Молебен и литургия в чем разница
Храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) исповедника в Саратове
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ЛОНГИНА, МИТРОПОЛИТА САРАТОВСКОГО И ВОЛЬСКОГО
ОБЕДНЯ, МОЛЕБЕН И ПАНИХИДА
Ответы на самые важные вопросы на тему: ОБЕДНЯ, МОЛЕБЕН И ПАНИХИДА
Церковная молитва может быть разной. Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную Жертву Богу.
Для того чтобы заказать обедню о здравии или упокоении, следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с именами тех, о ком необходимо помолиться. На проскомидии из просфор вынимаются частицы, которые в конце литургии будут опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак искупления Христом человеческих грехов. Поминовение на Бо-жественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Также о здравии ближних можно заказать частное богослужение — молебен, а для поминовения усопших — панихиду. В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших близких.
Что значит «заказать молебен»?
Надо написать записку с именами тех, о ком вы хотите помолиться, и указать, кому должен быть отслужен этот молебен: Господу Иисусу Христу, Божией Матери либо тому или иному святому (например, святителю Луке или великомученице Варваре). Записку надо передать в свечную лавку. Молебен может быть благодарственный, или о путешествующих, или о болящих. Молебен может быть также с освящением святой воды — с водосвятием. Бывает молебен о начале трудного дела — например, перед началом учебного года и т.д. Все это вы можете обговорить с тем сотрудником храма, которому будете отдавать записку. На водосвятный молебен можно принести иконы, крестики, чтобы освятить их.
Как следует писать имена в записках?
Надо указывать полное христианское имя в родительном падеже, например: «Марии, Иоанна, Николая». Записки составляются по возможности разборчиво и аккуратно, чтобы священнику было легко их прочитать.
Если человек болен, то можно написать, например, «болящего Михаила» или «болящей Марины»; если это младенец — «младенца Иоанна», «младенца Анастасии». Так же, как имена взрослых, младенческие имена пишутся полностью. В записках «Об упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленным». Никогда нельзя писать в одной записке живых и умерших вместе — это должны быть две разные записки. Не надо также делать к именам приписки «блаженный», «заблудший» и т.п. — таким образом, мы предвосхищаем Божий суд о человеке, что далеко не безгрешно.
Почему можно указывать в записках имена только крещеных православных христиан?
За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню. Можно поставить за них свечу перед иконой, но на проскомидии и на частных церковных службах их имен поминать нельзя: они не являются членами Церкви, не приняли еще для себя решения войти в сообщество православно исповедующих Христа. Именно это является препятствием для их церковного поминовения.
Обязательно ли присутствовать на службе, за которой поминают ваших близких?
Конечно, когда нет времени, можно оставить записку и уйти. Но если Вы располагаете такой возможностью, то присутствовать за литургией или за молебном и панихидой (смотря, что Вы заказали) необходимо. К церковной молитве прибавляется ваша собственная, и это, безусловно, на пользу и вам, и вашим близким.
Образец записки на Литургию о здравии
Образец записки на Литургию о упокоении
В чём разница записок на литургию, молебен, панихиду?
Как правильно подавать записки в церкви? Что нужно в них писать?
Посещая Церковь, многие люди не знают, как подавать записки о здравии, упокоении и как их правильно составить, чтобы прозвучала молитва в храме, которая имеет божественную силу, потому что читается священником, который совершает священнодействия.
Какие существуют правила составления записок?
Записки пишутся от руки печатными буквами, на специальных листочках при входе в храм, они подаются на литургию, т.е в начале центрального богослужения Православной Церкви, они могут быть простые и заказные. В записке не должно быть:
В начале службы священник в алтаре прочитывает записки «О Здравии», и «Об упокоении» и вынимает за всех указанных в записке людей частицы из просфор. В конце службы (литургии), эти частицы погружают в специальную чашу, и священнослужитель молится об отпущении всех грехов.
Разница в составлении записок лишь в том, что их прочитывают в разные моменты, в зависимости от того, когда прихожанин посетил Храм Господень. К примеру,
Важно знать: Поминают живых и мёртвых на литургию, в этот день происходит очищение кровью Христовой грехов, совершаемых людьми. В некоторых храмах принимают записки на заказную обедню о здравии с молебном и заказную обедню о упокоении с панихидой. Богослужение совершается не одним священником, а всеми верующими, находящимися в в храме, поэтому очень важно не только подать записку, но и остаться на службу!
Молебен
Моле́бен (молебное пение) – богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу или святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.
Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.
Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный Амвросий Оптинский – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен…
Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с водоосвящением.
По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6‑й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.
В Чин молебна входят 50‑й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.
О недопустимости молебнов после Литургии
Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.
Глава из книги «Евхаристия»
профессор Архимандрит Киприан (Керн)
Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.
Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!
После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.
Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.
Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.
Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.
Мы ссылаемся на авторитет, научный и литургический авторитет церковности покойных митрополита Антония Храповицкого и епископа Гавриила Чепура, которые всегда решительно осуждали эти молебны после Литургии и их не служили никогда.
«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».
4 февраля (по ст.ст) 1923 года (Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. ТСЛ, 2003, стр. 72.).
Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)
– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит Таврион (Батозский) говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.
– Вот и владыка (митрополит Сурожский Антоний) и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.
Священник Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»
Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую Церковь – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.
Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?
И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.
Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.
Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.
Но если есть нужда молиться о ком-то особенно, например, о болящем, об этом должна молиться вся Церковь, все вместе, а не отдельно священник за отдельно взятого человека. Поэтому существует специальное прошение, которое при необходимости вставляется в сугубую ектению, – и о путешествующих, и о страждущих, и о болящих. И тогда о ком-нибудь одном или, может быть, о двух-трех людях, которые близки сердцу каждого в храме, будет молиться вся Церковь.
…Евхаристия – это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка.
Молебен — духовная помощь
Один из видов духовной помощи для православного христианина это молебен. Чинопоследование этого короткого богослужения содержится в специальной книге «Требник». Совершается молебен священником. Эта церковная треба является одной из форм соборной молитвы. От обычного богослужения молебен отличается тем, что может посвящаться конкретному делу или благодарению Господа, Богородицы или святым угодникам Божиим.
Что такое молебен
Молебен называют ещё малой формой молитвы. По времени служения он занимает не более 30-40 минут. Это дополнительная возможность христианина обратиться к силам Небесным за поддержкой или выразить чувство благодарности. В молебне не ограниченно количество участников, служится он о здравии. К тому же виды этой церковной требы отличаются по назначению. Молебен об упокоении называется панихида и совершается по собственному чину.
Молебен о здравии
Молебен о здравии может быть общественным или частным. В общественном молебне принимают участие все желающие, на него так же можно подать имена православных христиан, для поминовения о здравии. Частный молебен служится по прошению конкретного лица или желающих его совершить, в том числе это может быть семейной просьбой.
Заказать молебен о здравии в Свято-Покровском храме — https://ikonaonline.ru/collection/o-zdravii
Виды записок о здравии
Виды молебнов делятся на:
На все виды подаются записки с именами тех, за кого совершается молитва. Можно заказывать молебен на любое значимое событие. Например, путешествие, годовщина свадьбы, о скорейшем выздоровлении, и многие другие возможные варианты, которые, при необходимости, предварительно можно обсудить с батюшкой.
При совершении водоосвятного молебна, батюшка освящает принесённую верующими водичку, которую потом дома принимают как целебную святыню.
Как правильно написать молебен о здравии
Заказывая молебен, укажите какой его вид необходим. Если заказывается молебен святому, нужно указать какому именно угоднику будет совершаться треба. Если молебен посвящён Богородице, то он может совершаться перед одной из Её почитаемых вами икон.
Чтобы правильно написать имена на молебен о здравии необходимо соблюсти правила поминовения. Имена подаются в родительном падеже и пишутся полностью (например, правильно написать, не Саши, а Александра, не Вали, а Валентины и т.д.). Подавать имена можно не только за присутствующих на молебне, но и за тех о ком вы молитесь, и хотите им духовно помочь.
Запрещено подавать имена почивших православных христиан, имена иноверцев, некрещёных людей.
Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии
Молебен это самостоятельное богослужение, которое не входит в божественную литургию. Это главное отличие молебна от проскомидии. От сорокоуста молебен отличается ещё и тем, что не совершается в течение сорока литургий.
Молебен можно отслужить в храме, доме, на улице, в зависимости от конкретных обстоятельств. Если в храме престольное торжество, то церковная треба, сопровождается колокольным звоном и крестным ходом.
Правила заполнения записок о здравии
С правилами заполнения записок о здравии, всегда можно ознакомиться или в церковной лавке, или на интернет ресурсе. Самое главное правило это совершать благое дело с любовью, а не напоказ. Подготовьте заранее имена, тех о ком будет совершаться молебен, чтобы никого не забыть.
Будьте готовы к тому, что церковные требы совершаются за пожертвование. Размер может быть фиксированным или на ваше усмотрение. Но если обстоятельства не позволяют этого сделать, то все финансовые вопросы могут разрешиться в индивидуальном порядке. В этом случае обращайтесь лично к батюшке.
Кого писать первым
При оформлении записки на молебен о здравии возникает вопрос: кого нужно писать первым. По правилам церковной иерархии первыми пишут имена духовенства: Патриарха, правящего архиерея, затем своего духовного отца или батюшку, который является духовным наставником. Затем родителей, сродников, детей, крестников, благодетелей, друзей, коллег. Не забывайте, что все поминаемые должны быть крещены в православии. Не нарушайте церковных правил поминовения, Бога обмануть невозможно.
Как заказать молебен
Чтобы заказать молебен, необходимо прийти в храм, обратиться в церковную лавку. Там помогут правильно оформить записку и разъяснят в соответствии с вашим запросом, какой вид молебна подойдёт к вашей ситуации. Учитывая развитие современных технологий, сегодня, возможно заказать молебен в храме, через интернет ресурсы. В этом случае важно проявить бдительность, чтобы не попасть на мошеннические ресурсы. Поэтому пользуйтесь проверенной информацией и официальным сайтом храма.
Помните, что личное участие в молебне очень важный духовный момент. Использование современных возможностей допускается, если вы хотите оказать посильную помощь церкви, усилить молитвенную поддержку или не имеете возможности, по объективным причинам, посетить храм лично.
Важно! Молебен не заказывается после божественной литургии, потому что она является высшей церковной службой, на которую православные христиане имеют возможность подать имена для поминовения о здравии.
Молитва о здравии
Господь, Богородица, Ангельский мир, святые угодники слышат наши сердца. Слова молитвы, сказанные от чистой души, с настоящей заботой о дорогих, любимых людях не остаются безответными. Господь учит нас молиться не только о близких и родных, но и о врагах. Такая молитва не всегда посильна, но она помогает раскрыть, воспитать в себе сострадание, научиться смирению и милости. Со временем, развиваясь духовно, совершая молитвенный труд регулярно, приходит понимание, что все мы дети Божии, связаны между собой и зависим друг от друга.
Господь не любит всех, Он любит каждого. Нам нужно постараться так проживать свою жизнь, чтобы Его Жертва была ненапрасной. Господь, наш Спаситель и Отец Небесный желает видеть нас счастливыми в нашем общем Небесном Доме – Царствии Божием, как Любящий и Милующий Родитель.
Панихида и литургия в чем разница
Поминовение – важная часть христианской культуры. После смерти человек покидает бренный мир и возносится на небеса в ожидании вердикта по поводу своей дальнейшей участи. Однако после разлуки с телом он больше не может творить добро и искренне раскаиваться в своих грехах. Его единственной надеждой на спасение остаются молитвы живых. Только молитвенное поминовение может облегчить посмертную участь усопшего или даже избавить его от страданий. Таким образом поминовение умерших считается в христианстве проявлением безусловной истинной любви.
В православной церкви поминовение умерших традиционно является частью ежедневного литургического богослужения, однако существуют и специальные поминальные богослужения, которые совершаются по случаю смерти христианина. В этом материале мы расскажем о главных из них.
Сведения о богослужении
Вера и духовность способны творить чудеса, оберегая от неприятностей и трудностей на жизненном пути, различных психологических и физиологических болезней, травм, сплетен, злобы и неприязни недобрых людей. Чтобы обрести Божию благодать и милость, верующий человек обращается к Господу Богу в ежедневных молитвах, вопрошая о покровительстве и защите, произнося благодарственные речи об оказанной помощи в делах насущных.
Несмотря на то что многие уверовавшие в высшие силы христиане часто молятся в домашних условиях, большей силой обладает та молитва, которая читается в стенах православного храма. Церковное богослужение является внешним выражением религиозности в общественных молитвах и обрядах.
Православное богослужение, как утверждают церковнослужители, учит и духовно воспитывает православных христиан вере и справедливости, обогащает духовно и физически, дает пищу для размышлений и поиска пути праведного. Богослужение оказывает огромное воздействие на человека, давая силы на возрождение и восстановление веры в себя и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Молебен, панихида и сорокоуст – это разновидности церковных богослужений в православной вере. Человек, малознакомый с правилами поведения в храме, и не знающий церковный устав, часто путает значения и особенности проведения различных религиозных обрядов.
Молебен, основополагающими частями которого выступают Евангелие, канонические тексты, молитвенные песнопения, тропари и ектеньи, представляет собой особую форму богослужения Господу Богу, Пречистой Деве Марии и святым великомученикам. Данный молитвенный ритуал позволяет обратиться к Высшим силам, вопрошая Спасителя Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу и святых угодников ниспослать милость и благодать.
Панихидой называется особая форма церковного богослужения, состоящая из молитвенных текстов о прощении грехов, содеянных усопшими, а также об упокоении душ умерших православных христиан в Царствии Небесном. В молитвенных речах священнослужитель просит Господа Бога даровать усопшим праведникам Свое милосердие и блаженную вечную жизнь.
Сорокоуст – это особенное моление о здравии или об упокоении души православного христианина. Данный обряд повторяется ежедневно, в течение сорока Божественной литургии.
Основные отличия от панихиды
По окончании Божественной литургии священнослужители православных храмов совершают требы. Одна из самых распространенных форм – это молитвенное песнопение о здравии праведников христианской веры. Это может быть молитва о житейских нуждах и повседневных надобностях, о защите путника в путешествии, об исцелении и даровании здравия больному.
Заказывать службу за здравие нужно за свечным ящиком. Человек, заказавший молебен за здравие и оставив пожертвование на развитие храма Божьего, может не присутствовать на самом богослужении, проводимым священнослужителем.
Порой к молитвенному песнопению добавляется чтение народных молитв, называемых акафистами, и канонов. По завершении требы священнослужитель помазывает молящихся освященным елеем и окропляет святой водой.
Молитвенные поминовения усопших, или панихиды пришли к нам из далекой древности, когда доброчестивые христиане под покровом ночи тайно собирали тела измученных праведников, не желавших отказываться от веры в Иисуса Христа. Погребение усопших сопровождалось пением и зажжением свечей.
Сегодня панихида может совершаться как до погребения умершего, так и после предания его тела земле. Молитвенные поминовения усопших проводятся:
Во время проведения панихиды молящиеся стоят с зажженными свечами, изображая свою веру в будущую светлую жизнь. В конце богослужения свечи нужно потушить. Земная жизнь, как и не догоревшая свеча, должна погаснуть.
Сорокоуст
Для многоразового поминовения усопшего (или тяжело больного) христианина в храме можно заказать сорокоуст – ежедневное молитвенное прошение о упокоении покойного на Божественной литургии, которое длится в течение 40 дней. Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частица просфоры с поминанием имени живого или усопшего, и в конце службы она опускается в святую чашу.
Сакральное число 40 часто встречается в ветхо- и новозаветных писаниях. Сорок лет еврейский народ скитался по пустыне. Сорок дней постился Моисей перед тем, как взойти на гору Синай и получить от Бога скрижали Завета. Через сорок дней после своего воскресения Иисус вознесся к Богу и после своего воскресение в течение 40 дней учил последователей тайнам Царства Божьего. В 40-й день душа усопшего предстает перед Божьим престолом, чтобы услышать его вердикт по поводу своей окончательной участи. В этой связи христиане нередко заказывают сорокоуст по случаю смерти близкого человека, однако повод для службы может быть и не связан с этим числом.
Виды молебнов
В православии существует несколько видов молебнов, каждый из которых можно заказывать отдельно либо соборно при большом скоплении прихожан в храме:
Чин погребения или отпевание
Отпевание – это народное название церковной службы, которая совершается над телом покойного для отпущения его грехов и снисхождения Божьего. Как правило, отпевание совершается на третий день после смерти прямо перед захоронением на кладбище или кремацией. Отпевать человека в православии принято один раз — в церкви. Если это по тем или иным причинам невозможно, то допустимо совершить эту службу дома или на кладбище. В самом крайнем случае, если похоронить тело покойного по тем или иным причинам невозможно, отпевание может быть проведено заочно. Однако каноничным считается именно отпевание в храме.
Возможно, вам будет интересно:
Как правильно заказать
Многие интересуются, как правильно подавать записки на проведение священнослужителем требы.
Подавая записку, необходимо указать вид поминовения: «О здравии» либо «Об упокоении». Затем в записке пишется, кому нужно совершить моление (Спасителю Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святому угоднику, указав его церковное имя) и в родительном падеже перечисляются имена тех, за кого предстоит совершить поминовение.
Обращаем ваше внимание, что все прописанные в записке имена следует указать в полной форме и в церковном написании.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Утрата близкого всегда застает человека врасплох в любом случае, как бы там ни было. Кроме мирских забот, которые нужно решить после трагедии, человек также сталкивается с тем, что нужно правильно помянуть усопшего. Людям, которые не живут церковной жизнью, порой трудно разобраться, что к чему и как всё сделать правильно.
©
Сердцу и душе хочется помянуть близкого и упокоить его душу, но приходится во многом разбираться: что такое панихида, когда проводится отпевание и зачем читать литию. Чтобы облегчить эту задачу, редакция «Так Просто!» отвечает на все эти вопросы и рассказывает в чём разница между отпеванием, панихидой и литией.
Отпевание в церкви
Отпевание — это особая молитва, которая совершается единожды над умершим верующим на третий день после смерти, перед погребением. Отпевание усопшего совершается священнослужителем в храме или часовне. По обычаю отпевать усопшего нужно именно на третий день, однако бывают случаи, когда разрешается сделать это позже, даже после упокоения.
Во все дни отпевание совершается по одному чину, кроме дней Светлой пасхальной седмицы. В эти дни вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения Святой Пасхи. В дни Воскресения и Рождества Христова усопших не вносят в храм, также не совершается отпевание. В таком случае оно переносится на следующий день.
©
В православной церкви не отпевают некрещеных, иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц. До недавнего времени также не отпевали некрещеных младенцев, но недавно появился специальный чин для этого. Потому и родители, пережившие страшную трагедию, смогут успокоить свое сердце и помолиться за свое дитя.
Отпевание проводится для того, чтобы проводить душу умершего к Господу. Больше усопшему от нас ничего не нужно, никаких мирских благ, лишь искренняя молитва за него. Это то, что каждый может сделать на земле для человека, ушедшего в иной мир. Во время отпевания за душу человека молиться вся церковь, давая надежду на отпущение всех грехов.
Отпевают умершего единожды, в день похорон. Однако это не значит, что после этого поминать усопшего не нужно. Еще как нужно, просто теперь не отпеванием, а молитвой. Именно для этого нам служат панихиды, литии и простые молитвы.
©
Смерть в христианском учении
Смерть в христианстве не означает конца жизни, но лишь окончание земного существования. Расставшись с бренным телом, душа вступает на 40-дневную дорогу к Божьему престолу, чтобы услышать вердикт по поводу своей дальнейшей судьбы. В зависимости от своих поступков при жизни она отправляется либо в рай, где пребывает в блаженстве, либо в ад, где претерпевает мучения вплоть до наступления Страшного суда.
Особое значение на этом пути имеют 3-й, 9-й и 40-й дни. В первые три дня душа усопшего все еще пребывает на земле рядом со своим бренным телом. В сопровождении ангелов она скитается по местам, где человек любил бывать при жизни или мечтал побывать перед смертью и в последний раз навещает родных и близких. На третий день ангелы возносят ее на небеса, где она впервые предстает перед ликом Божьим. Шесть дней после этой встречи душа проводит на небесах, созерцая райские блаженства и забывая земные скорби. После второго поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, чтобы она могла наблюдать жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу. Господь внимательно изучает все земные дела покойного, чтобы решить, какой участи она заслуживает. В зависимости от того, какие деяния перевешивают – добрые или злые – Бог определяет, где предстоит пребывать душе до Страшного суда.
Что такое панихида
Панихида — это заупокойная служба, которая совершается в память усопших христиан. Панихиды совершаются в особые дни поминовения: третий, девятый и сороковой дни после смерти человека, годовщина, день рождения, родительские субботы, Радоница и другие установленные дни.
В третий день церковь просит воскресить человека для вечной жизни. В девятый просит причислить усопшего к лику Божьих угодников, а в сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус вознес его в Царство Небесное. В эти дни обязательно совершить панихиды и помолиться за усопшего.
©
Вообще поминать усопшего в церкви нужно как можно чаще и не только в означенные дни. Главное моление за усопших церковь совершает на литургии, принося за них бескровную жертву Господу. Для этого перед началом литургии нужно подать записки с именами покойных. Но проскомидии из просфор вынут часть за упокоение тех, чьи имена записаны, а в конце литургии частицы просфоры будут опущены в святую чашу и омыты кровью Христа.
Это наибольшее благо, которое мы можем сделать для наших ушедших близких. Также можно в памятные дни усопшего подавать милостыню или приносить снедь в церковь. Если нечего нести, то и простой свечи будет достаточно. Главное, чтобы ты произнес молитву и душа покойного возрадовалась.
©
Поминовение усопших на Божественной литургии
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан, происходит на Божественной литургии – главнейшем богослужении в христианстве. Апофеозом этой службы является таинство Евхаристии, во время которого христиане причащаются, вкушая под видом хлеба и вина самое Тело и Кровь Христа за избавление от грехов и приобщение к Божественной благодати. Совершая причащение, верующие соединяются со Христом Спасителем и друг с другом.
Поминовение усопших происходит на проскомидии – первой части Божественной литургии, когда священник подготавливает хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Во время службы на алтарь кладется пять просфор (квасное тесто из пшеничного теста) из которых специальным ножом вынимаются небольшие частицы об упокоении умерших и здравии живых христиан. Вынимая частицы, священник зачитывает записки с именами, поданные верующими накануне литургии. По окончании Божественной литургии эти частицы погружаются в святую чашу с молитвой о прощении грехов поминаемых. Таким образом, душам представившихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.
Что такое лития
Лития — это в буквальном смысле усиленная молитва, краткое заупокойное моление. Главная суть литии в том, что она совершается вне церкви. Литии бывают разных видов по чину и содержанию, совершаются дома или на кладбище, но никогда в храме.
©
Текст литии ты сможешь прочесть в этом видео.
Молитва — это наша главная и неоценимая помощь нашим ушедшим близким. По большому счету, умершему не нужен ни гроб, ни памятник с оградкой и даже на поминальный стол ему не нужен. Это всего лишь дань традициям, хотя и благочестивым. Однако среди всего нужно помнить, что душа человеческая больше всего нуждается именно в молитве, ведь больше не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Господа.
©
Чтобы помолиться за ушедших близких дома многого не нужно. Просто произнеси слова: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». В молитве прочти имена всех ушедших.
©
Вот и всё, что нужно усопшим от нас. Так что молись, заказывай молебен в церкви, поминай усопшего в памятные дни, также можешь заказать об умершем сорокоуст. Лишь бы душа покойного возрадовалась и вознеслась в Царствие Небесное!
Ранее мы писали, как правильно поминать усопоших в Радоницу и почему этот день особенный.
Также мы рассказывали, что нужно делать в день рождения умершего и нужно ли идти на кладбище в этот день.
Надеемся, теперь ты полностью разобрался во всех этих нюансах. Не забудь теперь поделиться статьей с друзьями.
Соблюдение традиций важно, но не стоит забывать заказывать панихиду по усопшим. Молитвы связывают живых с загробным миром. Чтобы оказать помощь душе, важно знать, как заказать панихиду по усопшему. Это не просто подача записки с именем в церковную лавку, но и предварительная подготовка. Узнайте, как заказать панихиду по усопшему, чтобы не допустить ошибок и не упустить время.
Это заупокойная служба, богослужение по умершим (заупокойное чинопоследование). Во время нее поется «Упокой”: когда тело обретает полный покой, с душой этого автоматически не происходит. Во время панихиды рассказывается о том, как души возносятся к небу, со страхом предстают перед Судьей и исповедуются в своих поступках. Оставшиеся на земле просят упокоить душу, простить ее грехи и дать облегчение в муках. Заказывают панихиду по усопшему, чтобы помочь душе в мучительном переходе между мирами.
Панихида
В отличие от проскомидии и сорокоуста панихида – богослужение исключительно заупокойное. совершается на 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти поминаемого, в годовщину этого трагического события, а также специальные поминальные дни или родительские субботы. Само слово «панихида» происходит от древнегреческого «παννυχίς», что в переводе на русский означает «всенощное служение». Церковный устав предписывает проводить ее вечером или утром после литургии в храме, однако панихида также может быть отслужена священником в другое время дня дома у покойного, в морге или на кладбище. В родительские субботы совершается панихида за всех когда-либо живших христиан или парастас.
Панихида совершается перед кануном – особым четырехугольным столом с изображением распятия и подсвечниками для заупокойных свечей. Кануном также называют приставной столик, где верующие по этому случаю могут оставить подношения в память об усопших. В молитвах панихиды участники молятся о лучшей загробной участи для близких и прощении грехов, совершенных ими при жизни и ставят на канун свечи. Накануне панихиды члены семьи усопшего готовят кутью (каша из цельных зерен пшеницы), которую священник после заупокойной службы освещает молитвой. Эта кутья раздается верующим.
Какие продукты приносят
Ориентироваться нужно на церковный календарь. Постные дни или недели означают, что нельзя приносить скоромное (мясные, молочные продукты, яйца). На канун (канунник) кладут любую пищу, кроме сырого мяса. Из этих продуктов будут готовить для бедных, бездомных, живущих при храме.
Обычно на кану н кладут хлеб и крупы, подсолнечное масло, муку для выпечки просфор. Сахар, конфеты, сладости — традиционные продукты для поминального стола. Для алтаря покупают кагор или лампадное масло. Подойдут рыба, овощи и фрукты.
Заранее уточните, не совпадает ли день с постом или церковным праздником. На Радуницу (девятый день после православной Пасхи) приносят пасху, кулич, яйца. Конкретных рекомендаций для поминального стола не существует, главное — жертвовать продукты с любовью.
Как проходит панихида
В храме каждое утро в 9 часов совершается Панихида. Перед службой в церковной лавке пишутся списки. Указывают в них одно имя, в крайнем случае — пять или десять. Форма должна быть такой, которая дана при крещении. Например, в святцах нет имени Светлана, его аналог — Фотиния, Юрий — это Георгий и так далее.
Нужно не только подать записку, но и выстоять службу, молиться вместе со священником, особенно когда он читает имя вашего близкого. В руках держат горящую свечу.
Существует традиция приносить на канун кутью (колево) из пшеницы с медом или риса с изюмом. Это единственная еда, которой можно поминать усопшего на кладбище.