Модуль в армии это что
Боевые модули ОАО «Муромтепловоз»
Боевое отделение МБ3: 23-мм пушка ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд», 30-мм АГ-30.
Универсальной платформой для муромских модулей стал бронеавтомобиль КамАЗ-43269.
Бронемашина сопровождения КамАЗ-43269 была показана в ходе московского Международного салона сухопутных вооружений 2006 г. Здесь автомобиль предстал перед широкой публикой и потенциальными заказчиками еще без модульного вооружения, но, как говорится, произвел впечатление.
Свою заинтересованность в бронеКамАЗах обозначили сразу несколько силовых структур Российской Федерации и зарубежных государств. По словам Сергея Серебрякова, главного конструктора ОАО «Муромтепловоз», значительное внимание, которое проявили к бронеавтомобилю КамАЗ 43269 представители отечественных и зарубежных оборонных и правоохранительных ведомств, подтверждает его востребованность.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 приобретен Пограничными войсками Федеральной службы безопасности и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) РФ. В прошедшем году этими службами были объявлены тендеры на поставки бронеавтомобилей с вооружением, в составе которого, согласно техническим заданиям, обязательно должен присутствовать крупнокалиберный пулемет «КОРД». Другим условием заказчиков являлось наличие в машине свободного пространства, необходимого для размещения личного состава. К концу сентября 2009 г. оба тендера уже можно было считать состоявшимися.
Бронетехника различных классов может оснащаться модулями с пулеметным, пушечным и зенитным вооружением.
Комплекс способен вести эффективную борьбу с самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами и дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами в условиях естественных и организованных оптических (тепловых) помех. Бронемашина КамАЗ-43269, несущая на своей крыше «Стрелу-10М», гарантированно уничтожает низколетящие воздушные цели днем и ночью, а также в условиях ограниченной видимости.
ЗРК «Стрела-10М» оснащен оптико-электронной станцией обнаружения и сопровождения целей на базе тепловизионного модуля, которая способствует всесуточному применению зенитного комплекса. Установленная на боевой машине, система обработки видеоизображения (СОВИ) «Охотник» обеспечивает улучшение видения изображений картины фоноцелевой обстановки в ненормируемых условиях наблюдения, уменьшение времени обнаружения и распознавания цели, автоматическое сопровождение обнаруженных целей с выдачей их текущих координат и сигналов управления на приводы.
Модуль в армии это что
Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому обучающемуся совершенно самостоятельно (или при поддержке преподавателя) добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством обучения служат так называемые учебные модули.
Можно выделить четыре сущностные характеристики модульной технологии обучения, заметно отличающие ее от других технологий:
1) содержание обучения здесь представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что последняя определяет не только объем, но и уровень усвоения материала;
2) общение преподавателя и обучающегося осуществляется путем индивидуального личного общения или через информацию, заложенную в модуль;
3) обучающийся работает в основном самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это помогает осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения материала, увидеть пробелы в своих знаниях, навыках и умениях;
4) наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому обучающемуся) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся, целенаправленно, мягко и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости оказывать дозированную помощь.
Модульная программа учебной дисциплины состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и совокупности модулей М1, М2… Мn, обеспечивающих ее достижение.
Комплексная дидактическая цель должна определить уровень усвоения учебного материала, его использование в практике, а также в последующих учебных дисциплинах. Для составления модульной программы преподаватель выделяет основные научные идеи данной дисциплины. Далее из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), каждой из которых соответствует свой учебный модуль М1, М2… Мn. Поскольку в эти модули входят крупные блоки учебного материала, то интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), каждой из которых соответствует свой учебный элемент УЭ1, УЭ2… УЭк.
Таким образом, строится «дерево» целей: его вершина – это КДЦ для построения модульной программы, средний слой – ИДЦ для построения модулей, нижний слой – ЧДЦ для построения учебных элементов. Управление процессом обучения происходит благодаря организации контроля, анализу и необходимой коррекции. Перед вводом каждого нового модуля проводится входной контроль знаний и умений обучающихся, выясняется уровень их готовности к усвоению данного модуля. В ходе работы с каждым учебным элементом осуществляется текущий и промежуточный контроль в сочетании с самоконтролем обучающегося. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, для того чтобы установить уровень усвоения материала и необходимость его доработки (коррекции).
Разработка модульной программы требует от преподавателя не только глубокого знания материала, но и высокого методического мастерства. Для эффективной самостоятельной работы по изучению материала обучающимся модуль должен быть написан таким языком, чтобы преподаватель через текст как бы беседовал с учеником, активизировал его на поиск, рассуждение, догадку. Стиль написания должен быть доступным, ориентировать на успех, вселять веру в свои силы.
Структура модуля содержит перечень всех входящих в него учебных элементов, по каждому из которых даются сведения (ссылка на доступный источник), указания с корректными заданиями и рекомендации по изучению содержания. Каждому учебному элементу предшествует формулировка цели его изучения, а в конце содержательной части модуля предлагаются обобщение (резюме) и контрольное задание.
Модульное обучение в определенной степени интегрирует прогрессивный опыт, накопленный в педагогической теории и практике. В частности, из программированного обучения заимствована идея активизации учебно-познавательной деятельности, обечпечиваемой жесткой логикой подачи дозированного материала и четкой системой самоконтроля. Системный подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления процессом познания за счет индивидуального выбора темпа освоения материала.
К видимым недостаткам модульной технологии обучения следует отнести большую трудоемкость (наукоемкость) создания модулей и немалые издержки на их издание и тиражирование. Для использования этой технологии требуется высокая квалификация преподавателей, их мотивация и подготовленность к использованию модульного обучения.
Следующий этап в развитии модульной технологии – создание модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТО).
Рейтинг – это число, выражающее в балльной системе исчисления оценку знаний, навыков и умений обучающегося ив целом его достижений в образовательном процессе.
Модульно-рейтинговая технология обучения начала внедряться в отечественных вузах во второй половине 1980-х гг. Стали применять ее и в вузах Министерства обороны. Она способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и побуждает их к повседневной напряженной работе над учебным материалом. Данная технология базируется на двух основополагающих принципах:
• поэтапного (модульного) изучения учебных дисциплин, когда каждая из них разбивается на несколько модулей – тематически завершенных разделов (частей). Изучение модуля заканчивается контролем качества усвоения учебного материала и выставлением обучающемуся балла с учетом текущих оценок;
• поэтапного накопления баллов за изучение каждого модуля и формирования итоговой оценки за изученную дисциплину в виде суммы – рейтинга. При этом итоговый рейтинг по учебной дисциплине может быть увеличен за счет добавления поощрительных баллов, начисляемых вследствие активной работы над учебным материалом, участия в военно-научной работе, конкурсе на лучшую научную работу и т. п., или уменьшен – вычитанием штрафных баллов за несвоевременную и некачественную отчетность по модулям, а также за другие нарушения образовательного процесса.
Отличительные особенности МРТО от традиционных технологий обучения требуют для ее успешного применения разработки соответствующего программного и методического обеспечения.
Программное обеспечение заключается, во-первых, в совершенствовании содержания учебного материала, определяющего поиск ответа на вопрос, какими знаниями и в каком объеме необходимо вооружать слушателей или курсантов; во-вторых, в структурировании содержания дисциплины с последующим делением ее на последовательно изучаемые модули.
Методическое обеспечение включает решение следующих задач:
• определение порядка начисления рейтинг-баллов, установление относительного «веса» дисциплины и модулей, оптимального соотношения между значимостью оценок текущего контроля успеваемости и оценок промежуточной аттестации обучающихся (экзамены и зачеты);
• определение содержания модулей и разработка методики проведения контрольных мероприятий;
• определение тем и видов контрольных домашних работ, соответствующих конкретному модулю;
• разработка контрольных заданий, имеющих большую вариантность и учитывающих различный уровень знаний слушателей и курсантов;
• разработка вопросов и познавательных задач для коллоквиумов и консультаций-собеседований;
• разработка и издание учебно-методической литературы для самостоятельной работы обучающихся;
• создание системы мер, стимулирующих развитие творческих способностей обучающихся.
Исходные данные для расчета рейтинга:
• перечень изучаемых дисциплин, определяемый учебным планом, и весовые коэффициенты каждой из них;
• перечень и количество форм контроля знаний по каждой дисциплине, а также соответствующие весовые коэффициенты каждой формы контроля;
• график проведения контролей знаний в течение семестра с указанием контрольных сроков сдачи результатов в учебный отдел (график составляется кафедрой совместно с учебным отделом и учитывает равномерность и этапность контрольных мероприятий);
• результаты контроля знаний слушателей (курсантов) как совокупность оценок по соответствующей шкале по каждому завершенному модулю.
Результаты модульных контролей фиксируются в рейтинг-листах. Данные оттуда представляются в учебный отдел для формирования общевузовской базы результатов МРТО.
Интегральная оценка учебной деятельности обучающегося в виде его рейтинга отражает:
• напряженность и результативность работы над учебным материалом в течение семестра, учебного года и всего периода обучения;
• степень достижения цели обучения;
• склонности и способности к освоению учебного материала;
• место каждого обучающегося в учебной группе за семестр, период и год обучения.
Степень достижения цели обучения определяется по величине отношения достигнутого рейтинга к максимальному рейтингу для данного периода обучения. Модульно-рейтинговая технология обучения в наибольшей степени позволяет выполнить условия полноты реализации функций контроля знаний.
Автономный полевой лагерь российской армии – АПЛ-500
Автономные полевые лагеря появились в российской армии сравнительно недавно. С марта 2011 года Минобороны РФ закупало у немецкой компании Karcher Futuretech GmbH мобильные полевые лагеря на 500 человек, всего было приобретено 8 комплектов стоимостью 14 миллионов долларов каждый. Однако в 2013 году министерством обороны было принято решение иностранное оборудование больше не приобретать и организовать работы по производству и выпуску данной продукции в Российской Федерации из отечественных материалов, добиваясь максимальной локализации. По словам заместителя министра обороны России Юрия Борисова, в настоящее время процесс замещения «идет удачно», речь идет о российском автономном полевом лагере АПЛ-500.
Автономный полевой лагерь АПЛ-500 представляет собой городок закрытого цикла жизнеобеспечения, он предназначен для быстрого создания необходимого уровня инфраструктуры при долгосрочном или краткосрочном развертывании воинских формирований различного назначения численностью до 500 человек в районах постоянного или временного сосредоточения на неосвоенных местах базирования. Он позволяют наладить быт военнослужащих и подразделения эксплуатации АПЛ-500 в полевых условиях. Разработчиком российского автономного лагеря является НПО «Центр профессионального снаряжения» (ЦПС).
В России данные лагерям могут использоваться вооруженными силами для решения любых задач, которые связаны с нахождением войск вне пунктов их постоянной дислокации:
Данный автономный лагерь представляет собой унифицированный комплект элементов (базовых модулей), которые позволяют успешно использовать его для решения разных боевых задач. Автономность лагеря АПЛ-500 достигается включением в его состав всех необходимых систем жизнеобеспечения воинских подразделений, связанных с пребыванием личного состава в полевых условиях. При этом его легко транспортировать, все элементы лагеря АПЛ-500 при транспортировке помещаются в контейнерах (тип 1С). Габариты и вес данных контейнеров соответствуют действующим в России требованиям транспортных габаритов, что позволяет в минимальные сроки доставить подобный лагерь в любую точку нашей очень большой страны.
Согласно информации с официального сайта разработчика лагерь АПЛ-500 включает в себя следующие зоны:
— Зона проживания, которая обеспечивает условия размещения и проживания солдат и офицеров.
— Специальная зона, которая предназначена для обеспечения условий служебной деятельности дежурных сил и командования войскового формирования по организации службы войск.
— Зона питания, которая предназначена для приготовления и приема пищи.
— Зона медобеспечения, которая предназначена для оказания первой врачебной и доврачебной медицинской помощи в полном объеме, а также оказания неотложной медицинской помощи, организации и проведения амбулаторного приема военнослужащих, проведения эвакуации пациентов в случае такой необходимости.
— Зона санитарно-гигиенического обеспечения, которая предназначена для организации санитарного обеспечения и выполнения военнослужащими целей личной гигиены.
— Зона бытового обслуживания, которая предназначена для организации хранения и стирки белья, обмундирования, а также личных вещей и оказания военнослужащим парикмахерских услуг.
— Зона транспортировочной упаковки, которая предназначена для хранения транспортных контейнеров типа 1С, в которых и перевозится лагерь АПЛ-500.
— Различные объекты инженерно-технического обеспечения, которые включают в себя систему водоподготовки, автономную систему электроснабжения, систему отвода жидких отходов и сточных вод, систему утилизации твердых бытовых отходов.
Помимо этого в структуре лагеря АПЛ-500 предусмотрена площадка для проведения построений. Также автономный лагерь оборудован системами видеонаблюдения и охранно-пожарной сигнализации с выводом сигналов начальнику караула и дежурному по лагерю. Также предусматривается ограждение лагеря по всему периметру и вокруг наиболее важных элементов его инфраструктуры. Благоустройство территории лагеря производится за счет специальных резиновых дорожек, под которые убраны электрические кабели, освещение территории лагеря производится осветительными мачтами.
При этом конструкция применяемых модульных блоков и технических средств жизнеобеспечения лагеря обеспечивает военнослужащим температуру воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °С, а в медицинских помещениях лагеря – не ниже +20 °С. Уровень внутреннего шума в обитаемых контейнерных модулях не должен превышать 65 дБ. Помимо этого производителем гарантируется обеспечение минимально допустимых уровней освещенности на рабочих местах согласно действующему в нашей стране ГОСТу.
О некоторых интересных особенностях нового российского автономного полевого лагеря популярному блогеру Денису Мокрушкину рассказал Сергей Куземченко, занимающий пост директора по мониторингу научно-производственного объединения «Центр профессионального снаряжения». По его словам, военным уже поставлено 5 таких лагерей, на подходе находится шестой. Лагерь еще не принят на снабжение Минобороны РФ, продолжаются его испытания. Но военное ведомство ранее отмечало, что в 2016-2017 годах вооруженным силам нужно будет около 80 таких лагерей. Сейчас же сроки были сдвинуты на год, есть основания полагать, что поставить то же количество лагерей АПЛ-500 нужно будет в 2015-2016 годах.
Сегодня в производстве лагеря АПЛ-500 задействовано НПО «Центр профессионального снаряжения» и 7 основных предприятий-подрядчиков. По словам Сергея Куземченко, процент импортных комплектующих в лагере не превышает 30%, соответственно на долю отечественных приходится – 70%. При этом лагерь полностью производится в России, но часть комплектующих приобретается за границей. Проблемой является то, что не все производители в нашей стране в состоянии изготовить необходимые лагерю комплектующие с нужным качеством. Тем не менее, НПО «Центр профессионального снаряжения» продолжает работу над дальнейшим уровнем наращивания локализации лагеря, в настоящее время российские военные с пониманием относятся к данной проблеме.
Для сборки лагеря АПЛ-500 необходимо минимум 20 человек. Они в состоянии собрать этот лагерь своими силами за 10 дней. Плюс еще 20 дней понадобится им для комплектации лагеря всем необходимым имуществом и выполнения всех пуско-наладочных работ. Итого практически месяц до полной готовности лагеря. Еще как минимум 4 специалиста (а лучше 6) понадобятся для обслуживания лагеря. У них каждый день бывает какая-нибудь работа: починить протечку в сантехнике, проконтролировать работоспособность имеющихся систем и т.д.
Комментируя результаты опытной эксплуатации лагерей АПЛ-500, Сергей Куземченко отметил, что в некотором роде им мешала сначала и солдатская самодеятельность, которая иногда даже носила проявление вандализма. Солдаты пытались что-то переделать своими руками, открутить, иногда просто сломать, но пожив несколько месяцев у них возникло ощущение «своего», «родного», после чего они начали бережнее относиться к имуществу. Можно даже сказать, что, попадая в АПЛ-500, вольно или невольно бойцы улучшали культуру своего быта. То есть, живя в комфортных условиях, видя, что о тебе реально заботятся, невольно и сам начинаешь более внимательно относиться к своему быту и культуре. Такой вот пример действенной мотивации.
В дальнейшем представитель компании-разработчика ответил на ряд технических вопросов. В частности он рассказал, сколько воды потребляет один лагерь АПЛ-500 в сутки. По его словам, дневная норма на одного военнослужащего составляет 80 литров воды в сутки. Значит для всех 500 человек, живущих в лагере, требуется минимум 40 кубометров. Лучше же подавать не менее 50 кубометров воды. К примеру, одна лишь кухня потребляет за день 8 кубометров воды для собственных нужд. Поэтому к воде изначально бережный подход. Так в целях ее экономии в модулях умывальников вода подается только после нажатия на кран порциями по 15 секунд.
При этом с водой все не так просто. Российские военные до сих пор не определились с тем, как часто следует мыться личному составу и в какое время это делать: раз в неделю, ежедневно, а, возможно, утром, в обед и вечером. При этом сами солдаты хотят принимать душ постоянно, что ведет к очень большому расходу воды. Системы очистки могут снабжать лагерь водой в бесперебойном режиме, но ее нельзя сразу подавать в систему водоснабжения. Необходим отстойник, которого в первоначальном техзадании на лагерь просто не было. В настоящее время в НПО «Центр профессионального снаряжения» работают над созданием контейнерной группы на 200 кубометров воды, с возможностью ее подогрева в зимних условиях. Вода будет поступать в контейнеры из водоема или скважин, отстаиваться там, после чего подаваться в систему водоснабжения лагеря. Планируется, что 200 кубометров воды хватит, для того чтобы удовлетворить потребности трех лагерей АПЛ-500.
Интересным представляется и решение проблемы с канализацией. Первоначально для лагеря был предусмотрен замкнутый цикл: канализационные стоки подаются в специальный приемный модуль, в котором происходит их усредненная очистка и дальнейшая подготовка к биологической переработке, после чего стоки перекачиваются в модуль заключительной биоочистки. В этом модуле твердые отходы обрабатываются уже для последующего их сжигания, а жидкость подается на следующие очистительные системы, чтобы дальше снова оказаться в системе водоснабжения лагеря. Разработчики используемых канализационных модулей заявляют, что после процедуры очистки данную воду можно будет пить без какого-либо вреда для здоровья. Однако пока замкнутый цикл не используется по просьбам самих военных. В настоящее время канализационные стоки после очистных сооружений подаются в так называемую яму рассеивания с габаритами 5х5х4 метра. Внутри этой ямы содержится слой щебня, дренажные трубы, специальная ткань, которая не позволяет земляным стенкам обвалиться. Сверху данная яма также прикрыта, поэтому запаха нет. Такой ямы должно хватить на годы функционирования лагеря АПЛ-500. Но если лагерь будет размещен на скалистом грунте, то там уже придется воспользоваться системой замкнутого цикла.
Если же говорить о потреблении лагерем горючего, то в сутки в теплое время года потребляется около 900-1000 литров дизтоплива. Зимой, скорее всего, расход дизельного топлива вырастет до 1000-1200 литров в сутки. Эта цифра приводится с учетом заправки тепловых дизельных обогревателей, которых в лагере насчитывается 45 единиц.
Модуль в армии это что
НПО «Электромашина» (входит в состав «Уралвагонзавода» госкорпорации «Ростех») успешно завершило испытания дистанционно управляемого боевого модуля «Охотник» для бронеавтомобилей «Тайфун-К» с новым вариантом исполнения пулемета 6П49. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе УВЗ.
«Новый пулемет, созданный ОАО «Завод имени Дегтярева» (ЗиД, входит в холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех»), позволяет значительно улучшить характеристики боевого модуля, повышая конкурентоспособность нашего изделия и ставя его в один ряд с мировыми лидерами. Усовершенствование модуля было проведено предприятием в инициативном порядке», — процитировали в пресс-службе слова заместителя главного конструктора по системам управления НПО «Электромашина» Сергея Абрамова.
По его словам, предприятие — изготовитель пулемета в ноябре 2020 года получило литеру О1 (начало серийного производства) на свою разработку. «В ближайшее время партию боевых модулей «Охотник» для автомобилей «Тайфун-К» мы уже поставим с новым пулеметом. В данной комплектации модуль будет поставляться также для ВМФ и другой специальной техники», — добавил он.
Как сообщили в «Уралвагонзаводе», недавно модуль «Охотник» прошел полигонные испытания в Нижнем Тагиле. «При применении нового пулемета ожидалось повышение кучности и точности стрельбы, что подтвердилось при стрельбе по мишеням во время испытаний. Эффективность поражения «Охотником» целей выросла на 20-30%», — отметили в концерне.
«Электромашина» также разработала модификацию модуля «Охотник» для оснащения военно-морской техники. В данной конфигурации устройство носит обозначение «Нарвал», отметили в УВЗ.
ТАСС
НПО «Электромашина» (входит в состав «Уралвагонзавода» госкорпорации «Ростех») планирует перейти к серийному выпуску морской и стационарной модификаций новейшего дистанционно управляемого боевого модуля «Охотник» — «Нарвал» и «Прометей» — с 2022 года. Об этом ТАСС сообщил генеральный директор предприятия Игорь Афанасьев.
«Морская и стационарная модификации «Охотника» — «Нарвал» и «Прометей» — будут готовы к серийному производству к концу текущего года. Мы планируем, что это конец ноября. И со следующего года мы планируем перейти к серийному выпуску. В настоящий момент уже ведется предконтрактная работа с Министерством обороны РФ», — сказал он.
По его словам, Военно-морской флот (ВМФ) проявляет высокий интерес к новому модулю «Нарвал». «На форуме «Армия-2021″ он уже был продемонстрирован как вооружение на стенде ВМФ», — сказал Афанасьев, добавив, что «Нарвал» является первым отечественным дистанционно управляемым боевым модулем такого класса, предназначенным для установки на корабли и катера.
Глава «Электромашины» также отметил, что базовая версия модуля «Охотник» уже выпускается серийно.
Ранее Афанасьев сообщил ТАСС, что новый корабельный модуль «Нарвал» успешно прошел испытания, а испытания системы «Прометей» завершатся в 2021 году.
ТАСС