уровня авторов курсов и от технических возможностей выбранной LMS. Привычными стали видеокурсы, игровые тренажеры и даже шлемы виртуальной реальности. Пока не появится каких-то прорывных новых технологий, будут всё больше распространяться имеющиеся форматы. Когда государственные компании в России начнут максимально использовать искусственную реальность в промышленных корпоративных проектах, можно будет смело говорить о новом витке развития.
Не так распространены на данном этапе следующие варианты подачи курса и взаимодействия с его аудиторией:
Практический кейс. ЮАР и Камбоджа
В Южной Африке проект “Рассказы мобильного телефона” (Yoza Cellphone Stories) в 2009 году пристрастил подростков к чтению. Для доступа к небольшим рассказам и их комментированию можно было использовать дешёвые мобильники. В ситуации, когда только 7% школ имеют библиотеки, подобный интерактивный подход сформировал новые сообщества.
В Камбодже в 2013 году проект “Розовый телефон” (Pink Phone) стал прорывом благодаря простому обмену мыслями в рамках одного курса для руководителей в массовом открытом онлайн-курсе (Massive Open Online Course, MOOC). Женщины через мобильные технологии помогали друг другу решать реальные задачи из своей невиртуальной практики.
Эксперты ЮНЕСКО проанализировали, как мобильные технологии влияют на образовательный процесс в школах. Оказалось, что если решение механических и рутинных задач запоминания материала перевести в область самостоятельной работы, у учащихся появляются время и желание обсуждать предмет, делиться своей интерпретацией приобретенных знаний и отрабатывать навыки сотрудничества. Все те же механизмы работают во взрослых коллективах, а значит, работодатели при использовании мобильных подходов получают более самостоятельных и креативных сотрудников.
Как можно использовать BYOD в школе
Кажется, прошло не так много времени с 2005 года, когда появилась работа Рафаэля Баллагаса BYOD: Bring Your Own Device, где прозвучал впервые этот термин. Переводится он совершенно просто «принеси с собой своё устройство» и означает ни больше, ни меньше как возможность пользоваться своими гаджетами в официальных организациях. О чём речь? О том, что в мобильную эпоху у людей появились универсальные устройства с набором мощных приложений, которые могут использоваться во всех сферах жизни: дома, на работе, во время учёбы. Нельзя сказать, что использование BYOD в образовании движется семимильными шагами, но эту тенденцию уже сложно не брать в расчёт, когда речь идёт о школьном интерактиве.
Современные дети мало отличаются от своих родителей в вопросе компьютерной компетентности и зачастую имеют самые последние новинки из мира технологий. Но пока эти устройства под запретом в школе или колледже, они будут сильнее манить обучающихся и отвлекать их от работы. Пожалуй, это один из самых интересных и интригующих аспектов концепции – перевернуть представление обучающихся о потенциале их электронных устройств и дать возможность пользоваться в школе или колледже тем, на что долгое время накладывалось табу.
Безусловно, такой подход как минимум вносит в обучение эффект новизны и привлекает внимание подростка. Но чтобы удержать это внимание, нужно чётко продумать, какие приложения лучше выбрать для совместной работе в классе. Например, учитель Керри Галаахер, которая решила провести целый учебный год «без бумаги», использовала в своей практике облачное хранилище Google Drive, мультимедийные приложения Animoto, Educreations, Videolicious, приложения для заметок Evernote и Skitch, Backchannel для общения с учениками вне уроков, электронную платформу для публичных высказываний Padlet и другие.
Это совсем не полный список приложений, которые могли бы пригодиться в обучение. Но суть не в этом. Главное, понимать, что использование идеи BYOD позволяет ученикам работать онлайн и в короткие сроки получать обработанные результаты, проходить опросы, не тратить время на работу с разными методическими материалами, создавать собственные закладки, входить в личный кабинет без логина и пароля и т.д. Кроме увлекательности, здесь есть ещё один важный аспект – экономия времени, которое теперь не нужно тратить на лишние действия, как, например, открыть дневник, найти страницу в учебнике, перерисовать график или записать цитату. Это может показаться мелочью, но в классе на эти суетливые шаги обычно уходит от 5-ти до 15-ти минут. С BYOD это время можно потратить на более важные вещи – дискуссии, личные консультации, совместную работу.
Впрочем, достоинства такой системы очевидны. Но у концепции BYOD есть и существенные недостатки. Точнее, проблемы с использованием её в процессе обучения. Конечно, первая мысль, которая приходит на ум: «А если не у всех детей есть электронные устройства, которыми они могли бы пользоваться?». И это действительно так – планшеты и смартфоны есть далеко не у всех. Но они есть у многих. А это уже повод не отмахиваться от идеи, а думать над вариантами решения проблемы её использования. Ведь в сравнении с той же программой «1+1», цель которой обеспечить каждого ученика ноутбуком, что вряд ли возможно реализовать без поддержки государства, с BYOD больше шансов добиться идеального результата – чтобы электронные устройства были у большинства учеников.
Не так давно портал Educatorstechnology опубликовал инфографику, в которой на основе обширного изучения литературы отразил особенности использования BYOD, недостатки этой идеи и возможные варианты решения возникающих трудностей. В качестве таких вариантов предлагается договариваться с поставщиками о покупке устройств по сниженным ценам, брать кредит или пользоваться арендой с возможностью дальнейшей покупки.
Почему бы нет? Но эти решения будут работать там, где школы или отдельные учителя уже обратили внимание на концепцию BYOD. Возможно, стоит хотя бы начать, а проблемы оставить на момент их появления.
Ведь, по данным организации Cisco, которая занимается популяризацией идеи BYOD и обеспечением учебных учреждений необходимым оборудованием, цена книги для планшета составляет 40-60% от стоимости обычной напечатанной книги. Если учесть при этом те траты на канцелярию, которые совершает ежегодно семья каждого российского студента или ученика, мысль о том, что проще купить ребёнку планшет, чем 10 учебников и кучу бумаги, уже не кажется мифической.
Использование технологии BYOD в учебном процессе
Использование технологии BYOD в учебном процессе
В практику школьной жизни постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. У учеников, даже первого класса, есть мобильные телефоны. Почти все старшеклассники имеют смартфоны, электронные книги и планшеты. Ученики приносят в школу все больше мобильных устройств, причем используют они их не только для развлечения (игр и общения в соцсетях), но и для работы на уроках, и для подготовки домашних заданий.
В такой ситуации естественным для педагога действием является использование некоторых возможностей мобильных устройств школьников для организации работы на уроке и сознательное включение мобильных устройств учеников в образовательный процесс. Таким образом становится понятным, что технология BYOD (Bring your own device [1]), когда учащиеся приносят свои мобильные устройства и с помощью них происходит какая-то запланированная работа в учебной деятельности, является одной из актуальных в ИКТ-технологий в образовательном процессе.
Смартфон имеет разъём для сим-карты (сим-карта может быть и в планшете, если вы используете подобную модель), что обеспечивает возможность звонков, а также пользование мобильным Интернетом GPRS.
Большинство существующих смартфонов и планшетов имеют минимальный базовый функционал (не требующий установки дополнительного программного обеспечения), который можно использовать фактически на всех устройствах подобного класса, что облегчает планирование образовательной деятельности с использованием данных устройств. Базовый набор функций смартфонов и планшетов включает в себя возможность съемки фотографий и видео, обработки текстов; работу с браузером и просмотр сайтов (как правило, мобильных версий); установленные приложения для общения в соцсетях; карты (с возможностью определять по ним свое местоположение).
Плюсы и минусы технологии BYOD
5. В условиях модели BYOD учитель не навязывает какой-либо конкретный инструмент для решения учебных задач. Каждый обучающийся выбирает удобное для себя устройство, сетевой сервис. Назовем это «свобода выбора».
5. Для учителя возникает ряд сложностей при планировании урока, если он не знает технических характеристик личных мобильных устройств обучающихся.
6. Модель BYOD позволяет оперативно работать с информацией и представлять результаты работы.
6. Использование ручки и бумаги для решения учебных задач не требует дополнительных условий. Например, никакой роли не играет энергообеспечение.
7. Особое значение имеет модель BYOD при построении индивидуальных образовательных траекторий.
7. Не все личные мобильные устройства поддерживают работу необходимых сервисов или требуют дополнительной настройки.
8. Использование цифровых носителей информации, а не бумажных изданий учебных пособий, позволяет сэкономить не только средства, но и способствует охране окружающей среды. Так мы сбережем зеленые легкие планеты – леса.
8. Успешность урока с использованием модели BYOD зависит и от внешних факторов. Например, от качества работы провайдера, обеспечивающего доступ в Интернет.
9. Снижаются расходы на канцелярские товары, расходные материалы. Мелочь, а приятно!
9. Выполнение учебных заданий в условиях модели BYOD может свестись к копированию информации из сетевых источников информации и приведет к нарушению закона об авторских правах. Наши дети не умеют еще правильно пользоваться плодами чужих трудов.
Вывод: Модель BYOD имеет практически столько же «плюсов», сколько и «минусов». Технология перспективна, успешность её реализации зависит от готовности участников учебно-воспитательного процесса. Использование модели BYOD зависит не только от желания учителя, но и готовности как учителя, так и обучающихся, их родителей к использованию личных мобильных устройств в образовательных целях. От учителя требуется высокий уровень информационной культуры, знание технических характеристик мобильных устройств, программного обеспечения и сетевых сервисов.
Как модель BYOD (Bring you own device)
изменила учебный процесс?
1. В условиях модели BYOD учитель не навязывает какой-либо конкретный инструмент для решения учебных задач. Каждый обучающийся выбирает удобное для себя устройство, сетевой сервис.
2. Модель BYOD позволяет оперативно работать с информацией и представлять результаты работы.
3. Выполнение заданий on-line индивидуально или в группе обеспечивает оперативность обработки результатов, экономичность во времени, открытый доступ к результатам.
4. Разнообразие информационных ресурсов в сети Интернет способствует углублённому изучению творчества писателей.
5. Появляется возможность осуществить дифференцированный подход и варьировать учебный материал для учащихся с разными уровнями мотивации и владения учебным предметом.
6. Развивается информационная культура обучающихся.
Исходя из полученного опыта, были видны преимущества модели BYOD перед использованием школьной техники.
Во-первых, при использовании данной модели школе не нужно закупать технику дополнительно. Родители сами обеспечивают своего ребенка техническими средствами обучения. Просто отлично для школьного бюджета!
Во-вторых, работать с устройством можно не только в школе, но и вне стен классной комнаты. Можно заниматься исследовательской и проектной деятельностью всюду.
В-третьих, ученик может загрузить необходимые именно ему справочные материалы, создать закладки, сохранить текстовые материалы и т.д.
В-четвёртых, использование некоторых сетевых сервисов требует регистрации. Модель BYOD дает возможность пользователю сохранять логин и пароль на своем устройстве и не вводить его при каждом входе.
Наличие у обучающихся определенного опыта работы с сетевыми ресурсами позволило изменить отношение к информационным технологиям. Наши ученики на сегодняшний день воспринимают гаджеты как инструменты, необходимые в учебном процессе.
Основные проблемы, возникающие у учителя при работе в технологии BYOD и пути их решения
Ввести ограничения по времени для работы с устройствами (10-15 минут).
Спланировать задания так, что учащиеся будут работать с мобильным устройством через некоторые промежутки времени. Проводить Физкультминутки для зрения.
Не у всех детей есть смартфоны и планшеты. Не все родители согласны с такой технологией работы
Целесообразно продумывать командный вариант работы, чтоб каждый мог что-то сделать на мобильном устройстве.
Родители, как правило, заинтересованы в том, чтоб ребенок с умом использовал мобильные устройства. На родительском собрании нужно обсудить эту тему.
Возможность ученикам при работе с устройством учиться, а развлекаться.
Организовать работу таким образом, чтоб у учеников не было времени на отвлечение. Такой же эффект дает командная работа.
Планирование образовательной деятельности таким образом, чтоб использование BYOD было не только уместным, но и необходимым
Учитель при планировании работы должен ответить на вопрос: возможно ли иной путь достижения его педагогических целей?
Есть ли более эффективные и простые в использовании средства? Только оправданное использование BYOD будет иметь максимальный эффект.
Работа в технологии 1:1 имеет свои особенности, включая организацию сетевого и реального взаимодействия в классе
Если ученики имеют опыт сетевого взаимодействия до использования модели BYOD, можно включать ее отдельные компоненты (например, работу с текстовыми документами Google или коммуникацию через соцсети). Так же можно объединить учеников в команды.
Сложность планирования работы «вне стен классной комнаты» или вообще вне школы.
Нужно четко ставить образовательные цели и проанализировать тематическое планирование на год, чтоб наметить темы, в рамках которых возможна работа вне стен классной комнаты и экскурсионная работа. Даже 1 такой урок в полгода надолго запомнится ученикам, если он будет эмоционален и хорошо подготовлен.
Возможность работы мобильного Интернета в школе.
Покупка wi-fi роутера на класс и работа его от «проводного» Интернета. Современные ноутбуки (последних 2-х годов выпуска) сами могут быть точками доступа wi-fi.
Контент-фильтрация (или осуществление функции «родительский контроль»)
Контент-фильтрация (или осуществление функции «родительский контроль») Может быть реализована централизована через школьный wi-fi.
На iPad и Windows Phone есть возможность установки родительского контроля. Для Андроида можно установить приложение Kidread http:// kidread.com
Одновременная зарядка устройств
В классе нужен удлинитель и универсальное зарядное устройство для подключения к розетке.
Портативное зарядное устройство для телефонов.
Передача информации с мобильного устройства на другие мобильные устройства и на стационарные компьютеры (ноутбуки) для дальнейшей работы с ней
Возможные варианты: Google + (автоматическая загрузка фотографий), отправка через VK, отправка через электронную почту.
Общее управление устройствами и контентом на них (при одновременной работе в классе и не только)
Программа Nearpod (http://nearpod.com/), установленная на компьютер учителя, а так же на устройства учащихся.
Фактом является то, что ученики с большим энтузиазмом поддерживают предложения использовать личное мобильное устройство для обучения. Использование возможностей современных девайсов позволяет привнести в учебный процесс новые краски, которые позволяют сделать его более увлекательным и ярким.
Приживётся ли модель BYOD в школе? Все зависит от учителя, который может практически показать преимущества модели и убедить обучающихся, их родителей в пользе использования личных мобильных устройств в учебно-воспитательном процессе.
Что такое BYOD? Модели BYOD
BYOD (Bring Your Own Device) — это IT-политика, которая позволяет и даже поощряет использование собственных устройств для выполнения рабочих задач. Сегодня многие крупные производители создают полноценные сервисы для работы именно в BYOD-режиме, поэтому можно говорить о том, что концепция уже обрела и свой рынок.
Например, производители оборудования для ВКС, в том числе, Yealink, адаптируют свои решения с учетом использования пользовательских ноутбуков при участии в видеоконференциях. Новинка этого сезона в сфере унифицированных коммуникаций, рабочая станция Yealink UC Workstation, поддерживает соединение сразу с несколькими устройствами (смартфон, ПК), позволяя управлять ими из одной точки. Мобильные и десктопные клиенты 3CX и Linkus становятся все более функциональными, фактически приближая возможности мобильных пользователей к функционалу полноформатной офисной коммуникационной системы.
Одним из влиятельных факторов развития рынка BYOD стала пандемия COVID-19, которая заставила отраслевых экспертов скорректировать свои прогнозы. Однако благодатная среда для такого значительного роста сложилась уже давно.
По утверждению Forbes, 60% миллениалов (сотрудники старше 40 лет) и более 50% сотрудников старше 30 лет считают, что их собственные устройства более эффективны и удобны, чем корпоративные. Эти возрастные группы высоко ценят гибкость рабочего режима — а BYOD предоставляет ее в полной мере.
Существующие модели в рамках концепции
BYOD придает бизнес-коммуникациям более неформальный, но и менее структурированный стиль, который, тем не менее, все больше распространяется в компаниях всего мира. Такой режим зачастую приводит к ненормированному рабочему дню, но, с точки зрения компании, позволяет, например, уменьшить площадь офиса и соответствующие затраты на аренду. Эта концепция стимулирует и другие, не такие очевидные, механизмы экономии, например, увеличение лояльности сотрудников к компании. Это приводит к снижению «текучки» кадров и затрат на HR — от поиска новых работников до их адаптации на рабочих местах.
В информационном поле регулярно появляются различные аббревиатуры, отражающие весь спектр устройств, используемых в рамках концепции BYOD, и решаемых с ее помощью задач:
BYOT — Bring Your Own Technology;
BYOP — Bring Your Own Phone;
BYOPC — Bring Your Own Personal Computer;
BYOM — Bring Your Own Meeting и пр.
Эту тенденцию определяют три основных фактора:
Наибольшее распространение получили три основных модели включения BYOD в бизнес-процессы: собственно BYOD, CYOD и COPE. Рассмотрим их основные характеристики, преимущества и недостатки.
BYOD (Bring Your Own Device)
В этой модели сотрудники используют в работе свои собственные устройства. Это самый дешевый с точки зрения оборудования, но и самый небезопасный для компании-работодателя метод организации мобильных сотрудников. Если компания вынуждена сокращать расходы, но может обеспечить внедрение надежных технологий безопасности на персональных устройствах, то BYOD — лучший вариант.
Как показали опросы, возможность пользоваться личными устройствами для выполнения рабочих задач способствует повышению продуктивности сотрудников. Они могут гибко планировать свою работу без привязки ко времени или пространству, всегда доступны по одному номеру и могут пользоваться предпочтительными, зачастую более производительными и модными устройствами.
Однако руководству компании придется решить множество вопросов:
С другой стороны, пользовательские устройства могут не соответствовать современным требованиям к производительности. Это неизбежно приведет к уменьшению эффективности выполнения рабочих задач, а также может значительно увеличить расходы на управление «разношерстной» инфраструктурой.
Наконец, далеко не всегда пользовательские системы отвечают требованиям безопасности для терминальных устройств. С этой точки зрения, системы, изначально спроектированные, как коммерческие, уже на старте получают целый ряд встроенных решений безопасности, которые, что важно, не могут быть добавлены к устройству уже в процессе эксплуатации (системы защиты BIOS, сканеры элементов биометрии, совместимость с Windows Hello и пр.).
СYOD (Сhoose Your Own Device)
CYOD — это согласованная с сотрудником закупка устройств из ограниченного списка, определенного работодателем, согласно его рабочим задачам и требованиям. Как правило, такое устройство уже подключено к определенному провайдеру услуг связи и имеет предустановленные программы. При этом (по согласованию с работодателем) такие устройства могут использоваться сотрудником и в личных целях.
Используя CYOD, компания стандартизирует парк устройств, параметры которых будут отвечать требованиям безопасности. Это позволяет работодателю достаточно эффективно управлять затратами на их обслуживание и техническую поддержку. При этом компании приходится нести расходы на приобретение оборудования для сотрудников. Кроме того, необходимо оговорить с сотрудником перечень разрешенных программ и приложений, а также установить границы для личного использования (границы рабочего времени, финансовые риски).
СOPE (Corporate-Owned, Personally Enabled)
COPE — максимально безопасный для компании метод. Как и в случае с CYOD, компания предоставляет сотруднику смартфон, планшет или ноутбук с разрешением на использование этого устройства в личных целях. При этом работодатель несет все расходы по приобретению оборудования, однако затраты на его базовое техническое обслуживание отсутствуют, так как сотрудник — до определенной степени — самостоятельно отвечает за его настройку и текущую техподдержку.
Таким образом, концепция COPE может применяться только в том случае, если пользователь обладает достаточными знаниями и навыками обращения с устройствами, операционными системами и их сервисным обслуживанием. При этом, выбирая эту модель, необходимо сразу определить ответственность сотрудника за убытки (прямые или косвенные) в результате неудачных технических манипуляций.
ИТ-служба компании может предварительно установить на устройстве необходимые MDM-приложения (Mobile Device Management) для обеспечения безопасности конфиденциальных данных. Это предоставляет больше возможностей для контроля рисков, т. к. позволяет отслеживать, какие именно приложения используются сотрудниками. Если сотрудники практикуют небезопасное поведение или теряют устройство, его всегда можно удаленно выключить и уничтожить данные.
В то же время, если сотрудникам недостаточно личного пространства на СOPE-устройствах, они могут вернуться к более активному использованию персональных устройств, что опять приведет к проблемам с безопасностью.
Существуют и другие варианты взаимодействия между сотрудником и работодателем, но все они, так или иначе, могут считаться вариантами трех основных моделей, например: