Модель воспитывающей культурной среды в доу что это такое
Консультация «Воспитывающая среда в ДОО»
Консультация для педагогов
Тема: «Создание в группе воспитывающей среды».
Обучать всегда легче, чем воспитывать.
Воспитывающая среда-это окружающая среда, в первую очередь
люди, их внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела. Затем
природа. И опять человек в ней, отношение человека к природе. Искусство-следующее направление воспитатель ной среды. Для ребенка
дошкольника воспитывающая среда-это семья, детский сад, немного улицы. Не будем говорить о семье, как о главнейшей среде в воспитании ребенка, об улице Поговорим о нас, о воспитывающей среде дошкольного учреждения. Мы знаем, что воспитательный процесс-процесс непрерывный. Каждую минуту в повседневной жизни, в игре, на занятиях идет воспитательный процесс. В детском учреждении воспитатель в группе целый день находится с детьми, воспитатель
главный «инструмент» в детском саду, то есть воспитатель, подобно психотерапевту, «работает собой» и показывает, насколько этот инструмент содержится в порядке. Эффективен ли наш инструмент!
Воспитывающая среда в дошкольном учреждении тесно связана с
развивающей средой. Трудно определить, что влияет больше на ребенка
занятия или детсадовский порядок, традиции, заведенные в группе? На
каждом занятии воспитатель ставит перед собой помимо
обучающих и развивающих воспитательные задачи. В свободной жизни дошкольника что ни момент, то воспитание. Воспитание повседневностью сложное дело. Оно требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты, человечности.
Ребенок- зеркало нравственной жизни родителей и воспитателей.
Каким же должен быть человек, которому доверено воспитание детей?
Честным и правдивым, искренним и принципиальным, душевно богатым и щедрым.Особенно важно: спокойная манера держаться и разговаривать; приветливость, умение выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка–во время пошутить, успокоить, доверительно поговорить.
Воспитатель для ребенка пример во всем. В манере разговаривать,
одеваться и т. д. Силой примера воспитывается исключительно все и каждую минуту. Хорошо, если это положительный пример Как часто воспитателю приходиться объяснять, что хорошо,что плохо. А можно своим примером показать, как правильно пользоваться вилкой, как извиниться, если случайно наступил на ногу и т. п.
Пример– это главное составляющее воспитывающей среды.
чем «Тебе не стыдно. У тебя голова есть» и др. Так вы овладеете стихией собственных чувств, избегаете круга взаимных обвинений. Воспитателю необходимо иметь в запасе такие слова.
Дети, в отличие от взрослых, меняются каждый день, и в наших
силах построить отношения с ними в доброжелательном ключе, даже, если ребенок целый день простоял надутый. Если, мы поймем, что только от нас зависит, как сложатся наши отношения с детьми, то приобретем тот неподдельный авторитет.
Говорят: Талант педагога – это талант общения.
К сожалению, многим педагогам свойствен строгий тон общения.
Если задуматься о трудностях наших дней, что это за трудности?
Материальная сторона семьи. Дети знают, что такое «нет денег», отсюда
зависть (нет самоката, красивых игрушек и т. д.). Дети не могут посещать
платные кружки. Воспитывать надо не в строгости, а с пониманием
трудностей. Сдержанность и доброта – качества сильного, а не слабого!
У китайского ученого Конфуция, жившего в пятом веке до нашей эры есть такое высказывание –его спросили: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?».Философ ответил: «Это снисходительность! Чего себе не пожелаешь, того не делай другим!».
Физическое оскорбление убивает доверие и чувство безопасности
ребенка. Но тоже самое действие оказывает и оскорбление словом.
поведение. И ранит слово очень глубоко! Это самое смертное из всех грехов, уродующих душу ребенка. Конечно, без строгости, наверно, невозможно работать с коллективом детей. Но строгость строгости рознь! Имеется в виду качество строгости. Одна из них будет благом для ребенка, другая – злом.
Каким голосом пользуется воспитатель, музыкальный руководитель
помощник воспитателя? Для воспитывающей среды, для психологического комфорта в группе важно даже не само слово, а голос, тон, каким было сделано замечание,обращение: холодным или теплым, мягким или жестким, ласковой или официальной формой имени? В группе не должно быть одергиваний, громких разговоров, не делать замечаний через всю группу. А ведь это все примеры поведения для детей. Это показатель воспитавающей среды в группе.
Воспитывающая среда в дошкольном учреждении тесно связана с
развивающей средой. Трудно определить, что влияет больше на ребенка
– занятия или детсадовский порядок, традиции, заведенные в группе? На
каждом занятии воспитатель ставит перед собой помимо обучающих и
что ни момент, то – воспитание. Воспитание повседневностью – сложное
дело. Оно требует от взрослого большого педагогического такта, выдержки, доброты, человечности.
На воспитание детей в ДОУ немаловажное значение оказывает обстановка в детском саду, внешний вид взрослых, обращение друг к другу. Очень важна эстетика быта, оформление помещений
. Если кругом чисто, красиво, то легче формировать навыки аккуратности и трудолюбия, дети приучаются самостоятельно замечать непорядок и устранять его.
Особая роль отводится художественному оформлению помещений:
спокойные тона стен, красивые занавески на окнах, с чувством меры
подобранные украшения. Это тоже воспитывающая среда в ДОУ.
Общение с природой – главный учитель, тренер.
«Смотреть на прекрасное, значит улучшаться!». Эти слова греческого ученого Платона как нельзя лучше характеризуют значение природы, как условие воспитания человека. «Бросьте все и уезжайте на природу!»,
— говорят человеку, потерявшему равновесие (душевное или физическое). Насколько больше бы
мы дали детям, насколько легче бы усвоились знания, если бы мы чаще
выводили детей на природу, на экскурсии под открытым небом? Природа, как среда воспитания, просто необходима дошкольникам. Не столько экологическая сторона, сколько наблюдения живой природы, общение с нею.
Вживую понаблюдать, потрогать, пожалеть. Надо постоянно вооружать
детей этой средой воспитания.
Театр в детском саду – тоже воспитывающая детей среда. В
детском театре, если вы его затеваете, развитие души и разу
В театре дети кроме культурного, нравственного и образовательного опыта получают позитивную информацию о нашей жизни. Они понимают, что жизнь состоит не только из будней, что есть что-то помимо жестокости,унижений.Ребенок как бы спрашивает себя: «Я то кто?» А театр ему отвечает. Театр дает возможность проявить лучшие качества для себя и для других, опыт в положительных поступках.
МБДОУ «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»»
Консультация на тему : «Создание воспитывающей среды в группе»
Подготовила: Шульга Е. Н.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Развитие ребёнка, его познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в том числе от предметно-пространственного.
Фотоотчет «Развивающая среда» Программные образовательные задачи решается в соответствии с особенностями дошкольного возраста в условиях специально созданной развивающей.
Предметно-развивающая среда Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.
Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.
Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования
Рената Соколова
Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования
Вектором целеполагания в работе служат основные принципы ДО:
1. Формирование ценностных ориентиров как основа для качественного воспитания и образования личности ребенка.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (ФГОС ДО 1.4 (4)Основные принципы дошкольного образов.).
3. Сотрудничество Организации с семьей, (ФГОС ДО 1.4 (5)Основные принципы дошкольного образов.).
4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, (ФГОС ДО 1.4 (6)Основные принципы дошкольного образования).
5. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, (ФГОС ДО 1.6 (4) задачи Стандарта).
6. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, (ФГОС ДО 1.6 (5) задачи Стандарта).
7. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности (ФГОС ДО 1.6 (6) задачи Стандарта).
8. Дошкольный возраст является важным периодом формирования социальных компетентностей.
9.Фундаментальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, трудолюбие, человеколюбие являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и обучения детей;
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире.
Опираясь на основные принципы дошкольного образования, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, сегодня детские сады реализуют различные формы, методы, культурные практики в области познавательное развитие. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение художественной литературы. Включение детей в эти виды деятельности дает возможность вариативно использовать образовательный материал.
Следовательно, на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Естественным процессом прослеживается формирование социокультурной среды ДОУ. Поэтому социокультурная среда— представлена как единство трех составляющих:
• социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов (событийность).
• принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса;
• развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Синонимом социокультурной среды я бы назвала детско- взрослой общностью. Эта среда не замкнута в дошкольном «мире», а выводит детей в реальные социальные, а сотрудников в партнерские отношения, и производит общественное благо.
Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что будет обеспечивать в целом более качественный уровень образования. Фундаментальными основами формирования среды становятся:
• высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.
• Взаимодействие с детьми (культурные практики, технологии) Компетентность педагогов в знании той или иной технологии, культурной практики, позволяет реализовать основные принципы ДО здоровье сберегающие технологий, коллекционирование, экспериментирование и. т. д Так же
• Взаимодействие с семьей трансформируется в виде работы семейной академии. Сюда входят домашние задания, рабочие тетради, читательские дневники, совместные проекты, мероприятия, развлечения.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями. Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
• Конкурсное движение ДОУ. Становится традиционным участие коллектива детского сада в городских и областных конкурсах. Детские сады участвуют в областных конкурса «Марш парков», «Родники». Это воспитывает е детей желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города, учит детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности, создаются возможности обеспечения эмоционального благополучия детей.
Таким образом создание в дошкольном образовательном учреждении детско- взрослой общности, ориентированную на формирование социкультурной среды, духовно- нравственные ценности, как одно из главных условий повышения качества образования.
Результатами данной деятельности стали:
•— на уровне педагогов: изменение их ментальности, мотивации и ответственности за качество работы;
•— на уровне воспитанников: личностное развитие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
•— на уровне родителей: получение качественной образовательной услуги, изменение отношения к детскому саду.
• приобретение новых партнеров,
• утверждение ДОУ статуса в социуме.
Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Уфа
Тема: «Формирование социокультурной среды ДОУ,
как условие повышения качества образования»
воспитатель МБДОУ Детский сад №280
Маркина Олеся Спиридоновна
Непременным условием повышения качества образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении является создание развивающей социокультурной среды. Социокультурная среда дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. В условиях модернизации системы образования главной задачей детского сада становится оказание педагогической поддержки каждому ребенку на пути его развития, самопознания и самоутверждения в этом мире, обеспечение психологически комфортной, содержательной и насыщенной жизни воспитанников.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС, социокультурная среда должна соответствовать возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и обеспечивать условия для формирования у дошкольников социокультурных ценностей, развития их социальных качеств; усвоения норм и правил, принятых в обществе. слайд 2
Модель социокультурной среды развития ребенка
в условиях современного ДОУ представляет собой взаимодействие внешних и внутренних компонентов, процессуально и содержательно связанных между собой.
Основные компоненты социокультурной среды: слайд 3
— нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда (РППС);
— создание единой системы работы участников образовательного процесса;
— взаимодействие с социальными институтами города.
Рис. 1. Модель социокультурной среды ДОУ
В своем выступлении я более подробно затрону только два, на мой взгляд, самых важных вектора социокультурной среды: это создание РППС в соответствии с требованиями ФГОС и организацию сотрудничества с семьей. В свете современных требований развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Функциональность предметной среды означает, что в открытом доступе находятся только те материалы, которые в данный момент востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует убрать из группы в другое место. Имеющееся оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения интересов детей и развивающего потенциала. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть не только многофункциональны и вариативны, но, безусловно, отвечать требованиям безопасности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить детям разнообразие социокультурных впечатлений. Это означает, что предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы. В атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоаппарат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т. п.).
Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ позволяет создать условия для содержательной и насыщенной жизни дошкольников в детском саду, способствовать личностному развитию дошкольников, повышать интеллектуальную и творческую активность детей, формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к окружающим, природе, самому себе, способствовать эмоциональному благополучию детей.
Важнейший вектор формирования социокультурной среды направлен на создание единой системы работы всех участников образовательного процесса. Это предполагает взаимодействие с родителями ребенка, тесное сотрудничество с семьей, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. слайд 12
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы,как традиционные так и нетрадиционные: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары-практикумы, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.
Большой интерес у родителей вызывает Фотогалереи «Из жизни нашей группы», или наоборот, «Выходной день в нашей семье».
На мой взгляд, первым шагом на пути сотрудничества с семьей является установление доверительных отношений, взаимопонимания с родителями. Это достигается путем изменения позиции родителей «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» образовательных отношений.
Для этого важно отказаться от формального общения, от монолога – в пользу диалога и отдавать приоритет таким формам работы, которые помогают родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения.
Родителям наших воспитанников очень нравятся родительские собрания в форме Круглого стола, Вечера вопросов и ответов, Семинары-практикумы, где родители воспитанников осваивают программные задачи по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию. слайд 14
Мы хорошо понимаем, что воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы родители воспитанников стали помощниками, сотрудниками педагогов, творчески развивались вместе со своими детьми, важно убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего важнее, чем научиться понимать своего ребенка, быть терпеливыми и деликатными.
Таким образом, мы видим, что на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.