Модерн и постмодерн что это такое
Модерн, модернизм, Постмодерн и постмодернизм
Но философия никогда не бывает «оторвана от жизни»: своими понятиями и концептами она именно стремится зафиксировать (отразить) «знание» о политических и социо-культурных перипетиях общества в определенное время. Такими особенными понятиями-концептами осознания реальности и являются «концепции» (от лат. conceptio «система понимания»).
В частности, такими концепциями с точки зрения мир-системного анализа (с его изучением разных «конгломераций» («наций») разной степени общности (этнической, религиозной, культурной) разных «форм коммуникаций» («цивилизаций»)) являются Модерн, модернизм, Постмодерн, постмодернизм и подобные им.
Отождествлять Модерн с модернизмом и Постмодерн с постмодернизмом нельзя! (обратите внимание на то, что пишется с большой буквы, а что с окончанием «-изм»).
2. Модерн (Новое время)
Модерн – это то, что у нас принято называть «Новое время» (с его рационализмом, прагматизмом и сциентизмом). Он возник в Европе с конца XV в. и стал доминирующим в Мир-системе капитала с XVII в.
Ключевые слова для понимания и восприятия Модерна – централизация, технократия и бюрократия.
Мир Модерна в целом или отдельные его элементы отрицают именно с позиций Премодерна. Такие отрицающие практики определяются как консерватизм или неофеодализм.
4. Постмодерн (Новейшее время)
5. Модернизм и постмодернизм как практики Постмодерна
Модернизм (в политике, искусстве, науке) – это волюнтаристское, экстремистское отрицание Постмодерном миров Премодерна и Модерна. Доминирование «позитивного идеализма» (люди следуют за некими объективными иллюзиями или фантазиями общего пользования, как вот программа движения в искусстве, партии или права человека). Апофеозами модернизма являются практики неолиберализма, фашизма и коммунизма.
Постмодернизм (в политике, искусстве, науке) – это перверсивное, не-экстремистское отрицание Премодерна и Модерна Постмодерном. Кардинальное отличие постмодернизма от модернизма состоит в том, что он уже радикально не приемлет вне зависимости от цели практикуемого насилия над «маленьким человеком», не признает доминанты общего над личностью (индивидом). «. В самой своей основе постмодернизм отказывается от намерения что-либо изменить в окружающей действительности, предпочитая просто плодить дискурсы ради развлечения или по инерции. (Была, впрочем, идея противостояния тоталитарной власти господствующего дискурса, но сейчас уже всем очевидно, что подобное начинание может привести лишь к подмене этого дискурса другим, не менее тоталитарным» (Давыдов Е. К вопросу о метамодернизме // https://syg.ma/@ieghor-davydov/k-voprosu-o-mietamodiernizmie ).
6. Вид стиля «модерн» в искусстве
7. Постмодерность как качество личности эпохи Постмодерна
От Постмодерна и постмодернизма следует отличать постмодерность (postmodernity) как определение (характеристику) критико-колажно-иронического «способа мышления» («менталитета»), мироотношения и характер личности эпохи Постмодерна (это как следует различать интеллигенцию и интеллигентность).
8. Модернизм в религиозной сфере
Следует учесть, что в религиозной сфере часто используются понятия «модернизм» и «модернисты» в смысле «введения новшеств» в устоявшиеся традиционные сферы религиозной жизни (ритуальную практику, деятельность, вероучение). Но это, естественно, не модернизм как выше рассматриваемая философско-мировозренческая позиция.
9. Гносеологические отличия Модерна и Постмодерна
Модерн (Новое время) – это абсолютизация РАЦИО с доведением его до абсурда в модернизационных практиках.
Орудиями (практиками) Постмодерна были:
— постмодернизм (как перверсивные не-экстремистские практики: нигилизм, сарказм, ирония, цинизм, провокация, деконструкция, гибридные война и мир).
10. Кризис Постмодерна (Новейшего времени) и поиски выхода из него
Характерной чертой кризиса Постмодерна и его практик является утрата понимания иронии и сарказма (если на них буквально не указано). Поскольку неспособность индивида понимать юмор, иронию, сарказм (социально приемлемые формы отреагировать на агрессию и депрессию), а также потеря умения смеяться над собой (лишь иногда оказываются способны оценить шутку, причем только самую грубую и простую), являются симптомами того, что у человека начала развиваться болезнь Альцгеймера, или другое нейродегенеративное заболевание, этот феномен называют «деменциализацией поколения / эпохи». Например, когда в позднем Средневековье в европейском обществе произошла такая утрата понимания иронии, то как следствие этого вспыхнули костры из тех, кто пытался относиться к существующей реальности с иронией и сарказмом.
Поэтому теперь есть запрос именно на «катафатическое» («утверждающее») самоопределение Постмодерна, поиск новых практик.
Некоторые предлагают в качестве таких:
Для метамодернизма характерна реконструкция (в противовес постмодернистской деконструкции). Но «. Такое противопоставление попросту ложно. На самом же деле, деконструкция как раз-таки всегда подразумевает реконструкцию. Потому что деконструкция = деструкция + реконструкция. Например, «Имя Розы» Умберто Эко – это деконструкция традиционной формы детективного романа, которая в свою очередь образует новую, чем и является содержание этого текста» (Кардаш А. Критика философских оснований метамодерна // ).
Возможно также разделение метамодернизма на позитивный и негативный варианты (см. примичание *).
11. Аксиологические отличия Модерна и Постмодерна
Можно определить так базовые Ценности эпох:
12. Гипермодерн и Ультрамодерн
— не только признавать его, «Не-Интересного», существование неотложным, «напрягающим» своим бытием, скачущим почти в шизофреническом ритме («царство срочности», графики полны, время выходит за рамки работы / большая сила индивидуальной организации жизни, гиперактивность),
— не только оказываться в его («Не-Интересного» / «Великого Зверя» / «Другого») «пасти» («попадалове»), постоянно получать удары его («Черного Лебедя») «клюва»,
— но и осознать, что ответов на противостояние ему из всего возможного набора культурного опыта, широкого спектра художественных феноменов и инновационных социальных сетей, которыми постоянно и изощренно жонглирует Постмодерн, не существует…
Лола Елистратова считает, что выходом может быть то, что найдено многими попытками поиска умиротворения: замедление ритма жизни и упрощение образа жизни, меньшая зависимость от общества потребления, от социального времени и благосостояния, сохранение священных пространств и традиционных видов деятельности… [Елистратова Л. Гипермодерн начала XXI века // https://mesoeurasia.blogspot.com/2019/05/xxi.html ]. «. В качестве примера самоорганизации нового поколения можно привести популярный life-style журнал «Кинфолк», вокруг которого сложился свой круг ценителей и единомышленников. Несколько лет назад трудами наших энтузиастов — в частности, Александра и Татьяны Илларионовых — было открыто представительство в России и налажен ежемесячный выпуск журнала на русском языке. «Кинфолк» пропагандирует размеренный ритм жизни, экологичность, естественность, простоту, искренность, красоту ручного труда, семейные ценности, эстетический минимализм и совершенство дизайна» [Гусев А., Серова М., Гагин В. Метамодернизм – выход из здания суда? // Метамодерн. – 2016. – 29.01. – http://metamodernizm.ru/metamodern-interview/ ].
Но кроме «творцов-креаторов» должны быть и те, кто будет усваивать и распространять предложенные ими ценности. Должны быть люди, которые А.и Б. Стругацкими («Попытка к бегству», гл. 7) определяются как «хотящие странного», т.е. диссиденты в буквальном, изначальном смысле этого слова (как ранее «странными» для мира в разные времена были христиане, буржуа, протестанты, романтики, битники, хиппи и т. п.). Их появление возможно только путем «сеяния сомнения» в устоявшихся понятиях.
Также советуем прочитать:
Артем Корсун: Монизм Модерна и плюрализм Постмодерна https://mesoeurasia.blogspot.com/2020/04/blog-post_45.html
* Согласно Валерию Колеснику, существует Негативная версия Метамодернизма:
1. Новая искренность.
Хам, тупица и гордец выворачивает грязь своего нутра на показ – любите меня.
2. Стабильности больше нет.
Все вокруг придурки – никто ничего не может толком сделать. Все, что получается у меня, тоже д…о, но это мое, и я прав.
3. Нет никаких героев.
Меня коробит и рвет душу из-за того, что в моем присутствии говорят о ком-то хорошо.
4. Нет никаких рецептов.
Рецепты и правила могут нарушить мой образ жизни. Меня это раздражает.
5. Союз разных равных.
Попытаюсь наклонить всех, с кем буду иметь дело. Но если не получилось кого нагнуть, то я его ненавижу и больше не хочу видеть.
6. Все, что случается – это возможность.
А как может быть по-другому. Я же не могу признать, что я обо…ся.
7. Никаких обнулений прошлого.
Суть та же, что и п.6.
=================
Все и все вокруг – дерьмо. Важным в этом мире есть только «Я» и то, что я думаю. Я не хочу ничего анализировать и оценивать себя ни по каким критериям. Для меня нет никаких правил, я никому не подчиняюсь, я ни на кого не оглядываюсь. У меня не может быть чего-нибудь неправильного или плохого. У меня все в шоколаде, даже если я весь в …
Бога – нет.
Это полное сил и энергии, дезориентированное и убогое существо.
Постмодернизм и метамодернизм в искусстве и обществе
Историю часто подразделяют на эпохи или периоды. Это деление базируется на многих факторах и происходит по-разному, однако основополагающим является направление художественного искусства и философские течения. Они обобщают все аспекты того или иного временного отрезка, так как искусство и философия отражают определяющие события своей эпохи и видоизменяются благодаря им.
Но в последнее время, начиная со второй половины двадцатого века, возникают спорные векторы общественного развития, к которым относят постмодернизм и пришедший ему на смену метамодернизм. Действительно ли они существуют или же являются культурологическим конструктом?
Что такое модерн: сущность модернизма
Постмодернизм пришёл на смену модернизма и следующих модернистских течений:
В целом модернизм означает «другое искусство» — что-то новое, избавившееся от старых методов и принципов, основанное на свободе мысли и самовыражения. Это художественное направление охватывает временной промежуток конца XIX — начала XX века. Однако данная периодизация не удовлетворяет философскому течению модернизма.
С точки зрения философии модернизм является идеологическим течением, направленным на преобразование и изменение. Он противопоставлен традиционным устоям общества: то есть против доминирования традиций над нововведениями и его оплотом в виде религиозных учений.
Философия модернизма также зиждется на избавлении от старых принципов и в историческом контексте рассматривается вместе с процессом модернизации.
Модернизация — процесс перехода от аграрного (традиционного) общества к индустриальному (капиталистическому).
Так, в своей статье «Модернизация и культура» Федотова В.Г. отмечает:
«В модернистской культуре Запада преобладающее значение имеет рациональность, индивидуализм и профессионализм. Так, целерациональность западного человека в отличие от его прежней и присущей другим народам ценностной рациональности ориентировала его на то, чтобы смотреть на свою жизнь как на путешествие, которое он тщательно спланировал.
Человек воспринимал свою автономию и ответственность как схему своей деятельности, заданную модернистской культурой. Индивидуализм явился совершенно новой чертой, подчёркивающей нежелание человека жить в заранее и не им сконструированных рамках, не имея автономии и цели».
Однако это не значит, что можно отождествлять понятия модернизации и модернизма. Несомненно, социально-экономические факторы развития общества оказывали влияние на философию того времени, но приравнивать модернизацию к модернизму некорректно.
Есть и другой взгляд на философское течение модернизма — мировоззрение, направленное на отрицание традиционных принципов. Здесь определить хронологические рамки становится невозможно, так как по своей сути каждый период в той или иной мере стремится к чему-то новому, к прогрессу и развитию.
Если подытожить всё вышесказанное, то можно сказать, что модернизм олицетворяет новаторство и движение вперёд, отказываясь от базиса прошлого или же подвергая его переосмыслению. Он был попыткой преодолеть метафизические основы философии и мировоззрения человека в целом, опираясь на поиск столпов рационализма:
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», — писал Карл Маркс.
Постмодернизм и его сущность: переосмысление или разрушение?
На смену модернизма пришёл постмодернизм. В дословном переводе данное понятие означает «после материализма», «то, что пришло на смену материализма». Однако, несмотря на то, что постмодернизм многое унаследовал от своего предшественника, он пребывал в оппозиции в отношении него.
Новая идеология зародилась в 60-70 годах XX века и была противопоставлена старой. Считалось, что модернизм был явлением элитарной культуры (то есть доступен лишь немногим), в то время как постмодернизм был в основе массовой культуры и понятен всем. Однако я совершенно не согласен с этим утверждением, и на то есть веские причины.
Критика постмодернизма
Во-первых, несмотря на то, что постмодернизм противопоставлен модернизму, якобы уникальную специфику он получил именно от своего предшественника. В том числе маргинальность:
Маргинальное искусство — искусство, далекое от актуальных тем, художественных течений, направлений, идеологий. Зачастую под этим термином подразумевают деятельность дилетантов, полноправно считающих себя творцами и претендующих на получение официального статуса.
Во-вторых, как было упомянуто выше, постмодерн базируется на философии модернизма и не создает ничего нового, а лишь подвергает критике и отрицает старое. Об этом в своем труде «Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в.» высказался О.Ю. Цендровский:
«Содержание оформившегося постмодернистского мировоззрения является по преимуществу критическим и негативным, оно «не столько создаёт «новое знание», сколько сеет сомнения в правомочности «старого знания»…»
«Мыслители постструктуралисты, чья философия стала одновременно базой и выражением постмодернистского мировоззрения, постулируют невозможность объективного познания и отсутствие критериев достоверности; ими устанавливается «принцип «методологического сомнения» по отношению ко всем позитивным истинам, установкам и убеждениям».
«Легитимность идеалов модерна, его авторитеты и святыни обличаются в их внутренней иррациональности, беспочвенности и разрушительности».
В-третьих, данное направление не является естественно созданным течением, как это было с модерном и идеологиями, существовавшими до него, а выступает в роли культурологического конструкта. Об этом писал всё тот же О.Ю. Цендровский:
«Знание представляет собой конструкт, продукт властных отношений, изменчивого культурного бессознательного, принимающий обманчивую видимость неоспоримой объективности. Этим объясняется тенденция к построению иррациональной концепции человека, истории и мира в целом (ибо рациональность постмодерна есть иррационализм в традиционном, модернистском понимании)».
В-четвертых, постмодернизм открыто заявляет, что существование самостоятельного индивида невозможно, а творчество не создаёт ничего нового — лишь зациклено на самоповторах.
В-пятых, данное направление отрицает понятие «истина», предпочитая идеологию плюрализма (множества мнений), что и в теории, и на практике делает невозможным достижение компромисса. Множество истин способствуют восприятию мира как хаоса, неупорядоченной системы с отсутствием каких-либо причинно-следственных связей и торжеством иррациональности.
Музей Робера Татена — скульптора, творившего в направлении постмодернизма — ар брют (маргинальное искусство).
Кроме того, базисом постмодерна является эмпиризм (единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт), а не рационализм (наши знания могут быть получены только с помощью ума). Всё вышеперечисленное противоречит диалектическому материализму, в основах которого лежат первичность материального и вторичность идеального, взаимосвязь всего со всем и постоянное движение.
В целом постмодернизм уже представляет собой культурологический конструкт, за которым стоит — не побоюсь это сказать — деградация современного общества.
Культурологический конструкт — порождение конкретной культуры или общества, способное существовать лишь потому, что люди согласны подчиняться его правилам и принципам.
Что же может представить течение, являющееся прямым продолжением и последователем подобного историко-культурного конструкта?
Метамодернизм и его сущность: усугублённая форма культурологического конструкта или революционный взгляд на мир?
Метамодернизм пришёл на смену постмодернизма в 1990-е годы. Именно в этот временной промежуток искусствоведы начали замечать, что не всё искусство подходит под понятие «постмодернизм». Обозначение словом «метамодернизм» выбрали лишь по причине благозвучности, так как изначальный вариант «постпостмодернизм» был совсем плох (недурственный аргумент, конечно). Новое направление призвано понять и проанализировать актуальную на сегодняшний день культурную действительность.
В целом метамодерн был впервые описан в работе Тимотеуса Вермюлена и Робина Ван Дер Аккера «Заметки о метамодернизме». Однако первое теоретическое описание подверглось критике. Например, А. Кардаш в статье «Критика философских оснований метамодерна» писал:
«Центральным концептом метамодерна они (Вермюлен и Аккер) назначают диалектику и «борьбу и единство противоположностей», которые формально переименовываются в осцилляцию.
«Социологической или культурологической базы под этим термином не стоит, а философская база несостоятельна. Единственное, что получилось — это сделать ярлык для обозначения современного искусства, которое не является постмодернизмом».
«Метамодерн — это фантазия про культурную парадигму, которой соответствует такое искусство. В принципе, метамодернизм может быть только частью культурной ситуации постмодерна даже в рамках логики «Заметок о метамодернизме».
Аналогичную точку зрения высказывает в статье «Образы современности в XXI веке: метамодернизм» А. Павлов:
«Одна из ключевых проблем идеи метамодернизма состоит в том, что её авторы выбирают тактику уклонения от определения содержательного компонента. […] Одним словом, метамодернисты соглашаются продемонстрировать, насколько они некомпетентны в философии, лишь бы, хотя и уместно, процитировать какой-нибудь философский источник».
Метамодерн и metamodernizm.ru
Крупнейшим русскоязычным ресурсом, освещающим культуру метамодерна, является журнал «Metamodernizm.ru». В нём есть краткое введение в суть нового направления, и я предлагаю взглянуть на некоторые выдержки из из контента:
«В результате множественных кризисов последних двух десятилетий (изменений климата, финансовых спадов, а также обострений глобальных конфликтов) мы стали свидетелями возникновения явного и общего желания к изменениям, к тому, что преждевременно было провозглашено «Концом истории».
Направление постмодернизма является культурологическим конструктом. Таким является и метамодернизм — он не был порождением желания измениться: он был порождением общественной мимикрии и нежеланием общества изменяться. Если рассматривать эти течения с позиции культурологического конструкта, то, говоря совсем грубо, метамодернизм можно назвать высшей стадией развития постмодернизма.
«Таким образом, вместо ознаменования возврата к наивным идеологическим позициям модернизма, метамодернизм провозглашает, что наше время находится в состоянии колебания между аспектами культур модернизма и постмодернизма».
Очень странно, что основанный на главенстве рационализма модернизм вдруг оказался наивным.
Заключение
Метамодернизм стал лишь более усугублённой версией культурологического конструкта, объясняемый элементарным упадком ценностей и общественной деградацией. Я действительно не понимаю, в чем заключается массовость данного течения, проповедующего искусство, якобы понятного каждому.
Для сравнения я дам два архитектурных сооружения: метамодернизма и классицизма. Выводы делайте самостоятельно.
Метамодернизм — краткая справка
В 60-70-е годы двадцатого столетия наблюдались нравственный упадок и социальный кризис. Люди стали терять веру в постулаты старого направления. Зрели глобальные перемены.
Общество переходило от индустриального к постиндустриальному. Сопровождавшие данный переход упадок ценностей и начало постепенного движения вниз определили новое течение, которым и стал постмодернизм. Если в случае зарождения модернизма наблюдалось естественное развитие идеологии, то в данном случае это было искусственным насаждением, с которым смирились.
На титульном фото — картина Люсьен Фрейда «Спящая социальная работница».
Модерн и постмодерн в культуре XX века
Однажды американская писательница Гертруда Стайн сказала: «В XX веке всё в разладе со всем». И это выражение имеет под собой все основания.
Люди современного мира, так или иначе, находятся в дисгармонии с самими собой, окружающими, природой, социумом. Страны враждуют со странами, культуры – с культурами, идеологии – с идеологиями.
И основной особенностью минувшего столетия можно назвать прощание с эрой Нового времени и тем, что в ней ценилось: модерн сменился постмодерном и появились новые формы художественного и философского выражения, новые способы общения, новое отношение к окружающей реальности.
И то, что произошло, на самом деле необычно, ведь сам термин «модерн» означает «новое», «современное». Но модерн был вытеснен новой ситуацией в культуре, постарел и перестал соответствовать времени, а это вовсе не вписывается в рамки стратегического направления его развития. Таким образом, через неприятие присущих модерну традиций появился новый период в художественном и культурном развитии – постмодерн.
В представленной статье мы побеседуем и о том, и о другом.
Модерн в культуре XX столетия
Слово «модерн» происходит от французского слова «moderne», означающего «современный» или «новейший». Если же обратиться к официальным источникам, можно увидеть, что модерн является стилевым направлением в американском и европейском искусстве конца XIX – начала XX столетий.
Под понятием «модернизм» следует условно понимать период культуры конца XIX – середины XX столетий, другими словами, переход от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. И здесь важно сказать, что, несмотря на тонкую грань, не нужно путать искусство модернизма с авангардом. Характерными для модернизма стилями можно назвать акмеизм, экспрессионизм и символизм.
Появлению модерна приписывают несколько причин:
Но сами модернисты, а также критики модернизма называли свой стиль несколько иначе: в Германии он назывался «югенд штиль», а во Франции – «арнуво». В России же он так и остался модерном.
Для представителей модернизма было характерным то, что их взгляды направлены в будущее, а сами они оставляют позади традиции XIX века, главным образом, классицизм и бытовой реализм. Модернисты стремились наконец-таки выйти из рамок «чистого» искусства, и разрушить преграды, которые разделяли «высокое» искусство и то, которое окружает человеческую повседневность; они желали придать прикладному искусству стиль и красоту. Так, среди их стремлений проявлялось желание выстроить новые дома, стены которых будут расписаны удивительными фресками и украшены мозаикой.
Несмотря на то, что существовал модерн всего не больше трёх десятилетий, он оказал просто невероятное влияние на каждый из видов художественной деятельности. Его следы можно проследить в одежде, дизайне, рекламе, плакате, книжной графике, монументальном искусстве, живописи, архитектуре и т.д.
Если что-то делали модернистские дизайнеры, архитекторы или художники, то всё это начинало носить отпечаток их стиля, не важно, ложка это, вилка или художественное полотно, ваза на обеденном столе или монументальная мозаика, ручка на двери в уборную или большое общественное здание. Модернисты интересовались всем; они не ведали чего-то низкого, что не могло бы быть превращено в изящное произведение искусства их фантазией. Они полагали, что всё, с чем имеет дело художник, может и должно стать прекрасным, сродни природным формам, пред которыми они преклонялись.
В конце XIX столетия западная культура начала интересоваться восточной, в особенности её культурными ценностями. Множество восточных вещей стали предметами коллекций, исследований и даже имитации. Начали переводиться религиозные и философские трактаты Востока; появились нетрадиционные восточно-западные религиозные учения. В лексиконе философов Европы стали появляться такие термины как «карма», «нирвана» и т.п.
Но по большому счёту, это увлечение восточной культурой было лишь поверхностным. Европейцы не уясняли сути восточного культурного своеобразия, театра и музыки. Однако встречались личности, настолько влюблённые в восточное искусство, что их восхищение Востоком стало приобретать форму практики, становившейся делом их жизни.
Появившиеся впервые во Франции в виде бумаги, в которую заворачивали всякие японские безделушки, японские гравюры повлияли на трансформацию сознания ряда молодых художников, сумевших понять и принять принцип графики и живописи Востока. Это, кстати, также послужило некоторым стимулом для появления стиля модерн, который, как считалось, стал последствием соединения и переплетения европейских традиций.
У каждой национальной школы был свой образ модерна, ведь в Европе не было страны, в которой не существовало бы своего индивидуального стиля модерн. Но, одновременно с этим, есть и то, что объединяет разные виды «модернов», и делает так, что их практически невозможно различить. А это, в свою очередь, говорит о том, что в Европе существовало и общее художественное направление, которое выражается в форме некоторого количества черт, седлавших этот стиль привлекательным. Таковыми чертами стали декоративность, чувственность, романтизм и эклектизм.
Но в нашем мире нет ничего вечного. И даже время столь необычного модерна с его новизной и красотой подошло к концу, дав начало новому направлению – постмодерну.
Постмодерн в культуре XX столетия
В буквальном смысле слова «постмодерн» означает «то, что есть после модерна» — этим понятием принято обозначать культурные тенденции в развитых западных странах. Представленный термин применяется в большинстве случаев с целью дать характеристику новшествам в искусстве и литературе, а также изменениям в социально-политической, технологической и социально-культурной сферах.
Постмодернистская культура обладает эстетическими, историко-культурными, гносеологическими и онтологическими параметрами.
В плане онтологическом само появление постмодернизма связано с осмыслением того, что предметы противятся воздействию человека, и отвечают на него ответным действием, заключающимся в «мести» порядка вещей попыткам людей его изменить, тем самым ставя под угрозу исчезновения любой проект по преобразованию.
Постмодерн появляется в виде осознания того, что онтология, в границах которой можно было бы подвергнуть реальность насильственным изменениям и перевести из состояния «неразумности» в состояние «разумности», исчерпана. Такая онтология классифицируется как «модернистская» и уже исчерпавшая себя исторически, а значит, и провозглашается новая эпоха – постмодернизм.
Одной из характерных черт постмодернизма является отсутствие системности. Суть её заключается в отказе от притязаний на полноту и целостность потенциального охвата действительности. Эта черта относится к формированию «онтологии ума», которая уже является неклассической. Речь здесь идёт о том, что отсутствует объективная возможность фиксации наличия каких бы то ни было самозамкнутых и жёстких систем, не важно, относятся они к искусству, политике или экономике.
Человек в постмодернизме является скорее случаем, чем выбором. Это указывает на то, что против любых видов индивидуализма, делающих акцент на свободной личности, которая сознательно выбирает свою судьбу, совершается выпад. Для постмодернизма характерно отсутствие личности, осознанно ставящей цели и имеющей собственную волю. Во главе угла становятся бессознательные элементы духовного мира.
С культурно-эстетической точки зрения постмодернизм представляет собой освоение опыта модернизма, если рассматривать его как эстетический феномен – художественный авангард, некоторые течение которого не изменяли дидактически-профетическому пониманию искусства. Но, в отличие от него, в постмодернизме абсолютно исчезают грани между бывшими прежде самостоятельными элементами духовности и уровнями сознания между «высоким искусством», «обычным» и «научным» сознанием.
В постмодернизме раз и навсегда устанавливается переход от искусства, являющегося деятельностью по созданию произведений, к конструкции, представляющей собой деятельность в отношении искусства. И постмодернизм, исходя из этого, является реакцией на смену места, занимаемого культурой в социуме.
Установка постмодернизма относительно культуры появляется в форме результата нарушений «чистоты» искусства. А роль условия его возможности играет первоначальное порождение смысла, которое восходит к субъекту как к созидающему началу.
Когда эти условия нарушаются, чем, собственно, и отличается постиндустриальное общество с огромным потенциалом его технических возможностей, существование искусства в формах классики и модерна оказывается под угрозой.
Что же касается другой стороны изменения культурного статуса, то современные люди искусства практически никогда не работают с «чистым» материалом, т.к. этот материал всегда оказывается, так или иначе, культурно усвоенным. Произведения современных художников никогда не будут первичными, ведь существуют только в виде сети иллюзий на уже имеющиеся произведения.
Постмодернизм полностью осознаёт свою переориентацию эстетической активности с акта творения на цитирование и обобщение, т.е. с создания доныне неповторимых произведений на их коллаж. Но постмодернистская стратегия заключается не в том, что деструкция противопоставляется творчеству, а в том, что происходит дистанцирование от позиции разрушения или созидания.
Свою популярность постмодернизм получил не столько благодаря авторам, которые на самом деле инициировали соответствующее культурное движение, сколько критическим литературным произведениям, которые создали что-то вроде постмодернистской идеологии.
Распространение постмодернизма
В современной культуре выделяются две точки зрения на разум:
Отрицательное отношение к прошлому, ко всему классическому и традиционному является нормой для постмодернистской культуры. Постмодерн любит свободу, по причине чего дошёл до крайностей: в Лету канули даты и имена, были смешаны времена и стили, искусство было превращено в сборник неизвестно кем созданных произведений, было смешано и отождествлено низкое и высокое, греховное и благое.
Благодаря интеллектуальному настрою постмодернизма появилось скептическое отношение к тому, что есть возможность теоретически обосновать пути социального развития и составить какие-либо долгосрочные прогнозы и проекты на тему быстрых социальных изменений. В постмодернизме нет никаких прав переустраивать общество и совершать революции, ведь он настроен на такие социальные изменения, которые можно было бы сравнить с шагами лилипута.
Стремление к резким и стремительным изменениям событий в жизни и процессов в обществе, характерное для мира постмодерна, отразилось в конце XX столетия на областях жизни, не относящихся к социальному устройству непосредственно, например, в музыке, спорте, моде и т.д. Воздействие мира постмодерна выразилось в натиске и концентрации на радикальных изменениях и в той области культурного пространства, которое связано с телом и потребностями. Практически в каждом виде искусства начал проявляться неоязыческий характер. К примеру, рок-музыка стала для многих своеобразной формой инициации, отличающейся своими ритуальными составляющими.
А в России культура постмодерна, впитанная людьми с телеэкранов и журнальных страниц, несмотря на свою, можно сказать, примитивность, осуществляет свойственную постмодерну направленность на неприятие или даже негативное восприятие прошлого.
Но время не стоит на месте, а значит, и постмодерн будет сменён новой эпохой. Но вопрос состоит в том, какой она будет: скажется ли она благотворно на сознании людей или поспособствует его дальнейшему падению в пучину потери осознанности и массовой слепоты…