Молчание больше чем золото

Авиценна, Пушкин, Хайям и Тютчев о том, почему следует как можно меньше общаться с людьми

По снежной улице, в вечерний этот час
Собачий слышен лай и запад не погас,
И попадаются прохожие навстречу.
Не говори со мной! Что я тебе отвечу?

Я раньше часами могла висеть на телефоне, обсуждая с подругами, кто во что был одет, кто что сказал и как посмотрел. Но пришло время, когда мне стало нестерпимо жаль тратить свое время на это. Ведь существует прекрасная альтернатива: кинематограф, музыка, литература. Они не вынуждают нас открывать рот, но наполняют до краев изнутри.

Молчание больше чем золото. Смотреть фото Молчание больше чем золото. Смотреть картинку Молчание больше чем золото. Картинка про Молчание больше чем золото. Фото Молчание больше чем золото

Эти гениальные рифмы принадлежат перу Александра Пушкина:

От многоречия отрёкшись добровольно,
В собранье полном слов не вижу пользы я;
Для счастия души, поверьте мне, друзья,
Иль слишком мало всех, иль одного довольно.

В Древнем Китае чтили мудрость:

Говори лишь тогда, когда твои слова будут значить больше, чем молчание. Не говори, если это не изменяет тишину к лучшему.

Молчание больше чем золото. Смотреть фото Молчание больше чем золото. Смотреть картинку Молчание больше чем золото. Картинка про Молчание больше чем золото. Фото Молчание больше чем золото

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал,
Осторожность поистине выше похвал.
Тайна — пленница, если ее бережешь ты,
Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал.

Восточные философы, ученые и поэты жили во времена заговоров и козней, когда одно неверное, необдуманное, невзвешенное слово могло стоить жизни.

Омар Хайям:

В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга —
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

Одна моя знакомая устроилась на работу. Ей стали платить, причем щедро. Этот факт так распирал ее изнутри, так не давал покоя и так возвышал над остальными, что она рассказала своим подругам о том, какая теперь у нее зарплата. Такая, что за год миллион легко можно отложить и поехать отдыхать. Или ремонт сделать.

А у себя дома упрекали мужей на тему: «Почему другие живут достойно, а мы вынуждены влачить жалкое существование». И вот эти мужья разнесли информацию дальше, о том, что кто-то хорошо зарабатывает.

И дошла она до ушей квартирных воров.

А ведь держала бы она язык за зубами, все сложилось бы иначе. Врагами при ближайшем рассмотрении оказались лучшие подруги.

Хотя нет, не подруги.

Молчание больше чем золото. Смотреть фото Молчание больше чем золото. Смотреть картинку Молчание больше чем золото. Картинка про Молчание больше чем золото. Фото Молчание больше чем золото

Много ли толку в разговорах?

Федор Тютчев мастерски перевел на русский язык стихотворение Микеланджело Буонарроти, который был не только скульптором и художником, но и поэтом:

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
(1855)

Источник

Статьи

МОЛЧАНИЕ – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗОЛОТО

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:

“Кто уверовал во Всевышнего и [истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!”[1]

Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: “Что наиболее опасно для меня?” Посланник Всевышнего ответил: “Вот это” и указал на язык.[2]

У Пророка Мухаммада спросили: “Что больше всего способствует становлению человека обитателем Ада?” Посланник Всевышнего ответил: “Две части тела: рот (язык) и то, что меж ног”.[3] В другом случае Пророк оповестил: “Кто гарантирует мне безгрешность того, что меж губами (языка) и того, что меж ног, тому я гарантирую, что он [по милости Аллаха] попадет в Рай”.[4]

Любители пустых бесполезных разговоров и болтовни – это одна из тех категорий верующих людей, кто крайне неприятен Всевышнему и будет максимально удален от Пророка Мухаммада в Судный День.[5]

Пророк Мухаммад, завершая перечисление благородных поступков и праведных дел, которые поспособствуют вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников – Му‘аз ибн Джабалю: “Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в основе всего перечисленного мною)?” Тот ответил: “Конечно, о Посланник Аллаха”. Пророк, указывая на язык, сказал: “Придерживай вот это?” Му‘аз в изумлении спросил: “Разве мы будем отвечать за то, что говорим?” Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: “Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться (опрокидываться) в Ад, падая ничком, именно за сказанное их языками?!”[6] Это и ругань, и сплетни, оскорбления, ложные обвинения, хвастовство, лицемерие, споры, причинение боли другим, неправда и многое другое, что легко сходит с уст, но сколь тяжелым (из-за своей многочисленности) может оказаться на чаше грехов в Судный День!

Умение молчать крайне важно. Одна из форм притеснений, совершаемых человеком над самим собой своим же языком, – это разглашение личных грехов и проступков, никак не касающихся других людей, а – должных оставаться меж ним и Всевышним. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркнул: “Все мои последователи удостоятся прощения и защиты [по милости Аллаха], кроме публично оглашающих и разбалтывающих (рассказывающих). Публичное оглашение – это когда человек совершает ночью [как и в любое другое время суток, когда его никто не видит] какое-то [греховное] действие [без ущерба другим], а наутро [через некоторое время] начинает рассказывать это знакомым [выпячивая свой грех, как некое достояние, достоинство], хотя Всевышний сокрыл это от других [не наказав его, а предоставив человеку возможность раскаяться в содеянном и покаяться, исправиться]. Он же [своим языком] снимает завесу, [которой Всевышний Творец прикрыл его постыдный поступок][7]”.[8]

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул для своих последователей и людей в целом очень важную, но едва ощутимую, неприметную сторону жизни, сказав: “Воистину, человек, не обращая на то особого внимания, может проговорить слово (выражение или слова), которым Всевышний будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни.[9] В то же время, человек, – и нет сомнений в этом, – не обращая на то особого внимания, может проговорить слова, которые вызовут негодование Аллаха и низведут его в Ад[10]”.[11] Великий имам ан-Навави, комментируя хадис, сказал: “Данный хадис побуждает нас внимательно относиться к речи. Тот, кто хочет что-то сказать, первым делом пусть подумает о пользе этого. Если ее нет, то нужно промолчать”.[12]

Ну и все мы хорошо знаем коранический аят: “Вы считаете это [то или иное[13], проговариваемое вашими устами] незначительным, а оно пред Всевышним Аллахом имеет огромное значение”.[14]

Посланник Господа миров (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: “Поменьше говорите! Больше упоминайте Всевышнего. От многочисленности пустой и бесполезной речи сердце верующего черствеет [он становится бессердечным, суровым. Сердце его становится менее сострадательным к болям и чаяниям других, менее восприимчивым к назиданиям и жизненным урокам. Это своего рода духовная мерзлота и притупленность восприятия]. Самые же отдаленные от Всевышнего – это [носители] черствых, окаменевших сердец (бессердечные)”.[15]

“Одна из отличительных черт хорошего мусульманина – не обращать внимания, оставить, покинуть то, что его не касается”, а в другом хадисе – “он очень мало говорит о не касающемся его”[16].[17]

Мусульманские ученые, подчеркивая важность упомянутого хадиса, заключили:

Основой религии у нас являются слова, сказанные наилучшим из людей (Пророком Мухаммадом):

1. Оставь то, в чем сомневаешься.

3. Оставь то, что тебя не касается.

4. Совершай все с намерением[19].[20]

Несколько мудрых богословских высказываний по теме:

Сподвижник Пророка ‘Абдулла ибн Мас‘уд говорил: “Клянусь Всевышним! Нет на белом свете ничего, что заслуживало бы более продолжительного тюремного заключения, чем язык”;[21]

Сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас сказал: “Пять качеств. Присутствие их в человеке намного более ценно для него, чем целое стадо прекрасных верблюдов[22].

1. Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (пустословие, разговор на тему, в которой ты не сведущ, и т. п.). Это лишнее (пустая трата времени). Здесь ты не защищен от ошибки и греха.

2. Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы;

3. Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя, как минимум – ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своей глупостью и невоспитанностью);

4. В отсутствии друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только благом и в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, подобно как желаешь это самому себе;

5. Совершая поступки, будь мужчиной, который видит очевидность воздаяния за благое и необратимость наказания за греховное.[23]

Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда, говорил: “Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать свой язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу”.[24]

Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Кто не бережет речь (кто не знает цену своим словам), тот не понял свою религию”.[25]

Известный праведник, Фудейль ибн ‘Ияд, хорошо умевший не только приобретать знания, но и практически применять их в своей жизни, говорил: “Верующий мало говорит, много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает”.[26]

Бишр ибн аль-Харис аль-Хафи[27] говорил: “Молчание и терпение напрямую связаны друг с другом. Не бывает случая, когда говорящий более набожен и благочестив, чем молчащий, кроме одного – ученый (грамотный) человек, который уместно говорит, а когда нужно – молчит”. Этому же известному праведнику принадлежат слова: “Если тебе нравится речь (начинаешь восхищаться ею), то замолчи. А когда ты восхищаешься своим молчанием, начинай говорить”.[28]

Двоюродный брат Пророка, имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил:

Невежественный человек, обращается ко мне со своим невежеством,

Но я не желаю отвечать ему.

Он становится более невежественен (груб и невоспитан),

Ну а я – еще более терпелив,

Подобно благовонной палочке, которая при соприкосновении с огнем

становится еще более благоуханной.[29]

Сохранит свою честь тот, кто остерегается ответа (старается не отвечать)

Кто умеет скрывать (сохранять в тайне, задабривать), тот попадает в цель.

Кто испытывает почтительный трепет пред уважаемыми людьми, к тому также питают подобные чувства.

Кто же с презрением относится к другим, тот не будет уважаем.[30]

Имам аш-Шафии[31] говорил:

Мне сказали: “Ты замолчал, но ведь с тобою спорят?!”

Я ответил: “Слова (в данном случае) – ключи от двери зла”.

Почет тому, кто молчит пред невеждой и глупцом,

В молчании – сохранение чести и достоинства.

Разве ты не видишь, львы молчаливы, но их страшатся,

А собаки громко лают, но их отгоняют камнями.[32]

Отвернись от глупого невежды (не обращай на него внимание),

Все то, что он говорит, в нем же самом.

Евфрату[33] не будет вреда от того,

Что несколько собак переправятся вброд.[34]

Он (да помилует его Всевышний) также говорил:

Я нашел свое молчание предметом торговли, и стал неразлучен с ним,

Даже если не оказываюсь в выигрыше, то точно ничего не теряю.

Молчание – это товар настоящих мужчин.

Торговец молчанием выше любого другого торговца.[35]

Если человек открыл другу своему секрет,

А потом упрекает его в том, что кто-то об этом узнал, то он – глупец!

Если секрет этот теснил грудь его так, что он рассказал о нем другому,

Так ведь грудь того, кому он дал это на хранение, еще более тесна.[36]

Береги свой язык, о человек! Остерегайся!

Пусть не ужалит он тебя, воистину, язык – змея, гадюка.

Сколько покойных в могилах, убитых языками своими,

А ведь при жизни даже храбрецы испытывали к ним почтительный страх.[37]

Чем более набожен и проницателен верующий, тем более четко в практическом плане он понимает и раскрывает для себя смысл коранических строк: “Что бы ни сказал человек, каждое его слово бдительно и мгновенно фиксируется ангелами”.[38]

Всевышнему известно даже то, что в душах (сердцах) людей[39], но это не говорит о бессмысленности того, что делают ангелы. Фиксируя все, что мы говорим и делаем, они собирают вещественные доказательства (за, нас или против), которые будут продемонстрированы в Судный День. И это наряду с сотнями других освидетельствований, для вынесения правдивого и неопровержимого Божьего решения по каждому из детей Адама и Евы, независимо от мирского положения (король, министр, дворник, строитель) или вероисповедания (атеист, сатанист, иудей, христианин или мусульманин).

Поэтому, лучше лишний раз промолчать, чем сказать что-то необдуманное, которое может стать дополнительным весом на чаше грехов, а не благих дел.

От языка много, очень много проблем, а спасение от них – молчание.[40]

Да помилует нас Аллах в мирской обители и вечной. Амин.

ПОЛЕЗНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕМЕ

(НЕСКОЛЬКО АЯТОВ СВЯЩЕННОГО КОРАНА)

1. “Истинно преуспеют, добьются цели верующие, которые набожны, совершая молитву, и те, что отворачиваются (му‘ридун) от пустословия (лягва)”.[41]

“Отворачиваются (му‘ридун)” – слово “отвернуться” стоит на смысловом месте слова “оставить, покинуть”, что усиливает данные значения. То есть эти люди не то, чтобы покидают никчемное, а они даже не приближаются к этому.

“Пустословие (лягв)” – любая речь, которая не несет в себе блага, пользы, а также все слова и действия, которые не имеют значения и смысла.[42]

2. “И когда услышат они пустословие (лягв)[43], то отворачиваются (не обращают внимания), [лишь] говоря: “Нам – наши дела, а вам – ваши. [Каждому отвечать за свои дела и поступки. Отвечать за каждое плохое слово, сошедшее с его уст]. Мир вам (салямун ‘алейкум)[44]! У нас нет желания становиться невеждами [вступая в прения с вами или отвечая на плохое плохим]”[45].[46]

3. “Не оскорбляйте тех [богов, божеств, идолов], к которым взывают люди, помимо Аллаха [Господа миров, Единого и Вечного]. [Если же вы проявите безграмотность и невежество, оскорбляя святыни других вер и религий], то [приверженцы этих вероисповеданий или философий] начнут оскорблять Господа, с чувством вражды и неприязни, не понимая, что делают. [Вы не учитываете иль забываете о том, что] Мы[47] ведь приукрасили для каждого из народов [или цивилизаций, которые когда-либо были или будут] их дела [предоставив свободу выбора (не заставляя и не принуждая), заложив в природе человека привыкание как к плохому, так и хорошему, как к верному, так и ошибочному. Интеллект, психология и природа человека гибки, восприимчивы]. В последующем все [все представители рода человеческого, независимо от времени пребывания на Земле, независимо от нации, веры, философии или убеждений] будут возвращены к Господу своему [воскреснув из могил после Конца Света для ответа на Божьем Суде] и объявит Он им о тех делах, что они совершали”.[48]

Призывать к благому или к вере в Единого и Вечного, конечно же, нужно, но при этом нужно чутко ощущать, где полезная беседа, обмен мнениями, а где начинается полемика, спор, переходящие в обиды и взаимные оскорбления.

Из упомянутого аята мусульманскими богословами вынесено очень важное жизненное правило: “если верующий совершает что-то, считая это праведным и необходимым, но при этом греховность и вред данного действия очевидны, то он обязан остановиться, прекратить”.[49]

Описанное в последнем аяте – очень важная составляющая воспитанности мусульманина, но сколь мало знающих об этом, а еще меньше – применяющих. К сожалению, легче идти на поводу своих слабостей, невоспитанности, эгоизма, прикрывая свое бескультурье отдельными цитатами из Корана или Сунны. А крайне сложно удалить (минимизировать) эмоции и напыщенность, проявить благоразумие, впитать многие прекрасные и актуальные грани Священного Писания и пророческого наследия, просочетать это с жизнью через поступки свои и поведение, и продолжать жизненный путь в полной гармонии с Творцом, творениями, самим собой и окружающим нас миром.

Да смилуется над нами Всевышний Аллах, расширяя горизонты познания и предоставляя возможность применять новоприобретенное знание в фактической жизни. Мы не заслуживаем этого, но милость Его безгранична. Амин.

Источник

Молчание больше чем золото

Молчание больше чем золото. Смотреть фото Молчание больше чем золото. Смотреть картинку Молчание больше чем золото. Картинка про Молчание больше чем золото. Фото Молчание больше чем золото

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал:
«Кто уверовал во Всевышнего и [истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!»
(Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. (773-852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996, т. 13, с. 101, хадисы № 6475, 6476.)
уфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: «Что наиболее опасно для меня?» Посланник Всевышнего ответил: «Вот это» — и указал на язык.
У Пророка Мухаммада спросили: «Что больше всего способствует попаданию человека [в категорию] обитателей Ада?»

Посланник Всевышнего ответил: «Две части тела: рот (язык) и то, что меж ног»Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, Ибн Маджа, аль-Багави

. В другом случае Пророк оповестил: «Кто гарантирует мне безгрешность того, что меж губами (языка), и того, что меж ног, тому я гарантирую, что он [по милости Аллаха] попадет в Рай».Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 101, хадис № 6474; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник].

Любители пустых, бесполезных разговоров и болтовни — это одна из тех категорий верующих людей, кто крайне неприятен Всевышнему и будет максимально удален от Пророка Мухаммада в Судный День.Пророк Мухаммад, завершая перечисление благородных поступков и праведных дел, которые поспособствуют вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников — Му‘аз ибн Джабалю: «Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в основе всего перечисленного мною)?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк, указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это?» Му‘аз в изумлении спросил: «Разве мы будем отвечать за то, что говорим?» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться (опрокидываться) в Ад, падая ничком, именно за сказанное их языками?!» Хадис от Му‘аз ибн Джабаля; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 258, хадис № 7; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 386, хадис № 2619, «хасан сахих»; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]: В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968, т. 3, с. 528, хадис № 23, «хасан

Молчание больше чем золото. Смотреть фото Молчание больше чем золото. Смотреть картинку Молчание больше чем золото. Картинка про Молчание больше чем золото. Фото Молчание больше чем золото

Это и ругань, и сплетни, оскорбления, ложные обвинения, хвастовство, лицемерие, споры, причинение боли другим, неправда и многое другое, что легко сходит с уст, но сколь тяжелым (из-за своей многочисленности) может оказаться на чаше грехов в Судный День!

Умение молчать крайне важно. Одна из форм притеснений, совершаемых человеком над самим собой своим же языком, — это разглашение личных грехов и проступков, никак не касающихся других людей, а — должных оставаться меж ним и Всевышним. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркнул: «Все мои последователи удостоятся прощения и защиты [по милости Аллаха], кроме публично оглашающих и разбалтывающих (рассказывающих). Публичное оглашение — это когда человек совершает ночью [как и в любое другое время суток, когда его никто не видит] какое-то [греховное] действие [без ущерба другим], а наутро [через некоторое время] начинает рассказывать это знакомым [выпячивая свой грех как некое достояние, достоинство], хотя Всевышний сокрыл это от других [не наказав его, а предоставив человеку возможность раскаяться в содеянном и покаяться, исправиться]. Он же [своим языком] снимает завесу, [которой Всевышний Творец прикрыл его постыдный поступок] (( Если же человек промолчит, раскается, исправится и оставит это меж собою и Всевышним Аллахом, то его ждет невероятное проявление милости Господа миров в Судный День — после признания своих ошибок наедине со Всевышним, верующий услышит: «Я, — скажет Творец, — сокрыл это [оставил меж Мною и тобою] в мирской обители, и Я [по результату твоего раскаяния] прощаю это тебе сегодня». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 109, хадис № 6070.
Важно отметить, что это касается только грехов личного характера. Те же действия, которыми верующий задевает честь, наносит боль или ущерб другим, просто так не будут прощены. Об этом уже говорится в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 112.
Хадис от Абу Хурайры, а также от Абу Катада; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Табарани и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 108, хадис № 6069; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, с. 329, 330, хадис № 52-(2990); аль-Кари ‘А (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 8, с. 575, хадис № 4831; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 391, хадисы № 6278, 6279, оба «сахих».))
Посланник Господа миров (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Поменьше говорите! Больше упоминайте Всевышнего. От многочисленности пустой и бесполезной речи сердце верующего черствеет [он становится бессердечным, суровым. Сердце его становится менее сострадательным к болям и чаяниям других, менее восприимчивым к назиданиям и жизненным урокам. Это своего рода духовная мерзлота и притупленность восприятия]. Самые же отдаленные от Всевышнего — это [носители] черствых, окаменевших сердец (бессердечные)».(( Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 7, с. 203; Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]: В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981, т. 14, с. 607, 608, хадис № 2411, «хасан»; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 347, хадис № 2413; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 5, с. 60, хадис № 2276; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 538, хадис № 47, «хасан».))

Молчание больше чем золото. Смотреть фото Молчание больше чем золото. Смотреть картинку Молчание больше чем золото. Картинка про Молчание больше чем золото. Фото Молчание больше чем золото

«Одна из отличительных черт хорошего мусульманина — не обращать внимания, оставить, покинуть то, что его не касается», а в другом хадисе — «он очень мало говорит о не касающемся его»Хадис от Абу Хурайры, аль-Хусайна ибн ‘Али, Абу Бакра и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1, ч. 1, с. 88, хадис № 41, а также т. 10, ч. 19, с. 257, хадис № 3; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 503, хадис № 8243, «сахих».

Мусульманские ученые, подчеркивая важность упомянутого хадиса, заключили:

Основой религии у нас являются слова, сказанные наилучшим из людей (Пророком Мухаммадом):

1. Оставь то, в чем сомневаешься.

2. Будь аскетом ((.Аскетичен, то есть «делами — в мирском, а сердцем — в вечном».))

3. Оставь то, что тебя не касается.

4. Совершай все с намерением ((С хорошим, возвышенным намерением. С именем Всевышнего и ради того, чтобы Господь был доволен тобою, милуя тебя бессчетными благами в мирской обители и в вечной.
См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1, ч. 1, с. 88, 89.))

Несколько мудрых богословских высказываний по теме:

Сподвижник Пророка ‘Абдулла ибн Мас‘уд говорил: «Клянусь Всевышним! Нет на белом свете ничего, что заслуживало бы более продолжительного тюремного заключения, чем язык».((См., например: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 526.))
Сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас сказал: «Пять качеств. Присутствие их в человеке намного более ценно для него, чем целое стадо прекрасных верблюдов ( С учетом современных ценностей — «чем табун прекрасных дорогих скакунов» или «чем автомобильный салон, полный прекрасных, эксклюзивных и дорогостоящих моделей автомобилей».)

1. Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (пустословие, разговор на тему, в которой ты несведущ, и т. п.). Это лишнее (пустая трата времени). Здесь ты не защищен от ошибки и греха.

2. Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы;

3. Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя, как минимум ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своей глупостью и невоспитанностью).

4. В отсутствие друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только благом и в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, подобно как желаешь это самому себе.

5. Совершая поступки, будь мужчиной, который видит очевидность воздаяния за благое и необратимость наказания за греховное.См.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 535, 536.

Аль-Хасан аль-Басри говорил: «Кто не бережет речь (кто не знает цену своим словам), тот не понял свою религию»
Известный праведник, Фудейль ибн ‘Ияд, хорошо умевший не только приобретать знания, но и практически применять их в своей жизни, говорил: «Верующий мало говорит, много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает».См.: Аль-Байхакы. (384-458 по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]: В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, т. 4, с. 268, № 5048.
Двоюродный брат Пророка, имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил:

Невежественный человек, обращается ко мне со своим невежеством,
Но я не желаю отвечать ему.
Он становится более невежественен (груб и невоспитан),
Ну а я — еще более терпелив,
Подобно благовонной палочке, которая при соприкосновении с огнем
становится еще более благоуханной.См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 17.
Сохранит свою честь тот, кто остерегается ответа (старается не отвечать).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *