Модуль в университете что это

Модульная система обучения в образовательных программах.

1.Понятие модуля и модульного обучения.

Сегодня в понятие модуль в образовании вкладывают разный смысл. Говорят и о модулях учебных дисциплин, и о модулях образовательных программ. Можно выделить общие свойства, которые приписывают модулям. Во-первых, это логическая завершенностьи, как следствие, относительная обособленность содержания обучения модуля от остального учебного материала. Во-вторых, это детально разработанное методическое обеспечение, адресованное и студенту, и преподавателю. Оно включает четко сформулированные (и для преподавателя, и для студента) цели обучения (планируемые результаты обучения), логическую схему, показывающую место модуля в дисциплине и/или образовательной программе, логическую схему изучения модуля, учебные материалы, необходимые для освоения модуля (включая задания для самоконтроля), ясную, документированную процедуру контроля усвоения содержания обучения, включенного в модуль. Можно сказать, что каждый модуль должен быть поддержан собственным учебно-методическим комплексом. Третье свойство модулей – заменяемость

В качестве модулей на практике обычно рассматривают:

Модули на основе содержательного единства дисциплин могут быть построены по «горизонтальной» или по «вертикальной» схеме.

В «горизонтальном» модуле все составляющие дисциплины вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат; их можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана.

В «вертикальный» модуль включают последовательно изучаемые дисциплины, нацеленные на достижение определенного образовательного результата, от фундаментальных и общих профессиональных до специальных узкоприкладных. Такое построение модулей характерно для немецкого высшего образования.

2.Технология модульного обучения.

Модульное обучение – технология, которая позволяет перейти на субъектную основу обучения и обеспечивает обучающемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения.

При обучении иностранному языку понятие «модуля» трактуется двояко. Во-первых, как блок информации, подлежащий самостоятельному усвоению, и как особая процедура, обеспечивающая овладение оптимальным способом изучаемым материалом. Такая процедура называется модульной технологией, специфика которой заключается в том, что студент с большей долей самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает конкретные цели:

При использовании модульной технологии обучения студент поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, используя данные ему инструкции. Такие инструкции образно называют «путеводителем». С помощью «путеводителя» преподаватель управляет учебной деятельностью учащихся, постоянно поощряет и мотивирует их самостоятельную работу.

Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:

В первом цикле преподаватель знакомит студентов с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем и составляющими его подмодулями (блоками), раздает «путеводители» и объясняет содержащийся в них учебный материал, показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнять задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.

Второй цикл является центральным, так как именно в нем заключена полная технология самообучения и самоконтроля. Материал для усвоения, скомпонованный в обозримые и удобные для учащихся блоки, предоставляется каждому студенту для самостоятельной работы. В «путеводителе» студент находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объясненного в классе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам, знакомится с требованиями и планом проектного задания, выясняет сроки работы над модулем и время проведения итогового теста.

Примерно в середине срока самостоятельной работы по «путеводителю» преподаватель проверяет выполняемость заданий, индивидуально консультирует учащихся. А к концу указанного срока тем из них, кто выполнил более 80% запланированной работы, дает ключи к итоговому тесту

— образцу, предназначенному для самоконтроля учебного материала всего модуля. В тетради регистрации хода работы над модулем преподаватель отмечает успехи учащихся, поощряет тех, кто успешно выполняет программу самостоятельной работы, выясняет причины отставания, помогает и консультирует в случае возникновения трудностей. Хорошим мотивирующим стимулом служит вывешенный график работы над модулем, где группа совместно с преподавателем отмечает объем выполненной работы каждым учащимся. В завершение второго цикла преподаватель совместно со студентами обобщает изученный самостоятельно материал, анализирует содержание заданий примерного итогового теста «путеводителя» и сообщает о переходе к завершающему этапу работы.

«удовлетворительно». Завершает цикл анализ результатов работы и выяснение мнения учащихся об эффективности работы по модульной технологии.

3.Специфика модульного обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством же модульного обучения при этом служат учебные модули. Модуль может представлять и собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения.

Модульное обучение предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест.

Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о своей успеваемости.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

4.Система действий преподавателя и учащихся в составлении модульной программы.

Работа с содержанием учебной дисциплины для каждого преподавателя

Модульная система организации учебно-воспитательного процесса предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа.

Положительная роль модульного обучения связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником. Начало модуля содержит описание интегрированной цели, начало его элемента – описание частной цели. Программа намечает близкие, средние и дальние перспективы.

Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студента. В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый учащийся получает от преподавателя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал.

Во-вторых, меняется форма общения студента и преподавателя. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между студентом и преподавателем.

В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

В процессе подготовки перехода на модульное обучение преподаватель прежде всего должен разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, преподавателю необходимо:

На профильном уровне модульную технологию можно использовать как при обучении иноязычной речевой деятельности, так и при работе над лексико-грамматическим материалом, выделяя законченный блок учебной информации для самостоятельной работы студентов.

Модульное обучение требует от студентов больших усилий. Установлено, что модульное обучение требует высокого уровня психического и психофизиологического функционирования как педагога, так и обучаемого. Этим объясняется тот факт, что многие из них по чисто приспособительным причинам избегают работы в напряженном режиме модульного обучения. Инициатива и ответственность за учение делегируются студентам через фасилитационное общение. Для освоения модуля им надо овладеть самыми разными способами оперирования учебным материалом. Овладеть содержанием модуля студенты могут только через собственную учебно-познавательную деятельность, которая требует от него социальной зрелости. Достоинства, заложенные в модульных программах, сами собой не проявляются. Преподаватель должен все известные методы активного обучения направить на создание предпосылок для самомотивированной учебной деятельности. Только изначальное формирование обучаемых как партнеров с четко выраженными учебными ориентациями и гностическими умениями могут способствовать повышению эффективности модульного обучения и результативности этого подхода в целом.

Источник

Модульное обучение

Что такое модульное обучение?

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Модули могут быть обязательными и элективными. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Понятие модуля

Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.

Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по специальности:

Основными примерами учебно-методических комплексов, построенными по такому принципу могут быть современные учебники английского языка, такие как Opportunities.

Характерные черты модульного обучения

Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.
Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Модульное обучение

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными.

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения <и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.

Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.

Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?

Модуль в университете что это. Смотреть фото Модуль в университете что это. Смотреть картинку Модуль в университете что это. Картинка про Модуль в университете что это. Фото Модуль в университете что это

Полезное

Смотреть что такое «Модульное обучение» в других словарях:

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — эффективный способ повышения уровня подготовки руководителей организаций и специалистов по охране труда. В связи с качественным изменением содержания нормативных документов (особенно в области взрывопожарной безопасности и радиационной… … Российская энциклопедия по охране труда

модульное обучение — modulinis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo kryptis, kai mokinys savarankiškai mokosi pagal jam pateiktą kompleksinę, baigtiniais mokymosi vienetais (moduliais) suskirstytą individualaus mokymo programą, apimančią kryptingą… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — МОДУЛЬНОЕ (от лат. modulus – мера) ОБУЧЕНИЕ. Организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Модульное обучение — организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой… … Педагогический терминологический словарь

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение… … Профессиональное образование. Словарь

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — система преподавания, согласно которой весь континуум мыслительной деятельности обучаемого, доминирующей мотивацией которой является постановка и решение личностно значимой проблемы, может быть разделен на системные “кванты” (М. А. Чошанов) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Обучение модульное — см. Модульное обучение … Российская энциклопедия по охране труда

ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… … Российская энциклопедия по охране труда

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами … Российская педагогическая энциклопедия

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, при к ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят. поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Модульные технологии обучения в вузе

Модуль в университете что это. Смотреть фото Модуль в университете что это. Смотреть картинку Модуль в университете что это. Картинка про Модуль в университете что это. Фото Модуль в университете что это

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 4531 раз

Библиографическое описание:

Асророва, М. У. Модульные технологии обучения в вузе / М. У. Асророва. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10062/ (дата обращения: 22.12.2021).

В данной статье рассматриваются вопросы апробации и внедрения в учебный процесс инновационные педагогические технологии в частности, технологии блочно-модульного обучения. Даётся разъяснение понятиям проблемного и модульного обучения, которые помогут преподавателям освоить методы и приёмы модульного обучения.

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль.

Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения, повышающая эффективность процесса обучения и отвечающая всем требованиям процесса образования. Отличительные особенности модульного обучения по сравнению с другими системами обучения определяются такими общеизвестными параметрами, как его цели и содержание, формы и методы, способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента. Характер обучения в вузе во многом зависит от тех идей, которые лежали в его основе и успешной реализации их в практике с помощью соответствующих технологий. Но модульное обучение в какой-то степени воплощает в себе все эти идеи.Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение того или иного предмета и произвести самооценку. Сущность его заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. Концепция модульного обучения разработана американским исследователем Дж. Расселом, который определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающим обучающемуся действия. Обучаемый, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом. Модульное обучение предполагает замену официальных учебников и жестких программ профессиональными методическими материалами, помогающими преподавателю и студенту в их совместной работе. Отличительными чертами модульного обучения являются: — четкая структуризация содержания обучения, которое представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках); — вариативность обучения, адаптация процесса обучения к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся; Принципиальное отличие модульного обучения от других форм состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.

Блок — определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей. Модуль — это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят — из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию; приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания. Исследователи в области модульной технологии так формулируют цели модульного обучения:

Таким образом, модульный подход — это, по сути, интенсивный путь решения образовательных задач.

В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:

Модульное занятие имеет свои особенности. Каждое модульное занятие целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение темы занятия, использование входного теста с самопроверкой, небольшого «словарного» диктанта (проверка ключевых понятий) и т. п. Готовить модульные занятия непросто. Требуется большая предварительная работа. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7). Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются:

– гарантированность достижения результатов обучения;

– возможность работать обучающихся в группах, в парах;

– паритетное отношение преподавателя и студента;

– возможность обучения с одногруппниками;

– возможность работать в индивидуальном темпе;

– знание конечных результатов обучения;

– контроль в процессе освоения учебного материала.

Проведение занятий по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.

При анализе работы группы на практическом занятии преподаватель проверяет контрольные задания, проводит рефлексию. Обучающиеся должны оценить свою работу на занятии, определить, что эта работа им дала. Рефлексию следует проводить в трех измерениях «дело», «Я», «мы».

1. Как я усвоил материал? («дело»)

Получил прочные знания, усвоил весь материал — 9–10 баллов. Усвоил новый материал частично — 7–8 баллов. Мало что понял. Необходимо еще поработать — 4–6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? («Я»).

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой — 9–10 баллов. Допустил ошибки — 7–8 баллов.

3. Как работала группа, учебная пара? («Мы») Дружно, совместно разбирали задания — 9–10 баллов. Не все активно участвовали в обсуждении — 78 баллов Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок — 4–6 баллов. Студенты постепенно привыкают к модульной технологии обучения и дают объективную оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Проводилось анкетирование по следующим вопросам

На эти вопросы обучающиеся отвечали, что занятия проходят интересно, легко работается, глубоко усваивается содержание материала. Это позволяет сделать вывод о том, что данная технология повышает уровень преподавания и уровень обученности студентов, происходит развитие их творческих способностей.

Следует сказать и о проблемах, связанных с модульной технологией: большие затраты на ксерокопирование модульных занятий, недостаточность подготовки студентов к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала, который нужно адоптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии.

Сегодня всё чаще стало встречаться понятие блочно-модульного обучения — один из видов программированного обучения, известного уже с 1960-х годов. В настоящее время технология модульного обучения применяется в различных вариантах и исследуется с начала 1980-х годов.Блочно-модульное обучение имеет в своей первооснове несколько концепций. Блочно-модульное обучение унаследовало и основные принципы классно-урочной (традиционной) технологии обучения: принципы наглядности, последовательности, регулярности, контроля и некоторые другие, в том числе и в использовании учебной материальной базы. Разработка модульной технологии способствует искоренить некоторые существующие недостатки в обучении. В модульном обучении главным является индивидуализация обучения. С точки зрения Дж.Рассела, наличие выборочных модулей и свободный их выбор позволяет всем обучающимся хорошо изучить учебный материал и главное — в индивидуальном порядке. Важно, чтоб задания для обучающихся были сложными для их выполнения, но, вместе с тем, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. Такой переход от традиционного к модульному и дистанционному образованию предполагает использование разных технологий обучения. И в связи с этим разработаны множество различных технологий. Одной из них является технология блочно-модульного обучения. Такое обучение разработано не только для преподавания «технических» учебных дисциплин, но и для такого гуманитарного предмета в вузе, как практический курс русского языка. Процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться в вузе, он должен быть непрерывным. Очень важно обучать специалистов поиску самостоятельных знаний, умению находить правильные ответы на проблемные вопросы и использовать их для получения новых знаний. Блочно-модульная технология сегодня считается оптимальной во всех планах формой преподавания сложных и трудных тем по специальности вузовского курса русского языка. Основной задачей преподавателя высшей школы является обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эту задачу, являются современные педагогические технологии, которые, как известно, подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и др.видов.

Проблемное обучение возникло в результате больших изменений, которые произошли в ходе развития педагогической науки, в процессе поиска учителями путей активизации обучения. Исследования в этой области ведутся уже давно. Новые проблемы возникают в связи с использованием достижений теории индивидуализации и компьютеризации обучения, с применением различных форм группового обучения и др. Принятие учеником проблемы, заданной учителем в виде проблемного вопроса или проблемной задачи, связано с функциональным содержанием проблемы. В связи с этим возникает вопрос: «каковы же основные функции учебной проблемы? Ответ на этот вопрос содержится в анализе практики, основанной на выводах научных исследований, в которых отмечается две основные функции научной (учебной) проблемы: определение направления научного исследования. В отличие от научной, учебная проблема для учителя является средством управления познавательной деятельностью ученика, способом формирования его мыслительных способностей. В деятельности ученика учебная проблема служит средством активизации мышления, а процесс ее решения — способом превращения знаний в убеждения. Практика выдвигает эту задачу еще и потому, что не всякая проблема может быть использована учителем в качестве средства активизации учебного процесса. Можно сформулировать шесть основных требований к учебной проблеме, с учетом которых учитель может создавать наиболее эффективные типы проблемных ситуаций. Учебная проблема должна быть взаимосвязана с изучаемым материалом и естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности ученика по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию. Учебная проблема должна отражать противоречивость информации. Основным своим содержанием проблема должна указывать дорогу познавательному процессу поиска, призывать находить пути ее решения. Неизвестное какими-то переходами должно быть связано с известным ученику знанием. Проблемы должны быть посильными, то есть не должны быть слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и учащиеся попытаются их просто обойти. Но они не должны быть и слишком легкими: легкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы. Формулировка проблемы должна содержать слова, которые указывают на известные ученику понятия, в которых содержатся элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме. Проблемные вопросы, задачи и учебные задания, а также примеры, приводимые учителем при постановке проблем, должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности. Учебная проблема должна иметь такие свойства, которые помогают осознанному восприятию учеников и развить заинтересованность в ее решении. Задача воспринимается учеником тогда, когда цель, которая может быть достигнута путем решения проблемы, становится для ученика очень важной и значительной. Знание учителем основных требований к учебной проблеме считается одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной деятельности учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *