Моделирование что это такое в биологии

wiki.vspu.ru

портал образовательных ресурсов

«Задачи Биологии решаемые с помощью компьютерного моделирования»

Выполнила Гарькуша Анастасия 10 Б

В биологии применяются в основном три вида моделей: биологические, физико-химические и математические (логико-математические).

В реальном времени нужный для науки оригинал может уже не существовать или же существовать, но в разных частях света ( например вымирание Динозавров ) и чтобы собрать общую картину похожую на оригинал нам будет необходимо компьютерное моделирование. Моделирование что это такое в биологии. Смотреть фото Моделирование что это такое в биологии. Смотреть картинку Моделирование что это такое в биологии. Картинка про Моделирование что это такое в биологии. Фото Моделирование что это такое в биологии

С помощью компьютерного моделирования мы можем создавать наглядные примеры внутренних органов и всего организма в целом. Моделирование что это такое в биологии. Смотреть фото Моделирование что это такое в биологии. Смотреть картинку Моделирование что это такое в биологии. Картинка про Моделирование что это такое в биологии. Фото Моделирование что это такое в биологии

Чтобы рассмотреть модель клетки мы можем использовать компьютерное моделирование и узнать строение досконально.

Моделирование что это такое в биологии. Смотреть фото Моделирование что это такое в биологии. Смотреть картинку Моделирование что это такое в биологии. Картинка про Моделирование что это такое в биологии. Фото Моделирование что это такое в биологии

Моделирование что это такое в биологии. Смотреть фото Моделирование что это такое в биологии. Смотреть картинку Моделирование что это такое в биологии. Картинка про Моделирование что это такое в биологии. Фото Моделирование что это такое в биологии

При помощи компьютерного моделирования мы можем создать модель всех внутренних органов и исследовать их не нанося ущерб здоровью организма.

Моделирование что это такое в биологии. Смотреть фото Моделирование что это такое в биологии. Смотреть картинку Моделирование что это такое в биологии. Картинка про Моделирование что это такое в биологии. Фото Моделирование что это такое в биологии

Вывод : Компьютерное моделирование очень важно для будущего науки в Биологии, так как с помощью него мы можем исследовать все аспекты жизнедеятельности организма, изучать строение живых существ даже если их уже не существует.

Источник

Применение моделирования в биологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

На протяжении длительного периода времени биология была описательной наукой, мало приспособленной для прогнозирования наблюдаемых явлений. С развитием компьютерных технологий ситуация изменилась. Сначала наиболее используемыми в биологии были методы математической статистики, которые позволяли выполнять корректную обработку данных экспериментов и оценивать определенную значимость для принятия определенных решений и получения выводов. Со временем, когда методы химии и физики вошли в биологию, начали использовать сложные математические модели, которые позволяли обрабатывать данные реальных экспериментов и предсказывать протекание биологических процессов в ходе виртуальных экспериментов.

Модели в биологии

Моделирование биологических систем представляет собой процесс создания моделей биологических систем с характерными для них свойствами. Объектом моделирования может быть любая из биологических систем.

В биологии применяется моделирование биологических структур, функций и процессов на молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом уровнях организации живых организмов. Применяется моделирование также к разным биологическим феноменам, условиям жизнедеятельности отдельных особей, популяций, экосистем.

Биологические системы – это очень сложные структурно-функциональные единицы.

Используется компьютерное и наглядное моделирование биологических компонентов. Примеров таких биологических моделей огромное количество. Приведем некоторые примеры биологических моделей:

Готовые работы на аналогичную тему

Моделирование что это такое в биологии. Смотреть фото Моделирование что это такое в биологии. Смотреть картинку Моделирование что это такое в биологии. Картинка про Моделирование что это такое в биологии. Фото Моделирование что это такое в биологии

Наблюдается быстро возрастающее значение моделей компьютерного моделирования почти во всех областях биологии. Компьютерное моделирование используется для анализа расчетных данных, к которому относится и обработка изображений, для анализа нуклеотидных последовательностей, кодирующих ген и отдельных белков, для компьютерного обучения современной биологии и т.д. При помощи проведения «виртуальных» экспериментов на персональных компьютерах можно контролировать все переменные и факторы воздействия, что позволяет выполнять анализ биологических систем, разработку физических моделей для компонентов этих систем, которые нельзя провести в реальных экспериментах.

Основные виды моделей в биологии

Биологические модели на лабораторных животных воспроизводят определенные состояния или заболевания, которые встречаются у животных или человека. Их использование позволяет изучать при проведении экспериментов механизмы возникновения данного состояния или заболевания, его протекание и исход, воздействовать на его протекание. Примерами биологических моделей являются искусственно вызванные генетические нарушения, инфекционный процесс, интоксикация, воспроизведение гипертонических и гипоксических состояний, злокачественных новообразований, гиперфункция или гипофункция некоторых органов, неврозы и эмоциональные состояния.

Для создания биологических моделей воздействуют на генетический аппарат, применяется заражение микробами, вводят токсины, удаляют отдельные органы и т.д. Физико-химические модели воспроизводят с помощью химических или физических средств биологические структуры, функции или процессы и, обычно, они представляют собой далекое подобие биологического явления, которое моделируется.

Значительные успехи были достигнуты в создании моделей физико-химических условий существования живых организмов, их органов и клеток. Например, подобраны растворы неорганических и органических веществ (растворы Рингера, Локка, Тироде и др.), которые имитируют внутреннюю среду организма и поддерживают существование изолированных органов или культивируемых клеток внутри организма.

Моделирование биологических мембран позволяет выполнять исследование физико-химических основ процессов транспортировки ионов и влияния на него разных факторов. С помощью химических реакций, которые протекают в растворах в автоколебательном режиме, моделируются характерные для многих биологических феноменов колебательные процессы.

Математические модели (описание структуры, связей и закономерностей функционирования живых систем) построены на основе данных эксперимента или представляют собой формализованное описание гипотезы, теории или открытой закономерности какого-либо биологического феномена и для них необходима дальнейшая опытная проверка. Разные варианты таких экспериментов определяют границы использования математических моделей и представляют материал для ее дальнейшего корректирования. Испытание математической модели биологического явления на персональном компьютере дает возможность предвидеть характер изменения исследуемого биологического процесса в условиях, которые трудно воспроизвести с помощью эксперимента.

Источник

Мастер-класс «Приемы моделирования как способ представления результатов на уроках биологии»

Разделы: Биология

«Творчество есть процесс, творчество есть овладение
новыми возможностями».

Н.Рерих

Добрый день, дорогие коллеги! На дворе осень – пора замирания и оцепенения природы, пора ярких красок, пора подготовки к зиме и грядущему скоро празднику встречи Нового года, новых свершений, новых поисков и надежд, новых успехов. И я поздравляю вас с этим, желая вам творческого полета, новых открытий и начинаний, отличного настроения и душевного тепла.

Мы встретились на мастер-классе, мы готовы к поиску нового, творчеству, сотрудничеству. Чтобы подарить друг другу каплю тепла и доброты (мысли материальны)!

1. Итак, попробуем в группах смоделировать наше осеннее настроение (2-3 мин)

(Демонстрируем, озвучиваем и крепим результаты моделирования на доску магнитами)

Итак, успехи первого этапа моделирования мы услышали и увидели, мы подарили друг другу улыбки и хорошее настроение.
С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы и др. Электромобиль на стенде выставки, телевизионная красавица, рекламирующая различные товары, макет здания, детская мягкая игрушки, математическая формула, теория развития общества – это все модели.

2. Постановка цели

На сегодняшнем мастер-классе о чем вы хотели бы узнать? (беседа с учителями)

Чему хотим научиться?

Каких результатов планируем достичь?

3. Как же получается назвать такие разные понятия одним словом?

(на листе бумаги посередине слово «МОДЕЛЬ») Что мы знаем о модели? (ассоциации записываем на листочке, используя стрелки и связки)

Анализ нарисованных схем (опрос по группам или по парам)

4. Давайте обратимся к определениям моделей разных авторов и выберем наиболее точные характеристики (словосочетания, выражения). На их основе дадим формулировку слову «модель»

Значение слова Модель по Ефремовой:

Модель

Значение слова Модель по Ожегову:

5.Теперь попробуем сформулировать сами понятие «Модель» (дать время на написание формулировки, затем озвучить)

Модель – это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.

Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реально существующего, более сложного объекта, процесса, явления, называемого прототипом или оригиналом.

6. Для чего применяются модели?(беседа)

Модели в биологии применяются для моделирования биологических структур, функций и процессов на разных уровнях организации живого: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом. Возможно также моделирование различных биологических феноменов, а также условий жизнедеятельности отдельных особей, популяций и экосистем.

Что такое моделирование?

Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

8. Что можно моделировать в биологии? (пробуют сами ответить на данный вопрос)

1. Объекты: Различные уровни организации живой природы: клетки и их части, органы, системы органов, организмы разных царств, сообщества, биосферу, модель солнечной системы и т д.

2. Биологические явления: диффузия газов, осмос и тургор клетки, плазмолиз и деплазмолиз, явление корневого давления, все сезонные явления природы, листопад, прилет птиц, гнездостроение, спячка животных и т.д.

3. Процессы: процесс биосинтеза белка, фотосинтеза, митоза и мейоза, двойное оплодотворение цветковых, все процессы жизнедеятельности (дыхание, выделение, размножение, развитие и т.п.)

9. Может возникнуть вопрос: Может лучше исследовать сам оригинал, а не строить его модель? (Желательно, чтобы примеры приводили учителя)

10. По каким признакам можно классифицировать модели? (беседа)

При классификации объектов по «родственным» группам необходимо правильно выделить определенный признак.

По области использования моделей:

По отрасли знаний:

По фактору учета времени:

По способу реализации: компьютерные, некомпьютерные.

По способу представления (материальные и информационные).

Материальные модель предметная, физическая. Воспроизводит геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеет реальное воплощение, реализует материальный подход к изучению объекта, явления или процесса.

Формами представления информационной модели могут быть: словесное описание, таблица, схема, чертеж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т.д.

Информационные модели бывают:

Из информационных знаковых моделей по форме представления можно выделить следующие виды:

11. Выделим этапы моделирования: (схема составляется на доске)

12. Приведу примеры моделирования из своей практики на уроках биологии. (показ слайдов с примерами и иллюстрациями)

1. Материальное моделирование объемное – модель из пластилина

3. Наглядно-символическая форма – ментальная карта (подробное пояснение)

Интеллект-карты, ментальные карты, карты ума. Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги «Работай головой». Это разработка Тони Бьюзена – англ. писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Интеллект-карты – один из способов визуализации и систематизации информации.

В чем преимущества Интеллект-карт перед традиционными способами переработки информации (конспектирование в виде текста, таблиц, графиков, списков)? Изучение информации через Интеллект-карты объединяет работу левого и правого полушарий в целое, следовательно, более быстрая и качественная фиксация изучаемого материала.

Построение Интеллект-карт.

В основе техники – принцип «радиального мышления». Проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.

Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре. От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Узловая структура, где каждый узел является информационным блоком, связанным с другим.

Древовидная форма, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Линии разной толщины и символизируют важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий.

7. Игровое моделирование – составление и проигрывание сценария на тему по ролям.

13. Самостоятельная работа групп учителей по созданию выбранного варианта моделирования

Итак, дорогие коллеги. Пришло время и нам попробовать освоить приемы моделирования по разным направлениям. Почувствуйте себя школьниками на уроке биологии и рассуждайте примерно так же. Образуем группы.

Ваша задача – через определенное время представить модели, которые можно получить при изучении данной темы. Придумать варианты работы с моделью.

Распределение по группам:

14. Защита своих экспериментов по моделированию группами учителей.

15. Какие группы УУД формируются у обучающихся благодаря данным приемам моделирования?(беседа)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Готовность к саморазвитию и самообразованию.
Формирование личностных представлений о ценности природы.

Умение самостоятельно определять цель
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели
Прогнозирование результата деятельности

Организация и планирование работы в группе.
Умение договариваться, находить общее решение.
Определение функций участников и способов их взаимодействий.
Инициативное сотрудничество.
Контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Умение давать определения понятиям.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

16. Рефлексия. Выводы (беседа)

Использование метода моделирования позволяет развивать:

Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

Источник

Использование метода моделирования в биологии

Метод моделирования в биологии — в чем суть

Биология зародилась изначально как описательная наука. Со временем арсенал методов расширялся. В современной биологии используют 5 основных методов.

Биологическая модель — это упрощенное отображение объекта, явления, процесса или системы, которое отражает существенные особенности реального прототипа.

Изучение такой упрощенной системы позволяет получить информацию о другой, более сложной реальной системе. В этом изучении и состоит суть моделирования — процесса построения моделей для исследования.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Для чего и в каких случаях используется

Моделирование применяется для изучения абсолютно разных биологических феноменов. Поскольку системы природного мира зачастую являются сложными структурно-функциональными единицами, изучать их с помощью большинства обычных методов довольно тяжело.

С помощью упрощенных моделей можно изучать:

Значение моделей в том, что они позволяют изучать объекты, процессы и явления на всех уровнях организации живого: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом. Также с их помощью можно изучать явления и объекты неживой природы в любом масштабе.

Моделирование имеет ряд преимуществ перед другими методами, используемыми в биологии как науке. Она дает ряд возможностей:

Основы моделирования биологических процессов и систем

Чтобы модель действительно отображала свойства отображаемого объекта или явления и могла рассматриваться как научный метод, необходимо правильно составить ее. Упрощенно алгоритм можно представить следующим образом.

Какие виды моделей применяются

Модели в целом можно разделить на две большие категории:

Можно также выделить 2 разновидности моделей, в зависимости от фактора времени:

Основных типов моделей в биологии 3:

В биологических моделях используют настоящих животных. На них ученые изучают различные состояния, в т. ч. болезни, встречающиеся как у этого вида животных, так и у человека.

Ученые искусственно вызывают генетические или приобретенные нарушения, чтобы отследить их причины и динамику развития, а также найти способ справиться с ними. Для этого к животным могут подсадить микробов, ввести токсины, изменить работу органов и систем органов, поменять рацион или поместить в искусственную среду обитания.

Такие модели широко распространены в генетике, физиологии и фармакологии.

Сущность физико-химических моделей в том, что они воспроизводят структуру биологических структур или процессов. Это напоминает наблюдение за естественным явлением, но смоделированное. К примеру, немецкий ученый М. Траубе в XIX веке сымитировал рост живой клетки. Современные модели нервной деятельности основаны в основном на принципах электроники и электротехники.

Некоторые растворы (к примеру, растворы Рингера, Тироде, Локка и др.) состоят из органических и неорганических веществ и имитируют внутреннюю среду живого организма.

С развитием IT-технологий большую роль отводят компьютерным моделям. Их возможно применить почти во всех сферах биологии. С помощью компьютерного анализа можно проанализировать исходные данные, в том числе изображения, и получить на выходе необходимые свойства, предсказание явления или поведения объекта.

Компьютерные модели работают как виртуальные эксперименты, в которых исследователь контролирует каждую переменную и фактор воздействия. Это дает виртуальным экспериментам преимущество перед реальными, в которых многие факторы неподконтрольны ученым, а также позволяет рассмотреть тщательно процесс, вне зависимости от времени его протекания в реальной жизни.

Метод моделирования как средство достижения метапредметных результатов

Моделирование в процессе обучения способно не только облегчить понимание биологических процессов, но и развить метапредметные навыки.

Когда обучающийся сам составляет модель, он проходит через все этапы алгоритма. Информация собирается, анализируется и обобщается, прежде чем воплотиться в модель. Такой интерактивный способ способствует лучшему усвоению материала.

Таким образом, применение моделей в обучении позволяет:

Источник

Статья «Моделирование в предметной области биология»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ»

Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

Модели в биологии применяются для изучения биологических структур, функций и процессов на разных уровнях организации живого: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом. Возможно также моделирование различных биологических феноменов, а также условий жизнедеятельности отдельных особей, популяций и экосистем.

Цель применения метода: повышение эффективности процесса обучения за счет увеличения наглядности, активизация образного мышления обучающихся, значительное повышение их интереса к биологии и создание условий для самореализации школьника.

1.Повысить эффективность обработки и структурирования информации.

2.Отработать умения выделять объект изучения в центральном образе; устанавливать логические связи между вспомогательными блоками.

3.Способствовать повышению эффективности хранения информации.

Новизна метода состоит в том, что учитель:

управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся;

мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к биологии;

организует самостоятельную работу на уроке и дома;

создает ситуацию успеха, т.е. предлагает посильные задания каждому ученику;

создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений.

Использование метода моделирования возможно на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление изученного на уроке, проверка домашнего задания.

Моделирование может быть использовано как при организации индивидуальной работы учащихся, так и при работе в парах или малых группах.

В процессе создания моделей любого типа необходимо придерживаться общих правил:

Ставим цель моделирования.

Анализируем все известные свойства объекта моделирования.

Вычленяем существенные признаки объекта.

Выбираем форму представления модели.

В чем особенности каждого метода? Моделирование материальных объектов заключается в воссоздании образа того или иного объекта в упрощенном виде, доступном для восприятия учащимися в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями, т.е. один и тот же объект может воссоздаваться несколько раз по мере накопления знаний. Например, одним из фундаментальных понятий в биологии является клетка. Эта тема многократно повторяется при изучении ботаники, зоологии, строения организма человека и в разделе «Общая биология». Однако учащиеся старших классов, так же, как и учащиеся младших классов, могут испытывать трудности при овладении этой темой. Это объясняется тем, что тема трудна для восприятия из-за объемности материала и сжатых сроков для её изучения. Как работает метод моделирования? В младших классах (5-6) создаются полуобъемные модели из пластилина на картоне или прозрачном носителе. В процессе создания модели учащиеся знакомятся с основными структурами клетки. В 7-8 классах модели становятся более детальными, с их помощью можно выявлять черты сходства и различия в строении клеток разных типов. В старших классах создаются объемные (3- D ) модели из пластилина, пенопласта, желатина и т.д. На каждом этапе усиливается детализация образа, закрепляются знания.

Моделирование процессов так же позволяет учащимся глубже вникнуть в суть изучаемых процессов и явлений, получить образное представление об изучаемом процессе. Например, такие сложные для усвоения темы как «Митоз и деление клетки», «Репликация ДНК», «Биосинтез белка» и др. более эффективно усваиваются на динамических моделях. Материал усваивается лучше, чем при изучении с помощью таблиц и видеодемонстраций, т. к. позволяет учащимся работать в собственном ритме, осмысливая каждый этап изучаемого процесса.

В процессе материального моделирования учащиеся приобретают навыки преобразования информации, её структурирования, учатся выделять существенные признаки и отбрасывать второстепенные. Все эти навыки позволяют перейти к следующему этапу в обучении моделированию – созданию информационных структурно-логических моделей. Уже в 5-6 классах учащиеся вполне успешно овладевают техникой составления кластеров, схем, таблиц. Начиная с 7 класса учащиеся приобретают навыки составления интеллект-карт.

Составление интеллект-карты исключает бездумные механические процессы запоминания, активизируя операции логического мышления для организации поиска информации, её критической оценки и систематизации. Интеллект-карта реализуется в виде диаграммы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект, и выражающийся в визуализации – сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, фиксирующих новые мысли, заключения и переходы между ними.

Правила составления интеллект-карт:

1. Начинайте работу с середины листа. Таким образом мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений. Важной особенностью интеллект-карт является «концентрация на центральной части» мысли. Новые мысли, высказывания, термины группируются из одного центрального образа, как бы «отпочковываясь» от него. В то же время каждая «почка» становится центром следующей ассоциации. Выделение некоторых «направлений мысли» (в виде совокупности «узлов» и ветвей) отдельными цветами позволяет намного повысить выразительность «дерева» и улучшить его запоминание.

2. Если возможно, передайте основную идею рисунком. Одним рисунком Вы выражаете тысячу слов, к тому же при его создании задействуется воображение. Рисунок в центре листа привлекает внимание, не позволяет отвлекаться, активизирует мыслительный процесс.

3. Используйте разные цвета, не менее 3-х. Цвета активизируют мыслительный процесс не меньше, чем рисунки. Такая карта, раскрашенная цветными фломастерами, ручками или карандашами, становится живее и выразительнее, способствует творческому процессу и радует глаз. При этом необходимо помнить, что использование большого количества цветов, равно как и бессистемного их применения, нарушает композицию интеллект-карты, а, следовательно, внешний вид и удобочитаемость карты.

4. Соедините основные ответвления с рисунком в центре листа, а второстепенные и все остальные — друг с другом. В основе мыслительного процесса лежат ассоциации, следовательно, соединяя ответвления, вы лучше запоминаете информацию. Соединяя основные ответвления, вы тем самым создаете логическую основу для мыслительного процесса. Так ветки дерева расходятся во все стороны от общего ствола. Если между ветками и стволом (или большими и маленькими ветками) появятся промежутки, то ветки отвалятся. Тот же принцип действует и при создании интеллект-карт: если между основной идеей и ответвлениями нет связи, то все развалится (знания забудутся и улетучатся). Поэтому не забывайте о соединениях!

5. Ответвления должны быть не прямыми, а изогнутыми. Почему? Потому что прямые линии неинтересны мозгу, утомляют его. Изогнутые ответвления на интеллект-картах напоминают ветки дерева, и взгляду хочется проследить все их изгибы до конца. Ветви образуют связанную узловую структуру. Интеллект-карта представляет собой набор узлов и стрелок – «ветвей», которые прорастают из одного центра. От других, дочерних узлов также прорастают новые ветви и т.п. Таким образом, интеллект-карта образует связанную узловую структуру. При этом ветви расходятся во все стороны и никогда не сходятся в одну точку.

6. На каждой линии должно быть по одному ключевому слову. В этом случае интеллект-карта будет более выразительной и гибкой, ведь каждое слово или рисунок — это своеобразный множитель, вызывающий новые ассоциации и образующий новые связи. Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей, чего не скажешь о слове, входящем во фразу или предложение. Карта с ключевыми словами похожа на ладонь, в которой суставы всех пальцев подвижны, а карта с фразами или предложениями напоминает ладонь с расставленными и загипсованными пальцами. Нельзя делать «несколько одинаковых сущностей» на одной карте. Это значит, что каждое ключевое слово должно появиться на интеллект-карте только один раз. Недопустимо «закольцовывать» ключевые слова на интеллект-карте. Если необходимо «связать» стрелками несколько понятий с одним, это необходимо делать отдельными стрелками.

7. При рисовании интеллект-карт вместо длинного поясняющего текста старайтесь чаще использовать сокращения и аббревиатуры. Это необходимо не только для экономии места. Психология утверждает, что человек лучше запоминает короткие, необычные, привлекающие внимание слова, чем длинные мысли. При запоминании длинных мыслей возможно искажение смысла, что не бывает при запоминании аббревиатур. Также учтите, что аббревиатуру и сокращение легче записать и легче запомнить, что ускоряет составление интеллект карт. При составлении интеллект-карт используйте как уже известные и употребительные сокращения, так и созданные, изобретенные самими. Помните! Интеллект-карта, как бы красиво она ни была оформлена, всего лишь инструмент для лучшего запоминания, для написания конспекта, документа или произведения, но никак не заменяет его! Поэтому степень «детализации » интеллект-карты Вы определяете сами.

Обучение составлению интеллект-карт – длительный поэтапный процесс. Учащиеся должны научиться определять главную мысль текста, вычленять уровни и подуровни понятий, сопровождающие текст, научиться ассоциировать понятия и устанавливать связи между ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Личностные