Мое место в обществе чем я пригожусь классный час в 9 классе
Методическая разработка открытого классного часа: «Моё место в жизни».
Содержимое публикации
Кузнецкий филиал ГБОУ СПО
«Пензенский областной медицинский колледж»
Классный час на тему:
Формировать собственные взгляды и отношение к миру, к людям, к событиям; собственные требования к себе и окружающим, ценностные ориентиры личности, самопознание, активную жизненную позицию, гражданское самопознание.
Расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более чётко определить ценности, на которых строится жизнь
Продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание « я делаю свою жизнь сам»
Продолжить работу над формированием коммуникативных и общепредметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.
Методы и формы работы:
методика погружения в себя
создание проблемных ситуаций
Классный руководитель готовит мультимедийную презентацию.
Подбирается материал для слайдов, стихи, цитаты великих людей.
Готовится раздаточный материал.
Студенты объединяются в равные по количеству участников группы
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с понятиями и заданиями
Содержание классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
Каждому из вас уже сейчас приходилось задумываться о своём становлении как личности. Личность – это выбор и преодоление на жизненном пути деяний, труда, мысли.
Сегодня мы все вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, был уверен, что он правильно определяет свою позицию в этом мире и движется в правильном направлении.
Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в детстве.
1. Студентам предлагается задание продолжить предложения:
— Самое первое воспоминание…
— Самым главным человеком в детстве был(а)…
— Путёвку в жизнь мне дали…
Отсюда начинается ваш путь. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.
2. Упражнение «Вопросы жизни».
Перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, возникает много вопросов. Какие это вопросы?
Классный час в 11 классе «Мое место в обществе. Чем я пригожусь.»
Классный час в 11 классе «Мое место в обществе. Чем я пригожусь.»
Классный руководитель Гнида Оксана Петровна.
Стремление к собственной значительности
является одной из главных черт,
отличающих человека от животного.
Цель: Способствовать осознанию учащимися своего места в обществе
1.Формировать духовное самоопределение и самоутверждение.
2.Определить общее и различное в понятиях «социальное положение (статус)», «разновидности социальных положений».
Оформление и оборудование: ручки, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, тексты заданий на каждую группу.
Будущее – это та часть нашей жизни,
которую мы можем изменить.
1. Целевое пространство (6 мин)
— Тема нашего первого занятия: «Ваше место в обществе». Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы учащихся).
В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы знать своё «социальное» положение, ранг. Например, у кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Доминантная курица может клевать всех остальных кур, а особь, находящаяся в самом низу иерархического ряда, не может клевать никого, ест в последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании.
У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство (так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян).
Люди, как правило, входят в состав нескольких разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определённой работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и ещё выполнять при этом обязанности матери или отца семейства.
В каждой группе, куда входит человек, он занимает определённое социальное положение (статус), соответствующее той роли, которой, по расчётам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него соответствующего поведения. Официальное социальное положение связано с правами и обязанностями.
Какую бы цель вы сейчас каждый поставили себе и в группе – общую?
(Отвечают или пишут)
— В обществе: герои, кумиры, преуспевающие (дельцы), политические, научные, общественные деятели, обыкновенные люди (обыватели), отверженные (неудачники).
В рабочем (служебном) коллективе: официальные роли — начальник, соподчинённые, руководители, рядовые работники;
неофициальные роли — источник идей, создатель психологического климата, оппозиционер и другие.
В семье: отец, мать, старшее поколение, дети;
неофициальные — глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.
В уличной компании : лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.
В чем же разница этих социальных положений ? И в чем проблема?
3. Поисковое пространство
1. Работа в группах по теме «Общество и личность»
Разделим пространство на три круга. В каждом круге будет находиться группа со своим заданием. (Задание выполняется 15 минут).
1 круг – «Герои, кумиры, преуспевающие» (1 группа) – готовят портрет человека «Герой нашего времени», который достиг, на ваш взгляд, того социального ранга, который наиболее престижен сегодня в обществе, — Я-престижный (крутой, богатый, известный). Какие притязания присущи этому социальному образу?
2-й круг «Обыкновенные» (2 группа). Создают коллективный портрет человека, соответствующего наиболее распространённым общим социальным притязаниям обыкновенного среднего, — Я-обыватель.
3-й круг: «Отверженные». Создают коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, — Я-отверженный, неудачник.
Каковы его социальные притязания?
Нарисуйте ваши социальные образы на плакатах и «оживите» их в небольшой театрализации.
Коллективное обсуждение: какие причины приводят человека к той или иной социальной группе?
Социальные притязания ( на листах тексты выдаются группам, они читают сами)
Стремление к самоутверждению проявляется в притязании (желании, заявке) на определённую роль в окружающем обществе.
Социальные притязания личности определяются: влиянием семьи, товарищей; характером образования; общекультурным уровнем личности; стечением жизненных обстоятельств.
Уровень притязаний личности может быть, как и уровень самооценки, завышенным, адекватным и заниженным.
2. Защита – выступление от групп (по 2 мин)
3. Упражнение «Прикидка индивидуальных притязаний» (5 мин.) (Выдается план ответа каждому)
1. Определите для себя, какого положения (статуса) вы хотите достичь, какой образ будет вашим эталоном (в различных сферах).
2. Чётко сформулируйте ваши цели (идеальный образ желаемого).
3. Наметьте последовательность действий, ведущих к успеху.
4. Проанализируйте, какими средствами вы располагаете:
— физические качества (здоровье, выносливость, внешность);
— способности в науке, труде, спорте;
· ваши умения общаться с людьми;
· социальные факторы (условия).
5. Обсудите ваши притязания с родителями, друзьями.
4. Ситуация-проба «Вас не выбрали» (2 мин)
На классном собрании выбирали волейбольную команду. Вы считали себя одним из лучших игроков класса и очень хотели стать членом команды. И вдруг вас не выбрали.
Задание. Что Вы чувствуете? Почему? Что изменилось бы в ваших притязаниях, если бы команда была назначена «сверху»?
• критическое и требовательное отношение к себе (ищите причину в себе самом)
• умение поставить свой личный интерес на ступеньку ниже общего интереса класса
• ориентировка на бесконфликтность
• стремление разобраться в ситуации и в себе самом.
5. Подведение итогов. Рефлексия в группах и в классе. (3 мин.)
6. Заключение (2 мин).
В заключение нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас научился использовать свой статус на пользу себе и обществу.
. Закончить наш практикум хочется словами
« Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить» (У. Джеймс).
«Не строить на Земле рая, а хотя бы не допустить на ней ада (В. Соловьёв).
А сейчас выберите цвет вашего настроения. Положите лепестки на свой стол. Я читаю, что обозначает каждый выбранный вами цвет.
Приложение
Социальное положение – та роль, позиция, которую исполняет человек в официальной или неофициальной иерархии группы.
Социальные притязания — та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими своим способностям.
Классный час в 8 классе «Ваше место в обществе»
МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа».
Пермский край, Частинский район, село Ножовка.
Классный час в 8 классе «Ваше место в обществе»
(Практикум)
По курсу «Утверждай себя» из программы Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности».
Классный руководитель Шустова Людмила Филипповна.
Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного. Д.Карнеги
Цель: Способствовать осознанию учащимися своего места в обществе
1.Формировать духовное самоопределение и самоутверждение.
2.Определить общее и различное в понятиях «социальное положение (статус)», «разновидности социальных положений».
Оформление и оборудование: ручки, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, тексты заданий на каждую группу.
Сценарий занятия
Будущее – это та часть нашей жизни, которую мы можем изменить. А.А. Ухтомский
1. Целевое пространство (6 мин)
— Тема нашего первого занятия: «Ваше место в обществе». Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
В сообществах большинства животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы знать своё «социальное» положение, ранг. Например, у кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Доминантная курица может клевать всех остальных кур, а особь, находящаяся в самом низу иерархического ряда, не может клевать никого, ест в последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании.
У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство (так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян).
Люди, как правило, входят в состав нескольких разных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определённой работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и ещё выполнять при этом обязанности матери или отца семейства.
В каждой группе, куда входит человек, он занимает определённое социальное положение (статус), соответствующее той роли, которой, по расчётам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него соответствующего поведения. Официальное социальное положение связано с правами и обязанностями.
Какую бы цель вы сейчас каждый поставили себе и в группе – общую?
(Отвечают или пишут)
— В обществе: герои, кумиры, преуспевающие (дельцы), политические, научные, общественные деятели, обыкновенные люди (обыватели), отверженные (неудачники).
В рабочем (служебном) коллективе: официальные роли — начальник, соподчинённые, руководители, рядовые работники;
неофициальные роли — источник идей, создатель психологического климата, оппозиционер и другие.
В семье: отец, мать, старшее поколение, дети;
неофициальные — глава семьи, кумир, тиран, жертва, защитник и др.
В уличной компании: лидер (вожак), подхалимы, изгои, «козлы отпущения» и др.
В чем же разница этих социальных положений ? И в чем проблема?
3. Поисковое пространство
1. Работа в группах по теме «Общество и личность»
Разделим пространство на три круга. В каждом круге будет находиться группа со своим заданием. (Задание выполняется 15 минут).
1 круг – «Герои, кумиры, преуспевающие» (1 группа) – готовят портрет человека «Герой нашего времени», который достиг, на ваш взгляд, того социального ранга, который наи более престижен сегодня в обществе, — Я-престижный (крутой, богатый, из вестный). Какие притязания присущи этому социальному образу?
2-й круг «Обыкновенные» (2 группа). Создают коллективный портрет человека, соответствующего наиболее распространённым общим социальным притязаниям обыкновенного среднего, — Я-обыватель.
3-й круг: «Отверженные». Создают коллективный портрет человека, социальное положение которого всех вас бы не устраивало, — Я-отверженный, неудачник.
Каковы его социальные притязания?
Нарисуйте ваши социальные образы на плакатах и «оживите» их в небольшой театрализации.
Коллективное обсуждение: какие причины приводят человека к той или иной социальной группе?
Социальные притязания (на листах тексты выдаются группам, они читают сами)
Стремление к самоутверждению проявляется в притязании (желании, заявке) на определённую роль в окружающем обществе.
Социальные притязания личности определяются: влиянием семьи, товарищей; характером образования; общекультурным уровнем личности; стечением жизненных обстоятельств.
Уровень притязаний личности может быть, как и уровень самооценки, завышенным, адекватным и заниженным.
2. Защита – выступление от групп (по 2 мин)
3. Упражнение «Прикидка индивидуальных притязаний» (5 мин.) (Выдается план ответа каждому)
1. Определите для себя, какого положения (статуса) вы хотите достичь, какой образ будет вашим эталоном (в различных сферах).
2. Чётко сформулируйте ваши цели (идеальный образ желаемого).
3. Наметьте последовательность действий, ведущих к успеху.
4. Проанализируйте, какими средствами вы располагаете:
— физические качества (здоровье, выносливость, внешность);
— способности в науке, труде, спорте;
ваши умения общаться с людьми;
социальные факторы (условия).
5. Обсудите ваши притязания с родителями, друзьями.
4. Ситуация-проба «Вас не выбрали» (2 мин)
На классном собрании выбирали волейбольную команду. Вы считали себя одним из лучших игроков класса и очень хотели стать членом команды. И вдруг вас не выбрали.
Задание. Что Вы чувствуете? Почему? Что изменилось бы в ваших притязаниях, если бы команда была назначена «сверху»?
• критическое и требовательное отношение к себе (ищите причину в себе самом)
• умение поставить свой личный интерес на ступеньку ниже общего интереса класса
• ориентировка на бесконфликтность
• стремление разобраться в ситуации и в себе самом.
Рефлексивное пространство
5. Подведение итогов. Рефлексия в группах и в классе. (3 мин.)
6. Заключение (2 мин).
В заключение нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас научился использовать свой статус на пользу себе и обществу.
. Закончить наш практикум хочется словами
« Наше самоощущение в этом мире за висит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить» ( У. Джеймс).
«Не строить на Земле рая, а хотя бы не допустить на ней ада (В. Соловьёв).
А сейчас выберите цвет вашего настроения. Положите лепестки на свой стол. Я читаю, что обозначает каждый выбранный вами цвет.
Приложение
Социальное положение – та роль, позиция, которую исполняет че ловек в официальной или неофициаль ной иерархии группы.
Социальные притязания — та роль и тот статус, к которым человек стремится, считая их более соответствующими своим способностям.
Классный час с учащимися (9-й класс) «Путь к себе»
Класс: 9
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.
Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.
Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).
Самооценка | ||
Завышенная | Заниженная | Объективная |
Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость | Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства | Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость |
Ход классного часа
I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»
Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.>
Что можно узнать о себе?
Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»
(В течение 3-5 минут дети работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)
(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)
Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года.
Я тоже постараюсь быть объективной.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
— Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)
— Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить? «
Примерные ответы детей:
— Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
— Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
— Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы
Цели:
Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)
— Богатство, слава, власть.
— Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
— Быть просто хорошим человеком, любить людей.
— Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
— Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
— Принести пользу людям, жить для людей.
— Жить для удовольствия, наслаждения.
— Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
— Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.
Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.
Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.
Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
VI. Составление самохарактеристики
Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.
(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)
Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.
(Желающие сдают анкеты.)
VII. Игра «Маска, я тебя знаю! «
Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?
1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?
2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)
3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)
4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)
5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?