Модерация в тренинге что это
Модерация в тренингах и проектных группах
Часто в описании содержания тренинговых программ мы видим, что на тренинге будет использоваться модерация. Так ли это? Какие техники при этом используются или под «модерацией» подразумевается лишь запись высказываний группы на Что такое модерация и в чем ее отличия от фасилитации мы рассмотрим на нашем
Для начала…
Поставьте точку там, где Вы считаете, что Вы находитесь:
Термин «модерация»
Модерация сайта, модерация высказываний и даже модерация любви… такие варианты вы найдете в интернете на запрос этого понятия. Термин «модерация» произошел от итальянского moderare, что означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность». Модератором называют не только ведущего митинга, но и редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего форумов на сайте. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные моменты в выступлениях папы. Также известно и то, что термин «адвокат дьявола», также имеет некоторое отношение к процессу модерации. Когда священника посвящали в новый сан, ему полагался не только защитник, который рассказывал о его благодеяниях перед Богом, но и «адвокат дьявола», который также был священником, но который рассказывал о том, почему этот послушник не достоин нового звания. Ну, а модератор, фиксировал процесс церковного митинга и давал равное время выступления обеим сторонам.
Модерация, которая используется при проведении регулирующих, проектных митингов и семинаров, имеет некоторое сходство с модерацией сайта. Модерация сайта — это отслеживание соблюдения правил обсуждения тем на форуме, установленных владельцем сайта. В этом сходство. Отличие в том, что модератор форума может заблокировать участника обсуждения, если он не соблюдает установленные правила. В бизнес модерации ведущий несет ответственность за процесс и организационный результат митинга, а группа — за содержание. Так, если при записи ответов на вопрос некоторые участники могут в шуточной форме давать ответы, модератор при этом, тем не менее, записывает любые высказывания. Митинг пошел не в том направлении, скажете вы? Напротив, группа, видя, что записывается все, очень быстро, даже без стандартных призывов, возвращается в необходимое русло.
Техники и методы модерации в Украину привезла компания Team Training International (штаб квартира в Вене с 1972 года) в лице дочернего предприятия компании Тим Трейнинг Украина в 1992 году. С тех пор в том или ином формате некоторые техники встречаются на рынке Украины.
Итак, модерация — это:
а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений;
б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.
Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.
Часто участники задают вопрос, чем же модерация отличается от фасилитации?
Фасилитация — (от англ. to facilitate — облегчать, способствовать, помогать) процесс, при котором ведущий, способствует установлению в группе конструктивного взаимодействия и коммуникации.
Отличие фасилитации от модерации заключается в том, что фасилитатор, как правило, не планирует структуру процесса взаимодействия участников, а реагирует в большей степени на процесс дискуссии. Например, путем постановки вопросов, реагирования на каждое высказывание, контроля времени выступления. Если фасилитатор ориентирован на собственные навыки взаимодействия с группой, то модератор, кроме этого, планирует сценарий процесса модерации, при проведении которого использует техники и методы, позволяющие группе прийти к решению и четкому плану действий.
«Чистый» процесс модерации используется только в проектных митингах [1 ], который прописывается в рабочей структуре модерации.
Общая рабочая структура процесса модерации
Подобно спектаклю, модератором составляется сценарий, который охватывает разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:
3. Заключительный этап
Структура рабочего процесса зависит от типа митинга: проектный или регулирующий, рабочих задач и желаемого результата.
Проектный митинг — собрание экспертов и компетентных специалистов (среднее количество 7 человек), с целью сбора идей, разработки проектов, обработки предложений, подготовки альтернатив/решений, планов, рассмотрения и разработки подходов к решению проблем.
Отличительными признаками процесса работы проектной группы является равноправие участников и полное отсутствие иерархии.
Типичный сценарий проектного митинга:
Довольно частой ошибкой руководителей является стремление получить идеи сотрудников на всеобщем регулирующем (регулярном) митинге.
Регулирующий митинг — собрание всех (без исключения) сотрудников компании, в пределах необходимого уровня управления компании, с целью сообщения о результатах организации, ее задачах и принятых решениях.
Отличительные признаки: статус, иерархия, распределение ролей (власти) в соответствии со структурой компании.
Типичный сценарий регулирующего митинга:
Фундаментальное отличие использования модерации в тренинге и проектной группе
Так в чем же отличие использования техник и методов модерации в проектной группе и Прошу:
Некоторые методы и техники модерации
Таким образом, вы, вероятно, определили, что техники модерации являются лишь одним из элементов процесса модерации, но все же, какие они есть и в чем их особенность? Приступим!
Базовые правила поведения модератора
Как уже было указано в отличиях при проведении митинга и стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается, отмечу лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:
То, что не решает проблем не достойно внимания и времени, тогда какие же проблемы и сложности способен решать правильно поставленный процесс модерации?
Проблемы, которые решает модерация
Сходство с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным. Так, когда в компании Team Training International, которая объединяет в себе известных тренеров практически всех крупных стран мира, возникла необходимость разработки стратегии развития — был приглашен независимый модератор, который помогал тренерам и менеджерам прийти к общему решению (что уж говорить о митингах или собраниях внутри компаний, которые не занимаются консалтингом?). При подготовке к процессу модерации ведущему важно собрать необходимую информацию и, совместно с заказчиком, определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.
А для завершения … откройте первую страницу этой статьи и поставьте точку там, где вы находитесь уже на данный момент! Уровень знания должен существенно повыситься, теперь дело за малым — попробовать на практике и поставить точку не только выше, но и правее…
[1] Здесь по тексту сознательно используется термин «митинг», а не термин «собрание», который вызывает весьма предсказуемую реакцию у большинства сотрудников.
Автор: Ткаченко Геннадий
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.
В упражнении есть некоторая доля вызова. Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.
В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности, для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств.
Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга «Угадай героя» вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобы участники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно!
Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.
Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!
Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. У пражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.
Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!
Модерация в тренинге и проектных группах
Часто в описании содержания тренинговых программ мы видим, что на тренинге будет использоваться модерация. Так ли это?
Какие техники при этом используются или под «модерацией» подразумевается, лишь запись высказываний группы на флип-чарте?
Модерация сайта, модерация высказываний, модерация в тренинге и даже модерация любви. такие варианты вы найдете в Интернете на запрос по поиску данного понятия.
Что такое модерация, и в чем ее отличия от фасилитации мы рассмотрим в нашем мастер-классе «Модерация в тренинге и проектных группах».
Для начала.
Термин «модерация»
Этот термин произошел от итальянского moderare «смягчение», «сдерживание», «умеренность». Модератором называют не только ведущего митинга (здесь и далее сознательно используется термин «митинг», а не термин «собрание», вызывающий весьма предсказуемую реакцию у большинства сотрудников), но и редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего форумов на сайте.
В Ватикане модератор был лицом, указывающим на самые существенные моменты в выступлениях папы. Также известно и то, что термин «адвокат дьявола» также имеет некоторое отношение к процессу модерации. Когда священника посвящали в новый сан, ему полагался не только защитник, который рассказывал о его благодеяниях перед Богом, но и «адвокат дьявола» священник, рассказывавший о том, почему этот послушник недостоин нового звания. Ну а модератор фиксировал процесс церковного митинга и давал равное время выступления обеим сторонам.
В бизнес-модерации, ведущий несет ответственность за процесс и организационный результат митинга, а группа за содержание.
Модерация, использующаяся при проведении регулирующих, проектных митингов и семинаров, имеет некоторое сходство с модерацией сайта. Модерация сайта это отслеживание соблюдения правил обсуждения тем на форуме, установленных владельцем сайта. В этом сходство. Отличие в том, что модератор форума может заблокировать участника обсуждения, если он не соблюдает установленные правила.
В бизнес-модерации, ведущий несет ответственность за процесс и организационный результат митинга, а группа за содержание. Так, если при записи ответов на вопрос некоторые участники могут в шуточной форме давать ответы, модератор при этом тем не менее записывает любые высказывания. Митинг пошел не в том направлении, скажете вы? Напротив, группа, видя, что записывается все, очень быстро, даже без стандартных призывов, возвращается в необходимое русло.
Техники и методы модерации в Украину привезла компания Team Training International (штаб-квартира в Вене с 1972 г.) в лице дочернего предприятия компании «Тим Трейнинг Украина» в 1992 году. С тех пор в том или ином формате некоторые техники встречаются на рынке Украины.
Бизнес-определение
Итак, модерация это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений; б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.
Цель проведения модерации наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработка плана действий по обсуждаемой проблеме.
Часто участники задают вопрос, чем же модерация отличается от фасилитации?
Фасилитация (от англ. to facilitate «облегчать», «способствовать», «помогать») процесс, при котором ведущий способствует установлению в группе конструктивного взаимодействия и коммуникации.
Отличие фасилитации от модерации заключается в том, что фасилитатор, как правило, не планирует структуру процесса взаимодействия участников, а реагирует в большей степени на процесс дискуссии. Например, путем постановки вопросов, реагирования на каждое высказывание, контроля времени выступления. Если фасилитатор ориентирован на собственные навыки взаимодействия с группой, то модератор, кроме этого, планирует сценарий процесса модерации, при проведении которого использует техники и методы, позволяющие группе прийти к решению и четкому плану действий.
«Чистый» процесс модерации используется только в проектных митингах, который прописывается в рабочей структуре модерации.
Общая рабочая структура процесса модерации
Подобно спектаклю модератором составляется сценарий, охватывающий разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:
1. Введение
2. Рабочий этап
3. Заключительный этап
Структура рабочего процесса зависит от типа митинга: проектный или регулирующий, рабочих задач и желаемого результата.
Проектный митинг собрание экспертов и компетентных специалистов (среднее количество 7 человек) с целью сбора идей, разработки проектов, обработки предложений, подготовки альтернатив/решений, планов, рассмотрения и разработка подходов к решению проблем.
Отличительными признаками процесса работы проектной группы являются равноправие участников и полное отсутствие иерархии.
Типичный сценарий проектного митинга выглядит следующим образом.
Довольно частой ошибкой руководителей является стремление получить идеи сотрудников на всеобщем регулирующем (регулярном) митинге.
Регулирующий митинг собрание всех без исключения сотрудников компании в пределах необходимого уровня управления компании, с целью сообщения о результатах организации, ее задачах и принятых решениях.
Отличительные признаки: статус, иерархия, распределение ролей (власти) в соответствии со структурой компании.
Типичный сценарий регулирующего митинга выглядит следующим образом.
Фундаментальное отличие использования модерации в тренинге и проектной группе
Так в чем же отличие использования техник и методов модерации в проектной группе и тренинг-семинаре (см. схему)?
Некоторые методы и техники модерации
Таким образом, вы, вероятно, определили, что техники модерации лишь один из элементов процесса модерации, но все же какие они есть и в чем их особенность? Приступим!
Базовые правила поведения модератора
Как уже было указано, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается. Отметим лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:
То, что не решает проблем, не достойно внимания и времени. Тогда какие же проблемы и сложности способен решать правильно поставленный процесс модерации?
Проблемы, которые решает модерация
а) каждый не просто информирован, а принимает посильное участие в принятии решения, опираясь на совместные разработки;
б) модерация нацелена на устранение факторов, снижающих мотивацию, монологов руководителей и других сотрудников, отклонений и отступлений от темы, а также личных нападений, других проявлений борьбы за власть топ-менеджеров, мешающих конструктивным решениям;
в) процесс и результат модерации очень схож с коучингом, цель которого развитие понимания (осознания) и ответственности как выбора авторства идей и действий.
Сходство с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным. Так, когда в компании Team Training International, которая объединяет в себе известных тренеров практически всех крупных стран мира, возникла необходимость разработки стратегии развития, был приглашен независимый модератор, помогавший тренерам и менеджерам прийти к общему решению (чего уж говорить о митингах или собраниях внутри компаний, которые не занимаются консалтингом?).
Сходство модерации с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным.
При подготовке к процессу модерации ведущему важно собрать необходимую информацию и совместно с заказчиком определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.
Освоение метода модерации в управлении и тренингах
С каждым годом российские компании все чаще прибегают к зарубежным методикам ведения бизнеса. Основная роль ложится на плечи управленцев. Как же построить работу в отделе наиболее продуктивно, как добиться максимальных результатов на собраниях и заседаниях, как выявить скрытые способности новых сотрудников? Эти вопросы помогает решить метод модерации.
Что такое метод модерации, технологии модерации
Метод модерации – современная западно-европейская технология проведения стратегических и аналитических сессий, рабочих групп, совещаний, тренингов.
Кому пригодится метод модерации
Цели модерации
В основе технологии метода модерации лежит использование специальных инструментов и техник, помогающих создать процесс свободной коммуникации и интерактивного общения. Метод модерации направлен на раскрытие внутреннего потенциала специалиста. В командном взаимодействии каждый участник сможет почувствовать свой вклад в формировании решений и принять индивидуальную ответственность за их реализацию.
Задачи модерации
Основная задача модерации организовать эффективную коммуникацию в группе для коллективного обсуждения и решения задач.
Технология модерации в управлении
Технология модерации в тренингах
Использование технологии модерации в тренингах позволяет опираться на опыт участников. Обмен мнениями, практическими знаниями и профессиональными убеждениями направляют работника на принятие грамотного решения.
Что Вы получите
Из чего состоит тренинг «метод модерации или ключ к успешному бизнесу»
1 день:
2 день:
Обсуждение практики первого дня:
3 день:
Узнайте о датах ближайших тренингов на освоение методов и технологий модерации в управлении и обучении персонала по телефону офиса Бюро «Акцент» в Москве +7 (495) 212-91-70
Фасилитация и модерация: сходства, различия, особенности
Фасилитация и модерация – это методики, направленные на упрощение обсуждения рабочих вопросов. Активно используются при проведении совещаний, круглых столов, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов.
Как обычно в компаниях обсуждаются проблемы? За столом собираются люди, в строгом порядке высказывают своё мнение. В результате многие идеи не озвучиваются. В лучшем случае сотрудники начинают скучать, а в худшем – появляется раздражение и неудовлетворённость результатом. Фасилитация и модерация – инструменты, призванные сделать дискуссию более продуктивной.
Фасилитация vs модерация: есть ли разница?
Внешне эти 2 процесса группового обсуждения очень похожи. Фасилитатор, как и модератор, не должен влиять на ход встречи, а только подталкивать к обсуждению. Используется практически тот же инструментарий: флипчарт, карточки модерации, поинты для голосования, доски и стикеры.
В настоящее время модерация и фасилитация объединились в универсальную технологию. Её задача – организовать эффективное групповое обсуждение. На такой сессии группа работает созидательно. Лидер группы занимает нейтральную позицию и не берёт на себя принятие решения. Его задача – помогать сотрудникам идентифицировать проблему и находить решение в конструктивном обсуждении.
Особенности модерации
Модерация – более жёсткая и структурированная методика. Используется на конференциях, круглых столах и собраниях. За 50 лет своего существования в ней появился классический план:
Модерацию проводят тогда, когда тема не является сложной и не вызывает бурное обсуждение. Например, еженедельное совещание в кабинете руководителя. Такая встреча, как правило, не подразумевает творчества. Модератор организовывает процесс, использует стандартный набор: доска, списки, таблицы, схемы процессов.
Особенности фасилитации
У этой методики особая цель – помочь группе прийти к результату, опираясь на собственный опыт участников. Фасилитация предполагает большую свободу, потому применяется на креативных собраниях и на обсуждении конфликтов.
С помощью фасилитации можно решить следующие бизнес-задачи.
В ходе фасилитационной сессии задействуют визуализацию: презентации, коллажи и даже конструктор LEGO в качестве разогрева. Для этого подхода важно, чтобы участники встречи были подвижны и активно высказывали свою позицию. Для знакомства участников могут попросить нарисовать что-то, что их олицетворяет, ожидания от встречи. Позже эти рисунки обсуждают.
Итоги
Оба инструмента используются там, где нужно провести эффективную дискуссию. Модератор и фасилитатор используют похожий набор материалов.
Если в ходе встречи нужно предложить инновационную идею и прийти к общему знаменателю, сгладив углы – оптимальной будет фасилитация. Если креативить не нужно, встреча плановая, не предполагающая сложных решений – то модерация. Второй вариант более приемлем для возрастных групп, авторитарных компаний, привыкших к жёсткому стилю принятия решений. Фасилитация окажется эффективнее в молодом коллективе, где участники осознают равенство и важность своего мнения.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.