Мобильность населения что это

Что означает социальная мобильность в обществознании и что это?

Содержание:

Социальная мобильность — это в обществознании процесс перемещения членов общества или отдельных граждан между социальными ступенями, изменение социального статуса индивидов с течением времени на базе жизненных перемен, саморазвития и совершенствования собственных навыков. Различают высокую и низкую социальную мобильность. Для традиционного общества характерен низкий, ограниченный показатель. Это объясняется тем, что индивид или группа лиц соблюдают наследственные традиции, сохраняют приверженность наследственности, кастовой принадлежности. Переход, изменение общественного положения считается практически невозможным.

Социальная мобильность – это основа в индустриальном обществе. Здесь положение гражданина в обществе регламентируется его талантами, знаниями и стараниями. Сюда относится работа, способность восходить к успехам, образование, опыт, предпринимательские способности. Социальная мобильность измеряется несколькими показателями:

Что такое социальная мобильность

Соц. мобильность характеризует динамичность экономически активного населения. Все члены социума двигаются по мобильным каналам. Они перемещаются между социальными группами по следующим критериям:

В последнее время теория стала выделять еще один социальный фактор мобильности – маргинальность. Понятие означает нахождение члена общества в промежуточном, неопределенном состоянии. Маргиналами называют индивидов, которые не входят в стандартизированную социальную систему. Они пребывают на границе общественного класса или структуры. Яркий пример – безработные люди, склонные к вредным привычкам, криминальные личности, граждане, не имеющие определенного места жительства. Попадая в группу маргиналов, человек сталкивается с психическими проблемами, личностным кризисом, он теряет свою социальную идентичность. В результате индивид становится агрессивным, противопоставляет себя окружающему миру, нарушает законы.

Горизонтальная и вертикальная мобильность

Мобильность – это движение, динамичное изменение статуса человека. В обществознании рассматривается горизонтальная мобильность и вертикальная мобильность. Эти два понятия обладают различными значениями. Например, вертикальная социальная мобильность характеризует перемещение индивида по социальной лестнице в сторону повышения или понижения. Например, вертикальный тип изменения положения — это повышение менеджера до управляющего, или понижение начальника отдела до заместителя начальника. Вертикальная соц. мобильность – это понятие, которое может быть реализовано двумя способами:

Горизонтальная социальная мобильность – движение человека в одном социальном уровне. Сюда можно отнести географическую миграцию, изменение места работы с сохранением должности и размеров заработной платы. Например, горизонтальная мобильность – это переход сотрудника в другую компанию на идентичную должность. При этом размер зарплаты остается прежним, как и спектр обязанностей. Горизонтальный тип мобильности может быть представлен миграцией. Люди переезжают между регионами, городами, странами в поисках высокооплачиваемой работы, социальной защиты, политической стабильности.

Мобильность населения что это. Смотреть фото Мобильность населения что это. Смотреть картинку Мобильность населения что это. Картинка про Мобильность населения что это. Фото Мобильность населения что это

Социальная мобильность – виды

В обществознании различают несколько типов социальной подвижности индивидов:

Социальная мобильность также может быть организованной или структурной. При организованной форме человек или группа людей меняет статус под управлением государства. Это может осуществляться по согласию граждан или без такового. Структурные перемены вызваны определенными экономическими обстоятельствами. Они происходят по причине, не зависящей от граждан. Например, на заводе обновили производственные линии, система прошла автоматизацию, операторы ленты более не требуются, их сокращают.

Существует другая классификация разновидностей мобильности общества. Выделяют четыре типа подвижности:

Примеры социальной мобильности

Одно из основных мест развития социальной мобильности – это подсистемы: университеты, школы, колледжи, техникумы. Задача ученика – изучение заданной программы. В случае успешной сдачи зачетов, контрольных работ, он переходит в следующий класс. В дальнейшем школьник поступает в институт, заканчивает поочередно каждый курс, защищает диплом, получает профессию.

Если ученика выгоняют со школы, это нисходящая мобильность. Поступление в вуз – восходящая мобильность. Другой пример – сотрудник компании долгое время откладывает деньги на открытие собственного дела. Собрав нужную сумму, он увольняется с работы, начинает заниматься бизнесом. Повышается его уровень дохода, меняется социальный статус. Неожиданный кризис отрицательно сказывается на бизнесе, предприниматель вынужден закрыть свое дело, он снова возвращается к статусу работника по найму. Сначала мы видим пример восходящей мобильности, затем нисходящего движения.

Источник

Социальная мобильность населения. Виды. Примеры.

Определение социальной мобильности населения очень простое – это возможность изменения своего положения в обществе, которая наличествует или отсутствует у каждого конкретного человека. За примерами социальной мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной, далеко ходить не надо, достаточно оглянуться вокруг. Пространственная мобильность населения является, можно сказать её подвидом, только в данном случае речь пойдёт не о смене статуса и положения в обществе, а о физическом перемещении в пространстве. Но обо всём по порядку!

Горизонтальная социальная мобильность

Чтобы иметь верные суждения о социальной мобильности, надо для начала разобраться с двумя её основными видами. Первым является горизонтальная мобильность, которая означает смену положения в обществе, сопряжённую с переходом в другую социальную группу, находящуюся на том же уровне, а не выше или ниже. Примеры обоих видов будут приведены чуть ниже.

Вертикальная социальная мобильность

Это возможность смены статуса и положения в обществе путём перехода в другую социальную группу, находящуюся на другом уровне, причём неважно, будет ли новый статус выше или ниже того, что был изначально. В любом случае имеет место вертикальное движение в обществе, а не горизонтальное.

Примеры социальной мобильности населения

Горизонтальная социальная мобильность

Менеджер Василий, работающий в техподдержке местного провайдера интернета, решает сменить работу. Он покидает свою компанию и устраивается в другую, но там он получает примерно такую же должность и примерно такую же зарплату. Возможно, при этом он получает определённые преимущества – например, новое место работы находится ближе к его дому. А может быть и так, что ему пришлось уволиться из-за конфликта с начальником, и новое место работы в чём-то хуже прежнего. В таком случае вместо преимуществ в итоге Василий имеет недостатки, но и то, и то является примером горизонтальной социальной мобильности населения. В положении Василия ничего кардинальным образом не изменилось – он не стал безработным, но и повышения не получил, и его статус в целом остался прежним.

Вертикальная социальная мобильность

Вышеупомянутый Василий усердно работал, что не прошло незамеченным – его способности и энтузиазм заметили наверху, и предложили ему повышение. Из рядового сотрудника Василий превратился в начальника отдела, заняв новое, более высокое положение в офисной иерархии. Это пример вертикальной социальной мобильности населения. Но движение может быть и отрицательным – предположим, Василия уволили за некомпетентность, и он не сумел найти новую работу того же уровня. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он устроился дворником (неважно, временно или постоянно), и ему пришлось продать машину, так как он оказался не в состоянии выплачивать кредит за неё.

Теперь Василий ездит на работу на автобусе и работает дворником. Произошёл акт социальной мобильности населения, только не вверх, а вниз. Но не исключено, что в будущем ситуация изменится, дела Василия наладятся, он найдёт новую достойную работу и снова перейдёт в более высокую социальную группу. Но это возможно только в современном обществе европейского типа. В Индии, например, общество малоподвижно, так как из-за кастовой системы сменить социальную группу на более высокую шансов там практически нет.

Пространственная мобильность населения

Это способность (возможность) людей не только переходить в другую социальную группу, но и переместиться географически. Пример: менеджеру Василию предложили занять руководящую должность, но в другом филиале компании, расположенном в другом городе, или он сам захотел переехать по каким-то причинам – например, он решил, что в Санкт-Петербурге ему не подходит климат, и решил перебраться в Сочи. В любом случае пространственная мобильность населения имеет место быть, если, конечно, у Василия нет бюрократических, финансовых или иных препятствий к переезду.

Обратный пример: в Российской империи крепостные крестьяне были фактически прикреплены к земле, и не могли удаляться от неё дальше, чем на определённое расстояние, не имея на то особого разрешения своего помещика. А после Октябрьской революции в СССР у колхозников паспорта появились далеко не сразу, что тоже ограничивало возможность пространственной мобильности населения.

В современном мире есть несколько стран, в которых она вообще практически отсутствует. Это Туркменистан и КНДР (Северная Корея), в которых государство контролирует жизнь своих граждан вплоть до таких мелочей, как возможность поехать из одного города в другой. А в консервативном традиционном обществе (например, в некоторых странах Востока) в пространственной мобильности ограничены лишь определённые социальные группы. В Саудовской Аравии, например, женщины не могут покидать страну без сопровождения или официального разрешения от мужа, отца или иного опекуна, что мировым сообществом рассматривается, как дискриминация. Впрочем, это уже совсем другая история.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 5 / 5. Количество оценок: 7

Источник

Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России

Мобильность населения что это. Смотреть фото Мобильность населения что это. Смотреть картинку Мобильность населения что это. Картинка про Мобильность населения что это. Фото Мобильность населения что это

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 17.06.2018

Статья просмотрена: 1554 раза

Библиографическое описание:

Сибирко, И. В. Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России / И. В. Сибирко, Е. А. Степушина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/296/14378/ (дата обращения: 21.12.2021).

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспортной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Ключевые слова: мобильность населения, доступность транспортных услуг, транспортная политика государства, качество жизни населения России.

Главным социальным приоритетом инвестиционного развития транспортного комплекса, как это определено в Транспортной стратегии Российской Федерации [1] является: мобильность населения и доступность транспортных услуг; снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта; снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды.

Доступность и качество транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами повышает мобильность, качество и уровень жизни населения России. Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности создание доступной транспортной среды для граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций, а также обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость. Прежде всего, в рамках данной цели предполагается обеспечить перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах, включая обеспечение их ценовой доступности, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Дальнего Востока, Забайкалья и в Калининградской области.

Реализация инновационного сценария развития страны, как отмечают специалисты [4; 6], требует от транспортной отрасли создания комплекса инфраструктурных условий для устойчивого повышения мобильности населения. Это направление транспортной политики предусматривает: создание и развитие систем скоростного и высокоскоростного движения в стране; развитие сети автомобильных дорог; государственную поддержку развития региональных авиаперевозок, а также развития аэропортов, перспективных с точки зрения реализации хабовых технологий; приоритетное развитие транспорта общего пользования в городских агломерациях (преимущественно рельсового).

Повышение мобильности населения будет обеспечено за счет приоритетного комплексного развития всех систем общественного транспорта. Это касается развития инфраструктуры и систем общественного транспорта в городах и городских агломерациях, а также на транспортных направлениях, связывающих между собой. За счет развития инфраструктуры и систем управления движением общественного транспорта в городских агломерациях будет снижено время ежедневных регулярных поездок маятниковой миграции населения. За счет развития скоростного транспорта, а также совершенствования структуры маршрутов других видов общественного транспорта, подвозящих доставить пассажиров к скоростным осям транспортных коммуникаций, будет увеличен радиус агломерационной транспортной доступности, то есть, расширена область эффективной социально-экономической активности вокруг городов.

Создание систем скоростного и высокоскоростного движения обеспечит повышение уровня взаимной транспортной доступности крупных социально-экономических центров страны. Приоритетное развитие систем транспорта общего пользования предусматривает повышение конкурентоспособности, доступности и качества перевозок пассажиров до уровня развитых стран. С этой целью должен быть сформирован эффективный рынок конкурентоспособных доступных и качественных транспортных услуг, обеспечивающий устойчивую работу и сбалансированное развитие предприятий всех видов пассажирского транспорта, стабильное повышение доступности и качества осуществляемых ими пассажирских перевозок.

Важнейшим направлением транспортной политики в области пассажирских перевозок является формирование и реализация социальных транспортных стандартов доступности и качества транспортных услуг для населения. Транспортная политика предусматривает выполнение транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем по прогрессивной шкале с постепенным устойчивым повышением доступности и качества транспортных услуг для населения. Особое внимание будет уделено созданию доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом предусматривается целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, или пользователей транспортных услуг.

Решение задачи разработки и реализации социальных транспортных стандартов предусматривает: разработка финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов; разработка и выполнение программы реализации социальных транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем в соответствии с программой их развития по прогрессивной шкале; создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; модернизация парков подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан; создание связей между городскими агломерациями с использованием автомобильного и железнодорожного скоростного и высокоскоростного транспорта; повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности, в том числе в сфере авиации общего назначения).

Государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Должны быть обеспечены разработка и выполнение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов на всей территории страны. При этом указанные минимальные стандарты должны предусматривать прогрессивную шкалу с учетом постепенного улучшения условий транспортного обслуживания населения.

Важное место в транспортной политике займет также системное регулирование процесса автомобилизации страны. Это предполагает, прежде всего, разработку и приоритетное развитие систем пассажирских перевозок транспортом общего пользования с гарантированным временем и качеством перевозки. Такие системы должны обеспечить предоставление населению транспортных услуг-заменителей, более предпочтительных по сравнению с использованием личного автомобиля. Наряду с этим предполагается также разработка и применение экономических методов ограничения роста числа личных автомобилей в городах.

Предполагается развитие систем городского и пригородного пассажирского транспорта, в том числе местного значения (сельского). Важным направлением, как отмечают специалисты [5; 6], является развитие парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, повышение регулярности движения общественного транспорта, а также развитие систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров, расширение зон доступности для населения скоростных и высокоскоростных междугородних пассажирских перевозок.

Для решения задачи развития систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского) необходимы: проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение скорости движения транспорта общего пользования и снижение среднего времени транспортной доступности в городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте; повышение эргономической привлекательности (комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для населения; развитие технологий и организационных мер, направленных на повышение регулярности движения транспорта общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования; повышение доступности, качества и объема услуг, предоставляемых пассажирскими вокзалами; государственная поддержка разработки программ развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.

Решение данной задачи позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, особенно в крупных городских агломерациях, снизить продолжительность поездок, увеличить их предсказуемость по времени, повысить привлекательность пассажирского транспорта общего пользования для населения, улучшить транспортное обслуживание населения в межмуниципальном и внутрирайонном сообщении.

Источник

Что такое Социальная мобильность

Социальная мобильность — это ситуация, при которой у человека или группы людей меняется социальный статус. При этом человек может поменять свой социальный слой или остаться в том же слое и изменится лишь статус.

Социальный статус (или социальная позиция) — это положение в социуме, в обществе, которое занимает человек (индивид) или группа индивидов.

Социальный слой — деление людей на классы или группы. Процесс разделения общества на слои или страты (лат. stratum — слой, пласт) называется социальной стратификацией.

Виды социальной мобильности

Вертикальная и горизонтальная

При вертикальной человек меняет свой социальный слой. Вертикальная мобильность подразделяется на:

При горизонтальной мобильности не происходит изменение социального слоя, человек меняет только свою социальную группу. Примером может быть ситуация, когда человек меняет место жительства, т. е. переезжает в другой район или город. Или когда меняет место работы. Социальный статус при этом не меняется. В этом случае речь идёт о географической мобильности.

Если человек переезжает и к тому же меняется его социальный статус, такая ситуация называется географической миграцией.

Лифты социальной мобильности

Российский и американский социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин говорил о «лифтах», «лестницах» или «путях», с помощью которых люди перемещаются и меняют свой социальный статус и (или) социальный слой. Сорокин выделял 7 основных таких путей:

Социальная мобильность и образование

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, социальная мобильность детей зависит от образования и профессии родителей. Как правило, если в семье низкий уровень образования, то ребёнок, скорее всего, тоже не получит высшее образование.

Если родители заняты физическим трудом, то вероятность, что ребёнок займёт менеджерскую позицию, мала.

Что влияет на социальную мобильность?

Среди факторов, которые оказывают влияние на социальную мобильность, т. е. на число перемещений между социальными слоями или частоту изменений социального статуса, можно выделить следующие основные:

Экономический фактор

Экономическая ситуация в стране напрямую влияет на наличие рабочих мест и на востребованные профессии. Если экономике будут требоваться, например, высококвалифицированные специалисты, то это приведёт к тому, что люди будут стремиться занять вакантные должности. Социальная мобильность станет более активной.

Исторический фактор

Исторические события, такие как войны, революции, оказывают непосредственное влияние на мобильность. В такое время одни люди быстро поднимались по социальной лестнице, получая большую власть в свои руки или большие богатства. То есть происходила политическая и экономическая мобильность. Другие — теряли свой статус. Самые родовитые дворяне лишались своих накоплений и привилегий.

Мобильность также зависит от типа общества, который исторически присутствует в той или иной стране. Выделяют три типа общества: закрытый, открытый и промежуточный.

В закрытом обществе, как правило, статус присваивается человеку при рождении и его смена крайне затруднительна или невозможна. В открытом — люди активно перемещаются между социальными слоями и меняют свой статус на протяжении жизни.

В качестве примера промежуточного типа можно привести феодальное общество, в котором официально не разрешались перемещения между классами или сословиями, но всё же они происходили.

Демографический фактор

Прирост населения влияет на социальную мобильность. Если в стране прирост населения, то растёт и мобильность. Так как молодые люди более охотно меняют свой социальный слой или статус.

Взрослые люди чаще проявляют экономическую мобильность. Накопив денежные средства, они стремятся изменить условия своей жизни в лучшую сторону: переехать в более хороший район (географическая мобильность) или занять высокую должность (профессиональная мобильность).

Факт, что в низших классах более высокая рождаемость. Если в высших слоях ощущается нехватка людей, тот их места занимают люди, поднявшиеся по социальной лестнице, а не родившиеся представителями этого класса.

Миграционный

В странах с высокими показателями миграции, как правило, активная социальная мобильность. Мигранты создают конкуренцию местным жителям. Дешёвая рабочая сила создаёт переизбыток рабочих, из-за чего местным жителям приходится создавать конкурентные преимущества и двигаться вверх по социальной лестнице.

Место жительства

В городах больше возможностей для продвижения по карьерной лестнице, для изменения своего материального положения. Молодые люди стремятся переезжать в большие города в поисках таких возможностей. В этом случае можно говорить также о межпоколенной мобильности, когда дети достигают более высокого статуса по сравнению со статусом их родителей.

Национальность

Даже в многонациональном государстве предпочтение отдаётся именно той нации, численность которой превалирует в этом государстве. Люди такой национальности чаще занимают высокие должности и продвигаются по службе.

Уровень образования

Уровень образования может является конкурентным преимуществом вне зависимости от слоя, в котором человек был рождён. Люди с более высоким уровнем образования имеют больше шансов для продвижения. При этом они также могут создать конкуренцию выходцам из высших слоёв, которые не уделили должного внимания своему образованию, рассчитывая на свои привилегии или связи для получения работы, должности, звания.

То же самое верно по отношению к способностям человека, заложенным от рождения, или личностным качествам, которые он в себе выработал.

Социальная стратификация

Процесс разделения общества на слои или страты (лат. stratum — слой, пласт). Выделяют экономическую, политическую и профессиональную стратификацию.

Экономическая стратификация подразумевает деление общества на страты в зависимости от уровня дохода. Политическая — в зависимости от власти, которую имеет человек или группа людей, а также от возможности оказывать влияние на принятие политических решений. При профессиональной стратификации общество делится в зависимости от роли, выполняемой на работе: руководитель, подчинённый.

Маргинал

Людей, которые не относятся к какому-либо конкретному социальному слою или группе, называют маргиналами (от лат. marginalis – находящийся на краю). Это люди обычно с низким социальным статусом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *