Мобильный sdk что это
Что такое мобильный SDK?
SDK (Software development kit) — это комплект для разработки программного обеспечения, который помогает разработчикам создавать приложения для конкретных платформ. Это могут быть компьютеры, игровые приставки или мобильные устройства.
Если точнее, мобильные SDK дают разработчикам приложений все необходимое для того, чтобы легко создавать всевозможные высокопроизводительные приложения для смартфонов и планшетов, которые можно опубликовать на маркетплейсах Google Play и App Store.
Согласно данным SmartInsights, 90% времени, проведенного в мобильных устройствах, пользователи тратят на приложения. Поэтому опыт использования приложений так важен и для разработчиков приложений, и для пользователей.
SDK vs API
Сегодня индустрия укрепилась во мнении, что SDK — это библиотека, встроенная в приложение, а API — это облачные сервисы, которые работают совместно с SDK или приложением.
Вы создаете что-либо с помощью SDK. Вы используете или потребляете что-либо с помощью API. Вы используете SDK для доступа к функционалу библиотеки, а API для управления им.
Зачем вам нужен мобильный SDK
Качественный мобильный SDK даст вам доступ ко всем необходимым фичам, чтобы создать динамическое мобильное приложение.
Далеко не у каждого разработчика в арсенале есть всесторонние познания в программировании и обширные навыки разработки программного обеспечения. И даже те, кто всем этим обладает, предпочитают экономить значительное количество времени, используя инструменты программирования из мобильного SDK.
Интегрируя качественный и хорошо написанный код с различными вспомогательными материалами, вы можете добавить новые фичи в свое мобильное приложение, чтобы оно наверняка было надежным и не уступало приложениям ваших конкурентов.
К тому же, мобильный SDK помогает вашему приложению стабильнее и лучше работать.
Вы можете создать кастомизированную среду мобильного приложения для своих пользователей.
Разработчики могут создавать кастомизированные приложения и настраивать пользовательскую среду с помощью качественного мобильного SDK.
Не все приложения предназначены для одинаковых целей и спроектированы по схожим образцам, поэтому набор полезных инструментов может сделать ваше приложение более гибким.
Предоставив полезную и актуальную мобильную среду, адаптированную под пользователя, вы можете увеличить уровень удержания пользователей и управлять поведением пользователей в мобильных устройствах.
Неважно, состоит ваша целевая аудитория из наемных работников, клиентов или геймеров, вы можете быть уверены, что ваше приложение выиграет от от наличия надежного SDK-решения, которое будет удовлетворять потребности ваших пользователей.
Как сделать правильный выбор?
Интеграция мобильного SDK в ваше приложение может быть чрезвычайно полезной, но крайне важно выбрать подходящий вам SDK. Два основных аспекта, присущие хорошему мобильному SDK — правильное использование данных и безопасность.
Всем хочется, чтобы SDK был не только высокого качества, но и защищал информацию конечных пользователей. Очень важно искать мобильный SDK, для которого важно разрешение пользователя об использовании персональных данных, хотя обычно используются несколько библиотек, интегрированных с приложением.
Высококачественный мобильный SDK, который обеспечивает безопасность вашим пользователям, поможет улучшить впечатление от работы с приложением, его надежность и показатели удержания клиентов.
Материал был создан на основе этих статей:
What’s a Mobile SDK?
Яна Никулина
Пишу о важном для клиентов Carrot quest.
25 SDK платформ для качественной работы мобильного приложения
В этом материале расскажем, что такое SDK и на что ориентироваться при выборе. А в конце мы собрали огромный список разных SDK платформ на все случаи жизни, чтобы вы не тонули в выдаче Google, как мы когда-то.
Что такое SDK и зачем оно нужно
SDK позволяет разработчикам мобильных приложений прокачать функции своих платформ. Программисты используют SDK, чтобы собирать более качественную аналитику по приложению, создавать пуш-уведомления, синхронизировать оплату, настраивать рекламу и смотреть, как работает приложение и где есть баги.
Software development kit (Комплект для разработки ПО) — это набор инструментов для программного обеспечения (в нашем случае для мобильного приложения). Для аналитики сайта используют Google Analytics, но эта штука только для Web и, чтобы не создавать код, который будет анализировать действия пользователей в мобильном устройстве, можно установить SDK для аналитики.
Простыми словами SDK — это готовый кусок кода, который позволяет прокачать ваше мобильное приложение.
Как выбрать тот самый SDK
Существует миллион разных SDK, и выбрать нужные может быть нелегкой задачей. Некоторые из SDK просто необходимы для правильной работы приложения, другие предлагают дополнительные функции, которые повысят качество работы мобилки с помощью фичей — необязательных, но очень полезных.
Нужно помнить о том, что слишком много установленных платформ SDK могут плохо сказаться на работе приложения: замедлить скорость работы, тратить заряд устройства пользователя, а также спровоцировать утечку пользовательских данных.
При выборе SDK стоит обратить внимание на:
Какой выбрать SDK?
Как мы уже говорили, отталкивайтесь от своих целей и основных функций вашего мобильного приложения.
Трекинг и аналитика
Основные и, можно даже сказать, обязательные SDK для аналитики эффективности работы приложения. Стоит отметить, что SDK для трекинга отслеживает источники установок, и с его помощью можно понять, какой из каналов эффективен, а какой нет. А SDK для аналитики исследует пользователей внутри вашего продукта: что они делают в приложении, куда заходят, что смотрят.
Стоит понимать, что это две разные вещи, но сейчас многие SDK предлагают обе функции одновременно, и вам не стоит устанавливать разные платформы, чтобы не захламлять свое приложение.
Основные системы SDK для аналитики и трекинга
Google Analytics — без нее никуда, очень часто эта платформа устанавливается по умолчанию на все приложения. Бесплатное решение со всеми базовыми функциями трекинга. Особенно если у вас помимо мобайла есть сайт, Google Analytics соединяет всю информацию по каналам и предоставляет более полные данные.
Flurry — позволяет отслеживать все то же самое, что и аналитика от Google. Большое преимущество платформы в том, что с событиями достаточно легко работать и строить по ним воронки.
Appsflyer — платный трекер, но можно использовать триал на 5000 неограниченных установок. С AppsFlyer удобно измерять конверсии и покупки внутри приложения, LTV и ROI.
App Metrica — аналитика от Яндекс.Метрики. Система умеет анализировать поведение пользователей, а благодаря интеграции со многими рекламными сетями трекинг происходит с большим количеством источников.
Adjust — если вы покупаете платную подписку, в качестве бонуса у вас появляется возможность отслеживать органические установки, а также создавать когорты для просмотра статистики по конкретному пользователю.
Mixpanel — очень дорогая платформа с мощной аналитикой. Сюда входит финансовая аналитика, детальная сегментация, построение воронок, когортный анализ и аналитика внутри приложения.
Тестирование
SDK для тестирования мобильного приложения помогают быстро и без лишних усилий отследить баги, собрать фидбек, провести А/Б тестирование, отследить поведение пользователей в реальном времени.
Удаленный доступ к реальным устройствам
Sauce Lab — позволяет тестировать мобильное приложение на реальных устройствах. Ребята предлагают тысячи iOS и Android устройств расположенных в США и Европе, так что вы сможете выбрать необходимый вам регион.
Сбор фидбэка
User Testing — с помощью этого SDK можно быстро получить отзывы реальных пользователей на ваше приложение.
А/Б тестирование
Optimizely — открытое SDK. Они предоставляют возможность использовать несколько функций, таких как аналитику и фичи по безопасности. Главное, что здесь можно проводить A/Б тестирование. Этот инструмент позволяет экспериментировать в режиме реального времени с любой частью вашего приложения.
Бета-тестирование
Чтобы повысить вероятность успешного релиза, необходимо много и тщательно тестировать мобильное приложение. Ваша команда разработки вряд ли сможет протестировать все фичи и сценарии на себе, а с помощью специальных SDK проверить качество работы приложения смогут тестировщики по всему миру. Для этого также существует множество SDK, расскажу о самых популярных из них.
Applause — платформа для тестирования приложений в реальных условиях с тестировщиками со всего мира. Applause собирает команды профессиональных тестировщиков для поиска неисправностей и багов в приложениях на разных устройствах.
Ubertesters — еще одно SDK для управления бета-тестами. Основное назначение этой платформы в дистрибуции приложения бета-тестировщикам, правда на платной основе.
Instabug — SDK со множеством функций, включает в себя инструмент для составления отчетов об ошибках. Также здесь есть возможность увидеть, как работает текущая версия по сравнению с предыдущими, и ознакомиться с видеозаписями сессий ваших пользователей.
Hockey App — платформа от Microsoft для дистрибуции мобильных приложений бета-тестерам и отслеживания падений в реальном времени. Также SDK позволяет собирать отзывы пользователей.
Crashlytics — достаточно популярный модульный SDK, предлагает несколько инструментов, каждый из которых можно интегрировать в приложение по отдельности. За что им отдельный плюс. Вся платформа работает с багами и тестированием.
Взаимодействие с пользователями
Carrot quest — SDK позволяет создать чат в приложении и настраивать автосообщения, а главное, начать сбор данных о пользователях: что они делают, куда заходят, и что смотрят.
Сбор данных помогает собирать информацию о пользователях, а наличие чата — создавать персонализированную коммуникацию.
Монетизация
Установка SDK для монетизации позволит сдавать в аренду рекламные баннеры и зарабатывать деньги с их показов. Но только помните о том, что реклама всех бесит, и не переусердствуйте с ней.
ironSourse — дает возможность выбирать вид рекламы: баннеры, полноэкранная реклама, видео, нативка, а также следить за аналитикой показов.
Applovin — в этой платформе можно настроить показы рекламы, а также заниматься привлечением пользователей.
Appodeal — помимо того, что в этой платформе можно настраивать рекламу, сервис предоставляет возможность проводить A/Б тестирование рекламы и определять ходовые варианты.
Прием платежей
Если ваше приложение предусматривает оплату товаров или услуг, скорее всего вам понадобится SDK для обработки и приема платежей, чтобы этот процесс был удобным и безопасным для пользователей.
Stripe — принимает множество разных карт от американской American Express до китайской Unionpay, а также позволяет делать переводы с Apple pay, Google pay, Alipay.
Fondy — платформа принимает платежи различных карт, а также поддерживает несколько валют.
Карты
При выборе SDK для работы с картами, определитесь для чего они вам? Что предлагает ваше приложение и зачем ему карты? Чтобы отметить вход в офлайн-магазин или офис? Для этого вам понадобится интеграция одного простого инструмента. Если же вам необходима полноценная навигация, значит вам нужен модульный SDK с функциями картирования, навигации, офлайн-карт и т. д.
Google maps — огромное количество разных инструментов в трех категориях: «карты», «маршруты» и «места». Подходит тем, кому действительно необходима продвинутая навигация.
Map.Kit — еще одна большая и многофункциональная платформа, но в этот раз от Яндекс.Карт: дает возможность выбрать практически любую функцию — от составления маршрута до поиска адресов. Отдельный плюс от меня за простой и понятный лендинг, где есть четкие разделы с документацией, тарифами, условиями использования и т. д.
Mapbox — быстроразвивающийся картографический сервис. Есть возможность использовать сервис бесплатно, если у вас до 50 тысяч активных пользователей. Платформа изначально разрабатывалась для создания собственных карт. В набор инструментов входит: создание и настройка (выбор цвета, границ) дорог, линий, географический названий, возможность работы с уже созданными картами, поддержка офлайн карт.
Надеемся, вам был полезен наш список, а если вы знаете еще какие-то крутые SDK, делитесь в комментариях!
Александра Каменских
Знакомлю читателей блога Carrot quest с лучшими зарубежными материалами.
Зачем и как мы создали мобильный SDK для приёма платежей в приложениях и что в этом хорошего
Менеджер по продуктам «Яндекс.Кассы» Максим Иванов — о том, как обстоят дела с оплатой в мобильных приложениях в России и что его команда сделала для того, чтобы предприниматели могли увеличить конверсию и зарабатывать больше.
Для начала давайте поговорим в цифрах про популярность платежей в мобильных приложениях. По данным Criteo (Европа, 2017 год), в приложениях конверсия продаж в три раза выше, чем в вебе. Проще говоря, в приложениях теряется намного меньше покупателей. Объём покупок в них превышает объём покупок в мобильном вебе — 56% против 44%.
Более того, доля покупок через смартфоны и планшеты — в том числе с мобильных приложений — постоянно растёт. Мы хорошо видим это по метрикам «Яндекс.Кассы». Недавно мы выпустили библиотеку для приёма платежей непосредственно в мобильных приложениях — рассказываем, как к этому пришли и что получилось в итоге.
До недавнего времени с помощью «Яндекс.Кассы» принимать платежи в мобильных приложениях можно было несколькими способами. Самый популярный — через webview, когда пользователь переходит из интерфейса приложения в веб-интерфейс платёжной страницы. Это самый простой в плане интеграции, но не самый эффективный метод.
Тот факт, что покупателям приходится покидать контекст нативного интерфейса приложения, приводит к снижению конверсии. Если человек хочет заплатить из электронного кошелька, тут тоже есть свой нюанс.
Обычно приложения не имеют доступа в мобильных браузерах к авторизации в «Яндексе», поэтому для оплаты из кошелька пользователю придётся авторизоваться в «Яндексе» через веб-интерфейс в приложении. Это ещё сильнее снижает конверсию в платежи.
Ещё один способ приёма оплаты в мобильных приложениях через «Яндекс.Кассу» — с помощью «Сбербанка Онлайн». В этом случае человеку нужно переходить через deep link из приложения магазина в приложение банка. Преимущество этого метода в том, что платёж происходит для покупателя в привычном и безопасном интерфейсе приложения «Сбербанка».
К недостатку можно отнести то, что пользователь покидает приложение магазина и после оплаты может в него уже не вернуться. Магазинам подключить этот способ оплаты не составляет большого труда, но опять же он не идеален с точки зрения пользовательского процесса.
Наконец, компании могут интегрироваться с API «Яндекс.Кассы» и принимать оплату с банковских карт через нативную платёжную форму в своём приложении. Однако для подключения этой возможности партнёру «Кассы» нужно обязательно иметь сертификат PCI DSS. Он есть далеко не у всех крупных компаний, а средним и небольшим получить его зачастую вовсе не по силам.
Таким образом, до сих пор в «Яндекс.Кассе» не было идеального универсального инструмента для приёма платежей в мобильных приложениях. И мы его создали.
Все перечисленные выше сценарии приёма платежей имеют как достоинства, так и недостатки. Мы проанализировали все их сильные и слабые стороны — и создали мобильный SDK «Яндекс.Кассы» для Android и iOS. С помощью нашей новой библиотеки можно принимать платежи из электронных кошельков и с банковских карт.
Мобильный SDK является частью новой технологической платформы «Кассы», то есть работает в связке с её API. На практике это означает, что магазины, которые уже интегрированы с этим API, смогут легко и без особых затрат интегрироваться и с нашим мобильным SDK. Теперь давайте разберём преимущества нашей новой библиотеки.
При использовании SDK оплата происходит полностью в нативном интерфейсе приложения магазина — без каких-либо переходов в веб. То есть процесс платежа становится для покупателя максимально простым и понятным, что положительно сказывается на конверсии.
Кроме того, SDK работает таким образом, что магазину не придётся пропускать данные банковских карт пользователей через свою бэкенд-систему. Это значит, что для приёма платежей с карт компаниям не нужно проходить сертификацию PCI DSS. По сути, мы создали нативный интерфейс, который помогает принимать оплату в мобильных приложениях и который могут подключить любые магазины — от самых крупных до небольших.
Ещё один плюс в пользу мобильного SDK — это заметное упрощение сценария оплаты из электронных кошельков в «Яндекс.Деньгах». Теперь авторизация в «Яндексе» нужна только при первом платеже в приложении. При этом покупателю вовсе не обязательно вручную вводить логин и пароль от аккаунта на «Яндексе».
SDK может получить авторизационные данные из других приложений «Яндекса», установленных на мобильном устройстве пользователя, или из мобильного браузера. И таких устройств в России большинство — на 80% смартфонов и планшетов в России уже пройдена авторизация в «Яндексе». Все последующие платежи «Яндекс.Деньгами» в мобильном приложении можно будет подтверждать одним касанием — так же просто, как через Apple Pay.
Авторизовавшись в «Яндексе», покупатели смогут платить в приложении и с банковских карт, привязанных к электронным кошелькам. По сути, это ещё одно упрощение платёжного сценария, благодаря которому пользователям больше не придётся вводить данные их банковских карт.
Это поможет ещё больше увеличить конверсию платежей. В результате с подключением мобильного SDK «Яндекс.Кассы» компании получат не только простой и эффективный платёжный сценарий в своих приложениях, но и постоянно растущую базу карт, привязанных к кошелькам в «Яндекс.Деньгах».
Поскольку SDK — это программная библиотека, посмотреть на неё в действии без участия разработчика не получится. Это затрудняет продвижение нашего нового решения среди клиентов «Яндекс.Кассы».
В самом деле, как предпринимателю или продакту принять решение об интеграции своего мобильного приложения с «Кассой», если он не может посмотреть, как всё это работает? Для всех сомневающихся мы создали демонстрационное приложение для iOS и Android. Оно наглядно воспроизводит разные сценарии оплаты, встроенные в наш SDK.
Мы наблюдаем тренд увеличения платежей из нативных интерфейсов сайтов и приложений. Это означает, что потребность в сервисах, подобных мобильному SDK «Яндекс.Кассы», будет только расти. Так что мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В дальнейшем мы намерены совершенствовать уже существующие в SDK платёжные сценарии, добавить в него возможности кастомизации интерфейса и, конечно, новые способы оплаты.
SDK тебе, SDK мне, SDK всем! Как делать SDK и зачем это нужно
Наша компания делает сервис для хранения и обработки данных с промышленных устройств (насосы, буры и прочая промышленная техника). Мы храним данные наших клиентов и предоставляем функционал для их анализа: построение отчетов, графиков и еще много чего.
И в ходе работы мы заметили, что интеграция каждого нового клиента сильно затягивается, а количество различных ошибок постоянно возрастает. Тогда стало понятно, что пора с этим разобраться. Как показал анализ ситуации, IT отдел каждого нашего клиента разрабатывал свое решение для локального сбора данных с устройств и отправки к нам в сервис. Все усложняет то, что с учетом специфики отрасли, не всегда есть доступ к интернету и необходимо хранить данные локально и отправлять при первой возможности. И таких нюансов достаточно большое количество, что и приводит к росту количества ошибок.
И тогда мы поняли, что лучшим решением в данной ситуации будет разработать SDK и предоставлять его клиенту. Сразу же начал искать лучшие практики и рассуждения на тему разработки SDK и сильно удивился — в рунете об этом практически ничего нет, а в басурманских интернетах очень мало информации и она разрознена. Ну что ж, задача понятна, обдумана и реализована.
Пора определяться
Начнем с того, что определим, что такое SDK и зачем он может быть нужен.
SDK (от англ. software development kit) — комплект средств разработки, который позволяет специалистам по программному обеспечению создавать приложения для определённого пакета программ, программного обеспечения базовых средств разработки, аппаратной платформы, компьютерной системы, игровых консолей, операционных систем и прочих платформ. SDK использует преимущества каждой платформы и сокращает время на интеграцию.
…
Инженер-программист обычно получает SDK от разработчика целевой системы.
Что ж, логично. Простыми словами, SDK — это пакет библиотек, для того, чтобы клиент мог легко и быстро начать работать с вашей системой (в данной статье речь пойдет про наш сервис, но всё изложенное в статье применимо и к другим видам SDK) или выполнять однотипные действия.
Но, как и у любого подхода, у «Пути SDK» есть как преимущества, так и недостатки.
Преимущества
Высокая скорость интеграции нового клиента — вашим клиентам нужно писать меньше кода.
Переиспользование кода — один и тот же код используется сразу в нескольких местах. Можно сказать, что это дублирование предыдущего пункта, но речь идет о том, что логика работы везде одинокава, из чего следует
Предсказуемость поведения — использование одних и тех же библиотек приводит поведение систем к определенному стандарту, что сильно облегчает поиск и устранение ошибок и уязвимостей.
Качество кода — много где любят экономить на тестировании (жалко бюджета, горят сроки и прочие причины). Понятно, что в реальном мире покрыть тестами все участки проекта это учень трудоемкая задача. Но качественно протестировать все модули SDK, а затем использовать их — это путь повышения процента покрытия тестами, что приведет вас к снижению количества ошибок.
Документация — тот же сценарий, что и с тестами. Покрыть документацией весь проект достаточно проблематично. Переиспользование модулей SDK повышает процент покрытия документацией, что снижает порог вхождения новых сотрудников в проект и вообще помогает по жизни.
Все преимущества, по сути, это следствия самого главного — мы очень качественно пишем код один раз, а затем его переиспользуем.
Недостатки
Высокие требования к качеству кода SDK — следствие главного преимущества. Ошибка в SDK породит ошибки во всех системах, его использующих.
Установка ограничений — SDK — это набор библиотек для реализации стандартных сценариев. Иногда разработчики SDK полагают, что кроме реализации одного из предусмотренных сценариев клиенту ничего не потребуется, что клиенту проще сделать все с нуля самостоятельно, чем строить пьедестал из костылей для SDK.
Dependency hell и обновления — при расширении функционала (например, кастомизации решения под конкретного клиента), вы выпустите новую версию библиотеки. Но существуют зависимости, различные наборы версий библиотек у разных клиентов, и нужно очень тщательно следить за обратной совместимостью или строгим версионированием.
Когда SDK действительно нужен
У вас есть несколько стандартных сценариев, которые реализуются заново из раза в раз — собственно, наш случай.
Внутренние разработки — в разных проектах вы используете системы логирования, конфигурирования систем, работу с HttpRequest, БД, файлами? Выработайте внутренний SDK — набор библиотек для внутреннего использования. Вы в любой момент можете расширить функционал SDK, но скорость разработки новых проектов, процент покрытия тестами и документацией вырастет, а порог вхождения новых разработчиков снизится.
Когда SDK скорее всего будет лишним
Сценарии использования не определены или постоянно меняются — оставьте реализацию кастомных решений клиентам и помогите им. Не надо городить вундервафлю, которая будет только мешать. Очень актуально для молодых компаний и стартапов.
Вы не умеете делать качественно — у меня для вас плохая новость: пора учиться. Но отдавать кривое решение клиенту это очень, очень неправильно. Клиентов надо уважать, в конце концов.
Итак, мы определились, что такое SDK, с его преимуществами и недостатками и когда он нам нужен. Если после этого вы поняли, что SDK действительно нужен — приглашаю вас встать на «путь SDK» и разобраться, а каким он должен быть и как его, черт подери, делать?
«А вы любите Lego?» — Модульность
Представим все возможные сценарии использования SDK (вы же уже определились, зачем он вам нужен, правда?) и сделаем по библиотеке на сценарий. Чем не выход? Но это плохой подход, и так мы делать не будем. А будем так:
Например, с учетом специфики задачи, нам необходимо, чтобы вся логика задавалась из конфигов. Реализуем модуль работы с конфигами (чтения, записи, обновления, валидации и обработки конфигураций) и будем использовать его во всех остальных модулях.
А для реализации стандартных сценариев мы действительно сделаем модули — этакие «управляющие» модули, каждый из которых реализуют один конкретный сценарий, используя другие модули того же SDK. Таким образом для реализации стандартных сценариев клиент должен лишь подключить управляющий модуль сценария (а он сам подтянет все зависимости), а для реализации нестандартных — используем базовые модули, так же переиспользуя код.
Именно этим обусловлено то, что SDK не должен быть одной библиотекой (хотя очень хочется, понимаю. Ведь когда весь SDK в одной библиотеке, можно забыть о зависимостях и всем, что с ними связано), а быть комплектом библиотек. Дополнительным плюсом данного подхода будет уменьшение «веса» программы клиента — он будет тянуть тяжеловесный SDK, а подтянет только необходимые модули.
Но не стоить плодить модули как попало, ведь чем больше модулей, тем больше головной боли от их зависимостей! Т.е. важно правильно разбить логику на модули, соблюдая баланс между решением «все в одном» и «на каждую функцию свой модуль».
«А что, так можно было?!» — Универсальность
Предоставьте клиенту различные интерфейсы для работы с вашей библиотекой. Приведу пример:
Если предоставить только синхронную версию, то при реализации асинхронного приложения клиент вынужден будет делать асинхронные обертки вашего синхронного метода. Если предоставить только асинхронную версию — ситуация похожа. Дайте клиенту и то и другое и он скажет вам спасибо.
Приятным плюсом будут дженерики. Например, у нас есть класс для работы с конфигурациями, реализующий методы упаковки конфига в строку, загрузки конфига из файла и т.д. Конфигурация конкретного модуля будет наследоваться от нашего базового класса, но для работы с новым классом нам необходимо также предоставить методы распаковки.
Таким образом мы предоставили клиенту аж три реализации, которые он может использовать. Дженерики очень удобны, но при работе с динамическими типами их можно вызывать только через рефлексию, что накладно. Общий принцип универсальности, надеюсь, понятен.
«Родитель 1, Родитель 2, Дети[ ]» — Именование
Что самое трудное в работе программиста? Выдумывать имена для переменных.
И тем не менее… Правильное именование модулей, классов, свойств и методов сильно помогут тем, кто будут с вашим SDK работать. Пример, не требующих комментариев:
Kinect 2.0 SDK example
Всё ясно из названий классов и методов. А если есть автодополнение кода в вашей IDE, то зачастую можно и в документацию не заглядывать, если и так все понятно.
Но даже если у вас очень красиво и актуально названы все модули, классы, методы и свойства, документацию все равно необходимо написать. Во-первых, это очень сильно сбережет вам нервы (количество вопросов клиентов уменьшается на порядок. Все есть в документации), а во-вторых, всегда понятно, почему вы сделали так, а не иначе.
Документация, в SDK, как правило, проста и лаконична. Она обычно делится на две части: Tutorial — пошаговый курс в стиле “Построим город за 10 минут” и раздел Reference — справочник по всему, что можно сделать с помощью данного SDK.
Мы выбрали самый простой путь — summary + articles. Мы добавляем Xml атрибуты для методов и классов, которые светятся в intellisense как подсказки. Используя Docfx мы строим документацию по этим атрибутам и получаем подробную и удобную документацию, которую дополняет статьями, описывающими сценарии использования и примеры.
«— Чтобы чисто было! — Как я буду вилкой-то чистить?» — Тестирование
Что можно сказать про тестирование в рамках обсуждения SDK… Must have! Лучшим решением будет TDD (несмотря на то, что я негативно отношусь к данному подходу, в данном случае я решил использовать именно его). Да, долго. Да, нудно. Но зато в будущем вы не повеситесь от постоянных падений SDK на стороне и следствий этого падения.
Основной сок ситуации заключается в том, что отдавая SDK клиенту вы теряете контроль: вы не можете быстро пофиксить ошибку, сложно эту самую ошибку найти, да и выглядеть в такой ситуации вы будете достаточно глупо. Поэтому — тестируйте. Тестируйте лучше. И еще раз. И, на всякий случай, протестируйте ваши тесты. И тесты тестов. Так, что-то я увлекся, но важность тестирования SDK, надеюсь, понятна.
«Жертва, которая не могла противостоять своему прошлому, была поглощена им» — Логи
Поскольку вы отдаете SDK сторонней компании, в следствие чего теряете контроль над ситуацией, в случае ошибки (на этапе тестирования вы все-так решили «и так сойдёт», да?) вас ждет достаточно долгий и болезненный процесс поиск этой самой ошибки. Именно тут вам на помощь придут логи.
Логируйте все, абсолютно все, а в случае возникновения ошибки запросите у вашего клиента логи. Таким образом вы сэкономите много времени и сможете не потярять лицо перед клиентом.
«Alarm! Achtung! Attention!» — Ошибки
Долго размышляя на тему ошибок я пришел к интересному выводу — ни один метод в вашем SDK не должен отдавать ошибку, не описанную в документации. Согласитесь, очень неприятно, когда вы подключаете стороннюю библиотеку для работы с HttpRequest, а она вываливает на вас какой-нибудь NullPointerException и StackTrace, который уводит в недра библиотеки. И вам приходиться погружаться в эти самые «недра», пытаясь понять, насколько глубока кроличья нора, и в чем, собственно, проблема.
Поэтому я предлагаю следующее решение — декларируйте закрытый список возможных исключений и документируйте их. Но, т.к. нельзя быть увереннным, что вы предусмотрели все, оберните метод в try-catch, а пойманную ошибку — в задекларируему. Например, ConfigurationException, который будет содержать InnerException — пойманную ошибку. Это позволит стороннему разработчику поймать все возможные ошибки, но в случае чего быстро разобраться в чем дело.
Версии или «как не укусить себя за хвост»
Во избежание проблем в будущем крайне рекомендую использовать строгое версионирование. Выберете подходящую вам систему построения версий и используйте ее. Но если новая версия библиотеки не имеет обратной совместимости — это необходимо указать. Как это разруливать — думать вам. Но подумать об этом точно стоит.
«Паровозик, который смог» — Deploy
Необходимость актуальности документации и версий порождают требование к корректности деплоя. В своем решении мы используем следующее решение (костыли, но работают).
Когда надо выпустить нвый релиз, разработчик дергает bat’ник с указанием номера релиза, а затем батник:
На выходе получаем обновленную версию сайта с документацией, откуда можно скачать архив с последней версией SDK.
В планах на будущее — упаковка всего в Nuget пакеты и публикация в локальный Nuget репозиторий.
Рекоммендую обратить внимание на этот пункт, ведь вы можете существенно снизить количество головной боли, вызванной отсутствием актуальной информации о новой версии библиотеки.
«-А так можешь? — Фигня. Смотри как надо!» — Примеры & toolkit
Заключение
Разработка SDK стало для меня интересной новой задачей, поднявшей много важных архитектурных вопросов. Многое описанное в статье является очевидными вещами (для меня), но считаю важным огласить даже очевидные вещи, чтобы получить четкую общую картину.
Спасибо за прочтение, буду рад вашим комментариям. Надеюсь, эта статья будет для вас полезной.