Мона лиза картина на чем написана
Мона Лиза
О работе:
В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.
Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?
Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.
Её глаза
Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.
По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».
Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.
Её улыбка
Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.
Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.
Трещины
Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.
Мотив узелка
Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.
Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.
Пустынный пейзаж
Картина Мона Лиза
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.
История создания картины
«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.
Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.
Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.
В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?
Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.
Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.
Описание картины
На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.
Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.
Улыбка Моны Лизы
Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».
Современное состояние
Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.
Известность Джоконды
Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.
Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.
Мона Лиза в наши дни
«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.
Мона Лиза
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2020/02/mona-liza-maslo-derevo-panno-leonardo-da.jpg?fit=201%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2020/02/mona-liza-maslo-derevo-panno-leonardo-da.jpg?fit=687%2C1024&ssl=1″ data-lazy-src=»https://i2.wp.com/art-grea.ru/wp-content/uploads/2020/02/mona-liza-maslo-derevo-panno-leonardo-da.jpg?resize=800%2C400&ssl=1″/>
Мона Лиза
Мона Лиза, которая также известна как Портрет Лизы Герардини, жена Франческо дель Джокондо, итальянская Джоконда, или французская La Joconde, картина маслом на панели из тополя Леонардо да Винчи, наверное, самая известная картина в мире. Она была написана где-то между 1503 и 1519 годами, когда Леонардо жил во Флоренции, и сейчас она висит в Лувре, в Париже, где она оставалась объектом паломничества в 21 веке. Загадочная улыбка натурщицы и ее недоказанная личность сделали картину источником постоянного расследования и очарования.
Предмет картины
На картине изображена женщина в полутелом портрете, задником которого служит далекий пейзаж. И все же это простое описание, казалось бы, стандартной композиции мало что дает для понимания достижения Леонардо. Вид в три четверти, в котором позиция натурщицы в основном обращена к зрителю, вырвался из стандартной позы профиля, используемой в итальянском искусстве, и быстро стал общепринятым для всех портретов, который использовался в 21 веке. Мягко Скульптурное лицо субъекта демонстрирует умелое обращение Леонардо с сфумато (использование тонких теней) и показывает его понимание мускулатуры и черепа под кожей. Изящно расписанная вуаль, тонко обтянутые локоны и аккуратный рельеф сложенной ткани демонстрируют изученные наблюдения Леонардо и неиссякаемое терпение. Кроме того, чувственные изгибы волос и одежды натурщицы отражаются в формах долин и рек позади нее. Чувство общей гармонии, достигаемое в картине, особенно проявляющееся в слабой улыбке няньки, отражает идею Леонардо о космической связи, соединяющей человечество и природу, что делает эту картину вечной записью видения Леонардо. В своем изысканном синтезе натурщицы и пейзажа Мона Лиза установила стандарт для всех будущих портретов.
Было много спекуляций и споров относительно личности портрета. Ученые и историки выдвинули многочисленные толкования, в том числе то, что она — Лиза дель Джокондо (урожденная Герардини), жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, отсюда и альтернативное название для произведения «Джоконда». Впервые эта идентичность была предложена в 1550 году художником-биографом Джорджо Вазари. Другая теория состояла в том, что моделью, возможно, была мать Леонардо, Катерина. Это толкование было выдвинуто, в частности, Зигмундом Фрейдом который, казалось, думал, что таинственная улыбка Моны Лизы возникла из — возможно, бессознательного — воспоминания об улыбке Катерины. Третье предположение заключалось в том, что картина была, по сути, автопортретом Леонардо, учитывая сходство черт лица няни и художника. Некоторые ученые предположили, что маскировка себя как женщины была загадкой художника. Личность натурщицы не была окончательно доказана. Многочисленные попытки в 21-м веке урегулировать дискуссию путем поиска останков Лизы дель Джокондо, чтобы проверить ее ДНК и воссоздать изображение ее лица, были безрезультатными.
История
Леонардо да Винчи начал рисовать Мона Лизу около 1503 года, и он умер в своей студии в 1519 году. Вероятно, он работал над ней несколько лет, добавляя несколько слоев тонкой масляной глазури в разное время. Небольшие трещины в краске, называемые кракелюрами, появляются на всем протяжении картины, но они более мелкие на руках, где более тонкие глазури соответствуют позднему периоду Леонардо.
Французский король Фрэнсис I, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни, приобрел произведение после смерти художника, и оно стало частью королевской коллекции. На протяжении веков портрет был уединен во французских дворцах, пока повстанцы не объявили королевскую коллекцию достоянием народа во время Французской революции (1787–99). После периода, висящего в спальне Наполеона, Мона Лиза была установлена в Лувре на рубеже 19-го века.
В 1911 году картина была украдена, что было сенсацией в СМИ. Люди стекались в Лувр, чтобы посмотреть на пустое место, где когда-то висела картина, директор музея подал в отставку, а поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо даже был арестован как подозреваемый. Два года спустя торговец произведениями искусства во Флоренции предупредил местные власти, что мужчина пытался продать ему картину. Полиция нашла портрет, спрятанный в ложном основании багажника, принадлежащего Винченцо Перудже, итальянскому иммигранту, который некоторое время работал в Лувре над подборкой картин, включая «Мону Лизу». Он и двое других рабочих сняли портрет со стены, спрятали его в шкафу на ночь и убежали с ним утром. Перуджа был арестован, судим и заключен в тюрьму, а Мона Лиза совершила турне по Италии, прежде чем триумфально возвратиться во Францию.
Во время Второй мировой войны Мона Лиза, выделенная как наиболее опасное произведение искусства в Лувре, была эвакуирована в места сельской местности Франции, вернувшись в музей в 1945 году после объявления мира. Позднее она путешествовала по Соединенным Штатам в 1963 году, собирая около 40 000 человек в день во время своего шестинедельного пребывания в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке и в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Она также гастролировала в Токио и Москве в 1974 году.
Состояние картины
Ученые отметили, что Мона Лиза находится в довольно хорошем состоянии для своего возраста. На панели из тополя видны некоторые признаки деформации из-за сопротивления ее первоначальной раме и скобам, добавленным ранними реставраторами. Чтобы предотвратить расширение небольшой трещины, видимой около центра верхнего края картины, к задней части картины были добавлены ласточкины хвосты. Позже реставраторы наклеили на трещину тяжелый холст и заменили верхний ласточкин хвост.
Стекло, защищающее Мона Лизу, было заменено пуленепробиваемым чехлом после нескольких нападений в 1956 году, одно из которых повредило область около левого локтя субъекта. Таким образом, Мона Лиза избежала вреда от актов вандализма в 1974 году во время визита работы в Токио и в 2009 году, когда посетитель музея бросил в нее керамическую кружку.
Мона Лиза и её влияние
Влияние Моны Лизы на Ренессанс и более поздние времена были огромны, революционизировав современную портретную живопись. Поза в три четверти стала не только стандартом, но и предварительные рисунки Леонардо побудили других художников больше и свободнее изучать свои картины и стимулировали ценителей собирать эти рисунки. Благодаря рисункам его миланские работы стали известны флорентийцам. Кроме того, его репутация и авторитет как художника и мыслителя распространились на его коллег-художников и гарантировали им свободу действий и мысли, подобно его собственной. Одним из таких художников был молодой Рафаэль, который набросал работы Леонардо в процессе и принял формат Моны Лизы для своих портретов; это послужило ясной моделью для его Портрета Маддалены Дони ( ок. 1506).
Леонардо даже повлиял на моду, в которой художники одевали свои предметы. В своем «Трактате о живописи», опубликованном спустя много лет после его смерти, он писал, что искусству следует избегать моды:
По возможности избегайте костюмов своего дня… Костюмы нашего периода не должны изображаться, если они не на надгробных плитах, так чтобы мы могли быть избавлены от насмешек наших преемников за безумные моды людей и оставить после себя только то, чем можно восхищаться за их достоинство и красоту.
.
Мона Лиза прекрасно демонстрирует этот аспект своего трактата в том, что Джоконда одета в цветную рубашку, свободно складывающуюся на шее, вместо обтягивающей одежды, которая была тогда популярна
Другие- Мона Лиза
Существует, по крайней мере, дюжина превосходных копий Моны Лизы, многие из которых сделаны учениками Леонардо. Считалось, что одна такая копия в музее Прадо в Мадриде была написана спустя много лет после оригинала. Однако во время реставрации картины в начале 2010-х годов, которая включала использование инфракрасной рефлектологии для исследования работ под поверхностью, рестовраторы обнаружили, что картина имела изменения, которые отражали изменения оригинала. Результаты показали, что художник — вероятно, один из помощников мастера — написал копию, когда Леонардо работал над Мона Лизой в своей студии. Таким образом, версия Прадо стала единственной известной копией, завершенной при жизни Леонардо. Реставраторы очистили всю картину и удалили ее черный фон, открыв детальный пейзаж, напоминающий версию Леонардо, и яркие цвета, возможно, напоминающие те, что были на оригинале до того, как лак, нанесенный ранними реставраторами, потемнел со временем.
Другие копии Моны Лизы включают в себя так называемые Isleworth Mona Lisa, как утверждали некоторые, была первой версией знаменитого портрета Леонардо. Это утверждение было спорным, и несколько ведущих ученых Леонардо категорически отрицали это. Многочисленные полуобнаженные интерпретации, часто называемые «Монна Ванна», также существуют и, вероятно, были выполнены учениками Леонардо при случайном участии их мастера. Распространение Моны Лизы отражает, по крайней мере частично, почти непосредственное воплощение субъектом идеальной женщины — красивой, загадочной, восприимчивой и все еще просто недосягаемой.
На протяжении веков эта квинтэссенция женщины обрела новую жизнь в массовой культуре. Только в 20-м веке ее культовый статус был высмеян школьным способом — добавление усов и бородки к репродукции открытки – в книге Марселя Дюшана «readymade L. H. O. O. Q.» (1919). Его непочтительная порча этой самой известной из культовых картин выражала неприятие дадаистами искусства прошлого, которое в их глазах было частью позора цивилизации, породившей ужасы только что закончившейся Первой мировой войны. Энди Уорхол тоже нацелился на статус картины в таких сериграфах, как «Тридцать лучше одного» (1963).
Мона Лиза со стены
Ссылки в области изобразительного искусства были дополнены музыкальными экзаменами. Личность и причуды Ла-Джаконды были исследованы в опере Макса фон Шиллингса в 1915 году. Портрет Леонардо также является источником вдохновения для классической песни «Мона Лиза» от американского автора текстов Рэя Эванса и автора песен Джея Гарольда Ливингстона:
Мона Лиза, Мона Лиза.
Люди назвали тебя
Ты так похожа на даму с загадочной улыбкой.
Это только потому, что ты одинок?
Они обвинили тебя
Для этого Мона Лиза странности в твою улыбку
Ты улыбаешься, чтобы соблазнить любовника, Мона Лиза?
Или это твой способ спрятать разбитое сердце?
Многие мечты были принесены к вашему порогу
Они просто лежат и умирают там.
Ты теплая, ты настоящая, Мона Лиза?
Или просто холодное и одинокое, прекрасное произведение искусства
Она была прекрасно записана в 1950 году джазовым пианистом и вокалистом Нэтом Кингом Коулом, а позже его дочерью Натали, а также многими другими.
Были фильмы, в частности, «Мона Лиза» (1986) и несколько романов, в том числе киберпанк Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (1988) и канадская писательница Рэйчел Уайетт «Мона Лиза улыбнулась немного» (1999), связанные с картиной. В романе аргентинского писателя Мартина Капарроса «Вальфьерно» (2004) оживляет человека, который был вдохновителем кражи Моны Лизы из Лувра в 1911 году.
И изобразительное искусство, и китч продолжают ссылаться на портрет Леонардо. Банные полотенца, гобелены, зонты и многие другие предметы домашнего обихода несут ее образ, и этот образ воспроизводится с помощью всего, от железнодорожных билетов до рисовых растений. Спустя пять столетий после своего создания Мона Лиза остается пробным камнем для людей во всем мире.
Леонардо да Винчи. Загадка Моны Лизы, о которой мало говорят
Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи (1503-1519) – самая загадочная картина. Потому что она очень популярна. Когда столько внимания, то появляется немыслимое количество тайн и домыслов.
Вот и я не удержалась от попытки разгадать одну из этих тайн. Нет, я не буду искать зашифрованные коды. Не буду разгадывать тайну её улыбки.
Меня волнует другое. Почему описание портрета Моны Лизы современниками Леонардо не совпадает с тем, что мы видим на портрете из Лувра? Действительно ли в Лувре висит портрет Лизы Герардини, супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо. И если это не Мона Лиза, то где тогда хранится настоящая Джоконда?
Авторство Леонардо бесспорно
Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс.
Леонардо да Винчи. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Посередине: Дама с горностаем. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Справа: Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж
Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу
“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”
Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.
Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вот это уже серьёзная несостыковка.
Где находится настоящая Мона Лиза?
Так если в Лувре висит не Мона Лиза, так где же она?
Я знаю по крайней мере три портрета, которые гораздо больше подходят под описание Вазари. К тому же все они были созданы в те же годы, что и Луврский портрет.
1. Мона Лиза из Прадо
На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон. И о чудо! Под темной краской оказался пейзаж – точная копия луврского заднего плана.
Прадовская Мона Лиза моложе лет на 10 своей конкурентки из Лувра. Что соответствует реальному возрасту настоящей Лизы. Она приятнее внешне. У неё есть брови в конце концов.
Однако эксперты музея Прадо не стали претендовать на титул главной картины мира. Они признали, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.
Благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад. Ведь портрет из Прадо гораздо лучше сохранился. Из-за постоянных экспериментов Леонардо с красками и лаком, Мона Лиза очень сильно потемнела. Скорее всего, она когда-то тоже была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.
2. Флора из Эрмитажа
Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.
К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.
Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.
Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.
3. Айзелуортская Мона Лиза
Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.
Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.
Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.
Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал Вазари. Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы. Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.
Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.
Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра
Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.
Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.
В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.
Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.
По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.
История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.
Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.
Работники Лувра не называют самый знаменитый портрет мира Моной Лизой. Между собой они обозначают её как “Флорентийская дама”. Видимо, многие из них уверены, что вряд ли она была женой синьора Джокондо. Значит, настоящая Мона Лиза находится где-то ещё.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо (Мона Лиза или Джоконда). 1503-1519. Лувр, Париж.