Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что

Научная электронная библиотека

Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть картинку Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Картинка про Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что

Кибиткин А. И., Дрождинина А. И., Мухомедзянова Е. В., Скотаренко О. В.,

18.6. Анализ «затраты – объем – прибыль»

В практической деятельности руководителю любой организации приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат организации, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате организации. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточнос-
ти – определение момента, начиная с которого доходы организации полностью покрывают его расходы.

Мощным инструментом в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи «затраты – объем – прибыль» (Cost – Volume – Profit; CVP – анализ).

Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Ключевыми элементами CVP – анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальным доходом коммерческой организации считается разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и суммой ее производственной себестоимости.

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от продажи продукции равна его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью организации в зависимости от изменения объема реализации продукции.

Маржинальный запас прочности – процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).

Величина маржинального дохода показывает вклад организации в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки организации за проданную продукцию вычитают все переменные затраты. При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятии.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Основным условием CVP – анализа является деление затрат организации на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, переменные – изменяются пропорционально изменению этого показателя.

Использование CVP – анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

CVP – анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения организации принадлежит величине маржинального дохода. Добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального дохода. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации; увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных затрат; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения организации также оказывает существенное влияние величина маржинального дохода в расчете на единицу продукции.

CVP – анализ на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Точку безубыточности называют также «критической» или точкой «равновесия».

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используют три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Точка безубыточности на графике – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. В точке безубыточности получаемая организациям выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Метод уравнений основан на исчислении прибыли организации по формуле:

В – Зпер – Зпост = П, (18.16)

Данную формулу можно представить в следующем виде:

Цена за ед.?Кол-во ед. – Зпер на ед.?Кол-во ед. – Зпост = П. (18.17)

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности определяется по формуле:

Точка безубыточности (шт.) = Зпост/МДед.; (18.18)

Точка безубыточности (руб.) = Зпост/Нмд; (18.19)

где Нмд – норма маржинального дохода.

Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, называется маржинальным запасом прочности (кромка безопасности). Он определяется формулой:

Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть картинку Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Картинка про Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что(18.21)

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для организации.

Определить цену продукции при безубыточной реализации можно по формуле:

Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть картинку Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Картинка про Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что(18.22)

Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.

Производственный леверидж (слово leverage в переводе рычаг) – это механизм управления прибылью организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат организации, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки организации.

Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:

Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Смотреть картинку Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Картинка про Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что. Фото Модель описывающая зависимость затраты объем прибыль предполагает что(18.24)

эффект производственного левериджа;

Производственный леверидж является показателем, помогающим выбрать оптимальную стратегию организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

– цены и объема продаж;

– переменных и постоянных затрат;

– комбинации любых перечисленных факторов.

В конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа может иметь особенности, которые необходимо учитывать в процессе его использования:

1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как организация преодолела точку безубыточности своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, организация вначале должна получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что организация обязана возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому, чем выше сумма постоянных затрат, тем позже она достигнет точки безубыточности своей деятельности.

2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процесс прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли организации.

4. Между производственным левериджем и прибылью существует обратная зависимость. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты организации остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла организации.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла организации, когда еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению ее постоянных затрат.

Высокий уровень постоянных затрат в значительной мере зависит от отраслевых особенностей деятельности коммерческой организации, определяющий различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому организации, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако в каждой организации имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное снижение накладных расходов (расходов по управлению), продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений, сокращение объема потребления некоторых коммунальных услуг и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т. к. между суммой этих затрат и объемом производства существует прямая зависимость. К основным резервам экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательного производств за счет обеспечения роста производительности их труда, сокращение запасов сырья, материалов, обеспечение выгодных для организации условий поставки сырья и материалов и др.

Таким образом, CVP – анализ – это методика анализа взаимосвязи «затраты – объем – прибыль». Этот вид анализа – одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности организации. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Ключевыми элементами CVP – анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Использование механизма CVP – анализа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения позволит увеличить потенциал формирования прибыли коммерческой организации.

Источник

Анализ «затраты-объем-прибыль» (CVP анализ)

Анализ «затраты-объем-прибыль» направлен прежде всего на оценку влияния различных уровней деятельности на финансовые результаты предприятия.

Возьмем, к примеру, ресторан. Если бы его владельцы точно знали, сколько клиентов будет приходить каждый вечер, а также количество и тип блюд, которые они будут заказывать, они бы могли сделать так, чтобы сотрудников было ровно столько, сколько нужно, и чтобы на кухне не оставалось отходов. В реальности, такие решения, как формирование штата работников и закупка продуктов, приходится принимать на основании приблизительной оценки, причем эта оценка чаще всего основывается на прошлом опыте.

Хотя информация управленческого учета не способна заменить хрустальный шар, она весьма полезна для поиска ответов на вопросы о последствиях различных решений. Один из самых важных вопросов, на который необходимо ответить еще до начала бизнеса – это «Сколько товара нужно продать, чтобы добиться безубыточности?». При этом под «безубыточностью» мы подразумеваем простое покрытие всех наших расходов без получения прибыли.

Данный тип анализа называется анализом «затраты-объем-прибыль» (или CVP- анализом). Цель данной статьи – рассмотреть некоторые простые расчеты и графики, относящиеся к этой части программы курса «Управлению эффективностью бизнеса», а также допущения, которые лежат в основе анализа безубыточности.

Цель анализа «затраты-объем-прибыль»

Методы расчета точки безубыточности
В точке безубыточности общая выручка равна общим затратам, то есть нет ни прибыли, ни убытков. Существует три метода определения точки безубыточности:

(1) Метод уравнений
На многочисленные вопросы, касающиеся «затрат-объема-прибыли» нам поможет ответить простая математика.

Известно, что общая выручка определяется путем умножения цены реализации единицы продукта (USP) на количество проданных единиц (Q). Общие затраты включают, во-первых, постоянные затраты (FC), а во-вторых, переменные затраты (VC). Общие переменные затраты определяются путем умножения переменных затрат на единицу продукта (UVC) на общее количество единиц (Q). Любое превышение общей выручки над общими затратами приводит к получению прибыли (P). Представив эту информацию в виде простого уравнения, мы получаем технику ответа на вопросы CVP-анализа. Продемонстрируем это на примере компании A.

Примечание: в данном случае используются общие постоянные затраты, а не постоянные затраты на единицу продукта, поскольку постоянные затраты на единицу продукта будут меняться в зависимости от объема производства.

Таким образом, будет неправильно использовать постоянные затраты на единицу продукта, так как величина этих затрат зависит от объема производства. Что касается цены и переменных затрат на единицу, предполагается, что эти показатели остаются неизменными в краткосрочной перспективе при любом объеме производства, и, следовательно, могут быть использованы.

Вернемся к нашему уравнению. Приравняем прибыль (P) к нулю, чтобы выяснить, сколько единиц продукта нам нужно продать, чтобы достичь безубыточности:

Уравнение позволило получить ответ. Если компания А продаст менее 10,000 единиц продукта, то понесет убытки. Если компания продаст ровно 10,000 единиц, то у нее не возникнет ни прибыли, ни убытка, а если продаст более 10,000 единиц, то получит прибыль.

(2) Метод маржинальной прибыли
Во втором подходе нам понадобятся некоторые знания в области алгебры, чтобы переписать приведенное выше уравнение с учетом маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль равна общей выручке за вычетом общих переменных затрат. Маржинальная же прибыль на единицу продукта (UCM) – это цена единицы продукта (USP) минус переменные затраты на единицу (UVC). Следовательно, формула из первого метода теперь выглядит следующим образом:

(USP x Q) – (UVC x Q) – FC = P
(USP – UVC) x Q = FC + P
UCM x Q = FC + P
Q = FC + P
UCM

Итак, если прибыль (P) = 0 (так как мы хотим найти точку безубыточности), то мы просто берем постоянные затраты и делим их на маржинальную прибыль на единицу продукта.

Применяем этот подход к компании А:

Таким образом, Q = 10,000 единиц

(3) Графический метод
Графический метод предполагает, что общие затраты и общая выручка отображаются в виде прямых на графике. Показатели в денежном выражении (выручка, затраты, прибыль) откладываются по оси Y, а количество продукта – по оси X. Точка пересечения прямых, отражающих общие затраты и выручку, представляет собой точку безубыточности. Величина прибыли или убытка при разных уровнях производства и реализации продукции представлена расстоянием между прямыми общих затрат и общей выручки. На Рисунке 1 показан типичный график безубыточности для компании А. Участок между прямыми постоянных затрат и общих затрат представляет собой переменные затраты.

В качестве альтернативы можно построить график маржинальной прибыли. Хотя в рамках курса «Управление эффективностью бизнеса» данному вопросу не уделяется особого внимания, рассмотреть его будет довольно полезно. Упомянутый выше график очень похож на график безубыточности, единственное отличие состоит в том, что вместо прямой постоянных затрат откладывается прямая переменных затрат.

Следовательно, участок между прямыми переменных и общих затрат представляет собой постоянные затраты. Преимущество этого подхода состоит в том, что он делает акцент на маржинальной прибыли, поскольку она представлена участком между прямыми, отражающими общую выручку и общие переменные затраты. Для компании А график представлен на Рисунке 2.

Наконец, можно построить график «прибыль-объем», который подчеркивает влияние изменения объема реализации на прибыль (Рисунок 3). Эта тема является одной из ключевых в программе курса «Управление эффективностью бизнеса», поэтому в данной статье мы поговорим об этом подробнее.

Определение объема реализации, необходимого для достижения целевой прибыли

Помимо определения точки безубыточности существуют и другие базовые расчеты, которые тоже нужно понимать. Например, руководство компании может желать узнать, сколько продукции надо продать, чтобы достичь целевой прибыли.

Или же можно воспользоваться методом маржинальной прибыли:

Таким образом, Q = 25,000 единиц.

График маржинальной прибыли показывает участок между линиями переменных и общих затрат, который представляет собой постоянные затраты. Преимущество этого подхода состоит в том, что он делает акцент на маржинальной прибыли.

Это не самый быстрый метод, поэтому на экзамене прибегать к нему не рекомендуется.

Запас прочности
Запас прочности показывает, насколько объем реализации может снизиться до того, как возникнет убыток. Иными словами, это превышение бюджетной реализации над реализацией в точке безубыточности. Давайте снова обратимся к компании A в качестве примера и предположим, что бюджетный объем реализации составляет 20,000 единиц. Запас прочности в единицах товара можно найти следующим образом:

Бюджетный объем реализации – объем реализации в точке безубыточности = 20,000 – 10,000 = 10,000 единиц.

Кроме того, этот показатель можно рассчитать в процентах, как это обычно делается:

(Бюджетный объем реализации – объем реализации в точке безубыточности)/бюджетный объем реализации

Для компании А это будет (10,000/20,000) x 100 = 50%.

Наконец, запас прочности можно рассчитать в виде выручки от реализации следующим образом:

Доля маржинальной прибыли в выручке
При анализе безубыточности для одного продукта может быть полезно (а для ассортиментного ряда просто необходимо) определить, сколько центов с каждого доллара выручки идет на покрытие постоянных затрат. Это называется долей маржинальной прибыли в выручке (или коэффициентом C/S). Когда продукт только один, данный показатель можно рассчитать либо путем деления совокупной маржинальной прибыли на совокупную выручку от продаж, либо путем деления маржинальной прибыли на единицу продукта на его цену:

Для компании A: ($20/$50) = 0.4

Когда продуктов несколько, средневзвешенный коэффициент C/S рассчитывается по формуле:

Совокупная маржинальная прибыль/совокупная выручка от продаж

Средневзвешенный коэффициент C/S можно использовать для расчета показателей CVP-анализа, т.е. точки безубыточности, запаса прочности и т. д.

Пример 2
Помимо Продукта X, описанного выше, Компания A также начинает производство Продукта Y. Имеется следующая информация о продуктах:

Источник

По какой формуле рассчитывается маржинальная прибыль

Любое предпринимательство подразумевает конечной целью извлечение прибыли. Экономический смысл этой категории может различаться в зависимости от того, какие именно средства в нее включаются и какие затраты и дополнительные платежи исключаются. Вид прибыли важен также по отношению к цели ее выделения. Так, доход в качестве налогооблагаемой прибыли интересует налоговиков, а распределяемая прибыль – акционеров. Самого бизнесмена прежде всего будет волновать чистая прибыль.

Однако, планируя возможность инвестиций, оценивая эффективность предпринимательства, нужно принимать во внимание, что для вычисления прибыли нужно убрать из расчетов не только постоянные, но и переменные издержки, несмотря на то что они трудно поддаются прогнозированию. Такая прибыль – маржинальная – более точно отразит финансовую эффективность бизнеса.

Рассмотрим суть маржинальной прибыли, приведем формулу, по которой рассчитывается маржа и безубыточность производства. Проанализируем факторы, влияющие на маржу, а также возможные способы увеличения этого вида прибыли.

Маржинальная прибыль: что это такое

Прибыль предприятия формируется в результате производства продукции и его реализации, за вычетом расходов, понесенных в процессе этого производства, а также издержек организации и управления.

Маржинальная прибыль (от английского «Margin» или французского «Marge», что означает «разница») – это доход предприятия, образуемый выручкой от реализации определенного объема товаров за вычетом затрат, образовавшихся в процессе производства (переменных затрат) этого же объема продукции.

Эту финансовую категорию иногда называют «суммой покрытия», так как именно за ее счет формируется покрытие затрат на трудовое вознаграждение персонала, а остаток составляет чистую прибыль бизнесмена.

Важное значение в обосновании управленческих решений в бизнесе имеет маржинальный анализ. Его методика базируется на соотношении трех важнейших экономических показателей (издержек, объема реализации (продаж), прибыли) и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Как оценивается рентабельность маржинальной прибыли в системе маржинального анализа экономического субъекта?
Посмотреть ответ

Близкий, но не тождественный термин – валовый доход. Разница с маржинальной прибылью состоит в том, что учитываются еще и непроизводственные затраты, а также он вычисляется на единицу продукции. Маржинальная прибыль же учитывает весь ассортимент выпускаемых товаров, тем самым характеризуя общую рентабельность предприятия.

Словом «маржа» иногда на профессиональном сленге называют саму маржинальную прибыль, но чаще это обозначает показатель маржинальной доходности (он вычисляется в процентах).

К СВЕДЕНИЮ! Рост маржинальной прибыли означает подъем чистой прибыли предприятия за счет более быстрого возмещения переменных затрат на производство. Именно увеличение маржинальной прибыли является целью различных управленческих стратегий, применяемых для повышения прибыльности производства.

Формула и тонкости расчета маржи

Исходя из определения маржи, ее рассчитывают по простой формуле:

При вычислении маржинальной прибыли важно помнить о некоторых особенностях учета:

Вычислять маржу – показатель маржинального дохода – удобно для сравнения с другими финансовыми категориями, данными по различным видам продукции или цифрами, которые показывают другие предприятия. Рассчитывается маржа так:

Данный показатель освещает процентную долю маржинальной прибыли в реализационной выручке.

Как интерпретировать показатель маржинальной прибыли

Маржинальная прибыль нужна для определения стратегии безубыточности предприятия. Можно делать его по каждому виду продукции из ассортимента и по всему производству целиком.

Безубыточность – такое состояние производства (объем выпуска), при котором сумма выручки и издержки (переменные плюс постоянные) уравновесят друг друга. Этот объем можно вычислить так:

Иначе говоря, объем безубыточности зависит от того, какая доля «суммы покрытия», то есть маржинальной прибыли, покроет постоянные расходы на каждую единицу продукции.

Кроме анализа безубыточности, показатель маржи используется при:

Нормы маржинальной прибыли

Общепринятых нормативных значений маржи, очевидно, не может существовать. Этот показатель сильно зависит от отрасли производства. Поэтому имеет смысл рассматривать нормы только в отраслевом контексте. Для каждой отрасли есть товары более и менее высокой маржинальности.

СПРАВКА! Производство и продажа предметов роскоши, например, будут иметь более высокий маржинальный показатель, чем товаров, необходимых повседневно.

Пути влияния на рост маржинальной прибыли

Низкомаржинальные товары при продаже получают ограниченную торговую наценку. Но можно повлиять на соотношение маркетинга низко- и высокомаржинальных товаров, уделив больше внимания рекламе последних, предусматривая для них дополнительные скидки, бонусы и другие способы увеличения объема продаж.

Например, в фармацевтике БАДы и косметика маржинальнее общеупотребительных лекарственных средств. Поднять наценку выше уровня, установленного государством, фармацевтические компании не вправе. Зато они могут больше рекламировать БАДы, стимулировать сотрудников, обеспечивающих высокий уровень продаж, договариваться с медиками, которые будут рекомендовать их своим пациентам, использовать другие маркетинговые ходы. Так можно влиять на соотношение реализации высоко- и низкомаржинальных групп товаров.

ВНИМАНИЕ! В практике предпринимательской деятельности имеет смысл разумно сочетать оба эти метода увеличения маржинальной прибыли.

Ограничения анализа маржинальной прибыли

Способ анализа и прогноза, в основу которого положен показатель маржинальной прибыли, не может быть эффективным на все 100%. На него налагаются некоторые ограничения, обусловленные экономическим смыслом понятия маржи. Итак, при анализе прибыльности и рентабельности предприятия с помощью вычисления маржи нужно принять во внимание следующие нюансы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *