Модерн танец что это за стиль

Энциклопедия танца: Модерн

Модерн – это танец, вырвавшийся на свободу. Балетмейстеры и танцоры поставили эмоции и чувства в центр внимания, и выразить их стремились в свободном полете творческой мысли, не закованной в строгие рамки классической хореографии.

20 век стремительно вышел на историческую арену. Новое время диктовало новые направления в искусстве. В музыке и литературе, театре и балете шел активный поиск прогрессивных форм выражения. В танцевальном искусстве возникло новое движение, отвергающее каноны классической сценической хореографии. Его называли по-разному: свободный танец, танец босоножек, дунканизм, ритмопластический танец и т. д. В США появился новый термин, объединивший под собою все многообразие разновидностей хореографии, отвергающей классические традиции – модерн.

История возникновения танца

Модерн – это современное хореографическое направление, зародившееся в США и Германии в конце 19 – начале 20 века. Идеи модерна впервые высказал французский педагог и теоретик сценической хореографии Франсуа Дельсарт, утверждавший, что все богатство человеческих чувств и эмоций нельзя вместить в стандартные элементы классического танца. На это способна только свободная от условностей хореография.

Идеи Дельсарта воплотили на сцене две американские танцовщицы, посетившие с гастролями Европу. Лои Фоллер продемонстрировала новую пластику в Париже в 1892 году в танце «Серпантин», который сочетал стихийные свободные движения и костюм из огромных полотнищ, развевающихся в танце. Костюм во время выступления служил демонстрацией прогрессивного самовыражения.

Идеи свободного от условностей танца развила Айседора Дункан. Ее и считают основоположницей танцевального направления модерн. Знаменитая танцовщица не создавала своей школы, но открыла дорогу новому в искусстве.

Другое направление в стиле модерн наметил Э. Жак-Далькроз. Его постановки «Эхо и нарцисс» (1912) и «Орфей» (1913) воплощают идеи ритмики – преимущество музыки перед танцем. В течение 20 века было создано множество школ модерна, каждая из которых имеет свои особенности и воплощает свои идеи.

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Школы и течения модерна и их особенности

Хореография Айседоры Дункан

Айседора Дункан главным источником вдохновения считала природу. Именно в ней, по ее мнению, нужно черпать естественность и простоту движений. В искусстве она проповедовала идеи античности – гуманизм, обращение к человеку. Танец, прежде всего, по ее мнению, должен отображать человеческие чувства, а их нельзя препарировать, разложить на элементы. Значит, надо освободить танец от любых условностей – театральных, социальных, исторических, бытовых. Идея и содержание танца сами подскажут способы своего выражения. Большая роль в танце отводилась импровизации. Новаторство Дункан заключалось в отказе от традиционного балетного костюма, танце босиком, обращении к камерной и симфонической музыке.

Технически хореография Айседоры Дункан не была сложной, акцент делался на передачу тончайших эмоциональных оттенков. Танцовщица называла модерн танцем будущего, что мы и наблюдаем сегодня.

Ритмика Э. Жака-Далькроза

Это течение модерна противостоит хореографии Айседоры Дункан. Жак-Далькроз назвал свое направление в танце ритмикой или ритмопластическим танцем. Он предполагал следование танца за музыкой и внеэмоциональное воплощение движений. Хореография создавалась по принципу контрапункта: танцоры отображали музыкальные темы, звучащие у разных инструментов. Но создать танец без эмоций у Жака-Далькроза не получилось. В его балетных постановках присутствуют и чувства и эмоции, воплощенные танцевальными средствами.

Р. Лабан – теоретик танца модерн

Австрийский хореограф Р. Лабан не поддерживал идеи Жака-Далькроза о господстве музыки над танцем. Чтобы сформулировать основные концепции танца модерн, он обратился к философским и эстетическим учениям неоплатоников, пифагорийцев, трактатам древней Индии. Полученные знания он осмыслил и воплотил в труде «Кинетография», где изложил универсальную концепцию пластического выражения. Лабан сформулировал основную идею танца модерн – танцевальное движение должно быть осмысленным, пропущенным через духовную сферу.

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Дальнейшее развитие танца модерн

Ученик Лабана Курт Йосс пошел по пути создания танцевального театра модерн. В качестве вспомогательных средств в хореографическом спектакле он использовал хоровую декламацию, музыку, сценографию, элементы мистериального театра. Но главенствующая роль всегда отводилась танцу. Куртом Йоссом была предложена новаторская тематика спектаклей – политическая, антивоенная.

Новое в танец модерн внесла и другая ученица Лабана – немецкая танцовщица Мери Вигман. Она изобразила в танце правду жизни, считавшуюся неприглядной. Страшные, уродливые и трагические стороны жизни танцовщица считала достойными воплощения на сцене. Она отказалась от красивых хореографических движений, ее постановки отличались напряженностью и эмоциональностью. Среди человеческих эмоций Мери Вигман интересовали прежде всего страх, тоска, отчаяние и безысходность.

Линию Мери Вигман в искусстве продолжиди ее ученики Ханя Хольм, Грета Палукка, И. Георги, М. Терпис и другие.

Источник

Модерн танец

На протяжении своей жизни человек встречается с различными разновидностями танцев, одни с каждым годом становятся всё популярнее, другие, наоборот, уходят в прошлое.

На сегодняшний день популярным танцем является модерн, и он пока что не планирует уступать свои позиции.

Танец модерн – что это?

Мода на танцы неустанно растет. Не удивительно, что многие видят в этом отличный способ самовыражения. И на данном этапе времени многие предпочитают открывать людям свой внутренний мир с помощью модерна.

Танец модерн – это сочетание сложной хореографии, импровизации и легкости. Однако обо всем по порядку.

Модерн танец: история развития

Удивительно, но этот стиль появился ещё в 1930 года. Известный хореограф Франсуа Дельсарт решил создать что-то, что будет понятно всем и каждому. По его мнению, именно движениями можно выразить абсолютно все эмоции.

Его ученики и основали модерн. Естественно, он отличался от современного вида танца. Тогда, основной задачей танцоров этого танца было донести чувства и эмоции до обывателей, а точнее, среднего класса. Получалось у них это безумно хорошо.

Сущность танца модерн

Основной идеей современного модерна является свобода самовыражения. Каждый должен в танце выразить свое внутреннее «Я», выпустить наружу настоящего зверя.

Это можно сделать упорным трудом, стараниями и тренировками.

Модерн танец: техника исполнения

Модерн – это сложный стиль. Все дело в том, что нужно сочетать как классические элементы, так и современные.

Каждый новичок должен знать хотя бы ряд базовых движений. Ведь без них никакая импровизация невозможна.

Особенность этого направления в сочетании внешних и внутренних факторов.

Внешняя оболочка должна привлекать зрителя. Броские наряды, ритмичная музыка, сюжетное оформление – все эти элементы должны поражать и провоцировать.

Внутренняя же составляющая должна быть ничем не хуже. Каждая эмоция должна быть искренней. Если человек не верит в то, что танцует – это уже не модерн.

Кроме того, танец должен быть абсолютно гармоничен с музыкой. Это достигается плавностью движений и четкостью исполнения. Модерн не контемп. Все должно быть идеально отточено и эстетично.

Зачастую в этом жанре используется акробатика. Это ещё одна причина, которая привлекает молодых людей. Ведь никто не прочь научиться чему-то новому и необычному.

Как подобрать студию танцев?

Если заинтересовал модерн, то нужно найти хорошую студию танцев, чтобы освоить его. Это сделать несложно. Достаточно просто воспользоваться интернетом.

Именно там можно найти отзывы о любом месте. Опираясь на мнение других, можно вложить деньги в качественное и своевременное обучение.

Помните – никогда не поздно начать танцевать. Каждый имеет право на самовыражение и самореализацию.

Источник

Танец как философия: модерн и contemporary

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Классика прекрасна. Особенно в балете. Но её проблема в статичности и незыблемости.

Другое дело – современный балет: яркий, живой, динамичный. Он впитывает в себя окружающую жизнь, её манеры и ритмы, и конвертирует их в новую пластику.

Модерн

В основном, современный танец направлен на выражение внутреннего противоречия человека. И это одна из причин, по которой у современного танца нет единого «лица». Модерн – настолько широкое и растянутое понятие, что никогда нельзя сказать о нём что-то конкретное. Сколько школ, столько и практик, техник, вариаций. А их много. Приобретая опыт в одной танцевальной труппе у одного хореографа, можно легко не вписаться затем в другую.

Современный балет ведёт свою историю ещё с начала XX века. Классические балетные традиции, созданные и отточенные в России, не пополнялись новыми техниками, но последние больше не отражали бушующую вокруг жизнь. Этот кризис и породил модерн – свободный танец, как новая форма философии.

Танцоры современности отказываются от пачек, предпочитая удлинённые платья (для утончённости образа), от сложного выворота ног, высоких прыжков. Многие выступают босиком. Одна из важных черт танца – акцент, сместившийся с техники к пластике. Большое внимание уделяется форме фигур, графике, ракурсу исполнения и ритму.

Французский теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт ещё в 1830-х годах изучал связь голоса, жеста и эмоции. Он считал, что правдиво передать все нюансы человеческих переживаний может только жест, лишённый условности и стилизации. Его ученица Женевьева Стебан впоследствии преподавала это на курсах Айседоре Дункан, которая и стала предтечей модерна. Дункан также написала книгу «Танец будущего», в которой подробно изложила свои взгляды, основанные на греческой свободе форм. «Когда я танцую босая по земле, я принимаю греческие позы, так как греческие позы как раз и являются естественными положениями на нашей планете».

Само слово «модерн» зародилось в США в попытке дать обозначение танцу, не соответствующему классическим канонам. К его формированию приложили руку такие мастера, как Марта Грэм, Дорис Хамфрри, Мерс Каннингхем, Пина Бауш и многие другие талантливые хореографы. Все они основали свои школы и танцевальные направления. Они могут сильно отличаться друг от друга по технике исполнения.

Самой первой школой модерна стала «Дэнишоу». Её в 1915 году открыли американские хореографы Рут Сен Дени и Тэд Шоун. Они отрицали академический классический танец, но рассматривали её, как неплохой тренинг для танцоров.

Все основные понятия и положения, связанные с современным танцем, созданы американками Ханьей Хольм, Дорис Хамфри и американцем Чарльзом Вейдманом. Немалый вклад внесли и их европейские коллеги Рудольф Штайнер, Эмиль Жак Далькроз и Рудольф фон Лабан. Им принадлежат основы «эвритмии», «эуритмики» и «экспрессивного танца».

К теоретикам присоединились практики. Курт Йосс объединяет классический танец с выразительностью и пантомимой. Мэри Вигман исследует эмоции, стараясь передать через танец страх, отчаянье и боль. Марта Грэм создала технику «усилия» и «расслабления», которой сейчас пользуются повсеместно.

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Любым техникам танца модерн присуще использование гравитации, работа с телом, они не стремятся скрыть усилия в движениях, нарушают вертикальную ось держания тела, фокусируя внимание на его центре. Несмотря на это, построение танца основано на визуальном восприятии: всё гармонично, движения перетекают одно в другое. При этом они демонстрируют внутреннее состояние человека, олицетворяют какую-то идею и напрямую связаны с музыкой.

Конечно, модерн со свойственной ему изменчивостью не мог долго оставаться в одних рамках, даже имея несколько школ. В 50-е годы он трансформируется в пост-модерн. Спектакли постепенно «выходили» за пределы зала: на улицы, в парки, даже на крыши. Некоторые хореографы отказывались от музыки, оставляя только ударные для ритма или шумы. В это время Стив Пэкстон являет миру контактную импровизацию. Пост-модерн взял курс на простоту движений и красоту маленьких вещей.

Самые яркие представители постмодерна – Борис Эйфман и Морис Бежар. Их работы ассоциативны и импровизационны. Их манифест сводит на нет все костюмы, сюжеты и другую «показуху», которая лишь скрывает чистое, необработанное движение. Вот только отсутствие костюмов и декораций не особо привлекало зрителя, поэтому со временем им пришлось вернуться, хотя бы частично.

«Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн.» Том Парк

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Контемпорари

Контемпорари предполагает движения, олицетворяющие сокровенные мысли и чувства танцующего. Он представляет собой синтез танцевальной культуры Запада (модерн, классический танец, джаз) и танцы Востока (йога, цигун, тай цзи, цюань).

Способность заглянуть в душу, познать себя, скопить эмоции и мысли и представить их зрителю роднит контемпорари с йогой. Поэтому одна из основ танца – правильное дыхание, осознание своего тела и веса.

Контемпорари строится на движениях в партере (работа с полом), технике расслабления и растяжках. Ни рост, ни вес, ни телосложение танцоров здесь не имеет значения, так как он строится на исследовании человеческого тела. Для этого направления характерны чередование напряжённых мышц с неожиданным расслаблением, внезапные остановки, падения, подъёмы и балансирование. Исполнителей как будто «прибивает» к полу, но при этом не теряют лёгкости и грациозности.

Источник

Модерн танец

Происхождение танца-модерн

Появился танец-модерн в конце XIX, начале XX века благодаря вошедшим в историю великим хореографам и исполнителям. Направление развивалось параллельно в США и Западной Европе почти до середины 30-х годов. Затем, активное развитие продолжилось в Америке, повлияв, в дальнейшем на всю американскую хореографию.

Танец модерн (в дословном переводе — современный танец) связан с именами талантливых балетных исполнителей и хореографов, которые стали основоположниками этого направления. Айседора Дункан, Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм, Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Рудольф фон Лабан — подарили миру танец модерн. Будучи не только хореографами и исполнителями, но и преподавателями-педагогами, они создавали свои системы подготовки танцовщиков. Со временем технические приемы представителей нового направления были объединены в танец модерн. Главной их целью было: отказ от классических канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевальными и пластическими средствами. Задача танца модерн заключалась в отражении внутреннего состояния, эмоций и чувств. Таким образом, большинство стилей танца-модерн сформировалось под влиянием какой-либо четко изложенной философии или определенного видения мира.

В середине XIX века значимую роль, в появлении танца модерн, внесли эксперименты Франсуа Дельсарта. Он провел множество курсов и начал писать книгу об эстетике человеческого тела, но к сожалению не успел окончить ее. Дочери и восторженные последователи сохранили записные книжки и заметки Дельсарта. Несколько изданий системы, вскоре вышло, но под именами других авторов. В это же время, Жак-Далькроз экспериментировал в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Система Далькроза получила широкое распространение в области лечебной терапии.

Вдохновителем многих деятелей искусства стала Айседора Дункан. Она внесла основные принципы танца модерн в хореографию: импровизация, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке. Дункан открыла свои студии в Париже, Нью-Йорке, Берлине и Москве, но она все-таки не создала своей школы.

Еще одна исполнительница, которая внесла немалый вклад в развитие танца модерн — Лои Фуллер. Она, в отличии от А. Дункан искала внешние пути выражения. Костюмы, декорации, свет, вся атмосфера спектакля были ареной для ее экспериментов. Фуллер вызывала к жизни фантастические формы, играя линиями и яркими красками. Не имея практически никакой хореографической подготовки, Фуллер невероятно выразительно использовала движения рук и корпуса. Привязывая к рукам длинные планки, покрытые метрами шелковой ткани, она создавала образы бабочек и языков пламени. Важным элементом ее постановок был свет. Используя цветовые пятна, фосфоресцирующие материалы и проектор, она превратила исполнителя в объект, сливающийся со всем окружением.

Последовательница Дункан, исполнительница и хореограф Рут Сен-Дени и ее муж Тэд Шоун в 1915 году открыли первую американскую школу танца-модерн «Деишоун». Из этой школы впоследствии вышли такие известные исполнители и хореографы, как Чарлз Вейдман, Дорис Хамфри, Марта Грэм. Появление школы и поиски Тэда Шоуна в области методики и теории воспитания исполнителей служили признаком того, что танец-модерн постепенно превращается из экспериментального направления в определенную танцевальную систему, со своими принципами и законами технического исполнения. Именно в «Денишоун» родился американский экспрессионизм в танце, объединивший творчество многих хореографов и исполнителей. Это было первое, наиболее серьезное направление, которое во многом опиралось на теории Зигмунда Фрейда.

Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей систему танца, была М. Грэм, закончившая школу «Денишоун». Успех ее группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году («Еретик» и «Первобытные мистерии».) На первом этапе своего творчества М.Грэм принадлежала к школе психологического реализма, однако в дальнейшем, она обратилась к символической и легендарно-эпической теме. Героями ее произведений стали люди эпохи заселения Америки: «Фротьер» (1935), «Письмо миру» (1940), «Весна в Аппалачских горах» (1944). В дальнейшем Грэм создавала спектакли, основанные на сюжетах античной и библейской мифологии. Им был присущ тонкий психологизм в раскрытии образов, усложненная метафоричность танцевального действия: «Смерти и входы» Джонсона, «С вестью в лабиринт» Менотти, «Альцеста» Фаина, «Федра» Старера. Формотворчество не было для Грэм самоцелью, прежде всего она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний.

Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма был Рудольф фон Лабан. Он обратился в своих работах к философским учениям древней Индии. В своем теоретическом труде «Кинетография» (1928) Лабан предложил универсальную теорию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат.

Учеником Р. фон Лабана был Курт Йосс. Он осознал необходимость синтеза выразительности танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы, что стало началом следующего этапа развития танца модерн.

Еще одна выпускница «Денишоун», Дорис Хамфри, имея небольшую сценическую карьеру и огромный преподавательский и постановочный опыт, первая в США стала преподавать композицию танца и поделилась знаниями в книге «Искусство танца». На ее творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока.

В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью отказалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в экспериментаторство. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т. д., отрицали форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо (хепенинг). Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачастую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновременно с движением.

Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон. Его хореография — это сложный синтез американского танца-модерн и испано-мексиканских традиций с резкими контрастами лирических и драматических начал. Многим постановкам присущи эпичность и монументальность. Герои изображаются в моменты наивысшего напряжения, крайнего душевного подъема, когда подсознание руководит их поступками. Наибольшую популярность приобрели его спектакли «Павана мавра», «Танцы для Айседоры», «Месса военных времен».

Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли, построенные на «теории случайностей». Новое понимание взаимоотношения движения и пространства, движения и музыки дало толчок к созданию спектаклей, которые открыли дорогу хореографическому авангарду. М.Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера — создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М.Грэхем и Д.Хамфри, М.Каннингем создали свою технику и школу танца. Еще несколько имен представителей авангарда, так называемого «пост-модерна»: Пол Тейлор, Алвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк и многие другие, каждый из которых имеет свое собственное видение мира, свою философию и свой подход к движению и спектаклю.

Таким образом, к началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн: техника М.Грэм, Д.Хамфри и X.Лимона, М.Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца.

Известным педагогом, создавшим технику танца-модерн, был Лестер Хортон. Из его школы в дальнейшем вышли известные педагоги и хореографы — А. Эйли, Д. Триит, Дж. Коллинз и К. Делавалад. Эта школа положила начало модерн-джаз танцу, техника которого объединяет джазовый танец и танец-модерн.

Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца-модерн и джазового танца, был Джек Коул. Его система, так называемый хинди-джаз, объединила технику изоляции «черного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишоун». С начала 40-х годов со своей труппой «Ист Индиан Дансерс», он выступал в ночных ресторанах Нью-Йорка. Кроме того, Коул завоевал известность как хореограф мюзиклов на Бродвее и в голливудских фильмах. Его ученик Мэт Мэттокс начинал с изучения классического балета и стэпа, поэтому в его системе преподавания наряду с техникой изоляции, использованием различных уровней и шагами джазового танца используются движения классического экзерсиса.

Еще одно имя в ряду основателей модерн-джаз танца — Гас Джордано. В 1966 году появился первый учебник, написанный Джордано и посвященный технике модерн-джаз танца. До сего времени этот учебник является основой в практике многих педагогов во всем мире.

И так, к началу 70-х годов возникло новое явление в танцевальной практике и педагогике — МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ. Эта школа завоевала приверженцев во многих странах мира. Она, как никакая другая, позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора, что немаловажно в повседневной практике, когда исполнителю приходится сталкиваться с балетмейстерами работающими в различных стилях, направлениях и системах.

Примеры танца модерн:

Источник

Модерн-танец, истинный модерн, псевдо-модерн (стилизация)

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Модерн-танец — удивительный стиль танца, захватывающий своей свободой и раскрепощенностью в движениях, своим авангардизмом и необычностью. Техника модерн-танца несколько десятилетий двигала развитие многих направлений танца. Но его отчасти постигла беда поглощения культурой классического танца, которая переняла многие позы и движения модерна, не переняв его удивительную и ценнейшую для танцора технику. И в результате модерн-танцем сейчас называют, увы, не только модерн-танец, но и его классическую стилизацию — псевдо модерн. И, к сожалению, это происходит часто.

Как всё это получилось?

Уже в начале 20го века началось движение в сторону более свободного танца, призванного раскрыть по-новому натуру человека, освободить его от зажимов, сделать свободным в танце.

Новые движения, направления, технику модерна сформировали: Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Мэри Вигман и другие.

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Деятели классической хореографии, конечно, поначалу вообще старались никак не признать этот стиль, ведь он свергал классическую хореографию с трона в мире танца. Потом танцовщицы и хореографы, работающие в области классического танца, стали перенимать многие позы модерн-танца, махи повороты. Но делалось всё это на основе родной для них классической техники. То есть создавали стилизацию.

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Мы уже в одной статье Дивданс разбирали, что такое стилизация и как к ней относиться. Для зрителя наличие стилизации — это плюс — расширяется круг того, что он видит на сцене (в плане разнообразия). Но для развития стиля модерн это оказалось в какой-то степени губительно. Ведь у руля в хореографических ВУЗах и иных учебных заведениях стоят хореографы-» классики», то есть адепты классической хореографии, по определению склонные опираться на уже изученное и знакомое. Плюс этот миф, что «все танцы опираются на классическую хореографию», который даже сейчас многим внушают с детства. Прибавьте к этому тот факт, что в нашей стране позиции классического балета очень сильны, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Тем труднее в этих городах найти настоящий модерн, опирающийся на технику этого стиля, а не наслаивающий его движения на технику другой танцевальной культуры (классического танца).

Проблема осложняется еще и тем, что в учебные заведения хореографов берут сообразно знаниям лишь классического танца и народного. И преподаватели там работают классической школы. Нацеленность учебных заведений — на сохранении классического наследия. Но чтобы угодить веяниям времени, в учебных заведениях проводят небольшие курсы «современного танца», «модерн-танца», но в итоге это чаще всего стилизация либо помесь модерна и его стилизации ввиду всех описанных выше причин. Лучше бы вообще не делали этого. Потому что целые поколения хореографов выпускаются, думая, что владеют этим стилям, хотя на самом деле технику модерна им и не давали. Кроме, конечно, тех выпускниц, что изучали технику модерна вне учебного заведения.

В итоге, зачастую люди, танцующие стилизацию, сами уверены, что танцуют в технике данного стиля и даже далее ретранслируют такие танцы под маркой этого стиля. А это, по сути, всё равно, что, исполняя партию из балета «Дон Кихот» считать, что танцуешь фламенко и можешь его преподавать.

Из-за распространения неоклассического псевдо модерна (причины возникновения которого сейчас были описаны) очень трудно найти педагога, который даст Вам именно технику модерна.

Возникает вопрос — но может можно учиться и псевдо-модерну? Как любая стилизация, псевдо-модерн хорош как дополнение к обучению тем стилем, на технике которого он построен. В данном случае, он построен на технике классической хореографии, поэтому для изучающих её танцоров он полезен, так как расширяет кругозор. Но для тех, кто хочет изначально заняться модерн-танцем, такое обучение бесполезно.

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Как определить — модерн или псевдо-модерн?

Вот пара моментов, на которые стоит обратить внимание:

1. Хореограф, выросший на ниве классического танца и не могущий от него абстрагироваться, использует понятия классического экзерсиса: баттман тондю, жетэ, гранд батман и т. п. Или даже хуже — в качестве разминки и отработки техники использует классический экзерсис, сделав его невыворотным и максимально упрощенным. В результате — ни техники классики в её полноте и утонченности, ни изучения техники модерна как такового.

3. Настоящий модернист не боится угловатых поз и движений. Какую-то долю обязательно занимают движения угловатые, может быть даже нарочито уродливые или подчеркнуто дисгармоничные (смотрите ни видео-примере внизу статьи).

Сейчас технику модерна успешно вливают в хип-хоп танцы, стрип пластику. И вливают именно технику, а не имитацию поз. В результате такие танцы не выглядят похожими на модерн-номера (потому что они не имитируют их как стилизация), а становятся хорошим крепким фьюжном (опять так смотрим ту же статью — что такое стилизация и что такое фьюжн). Что можно только поприветствовать. Иногда такие синтетические направления называют, например, словом «контемп», что несколько путает учеников. Потому что это слово взяло из модерна. Но покажи ученикам такого направления «чистый модерн» и они скажут, что «это не контемп». Но это издержки процесса, которые хотя бы не портят стиль подменой истинной техники стилизацией.

Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль Модерн танец что это за стиль. Смотреть фото Модерн танец что это за стиль. Смотреть картинку Модерн танец что это за стиль. Картинка про Модерн танец что это за стиль. Фото Модерн танец что это за стиль

Напоследок приведу интересный пример модерн-танца.

И вообще смотрите хороший модерн в исполнении признанных мастеров и известных трупп подвижником модерна — Мэтса Экка, Дэвида Парсонса, Шобаны и других.

Мэтс Экк:

полная версия этой двадцатиминутной композиции Мэтса Экка (Mats Ek) «Smoke», но в более худшем качестве:

Конечно, добираясь до большой сцены, модернисты тоже заимствуют движения классиков (как те стилизуют модернистские), можно даже увидеть интерпретацию вращения фуэте, исполненного в технике модерн. То есть своего рода стилизация классики на основе модерна (а не наоборот).

Фрагменты выступления труппы Парсонса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *