Могила булгакова интересна тем что
Мистика Новодевичьего кладбища. Могилы Гоголя и Булгакова. Что связывает двух гениев русской литературы
Сегодня я хочу поговорить о двух, пожалуй, самых загадочных писателях в русской литературе, чье творчество наполнено мистикой и чьи посмертные судьбы переплелись самым причудливым образом. Речь пойдет о Николае Васильевиче Гоголе и Михаиле Афанасьевиче Булгакове.
Их могилы находятся рядом на втором участке старой территории. Сегодня на каждом из захоронений можно увидеть по большому серому камню, но так было не всегда. Почему камень с могилы Гоголя оказался на захоронении Булгакова и как Гоголь вообще попал на Новодевичье, об этом я Вам и хочу рассказать.
Посмертное «путешествие» Гоголя
Великий русский писатель скончался в Москве 4 марта 1852 года. Ему было всего 42 года. Известно, что в последние годы жизни Николай Васильевич стал истово верующим человеком, много времени проводил в молитвах, переоценивал свое творчество. Чувствуя приближение смерти, он оставил подробные распоряжения о том, как и где его следует похоронить и какой должна быть его могила.
«Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном. Завещание мое немедленно по смерти моей должно быть напечатано во всех журналах и ведомостях, дабы по случаю неведения его никто не сделался бы передо мною невинновиноватым и тем бы не нанес упрека на свою душу».
Первоначально Гоголя похоронили на кладбище Свято-Даниловского монастыря.
На могиле был установлен камень, символизирующий Голгофу, и на ней простой деревянный крест.
По легенде камень этот привез из Крыма поэт и философ К. С. Аксаков.
Могила Гоголя в Свято-Даниловском монастыре
Чугунную ограду отлили по проекту скульптора Н.А. Андреева, автора памятника писателю, установленного в 1909 году на Пречистенском, ныне Гоголевском бульваре.
В 1931 году, вскоре после того, как власть приняла постановление закрыть Свято-Данилов монастырь и организовать там приёмник-распределитель НКВД, прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище вместе с камнем-Голгофой, мраморным саркофагом и оградой.
Вот только креста уже на новом пристанище Николая Васильевича ставить не стали.
В 1952 году, к столетию со дня смерти писателя, на могиле был установлен бюст работы скульптора Томского. Вид могилы был полностью изменен.
Появилась надпись «Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».
Тогда же было принято решение заменить мрачного, измученного душевными терзаниями Гоголя работы Андреева на веселого жизнерадостного писателя, с одобрительной улыбкой взирающего на Москву советскую. Автором нового монумента стал все тот же Томский, и надпись на постаменте соответствующая.
Старого Гоголя, слава Богу, отправили не на свалку истории, а в «ссылку» в Донской монастырь, где он, впрочем, пребывал не так долго.
В 1956 году памятник был установлен на Никитском бульваре, во дворе дома, где он проживал и где скончался.
В 2009 году могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище был возвращен первоначальный вид.
Вот только камень, символизирующий Голгофу, теперь не тот. А куда делся тот, который был раньше, я сейчас расскажу.
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Все очень просто. Пьеса «Дни Турбиных» в постановке МХАТ была любимым спектаклем И. В. Сталина.
Фотомонтаж. Источник Яндекс картинки.
Говорят, он видел его не меньше 20 раз, и каждый раз приглашал в свою ложу М.А. Булгакова, который служил в театре заведующим литературной частью, был автором нескольких пьес, шедших на прославленной сцене, и даже выступал как актер. Еще одним спектаклем, с большим успехом шедшем в театре, была инсценировка Гоголя «Мертвые души», автором которой так же был Михаил Афанасьевич.
В 1939 году Булгаков написал пьесу «Батум», посвященную молодости революционера Иосифа Джугашвили.
Интересный факт:
Пьеса Сталину не понравилась и не была поставлена в Советское время ни разу ни в одном театре.
Премьера состоялась во МХАТе имени Горького только в 1992 году. Сразу же после премьеры была запрещена, а афиши и декорации уничтожены.
Скончался М.А. Булгаков 10 марта 1940 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище совсем рядом с могилами Гоголя и Чехова.
Понятно, что потом была война, и до начала 50-х годов вдове Михаила Афанасьевича Елене Сергеевне было не до установки памятника.
Вот такая история о двух великих русских литераторах, которые жили в разное время, но оказались необычайно близки по духу.
Последний приют: могила Михаила Булгакова
Буйная зелень, пение птиц и гранитные плиты со знакомыми именами. Чувствуешь, что все вокруг почти физически пропитано тем самым покоем, которого мастеру так не хватало в жизни. Высокие кирпичные стены надежно укрывают кладбище от вечно бегущей куда-то Москвы. И, побродив немного по старым кварталам некрополя, понимаешь, что ничего страшного здесь нет. Для ныне живущих могилы великого писателя Чехова, великого художника Левитана, великого певца Собинова – это не символ трагической утраты, а материализовавшаяся история. Только не надо соваться на новые участки кладбища, где убаюканную покоем душу вывернут наизнанку свежие могилы Тихонова и Янковского.
Итак, войдя в главные ворота Новодевичьего, нужно идти по дорожке прямо до тех пор, пока не увидишь в стене по правую руку арочный проход. Под эту арку и нужно повернуть, перейдя тем самым с новой территории кладбища на старую. Затем снова повернуть направо, и, двигаясь по второму участку кладбища вдоль той же стены, только уже с другой ее стороны, искать двадцать первый ряд.
Найдя могилу любимого писателя, можно какое-то время постоять молча и поразмышлять над тем, посчастливилось ли Булгакову обрести заветный покой. Вспоминая его жизнь, приходишь к выводу, что никак не может быть иначе: покой он заслужил по праву.
– Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, – слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Отвлек нас от раздумий о покое некий молодой человек, проведя около нас вереницу иностранных туристов. Остановившись совсем рядом, он обернулся к своим подопечным и весело осведомился по-французски: «Не хотите ли вы теперь взглянуть на могилу жены Сталина?» «Хотим, хотим!», загалдели французы, и юноша повел их прочь, провожаемый моим неодобрительным взглядом. Стоять в двух шагах от могилы Михаила Афанасьевича и ни словом не обмолвиться об этом? Может быть вы, молодой человек, думаете, что гости из Франции не знают, кто это такой? Да будет в таком случае вам известно, что Булгаков один из любимых русских писателей во всем мире! Завороженные магией его книг, иностранцы начинают учить сложный русский язык только для того, чтобы в оригинале прочитать свои любимые произведения. Ведь перевод никогда не сможет в полной мере передать все нюансы чудесной булгаковской прозы. Иностранцы погружаются в изучение истории России лишь с тем, чтобы понять реалии советской жизни тридцатых годов, описанные в «Мастере и Маргарите». Забредя однажды, к слову сказать, на сайт, посвященный этому роману (автор – бельгиец, выучивший по Булгакову русский), я провел немало занимательных минут, вчитываясь в комментарии иностранца к переводам этого романа. Как непредсказуемо, оказывается, могут быть поняты за границей самые очевидные для нас вещи. Помните, например, стихи, написанные поэтом Рюхиным к первому числу? Мы-то с вами знаем, что это за первое число такое – все эти «взвейтесь» да «развейтесь» пачками сочинялись поэтами к первому мая, но не знал об этом переводчик романа на английский. Поэтому в одном из английских переводов стихи оказались написаны к первому января – к Новому году. Забавно, не так ли?
Впрочем, разминувшись с группой французов на несколько минут, к могиле Булгакова подошел еще один товарищ, приведя с собой уже англоязычного посетителя. Английский я воспринимаю на слух хуже французского, но для того, чтобы разобрать слова интуриста «Oh, yes, it is my favourite writer!», хватило даже моих скромных познаний. Вот то-то же.
Вдруг мы сообразили, что, торопясь оказаться у могилы Булгакова, мы даже не успели запастись цветами. У ворот кладбища, правда, был магазинчик с ритуальными товарами, но такого траурного вида, что ни я, ни Оля не смогли себя заставить переступить его порог. Все-таки есть ощутимая разница между философским спокойствием старых каменными надгробий и трагизмом свежей смерти (а именно на ней паразитирует магазинчик). Так что мы отправились прочь от черной витрины с забальзамированными цветами.
Все мои познания о цветах, которые могли нравиться Булгакову, исчерпывались фразой автобиографичного Мастера: «Я розы люблю». Что ж, розы, так розы. Найдя небольшой рынок с цветами, мы выбрали для Михаила Афанасьевича самую красивую розу. Одну. Потому что отмечаем не поминки, а день рождения.
Еще один интересный момент. Когда мы отправились за цветами, – а шли мы вдоль каменной стены старой территории кладбища, – я неожиданно сделал для себя одно маленькое, но примечательное открытие. Оказывается, невдалеке от могилы Булгакова среди плит колумбария в кладбищенской стене можно найти еще одно не постороннее имя: Юрий Слёзкин. Тот самый Юрий Слёзкин, который был одним из первых проводников Булгакова в литературный мир. Они подружились в двадцатом году. Дело было так: отступавший с белой армией Булгаков во Владикавказе тяжело заболел тифом. Жена его, Татьяна Лаппа, не позволила везти мужа дальше, так как он просто не перенес бы дороги. Белые ушли. Булгаков остался. В городе появились красные, и при новых порядках надо было как-то жить и выживать. Как минимум, нужно было где-то работать, чтобы не умереть с голоду. Опытный Слёзкин, с которым Михаил Афанасьевич уже успел познакомиться, устраивается руководителем подотдела искусств, а Булгакова делает заведующим литературной секцией. У будущего автора «Мастера и Маргариты» появляется возможность заработать кусок хлеба, а также – пропуск в литературную среду (и это для Булгакова было, пожалуй, важнее куска хлеба).
Сегодня почти никто не помнит литератора Юрия Слёзкина. Удивительно, как мне удалось углядеть на кладбищенской стене неприметную плиту размером с небольшую книжку. Ведь случайно наткнуться на нее среди сотен плит колумбария практически невозможно, тем более, если вообще не подозреваешь, что Юрий Львович тоже похоронен здесь. А, может быть, ничего удивительного и нет. Но о булгаковской мистике мы уже вспоминали достаточно, чтобы лишний раз не повторяться.
Кстати, известна ли вам история черного камня, установленного в изголовье могилы Михаила Афанасьевича? Если вы увлекаетесь Булгаковым, то знаете ее наверняка — историю эту из-за ее эффектности обожают пересказывать все, кому не лень, так что она уже стала явно отдавать попсовостью. Однако попса попсой, а история и в самом деле в высшей степени примечательна, так что расскажу о ней и я.
История эта связана с Гоголем, которого Булгаков страстно любил и считал своим учителем. Пожалуй, можно говорить, что мистика Булгаковских книг в большой степени берет начало в мистике Гоголя. Не исключено даже, что сжигал Булгаков первый вариант романа о дьяволе (да-да, в тридцатом году первая редакция романа была сожжена) именно вдохновленный примером кумира. Сжигал роман Булгаков, правда, осмотрительней, чем Гоголь, а именно – оставляя нетронутым корешок тетради с широкими обрывками страниц – иначе кто ж поверит, что роман действительно был им написан? (По этим обрывкам после смерти Булгакова даже удалось восстановить текст первых редакций романа). Несколько лет спустя, заново переписав главы романа, Булгаков заставит уже Мастера погубить свои рукописи в печке. Но мы несколько отвлеклись. Вернемся к Гоголю. А точнее, к его могиле.
Изначально Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве. Могилу его венчал камень, специально доставленный из Крыма и получивший за свою форму, напоминающую очертания лысой горы, имя Голгофа. Через восемьдесят лет, в начале тридцатых, монастырь большевики закрыли, кладбище ликвидировали, а останки Гоголя перевезли на почетное Новодевичье. Еще через двадцать лет невзрачный могильный камень заменили на помпезное надгробье «от советского правительства», а ненужную более Голгофу бросили под стену кладбища, в кучу других камней. А дальше. Впрочем, лучше приведем воспоминания Елены Сергеевны, вдовы Булгакова:
Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа с могилы Гоголя, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. С большим трудом, так как этот гранит труден для обработки, как железо, рабочие вырубили площадочку для надписи: Писатель Михаил Афанасьевич Булгаков, 1891-1940 (четыре строчки. Золотыми буквами). Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле – Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя.
Так камень с могилы учителя лег в изголовье могилы ученика. Сбылась мечта Булгакова, в трудные дни обращавшегося к Гоголю, сидящему у бульварного кольца: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».
Разговаривали еще с булгаковедами о многом и разном, даже не буду пытаться пересказать. Потому что рассказать обо всем не смогу все равно, а пропускать что-то будет обидно. Да и ваше терпение не стоит испытывать, правда? Ведь по непонятным мне причинам не всем может быть интересно читать, скажем, о трагической судьбе булгаковской тетки в Крыму двадцатого года. А это лишь одна из затронутых образованной Ириной Яковлевной тем.
Но, как ни была интересна наша беседа, пришло время прощаться, и мы, предварительно обменявшись координатами, отправились своими дорогами. Наш путь лежал к иным великим деятелям искусства, покоящимся здесь – Илье Ильфу (каменный обелиск, чрезвычайной лаконичностью и массивностью своею совсем не похожий на творчество писателя), Владимиру Маяковскому (тут наоборот, очень подходящая ему красная гранитная плита с выразительным бюстом агитатора, горлана-главаря), Антону Чехову (уютная, если так можно говорить о могильном памятнике, беленькая стела за кружевной оградой), упомянутому выше Гоголю и многим, многим другим.
Гуляя по кладбищу, можно поразмышлять над вечными вопросами бытия, над тайной жизни и смерти, но хочешь – не хочешь, мысли непременно возвращаются к Булгакову. И дело здесь даже не в нашем настрое. Ну скажите на милость, как можно не вспомнить о Михаиле Афанасьевиче, увидев на могильном памятнике такое вот имя:
Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, доктор Покровский, а ассистентом у него вместо Борменталя работал доктор Блюменталь. Так вот вам еще одно имя:
Правда, ни имени Швондера, ни Шарикова нам не встретилось. Ну и правильно. Не место им на Новодевичьем.
Других же булгаковских персонажей, гораздо более симпатичных и вполне себе живых, можно встретить даже сегодня, но для этого нужно заглянуть в музей «Булгаковскй дом». Впрочем, не будем забегать вперед – этому (и еще многому другому) будет посвящена третья часть нашего рассказа.
2. Последний приют: могила Михаила Булгакова
Почему на могиле Булгакова оказалось надгробие Гоголя
Вопреки тому, что русская литература справедливо считается одной из самых ярких, самобытных и глубоких во всем мире, в ней не так много мистиков. Самые известные наши писатели, которые заигрывали в своих произведениях с нечистой силой, это Николай Васильевич Гоголь и Михаил Афанасьевич Булгаков. Несмотря на то, что их отделяет друг от друга во времени дистанция размером почти в столетие, судьбы их оказались причудливо переплетены, пусть уже и за пределами их жизней. И эта история, невероятная, загадочная и почти нереальная, достойна двух великих русских писателей-мистиков.
Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью
Вообще истоки булгаковской мистики надо искать именно в произведениях Гоголя. Михаил Афанасьевич был страстным поклонником творчества Николая Васильевича и всячески старался ему подражать. Известно, например, что Булгаков сжег в печи самые первые, черновые зарисовки романа о Сатане. Но, правда, делал он это не с таким порывом и безрассудством, как его великий предшественник, так как оставил корешок от уничтоженной рукописи. Он проявил такую осмотрительность для того, чтобы можно было доказать своим знакомым, что, дескать, роман-то был: вот, видите, остатки букв на обожженных страницах.
Даже поверхностный анализ творчества Булгакова позволяет осознать, какое влияние оказал на него Гоголь: заглавный герой «Мастера и Маргариты» очень по-гоголевски сжигает роман о Понтии Пилате, в малой прозе Михаил Афанасьевич периодически фантазирует на тему жизни Чичикова в Советской России, булгаковская нечисть тоже одновременно и смешна, и жутковата.
Учитель услышал. Учитель укрыл.
Голгофа
Гоголь сам себе выбрал надгробие. Оказавшись в Крыму, он нашел небольшой, довольно неброский камень неправильной формы. Из-за определенного сходства очертаний с горой, на которой распяли Иисуса Христа, богатый на глубокое религиозное чувство писатель назвал его «Голгофой».
Гоголевское желание оказалось исполнено: после смерти писателя этот камень был установлен на его могиле близ Даниловского монастыря. Спустя примерно 80 лет, во времена правления Сталина, началась кампания по уничтожению церквей в столицах, которая затронула и усыпальницу Гоголя. Монастырь был снесен, кладбище сровняли с землей. Могилы известных и значимых для страны людей было решено перенести.
Захоронение Гоголя было потревожено, гроб извлекли из земли и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Кстати, именно с этим событием связана череда популярных легенд о смерти писателя. Утверждают, якобы, что тело было найдено в нестандартной позе, что свидетельствует о том, что Гоголя похоронили живьем. Или есть предание про то, что кто-то выкрал череп писателя. Кстати, такое действительно какое-то время практиковалось. Известно, например, что так был украден череп Шиллера. В случае с Гоголем и его могилой, впрочем, это не более чем слухи.
После эксгумации тело было перезахоронено на Новодевичьем кладбище, где и покоится в настоящий момент. Но вот камень-голгофу в один момент решили выбросить из-за визуальной невзрачности и малых размеров. Вместо строгого и оригинального надгробия, выбранного самим писателем, власти установили в изголовье могилы очень помпезный памятник с надписью «Николаю Гоголю от советского народа». Примечательно, что чехарда надгробных камней гоголевской могилы этим не закончилась: в постсоветское время и этот памятник был снесен и заменен на другой, политически нейтральный.
Смерть Мастера
Весной предвоенного сорокового года не стало Михаила Булгакова. Тело его было кремировано, но прах было решено захоронить на том же Новодевичьем кладбище.
Безутешная вдова писателя долгие годы не могла подобрать надгробия, достойного ее мужа. Осмысляя, как бы лучше увенчать память усопшего, она близко сошлась с кладбищенскими работниками. И каково же было ее удивление, когда однажды, оказавшись, в сторожевой бытовке, она увидела там ту самую голгофу, венчавшую надгробие любимого автора ее мужа. Во время демонтажа камень изрядно пострадал: с него свалили крест и сбили строку из Евангелия, но он остался узнаваем. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, описала необычные события того дня следующим образом:
«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили».
И так вышло, что давнишняя мольба Булгакова оказалась воплощена в жизнь. Учитель в пугающе прямом смысле этого слова укрыл его своей шинелью. Их могилы покоятся на одном кладбище, расстояние между ними не более пары десятков метров. Посмертные судьбы двух русских писателей сошлись на одном невзрачном камне. Мистика, сосредоточенная в их бессмертных произведениях, связала их воедино чуть видной, но невероятной, причудливой и таинственной нитью. А если вдуматься – разве могло случиться иначе с мастерами русской потусторонней прозы?
Почему надгробный камень с могилы Гоголя оказался на могиле Булгакова
Самыми знаменитыми мистиками от русской литературы по праву считаются Николай Гоголь и Михаил Булгаков. Несмотря на время, разделяющее двух авторов, их судьбы оказались загадочным образом переплетены.
Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью
Вообще истоки булгаковской мистики надо искать именно в произведениях Гоголя. Михаил Афанасьевич был страстным поклонником творчества Николая Васильевича и всячески старался ему подражать. Известно, например, что Булгаков сжег в печи самые первые, черновые зарисовки романа о Сатане. Но, правда, делал он это не с таким порывом и безрассудством, как его великий предшественник, так как оставил корешок от уничтоженной рукописи. Он проявил такую осмотрительность для того, чтобы можно было доказать своим знакомым, что, дескать, роман-то был: вот, видите, остатки букв на обожженных страницах.
Даже поверхностный анализ творчества Булгакова позволяет осознать, какое влияние оказал на него Гоголь: заглавный герой «Мастера и Маргариты» очень по-гоголевски сжигает роман о Понтии Пилате, в малой прозе Михаил Афанасьевич периодически фантазирует на тему жизни Чичикова в Советской России, булгаковская нечисть тоже одновременно и смешна, и жутковата.
Учитель услышал. Учитель укрыл.
Голгофа
Гоголь сам себе выбрал надгробие. Оказавшись в Крыму, он нашел небольшой, довольно неброский камень неправильной формы. Из-за определенного сходства очертаний с горой, на которой распяли Иисуса Христа, богатый на глубокое религиозное чувство писатель назвал его «Голгофой».
Гоголевское желание оказалось исполнено: после смерти писателя этот камень был установлен на его могиле близ Даниловского монастыря. Спустя примерно 80 лет, во времена правления Сталина, началась кампания по уничтожению церквей в столицах, которая затронула и усыпальницу Гоголя. Монастырь был снесен, кладбище сровняли с землей. Могилы известных и значимых для страны людей было решено перенести.
Захоронение Гоголя было потревожено, гроб извлекли из земли и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Кстати, именно с этим событием связана череда популярных легенд о смерти писателя. Утверждают, якобы, что тело было найдено в нестандартной позе, что свидетельствует о том, что Гоголя похоронили живьем. Или есть предание про то, что кто-то выкрал череп писателя. Кстати, такое действительно какое-то время практиковалось. Известно, например, что так был украден череп Шиллера. В случае с Гоголем и его могилой, впрочем, это не более чем слухи.
После эксгумации тело было перезахоронено на Новодевичьем кладбище, где и покоится в настоящий момент. Но вот камень-голгофу в один момент решили выбросить из-за визуальной невзрачности и малых размеров. Вместо строгого и оригинального надгробия, выбранного самим писателем, власти установили в изголовье могилы очень помпезный памятник с надписью «Николаю Гоголю от советского народа». Примечательно, что чехарда надгробных камней гоголевской могилы этим не закончилась: в постсоветское время и этот памятник был снесен и заменен на другой, политически нейтральный.
Смерть Мастера
Весной предвоенного сорокового года не стало Михаила Булгакова. Тело его было кремировано, но прах было решено захоронить на том же Новодевичьем кладбище.
Безутешная вдова писателя долгие годы не могла подобрать надгробия, достойного ее мужа. Осмысляя, как бы лучше увенчать память усопшего, она близко сошлась с кладбищенскими работниками. И каково же было ее удивление, когда однажды, оказавшись, в сторожевой бытовке, она увидела там ту самую голгофу, венчавшую надгробие любимого автора ее мужа. Во время демонтажа камень изрядно пострадал: с него свалили крест и сбили строку из Евангелия, но он остался узнаваем. Вдова Булгакова, Елена Сергеевна, описала необычные события того дня следующим образом:
«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Миши – достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, – я увидела глубоко запрятавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос, объяснил, что это – Голгофа, снятая с могилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили».
И так вышло, что давнишняя мольба Булгакова оказалась воплощена в жизнь. Учитель в пугающе прямом смысле этого слова укрыл его своей шинелью. Их могилы покоятся на одном кладбище, расстояние между ними не более пары десятков метров. Посмертные судьбы двух русских писателей сошлись на одном невзрачном камне. Мистика, сосредоточенная в их бессмертных произведениях, связала их воедино чуть видной, но невероятной, причудливой и таинственной нитью. А если вдуматься – разве могло случиться иначе с мастерами русской потусторонней прозы?