Монах что это такое история 6 класс
Значение слова «монах»
[От греч. μοναχός — уединенный, одинокий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Институт монашества характерен для различных направлений христианства, индуизма, джайнизма и буддизма. Иногда к монахам причисляют и дервишей — но это спорно, поскольку есть формальные отличия — дервиши могли жениться, могли жить в своих домах и жить своей собственной жизнью. Появились монахи в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме, с III века н. э. монашество появилось и в христианстве (монахов нет только в протестантизме). При этом важно отметить, что монашество не является библейским по своей сути и было привнесено в христианство уже после написания Библии.
Традиция считает основателями христианского монашества египетских подвижников святых: Павла Фивейского (умер ок. 341 г.), Антония Великого и Пахомия на Востоке. Афанасия Великого и Мартина Турского — на Западе. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.
МОНА’Х, а, м. [греч. monachos]. Член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам. Лицемерие аскетизма и развращенность монахов разоблачены еще свободомыслящими писателями эпохи Возрождения. Постричься в монахи. || перен. Об аскетически-воздержном, целомудренном человеке (разг. шутл. и ирон.). Живет монахом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мона́х
1. религ. член религиозной общины, давший обет ведения аскетической жизни ◆ Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутреннею, не суть монахи. … Монах — значит уединенный: кто не уединился в самом себе, тот еще не уединён, тот ещё не монах, хотя бы и жил в уединённейшем монастыре. (Брянчанинов) Игнатий, «Правильное состояние духа», 1860–1866 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Если монах ведёт себя согласно со своими обетами, он не страшилище, не чуждое, почти враждебное нам существо, не живой труп, а наоборот, великий духовный друг наш и отец, носитель духовной благодатной жизни, молитвенник за нас пред Богом. «Поучение (1949)», 2004 г. // «Журнал Московской патриархии» (цитата из НКРЯ) ◆ Вослед игумену-отцу // Монахи сходят по крыльцу // И прямо в трапезу идут. Лермонтов, «Боярин Орша», 1835–1836 г.
2. перен. аскет, человек, избегающий плотских радостей жизни ◆ Молодой, красивый, ― думал Матвей Савельев, закрыв глаза и притворяясь, будто уснул, ― ему бы за девицами ухаживать, на гармонии играть, а он живёт монахом, деньги не тратит, сапожонки худые и даже праздничной одёжи нет, не покупает. Максим Горький, «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910 г. ◆ Это вовсе не значит, что вы должны жить монахом. Виктор Левашов, «Заговор патриота», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
§ 2.4. Монашество на Востоке и на Западе
Второй составной частью духовенства было монашество (от греческого слова «монахос» — одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной суеты, чтобы молиться, размышлять и готовиться к вечной жизни. Одни находили уединённое место (в пустыне, в горах, в лесу) и жили в одиночестве (таких называли отшельниками). Другие селились совместно (в одиночку прожить было очень трудно). Свою обитель монахи обносили стеной, отгораживаясь от суеты и соблазнов мирской жизни.
Монахи, разрубающие бревно. Миниатюра XII в.
Вскоре в Европе возникло много монастырей. Самые крупные назывались аббатствами, а их настоятели — аббатами (в переводе с сирийского «отец»). Первоначально маленькие и неказистые, со временем многие обители отстроились, приобрели огромные богатства и немалое влияние. Монастыри стали важнейшими центрами культуры и образования. При них создавались школы, библиотеки, а также мастерские по переписке книг — скриптдрии, где учёные монахи годами трудились над рукописями.
Страницы рукописной книги. Миниатюра и текст с инициалами. Ирландия, 800 г.
Оклад книги из монастырской библиотеки. 900 г.
Столь же любовно и тщательно создавались переплёты рукописей. Книги обтягивались кожей или бархатом, могли украшаться пластинами из резной слоновой кости, золотом, драгоценными камнями. Не удивительно, что книги стоили очень дорого: за одну рукопись могли отдать несколько домов. Короли и знатные люди дарили друг другу книги в самых торжественных случаях.
МОНАШЕСТВО
Монашество предполагает аскетизм, отречение от мира (отказ от семьи, имущества), послушание духовным наставникам, организацию жизни по особым правилам.
Религии Южной и Восточной Азии.
В позднейшей традиции («упанишады отрешения», III-XIII века н. э.) упоминаются четыре основные направления отшельнического монашества: кутичака, бахудака, хамса и парамахамса (последнее подразделяется на туриятита и авадхута), различающиеся по способам изучения Вед, омовения, бритья волос, по одежде, питанию, наносимым на лоб символам и другими атрибутам, образу жизни и способам передвижения.
В ряде стран, прежде всего с традицией тхеравады (Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Лаос), женские монашеские общины исчезли в XIII веке, но сохранились в Китае (в т. ч. активно развивались в XX веке на Тайване), Корее, Вьетнаме и других странах. Ныне в странах распространения тхеравады предпринимаются попытки возрождения женских монастырей, наталкивающиеся на сопротивление консервативного монашества.
Буддийские монахи обязаны следовать 10 правилам добродетельного поведения (даша-шила): не убивать, не брать чужого, не вступать в половые связи, не лгать, не использовать опьяняющих напитков, не есть твёрдой пищи после полудня, не принимать участия в танцах, песнопениях, музыкальных и других представлениях, не украшать себя цветами, не использовать духо́в или мазей, не садиться на сиденья, которые превышают предписанные размеры, не принимать в качестве подаяния золото и серебро. Частные правила буддийских монастырей разных школ могут иметь существенные отличия. Так, в китайской школе чань не соблюдались строгие запреты Винаи (в т. ч. запрет на сельско-хозяйственные работы для монахов).
Уже во времена Ашоки (III век до н. э.) буддийские монахи считались учителями морального поведения (шила) и религиозные доктрины (дхарма). Институт монашества обеспечивал сохранение и упрочение буддийского учения; монахи призваны были служить примером праведного образа жизни и самоконтроля (благодаря занятиям медитацией); считалось также, что миряне, поддерживая буддийские общины материально, приобретают религиозные заслуги. В Китае и Японии основополагающими принципами буддийского монашества стали «жизнь в смирении», «жизнь в труде», «жизнь в служении».
В отличие от брахманистских отшельников, буддийские монахи постепенно полностью перешли к оседлой жизни. Возникли крупные монастырские центры со своими учебными заведениями и библиотеками, например Джетавана возле р. Сарасвати (считается, что он был основан во времена Будды), Санчи, Дхаммараджика близ г. Таксила, а также Наланда.
Буддийское монашество, так же как и христианское, стимулировало развитие науки и культуры в ареале своего распространения. В монастырях переписывали рукописи, занимались каллиграфией, боевыми искусствами, садоводством; буддийское монашество довело до совершенства искусство богословских диспутов (прежде всего в Тибете). В отличие от христианских, буддийские монахи, как правило, не занимаются хозяйственной деятельностью.
В индуизме явление, по форме близкое христианскому монашеству, возникло около VIII веке, когда Шанкара основал шиваитский монашеский орден (матха), исповедующий учение адвайты-веданты. Глава матхи носит титул шанкарачарьи. В матхах изучаются и преподаются не только религиозные дисциплины и смежные с ним предметы (логика, санскрит), но и светские науки и искусства, поэтому матхи всегда играли большую роль в жизни индуистского общества, являясь центрами культуры, образования и науки. Известны 4 матхи адвайты (Шрингери в Карнатаке, Дварка в Гуджарате, Пури в Ориссе и Джйотир-матха в р-не Бодринатха в Гималаях).
В современной Индии монашество существует во всех направлениях индуизма, главные из которых шиваизм и вишнуизм (матхи в традициях Рамануджи, Мадхвы, Чайтаньи, Гаудия-матхи).
Монахи разных традиций различаются по цвету одежды, форме посоха и другой атрибутике. Бродячих отшельников называют садху или санньясины, они живут как в городских храмах, так и в отдалённых пещерах, лесах, ведут аскетический образ жизни, посвящая себя духовным практикам. Монашество всегда пользовалось в Индии высшим духовным авторитетом.
Монашество понимается как полное посвящение человеком своей жизни Богу, как подвиг добровольного отречения от мира ради Христа.
чина (степени): рясофорные (ещё не принёсшие обеты), действительные, или мантийные (принёсшие обеты и получившие мантию; т. н. малая схима), и схимники, или схимонахи (связанные обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества; т. н. великая схима; см. Схима).
Прообразами христианского монашества являются описанные в Ветхом Завете исход Авраама из земли предков в Землю обетованную, жизнь пророков Илии и Иоанна Крестителя. Отчасти прототипом монашества считается образ жизни членов иудейской секты ессеев (терапевтов, II век до н. э. – I век в. н. э.), для которого были характерны замкнутость, аскетизм, а также совместный труд, изучение Писания (см. также в ст. Кумранистика).
Монашество на христианском Востоке.
«Отцом» монашества считается прп. Антоний Великий, при котором в первой половине IV века оно широко распространилось в Египте и Палестине. Первоначально монашество включало разные виды аскетической жизни: анахоретство (отшельничество), келлиотство [жизнь в одиночку, по двое или больше в келлиях (название монашеского поселения в Египте), находившихся на небольшом расстоянии друг от друга] и др.
К концу IV века крупнейшими центрами монашества в Египте стали обители Нитрийская, Скитская и Келлии под Александрией, киновия в Тавенниси, основанная прп. Пахомием Великим. В Палестине знаменитыми основателями монастырей были преподобные Иларион Великий, Харитон Исповедник, Евфимий Великий. Большинство известных подвижников IV века (авва Аммон, прп. Макарий Великий и др.) прямо или косвенно являлись учениками, духовными друзьями и наследниками Антония Великого.
Монашеский подвиг стал образцом как для духовенства, так и для мирян, монашество повлияло на развитие покаянной дисциплины. Монахи становились желанными кандидатами на рукоположение в епископы.
В IV-V веках в Византии широко распространилось городское монашество, обладавшее значительным влиянием в Константинополе. В V-VI веках монашество сыграло негативную роль в широком распространении монофизитства. Начиная с VI века мощное развитие получило палестинское монашество, объединённое такими личностями, как преподобные Савва Освященный, Феодосий Великий.
Литературном отражением этого развития служат творения преподобных Варсануфия и Иоанна, аввы Дорофея Газского (середиа VI века). В VI-VII веках одним из главных центров монашества стал Синайский монастырь Св. Екатерины, где подвизался прп. Иоанн Лествичник. После принятия Трулльским собором (691-692 годы) (см. Вселенские соборы) решения об обязательном безбрачии епископов епископат стал состоять в значительной мере, а затем и преимущественно из монашествующих.
Потеря Византией в результате арабских завоеваний (VII век) Египта, Палестины и Сирии привела к оскудению там монашеской жизни, православное монашество сосредоточилось преимущественно в Малой Азии, Греции, а также на юге Италии и в Сицилии. Начавшееся в VIII веке иконоборчество было направлено столько же против почитания икон, сколько и против монахов – главных защитников иконопочитания, которых власти всячески преследовали, пытали и предавали смерти. Поборником иконопочитания, верности церковным канонам был прп. Феодор Студит. Восстановление иконопочитания на Константинопольском соборе 843 года послужило усилению православного монашества.
Среди многочисленных обителей Константинополя, традиционного центра монашества, выделялись Студийский монастырь, монастырь Мч. Маманта, где подвизался прп. Симеон Новый Богослов.
Османское завоевание Византии (XV век) ослабило православное монашество, лишь в XVIII веке началось оживление духовной жизни, в частности на Афоне. Оно было связано с трудами Евгения Вулгариса, прп. Никодима Святогорца и других подвижников молитвы и духовного просвещения, способствовавших изучению и возрождению наследия святых отцов.
В XX веке молитвенно-аскетическая традиция Афона дала таких старцев-подвижников, как Даниил Катунакийский (умер 1929 год), Каллиник Исихаст (умер 1930 год), русские старцы Силуан Афонский и его ученик схиархимандрит Софроний (Сахаров), а также Иосиф Исихаст (Пещерник) (умер 1959 год), Паисий (Эзнепидис) (умер 1994 год), Ефрем Катунакийский (умер 1998 год).
Монашество на христианском Западе.
Западное христианство познакомилось с идеями восточнохристианского моашества в IV веке через христианских подвижников, прежде всего через свт. Афанасия Великого. На латинском языке были переведены монашеские уставы прп. Пахомия Великого и свт. Василия Великого.
В IV-V веках моашество распространилось практически по всей Италии, а также в Галлии, Испании, на Британских о-вах. Укоренению моашества на Западе активно содействовали святые Мартин Турский, Амвросий Медиоланский, Иероним Блаженный, Августин (известен устав его имени). Проведший около 10 лет среди египетских иноков прп. Иоанн Кассиан Римлянин, вернувшись в Европу, детально изложил правила жизни восточых монахов, адаптировав их к западным условиям («О правилах общежительных монастырей»).
Выдающаяся роль в формировании традиций западного монашества принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому, основавшему около 530 монастырей. Монтекассино и составившему собственый монашеский устав, который, помимо трёх обычных обетов, предусматривал также обет постоянного пребывания в одном монастыре (лат. stabilitas loci). Этим уставом, а также сформулированным Бенедиктом принципом «ora et labora» («молись и работай») стали руководствоваться монастырские общины бенедиктинцев и бенедиктинок.
На рубеже IX-X веков западное моашество вступило в полосу кризиса, связанного с нарастающим обмирщением и ослаблением монашеской дисциплины. Ответом на этот кризис стали Клюнийская реформа и продолжившая её Григорианская реформа, а также создание ряда новых орденов (камальдулы, картузианцы, цистерцианцы, регулярные каноники-августинцы и др.).
В эпоху Просвещения, а также в ходе Французской революции XVIII века в некоторых странах монастыри подверглись секуляризации, ряд орденов был запрещён. С середине XIX века началось возрождение разрушенных монастырей и создание новых, были основаны конгрегации кларетинцев (1849 год), сакраментинцев (1856 год), салезианцев (1859 год), комбонианцев (1867 год), вербистов (1875 год), назаретанок (1875 год), сальваторианцев (1881 год) и мн. др.
В XX веке возросла роль женского католического монашества, деятельность которого сосредоточена, прежде всего, на благотворительности и христианском воспитании; было образовано множество новых конгрегаций, среди которых конгрегация Миссионерок Божественной любви, основанная блж. Терезой Калькуттской. Католическое монашество представлено также орденами и конгрегациями различных восточных обрядов (антониане, василиане и др.). Ватиканский II собор декретом «Perfectae caritatis» (1965 год) предписал монашеским институтам реформу, направленную на возрождение их изначальной духовности и более активное участие в современой жизни Церкви. Согласно официальным данным, в 2008 году в мире насчитывалось около 190 тыс. католических монахов (священников и братьев) и около 740 тыс. монахинь.
В протестантизме институт монашества первоначально практически был полностью упразднён. В середине XIX века в Англиканской церкви под влиянием идей католицизма произошло возрождение монашества, к началу XX века существовало несколько десятков мужских и женских монашеских общин, члены которых занимались, в частности, миссионерством и благотворительностью. В середине второй половины XX века отдельные монашеские общины возникли в лютеранстве и некоторых других направлениях протестантизма (Евангелическое сестринство Девы Марии в Дармштадте, мужской монастырь Эстанбекс-клостер в Швеции и др.).
В целом моашество на Западе характеризуется широким многообразием уставов и форм деятельности.
Монашество в России появилось вместе с христианством в конце X века. Согласно уставу князя святого Владимира Святославича (см. Княжеские уставы X-XII веков), монахи относились к категории «церковных людей», подсудных митрополиту.
Со времён князя Ярослава Владимировича Мудрого известны первые русские монастыри: малые монастыри при княжеских дворах и Киево-Печерский монастырь (будущая Киево-Печерская лавра), основанный прп. Антонием Печерским.
Русское монашество неразрывно связано с монастырями Афона, Константинополя и Святой земли, а благодаря Патерикам, Житиям, Прологу оно восприняло также традиции египетского иночества.
Вторая половина XV-XVII веков явились периодом наиболее широкого участия монашества в экономической и политической жизни страны. Хотя строгие общежительные уставы прп. Иосифа Волоцкого и другие предписывали полное личное нестяжание иноков, сами монастыри выступали как корпоративные собственники: монастырское хозяйство велось с привлечением людей разных видов зависимости (главным образом крестьян, живших на монастырских землях), численность которых значительно превышала число монашествующих.
Рост монастырского землевладения, неизбежного для общежительной формы монашества на Руси, часто оказывался источником злоупотреблений и приводил к снижению нравственного уровня монашествующих. Протест против обмирщения монашества, призыв к молитвенной и аскетической жизни имели место в деятельности и сочинениях прп. Нила Сорского, его ученика Вассиана (Патрикеева), прп. Максима Грека, игумена Артемия. Стоглавый собор (1551 год) обосновал неприкосновенность церковных владений.
В XVIII-XIX веках русское монашество значительно ограничивалось законодательно, что было связано с социальными переменами в обществе после реформ Петра I. Сильным ударом по хозяйственой деятельности и материальному положению монашества стала секуляризация церковных земель, начатая в правление императора Петра III и законченная императрицей Екатериной II (см. Секуляризация 1764 год). Число монастырей и монашествующих в России сократилось, монастыри были разделены на классы, для монастырей установлены штаты. Однако упадок хозяйственой деятельности подготовил подъём нравственного и духовного уровня монашества.
После Октябрьской революции 1917 года монашество, как и вся Русская церковь (наряду с дугими религиозными объединениями), подверглось репрессиям со стороны советской власти. Монастыри закрывались, их собственность конфисковывалась, проводились кампании по вскрытию мощей и надругательству над ними, монашествующие приговаривались к различным мерам наказания. К 1939 году в СССР не осталось ни одного официально действующего монастыря, однако существовали тайные (нелегальные) обители. В 1960-1970-х годах монашество в основном сосредотачивалось в немногих открытых к тому времени монастырях (Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский Успенский монастырь, Почаевская лавра, короткое время Глинская пустынь); несмотря на гонения, в них сохранялись традиции духовного руководства и старчества.
С конца 1980-х годов в РПЦ началось возрождение монашества; на 2011 год на территории РФ насчитывалось 3233 монаха и 4491 монахиня.
Организация монашеской жизни.
Монашество и средневековая культура.
В средние века многие монастыри Востока и Запада являлись центрами культуры и просвещения. В них осуществлялась переписка книг (творений отцов Церкви, а также сочинений античных авторов и трактатов по разным отраслям знания), составлялись гимнографические и житийные произведения, велось летописание (все наиболее известные русские летописи были созданы в монастырях).Некоторые монастыри хранили огромные архивы древних рукописей (Синайский монастырь, Афон).
Бенедиктинские аббатства (Сен-Рикьё, Сен-Дени, Фульда, Санкт-Галлен и др.) были центрами христианского просвещения в Западной Европе, очагами культуры, где создавались библиотеки, скриптории, развивались традиции церковной музыки и книжной миниатюры. В бенедиктинских аббатствах возникли ранние образцы архитектуры романского стиля и готики.
Мощный импульс для развития церковной архитектуры и изобразителього искусства дали нищенствующие ордена. Монахами были некоторые прославленные иконописцы и художники (например, прп. Андрей Рублёв, фра Беато Анджелико). Монахи на Руси являлись первопроходцами в освоении новых земель, вокруг основанных ими монастырей возникали поселения. Городские монастыри Константинополя, Новгорода, Пскова активно участвовали в политической жизни этих городов, выполняли функции социального призрения. Древние монастыри Востока и Запада доныне являются ценнейшими памятниками архитектуры и искусства.
Христианское монашество оказало влияние на организационные формы и развитие мистицизма в суфизме. До XX века монашество существовало у эфиопских евреев (фалаша).
Дополнительная литература:
Chakraborti H. Asceticism in Ancient India in Brahmanical, Buddhist, Jaina and Ajivika societies from the earliest times to the period of sankaraca̅rya. Cаlcutta, 1973;
Bhagat M. G. Ancient Indian Asceticism. New Delhi, 1976;
Shiraishi Ryokai. Asceticism in Buddhism and Brahmanism. Tring, 1996;
Лысенко В. Г. Аскетизм в Индии: его принципы и основные формы // Религиоведение. 2004. № 1;
Buddhism in practice. Princeton, 2007;
Бонгард-Левин Г. Н. Древняя Индия. История и культура. М., 2008;
Островская Е. А. Тибетский буддизм. СПб., 2008;
Ермакова Т. В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 2009.
Казанский П. История православного русского монашества, от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания лавры Св. Троицы преподобным Сергием. М., 1855;
Knowles D. Christian monasticism. L., 1969;
Dizionario degli istituti di perfezione / Dir. G. Pellicia, G. Rocca. [Mil.], 1974–2003. Vol. 1–10;
Leyser H. Hermits and the new monasticism: a study of religious communities in Western Europe. L., 1984;
Lesegretain C. Les grands ordres religieux. P., 1990;
Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992;
Хольц Л. История христианского монашества. 2-е изд. СПб., 1993;
Иоанн Павел II. О посвященной Богу жизни: Vita consecrata. М., 1998;
Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998;
Сидоров А. И. У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М., 2002;
Смолич И. К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999;
Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри. X–XVII вв. // Православная энциклопедия. М., 2000. Т.: РПЦ;
Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб., 2001;
La grande aventure du monachisme entre Orient et Occident. Lethielleux, 2002;
Монашество и монастыри в России XI–XX века: исторические очерки / Под ред. Н. В. Синицыной. М., 2002;
Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003;
Читти Д. Д. Град Пустыня: введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007;
Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье. М., 2007;
Водарский Я. Е., Истомина Э.Г. Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI – начало XX в.). М., 2009.