Мокша что за народ
Мокша — “мокрые” племена Мордовии
Современные этнографы считают народ мокша и их соседей, эрзян, двумя группами одного народа — мордвы. Несмотря на это, сами представители этносов не поддерживают эту идею, ведь в их культуре и даже истории немало различий. Мокша имеют с эрзянами ряд общих предков, проживают в непосредственной близости от их земель, но многие ритуалы, духовные особенности народов заметно различаются друг от друга.
Более того, генетические исследования также показали, что это два отдельных народа, которые не стоит рассматривать в едином контексте мордвы. Мокшане бережно хранят память о прошлом, свою богатую историю, о которой и пойдёт речь. Что же значит название народности? Как складывалась судьба мокшанского этноса?
Название мокшан
В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.
Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.
Елизавета Аркадьевна Куликова (жена художника Ивана Семеновича Куликова) в костюме мордвы-мокши, 1900-е
Фото сделано во Владимирской губернии, Муромского уезда
Источник: Муромский историко-художественный музей
Происхождение народа мокша
Впервые о заметных различиях между мокшанами и эрзянами в научной среде заговорил Пётр Симон Паллас. Он отметил внешние особенности, указав, что среди мокшан больше темноглазых и темноволосых людей, а вот эрзя отличались светлыми волосами и глазами.
В прошлых веках немало историков поддержали гипотезу о родстве мокшан и андрофагов, древние племена Восточной Европы. Впрочем, современные исследователи подвергли предположение жесткой критике, указав на ряд серьёзных ошибок и неточностей.
Семья мокшан, Краснослободский уезд, Пензенская губерния
Вот только к единому мнению учёные так и не пришли. Одни считают, что мокша и эрзя некогда были едины с финно-угорскими народностями, однако впоследствии разделились на две ветви. В трудах академика Петра Кёппена среднее течение Волги и бассейн Оки отмечены как исконные земли финских народов, что подтверждает предположение о родстве с мокшанами.
А вот российский историк В. Н. Татищев придерживался иных взглядов: он отмечал, что мокша — потомки одного из сарматских племён. Подобную гипотезу высказал и филолог А. Шаронов, что не исключал иранское происхождение народа мокша. Особенно это заметно в его языке, где имеется значительная часть иранских заимствований.
Из глубин истории
Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.
В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.
Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.
Гийом де Рубрик в своих работах пишет:
“Именно Татары вели их (мокшан) вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар…”
Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.
Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»
Мокша и русские
В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.
Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.
Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.
Девушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год
Источник: Кунсткамера
Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.
Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.
Мокшане: красота и язычество
В современной этнографии мокшан принято считать субэтносом мордовского народа, наряду с эрзянами. Однако сами представители народов единым этносом себя не считают. Несмотря на общих предков и многовековое проживание в тесном соседстве, народности имеют серьезные отличия в обрядах, религии, особенностях быта и языке. Мокшане продолжают настаивать на национальной самоидентификации, трепетно сохраняя аутентичные традиции и память предков.
Название
Этноним «мокша», которым представители народа пользовались с древних времен для самоназвания, пришел из древних индоевропейских языков. Доминирующая версия происхождения названия — отсылка к гидрониму Мокша. Если копнуть глубже, обнаруживается связь с санскритским словом meksha, означающим «утекать, проливать».
Где живут, численность
Первая информация о численности мокшан появилась в результате переписи 1926 г. В документе содержатся данные о 392 400 представителях этноса. В годы советской власти появилась тенденция объединения мокши и эрзи в единый народ, поэтому сведения об изменении показателя неизвестны. Перепись 1989 г. показала, что на территории нынешней Республики Мордовия проживало 180 000 представителей народа мокша. В 2010 г. мокшанами себя называли лишь 4767 человек. На резкое сокращение показателя повлияла проводившаяся десятилетиями пропагандистская политика, объединяющая проживающие в Мордовии этносы в единый народ. Фактически исследователи оценивают численность мокшан в 300 000 человек.
Большая часть мокшан продолжает жить на исторических землях, которые сейчас входят в состав Республики Мордовия. Отдельные представители и диаспоры мокшан проживают в следующих российских регионах:
Исследователи выделяют отдельный субэтнос мокшан — каратаев. Этническая группа живет на территории Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Этнографические исследования зафиксировали в регионе в 1958 г. порядка 1 000 представителей народности. В 1979 г. численность сократилась до 300 человек в связи с увеличившейся миграцией в города.
История
Основная версия происхождения мокшан отсылает к племенам Городецкой культуры, существовавшей в период VII века до н. э. — II века н. э. на территории современной Центральной России, а также республик Чувашия, Марий Эл и Мордовия. На протяжении исторического развития регион был захвачен скифскими племенами, имевшими иранское происхождение. Существует версия, что именно древние иранские племена выступают предками мокшан, или же они оказали существенное влияние на этногенез народа в процессе захватнических войн и ассимиляции. После захвата скифов сарматскими племенами часть мокшанских родов оказалась под их властью. Однако малочисленность сарматов не позволила полностью поработить автохтонные народы.
В XII-XIII веках существовало влиятельное раннефеодальное мокшанское государство Пурешева волость. Названо оно так по имени легендарного царя Пуреша, объединившего разрозненные племена и земли, включавшие бассейны рек Сура, Мокша, Вада и Цны. В русских летописях сохранились сведения о постоянных военных действиях Пуреша с Пургасом — царем эрзянского народа, государство которого именовали Пургасовой волостью.
В 1220 г. Пуреш заключил союз с Владимирским князем Юрием, совместно с которым ввязался в битву за устье Оки против болгарского хана Алмуша и своего заклятого врага Пургаса. В 1229 г. болгары вознамерились отомстить Пурешу, однако, узнав о разграблении земель Пургаса, повернули назад. Продолжил дело отца и сын Пуреша по имени Атямас, который в 1230 г. во время похода на Пургасову Русь полностью опустошил здешние земли.
В 1236 г. на мокшанские земли вторглись татаро-монгольские войска. Пуреш пытался дать бой, однако потерпел сокрушительное поражение в битве у Черного леса. Это вынудило царя заключить с монголами мир и стать их вассалом. В 1241 г. Орда выдвинулась на захват Центральной Европы, мокшане были в авангарде при захвате Завихоста и Люблина. При взятии Кракова и Сандомира войско мокшан понесло значительные потери, и Пуреш принял решение о заговоре с немцами и богемцами против монголов. Однако его замысел был раскрыт, и в ночь на 9 апреля 1241 г. царь, его сын и значительная часть войска были убиты.
Мокшане в составе Темниковского войска участвовали в захвате Иваном Грозным Казани, после чего присягнули государю на верность. С целью освоения региона и насаждения христианства в Мордовию были направлены русские переселенцы. В этот же период многие знатные мордовские роды перешли в новую веру, что позволило им сохранить княжеские титулы. Однако обычным представителям народа такое положение вещей не нравилось, чему свидетельством являлись многочисленные бунты. Известно об участии народа мокша в бунте Емельяна Пугачева во второй половине XVIII века. Однако столетие спустя процесс обрусения этноса практически завершился, а серьезных попыток изменить сложившееся положение не предпринималось.
Внешность
В формировании мордовского этноса участвовали европеоидные племена, отличавшиеся антропологическими характеристиками. Генетические исследования показали, что, в отличие от эрзян, мокшане имеют более темную пигментацию кожи и узкое лицо. Однако, хватает среди них и голубоглазых блондинов.
Среди преобладающих антропологических типов можно выделить понтийский и субуральский. Также, в отличие от массивного телосложения эрзян, мокшане отличаются средними показателями роста и склада фигуры.
Одежда
Традиционный мужской костюм мокшан отличался простотой: холщовая длинная рубаха и штаны, а также валяная белая или черная шапка. Женские наряды были более разнообразны, богато украшались вышивкой, монетами, раковинами каури и шерстяными нитками. Основа платья была похожа: просторные штаны, поверх которых надевалась рубаха длиной чуть ниже колен. Шилась она из трех кусков холста: первый перекидывали пополам, делая дыру для головы, а оставшиеся два сшивали в боках. Спереди, для удобства ходьбы, делали разрез длиной 10-20 см. Вырез горловины был неглубоким и имел форму овала. Вышивкой с геометрическими узорами декорировали подол, ворот, рукава и лопатки рубахи.
В XIX столетии у мордвы распространилась новая деталь одежды, ставшая впоследствии одним из наиболее узнаваемых элементов костюма. Речь идет о переднике, имевшем разнообразные вариации: с нагрудником, закрытый с рукавами или традиционный. Носить его были обязаны даже дома и во время полевых работ, несмотря на то, что вес аксессуара мог доходить до нескольких килограммов. Его богато украшали монетами, металлическими деталями, раковинами каури, бисером, кружевом, лентами, шерстяными нитями, позументом и вышивкой.
Дополняли наряд безрукавкой, которая у мокшан была сдержанного и практичного черного цвета. Покрой подчеркивал достоинства фигуры: сужался в талии, а сзади в поясе для декора делали множество складок. Верхняя распашная одежда «мушкас» имела праздничные и повседневные варианты. По покрою своеобразные платья-кафтаны напоминали нательные рубахи. Шили их из плотного материала, по большей части использовали для полевых работ в межсезонье. Праздничные варианты богато украшались лентами, вставками цветной материи и вышивкой. Мокшанские женщины, как никто, тяготели к всевозможным украшениям: несколько рядов бус, кольца, браслеты, височные украшения, богато декорированные головные уборы делали образы максимально яркими.
Религия
Несмотря на многовековые попытки внедрения в регион христианства, местные народы продолжали придерживаться традиционных религий. На основе язычества, так называемого «народного христианства» и маздеизма сформировалась национальная мокшанская религия Мокшень кой. Интересно, что маздеизм относится к древним иранским религиям, предшественникам зороастризма, что подтверждает связь этноса с иранскими народами.
Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:
Также в пантеон входили божества, представляющиеся в виде священных животных и растений: Белая рыба, Белая береза, Белый лебедь, ольха, дуб. Почитались народом небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.
Основными культовыми мероприятиями были моления, делившиеся на 3 основные группы:
Семейные моления совершались в доме, а в качестве жреца выступал глава рода. Случайные проходили в месте, с которым были связаны: у родника или конюшни, в сарае с животными, на лугу или в поле. Наиболее масштабными были общинные моления, совершаемые обычно, в священных рощах или других сакральных местах:
Общинные моления проводили жрецы, избираемые на всю жизнь: жрица имбаба и жрец инятя. У жрецов были помощники, избираемые из числа старейшин или уважаемых членов общины. Для организации крупных сакральных торжеств выбирали старца возрастом более 70 лет и 12 помощников. Участвовали помощники и в молениях:
Общим ходом празднества управляла женщина-жрец, а инятя руководил хором молящихся, однако сам не пел. В начале торжества помощники собирали с пришедших пожертвования в виде муки, яиц и денег, а после начинали пение гимнов. В завершение торжества молящимся раздавали священное мясо и кашу, и из одного ковша по очереди пили пуре. По большим праздникам готовили гигантскую двухметровую восковую свечу Салтан штатол, или «Свечу Золтана», достигающую в диаметре полуметра. Согласно легенде, такую свечу уронил на землю и зажег для людей Шкай. Крупным праздником считался Оцю Сёра, проводимый весной после сева. Одним из элементов действа было окапывание места праздника сохой для защиты скота и посевов от мора. Еще один значимый праздник — Акша келу, неизменным атрибутом которого была национальная борьба на поясах.
Традиции
Одним из основных направлений Мокшень кой был культ предков, а похоронная обрядность была сложной и многоэтапной. В древности практиковался обряд воздушного погребения в лубе, устанавливаемом в ветвях деревьев. После традиция усложнилась: для покойных стали строить срубы, устанавливаемые не четырех пнях в лесу. В сруб помещалось тело, дополнительно уложенное в луб. С приходом христианства обряд воздушного погребения запретили, а все лесные домики сожгли.
У мокшан существовали специальные служители смерти: как правило, ими были глубокие старцы. Только они имели право прикасаться к покойному, обмывать и переодевать его. Эта особенность была связана со страхом заразиться от покойника «смертью». Возможно, это интуитивное или сложившееся из опыта понимание о вреде трупного яда или знания о сохранении ряда смертельных инфекций после смерти. Незамужних юношей и девушек хоронили в свадебных нарядах, поскольку найти себе пару и жениться им полагалось в загробном мире. Вода, в которой обмывали покойного, а также щепки от гроба выносили за пределы селения и закапывали. Считалось, если наступить на щепку или дотронуться до воды, можно навлечь на себя беду.
После известия о гибели в дом покойного стекались односельчане, приносившие деньги, яйца, блины. Пожертвования складывались на отдельный стол, предварительно о них сообщалось членам семьи и самому покойному. Важными элементами обрядности были плачи: всего их насчитывалось девять, следовавших друг за другом в строгом порядке: от момента наступления смерти до опускания гроба в могилу. После кладбища устраивали поминки, на которые звали всех родственников и обязательно одного человека, внешне напоминавшего умершего: вастозай, как называли такого гостя, должен был его «замещать». На вастозая надевали одежду погибшего, сажали на его любимое место, угощали и спрашивали, как ему живется в подземном мире. «Актер» должен был отвечать, что все хорошо, однако говорил при этом от третьего лица, а не от первого. Подобный обряд проводился и в другие поминальные дни: на 9, 20 и 40 день после смерти.
Традиционным мокшанским напитком является поза, напоминающая брагу. В современном мире его бы назвали свекольным пивом: именно этот корнеплод выступал основой для приготовления сусла. Предварительно свеклу слегка обжаривали и в течение суток распаривали в печи. После заготовку смешивали с хмелем, солодом, сахаром, ржаной мукой, водой и закваской из дрожжей. Иногда свекольные заготовки обваливали в ржаной муке: это увеличивало срок хранения и давало возможность готовить позу при необходимости.
Напиток был важен не только для бытового использования, но и для применения в сакральный обрядах. Наряду с пуре, позу пил жрец и все члены общины после завершения молений. У женщин существовал особый обряд «авань поза», или «женская брага». Он проводился в весеннее время, через неделю после Пасхи. Участницы собирались в одном из домов селения, веселились, пели песни и варили свекольное пиво. После устраивали всеобщее угощение, а один кувшин торжественно уносили в дом, где будут проводить обряд в следующем году.
Известные мокшане
Среди известных мокшан множество представителей политики, спорта, культуры и искусства. Немало среди них и прославленных героев. Всему миру известно имя Андрея Кижеватова — легендарного защитника Брестской крепости и одного из руководителей ее обороны, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя по всей стране назывались населенные пункты, улицы, школы и учреждения культуры.
Еще один Герой Советского Союза из рода мокшан знаменит тем, что совершил побег из немецкого плена на угнанном бомбардировщике. Речь идет о Михаиле Девятаеве, который за время службы сбил девять вражеских самолетов, но в июле 1944 г. попал в плен. В 1945 г. Девятаев и еще девять военнопленных сбежали из концлагеря на острове Узедом, угнав немецкий бомбардировщик. С трудом избавившись от погони и преодолев линию фронта, бежавшим удалось спастись.
К мордовскому народу относится и знаменитый актер и режиссер Василий Шукшин. Однако, по признанию его дочери Марии Шукшиной, в семье так до сих пор неизвестно, к мокше или эрзе принадлежит их род. Загадка кроется в том, что семья Шукшина переехала из Мордовии в Самару, а затем на Алтай.
А вот Чемпион мира в тяжелой весовой категории по версии WBC 2006-2008, боксер Олег Маскаев относится к мокшанам, хотя родился в Казахстане, выступал за Россию, а живет сейчас в Америке.
Есть известные представители этноса и среди политиков. Одним из них является Николай Меркушкин, занимавший в разные годы посты главы Мордовии и Самарской области. С 2017 г. Меркушкин занимает пост специального представителя Президента РФ по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов.
К мокшанам относится и Максим Сурайкин: молодой политик, в 2018 г. занявший седьмое место на президентских выборах.
Видео
Народ мокша. Историческое упоминание
На фото:мокшане в национальных костюмах.
Поскольку народ МОКША имеет древнюю историю, то об этом народе, естественно, имеется информация из разных исторических источников:
1.Под 980 г. в «Повести временных лет» сказано: «И нача княжити Володимеръ въ Кыеве единъ, и постави кумиры на хълме, въне двора теремьнаго: Перуна древняна, а главу его сьребряну, а усъ злать, и Хърса и Дажьбога и Стрибога и Сьмарьгла и Мокошь. И жьряху им наричюще я богы. на томь хълме ныне цьркы святаго Василия есть якоже последи съкажемъ. Мы же на предьнее възвратимся.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ-7: О животных, которыми они (татары) питаются; об их одежде и об их охоте.
Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом.
Из Руссии, из МОКСЕЛЯ (Maxel), из великой Булгарии и Паскатира, то есть великой Венгрии, из Керкиса (все эти страны лежат к северу и полны лесов) и из многих других стран с северной стороны, которые им повинуются, им привозят дорогие меха разного рода, которых я никогда не видал в наших странах и в которые они одеваются зимою.
3. 1247-1318: Иранский историк и государственный деятель Рашид-ад-Дин в своём сочинении «Джами-ат-таварих» («Сборник летописей»), которое считается основным источником по политической и социальной истории монголов, отметил, что в год курицы (IX.1236-VIII.1237) сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угетай-каана — Кадан, внук Чагатая — Бури и сын Чингиз-хана Кулькан «занялись войной с МОКШЕЙ, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими.»
4.1267-1268гг.:http://drevlit.ru/index.php (90)Роджер Бэкон, монах францисканского ордена,«удивительный доктор», писал в своём «Великом сочинении», характеризующем обитаемую часть земли: «К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый МОКСЕЛЬ-МОКША, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. ГОСУДАРЬ их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придет купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах.
За ними к востоку живет некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.»
В данных трёх статьях представлены первые результаты исследования по истории народа «мокша».
Из чего уже можно сделать вывод, что объединение народа «мордва» и «мокша» является исторической грубой ошибкой!
А народом «МОКША» воспринимается, как оскорбление.
Из этих же западноевропейских Сочинениях,Посланиях рассказывается, что был народ МОКША (МОКСЕЛЬ) и был у этого народа ГОСУДАРЬ. А это указывает на то, что было государство у МОКШАНСКОГО НАРОДА. Ибо без ГОСУДАРЯ не бывает ГОСУДАРСТВА.
Украинские мифы: русские — это мокши
Одна из примет новейшего времени состоит в том, что исторические труды теперь выпускают далеко не только профессиональные историки. Более того, как правило, именно неисторики добиваются популярности на этом поприще.
Книжные развалы забиты целыми сериями, посвященными отрицанию монгольского ига, исключительности каждого народа постсоветского пространства, изобретшего колесо и имеющего собственных этнических представителей в библейской и античной историях, «геноциду русов» князем Владимиром и истинно русской арктической Гиперборее с многоэтажными избами и запряженными в полозья мамонтами, а также исследованиям про то, что Гитлер не застрелился, а уплыл на подводной лодке в Аргентину….
Все это пишут математики, физики, журналисты, политики, актеры, а также «академики» невиданных академий и наук, их труды издаются огромными тиражами и пользуются бешеной популярностью у обывателя, который в очередной раз поражается собственной прозорливости в далеком детстве: «Вот не зря я солил уроки истории, нам там все врали!»
Кому попало премию не дадут
Но если в РФ таких историков и академиков все же редко где привечают, то на Украине могут и государственную премию дать. Так, например, случилось с автором труда «Страна Моксель, или Открытие Великороссии» Владимиром Белинским, которой впоследствии стал Билинским, видимо, считая, что так его фамилия будет звучать совсем уж не по-мокшански.
Этому человеку, в свое время окончившему факультет «Мосты и тоннели» Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта, тридцать лет прожившему в Караганде и построившему, по его словам, «сотни мостов в Казахстане», в 2011 году была присуждена премия Госкомитета Украины по телевидению и радиовещанию имени Ивана Франко за вышеуказанную книгу в номинации «Лучшая научная работа в информационной сфере». И попал он в число лауреатов «за утверждение исторической памяти и национального сознания». Откуда есть пошли бебики и вятровичи на земле украинской
Труд, уместившийся в увесистый том, посвящен обоснованию тезиса о том, что великороссы, или, как принято говорить на украинский манер, россияне, никакого отношения, собственно, к русским не имеют.
В книге утверждается, что нынешнюю центральную Россию населяют потомки мокшанцев, или мокши — финоугорского народа, который сейчас принято считать частью двусоставного мордовского этноса, частично смешавшиеся с татарами. Якобы подобное происхождение способствовало тому, что «мокши-великороссы» веками по-восточному дико и коварно покушались на светлую украинскую незалежность.
Деятельность Билинского (будем отныне называть его так, коли он сам хочет) финансирует Фонд имени Олены Телиги, учредителями которого являются представители нынешнего мельниковского извода ОУН, а он сам числится в активистах киевской ячейки ОУН (М). До Майдана пропагандой измышлений главного «мокселиста» Украины занималось общество со вполне себе советским пропагандистским названием «Знание», которое регулярно организовывало его лекции в здании Киевского планетария, а с началом постмайданной поры он стал частым гостем на телевидении, в вузах и на предприятиях.
Зачем это ему было нужно?
По словам самого Билинского, выходца с Подолии, взяться за перо его вынудило постоянное национальное угнетение, которое он испытывал в советские времена. Автобиографические подробности, которые он приводит в доказательство, выглядят откровенно неправдоподобно, но тем не менее весьма показательны.
С ущемлением всего украинского он впервые столкнулся, когда прибыл на учебу в Днепропетровск.
«В 1954 году в Днепропетровском транспортном институте мне было заявлено преподавателем математики, естественно, русским человеком, без зазрения совести:
— У нас лекции читаются на русском языке, поэтому извольте отвечать на нем. Ваш украинский язык, возможно, был хорош в деревне, но здесь, в вузе, он неуместен».
Конечно, теоретически можно представить, что в год празднования 300-летия Воссоединения Украины с Россией и передаче Крыма в состав УССР отдельные несознательные математики Днепропетровска и шли против генеральной линии партии в национальном вопросе, но в то, что делали это публично и в вызывающей манере, поверить сложно.
По окончании учебы Билинский получил распределение в Казахстан. Однако предоставление первого гарантированного рабочего места в его пересказе выглядит как очередное антиукраинское злодеяние. Узнав о том, что весь его факультетский выпуск отправляют по распределению в Россию и Казахстан, а студентов из России, напротив, на Украину, парень был возмущен и озадачен. Являлась ли Украина колонией России
«Оказалось, в Москве все было продумано до мелочей. Об этом мне поведали в Союзном Госплане во времена перестройки. Русский руководящий человек был откровенен до цинизма…
— Партия поставила задачу создать единый советский народ, и Госплан обязан был осуществить задачу. Что в этом непонятного? Народы должны ассимилироваться в единый советский народ, для чего необходимо образованных людей изымать из одной республики и направлять в другую, где недостает — добавлять из России».
Распределение молодых специалистов регулировалось специальным положением Министерства высшего и специального образования СССР, в котором союзный Госплан упоминается лишь единожды, а основными исполнителями выступают сами вузы и профильные ведомства, предприятия которых нуждаются в специалистах.
Стоит лишь заметить, что даже если бы имперский Госплан направил бы Билинского в Казахстан намеренно, чтобы растворить сознательного молодого украинца в плавильном котле, то ничто не мешало ему вернуться на Украину, отработав положенное. Однако будущий «историк» не просто этого не сделал, но даже восемь лет прожил в суверенном Казахстане уже после распада «советской тюрьмы народов».
Кстати, претензий к национальной политике Казахстана, который Билинский в конце концов покинул, вернувшись на Украину, мы у него не встретим.
Что за ексель-моксель такой?
Откуда же автор выкопал свою расчудесную «Страну Моксель»?
Билинский ссылается на вопоминания Гильома де Рубрука — монаха-францисканца из Фландрии, отправленного в начале пятидесятых годов XIII века французским королем в Монгольскую империю для установления дипломатических связей. Дипломатическую часть миссии посланец провалил, но оставил весьма интересные описания увиденного и услышанного.
В частности, Рубрук сообщает следующее:
«…огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Саррацины. За ними находится Этилия (Волга. — Прим. авт.)». День в истории. 18 апреля: Украина впервые упоминается в исторических источниках
Это описание дано Рубруком со слов тех, с кем общался в Орде, сам он этот народ моксель и в глаза не видел. Однако Билинскому вполне достаточно и этого: он делает вывод, что речь идет о Стране Моксель, привольно раскинувшейся на всем пространстве Ростово-Суздальских земель, где, собственно, и шло формирование великорусского этноса.
Так что же это за государь, о котором сообщает Рубрук, где же обитали язычники Моксель и как они попали в Германию?
Из русских источников мы знаем о князе Пуреше — хозяине так называемой Пурешевой волости (как называлась подвластная ему территория в бассейне рек Цны и Вада, а также среднего течения рек Мокши и Суры). Который, конечно, не был никаким Рюриковичем, но правителем фино-угорского народа мокша, название которого в произношении европейцев вполне могло трансформироваться в «моксель».
Пуреш также был союзником владимирского князя Юрия Всеволодовича — вполне себе Рюриковича, внука Юрия Долгорукого, вместе с которым довольно успешно воевал со своим соседом Пургазом (в русских источниках Пургасом), хозяином Пургасовой волости (территория между Окой и Темниково-Водскими лесами), который, в свою очередь, был союзником хана Волжской Булгарии Алмуша и правителем другого фино-угорского народа — эрзя.
Как мокша, так и эрзя в русской традиции назывались мордвой, хотя сами себя так никогда не называли. Мало того, оба этноса довольно серьезно отличаются друг от друга языком, обрядами, обычаями и даже внешне, но советскими экспериментаторами в двадцатые годы были слиты в один народ с собственным административно-территориальным образованием в рамках РСФСР, а ныне — республикой в составе РФ.
Именно эрзяне, в свою очередь, могли упоминаться у Рубрука как «мердас» или «мердинис», ну а в «сарацины» (мусульмане) монгольские источники их могли записать, возможно, из-за союзничества с мусульманами-булгарами. Исторические мифы. От кого произошли древние укры и кто произошел от них
Противостояние Пуреша и Пургаза закончилось в 1229 году победой первого, привлекшего на свою сторону еще одного союзника — половецкого хана Котяна. До этого эрзянский князь пытался осадить русский форпост в тех краях — Нижний Новгород, — но безуспешно, сумев пожечь только посад города-крепости.
С лета 1237 года до зимы 1239-го «с немногими людьми» Пургаз сопротивляется нашествию Батыя, после чего данные о нем теряются. Пуреш, напротив, понимая, что сопротивление орде бессмысленно, соглашается стать вассалом Батыя. И тот отправляет его вместе со своим войском в европейский поход.
Монголы заставляют мокшан идти в авангарде, в начале 1241 года они вторгаются в польские пределы, берут Люблин и Завихост, но во время осады Сандомира и Кракова несут тяжелые потери. Накануне битвы при Легнице Пуреш, понимая, что эта чужая война ничего хорошего ни ему, ни его народу не несет, ведет тайные переговоры с князем Кракова, Силезии и Великой Польши Генрихом II Набожным.
Такова история. Выучить которую пану Билинскому не захотелось. А, возможно, он не сделал этого сознательно.
Промазал с географией
Исходя из своей «моксель-концепции», Билинский утверждает, что на всем пространстве от Мурома, Рязани, Калуги до Вологды и Беломорья в IX — XIII веках жили исключительно финно-угорские народы и племена, говорившие на одном языке. И чем мостостроитель-историк подкрепляет это утверждение?
Исключительно цитатой из русского историка Ключевского о том, что в топонимике Волго-Окского междуречья преобладают финские названия. Хотя, следуя подобному подходу, жителей североамериканских штатов Миссури и Алабама следует считать в подавляющем большинстве своем потомками местных индейских племен, а современных болгар — исключительно болгар-тюрок, родственниками нынешних казанских татар и чувашей, никакого отношения к славянству не имеющих. Одним словом, при колонизации или иных исторических коллизиях значительные пласты местной топонимики сохраняются после смены населения (зачастую неоднократной).
При этом автор, говоря о формировании великорусского этноса, в котором действительно приняли участие такие финно-угорские народы, как меря, мурома, мещера, чудь и тюрки-берендеи (но совсем не мокша и эрзя, которые стали вливаться в русский народ столетия позднее), сознательно умалчивает о том, что в те времена эту же территорию населяли славянские племена вятичей, кривичей и словен ильменских. О последних он говорит лишь как о жертвах агрессии коварных мокшанцев.
О том, что славянские племена кривичей и вятичей жили на территории современной России, говорится еще в «Повести временных лет», а это, напомню, XII век. Только в районе нынешней Москвы археологи обнаружили более семи десятков курганов вятичей, датированных XII и XIII веками. Одновременно с этим в окрестностях Смоленска и Пскова нашли множество украшений типичных для кривичей.
В целом же историки, археологи и этнографы так описывают ареал обитания восточных славян на землях нынешней России в те столетия: вятичи обитали на территории нынешних Московской, Рязанской, Калужской, Смоленской, Тульской, Липецкой и Орловской областей; кривичи — на территории Псковской, Смоленской, Брянской областей, а также восточной Белоруссии и в Восточной Латвии; ильменские же словене были основным народом Новгородского края. Украинские исторические мифы: запорожец Иван Сирко – «национальный герой Франции»
Пан же Белинский на протяжении всей своей книги пытается доказать, что само название Москва произошло от названия народа мокша. И, по его словам, не случайно названия многих рек в России заканчиваются на «ва» (собственно Москва, Сылва, Косва, Протва), что по-фински означает «вода», только у одной Камы «исследователь» не поленился и насчитал два десятка притоков с подобными окончаниями.
Не отстают от пана и его многочисленные поклонники на Украине — в такой же степени историки, как и он сам, они вспомнили про славянскую языческую богиню Мокошь, введенную в пантеон самим князем Владимиром еще до крещения.
И хотя у русских этот языческий образ имел вполне пристойные формы, последователи Билинского почему-то придумали ему мокшанское происхождение, представляя в виде жутковатой женщины-паука, от которой, мол, пошло и самоназвание мокшан, а также слово «москали», «москаль», которыми и по сей день наиболее ярые украинские патриоты дразнят жителей России.
«С появлением Ростово-Суздальского княжества, а позже Московского, эта позабытая Богом земля еще добрых пять сотен лет оставалась захолустьем, страной дикарей, не имевшей возможности тягаться даже с тогдашним разоренным Киевом», — нагоняет жути пан Билинский.
К сожалению, «мокселистов» тут придется расстроить — народ мокша никогда не проживал на территории современной Москвы и Московской области. Да, там до ассимиляции с великороссами жили такие финно-угорские народы, как меря и мещера, но никак не мокша. И на мокшанском языке слово «вода» звучит как «ведь».
О происхождении топонима «Москва» ученые спорят и по сей день, по одной из версий, он происходит от праславянского корня и означает «влажный», «сырой». Ближайшая аналогия из русского литературного языка слово «промозглый».
По другой версии, название столицы России имеет балтское происхождение наряду с реками Руза, Яуза, Протва, поскольку в этих краях когда-то проживало балтское племя голядь… Но опять же мокшане тут снова ни при чем.
О чем еще врет Билинский
И из подобных «открытий», которые легко и в прах разбиваются историческим знанием, состоит вся «Страна Моксель».
Так, Билинский утверждает, что до XVIII века «московитов» никто не называл русью, добавляя, что «эти истины начали фиксироваться в мире с 1246 года, когда папский посол Плано Карпини проследовал из Европы через Киев в Сарай и Каракорум». Однако если прочесть самого Плано Карпини, то можно увидеть следующее:
«В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руси, которая называется Суздалем. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки».
Отдельные претензии у мостостроителя-историка к Екатерине Второй, которая якобы целенаправленно занималась переписыванием исторических источников, дабы оправдать коварную экспансию ордынских мокшанцев из Москвы на истинно славянскую Русь-Украину. В частности, он ссылается на академика Алексея Шахматова, который якобы утверждал, что по приказу императрицы был изменен текст «Повести временных лет». На деле же академик утверждал совсем не это, а то, что в текст летописи делались вставки аж в 1116 и 1118 годах, то есть за семь с лишним столетий до правления Екатерины Второй…
Конечно, Владимир Билинский не единственный в истории оригинал, приложивший немало усилий для того, чтобы стравить представителей некогда единого русского народа — украинцев (малоросов) и россиян (великороссов), представляя одних жертвами экспансии с Востока, а вторых безобразной захватнической ордой.
И его «великорусский народ никогда не имел родственных корней с украинским» мы слышим уже не одно столетие. Еще Николай Костомаров в 1861 году довольно жестко полемизировал с поляком Франциском Духинским, напечатавшим статью-памфлет «Правда о русском духе» с целью доказать, что русины (название «украинцы» тогда еще не придумали) никакого отношения к русским не имеют, мало того, говорят на диалекте польского языка… Поэтому пан Белинский тут не оригинален.
Но оригинален он в том, что в искусственный, сконструированный им «спор славян между собою» приплел третий и даже четвертый народы, не поскупившись на нелестные характеристики:
«Московия, будучи чистым порождением финно-татарского этноса и монголо-татарской государственности, в целом даже в XVI веке была страной не славянского народа, а более жестокого и коварного, имеющего совсем иную психологию и другие исторические корни».
Вот так. И это непрозрачный намек уже не только на русских. Но и на собственно реальных мокшанцев, обогативших русскую историю именами летчика-героя Михаила Девятаева и актера, режиссера и писателя Василия Шукшина. И по сути на татар, не случайно же мостостроитель всякий раз при упоминании Николая Карамзина, имевшего по его мнению этнический умысел в искажении истории, намекает на татарские корни историка.
И тут в отношении автора псевдоисторических басен следует сделать вполне определенные выводы не только представителям разделенного между Украиной и Россией русского народа, но и всем финно-уграм России. Да и в целом финно-угорским народам Европы, в том числе Финляндии и Венгрии. Иначе какая-то уж совсем странная получается «це Европа».