Мобильные выездные бригады в здравоохранении что это
Мобильные выездные бригады в здравоохранении что это
к приказу Министерства здравоохранения
от 19 марта 2020 г. N 198н
ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЫЕЗДНЫМИ
МОБИЛЬНЫМИ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫМИ БРИГАДАМИ
Список изменяющих документов
(введены Приказом Минздрава России от 04.12.2020 N 1288н;
в ред. Приказа Минздрава России от 23.03.2021 N 232н)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации оказания медицинской помощи выездными мобильными мультидисциплинарными бригадами в целях оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в субъектах Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минздрава России от 23.03.2021 N 232н)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья направляют в Департамент организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России запрос о потребности в оказании медицинской помощи выездными бригадами, который содержит:
а) обоснование необходимости направления выездной бригады в субъект Российской Федерации, включая количество медицинских работников с указанием их специальностей, а также период оказания выездной бригадой медицинской помощи;
б) информацию об ответственном должностном лице органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, контактный телефон);
в) информацию об ответственном должностном лице медицинской организации, подведомственной органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в которую необходимо направить выездную бригаду (фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, контактный телефон).
4. Минздрав России в течение 3 рабочих дней обеспечивает рассмотрение запроса, указанного в пункте 3 настоящих Правил, по результатам рассмотрения которого поручает НМХЦ им. Н.И. Пирогова сформировать выездную бригаду.
5. НМХЦ им. Н.И. Пирогова в течение 2 рабочих дней после поступления информации от Минздрава России формирует выездную бригаду из числа медицинских работников, указанных в пункте 2 настоящих Правил, для направления ее в субъект Российской Федерации в целях оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, определяет руководителя бригады из числа членов бригады, имеющих опыт лечебной и организационной работы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Выездная бригада может быть сформирована из числа медицинских работников как одной, так и нескольких федеральных медицинских организаций.
Информацию о сформированной выездной бригаде НМХЦ им. Н.И. Пирогова направляет в Минздрав России.
6. Минздрав России направляет информацию:
а) в федеральные медицинские организации о медицинских работниках, включенных в состав выездной бригады, для принятия решения о направлении их в служебную командировку с указанием сроков их служебной командировки, а также об ответственных должностных лицах, указанных в пункте 3 настоящих Правил;
б) в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья о медицинских работниках, включенных в состав выездной бригады, с указанием руководителя медицинского работника выездной бригады (фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, контактный телефон).
7. Федеральные медицинские организации после получения информации, указанной в пункте 6 настоящих Правил, направляют медицинских работников, входящих в состав выездной бригады, в служебную командировку при наличии соглашения об оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с медицинскими организациями органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
8. Медицинские организации, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в которые направлена выездная бригада, обеспечивают:
а) выполнение должностных обязанностей членами выездной бригады согласно цели их направления в служебную командировку;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4821; 2015, N 31, ст. 4701).
9. Руководитель выездной бригады составляет отчет об оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, согласовывает его с медицинскими организациями органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в которые была направлена выездная бригада, и представляет в федеральную медицинскую организацию, работником которой он является.
Федеральная медицинская организация представляет отчет об оказании медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в субъектах Российской Федерации в НМХЦ им. Н.И. Пирогова в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты возвращения выездной бригады.
10. НМХЦ им. Н.И. Пирогова еженедельно по четвергам направляет сводный отчет об оказании выездными бригадами медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в субъектах Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
11. НМХЦ им. Н.И. Пирогова ежедневно осуществляет оперативный мониторинг работы выездных бригад.
Приложение N 8. Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады
Приложение N 8
к Положению об организации оказания
первичной медико-санитарной помощи
взрослому населению, утвержденному
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 мая 2012 г. N 543н
Правила
организации деятельности мобильной медицинской бригады
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности мобильной медицинской бригады.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2019 г. N АКПИ18-1292 пункт 2 приложения признан не противоречащим действующему законодательству
2. Мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
3. Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения) из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни).
В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.
4. Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем медицинской организации, в составе которой она организована.
5. Руководство мобильной медицинской бригадой возлагается руководителем медицинской организации, в составе которой она организована, на одного из врачей мобильной медицинской бригады из числа имеющих опыт лечебной и организационной работы.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 15 августа 2019 г. N АКПИ19-481, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 декабря 2019 г. N АПЛ19-430, абзац первый пункта 6 признан не противоречащим действующему законодательству в оспариваемой части
6. Мобильная медицинская бригада в целях выполнения функций, указанных в пункте 2 настоящих правил, обеспечивается комплексами передвижными медицинскими.
Оснащение мобильных медицинских бригад осуществляется в соответствии со стандартом оснащения мобильной медицинской бригады согласно приложению N 24 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.
7. Обеспечение и контроль деятельности мобильных медицинских бригад осуществляет руководитель медицинской организации, в составе которой они созданы.
«Медицинский десант» в глубинку: нужно либо использовать спецтранспорт (ММК), либо оформлять медлицензию на работу в каждом конкретном месте
AerialMike/ Depositphotos.com |
Медцентр, который «лицензирован» по нескольким адресам в черте города, регулярно отправлял мобильную медицинскую бригаду в отдаленный рабочий поселок. Там городские врачи принимали пациентов в помещении местного медпункта – эти помещения официально предоставлялись в пользование центра по надлежаще оформленным договорам. Однако прокурор направил медцентру представление об устранении нарушения законодательства о лицензировании – по мнению прокурора, налицо оказание медицинской деятельности не по адресу, указанному в лицензии (Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2020 г. № 304-ЭС20-9435 по делу № А03-13247/2018).
Медцентр попытался оспорить представление, указывая на следующее:
Однако суды всех уровней поддержали прокуратуру:
3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать дело по жалобе центра – поскольку медцентр регулярно оказывал медуслуги не по адресу своей лицензии, и при этом выездная работа по оказанию медико-санитарной помощи осуществлялась без использования специального транспорта.
Напомним, что недавно Правительство РФ уточнило положения о лицензировании меддеятельности, в частности, мобильная медицинская бригада может оказывать первичную медико-санитарную помощь населению, проводить профосмотры и диспансеризацию по адресам, не указанным в лицензии и без ее переоформления.
Деятельность мобильной медицинской бригады и передвижных медицинских комплексов
Начнем с того, что мобильная медицинская бригада вошла в правовое поле в конце 2012 г. Так, нормы о мобильной медицинской бригаде (далее также – ММБ) сначала были закреплены в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (далее – Приказ № 543н). Весной 2018 г. мобильная медицинская бригада прочно «засела» и в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденном Приказом Минздрава России от 07.03.2018 № 92н (далее – Приказ № 92н).
В соответствии с Приказом № 543н мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий. Данный приказ регламентирует организацию оказания медпомощи взрослому населению.
Что касается детей, то здесь ММБ занимается оказанием только первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, проживающим в населенных пунктах, расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий, а также в случаях отсутствия в медицинской организации врачей-специалистов и (или) отдельного медицинского оборудования. Последнее положение, на наш взгляд, требует пояснения: полагаем, что ММБ может оказывать первичную медико-санитарную помощь детям, проживающим в населенных пунктах, на территории которых медицинские организации не имеют необходимых врачей-специалистов и (или) медоборудования. В соответствии с Приказом № 92н состав мобильной медицинской бригады формируется с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-географических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также потребности детей в оказании определенного профиля первичной медико-санитарной помощи.
Напомним, что первичная медико-санитарная помощь включает в себя:
Таким образом, ММБ участвует в оказании первичной медико-санитарной помощи населению. Соответственно, ММБ не может участвовать в оказании паллиативной медицинской помощи (в рамках оказания данного вида помощи работают выездные патронажные бригады), специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи (здесь функционируют выездные бригады скорой медицинской помощи).
Обратим особое внимание, что статус выездных патронажных бригад и выездных бригад скорой медицинской помощи отличен от статуса мобильных медицинских бригад.
Участие мобильных медицинских бригад в диспансеризации и медицинском осмотре
Как отмечалось, ММБ, оказывающая помощь взрослому населению, также принимает участие в проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации. Помимо Приказа № 543н аналогичная норма закреплена и в Порядке проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденном Приказом Минздрава России от 13.03.2019 № 124н (далее – Приказ № 124н).
Подчеркнем, что данным функционалом мобильная медицинская бригада была наделена в мае 2019 г. Это связано с тем, что диспансеризация и профилактический медицинский осмотр на основании Приказа № 124н были связаны в «единый узел». До этого ММБ была не вправе осуществлять подобные действия. Однако здесь стоит обратить внимание на то, что согласно требованиям п. 19 Приказа № 124н ММБ может проводить профилактический медицинский осмотр и первый этап диспансеризации. При этом деятельность ММБ никак не касается второго этапа диспансеризации. Перечень объема профилактического медицинского осмотра и первого этапа диспансеризации установлены п. 16, 17 Приказа № 124н.
Стандарты оснащения мобильных медицинских бригад
В марте 2019 г. появились обязательные требования к оборудованию мобильных медицинских бригад (Приложение № 24 к Приказу № 543н), о чем мы подробно рассказывали в своем материале. Напомним, что существует пять стандартов оснащения мобильной медицинской бригады. Каждая ММБ обеспечивается комплексом передвижным медицинским, оснащение которого зависит от того, в целях выполнения какой функции организовывается мобильная медицинская бригада:
Назначение | Стандарт оснащения ММБ |
---|---|
Для оказания первичной медико-санитарной помощи | Комплекс передвижной медицинский должен включать в себя 32 вида оборудования: в частности, рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в Интернет и (или) рабочее место акушера (медицинской сестры), кресло гинекологическое, электрокардиограф портативный и т.д. |
Для проведения профилактического медицинского осмотра | Комплекс передвижной медицинский по стандарту оснащения мобильной медицинской бригады для оказания первичной медико-санитарной помощи (32 вида оборудования) + экспресс-анализатор уровня холестерина крови с тест-полосками, тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления, флюорограф |
Для проведения первого этапа диспансеризации | Комплекс передвижной медицинский по стандарту оснащения мобильной медицинской бригады для оказания первичной медико-санитарной помощи (32 вида оборудования) + тест-полоски для исследования кала на скрытую кровь, маммограф |
Для проведения флюорографии | Комплекс передвижной медицинский, включающий флюорограф |
Для проведения маммографии | Комплекс передвижной медицинский, включающий маммограф |
Кроме того, комплексы передвижные медицинские оснащаются средством радиосвязи и мобильным абонентским комплектом автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления с возможностью использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS и возможностью подачи сигнала тревоги. Комплексы передвижные медицинские размещаются на базе:
Дополнительно ММБ может обеспечиваться транспортными средствами, в том числе специальными, иными комплексами передвижными медицинскими либо иными медицинскими изделиями, расходными материалами, лекарственными препаратами, необходимыми для оказания первичной медико-санитарной помощи, учебно-методическими пособиями и санитарно-просветительской литературой.
Могут ли мобильные медицинские бригады осуществлять предварительный и периодический медицинский осмотр?
Принимать участие в организации предварительных и периодических медицинских осмотров мобильные медицинские бригады по общему правилу не могут.
Росздравнадзор на своем сайте в 2018 г. разъяснял позицию о невозможности участия ММБ в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров следующим образом:
Однако в декабре 2019 г. в Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н) были внесены изменения, позволяющие проводить периодический осмотр работников, имеющих общий трудовой стаж работы 5 лет и более, мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в случае отсутствия центра профпатологии в населенном пункте, в котором расположен объект производства работ.
Нужно отметить, что перечень исследований, выполняемых в рамках периодического осмотра, значительно шире, чем перечень исследований, выполняемых в рамках профилактического осмотра. Очевидно, по этой причине в Приказе № 302н содержится следующее уточнение: перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
Нельзя не обратить внимание на положение Приказа № 302н, в соответствии с которым периодические осмотры работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии могут проводиться в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов. Напомним, что по Приказу № 543н в целях выполнения своих функций ММБ обеспечивается комплексами передвижными медицинскими; стандарт оснащения ММБ также устанавливает требования к оснащению комплекса передвижного медицинского. Понятие «мобильные медицинские комплексы» в Приказе № 543н с марта 2019 г. отсутствует, в связи с чем, на наш взгляд, могут возникнуть трудности толкования положений Приказа № 302н: применять ли правила оснащения комплекса передвижного медицинского к оснащению мобильных медицинских комплексов? По-видимому, на практике мобильные медицинские комплексы, используемые для проведения периодического осмотра работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в населенных пунктах, где отсутствует центр профпатологии, оснащаются так же, как и комплексы передвижные медицинские. Однако с какой целью Минздравсоцразвития Приказом № 302н ввел в законодательный оборот понятие «мобильные медицинские комплексы», более не используемое в Приказе № 543н, остается неясным.
В 2020 г. Роспотребнадзор в Письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19» указал, что при организации предварительных и периодических медицинских осмотров предпочтение должно быть отдано медицинским организациям, имеющим возможность организации мобильных медицинских комплексов, с выездом на предприятие. Как видим, тут тоже появились «мобильные медицинские комплексы», статус которых теперь нормативно не закреплен.
Вопросы лицензирования
В соответствии с п. 2 Приложения к Приказу № 543н организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. Следовательно, мобильные медицинские бригады могут организовываться в структуре медицинских организаций всех форм собственности.
Положениями ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ № 99) предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Но это совершенно не означает, что при осуществлении деятельности ММБ потребуется внесение каждого из адресов площадок, на которые планируется выезд мобильных медицинских бригад, в лицензию. Согласно п. 8 ст. 3 ФЗ № 99 под местом осуществления лицензируемого вида деятельности понимается объект (помещение, здание, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. При этом место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Следовательно, место выезда ММБ не охватывается нормами п. 8 ст. 3 ФЗ № 99, поскольку в данном случае местом осуществления медицинской деятельности будет являться именно медицинская организация, организовавшая ММБ.
Подтверждают данный вывод материалы судебной практики. Например, Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 25.02.2019 № Ф03-6246/2018 по делу № А51-2703/2018 указал следующее:
В августе 2020 г. Правительство РФ в Положении о лицензировании медицинской деятельности предусмотрело случаи, не требующие переоформления лицензии. П. 8 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», был дополнен следующим абзацем:
Место оказания медицинской помощи мобильными медицинскими бригадами
П. 7 Приложения к Приказу № 543н устанавливает условия оказания первичной медико-санитарной помощи:
Согласно позициям Минздрава России, отраженным в судебных решениях, местом выезда мобильных медицинских бригад признается место осуществления деятельности медицинской организации, создавшей такие бригады, в связи с чем отсутствует необходимость отражения в лицензии мест выезда бригад; мобильные медицинские бригады вправе оказывать медицинскую помощь на основании и в пределах той лицензии, которую имеет медицинская организация, в структуре которой они сформированы (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.02.2020 № Ф04-7535/2019 по делу № А03-13247/2018).
Деятельность ММБ может осуществляться только при наличии комплекса передвижного медицинского, однако нормативными актами прямо не регламентировано, как именно организуется процесс оказания медпомощи: непосредственно в передвижном комплексе или достаточно, чтобы грузовик с оборудованием стоял у подъезда многоэтажки, а врач и пациент при хорошей погоде могли измерять артериальное давление на лавочке у подъезда.
В то же время путем толкования положений о стандартах оснащения ММБ (Приложение № 24 к Приказу № 543н) можно прийти к выводу, что мобильная бригада фактически работает непосредственно в самом комплексе передвижном медицинском.
Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной приказом Минздрава России от 6 июня 2012 г. № 4н, комплексы передвижные медицинские отнесены к медицинским изделиям. К ним предъявляются требования Приказа Росстандарта от 25.12.2014 № 2121-ст, утверждающего ГОСТ Р 56328-2014 (Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Подвижные (передвижные) комплексы медицинского назначения. Общие технические требования и методы испытаний). Согласно определению, передвижной комплекс медицинского назначения предназначен для применения в медицинских целях при установке его по месту временной дислокации и не предназначен для применения в медицинских целях при перевозках или перемещении. Соответственно, ММБ не может оказывать медицинскую помощь, находясь «в пути».
Вывод о том, что мобильная медицинская бригада работает непосредственно в самом комплексе передвижном медицинском подтверждается позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Решении от 15.08.2019 № АКПИ19-481. Суд отметил следующее:
Так, Постановлением Правительства Алтайского края от 08.11.2017 № 397 утверждено Положение «Об установлении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях». Данное Положение устанавливает, что оказание первичной медико-санитарной помощи вне медицинской орга¬низации осуществляется мобильной медицинской бригадой. При этом выездная работа по оказанию первичной медико-санитарной помощи медицинскими организациями, не обслуживающими население по территориально-участковому принципу, осуществляется с использованием специального транспорта (мобильного медицинского комплекса), зарегистрированного в установленном порядке.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2015 № 696-П «Об утверждении Положения об установлении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях» регламентирует, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в том числе мобильными медицинскими бригадами медицинских организаций и мобильными бригадами центров здоровья медицинских организаций. Также Постановлением определен перечень учреждений, на базе которых ММБ сформированы.
Таким образом, на сегодняшний день, полагаем, следует придерживаться той позиции, что медицинская деятельность мобильной медицинской бригады по общему правилу может осуществляться только в комплексе передвижном медицинском. На уровне субъектов РФ четких положений, регулирующих вопрос оказания медицинской помощи ММБ вне передвижного комплекса (в частности, на дому), нет. Кроме того, позиция об оказании помощи ММБ в комплексе передвижном медицинском поддержана Верховным судом РФ.
Обращаем внимание, что не стоит путать оказание медицинской помощи мобильными медицинскими бригадами и медицинскую помощь на дому. Статус автотранспорта, который врач использует для того, чтобы добраться до квартиры пациента, нормативно не определен; медработник, оказывающий помощь на дому, может воспользоваться и общественным транспортом. Что касается в целом вопроса оказания медпомощи на дому, то данная тема будет рассмотрена нами в ближайшее время отдельно.
Деятельность мобильных медицинских бригад в период распространения коронавирусной инфекции
В свете происходящих событий, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции на территории России, актуализировался вопрос об оказании медицинской помощи мобильными медицинскими бригадами. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья рекомендовано проработать вопросы создания и материального обеспечения мобильных медицинских бригад (при необходимости) с целью активного выявления больных новой коронавирусной инфекцией.
Департамент здравоохранения г. Москвы от 25.03.2020 № 282 «О временном введении ограничительных мер в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилю «стоматология» поручил главным врачам учреждений, подведомственных ДЗМ, сформировать в структуре вверенных медицинских организаций мобильные врачебно-сестринские бригады для оказания медицинской помощи по профилю «стоматология» в экстренной и неотложной формах маломобильным гражданам, лицам с выявленной коронавирусной инфекцией COVID-19 и лицам, находящимся в режиме изоляции в городе Москве, в составе врача-стоматолога-терапевта (врача-стоматолога, зубного врача, врача-стоматолога детского), врача-стоматолога-хирурга (при необходимости допускается привлечение врачей иных специальностей), медицинской сестры и организовать их дежурство. Определенные вопросы вызывает оказание медицинской помощи в экстренной форме, поскольку в соответствии с Приказом № 543н первичная медико-санитарная помощь (в рамках которой функционируют мобильные медицинские бригады) оказывается только в плановой и неотложной формах.
Но еще более любопытным представляется способ реализации этого поручения. На странице в Фейсбуке «Стоматологическая поликлиника № 8 ДЗМ» был размещен пост с информацией о том, что данная медицинская организация объявила о начале оказания мобильной бригадой экстренной и неотложной стоматологической помощи на дому маломобильным гражданам и тем, кто находится на карантине из-за коронавируса. Идея, конечно, в нынешних условиях благая, однако с учетом происходящих за последние несколько лет событий вокруг врачей (речь идет о привлечении к уголовной ответственности) встает вопрос о законности оказания такой медпомощи.
Мобильные медицинские бригады в помощь спортсменам
Особенности регулирования организации оказания медицинской помощи предусмотрены в отношении лиц, занимающихся физкультурой и спортом. В соответствии с Приказом Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом, может оказываться мобильными медицинскими бригадами, в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (непосредственно на объекте спорта, на спортивной дистанции, трассе, в месте пребывания спортсменов). Таким образом, из буквального толкования положений следует, что мобильные медицинские бригады для оказания медпомощи спортсменам все-таки могут выходить за пределы комплекса передвижного медицинского непосредственно на объект спорта, на спортивную дистанцию, трассу, в место пребывания спортсменов.
Требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки для оказания ММБ первичной медико-санитарной помощи в местах проведения массовых физкультурных и спортивных мероприятий утверждены Приказом Минздрава России от 20.12.2018 № 895н.
Для проведения в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. Минздравом (Приказ от 05.12.2017 № 973н) были разработаны специальные требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок для оказания ММБ первичной медико-санитарной помощи на объектах спорта.
Повторим основные выводы: