Молебен что это такое простыми словами
Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви?
В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны — все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.
Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.
Отличие молебна от домашней молитвы
Молебен — это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.
Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?
Собираясь для молитвы в храме, молясь друг за друга, верующие проявляют христианскую любовь, преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать, присутствующая в храме, усиливает единодушное прошение и делает его угодным Богу. В этом состоит смысл соборной (церковной) молитвы.
Для совершения церковной молитвы человеку приходится приложить труды и понести жертвы, хоть и небольшие. А всякий труд для ближнего и собственной души угоден Господу. Домашняя молитва только подготавливает человека к молитве церковной. Она также необходима и слышима Богу, но имеет меньшую силу.
Что такое заказной молебен
Молебны могут быть общецерковными и заказными. За первыми вся Церковь молится по поводу больших праздников или государственных событий. Вторые совершаются по просьбам отдельных прихожан об успехе их частных дел.
Какие бывают молебны
Молебны могут быть простые, благодарственные, водосвятные и акафистные. Любой из них может быть заказан индивидуально, но чаще они совершаются соборно, т.е. при большом стечении народа.
Другие церковные поминовения — обедни, сорокоусты, проскомидии — не относятся к молебнам, а совершаются во время Литургии.
Как писать записки
Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии. На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.
Дополнительные прошения на молебнах
Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:
Молебны, совершаемые вне храма
Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:
Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.
Ежегодные молебны
На любой из перечисленных молебнов можно подавать записки о здравии.
Каким святым заказываются молебны
Записки о здравии чаще всего подаются на молитву Господу и Богородице, святым целителям и бессребренникам, о путешествующих — Св. Николаю Угоднику, апостолам Луке и Клеопе. Об успешной торговле молятся Св. Иоанну Сочавскому, Св. Спиридону Тримифунтскому. В день рождения или Ангела нужно вспомнить своего святого покровителя.
Еще молитвы в другие дни года:
Можно ли заказать благодарственный молебен за некрещеного человека?
Добрый день. На ваш вопрос однозначного ответа нет. Решение о том, поминать ли на молебнах некрещенных людей, остается на рассмотрение каждого конкретного храма. Существует однозначный запрет на то, чтобы подавать имена некрещенных, иноверцев, атеистов на проскомидию — т.е. на поминовение во время Литургии, когда за каждое имя вынимается частичка и опускается в Чашу для будущего Причастия. Такая молитва возможна только для членов Церкви, а ими становятся через принятие крещения.
Относительно чтения молебнов такого однозначного запрета нет. Но практикой церковной жизни чаще всего не одобряется никакая церковная молитва за некрещенных. Исключения делают некоторые храмы и священники, беря на себя великий труд молиться за некрещенные души.
Но необходимо понимать, с какой целью вы хотите подать записочку о некрещенном человеке. Если это благодарственный молебен, там возносятся благодарения Господу за дарованное благодеяние. Верует ли этот человек в то, что полученное благо исходит от Господа? Если не верует — какой смысл писать его имя для молитвы? А если верует, то почему до сих пор не крестится?
Чаще всего православная Церковь благословляет молиться за некрещенных людей дома, клейно, их родным и близким. В такой молитве надо не только просить здравия и благополучия для человека, но и призывать Господа привести эту душу в храм, принять крещение и стать полноправным членом православной Церкви. Тогда можно будет молиться о нем в храме со спокойной совестью на любых богослужениях.
Доброго дня, если даже теоретически можно заказать молебен за некрещеного человека, то могу ля заказать молебен в РПЦ за христианина, крещеного в Армянской апостольской церкви?
Добрый день. Задайте этот вопрос конкретному священнику храма, где вы собираетесь заказывать молебен. Однозначно нельзя подавать имена некрещенных или представителей других конфессий на проскомидию, литургию. Относительно молебнов таких строгих правил нет, этот вопрос решается на усмотрение настоятеля.
Как часто можно заказывать молебен об одном и том же прощении?
Добрый день. Нет строгой регламентации частоты заказа треб об одной какой-то просьбе. Руководствуйтесь тут здравым смыслом и полагайтесь на Господа. Если вы молитесь, ведете духовную жизнь, посещаете богослужения, причащаетесь Святых Христовых Таин, а прошение все не исполняется — возможно, вы просите о том, что вам неполезно, поэтому Господь и не посылает.
Крайне важно не просто заказывать молебны в храме, путем подавания записочек с именами, но и стараться участвовать в их служении. Это нужно вам самим, чтобы церковная молитва подкреплялась вашей личной. Не нужно относиться к молебну как к некоему мистическому акту или ритуалу, после служения которого в вашей жизни волшебным образом осуществятся все загаданные желания. Ведите в целом церковную жизнь, старайтесь стать истинным последователем Христа, очищайте свою душу. Тогда и ваши прошения будут исполняться, и, главное — вы будете открывать новые грани духовной жизни. Возрастая в своей вере, будут сами собой отпадать различные просьбы, которые еще недавно казались очень важными, а на самом деле не несли человеку никакой пользы и поэтому не исполнялись.
В любых своих прошениях ко Господу мы должны знать чувство меры. С одной стороны, мы можем просить у Господа всего, что нам нужно на наш взгляд для жизни, а с другой — наши прошения не должны быть категоричным требованием. И если по нашим молитвам Господь не дает просимого, иногда нужно с этим смириться, принять как крест и не упорствовать. Это не значит, что нужно оставить молитву и разочароваться в ней, просто нужно молиться о вразумлении и даровании того, что будет полезно нашей душе.
Помогай вам, Господь!
Скажите, а если я не помню крестили меня или нет, сестры говорят что да, но у меня нет даже крестика. Можно ли заказать молебен о здравии? Можно ли купить крестик? Или же нужно крестится.
Добрый день. Да, многие люди, который пришли к вере во взрослом сознательном возрасте и не росли в православных семьях, сталкиваются с таким вопросом. Вам нужно постараться как можно достовернее узнать, было ли совершено над вами Таинство или нет. Если ваши сестры говорят, что вы были крещены, детально распросите их, когда и где это совершилось. Многие храмы хранят архивы с именам крещенных, можно попробовать восстановить эту информацию. Ведь ваши родные не просто так говорят вам, что вы крещены, наверняка у них есть какие-то на то основания. Расспросите их как можно более подробно. То, что у вас отсутствует крестик, еще не означает, что вас не крестили. Крестик мог потеряться, особенно если в семье не было заведено обязательно его носить, никогда не снимая. Если удастся более-менее достоверно установить, что вы все же были крещены — просто купите в храме освященный крестик, наденьте его и носите постоянно. Также вы можете заказывать молебны о себе и жить полноценной церковной жизнью.
В случае же, когда достоверно определить, был ли крещен человек, не удается — вам нужно говорить с опытным священником, возможно, даже не с одним. Некоторые батюшки восполняют Таинство, но это непростой вопрос. Двойное крещение в Православной Церкви недопустимо, поэтому если вы точно не знаете, были ли крещены — это надо решать со священником.
Что касается молебнов — до момента, пока вы окончательно не разберетесь в вопросе вашего крещения, вы точно не можете подавать свое имя на проскомидию, принимать Причастие. С молебнами дело обстоит несколько иначе — в некоторых храмах допускается поминание на них некрещенных, в некоторых — нет. Этот вопрос нужно задать в том храме, где вы хотите заказать молебен.
Добрый день! Можно заказать молебник о здравии в церкви? Имею дачный участок, два года назад на нем нашла 2 яйца после такой находки начала болеть, прооперировали в онкологическими центре, но сейчас появились сильные боли,лечение назначение врачами не помогает
Добрый день. Треба о здравии в храме носит название «молебен» и, конечно же, вы можете его заказать. Только вот с какой целью? Если вы хотите заказать молебен, чтобы снять «порчу» или «сглаз», наведенный на вас некими яйцами (это читается в вашем вопросе) — то такие действия не имеют смысла. Нельзя рассматривать молитву, церковные Таинства или требы в качестве инструмента защиты от колдовства, магии или каких-то подобных вещей. Любая молитва нужна нам для того, чтобы приблизиться к Богу, наладить с ним связь. Для этого недостаточно просто прийти в храм, заказать молебен и уйти. Да, общая церковная молитва имеет большую силу, но только тогда, когда сам человек искренне хочет стать на путь Божий. Если же мы хотим только избавиться от порчи, то чем тогда молитва в нашем понимании отличается от любого языческого заговора?
Православные люди, безусловно, понимают реальность существования злых сил. Как реален Бог, так же реален и дьявол. Но православный человек тем и отличается, что он верит не в порчи и сглазы, а в Бога. А если с нами Сам Господь, то как нам могут навредить два яйца на даче? К сожалению, сейчас очень много людей верят в порчи, видят именно в них причины всех несчастий в жизни. Только обычно за таким магическим взглядом на мир стоит полное неверие в Бога.
Если вы хотите действительно избавиться от наветов злых сил в своей жизни, вам необходимо не просто заказать молебен в церкви, а начать жить полной церковной жизнью. Она предполагает участие в Церковных Таинствах, регулярное посещение богослужений, чтение духовной литературы, желание исправить свою жизнь согласно христианским Заповедям. А пока вы верите в силу подброшенных вам на дачу яиц, вы тратите свою жизнь и свои силы на пустые суеверия, вместо того чтобы прибегнуть к Тому, Кто Единственный может защитить нас от любого зла — к Богу.
Помогай вам, Господь.
Добрый день!Подскажите,какой молебн нужно заказывать,чтобы дочь наставить на путь правильный по жизни.Уберечь от глупостей и плохих поступков и мыслей.
Добрый день. Вполне понятно ваше стремление уберечь дочь от ошибок в жизни. Но вы должны понимать, что молитву нельзя рассматривать как инструмент получения от Господа определенных благ. Именно поэтому не существует никаких специальных молитв, которые должны бы помочь только в одном или другом конкретном случае. Молитва не является заговором, способом исполнения желаемого, даже когда речь идет о благополучной жизни детей.
Вы, как мать, можете и должны молиться за своих детей, просить у Господа заступничества. Особой разницы нет, какими именно молитвами вы будете это делать. Вы можете заказать любой молебен о здравии, а также молиться самостоятельно дома и в храме. Если в вашей семье есть особо почитаемые иконы, святые — пожалуйста, можно молиться им. Также принято молиться небесным покровителям детей, имя которых им было дано при Крещении.
Молебен
Особенность жизни верующего, церковного человека заключается в том, что каждое в той или иной мере значительное событие он стремится освятить молитвой. Все свои начинания, просьбы и чаяния человек несет к Богу. В минуты радости — возносит Ему благодарение, в трудные минуты — обращается к Его Милосердию и Любви. Это стремление призывать Господа и святых в разнообразных жизненных ситуациях стало причиной появления молебнов.
Что такое молебен?
Молебном (или молебным пением) называется сугубое (внелитургическое) моление к Богу, Пресвятой Богородице, святым по какому-то специальному поводу, когда верующие просят о милости или благодарят за ниспосланные блага (просительные и благодарственные молебны).
Во время молебна Церковь освящает, призывает Божию благодать на все, что играет роль в жизни человека, — действия, события, время и пространство. Поводом для совершения молебна могут послужить какое-то начинание (строительство дома, открытие собственного дела, поступление в университет, начало путешествия), воспоминание о важном моменте жизни (годовщина брака, именины), религиозные события (церковные праздники, дни памяти святых) и многое другое.
Часто молебны служатся также в связи с печальными обстоятельствами жизни — как целого общества (неурожай, война, пожар, техногенная катастрофа, эпидемия), так и отдельных людей (болезни, потеря имущества и др.).
Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии?
Молебен является отдельным, внелитургическим богослужением, в отличие, например, от проскомидии (которая входит в состав литургии) или сорокоуста (который представляет собой поминовение на проскомидии в течение сорока литургий).
Молебен может служиться либо в церкви, либо вне ее — в частных домах, квартирах или даже на улице. Во время престольных праздников молебны часто сопровождаются колокольным звоном и крестным ходом.
Какие бывают молебны
С точки зрения чина молебны представляют собой сокращенную утреню. Друг от друга они отличаются определенными особенностями структуры и продолжительностью. В обычный чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (чаще всего поются только припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен, иногда чтение акафиста.
Бывают также молебны без чтения канона (например, на Новый год, на начало учебного года, о воинах, о болеющих), а также без чтения Евангелия (чин благословения воинов, отправляющихся на войну, чин благословения колодца и др.).
По количеству участников молебны можно условно разделить на:
• общественные, которые совершаются на потребу большого количества людей (например, жителей деревни или города);
• частные, совершающиеся по просьбе или нужде отдельных людей, семей.
Кому можно служить молебен?
Молебны благодарственные адресуются только Самому Господу. Просительные же можно посвятить также Богородице и святым Православной Церкви.
Молебны Пресвятой Богородице
В церковной практике существует традиция соотносить содержание просьб с определенными иконами Божией Матери. Например, молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается о людях, страдающих от зависимостей (алкогольной, наркотической и других). Такое «тематическое» моление обусловливается либо историей создания или обретения иконы, либо преданиями об исцелениях и других чудесах, с ней связанных. (Часто эти истории упоминаются и в акафистах, посвященных той или иной иконе.) На практике происходит так: люди с общей проблемой и общей просьбой собираются вместе и приносят одно общее моление (например, об избавлении их родных от пагубной привычки). Часто для этого устанавливается определенный день недели. Другие прихожане могут присоединиться к этой группе молящихся, потому что, благодаря установившейся традиции, будут знать, о чем совершается данный молебен.
По такой же причине, в связи с преданием и традицией, перед иконой «Всецарица» совершаются молебны об исцелении от онкологических заболеваний. Именно поэтому образ «Всецарица» (и даже домовые храмы, освященные в честь него) очень часто присутствует в онкоцентрах и больницах.
Вышесказанное отнюдь не значит, что с такой же просьбой нельзя обратиться к Богородице перед другой Ее иконой.
Молебны святым
Очень часто просительные молебны посвящаются святым.
Вопрос почитания святых в Православной Церкви зачастую связывается с некоторыми заблуждениями и суевериями. Часто встречаются представления о том, что определенные святые «специализируются» на тех или иных прошениях, в связи с чем можно услышать вопросы: «От чего помогает тот или иной святой?» или «Какая молитва этому святому самая действенная?». Подобные слова являются проявлением суеверия разной степени осознанности.
Православные люди должны понимать, что молитвы — не заклинания. Святые — это люди, своей жизнью и поступками угодившие Господу, которые сейчас находятся у Престола Божия и молятся о нас — и вместе с нами. Когда мы обращаемся с молитвой к тому или иному святому, мы просим его помолиться о нас Богу. Вопрос «Какому святому молиться для того-то и того-то?» — это проявление магического сознания, демонстрирующее непонимание духовного смысла священных действий, в частности молебна.
Традиция соотносить те или иные просьбы и жизненные нужды с определенными святыми (как и с иконами Божией Матери) зачастую связаны либо с содержанием житий святых, либо с преданиями о чудесах, которые Господь являл по их молитвам. Так, например, мы знаем, что великомученик Пантелеимон, святые бессребреники Косма и Дамиан во время земной жизни были врачами. Именно поэтому на молебнах, адресованных этим святым, люди просят об исцелении от болезней (и не только телесных, но и духовных). Из жития святой Ксении Петербургской известно, что блаженная несколько раз пророчески указывала девушкам на их будущую брачную жизнь. В связи с этим святой Ксении молятся о счастливой семейной жизни. Святителю Спиридону Тримифунтскому (из жития которого известно, как святой помогал многим простым людям в их бытовых нуждах) молятся об устроении бытовых, жилищных дел.
Молебны о здравии
Наиболее часто совершаемыми являются молебны о здравии. Они могут быть адресованы Господу, Богородице или святым.
Святитель Феофан Затворник, отвечая на просьбу некоей женщины помолиться о ее больной дочери, говорит, что ни молебен, ни проскомидия, ни какая-либо молитва о здравии не будет действенной, если человек, который ее заказывает, сам не вздыхает о своем близком: «молебны потрещат, а молитвы о болящей не будет».
Молитва совершается в человеческом сердце. Поэтому, заказав молебен в храме, мы должны и сами присутствовать на богослужении и вместе со служителями просить Господа об исцелении души и тела нашего близкого.
Молебны об упокоении
Отдельный вид молебна — об упокоении — называется панихидой. Панихида служится на третий, девятый, сороковой день после дня преставления, а также в связи с годовщиной смерти. Существуют также установленные Церковью дни вселенского поминовения усопших. Это родительские субботы во время Великого поста, суббота мясопустной седмицы, Радоница, суббота накануне Троицы.
Что такое молебен с водосвятием?
Водосвятием в Православии называется обряд призывания Божиего благословения на воду, в результате которого вода приобретает особые благодатные свойства. Освященную воду именуют «агиасмой» («святой водой»).
Водоосвящение символически соотносится с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан, когда освятилась вся водная стихия. Кроме великого водосвятия существует также малое, имеющее свой символический исток в освящении ангелом Силоамской купели, о котором рассказывают евангелисты. Большая часть песнопений в обряде водоосвящения адресуется Богородице, Которую исконно именуют Живоносным Источником. Малое освящение не имеет регламентированного времени и места: его совершают как в церкви, так и в частных домах или же под открытым небом — по определенным праздникам или же по прошению прихожан (например, во время чина освящения нового дома, квартиры).
Ежегодно малое водосвятие совершается 1 августа — в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также в четвертую среду после Пасхи — праздник Преполовения, который означает середину пути между Пасхой и Пятидесятницей.
Во всех храмах освящение воды осуществляется в престольные праздники для окропления.
Как заказать молебен?
Заказать молебен вы можете в любом православном храме. Для этого нужно указать в записке вид молебна (благодарственный, о воинах, о начале учебного года) и кому он совершается (Святителю Николаю, Пресвятой Богородице, блаженной Ксении Петербургской и т. д.). Далее следует перечислить имена людей, за которых вы просите помолиться. Имена указываются в полной форме, в родительном падеже (например, «О здравии Николая, Анатолия, Людмилы. »).
Важно! В записках на молебен можно указывать лишь имена христиан, крещенных в Православной Церкви. Не следует вписывать имена иноверцев, инославных, атеистов, а также людей, которые ушли из жизни в результате самоубийства.
В нашем монастыре подать записки на молебен можно несколькими способами:
• через монастырскую лавку;
• через сестер милосердия, которые несут послушание в монастырских киосках в городе;
Молебен
Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.
Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.
Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.
По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6‑й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.
В Чин молебна входят 50‑й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.
О недопустимости молебнов после Литургии
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.
Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.
Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.
Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.
Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.
Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.
«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».
4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).
Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)
– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.
– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.
Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»
Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?
И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.
Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.
Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.
Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.
…Евхаристия – это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка.