Молдаванка и пересыпь в одессе это что
Кто такие «пересы»?
Ну, так сегодня нам и «Яндекс» в помощь! Отыскал район на картах.
И сделал маленькое открытие. Ни много ни мало — а целый мир. Мир Пере′сыпей и лиманов.
Пересыпь, как оказалось, есть не только в Одессе!
Но ключом и проводником (для меня) в этот удивительный мир стала — именно та самая, одесская, Пере′сыпь.
Природа лиманов весьма динамична и последствия вмешательства проявляются скоро и оказываются иногда весьма неожиданными. Так, попытка рукотворного опреснения лиманных водоёмов в интересах сельского хозяйства, привела к смене русла реки Кубань — и вот уже 200 лет как эта река предпочла Азовское море Черному 🙂
——————————————————————
Лиманы, косы, затоки и озёра дельты Днепра: — территория дельты реки — что ноздреватый сыр,
в море — длинные тонкие песчаные косы 🙂
——————————————————————
Северное побережье Крымского полуострова: лиманы, косы, затоки:
——————————————————————
Лиманы и пере′сыпи Азова:
——————————————————————
Одесса: — Большой и Малый Аджальские лиманы — через пере′сыпь Большого проложена дорога, через Малый (судя по карте) — дорога лишь частична.
Кроме того, в Малом лимане отмечен порт «Южный». Во времена античности мореплаватели тоже высоко ценили удобные и безопасные лиманные порты.
———————————————————————
Порт и канал Сухого лимана (Одесса — 2. 4 км на северо-восток).
———————————————————————
А вот и та — самая знаменитая! — Пере′сыпь — одесская. Море и лиманы — прилагаются
:-))
———————————————————————
Заболоченность одесской Пере′сыпи обозначена на картах. Подтопление Пере′сыпи:
А вот то, что Костю уважали «и Молдаванка, и Пере′сыпь», многое о пареньке говорит.
Писатель Исаак Бабель, автор знаменитых «Одесских рассказов», квартировавший на Молдованке в 20-е годы прошлого века, многое поведал о характерах и нравах этого района Одессы. Молдованка всегда ценила определённого рода смелость, сообразительность и принципиальность, хотя дела здесь вели и вполне добропорядочные граждане.
Следует также отметить, что власти во все времена предпринимали меры для окультуривания, перестройки и декриминализации этого окраинного района.
В источниках посвящённых Молдованке (этой общеизвестной притче о многонациональности, многоконфессиональности, районе трущоб, нищеты, контрабанды и криминала), упоминаются строительство церквей, школ, новых домов,реконструкции водопровода и канализации
и — о чудо! — даже открытие Одесского Института благородных девиц (за пределами «порто-франко»).
И разве согласились бы почтенные главы достойных фамилий Одессы направлять своих дочерей учиться в район, если бы он однозначно имел репутацию наподобие Хитровcкого рынка или Божедомки?
🙂
В 1930-е годы, во времена СССР, в здании Института благородных девиц разместился Одесский Инженерно-строительный институт, а по соседству — Институт инженеров морского флота.
Сегодня Молдованка поделена между Приморским и Малиновским административными районами города.
Пере′сыпь — также многонациональный и многоконфессиональный, торговый, промышленный и рабочий район, в настоящий период довольно запущенный и заброшенный. Уровень местности здесь ниже уровня лиманов и затопления нередки.
————————————————————————
Своим современным обликом Одесса напоминает Москву, Петербург, Ярославль и многие другие российские города, имеющие яркую архитектурой историческую застройку XVIII-XIX и начала XX веков, увы, — уже нередко и изрядно разбавленную застройкой XX и XXI веков. Но Одесса — и сегодня — удивительно красива.
ул. Софиевская ул. Княжеская
————————————————————————
Гибель же исторического облика Молдованки, Пересыпи и других районов Одессы в ходе очередных попыток застройки, вызывает ожесточённые споры между сторонниками сбережения или же повального сноса — споры весьма знакомые нам по опыту Москвы, Петербурга, Ярославля. Потери здесь велики.
Но и сейчас среди привычной нам современной (иногда — изящной, а иногда — весьма грубой на вид) застройки, встречается немало совершенно очаровательных особняков и зданий XIX и первой половины XX веков. Увы, износ зданий и потребность в ремонте весьма значительны.
«Молдованка — одесса большая, чем сама Одесса». «Пересыпь — ключ ко всей Одессе». — так всегда говорили в Одессе.
Молдованка, ул. Дидрихсона. Пересыпь.
И Молдованка, и Пересыпь — ярко отметились также в творчестве Багрицкого и Паустовского. Упоминаются районы и в художественных и приключенческих фильмах («Дежа вю», «Ликвидация», «Зелёный фургон»).
И, конечно же, — хранят огромное количество историй и загадок — от античных греков и скифов, и до наших дней.
А возможно, что со времён и более древних.
Известны и любимы публикой выпускники Института инженеров морского флота — писатель Михаил Жванецкий, артисты Виктор Ильченко, равно как и многие другие замечательные представители технической и творческой элиты: — уроженцы Одессы — Анна Ахматова, Роман Карцев, Ирина Апексимова, Нонна Гришаева, Евгений Петров, Илья Ильф, Саша Чёрный, Эдуард Багрицкий, Валентин Глушко (один из основателей советсткой ракетно-космической программы), пионеры российской авиации Сергей Уточкин и Артур Ана́тра,
несколько лет жил и учился в Одессе и Сергей Королёв.
Лиманы же — важнейший фактор биоразнообразия и климата — по свидетельству путешественников, увы, по разным причинам, нередко находятся под угрозой превращения в соляные пустыни и зоны застройки 🙁
—————————————————————————
А вот так выглядят тёплые, «античные», пере′сыпи дизайнера Анны Пономарёвой 🙂
http://ponomoona.ru/index.php/project/lesostepnoj-ehkspert/
http://ponomoona.livejournal.com/
—————————————————-
Искренне Ваш,
Путешественник.
Одесса история.
Откуда появились названия районов Одессы
Бугаевка складывалась уже в 1810-е годы. О происхождении названия есть две версии: 1) на этой сельскохозяйственной окраине выращивали быков (бугаев); 2) жители этого района доставляли питьевую воду на телегах в другие части города, а эти тяжелые подводы могли тащить только быки, а никак не кони.
Чубаевка (также называлась Курсаки) — ныне престижный район, когда-то бывший хутором на окраине. Казацкое поселение, по легенде, названное в честь казацкого атамана Чуба. Заселяли казаки, еще штурмовавшие крепость Ени-Дунья, а значит, район — ровесник Одессы.
Балка (Казачья, Водяная) – окрестности нынешней Балковской улицы, откуда жители Бугаевки возили воду. На балке были источники пресной воды. Заселена с основания Одессы. В районе Балки (низменности), возле нынешних Разумовской и Средней была построена старейшая синагога – еще до основания Одессы, в 1792 году.
Ближние и Дальние Мельницы тоже известны практически с основания города, здесь развивалась важнейшая для Одессы мукомольная промышленность — отсюда и название. Уже к 1803 году на обоих Мельницах было 23 ветряные мельницы, потом появились паровые. Но уже к началу 20 века мельниц здесь не осталось, как на Фонтане — фонтанов.
Пересыпь, как элемент ландшафта, отделявшее от моря Хаджибейский и Куяльницкий лиманы, известна еще с 15 века. Казаки селились здесь еще с 1709 года, то есть после разгрома Запорожской сечи. К основанию Одессы здесь было не менее двух казачьих поселений.
Жевахова гора. В 1833 году генерал-майор князь Иван Жевахов по просьбе Михаила Воронцова уступил свои земли для устройства здесь городских купален.
Дюковский парк (Ришельевская дача, Дюковский сад) – видимо, старейший парк Одессы. Его разбил герцог (дюк) Ришелье вокруг своей дачи в 1810 году. Уже к 1830 году был заброшен и долго был «депрессивным» местом. Расположен парк на склоне Балки, со стороны Слободки.
Слободка нынешняя — не та, что была известна в 19 веке. Тогда была Слободка-Воронцовка, на землях, выделенных лично Михаилом Воронцовым между Молдаванкой и Мельницами «для беднейшего класса людей» в конце 1830-х. Там появился первый вокзал и товарная станция (1865 год) Одесско-Парканской железной дороги. Современная Слободка — это так называемая Слободка-Романовка, первые дома которой появились в 1850-х годах. В конце 19 века здесь начали строить крупные больницы, тихое предместье росло и слилось с казацким предместьем Кривой Балкой (которая начиналась к западу от нынешней улицы Академика Воробьева).
Аркадия получила название райской местности на Пелопоннесе (Греция) воспетой поэзией Античности и Возрождения. Расположение – 5-я – 7-я станции Фонтана. Интересно, что даже появилась Аркадия как курортное место – тут в 1890-х устроил ресторан директор Бельгийского трамвайного акционерного общества в Одессе месье Камбье.
Отрада – район с интереснейшей для нас, современных одесситов, историей. Суть ее в том, что здесь еще в 1817 году знаменитый тогда садовник Десмет начал обустраивать первый в Одессе общественный Ботанический сад, который мог стать первым парком южной степной Украины. Но… уже на плане 1910 года парка нет: его растащили, захватив земли, частные владельцы. Ничего не напоминает? Само название района, по легенде, придумал какой-то земельный маклер, чтобы выгоднее продавать участки.
Ланжерон — прибрежная часть города: там находилась дача Новороссийского губернатора Александра Ланжерона. Место известно примерно с 1820 года.
Первая и Вторая Заставы остались одесситам со времен Порто-франко. Точнее, с 1827 года: через эти места проходила третья черта (граница) Порто-Франко, и заставы были именно таможенными постами между «свободным портом» и таможенной территорией Российской империи. Первое население – солдаты, таможенники.
Греческая площадь (базар, Северная, Александровская площадь) – первый главный рынок города, примерно с 1792 года.
Базарная площадь (она же Старый, или Вольный рынок, ныне – Старобазарная площадь), была рынком с 1795 года. Достигнув расцвета к 1820 году, этот рынок был главным в Одессе. «Привоз» тогда был просто складской площадкой.
Дача Ковалевского – место, печально известное: здесь с водонапорной башни спрыгнул сам Ковалевский, отчаявшись выбраться из финансовой западни и так и не достроив до конца первый в Одессе водопоровод (хотя по этому водопроводу вода в город все же пошла). Строительство водонапорной башни у Большефонтанского источника началось в 1845 году. Его затеяли известные купцы Пишон и Виттенберг, а в 1949 году, после смерти Пишона, к делу подключился таганрогский купец Тимофей Ковалевский.
Лузановка появилась после того, как в 1819 году император пожаловал землю генерал-майору от инфантерии Фоме Лузанову, а тот на дарованных землях создал имение, давшее название селу, которое очень долго не входило в состав Одессы.
Как видите, меньше всего в данной публикации говорится об историческом Центре Одессы. Однако это отдельная большая тема. Пока достаточно лишь сказать, что Центр начал застраиваться в первые годы существования города, и, главное, он формировался продуманно – по единому «прямоугольному» плану Франца Деволана.
«Чтобы я уехал с Молдаванки. »
Ценность районов в глазах одесситов менялась в разные периоды. В 1960-е нынешние Черемушки, которые только строились, одесситы считали страшно далекими выселками, и люди с Молдаванки высокомерно отказывались переезжать туда. Старожилы рассказывают, что на месте нынешнего парка им. Горького был пустырь со свалкой, ночью туда было страшно ходить: из степи сюда забредали волки и выли по ночам.
Что говорить, если в те же примерно годы Сегедская считалась окраиной.
В Одессе три горы – Шкодова (на Пересыпи), Жевахова (на поселке Большевик), Чумка (на Водопроводной, то есть на окраине Сахалинчика). Ни одна из них не может считаться полноценной горой, но одесситы их так называют. Чумка, высотой 8 метров, – вообще искусственного происхождения: это могильный холм одесситов, умерших от чумы в 1812-м, 1829-м годах. Впрочем, это только самое известное «чумное» захоронение: всего их 12.
В одесских названиях немало удивительного: переименовывали улицы много и страстно. Но если логику переименования Сквера Спинозы в Театральную площадь еще можно понять, то уловить смысл переименования Инвалидного переулка в переулок Молодых пионеров имени Ленина – гораздо сложнее.
Одесские районы после 1917 года
Стоит отметить, что к районам, появившимся в Одессе после СССР, относятся «Царское село» (часть поселка Мизикевича) и Совиньон.
благодарим за помощь руководство Одесского историко-краеведческого музея и лично заведующего отделом «Старая Одесса» Олега Гаву
Червонный хутор-это Овидиопольский район
«Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице».
Суть ее в том, что здесь еще в 1817 году знаменитый тогда садовник Десмет начал обустраивать первый в Одессе общественный Ботанический сад, который мог стать первым парком южной степной Украины.
Город Одесса был основан рескриптом Екатерины II от 27 мая (7 июня) 1794 года на самом западе новоприобретённой территории Российской империи — Новороссии.
Какая Украина? Откуда она там была? Даже не Малороссия.
А вообще, Одесса — потрясающий город. Неоднократно бывал там еще во времена СССР. Когда оказался в Одессе впервые в 1978 году, с удивлением понял, что анекдоты про одесситов — чистая правда.
Урок деда
Вчера мы летели из Мюнхена домой. Люфтганзой. Никогда не думал, что такое может быть, но случилось. Уже перед самой посадкой в самолет… (нет, не при регистрации… не при пограничном контроле… и даже не при таможенном досмотре, когда вываливают все твои внутренности в корытца, а в этот раз они даже разбили мне часы, упавшие на гранитный пол). Так вот, ЭТО они теперь делают в безвыходной для пассажира ситуации – перед самым выходом на трап самолета. Когда изменить уже ничего нельзя.
Стюард на стойке за минуту до посадки объявил, что в связи с полной загрузкой самолета (overbooked), будет проведена полная проверка пассажиров на предмет перетяжести их ручной клади. Не свыше 8 кг на одно место. Конечно, эту норму все давно знают, но это определяют ещё при регистрации, а не когда ты уже душевно посетил Duty Free.
Мы ведь накупили в этом Duty Free детям-внукам подарков на полную дополнительную сумку. Естественно, не подозревая ни о каких подвохах. И тут такой облом. А ещё вижу, с каким сладострастием этот стюард в микрофон делает своё иезуитское сообщение и ухмыляется.
Надо сказать, что я такие ситуации одновременно… и ненавижу, и обожаю. В них так много внутреннего драматизма, примитивизма и идиотизма, что аж дух иногда захватывает.
А помощники стюарда уже тарабанят мерную рамку, в которой проверяют размеры и вес сумок-чемоданчиков.
Прямо перед выходом к самолету!
В общем, думаю, а чего мне терять? Подхожу к нему и говорю: И что мне теперь делать?… Назад, что ли, в Duty Free эту мою сумку тарамбасить? Оформлять возврат им товаров?
Тут я собрал свои нервы в кулачок и думаю, дай доиграю эту песню до конца. И говорю: Вы сказали, что причиной такой вашей акции является полная заполненность самолета. Окей. Но если я доплачу, то как это повлияет на вес самолета. Он что – станет легче?
Он посмотрел на меня ненавидящим немецким взглядом и говорит самую великую фразу всех времён и народов: Такие правила. Я ничего поделать не могу.
И тут я на мгновение задумался. Откуда-то из далекой памяти вдруг вынулось что-то из моего раннего детства, до боли напомнившее мне эту ситуацию. Вот ведь какая это штука – память. И как она вспоминает то, что никогда не пригождалось десятилетиями?
В общем, вспомнил я вот что. Мне было лет 10, и мы с моим дедом в Одессе возвращались солнечным летним воскресным днем с Одесского Привоза домой.
Дед купил там ведро яблок, и мы сели в трамвай, купили билетики… Я ещё помню, как, глядя на странную надпись «Стоимость проезда 3 копейки. Стоимость провоза багажа – 6 копеек», недоуменно спросил его, почему багаж стоит в два раза дороже человека? Он лишь усмехнулся в свои густые усы.
Мы проехали несколько остановок. Как по обыкновению тогдашних времен, кондукторша решила пройтись сквозь строй битком набитого трамвая для проверки билетов. Мы показали ей наши билеты.
А она уставилась на наше ведро с яблоками и говорит: Мужчина, у вас такое большое ведро, а трамвай, видите, какой полный, и ваше ведро занимает очень много места, так что это у вас багаж! Платите за ведро, как за багаж.
Дед недоуменно на неё посмотрел, решив, что это такая шутка. Но она и не пыталась угомониться и начала нагнетать обстановку. Платите за багаж или я вас оштрафую!
Весь трамвай примолк. Возле нашего пятачка все даже как-то расступились, возможно, чтобы и другим было видно, что происходит.
Мой дед, на секунду задумавшись, и чувствуя, что дело принимает серьезный оборот, наклонился к ведру и начал медленно перекладывать яблоки из ведра… себе за пазуху.
За несколько минут он их все туда переправил. Но. Яблоки-то – яблоками, но ведь ведро, хоть полное, хоть пустое, – занимает ту же самую площадь, как известно из геометрии. И люди в трамвае не понимали, как он выкрутится из этого положения.
Но мой дед был настоящим одесситом. Завершив операцию с яблоками, он так же медленно поднял пустое ведро с пола и водрузил его себе на голову.
Потом повернулся к кондукторше и спросил: А за шляпу тоже надо доплачивать?
Весь трамвай грохнул от смеха!
Так мы и доехали до дома, выходя из трамвая под аплодисменты. А дед на прощание даже подарил кондукторше одно яблоко. Сказав, не сердись, дочка…
… Так вот именно эта история всплыла у меня перед глазами в аэропорту.
Что я сказал тому стюарду. Я наклонился к нему и на ушко сказал ему, что я согласен с их правилами. Просто я сейчас выну все подарки из сумки и переложу их себе за пазуху. За толстых людей ведь доплачивать не надо?
Он оторопел, покраснел, отодвинулся от меня, представив, видимо, как это будет выглядеть и сказал:
Нет, ничего не надо, проходите. Битте шён.
Мудрый у меня был дед.
Милиция Одессы
Их именами названы улицы Одессы.
Старший лейтенант милиции Александр Одарий погиб 1 июня 1986 года, в первый день после выхода из отпуска. Он был в составе опергруппы, которая выехала на место происшествия на улице 8 Марта — неизвестные нанесли ножевое ранение гражданке Олейниковой. На месте происшествия Александр обратил внимание на парня, который немного нервничал. Когда оперативник попросил его предъявить документы, тот начал убегать. Милиционер бросился за ним следом, настиг его и сумел задержать. Однако сзади прогремели три выстрела. Второй преступник выстрелил в спину милиционеру практически в упор. И хотя врачи еще восемь дней боролись за жизнь Александра, шансов выжить у него уже не было — две из трех пуль оказались смертельными. Александру Одарию было всего 28 лет.
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
В гостепримной Одессе каждый всегда мог найти место для себя, еврей — на Молдаванке, казак на Пересыпи, чиновник — на Фонтане.
СПАЛЬНЯ С ПОДЗЕМНЫМИ ПАРКИНГАМИ ИМ. ТАИРОВА
Жилмассив имени селекционера Василия Таирова, основавшего в Одессе в 1905 году винодельческую станцию русских виноградарей и виноделов, еще в начале 70-х был обширным пустырем на границе Таировского винодельческого опытного хозяйства и города. Поля начали застраивать экспериментальными 9 и 10-этажными домами по указанию тогдашнего первого секретаря горкома КПУ. Первоначально планировалось, что новостройки заселят передовики производства порта и судоремонтного завода. Но когда «поспели» первые дома по улице Королева, оказалось, что более половины получивших ордера на квартиры — партийная номенклатура и родственники различного портового начальства. По этому поводу была проведена проверка парткомиссией горкома партии, несколько партийных и профсоюзных функционеров различных уровней получили «по шапке», но из новых домов так никого и не выселили. Впоследствии несколько домов на Таирова так и получили прозвание «красных». К слову, некоторые дома на Таирова строились с оглядкой на будущее — с подземными паркингами. Но за неимением личного транспорта, смекалистые новоселы быстро переоборудовали просторные подземные гаражи в кладовки и сараи.
30 КОПЕЕК ЗА КУСОК ЗЕМЛИ В ЦЕНТРЕ
Центр города с Ланжероновской улицей, которую очертил еще Деволан, на самом деле не «пуп» Одессы, а скорее — «спина». Так, совсем недавно одесские краеведы-историки Андрей Добролюбский и Татьяна Донцова доказали, что Молдаванка как минимум на 10 лет старше центра — там жили «прилепившиеся» к турецкой крепостце Хаджибей молдаване, болгары и татары. Но именно эту «окраину-центр» начал застраивать приглашенный Ришелье голландский инженер Франц Деволан. Сердце города — это Одесская гавань. Соответственно и строительство деволановских зданий — «высоток» — началось с забивки пушек в илистое морское дно гавани. Из камня разобранных стен крохотного турецкого форта Ени-Дунья, захваченного ранним утром 14 сентября 1789 года Дерибасом, были построены первые одесские дома на обрыве, который нынче украшает памятник Дюку. Когда город только начинали строить, цена участка земли была символической — по 30 копеек за аршин. Главное условие, которое ставилось застройщикам, — строительство должно было происходить по «прямоугольному» плану Франца Деволана. Контролировали строительство контролеры из городской управы — наказные строительные старшины. В те времена их легко можно было узнать по непременным атрибутам: линейки с тросиком и землемерного «аршина» — инструмента по измерению земли. Сейчас в центре практически не осталось жилых квартир, а последние «могикане»— жители центра — взвинтили в некоторых исторических местах цены до 5 — 10 тысяч долларов за метр.
Фонтан во все времена считался самым престижным одесским районом. На станции — с первой по шестнадцатую — поделили этот дачный район Одессы бельгийские проектанты трамвайной линии. Эта линия с «бельгийскими» раритетными остановками существует по сей день. Изначально этот район заселяли зажиточные дачники из «служивых» одесских чиновников, которым участки на Фонтане вплоть до 70-х годов позапрошлого века выдавали за символическую плату. Поэтому уже через 15 лет после основания Одессы унылая и голая степь вдоль побережья кардинально поменяла свой облик, превратившись в сад. Своего водопровода вплоть до 90-х годов девятнадцатого века на Фонтане не было, а живительную влагу дачникам поставляли по копейке за ведро водовозы. На 12-й станции Б.Фонтана родилась гениальная поэтесса и жена Николая Гумилева — Анна Ахматова. На фонтанских дачах Степан Джевецкий изобрел первую российскую подводную лодку, а Бабель писал «одесский» цикл и ужинал со своим другом — писателем Паустовским.
БЕГЛЫХ С ПЕРЕСЫПИ НЕ ВЫДАВАЛИ
Пересыпь географически появилась на карте Одессы еще в ХУIII веке. Полоса между морем, Куяльницким и Хаджибейским лиманами была официально дарована казакам, которые принимали участие во взятии турецкой крепости «Ени-Дунья», которая находилась на территории дворца Воронцова. Четыре сотни казаков со своими семьями поселились с северной стороны Хлебной гавани. Изначально казаки занимались рыбными ловлями и сезонными подработками в порту. Постепенно район был заселен беглыми крепостными из центральных районов России и Малороссии — из Одессы, как и с Дона, «выдачи не было». В порту всегда требовалась рабочая сила, поэтому постепенно Пересыпь разрослась, а дальняя ее часть в наши дни была застроена многоэтажками и получила самостоятельное название — поселок Котовского. В наши дни бывшую Московскую улицу назвали именно в их честь — улицей Черноморского казачества. При Советском Союзе рабочая молодежь с Пересыпи прослыла самой «отчаянной», поэтому местные милицейские участки были наиболее многочисленными, а все городские милиционеры в обязательном порядке проходили «стажировку» в этом районе. Самая большая беда района — ежегодные наводнения, поэтому район застраивался промышленными зданиями и прочными одноэтажками с «пересыпскими» отличительными чертами — у домов отсутствовали подвальные жилые помещения, столь знаковые для остальной Одессы, а также были оборудованы специальные отводные каналы на случай наводнения.
Самый дальний район города назван по имени легендарного Григория Котовского. Несмотря на мнение многих местных жителей, что этот район — новострой, дома стояли тут еще до Второй мировой войны. Поселок тогда был разделен на «линии» — улицы. О довоенном линейном делении до сих пор напоминают названия некоторых улиц. Современная застройка началась с хрущевок на улице Героев Сталинграда, которая тогда имела название Днепровская. В 1961 году поселок Котовского планировался как большая городская «спальня», но постепенно оброс собственной инфраструктурой и сейчас больше напоминает «планету-спутник» — для некоторых жителей района центр Одессы — уже другой город. Название тоже видоизменилось — термины «поселок», а тем более «Котовского» постепенно устарели и сейчас район большинство жителей называет неблагозвучным именем «поскот». О герое революции и разбойнике с большой дороги Григории Котовском новое поколение поселка имеет слабое представление, зато здесь очень популярна песня фронтмена группы «Бастион» Игоря Ганькевича «Прогулка по Одессе», где упоминается «далекий поскот». К слову, слова из песни о том, что «здесь у каждого свой балкон и сортир», долгое время были абсолютно актуальными в отличие от других одесситов, которые жили поголовно в коммуналках, только жители Черемушек и поселка Котовского имели такую «роскошь», как отдельный санузел.
ОБЕТОВАННАЯ МОЛДАВАНКА
Молдаванка, без сомнения, старейший район Одессы. Когда в XVIII веке солнечная Молдавия превратилась в арену «разборок» между несколькими державами, соседняя Одесса вмиг превратилась в эдакий оазис посреди поля кровавой резни турок с русскими. К тому же в Одессе испокон веков жили их родственники — влахи и болгары, бежавшие от турок. Слободка обозначена на карте Одессы от 1814 года в виде небольшого прямоугольного селения. Первая перепись населения подтверждала, что сотня жителей, поселившихся там, — молдаване. Но с течением времени от молдаван осталось только название района, а евреи стали основным населением Молдаванки. Так случилось, оттого что Одесса в течение многих лет была «островком свободы» с особым статусом. Иноверцам — евреям — предоставлялись такие же льготы, как и остальным одесситам. Одессу также не касалась пресловутая «черта оседлости», за которой не разрешалось жить евреям. В конце XIX века население Молдаванки на 90 процентов состояло из евреев. После «Одесских рассказов» Исаака Бабеля Молдаванка стала известна всему миру, а король бандитов Мишка Японец получил бессмертие в образе Бени Крика. К слову, современная Молдаванка поглотила другой исторический район города — Дальние Мельницы, а в память о районе осталась только улица Мельницкая.
КУРСАКИ И МЕЛЬНИЦЫ
ГОРНАЯ ОДЕССА
Распространенное мнение, дескать Одесса расположена посреди голой степи — неверно. Гор в Одессе несколько — Чумка, Шкодова и Жевахова. Чумка — единственная рукотворная гора в городе. Это бывшее чумное кладбище со времен первой эпидемии 1812 года. Жевахова гора, расположенная на окраине поселка Котовского, — самое мистическое место Одессы. Некоторые уверяют, что на большой глубине под горой находится разлом земной коры, через который бъет в небо «мощный источник геоэнергии». А одесские уфологи рассказывают о частых посещениях горы летающими тарелками. Косвенно мистический характер этого места подтверждается археологическими находками. Профессор-археолог Андрей Добролюбский уверен, что Жевахова гора представляет собой древний культовый объект, а на вершине ее древние греки проводили обряды в честь Афины и Деметры. Мистические церемонии проводились на том самом месте, где одесские археологи нашли «пуп земли» — каменное олицетворение центра Вселенной.
По Шкодовой горе испокон веков проходил Чумацкий шлях, по которому проходили возы с солью. В период дождей Шкодова гора оставалась единственной транспортной магистралью, через которую можно было проехать в гавань со стороны Николаева. Но качество дороги оставляло желать лучшего — чистая шкода для телег. До революции в Жеваховой и Шкодовой горах пришлыми колонистами вырубались пещеры, где поколениями жили целые семьи.
В советское время к городу прирос огромный «хрущевград» в виде Юго-Западного массива или в просторечье — Черемушки. На радость новоселов его отгрохали ударными темпами. Первые хрущевки в Одессе появились в 1959 году на 1-й станции Люстдорфской дороги, на территории дореволюционных артиллерийских складов — так тогда называли полигоны для стрельб. Первыми новоселами стали портовые грузчики, которых сюда переселили из портовых бараков. Пятиэтажки возвели очень быстро, но вот качественные дороги к ним подвести забыли, поэтому непременным атрибутом счастливых жильцов стали резиновые сапоги. У первой серии одесских «хрущоб» были свои курьезные особенности — по замыслу «великого кукурузовода» всей страны, первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, все «освобожденные» женщины Страны Советов должны были непременно прекратить готовить пищу дома и перейти на снабжение питанием своих домочадцев от «фабрик-кухонь». Для этого в первых «хрущобах» были предусмотрены внутренние окна из кухни в гостиную. О такой заграничной роскоши как холодильники тогда не знали, поэтому по гениальному замыслу архитекторов первых хрущевок в тесных кухнях планировался «шкаф для хранения пищи» под подоконником. Внешняя стена «продуктового шкафа» была сложена в полкирпича для поддержания температуры ниже средней. К слову, в 1960 году в Одессу планировался приезд Хрущева. Поэтому первые здания Черемушек были выстроены так, чтобы главный «босс» партии и страны увидел под крылом самолета приветственный лозунг «Слава КПСС». В конце концов, от эпохального замысла отказались, но первые буквы «С» и «Л» в виде нескольких зданий на 1-й станции Люстдорфской дороги остались. Их до сих пор можно увидеть с высоты.
НА ОДЕССКИХ СЛОБОДКАХ ЧУБЫ РАЗВОДИЛИ БУГАЕВ
В Одессе власти всегда старались бороться с самозахватом земли. Но несмотря на строгие циркуляры и даже публичную порку виновных, некоторые районы города обязаны своей постройкой именно самовольным застройщикам. До революции так появился легендарный Сахалинчик и многочисленные одесские Слободки — Матросская, Бугаевка, Чубаевка, Воронцовка и Романовка. Сахалинчик — через этот район у водонапорной станции между скоростной и Люстдорфской дорогами до революции вели огромные этапы каторжников в кандалах. Этапы грузились в порту на пароходы РОПИТа, которые отправлялись на всероссийскую каторгу, — остров Сахалин. В тюремном одесском замке все каторжники дожидались отправки, а их родня селилась рядом, в надежде в последний раз увидеть кормильца. Проходя через район Сахалинчика, у всех каторжников стало традицией запевать грустную песню «Прощай моя Одесса, прощай мой карантин, нас завтра отправляют на остров Сахалин».