Мои посмертные приключения о чем
О книге Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения»
Уважаемые прихожане! Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с книгой Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения». Для начала – немного слов об авторе.
Юлия Вознесенская родилась в семье военного инженера, который после войны служил в Восточном Берлине, где семья жила с 1945 по 1950. Отец и мать не были верующими и только в конце жизни приняли православие. Юлия Вознесенская училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино, была активной деятельницей в кругах неформального искусства. С 1966 года начала печататься, первые стихи появились сначала в периодике, потом в самиздате. В 1973 году приняла крещение. В 1980 году эмигрировала из СССР вместе с двумя сыновьями. До 1984 года она жила во Франкфурте-на-Майне, потом поселилась в Мюнхене, где работала на радиостанции «Свобода». В 1996—1999 годы жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции (РПЦЗ, Провемон, Нормандия). Там по благословению игуменьи Афанасии написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения». С 2002 года проживала в Берлине, где скончалась 20 февраля 2015 г. Похоронена на Православном кладбище в Тегеле.
Впервые эта книга попала ко мне в руки в мои 33 года. Случай или судьба, но – заказывая книги по Интернету, я натолкнулась на сбивавшее с толку название: «Мои посмертные приключения». Приключения? Посмертные? Мои?! Аннотация на произведение заинтересовала – я решила книгу приобрести. И впоследствии ни разу об этом не пожалела: книга произвела на меня глубочайшее впечатление.
Эту повесть-притчу, конечно, нельзя сравнивать со Священными текстами, описаниями Жития Святых и многой другой православной литературой. Написана она простым языком, но очень красиво, со множеством метафор, сравнений и символов. Мне не хочется раскрывать содержание повести – пусть каждый читатель сам пройдет этот путь удивления, откровения, углубления в себя, осознания и анализа своих ошибок, раскаяния и надежды на спасение. «Мои посмертные приключения» призывают каждого из нас задуматься о значимости и цели земной жизни, осознать ответственность за всякий помысел и поступок, оценить нашу жизнь по совести и в свете заповедей Господних.
Особенно важна эта книга будет для молодых людей: может быть, яркие описания мытарств предостерегут вас от возможных ошибок. Душа главной героини Анны, пока ее тело, опутанное проводами, находится в больнице, проходит долгий Путь к Господу, встречая на нем и души своих родных, и бесов, на каждом мытарстве зачитывающих список грехов Анны – которые она и грехами-то не считала! – и старающихся заполучить ее душу себе и во власть покровителя тьмы. Каждая глава этой повести – маленькое или большое откровение, в зависимости от того, что каждый читатель считает главным в своей жизни, в каких своих грехах раскаивается, о чем просит прощения. В повести множество описаний наших мирских мечтаний о материальном достатке, о красивом теле, о мгновенном исполнении желаний без необходимости прикладывать к этому усилия, о счастливом доме с реализацией всевозможных наслаждений, где не нужно беспокоиться ни о порядке, ни о труде, ни о душе, где каждый день в «счастливом» безделье похож на предыдущий. И повествование о том, как душа Анны вырывается из этого искусственного и примитивного рая, продолжая Путь к Спасителю. Эта книга и о доверии жены к мужу, о ее молитвах за него, о том, как спасается душа супруга искренними просьбами о нем к Всевышнему со стороны супруги. О необходимости поста и молитвы, об умении принимать события своей жизни как уроки и как подарки Бога. Эта книга о многом и о вечном. Уверена, каждый читатель будет поражен точному описанию своих страхов, своих мыслей, своих грехов, увидит себя со стороны и ужаснется совершенному в гневе, в малодушии, по незнанию деянию. И будет радоваться милосердию и человеколюбию Господа, и будет благодарен за свою жизнь и за свой крест. И уйдут все страхи перед непонятным «тем светом», и будет человек работать над собой и радоваться предстоящей встрече с Богом.
Обязательно прочитайте эту книгу! В каком бы возрасте вы ни находились! Какой бы отрезок жизни ни был позади! Эта книга дарит большую радость и великую надежду на Прощение.
(информация о биографии Юлии Вознесенской взята с сайта pravmir.ru)
Представляем вашему вниманию отрывок из книги Юлии Вознесенской:
МОИ ПОСМЕРТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим — в притчах.
Господи, благослови!
Лк. 8:10
Глава 1
Мои посмертные приключения начались с того, что я упала с четвертого этажа и разбилась.
У полиции, как я потом узнала, возникло две версии — просто самоубийство и убийство, замаскированное под самоубийство.
Обе версии ничего общего с действительностью не имели и даже в качестве предположительных не многого стоили, поскольку строились исключительно на показаниях моих эмигрантских подруг. Версия самоубийства была проста, как женский роман, и в двух словах сводилась к тому, что меня бросил муж, а я в ответ бросилась с балкона. Если бы я в самом деле так реагировала на измены Георгия, во всем нашем многоквартирном доме не хватило бы балконов.
Вторая версия — убийство, замаскированное под самоубийство — не подходила по той простой причине, что Георгий не годился на роль убийцы: как почти все блудники и любимцы женщин, он был, в сущности, взрослым ребенком, капризно ищущим восхищения и ласки, слабым и немного истеричным, а по существу, беспомощным и добрым. От опасностей на своем жизненном пути он уходил, препятствия обходил и никогда не доходил до крайностей.
Все было гораздо проще. Наш кот Арбуз любил ходить в туалет на природе, а таковой ему служили мои ящики с цветами, подвешенные к балконной решетке — сверху и снизу. Стоило ровно на минуту оставить балконную дверь открытой, как он тут же прокрадывался в роскошные заросли петуний и там с наслаждением гадил. И это бы еще полбеды: но, сотворив непотребство и чуя расплату, мерзкий осквернитель невинных цветочков трусливо пытался скрыть следы преступления, при этом комья земли и поруганные веточки петуний летели в разные стороны.
Никакие воспитательные меры вплоть до битья по голове сложенной вчетверо «Русской мыслью» не могли излечить кота от излюбленного порока.
В то злополучное утро я несколько раз выходила на балкон, чтобы не проворонить заказанное с вечера такси, и попросту забыла в последний раз затворить за собой балконную дверь. Блудный муж подхватил дорожную сумку с заграничными подарками для своей, конечно, мне неизвестной, московской подружки и отправился к лифту, а я проводила его за дверь с привычными напутствиями: не вздумай возвращаться и не забудь перед посадкой надеть теплый свитер — в Москве по прогнозу холод и дождь. Он так же привычно бросил, что все будет хорошо, свитер он наденет и позвонит, когда его встречать. После этого я пошла в спальню, немного поревела и уснула, поскольку позади у меня была почти сплошная ночь выяснения отношений.
Разбудило меня истошное мяуканье Арбуза. Я сорвалась с постели и бросилась на балкон, откуда летели его вопли о помощи.
Кот-охальник, воспользовавшись открытой дверью и тишиной в доме, в этот раз добрался до нижнего ящика, сделал там свое грязное дело, а назад выбраться не сумел: толстый живот, за который в сочетании с полосатостью он и был прозван Арбузом, не дал ему пролезть между прутьями решетки, а перелезть через верх мешали развесистые петуньи. Я перегнулась через перила и ухватила кота за шкирку, а он был так перепуган, что для верности извернулся и вцепился в мою руку всеми двадцатью когтями. Я дернулась от боли и, попытавшись подхватить его другой рукой, слишком сильно перевесилась через перила: ноги мои почти оторвались от пола, а перетрусивший Арбуз, дрянь такая, в этот решительный момент не растерялся и сиганул по моим плечам и спине наверх и этим спас свою полосатую шкуру, меня же подтолкнул вниз. Я окончательно потеряла равновесие и полетела с четвертого этажа вниз головой. Спешу успокоить ревнителей благополучия домашних животных: после того, как меня на машине скорой помощи с завываниями увезли в больницу, а в квартиру вломились полицейские, бедного осиротевшего котика взяла под опеку наша соседка фрау Гофман, и у нее ему было неплохо.
Плохо было ее гераням.
Когда я очнулась в палате реанимации и в зеркальном потолке над собой увидела свои бренные останки, окруженные медиками, я в который раз восхитилась успехами немецкой медицины: целая бригада врачей обрабатывала мои несчастные члены! Одни пристраивали обратно в грудную клетку выломанные ребра, торчащие из нее, как пружины из старого канапе, другие ввинчивали в рассыпавшиеся кости моих ног какие-то винтики и шпунтики, третьи копались в приоткрытом животе и что-то там сшивали, — а я наблюдала за всем происходящим в зеркале над собой и не чувствовала ни боли, ни страха — только полный и абсолютный покой.
Я взглянула на отражение своего лица, когда оно показалось между зелеными макушками склонившихся надо мной врачей: мне захотелось увидеть, насколько соответствует мой облик этому медикаментозному блаженству, — и вот тут-то все началось по-настоящему. Я увидела свое лицо, но это было лицо трупа: белое до синюшности, нос заострился, синие губы прилипли к зубам, между которыми торчала прозрачная трубка, а в ней что-то сипело и булькало. Я почувствовала к себе отвращение — меня всегда пугали лица мертвецов, а тут еще мое собственное… Но самое страшное было в том, что глаза мои были закрыты — так каким же образом я все это вижу?!
С перепугу я дернулась в сторону и… оказалась висящей между двух ламп под потолком. И в одно мгновенье все перевернулось: не было надо мной никакого зеркала — это я сама была наверху и глядела оттуда на распростертое внизу собственное тело. Я не испугалась, поскольку мысль о смерти меня еще не посетила, но испытала легкое разочарование: получается, что немецкая медицина тут ни при чем, а за избавление от боли я должна благодарить природу и какие-то собственные защитные механизмы. Ну вот, теперь все ясно: это сон, это бред, я летаю во сне. В таком случае, почему бы не полетать где-нибудь в более приятном месте? Так я подумала и тут же свое намерение осуществила, вылетев через открытую кем-то дверь в больничный коридор.
Оказавшись под потолком коридора, — почему-то меня все время тянуло вверх, — я обнаружила, что от меня через дверь реанимации тянется довольно толстый светящийся шнур. Я подумала, что нечаянно уволокла за собой какой-то шланг от реанимационной аппаратуры.
Интересно, а как я вообще-то выгляжу?
Я попробовала оглядеть себя, и хотя у меня явно было зрение, причем даже более зоркое, чем наяву, и своих глаз я не ощущала, но стоило только пожелать, и я увидела себя со стороны: это былая, но только полупрозрачная, что-то вроде воздушного шарика в форме моего тела. Пришедшее на ум сравнение еще подчеркивалось этим шнуром, выходившим из середины моей грудной клетки, кстати сказать, в этом облике не имевшей ни торчащих ребер, ни каких-либо других повреждений. Напротив, я ощущала себя абсолютно здоровой и полной бодрости…
«Мои посмертные приключения»: зачем читать эту книгу?
В православной среде особое распространение получила повесть Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения». Так что это за книга? Судя по названию, на очередной богословский трактат не тянет, а определение жанра «повесть-притча» указывает на то, что читатель имеет дело с литературным произведением с глубоким смыслом.
На написание книги Юлию Вознесенскую, трудницу при Леснинской Свято-Богородицкой женской обители во Франции, благословила игуменья монастыря. В самой же повести отобразились некоторые эпизоды из жизни самого автора, ее родных и настоятельницы монастыря.
О чем эта повесть?
Сама книга начинается со смерти — нелепо выпадает из окна четвертого этажа главная героиня книги — Анна — диссидентка, правозащитница, которая отбыла срок в тюрьме и эмиграцию из Советского Союза. Перед ней открывается новая грань существования — вне тела. Анне предстоит пройти много испытаний: это и встреча с бесами, и уловки дьявола, и помощь Ангела-хранителя и деда-священника, замученного в советское время, и путешествие в рай, и бесполезная работа в аду, и встреча с мужем, и возвращение в тело после длительной комы…
Юлия Вознесенская сумела в художественной форме, с помощью ярких историй, передать суть православного учения о загробной жизни. Главная героиня сталкивается с ангелами и бесами, ей предстоит пройти мытарства, на которых надо отвечать за каждую греховную мысль, слово, поступок. Защищать от нападений духов поднебесных ей помогают дед-мученик и Ангел-хранитель.
Эпизоды из книги – повод задуматься и покаяться
Описание прохождения мытарств многих впечатляет настолько, что им хочется идти в храм и каяться в грехах. К современному читателю автор обращается с описаниями современных грехов: указывает, что бесы считают каждую секунду пустых разговоров по телефону, осуждения, объясняет, чем опасны блудные связи, как легко превратиться из рассудительного интеллигента в любующегося собой гордеца.
Многих поражает одна только сцена просмотра несостоявшейся жизни: бесы показывают героине, как бы выглядела ее жизнь, если бы она «по молодости и глупости» не сделала аборт. Тогда бы у нее родился старший сын Александр, парень взялся бы за ум и превратился в заботливого отца, потом еще бы появились дочери Танечка и Настенька. Александр со временем стал бы священником, создал хорошую семью. И картина счастливой жизни: заботливый муж, красивый дом с котом и собакой, бабушка души не чает в своих внуках.
Но, увы, жизнь главной героини «Моих посмертных приключений» выглядела не так красиво: детей у нее больше не могло быть, а муж пропадал в командировках. Ни уютного дома, ни кошки-собаки, ни счастливой бабушки. Это сильная эмоциональная сцена. Но она четко показывает: ничего не проходит бесследно. Каждый грех и добродетель меняют исход нашей жизни.
До многих чуть ли не впервые доходит суть отношений с друзьями и родными. Чтобы ранить человека, хватит и нескольких слов. С высказыванием «достать до печенок» знакомы многие. Но когда человеку показывают прямой пример – тень главной героини в самом деле вгрызается в печень отца – многие останавливаются и задумываются. Действительно, мы неоднократно добивали родных людей своей пустой болтовней, спорами о политике, обновлении гардероба, совместных походах на дни рождения друзей. Это, в первую очередь, относится к женам, которые любят «грызть» своих мужей.
Также книга на простых примерах показывает, какую силу имеют искренняя молитва и крест. От одного только упоминания Богородицы и Бога бесы разбегаются, а к человеку с крестом они попросту не могут приблизиться, от крестного знамения испаряются.
Повесть помогает задуматься над собственной жизнью, вспомнить, какими мы есть на самом деле и для чего человеку дается жизнь. После прочтения точно хочется быть лучше, искреннее, отзывчивее.
О смысле рая и ада, Божьего созидания и дьявольского разрушения
Суть пребывания в аду Юлия Вознесенская показывает на своеобразном примере. Героиня попадает в город, где все ссорятся, не любят друг друга. Они тяжело работают – строят дорогу к Озеру отчаяния. Только это занятие не прекращается. Суть его в том, чтобы с одной стороны строить, а с другой – разрушать. Это показывает всю бессмысленность ада и дьявола.
С помощью понятных метафор писательница объясняет суть Божьего замысла, почему грешники не смогут попасть в рай, несмотря на то, что Бог – любовь и милосердие:
Мироздание построено на строжайших законах гармонии, любви и справедливости. Мир — симфония, сочиненная Богом, а тебе было предназначено пропеть в ней всего лишь одну ноту — твою собственную, единственную жизнь, такую короткую и такую незаменимую. Бог милостив, но если ты пропела ее фальшиво, то не звучать тебе в этой музыке с Божьего листа, ты просто выпадешь из нее
Главная героиня «Моих посмертных приключений» спрашивает у дедушки-святого:
Неужели Бог не может вырвать всех грешников из ада, простить их и поселить в Раю? — И во что превратится Рай? Грешники понастроят супермаркетов и дискотек, придумают моду и начнут производить модные вещи, разделятся на партии, церкви превратят в дискуссионные клубы, — и очень скоро бедный Рай превратится в ухудшенный вариант Земли, и останется только пригласить сюда бесов!
Литературное произведение, а не богословский трактат
Интересный сюжет, запоминающиеся образы, современный язык, юмор и ирония Юлии Вознесенской помогают достучаться как до православного, так и до светского читателя, к сердцам которых сегодня все сложнее проложить тропинку. О том, что автору это удалось, свидетельствуют многочисленные отзывы с указаниями: «Эта повесть привела меня в храм», «Благодаря этой книге я снова вернулась в церковь», «После прочтения повести мне захотелось исповедаться», «Эта книга помогла не впасть в уныние во время сложной болезни/потери родных».
Но не стоит идеализировать эту книгу во всех смыслах и искать в ней безапелляционные ответы на сложнейшие богословские вопросы. Если хотите поглубже исследовать тему, обращайтесь к произведению святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти», труду монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти», книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти
На такие исчерпывающие ответы Юлия Вознесенская даже не претендовала. Ее задание – мотивировать человека задуматься и измениться, дать первые крупицы понимания того, что Бог есть милосердие и любовь, что такое рай и ад, свободная воля, почему Господь не может забрать всех в Царство Небесное, как выглядят мытарства, насколько мерзкими есть бесы и дьявол, какую огромную силу имеют молитва, крест и крестное знамение.
В повести-притче вы найдете яркие образы, символы, а не развернутую характеристику. И это даже хорошо, если полученной информации вам покажется мало. Есть стимул получать опыт христианской жизни и изучать наследие отцов Церкви, Священное Писание и Предание, которыми вдохновлялась Юлия Вознесенская.
Справедливо функцию книги описал Ю. Самарин:
. я дал читать книгу «Мои посмертные приключения» в образованную, и светски, и богословски, семью потомственного священнослужителя, как и героиня повести, имеющего в роду и мучеников, и молитвенников. И вот что сказал этот седой, более тридцати лет служащий батюшка: «Конечно, все это мы и так знали. Но если, например, рассказывать об авариях на дорогах, называть цифры погибших и покалеченных — это будет одно впечатление. А вот человек, попавший «внутрь аварийной ситуации» или, по крайней мере, стоящий на обочине, не забудет случившееся никогда. Впечатление у него совершенно иное. Так и с этой повестью. Художественным даром писательница помещает нас «внутрь» рая или ада, и мы этого уже не забудем