Молоко закончилось я помню что вечером была половина

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Поддержка и интерпретация

Поддержка и интерпретация

Придумайте ответ поддержку и ответ интерпретацию для каждого из этих предложений:

1.Высказывание: «Молоко закончилось! Я помню, что вечером была половина пакета. Держу пари, все

выпил Джефф, прежде чем уйти на работу. И с чем мне есть мюсли — с пивом, что ли? Мой брат думает

Реакция поддержки:

Реакция интерпретации:

2.Высказывание: «Мой менеджер, наверное, хочет меня уволить или вынуждает меня уйти. Он говорит

мне, что мой уровень ошибок выше среднего, и он хочет, чтобы я в свободное время поехал в центр города, в

головной офис и потренировался бы там часов десять».

Реакция поддержки:

Реакция интерпретации:

3.Высказывание: «Мне звонили родные. Сестра попала в автокатастрофу и была госпитализирована. Они

говорят, что с ней все в порядке, но машина — всмятку. Я не знаю, действительно ли все так или меня просто

не хотят расстраивать».

Реакция поддержки:

Реакция интерпретации:

Халиф: Мне понятно твое разочарование, но, воз

можно, это не связано с качеством твоей работы?

Может быть, у компании просто нет денег.

Оба эти примера следуют инструкции по созда

нию адекватной реакции интерпретации:

1) внимательно выслушать, что скажет собесед

2) подумать о других возможных толкованиях со

бытия или обстоятельств и решить, какая альтерна

тива лучше всего объясняет ситуацию с вашей точ

3) высказать эту альтернативу собеседнику и по

мочь ему увидеть, что возможны другие трактовки;

4) если это уместно, постарайтесь, чтобы интер

претирующему предложению предшествовали слова

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

Таблица 6.2 резюмирует, как хорошие и плохие

слушатели справляются с пятью аспектами слуша

ния: сосредоточением, пониманием, запоминанием,

оценкой и эмпатической реакцией.

БЕСЕДА И АНАЛИЗ

Вашему вниманию представляется диалог, демон

стрирующий стиль поведения внимательного слуша

теля. Читая, как Дамиен и Крис обсуждают текущие

проблемы Криса на работе, обратите особое внимание

на то, как Дамиен использует навыки слушания. За

Дженин никогда не любила гово

рить по телефону — она считала,

что это какая то безликая форма

общения. Поэтому в колледже она

чувствовала себя комфортно. А

дома, если друзья звонили ей, она

пыталась скорее закончить теле

фонный разговор и пойти к ним

или назначить встречу в кафе.

Однажды, во время подготовки

к экзаменам, девушке позвонила

Барбара, подруга, живущая за го

родом. Прежде чем Дженин смог

на нее посыпалась информация о

старых школьных друзьях и о том,

как они живут. Не желая расстра

ивать Барбару, которая вроде бы

была настроена поговорить, Дже

нин зажала телефон подбородком

и стала ходить по дому, отвечая

Барбаре случайными «ага», «хм» и

«ого, круто!». По ходу разговора

Дженин проверила почту, а затем

села за конспекты. Через несколь

ко минут она вдруг поняла, что на

другом конце провода тихо. Вне

запно, очень смутившись, она спро

сила: «Извини, что ты сказала? Те

лефон. тут какие то помехи».

Барбара ответила с явной оби

дой в голосе: «Прости. Я тебе ме

шаю. Ты, должно быть, страшно

Почувствовав неловкость, Дже

нин пробормотала: «Да нет, про

сто нервничаю. Ты знаешь, скоро

экзамены и все такое. Наверное, я

не слишком внимательно слуша

ла. Похоже, ты не собиралась ска

зать ничего важного. Что ты ска

«Ничего “важного”, — ответи

ла Барбара. — «Я просто не зна

ла, как сказать тебе. Я знаю, ты

дружила с моим братом Билли,

и только вчера мы узнали, что

он умирает от редкой формы

л е й к е м и и. Н о т ы п р а в а, о ч е

видно, это — не особенно важ

но». После этого она повесила

1. Насколько этичным было по

ведение Дженин, когда она не хо

тела говорить по телефону и стара

лась не задеть чувства Барбары?

2. Как Дженин и Барбара мог

ли бы использовать более каче

с т в е н н ы е и, в о з м о ж н о, б о л е е

этичные приемы коммуника

ции? Как развивался бы разго

вор при использовании этих

приемов? Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половинаМолоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина

тем ответьте на следующие вопросы и сравните свои

ответы с ответами, которые дали авторы книги.

Что делает Дамиен, чтобы показать, что он сосре

Как он демонстрирует свое понимание?

Использует ли он критическое слушание, чтобы

разделить факты и выводы?

Часть 2 · Межличностная коммуникация

Как он выражает эмпатию?

Дамиен и Крис работают в маленьком магазине

одежды и сувениров. Обычно они хорошо ладят, но

последнее время Крис стал казаться погруженным в

себя. Дамиен решил поговорить с Крисом, чтобы по

смотреть, все ли у него в порядке. Он подошел к Кри

су в комнате отдыха.

Дамиен: Крис, приятель, последнее время ты какой то тихий. Что происходит?

Дамиен: Да ладно, приятель. Что происходит?

Крис: Просто жизнь. (Пожимает плечами) Мне просто грустно.

Дамиен: Все ясно, я тут лишний. Но мне казалось, что мы друзья.

Крис думает и решается поговорить.

Крис: Ну, хорошо. Последние несколько недель у меня проблемы с Карлом.

Дамиен: Почему? Ты что то сделал?

Крис: Он сказал, что я неаккуратен при приеме товара и что я не всегда «веж

лив» с нашими покупателями. И это просто потому, что я не всегда улыбаюсь. Ин

тересно, он уже присмотрел кого нибудь на мое место?

Дамиен: Итак, ты зол на босса.

Крис: Да, я думаю. нет, нет, не зол. Я просто раздосадован. Я прихожу на работу

каждый день, пытаюсь делать мою работу и не жалуюсь. Ты знаешь, я замаялся и

устал терпеть все эти реорганизации. Платят нам тут вроде немного. И Карл не дол

жен ожидать, что мы будем очаровывать всех, кто войдет в эту дверь. Я думаю, по

ловина посетителей — полные хамы и грубияны.

Дамиен: Да, я чувствую, каково тебе. Некоторым из них самое место — в зоопар

ке. Что говорит Карл о твоих отношениях с покупателями?

Крис: О, он просто сказал, что я изменился и что я «неучтив» с ними. А раньше

называл меня прекрасным парнем.

Дамиен: Я думаю, ты понимаешь, кто такой Карл. Он — фанатик сервиса. Ты по

мнишь, как в самом начале он накручивал нас по поводу вежливости, улыбчивости

и учтивости во всех случаях. Поэтому когда он говорит: «Ты не в лучшей форме», —

он просто подразумевает, что ты не делаешь все не идеально. Я полагаю, в тебе что

то изменилось. Мне кажется, что ты сам не свой в последнее время. Что нибудь вне

Крис: Можно сказать и так. Сара и я только что купили дом, поэтому денег у нас

мало. Теперь она хочет уйти с работы и завести детей, а я полагаю, что у нас не хва

тит на это денег. А в довершение всего несколько недель назад на пороге появилась

достаточно. И я немного беспокоюсь, что Карл хочет меня уволить!

Дамиен: О, господи, как много всего! Я могу понять, почему ты не на подъеме, но

Карл действительно угрожал тебя уволить?

Крис: Нет, нет. Но я небезупречен, и он может использовать мое «отношение к

работе» как причину для увольнения.

Дамиен: А ты думал о том, чтобы поговорить с ним о том, что происходит? Мо

жет быть, он поймет и устроит тебе небольшой отпуск.

Крис: Или он увидит, что я действительно изменился, и «сплавит» меня.

Дамиен: Ладно. Скажи мне вот что. Тебе нравится работать тут?

Крис: Да, конечно. Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина

Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина
Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина

Глава 6 · Умение слушать

Дамиен: Ну и хорошо. Я думаю, тебе стоит выбросить это из головы. Мне ка

жется, тебе стоит делать перед покупателями «хорошую мину». У тебя это полу

чится. Тебе надо снова стать «хорошим продавцом» и оставить все прочее за по

Крис: Знаешь, я никогда не понимал, как сильно мои проблемы влияют на ра

боту. Я думал, что Карл придирается ко мне, но ты тоже заметил перемену. Зна

чит, я, наверное, изменился. Спасибо, спасибо, что поговорил со мной об этом.

РЕЗЮМЕ

Слушание — активный процесс, включающий в

себя сосредоточение, понимание, запоминание, оцен

ку и ответ. Эффективное слушание — необходимое

1. Что делает Дамиен, чтобы показать, что он со

Ваш ответ:

Ответ авторов: Дамиен физически и морально го

тов слушать. С самого начала беседы тон ответов

Дамиена передает его подлинный интерес к Крису.

Дамиен начинает беседу, описывая поведение Криса

и задав прямой вопрос. Дамиен поддерживает чув

ства Криса, когда он говорит: Да, я чувствую, каково

тебе. Некоторым из них самое место — в зоопарке».

2. Как Дамиен демонстрирует свое понимание?

Ваш ответ:

Ответ авторов: Дамиен демонстрирует понима

ние, когда он перефразирует чувства Криса и объяс

няет их. Например: «Итак, ты зол на босса». Крис ис

правляет парафраз Дамиена, искренне описывая

свои чувства: «Да, я думаю. нет, нет, не зол. Я про

сто раздосадован. Я прихожу на работу каждый день,

пытаюсь делать мою работу и не жалуюсь. Ты зна

ешь, я замаялся и устал терпеть все эти реорганиза

ции. Платят нам тут вроде немного. И Карл не дол

жен ожидать, что мы будем очаровывать всех, кто

войдет в эту дверь. Я думаю, половина посетителей —

полные хамы и грубияны».

3. Использует ли Дамиен критическое слушание,

чтобы разделить факты и выводы?

Ваш ответ:

Ответ авторов: Да. Дамиен показывает два навы

ка критического слушания, когда он говорит: «Я могу

понять, почему ты не на подъеме, но Карл действи

тельно угрожал тебя уволить?». Он использует при

нятие перспективы, чтобы проявить эмпатию к ситу

ации Криса, а также эффективные вопросы, чтобы

получить информацию, которая позволит ему отде

лить факты от умозаключений Криса.

4. Как Дамиен выражает эмпатию?

Ваш ответ:

Ответ авторов: В течение беседы Дамиен показы

вает свою поддержку Крису, например, когда он го

ворит: «Да, я чувствую, каково тебе. Некоторым из

них самое место в зоопарке». Затем он идентифици

рует и переживает чувства Криса, когда говорит: «О,

господи, как много всего!». Таким образом он прояв

условие компетентной коммуникации.

Сосредоточение — это процесс выбора сознатель

но обрабатываемых звуковых волн. Мы можем повы

сить эффективность внимания, 1) приготовившись

слушать, 2) полностью переключаясь с роли говоря

щего на роль слушателя, 3) дослушивая до конца,

прежде чем ответить, и 4) приспосабливая наше вни

мание к целям слушания в конкретной ситуации.

Понимание — процесс расшифровки сообщений,

путем приписывания им значения. Понимание тре

бует эмпатии, распознавания или переживания

чувств, мыслей и установок другого человека. Мы

можем развить способность к эмпатии, если будем

проявлять заботу и уважение. Ключевым моментом

в понимании является практика активного слуша

ния: определение структуры информации, задавание

Запоминание — это процесс накопления получен

ных данных с целью последующего воспроизведения.

Запоминание улучшается при повторении информа

ции, поиске и использовании организованных пат

тернов, рациональной группировке информации и

(когда это возможно) составлении заметок.

Анализ или критическое слушание — это процесс

отделения фактов от умозаключений и оценка пра

вильности сделанных умозаключений. Факт — это

проверяемое утверждение; умозаключение — это

вывод, проистекающий из фактов. Вы слушаете кри

тически, когда: 1) вы задаетесь вопросом, подкрепле

но ли умозаключение весомыми фактами; 2) вы за

даетесь вопросом, обоснованна связь между умозак

лючением и доказательствами; 3) вы думаете, нет ли

какой нибудь известной информации, которая сни

жала бы логичность умозаключения.

Эмпатическое реагирование приносит утешение.

Утешающие ответы дают людям информацию о них

самих и об их поведении. Утешение может осуществ

ляться в виде поддержки и/или интерпретации. Ко

гда мы поддерживаем, мы успокаиваем, одобряем,

уменьшаем напряжение или гнев другого человека,

выражая то, что мы понимаем чувства собеседника и

признаем его право на эти чувства. Используя ин

терпретацию, мы предлагаем разумную или аль

тернативную трактовку события или обстоятельств.

В этом случае, цель — помочь собеседнику осознать

Источник

Интерпретация

К реакциям интерпретации относят такие реакции, которые предлагают разумное альтернативное толкование события или обстоятельств с целью помочь собеседнику понять ситуацию с другой точки зрения.

Тревис вернулся со своего первого свидания с Наташей, женщиной, которая ему с некоторого времени небезразлична. Он плюхается на кровать, трясет головой и говорит: «Ох, это был провал! У нас был замечательный обед, потом мы посмотрели крутое шоу, а когда я проводил ее до дверей, она подарила мне легкий поцелуй в щеку, сказала: «Большое спасибо», и убежала в дом. У нас даже не было времени поговорить. Похоже, я ей не интересен».

Подумайте об этом Утешающий ответ

Вспомните, когда вы последний раз рассказывали кому-нибудь о событии или об обстоятельствах, при которых вы чувствовали себя испуганным, обиженным, разочарованным или злым. Пытался ли собеседник вас утешить? Если да, вспомните, что было сказано. Пытался ли собеседник предложить альтернативное толкование произошедшему? Помогло ли это вам? Если да, то почему? Если нет, то почему? Чему вы можете научиться на этом примере, чтобы повысить ваше искусство утешения?

Тревис негативно трактует поведение Наташи, он рассматривает ее действия как отказ. Мартин, сосед Тревиса по комнате, только что выслушал его. Хотя он не знает, что думает Наташа, он понял, что Тре-вис видит лишь одно объяснение этим событиям и его можно утешить, указав на другие возможные объяснения. И Мартин отвечает: «Ты прав, ее поведение было несколько резким, но, может быть, у нее был неудачный опыт с другими парнями.

Какая интерпретация верна? Это еще предстоит выяснить. Помните, что вы — не телепат, вы не можете точно знать, почему что-то было сказано или сделано. Ваша основная цель при интерпретации — помочь собеседнику посмотреть на события иначе. Как и в случае поддержки, важно предлагать интерпретацию, только когда она выглядит правдоподобной и хорошо продуманной. Цель здесь — не только успокоить собеседника, но и помочь ему увидеть неучтенную возможность. Почти все события имеют более чем одно толкование, и мы можем помочь людям, предложив альтернативное объяснение произошедших с ними событий. Когда мы делаем это, мы и утешаем, и помогаем им более точно воспринимать происходящее.

Давайте остановимся еще на двух примерах адекватных реакций интерпретации:

Карла: Я просто не могу понять Деона. Я сказала, что нам надо начинать копить деньги, а он рассердился на меня.

Шелли: Я могу понять, почему его поведение беспокоит тебя (фраза поддержки, предшествующая интерпретации). Возможно, он чувствует себя виноватым в том, что не может накопить деньги, или возмущен, потому что ему кажется, что ты сваливаешь всю вину на него.

Мика: Я не верю Брэдфорду. Он говорит, что я прекрасно справляюсь с работой, но за год не повысил мне зарплату.

Часть 2 • Межличностная коммуникация

Внимательны к важной информации

Подготавливаются физически и психологически

Слушают объективно, вне зависимости от эмоциональной значимости

Слушают по-разному, в зависимости от значимости ситуации

Могут не слушать, что им говорят

Сидят развалившись, смотрят в окно и позволяют себе мысленно отвлекаться

Заметно реагируют на эмоциональную речь

Слушают одинаково, вне зависимости от типа информации

Приписывают сказанному пра-

Обращают внимание, каковы цель, ключевые пункты и подтверждающая информация

Задают продуманные вопросы, предвосхищая информацию

Применяют парафраз, чтобы проверить свое понимание информации

Ищут скрытое значение в невербальных сигналах

Слышат сказанное, но или неспособны понять, или понимают неправильно

Не уделяют внимания способу организации информации

Не способны предвосхищать информацию

Редко осмысливают полученную информацию или не делают этого никогда

Игнорируют невербальные сигналы

Интерпретируют информацию точно, но забывают ее

Повторяют ключевую информацию Считают, что запомнят и так

Мысленно создают мнемонические приемы запоминания для списка слов или идей

Редко выделяют какую-либо информацию как особенно важную

Полагаются только на память

Оценка Слушают критически Слушают и понимают, но неспо-

собны взвесить и оценить услышанное

Разделяют факты и умозаключе- Не видят разницы между фактами ния и умозаключениями

Анализируют умозаключения Принимают информацию как она

Эмпатическая реакция Говорят слова утешения и под- Глухи к радости или горю; меня-

держки ют тему разговора

Дают альтернативную интерпре- Глухи к горю; меняют тему разго-

Глава 6 • Умение слушать

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Поддержка и интерпретация

Придумайте ответ-поддержку и ответ-интерпретацию для каждого из этих предложений:

1. Высказывание: «Молоко закончилось! Я помню, что вечером была половина пакета. Держу пари, все выпил Джефф, прежде чем уйти на работу. И с чем мне есть мюсли — с пивом, что ли? Мой брат думает только о себе!»

Реакция поддержки: Реакция интерпретации:

2. Высказывание: «Мой менеджер, наверное, хочет меня уволить или вынуждает меня уйти. Он говорит мне, что мой уровень ошибок выше среднего, и он хочет, чтобы я в свободное время поехал в центр города, в головной офис и потренировался бы там часов десять».

Реакция поддержки: Реакция интерпретации:

3. Высказывание: «Мне звонили родные. Сестра попала в автокатастрофу и была госпитализирована. Они говорят, что с ней все в порядке, но машина — всмятку. Я не знаю, действительно ли все так или меня просто не хотят расстраивать».

Реакция поддержки: Реакция интерпретации:

Халиф: Мне понятно твое разочарование, но, возможно, это не связано с качеством твоей работы? Может быть, у компании просто нет денег.

Оба эти примера следуют инструкции по созданию адекватной реакции интерпретации:

1) внимательно выслушать, что скажет собеседник;

2) подумать о других возможных толкованиях события или обстоятельств и решить, какая альтернатива лучше всего объясняет ситуацию с вашей точки зрения;

3) высказать эту альтернативу собеседнику и помочь ему увидеть, что возможны другие трактовки;

4) если это уместно, постарайтесь, чтобы интерпретирующему предложению предшествовали слова поддержки;

Таблица 6.2 резюмирует, как хорошие и плохие слушатели справляются с пятью аспектами слушания: сосредоточением, пониманием, запоминанием, оценкой и эмпатической реакцией.

Источник

Невербальные средства общения.

Попытайтесь классифицировать приведенные ниже перечни невербальных сигналов по пяти категориям: поза, мимика, жестикуляция, дистанцирование и интонация. Все сигналы «вложены» в предложения, которые дают некоторое представление об общей ситуации или позволяют догадаться о ней.

Например, «Вы мечтательно рассмеялись». Ответ: Мимика.

1. Он воскликнул: «Хотел бы я хоть раз убедиться, что ты выполнишь порученное тебе дело!»

2. Она отступила на шаг назад: «Что это ты себе вообразил?»

3. Он стоял, прислонившись к буфету, скрестив ноги.

4. Четырехлетняя Линда уверяла свою маму, что может застегнуть пальто самостоятельно. Мама сказала: «Конечно, ты сможешь это сделать, мое сокровище!» и тут же сама застегнула пальто малышке.

5. В то время как Никсон уверял, что ищет контактов с молодым поколением, он неоднократно выставлял руки вперед, словно защищаясь, будто хотел отодвинуться от слушателей.

6. Вы ждете, переминаясь с ноги на ногу, пока библиотекарь заполняет формуляр.

7. Он идет к окну и закрывает его.

8. Она безмолвно на него взглянула, но уголки губ дрожали от едва сдерживаемой улыбки.

9. Кофе был столь горячим, что он инстинктивно его выплюнул.

10. Он иронично сказал: «Коробка передач просто счастлива, что вы так сильно жмете на педаль».

Теперь попытайтесь классифицировать по пяти типам следующие сигналы, причем постарайтесь выполнить это в максимально быстром темпе. При пограничных случаях достаточно одной категории, так как здесь отсутствует связь с контекстом.

2. Топтание на месте.

4. Легкое приседание.

5. Приподнимание бровей.

6. Сближение с кем-нибудь.

7. Прерывание разговора.

8. Наклон (чтобы что-либо поднять).

9. Сжимание кулаков.

10. Перенесение веса с одной ноги на другую.

11. Отведение взгляда.

12. Произнесение слов громко и с нажимом.

14. Подъем со стула.

15. Сердитое выражение лица.

16. Почесывание головы.

Задача 2.

Техники активного слушания, задавание вопросов.

Придумайте адекватный вопрос, повторение, перефразирование и отражение чувств к каждому из этих высказываний. Например:

1. Дима: «Сегодня день рождения Лены, и я планирую большую программу на вечер. Иногда я думаю, что Лена не замечает моих чувств к ней, но после вечера она поймет, что она для меня значит».

Вопрос:«Что конкретно ты планируешь сделать?»

Повторение:«значит ты планируешь большую программу на вечер»

Перефразирование:«Если я правильно тебя понял, ты планируешь устроить вечер, значительно превосходящий ожидания Лены».

Отражение чувств:«По тому, как ты говорил, у меня сложилось ощущение, что ты действительно гордишься тем, что у тебя такие планы».

2. Анжела: «Очередная бессмысленная лекция! Я все еще надеюсь, что однажды он хоть как-то расшевелится. Профессор Родионов — это такая скука!»

Вопрос:

Повторение:

Перефразирование

Отражение чувств:

3. Георгий: «Похоже, все говорят о том фильме, который шел ночью по первому каналу, а я его не видел. Ты знаешь, я не слишком много смотрю этот «глупый ящик».

Вопрос:

Повторение:

Перефразирование:

Отражение чувств:

4. Екатерина: «Я не знаю, во мне причина или в маме, но последнее время мы с ней не можем ужиться».

Вопрос:

Повторение:

Перефразирование:

Отражение чувств:

5. Алина: «Мне надо сделать отчет по работе и задание по психологии. Да еще сегодня — день рождения моей сестры, а у меня даже не было времени купить ей какой-нибудь подарок. Завтра я пропала!»

Вопрос:

Повторение:

Перефразирование:

Отражение чувств:

Задача 3.

Поддержка и интерпретация

Придумайте ответ-поддержку и ответ-интерпретацию для каждого из этих предложений:

1. Высказывание:«Молоко закончилось! Я помню, что вечером была половина пакета. Наверняка, все выпил Денис, прежде чем уйти на работу. И с чем мне есть мюсли — с водой, что ли? Мой брат думает только о себе!»

Реакция поддержки:

Реакция интерпретации:

2. Высказывание:«Мой менеджер, наверное, хочет меня уволить или вынуждает меня уйти. Он говорит мне, что мой уровень ошибок выше среднего, и он хочет, чтобы я в свободное время поехал в центр города, в головной офис и потренировался бы там часов десять».

Реакция поддержки:

Реакция интерпретации:

3. Высказывание:«Мне звонили родные. Сестра попала в автокатастрофу и была госпитализирована. Они говорят, что с ней все в порядке, но машина — всмятку. Я не знаю, действительно ли все так или меня просто не хотят расстраивать».

Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Смотреть картинку Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Картинка про Молоко закончилось я помню что вечером была половина. Фото Молоко закончилось я помню что вечером была половина

Реакция поддержки:

Реакция интерпретации:

Задача 4.

Развитие ассертивных реакций

Для каждой из этих ситуаций запишите пассивные или агрессивные реакции и затем сравните их с более уместной ассертивной реакцией.

1. Вы возвращаетесь к себе, чтобы напечатать задание к завтрашнему дню, и обнаруживаете там кого-то еще, кто печатает на вашей пишущей машинке.

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

2. Вы работаете в магазине неполный день. Именно в тот момент, когда ваш рабочий день закончился и вы готовы уйти (вы хотите скорей отправиться домой, потому что у вас запланирован приятный ужин в обществе дорогого вам человека), ваш начальник заявляет вам: «Мне бы хотелось, чтобы вы еще поработали, если вы не против. Михаил должен был заменить вас, но он только что позвонил и сказал, что сможет быть не раньше чем через час».

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

3. Вы говорите по телефону с родителями, которые живут в другом городе, и ваша мать сообщает вам: «Мы ожидаем, что ты поедешь вместе с нами в субботу навестить твоего дядю». Вы же собирались провести субботу, работая над своим резюме, так как у вас на следующей неделе важное интервью.

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

4. Вы собираетесь пойти на танцы со своим другом, это удовольствие вы долго предвкушали. Когда вы встретились, ваш приятель заявляет: «Если тебе все равно, я подумал, мы бы лучше пошли в кино».

Пассивная или агрессивная реакция:

Ассертивная реакция:

Задача 5.

Движения

Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с людьми. Что это — условные знаки, способы выражения чувств, регуляции чувств или снятия напряжения? Помогают ли они вам эффективно передать сообщение? Отвлекают ли вас эти привычки от смысла самого сообщения?

Задача 6.

Эффект ореола

Какие черты или персональные характеристики вы считаете связанными между собой? Предположим, вы сделали открытие, что новый знакомый глубоко религиозен. Какие отношения и поведенческие характеристики вы бы приписали этому человеку? В следующий раз, когда вы сделаете заключение, основанное на гало-эффекте, не забудьте обдумать его.

Задача 7.

Коммуникационные эпизоды

Возьмите рабочую тетрадь и опишите коммуникационные эпизоды, в которых вы сегодня принимали участие. Теперь отнесите функцию каждого эпизода. Каждый эпизод может выполнять несколько функций. Вы были удивлены многообразием коммуникаций, в которых приняли участие в столь небольшой промежуток времени?

Задание 8. Применить процедуру контент-анализа для анализа текстов, подсчитать количество употребляемых слов различных смысловых значений, частей речи, все глаголы, и распределить их в группы по смысловому содержанию (например, глаголы, обозначающие агрессивные действия, или глаголы, обозначающие действия коммуникации):

— «Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе»;

— «Этнические стереотипы в телевизионных новостных программах»

— «Маскулинность и фемининность в текстах современных популярных песен».

Задание 9. Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с людьми. Для чего вы их используете?

Задание 10. Упражнение «Ребенок-Взрослый-Родитель».Студентам предлагается придумать семейные диалоги между мужем и женой, между родителями и детьми с позиции Ребенка, Взрослого, Родителя, используя дополнительную, перекрестную, скрытую виды трансакций.

Задание 11. Дайте характеристику шести типам (ролей) лидера, предложенную Л.И. Уманским, перечислите типы лидеров в зависимости от характера деятельности по Б.Д. Парыгину.

Задание 12. Подготовьте таблицу «Теоретическое содержание механизма групповой динамики в концепциях Такмена, Ялома- Хека, Вудкока, Френсиса, Волкова, Петровского (используя учебник Мокшанцева).

Задание 13. Определите, какой тип толпы приведен в каждой из ситуаций.

1.В центре города произошло ДТП. Через несколько минут собралась толпа очевидцев, которые начали живо обсуждать происшествие.

2.Во время футбольного матча болельщики скандировали лозунги в поддержку «своих» команд.

3.Туристический лайнер потерпел крушение в открытом море. Люди в панике бегали по палубе, сбивали друг друга с ног, стали выпрыгивать за борт, не дождавшись прибытия спасателей.

4.Во время крестьянских восстаний крестьяне во главе со своими предводителями сжигали помещичьи усадьбы.

5.В ноябре-декабре 1917 г., по Петрограду прокатилась волна «винных погромов», когда многочисленные толпы граждан грабили винные склады города.

6.Футбольные болельщики, обозленные проигрышем своей команды, начали крушить все вокруг, ломать скамейки стадионов, бить стекла домов, витрины магазинов.

7.Два школьника подрались на перемене. Скоро вокруг них собралась толпа «сочувствующих».

Задача 14.

Определите, какие из приведенных ниже примеров относятся к экспектациям, социальным нормам, санкциям.

1. Муж думает, что после появления ребенка, большую часть обязанностей по уходу за ним возьмет на себя жена.

2. Библиотекарь уверен, что читатели не будут шуметь в читальном зале.

3. Частная собственность охраняется законом.

4. Инспектор ГИБДД остановил водителя, превысившего скорость.

5. Сотрудники фирмы должны придерживаться делового стиля одежды.

6. Считается, что ребенок не всегда может контролировать себя и не может отвечать за свои поступки.

7. За блестящий ответ на уроке ученик получил «пятерку».

Вариант 2 (ПК-4; ПК-15)

Теоретические задания.

Выполните тестовые задания:

1. Процесс понимания, видения другого, постижение личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого:

2. Приписывание человеку причин его поведения называется:

Б) каузальная атрибуция;

3.Определите авторов следующих высказываний:

1) «…человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения»

2) « общение – взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью»

4. Группа, которая отделена о других сущностной или формальной особенностью, члены которой не пребывают в непосредственном общении это:

5. Нижний порог малой группы:

6. Каков верхний предел численности малой группы:

7. Феномен торможения деятельности индивида под влиянием присутствия других получил название:

8. Среди экспериментов, направленных на изучение условий подчинения авторитету, наиболее известны те, которые провел:

Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

1. Какие вы знаете основные социально-психологические особенности личности? Охарактеризуйте их.

2. Какие факторы и условия оказывают наиболее сильное влияние на формирование личности человека? Какие из них наиболее повлияли на формирование вашей личности?

3. Найдите и сравните разные классификации социально-психологических типов личности.

4. В чем специфика психоаналитического направления теорий личности?

5. Охарактеризуйте основные теории в рамках гуманистической психологии.

6. что подталкивает человека к профессиональным достижениям? Что считается мотивом стремления к карьерному росту в рамках разных теорий личности?

7. Перечислите основные механизмы социализации.

8. Что принято называть институтом социализации? Назовите основные из них.

9. Что такое социальная роль?

10. Какие типы социальных ролей выделяют психологи?

11.Что такое самооценка? Что влияет на ее формирование?

12. Какие виды направленности лич­ности вы знаете?

13.Какой вид толпы приводит к наиболее тяжелым последствиям?

14.Что такое превращаемость толпы? Проиллюстрируйте примерами.

15.Какие приемы используют в обществе для управления толпой?

16.Какие явления включены в предмет научного исследования психологии религии?

17.Какие социальные функции выполняет религия?

18.Что такое слухи? В каких ситуациях они возникают наиболее часто?

19.Перечислите основные типы слухов.

20.Приведите существующие меры противодействия слухам.

21.Что такое социальный класс?

22.Назовите известные вам классификации социальных классов.

Практические задания.

Выполните творческие задания:

Задача 1.Определите, какой из приведенных примеров иллюстрирует устойчивую социализацию; неустойчивую; социализацию, связанную с утратой статуса?

1. Саша, 14 лет. Остро переживает подростковый кризис. Родители считают его еще недостаточно взрослым, не способным отвечать за свои поступки. Саша, в свою очередь, всеми силами пытается доказать свою взрослость: грубит родителям, поздно приходит домой, проводит все свободное время в компании друзей.

2. Иван Александрович, 38 лет. Женат, есть сын. Является начальником отдела маркетинга на крупном промышленном предприятии. Зарекомендовал себя как ответственный профессиональный руководитель. К его мнению прислушиваются, поручают самых «трудных» клиентов.

3. Андрей Данилович, 60 лет. Вышел на заслуженный отдых. Оказался в растерянности от того, что не знает чем себя занять, очень болезненно реагирует на то положение, в котором оказался.

Определите, какие факторы могут способствовать достижению более устойчивой социализации в каждом из приведенных примеров, а какие будут препятствовать этому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *