Мобильные войска что это за войска
В Российской армии создаются мобильные войска
Как известно, 26 июня состоялась Коллегия Министерства обороны России, посвященная вопросам дальнейшего реформирования воздушно-десантных войск и других соединений, частей и подразделений постоянной готовности. Коллегия прошла под руководством министра обороны Сергея Иванова, а с основным докладом на ней выступил командующий ВДВ РФ генерал-полковник Георгий Шпак.
В частности, части ВДВ будут входить в группировку коалиционных войск стран-участниц Договора о коллективной безопасности на центрально-азиатском театре военных действий. Будут увеличены затраты на обучение курсантов-десантников, закупку парашютов и другого снаряжения.
По формируемым сейчас планам, в случае обострения обстановки в Центральной Азии, скажем, в Таджикистане, российские десантники должны помочь мотострелкам и пограничникам обеспечить стабильность в республике. Такие планы предусмотрены не только на центрально-азиатском театре военных действий, но и в других местах, где необходимо защитить интересы страны, – заявили в МО РФ.
Между тем официальные представители МО РФ опровергают сообщения средств массовой информации о возможной отправке в ближайшее время на таджикско-афганскую границу трехтысячного контингента десантников для отражения, если это случится, крупномасштабной агрессии против центрально-азиатских стран СНГ. Официальные представители штаба ВДВ поспешили заявить, что таких конкретных планов нет.
Однако они не отрицали, что воздушно-десантные войска, как резерв Верховного Главнокомандующего и как основа создающихся в настоящее время мобильных сил России, готовы к действиям в любой горячей точке РФ и СНГ. Таким образом ВДВ могут использоваться и в Таджикистане. Эта республика является участницей Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и имеет договоренности с Москвой, по которым официальному Душанбе может быть оказана военная помощь.
” Из этого не надо делать сенсацию, в последнее время много говорится о создании в ЦА системы региональной безопасности и формировании коалиционных группировок, которые будут ее обеспечивать. И здесь ВДВ просто незаменимы”, – заявили в Минобороны РФ. При этом было отмечено, что такое обеспечение подкреплено и юридически: в октябре минувшего года странами-участницами ДКБ было подписано два соглашения “О статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности” и “Об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной безопасности и мерах по формированию региональных систем коллективной безопасности”.
В Министерстве обороны РФ не отрицают тот факт, что действия десантников на таджикско-афганской границе и других регионах ЦА предусмотрены планом их боевого применения в случае чрезвычайной обстановки. Согласно этому плану, после прибытия в Таджикистан подразделения ВДВ должны быть переданы в оперативное подчинение 201-й мсд и принимать участие в прикрытии 11 направлений таджикско-афганской границы, охранять важные хозяйственные объекты республики (аэродромы, инженерные коммуникации и т.д.).
По сведениям из штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств СНГ, в настоящий момент государства – участницы ДКБ формируют совместные коллективные силы быстрого реагирования. В эти силы и должны войти российские ВДВ, а также аналогичные подразделения из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, и, возможно, из Армении и Белоруссии. Руководить десантниками в этом случае будет региональный штаб, который создается сейчас в Бишкеке.
Таким образом, задачи ВДВ формируются с учетом реальной геополитической обстановки на постсоветском пространстве. Поэтому эти войска меньше других будут сокращены (всего на 5,5 тыс. военнослужащих).
После сокращения, как и прежде, воздушно-десантные войска будут состоять из 4-х дивизий и одной бригады, а их общая численность составит 32 тыс. военнослужащих. Это приблизительно 4 процента от общей численности Российской армии. Заметим, что после радикального сокращения ВС РФ в 1997-1998 гг. удельный вес ВДВ в общей штатной численности Российской армии был только 2,5%. По официальным данным, нынешняя штатная численность ВДВ составляет 32,5 тыс. военнослужащих. Из них почти 15% – это миротворцы, действующие за пределами России. А треть от штата ВДВ задействована сейчас в контртеррористической операции в Чечне.
Как отметили в штабе воздушно-десантных войск, в ближайшие 2-3 года в ходе предстоящего реформирования ВДВ частично лишатся своих миротворческих функций и полностью переключатся на решение задач, связанных повышением их мобильности и готовности действовать в любой горячей точке РФ и ближнего зарубежья, где необходимо защищать интересы страны.
В оперативных целях российские десантники по-прежнему будут частично выполнять миротворческие функции в Абхазии и Боснии и Герцеговине.
В ходе очередной ротации российских миротворцев там с 17 июля начнется сокращение воинского контингента России на 250 человек. Дислоцированная в БиГ десантная бригада будет преобразована в 22-й отдельный парашютно-десантный полк. Сокращение числа российских миротворцев, по словам начальника пресс-службы ВДВ Николая Брагина, вызвано тем, что обстановка в Боснии и Герцеговине нормализуется, и поэтому объем задач, выполняемых десантниками, будет уменьшен.
Руководить всем процессом подготовки и контроля за миротворческими операциями будут теперь Сухопутные войска. В Главкомате Сухопутных войск сейчас создается специальное направление по миротворческим операциям. Раньше такое направление, как известно, было в Генеральном штабе ВС РФ.
Теперь оно ликвидируется, а курировать этот процесс будет Главком СВ – заместитель министра обороны генерал-полковник Николай Кормильцев. При этом должность заместителя командующего ВДВ по миротворческим операциям будет сокращена, вместо нее в Главкомате СВ вводится аналогичная должность – заместитель Главокома СВ по миротворческим операциям.
Таким образом, реформирование Российской армии идет динамично и по вполне определенным закономерностям. Генштаб лишается некоторых своих функций, сосредотачиваясь на оперативном планировании и взаимодействии с другими силовыми структурами страны.
Подпишись на новости этой тематики!
Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.
Реформа ВС: России нужны мобильные войска, способные отражать любую угрозу
Верховного главнокомандующего министр Шойгу слушает в новом кителе. Накануне на погоны генералов армии вместо четырех звезд вернулась одна большая.
На лицах генералов нет эмоций. Они привыкли выполнять приказы. Некоторые данные еще прежним министром Сердюковым, как выясняется, оказались непродуманы. И форма из холодной и непрочной ткани — Шойгу срочно приходится ее менять — только внешняя сторона.
Военные городки — Минобороны от них отказалось, муниципалитеты не приняли. Например, в поселении Вороновское (когда-то здесь был центр связи), люди вынуждены жить в нечеловеческих условиях.
«Совершенно очевидно, что было ошибочным решение сократить число военных городков до 192. Их емкость и оборудование не соответствовали количеству личного состава и требованиям к размещению войск», — заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Про «Оборонсервис» и посредников сегодня вообще вспоминали часто. Аутсорсинг — он должен был освободить военных от невоенных обязанностей — эффективным оказался не везде. И первая за двадцать лет внезапная проверка боеготовности показала: обслуживать технику нанятые по контракту организации в полевых условиях не могут, как не могут военные продавать имущество.
«Мы полностью отказываемся от торговли имуществом и инфраструктурой вооруженных сил. Министерство обороны — не торговая площадка. Процессом реализации освобождаемого имущества следует заниматься специализированным организациям, а полученные средства должны идти на развитие вооруженных сил», — заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Этих средств государство жалеть не собирается. 23 триллиона, предусмотренные до 2020 года, пойдут, в том числе, и на жилье. Президент так и сказал: бесквартирных офицеров быть не должно. За год жилье получили почти 50 тысяч семей. «Нужно дать деньги, а дальше солдаты разберутся, что с ними делать», — считает заместитель министра обороны РФ Руслан Цаликов.
Улучшение условий — это и про службу. Срок срочной, кстати, остается прежним. В казармах делают ремонт. «Уже начали переоснащаться казармы душевыми кабинами. В этом году мы перейдем полностью на душ и уйдем от банных дней. Параллельно мы начали оснащать казармы стиральными машинами и моющими пылесосами», — рассказывает заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков.
Вслед за портянками в историю уйдут ремни с металлической пряжкой. Но не это главное. Контрактников будет больше, а еще техники и вооружения — точного, современного, российского.
«Я прошу Минобороны строго следовать параметрам государственной программы вооружений, находиться в самом тесном контакте с оборонными предприятиями, с каждым конкретным заводом и конструкторским бюро. Предметно разбираться с каждым случаем задержки или ненадлежащего исполнения контрактов и поставки техники в войска», — подчеркнул президент.
К 2015 году доля вооружения нового поколения должна составлять треть, а к 2020-му как минимум 70%. Детали, как и доклад начальника Генштаба в зале слушали уже за закрытыми дверями и с заглушенными телефонами. Иностранная разведка тоже не дремлет.
О концепции создания Мобильных сил
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №11.2005 г. (стр.51-60)
О концепции создания Мобильных сил
Начальник Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ
кандидат военных наук
ПОПОВ Владимир Иванович родился 24 декабря 1949 года. После окончания Челябинского высшего танкового командного училища в 1971 году проходил службу в Группе советских войск в Германии. После окончания Военной академии бронетанковых войск (1978) служил в Дальневосточном военном округе в должностях от командира батальона до командира дивизии.
Задача создания Мобильных сил (МС) в армии России была поставлена Президентом РФ в 1993 году. Он исходил из того, что государство ныне не в состоянии создавать сильные группировки войск вдоль всей границы, отсюда возникает потребность «иметь Мобильные силы, которые были бы способны в случае необходимости в кратчайшие сроки перебрасываться в любые регионы страны». Речь шла о формировании мощного, высокоманевренного стратегического компонента в составе ВС РФ, способного в случае крупномасштабной агрессии противника восполнить острый недостаток сил и средств при создании оборонительных группировок. В соответствии с указаниями Президента России Генеральным штабом ВС РФ в 1993-1994 годах была разработана концепция создания Мобильных сил как принципиально нового оперативно-стратегического формирования многоцелевого назначения и широкого диапазона действия, способного совершать упреждающий по отношению к противнику воздушно-наземный (воздушно-морской) маневр в любой, даже самый удаленный регион страны.
Однако надо избежать той ошибки, которая была допущена изначально в начале 90-х годов, когда Генеральным штабом ВС РФ в состав МС планировалось включить практически все пять дивизий и все бригады ВДВ, всю авиацию и большую часть наличных общевойсковых дивизий. Это, кстати, одна из причин того, что подобная гигантская программа оказалась нереализованной. Вряд ли можно согласиться и с мнением генерал-полковника В.В. Жеребцова, высказанным в его статье в журнале «Военная Мысль» о том, что «в ближайшей перспективе представляется, на наш взгляд, возможным и целесообразным создание трех общевойсковых армий СБ».
Соединения мобильного эшелона должны постоянно находиться в непосредственном подчинении командования и штаба Мобильных сил, в готовности к переброске по воздуху (морю) или комбинированным способом в район оперативного предназначения и в любой регион страны с нестабильной обстановкой, угрожающей безопасности государства.
Соединения и части эшелона регионального базирования в мирное время должны находиться в непосредственном подчинении регионального командования (командующего войсками военного округа), их переподчинение командованию Мобильных сил осуществляется по распоряжению Генерального штаба ВС РФ.
Учитывая малочисленность реальных войск наземного компонента МС на каждом стратегическом направлении и обширность территории РФ> можно ожидать, что потребуется частая переброска общевойсковых соединений на значительное расстояние. Поэтому возникает потребность в создании баз хранения вооружения и военной техники (ВВТ) Мобильных сил в соответствии со схемой их двойного базирования в европейской и дальневосточной зонах страны. Такой порядок обеспечит ускоренную подготовку войск (сил) к выполнению боевых задач на удаленных стратегических направлениях.
Что касается воздушного компонента МС, то в его интересах всякий раз придется задействовать всю военно-транспортную авиацию, а также и дальнюю авиацию (за исключением дежурных сил и средств СЯС). Выделение фронтовой авиации будет затруднительным. Скорее всего, потребуется привлечь авиацию двух-трех региональных командований. Наиболее сложной задачей является удовлетворение потребностей в армейской авиации.
В состав морского компонента МС следует включить части морской пехоты.
Создаваемые МС могут в критических ситуациях усиливать войска прикрытия государственной границы, действовать в составе оперативных и стратегических резервов при решении внезапно возникающих задач в крупномасштабной войне и вооруженных конфликтах.
Сущность принципа разновариантности ОШС состоит в том, что необходимо заблаговременно предусмотреть, где конкретно, на каких операционных направлениях, против какого противника должно действовать данное соединение, чтобы боевые, ударные, огневые, маневренные возможности в наибольшей степени соответствовали его оперативно-боевому предназначению.
На Юге и Востоке соединения МС должны быть в готовности к переброске по воздуху, наземным и морским транспортом на удаленные операционные направления/Кроме того, на всех стратегических направлениях они участвуют в решении задач территориальной обороны.
Исходя из такого облика Мобильных сил, представляется необходимым вырабатывать концепцию формирования их оргштатной структуры, параметры технического оснащения, соотношение частей и подразделений различных родов войск в их составе, систему управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения, конкретные способы решения ими боевых задач.
Основу МС должны составить дивизионные и бригадные формирования. Они могут быть трех видов: легкие, средние и тяжелые. Сохранение дивизионной структуры необходимо на западном стратегическом направлении, где нашим Вооруженным Силам противостоит группировка войск НАТО, включающая более двух десятков дивизий.
Для усиления группировки войск прикрытия государственной границы целесообразно иметь мобильные соединения (дивизии) облегченного типа, способные быстро выдвигаться на угрожаемые направления, создавать заслоны на пути продвижения ударной группировки противника. Легкая дивизия может находиться в подчинении командующего войсками военного округа (фронтом). Поскольку переброски подобного рода мобильных формирований, находящихся поблизости от государственной границы, чаще всего будут осуществляться на небольшие расстояния, то в их составе целесообразно иметь такое количество армейской авиации, которое необходимо только для поддержки войск в ходе боевых действий.
Оперативно-тактическое обоснование ОШС легкой мобильной дивизии, входящей в состав МС, может быть следующим. Она должна быть способна (по боевому составу): прикрывать полосу шириной 80-100 км по фронту, создавать на важных направлениях отдельные узлы обороны, инженерно-огневые заграждения; уничтожать два-три аэромобильных десанта противника силой до батальона каждый, 20-30 диверсионно-разведывательных групп; оборонять два-три крупных населенных пункта.
В состав легкой мобильной дивизии могут включаться преимущественно мотострелковые батальоны на БМП, БТР, один-два аэромобильных батальона, а также один-два тяжелых батальона.
При выполнении задач во внутреннем вооруженном конфликте на базе такого соединения могут создаваться мобильные формирования типа истребительного противодиверсионного отряда, войсковой маневренной группы, рейдово-блокирующих, ударно-огневых, воздушно-штурмовых отрядов. Необходимость создания «нетиповых» формирований, как показал опыт боевых действий в Чечне, возникает потому, что войскам приходится вести борьбу с диверсионно-терро-ристическими группами противника, осуществлять охрану важных объектов на коммуникациях, нести службу на блокпостах, в сторожевых заставах, секретах и заслонах.
Боевой состав дивизий МС, предназначенных для прикрытия развертывания и отмобилизования первого оперативного эшелона военного округа (фронта) должен быть достаточно сильным. Он может формироваться с расчетом создания устойчивой обороны на важнейших направлениях. Это требует включения в их состав не только легких, но и тяжелых батальонов. На Западе с этой целью целесообразно иметь дивизию среднего боевого состава в равном соотношении легких, средних и тяжелых батальонов.
Во внутреннем вооруженном конфликте на базе дивизии среднего типового состава может создаваться пять-шесть батальонных тактических групп. Дивизия может составить главную ударную силу объединенной группировки войск, а также действовать в территориально обособленном районе, преимущественно на танкодоступной равнинной местности.
Тяжелая дивизия, имеющая в своем составе в основном тяжелые батальоны, в крупномасштабной войне может использоваться главным образом в качестве мобильного стратегического резерва как на западном, так и других стратегических направлениях для решения внезапно возникающих задач (уничтожения высадившихся оперативно-тактических аэромобильных десантов, прорвавшихся в глубину частей противника, усиления группировок на операционных направлениях, прикрытия флангов, закрытия образовавшихся брешей, решения задач территориальной обороны (охраны важных объектов, коммуникаций, обороны городов).
Во внутреннем вооруженном конфликте тяжелая дивизия может использоваться преимущественно побатальонно для локализации зоны конфликта, блокирования и окружения отрядов бандформирований, охраны и обороны важных объектов, коммуникаций.
Легкие либо средние мобильные соединения (части) создаются, как правило, на горном театре военных действий. Легкая бригада может иметь в своем составе два-три горно-стрелковых, один-два стрелковых, один-два десантно-штурмовых (парашютно-десантных) батальона. В крупномасштабной войне она применяется для усиления частей прикрытия государственной границы, обороны перевалов, горных проходов, охраны и обороны коммуникаций, аэродромов, крупных населенных пунктов, узлов дорог. При необходимости бригада может занимать оборону, прикрывая направления, доступные для наступления противника. В полном составе или побатальонно она может составлять мобильный общевойсковой резерв армейского корпуса (армии).
На удаленном операционном танкодоступном направлении на Юге и Востоке могут создаваться бригады среднего типового состава, в каждую из них могут включаться один-два тяжелых (танковых) батальона, два-три средних мотострелковых батальона на БМП, БТР, один-два аэромобильных (парашютно-десантных или десантно-штурмовых) батальона. В такой оргштатной структуре бригада по своим боевым, маневренным и ударным возможностям окажется в состоянии решать разнохарактерные боевые задачи: усиливать части прикрытия государственной границы, обеспечивать отмобилизование и выдвижение оперативных резервов, оборонять доступные для наступления противника направления, морское побережье, крупный населенный пункт, аэродром, важный узел дорог, перевал, переправы через водные преграды.
Тяжелая (танковая) бригада создается, как правило, для усиления группировки первого оперативного эшелона. Она может находиться в мобильном резерве командира армейского корпуса (армии). Во внутреннем вооруженном конфликте из состава тяжелой бригады могут выделяться рейдовые батальонные тактические группы, которые предназначаются для проведения разведывательно-поисковых, блокирующих и ударно-штурмовых действий, преследования и уничтожения отрядов незаконных вооруженных формирований.
К оргштатной структуре соединений и частей, предназначенных для включения в состав МС, предъявляются требования обеспечения автономности. Обусловлено это тем, что для решения внезапно возникающих задач они могут перебрасываться на самые удаленные операционные направления, в том числе со сложными физико-географическими условиями (горные, горно-пустынные, горно-таежные, горно-лесистые, лесисто-болотистые, пустынные). Это требует включения в их состав горнострелковых и других специализированных частей и подразделений.
Одним из главных качеств таких соединений и частей является авиатранспортабельность. Их переброску по воздуху нередко потребуется осуществлять на значительные расстояния, привлекая для этого большое количество военно-транспортной авиации. Соединения мобильного резерва целесообразно иметь бригадного состава, что обеспечит гибкость их боевого использования. Типовой состав бригады резерва может быть следующим: два-три аэромобильных батальона, один-два легких мотострелковых на БМП, БТР, один-два горно-стрелковых батальона.
Особенностью ОШС соединений и частей, входящих в состав МС, является то, что структура каждого войскового звена, начиная от взвоза, роты и до бригады, дивизии должна обеспечивать возможность длительных автономных боевых действий в различных условиях обстановки. В этом их принципиальное отличие от соединений и частей ВДВ, которые предназначены для кратковременных действий в тылу противника.
Для совершенствования управления силами и средствами разведки в бригаде необходимо иметь разведывательное отделение и пункт управления силами и средствами разведки с включением в его состав двух командно-штабных машин и пункта приема разведывательной информации. В мирное время в разведывательных подразделениях бригады следует содержать не менее 70 % отделений (экипажей), укомплектованных всеми специалистами, предусмотренными по штату военного времени.
Органы войсковой разведки должны иметь закрытые каналы связи и приборы, позволяющие определять координаты целей в масштабе времени, близком к реальному.
Не в полной мере соответствует современным требованиям оргштатная структура формирований ракетных войск и артиллерии. Мы считаем, что все артиллерийские дивизионы, входящие в состав соединений и частей МС, должны быть отдельными, тактически самостоятельными, что позволит успешно маневрировать ими в ходе боя. Требуется пересмотреть структуру реактивной и дальнобойной нарезной артиллерии, прежде всего в сторону повышения их автономности.
Важными направлениями развития ракетного вооружения в интересах соединений и частей МС являются: завершение разработки и развертывания единого многофункционального ракетного комплекса Сухопутных войск, способного выполнять боевые задачи как автономно, так и в составе РУК; расширение номенклатуры боевого оснащения ракет и повышения их могущества; создание системы самонаведения и разработка высокоточных ракет и боевых частей к ним; внедрение перспективной навигационной аппаратуры и соответствующих средств автоматизированного управления ракетным вооружением; снижение заметности и повышение живучести пусковых установок.
Таким образом, ОШС соединений и частей МС должна быть такой, чтобы они могли действовать как в полном составе, так и отдельными тактическими группами. Для этого необходимо соблюдать следующие условия.
Для обеспечения двойного базирования соединений особые требования предъявляются к инфраструктуре региона. Важно прежде всего, чтобы в нем имелась соответствующая аэродромная сеть, способная принимать самолеты ВТА и, конечно, достаточно развитая дорожная сеть.
Во внутреннем вооруженном конфликте бригада МС по своему боевому составу должна быть способна решать следующие задачи: блокировать (изолировать) район конфликта размером 20-25 км по фронту и 20-30 км в глубину; проводить рейдово-штурмовые действия в зоне ответственности площадью 900-1000 км2; осуществлять охрану коммуникаций протяженностью до 300 км или охрану и оборону до 50 важных объектов.
Высказанные нами предложения требуют дальнейшего исследования и практической проверки на учениях.
Красная звезда. 1993. 11 июня.
Независимое военное обозрение. 2003. 1 авг.
Попов М.М. Основные направления строительства вооруженных сил ведущих зарубежных стран// Военная Мысль. 2003. № 6. С. 66.
Жеребцов В.В. О возможных путях развития Вооруженных Сил России// Военная Мысль. 2003. № 12. С. 38-44; Воробьев И.Н. Организационная структура общевойсковых формирований: перспективы совершенствования// Военная Мысль. 2004. № 1.С. 52-55.
Воробьев И.Н. Какие Мобильные силы нам нужны// Военная Мысль. 1993. № 11. С. 13-21.
Жеребцов В.В. О возможных путях развития Вооруженных Сил России// Военная Мысль. 2003. № 12. С. 40.
Воробьев И.Н. Организационная структура общевойсковых формирований: перспективы совершенствования// Военная Мысль. 2004. № 1. С. 55.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте