Монах в новых штанах чему учит
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Астафьева «Монах в новых штанах»
Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Монах в новых штанах» — деревенский мальчик Витя, который жил у бабушки с дедушкой. Витя мечтал о том, чтобы у него были настоящие штаны с карманами. Бабушка пообещала внуку, что сошьет ему штаны, если Витя переберет в подвале картошку, отобрав самую крупную на продажу.
Целый день мальчик перебирал картошку, мечтая о новых штанах. Картошку успешно продали, и бабушка купила чудесную синюю ткань, которую положила в сундук. Теперь всякий раз, когда она открывала сундук, внук оказывался рядом и заворожено смотрел на ткань. Бабушка, понимая, чего хочет внук, ворчала на него и говорила, что обязательно сошьет штаны к первомайским праздникам, когда у Вити был день рождения.
Но к назначенной дате она не успела, потому что серьезно заболела. Витя много времени проводил у бабушкиной постели, даже и не вспоминая о штанах. Но бабушка, как только смогла вставать на ноги, сразу принялась за кройку и шитье. Витя постоянно был рядом, потому что бабушка часто делала ему примерку.
Наконец, ближе к лету, настало утро, когда Витя проснулся и увидел возле кровати новые штаны, белую рубашку и начищенные сапожки. Нарядив внука, она отправила его одного на заимку к деду, отнести узелок с гостинцами. Витя не сразу отправился к деду, сначала он прошелся по всей деревне, чтобы продемонстрировать свой красивый наряд. Все соседи восхищенно ахали и с восторгом отзывались о внешнем виде героя рассказа.
Устав от высказываемых ему комплиментов, Витя направился на заимку. Путь был неблизкий, около пяти верст. По пути мальчику встретилась большая лужа, и он хотел, как раньше, с шумом пробежаться по ней, но вовремя вспомнил о красивом наряде. Он снял сапоги, закатал новые штаны и потихоньку перебрался через лужу.
Но, как ни берёг герой рассказа свою одежду, сохранить ее в первозданном виде ему не удалось. Вите встретился ручей и мальчик, увлекшись, замочил штаны и начерпал сапожками воды. Пришлось их снимать и ждать когда солнце высушит обновки.
Наконец он добрался до заимки и сумел поразить деда своим нарядом. На заимке еще жил соседский парнишка по имени Санька. Он любил дразнить Витю и подшучивал над ним. И в этот раз, увидев Витины обновки, Санька сказала, что герой рассказа выглядит как монах в новых штанах. Позднее Витя пришел к выводу, что Санька это сказал от зависти.
После обеда дед велел Вите переодеться, чтобы не испачкать новую одежду, но внук пропустил его слова мимо ушей. И поступил он так совершенно напрасно, потому что вскоре Санька взял его на «слабо», быстро пробежав через глубокую яму, заполненную подсохшей грязью. Витя рванул следом за Санькой, но завяз в самой середине.
Поначалу Санька над ним смеялся, но потом он понял, что Витя сам не сможет выбраться из грязи, потому что яма была глубокой. Санька пытался вытащить Витю, но у него это не получилось. Грязь постепенно засасывала Витю, и ноги его онемели от глубинного холода.
На счастье мальчика к этому времени на заимку пришла его бабушка, которая вместе с дедом и вытащила его из грязевой ловушки. Штаны Вити были испачканы грязью, а сапоги так и остались в трясине.
Бабушка долго ругала Саньку, который несколько дней от нее скрывался. А Витю после сильного переохлаждения пришлось лечить травами и отогревать на печке. Наконец внук пошел на поправку, и бабушка вернулась в деревню, где у нее было полно дел.
А Витя, когда почувствовал себя здоровым, вместе с Санькой отправился на речку купать старого коня по кличке Ястреб. Теперь его новые штаны стали самыми обычными, и в них можно было делать, что угодно. Витя не расстраивался из-за потери сапог и порчи штанов. Купая коня, он любовался красотой летней природы и думал о том, что на штаны и сапоги он еще заработает в этой жизни.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Монах в новых штанах» заключается в том, что важно не вестись, не поддаваться на чужие уловки и провокации. Санька, который позавидовал Витиным обновкам, намеренно спровоцировал Витю на то, чтобы тот побежал через топкую грязь. Его замысел удался, и Витя завяз в этой грязи. Но все едва не закончилось бедой, потому что грязевая яма оказалась глубокой и очень холодной внутри. Только вмешательство бабушки и дедушки спасло Витю от гибели.
Рассказ Астафьева «Монах в новых штанах» учит слушаться старших и бережно относиться к своей жизни и ценным вещам. Дедушка попросил внука снять обновки, прежде чем отправляться играть, но Витя его не послушал и остался без обновок, которые так ценил. Важно просто научиться думать, причем в некоторых моментах мгновенно. И правильно оценивать ситуацию. В жизни нужно уметь распознавать зависть и ее последствия. Не принимать все за чистую монету.
В рассказе мне понравилась бабушка Вити, которая нашла в себе силы после тяжелой болезни сшить внуку первые в его жизни штаны с карманами.
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Монах в новых штанах»?
Обещанного три года ждут.
На вид простак, а в душе хитряк.
Хорошая одежда ума не прибавит.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Монах в новых штанах чему учит
Совершенно недавно прочла я заданное на лето произведение Виктора Петровича Астафьева под названием «Монах в новых штанах», написанное в тысяча восемьсот шестьдесят восьмом году. По жанру оно относится к рассказам.
Повествование ведется от лица главного героя- Вити, мальчишки, горячо мечтающего о том, что он сможет получить на свой день рождения- к первому мая- красивые, сшитые руками бабушки Екатерины штаны с карманами. Он знает, что материал для их пошива она купила уже давно.
Поэтому старается мальчик, не шкодничает, помогает бабушке по хозяйству- перебирает картошку, брюкву и тому подобное. Но в конце апреля Екатерина заболевает. Она много трудится, постоянно что- то делает по дому, помогает соседям, может их у себя приютить, а о себе забывает вовсе. Оттого здоровье ее и подвело. Не получил Витя к своему дню рождения столь долгожданного подарка. Екатерина расстраивается, что не успевает сшить внуку штаны. Но все равно не унывает, и даже в тяжелом труде она находит наслаждение. Чуть только она немного оправилась, тут же взялась за работу. И уже вскоре Вася находит утром возле своей кровати восстановленные на починке сапожки, новые красивые штаны и белую рубашечку. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
И в этой новой одежке Екатерина отправляет внука к деду на заимку. Мальчик шагает через тайгу, изо всех сил стараясь не запачкать обновки. Но уже на подходе к цели встречает Витя Саньку, своего знакомого, проживающего рядом с домом деда главного героя. Оглядев новую красивую одежду мальчика, Санька позавидовал и начал провоцировать мальчишку прыгать через глубокую грязную лужу. Не выдержав, Витя прыгнул и, как не странно, увяз в грязи по пояс, хотя суставы его были поражены артритом, и простужать ему их было нельзя. Как почуяв беду, на заимку прибежала бабушка Екатерина. А Санька вмиг скрылся из виду, дед покровительствовал ему и спрятал от гнева Катерины. Женщина с большим трудом вытянула мальчишку из лужи. Сапоги его увязли в грязи навсегда, а штаны после стирки полиняли. Только после этого Витя понял, что не в этом всем счастье. Данная ситуация заставила его переосмыслить жизненные ценности.
Это очень поучительный рассказ Виктора Петровича Астафьева. Он заставляет читателя понять, что, подчас, счастье, зависящее от определенных материальных ценностей слишком иллюзорно, а слабая воля может погубить человека, не устоявшего перед провокацией.
«Монах в новых штанах» какая главная мысль рассказа, чему учит рассказ?
В рассказе нет ни капли морализаторства. Но все произведение проникнуто любовью и уважением к людям труда, в первую очередь к бабушке и дедушке. Астафьев показывает, как нелегко достается всё людям в селе. Поэтому ему стыдно за то свое легкомыслие, ненужную удаль, стремление показать храбрость, одним словом, за всё то, что в один миг свело на «нет» результат бабушкиных трудов.
Но рассказ не заканчивается на покаянной ноте. Нет, он воспевает детство как, пожалуй, один из самых жизнерадостных периодов в жизни человека.
В этом рассказе человек жесток по отношению к слону.
И в это время выскочил тигр. Он был очень большим и злым. Тигр хотел прыгнуть на спину слону сзади, но наступил на дрова, и они рассыпались. Это дало время слону развернуться к тигру, и при его новой попытке прыгнуть слон сумел хоботом перехватить его туловище и сильно сжать. А потом он швырнул тигра на землю и растоптал его ногами.
Потрясенному хозяину было очень стыдно, что он бил слона, который спас его. И он накормил его хлебом.
Главными героями рассказа Чарушина «Страшный рассказ» оказываются два мальчика, Шура и Петя. Мальчики еще маленькие и им непривычно и страшно оставаться дома одним, когда вокруг наступает ночь. Они ложатся в постель и подбадривают себя рассказами о том, что они не боятся ни людоедов, ни крокодилов, ни тигров.
И вдруг они слышат странный топот маленьких ног в комнате. Они сразу забывают про свою храбрость и даже не дышат под одеялом для прихода мамы и папы.
Когда зажигается свет, оказывается, что топал маленький безобидный ежик и мальчиком конечно стало смешно и немножко стыдно своих страхов.
Главная мысль этого рассказа в том, что непонятное пугает человека много сильнее, чем самое страшное, но понятное. Неизвестность хуже всего.
Рассказ учит быть смелым, решительным и не пугаться странных звуков в комнате, а постараться определить причину их возникновения.
В этом рассказе Георгия Скребицкого мы знакомимся с пятилетним мальчиком Юрой, который впервые узнает, что такое эхо.
Юра с матерью пошли за земляникой в лес и когда он увлекся игрой, то потерял из виду мать. Стал её кричать, но вместо этого слышал чей-то голос, повторявший его крики.
Мать мальчика не потерялась, она была недалеко за кустами и когда Юра ей рассказал, что слышит чей-то голос, мат стала ему объяснять, что это лесное эхо.
Юра сначала не поверил матери и решил, что этом является старичок, сидящий на мне, но им оказался дедушка Кузьма, которых пас скот.
Дедушка тогда и объяснил, что эти голоса – лесной голос, с которым можно разговаривать и его можно слушать, как ту мелодию, которую он играл на жалейке.
Этот рассказ о детском восприятии природы, доверчивости и желании все познать самому. Идея и главная мысль произведения в том, что взрослым нужно учиться правильно и доходчиво объяснять детям то, что им хочется знать, помня о их возрасте.
Примером такой морали стал гусь, которого автор признал умным за то, что он додумался размочить сухую корочку хлеба в луже, так как до этого она не была ему пригодна в пищу. Такое нестандартное для животного решение, возможно, спасло ему жизнь.
Георгий Алексеевич Скребицкий рассказ «Лесной голосок» посвятил кукушке. Мы часто встречаем в литературе осуждение кукушки за то, что она свои яйца подкладывает в чужие гнезда, не высиживает птенцов, а их высиживают и выкармливают совсем другие птицы. Недаром же люди про нее говорят:
Но в рассказе Скребицкого отношение к кукушке совсем другое. Здесь автора заинтересовал птичий голос, который он услышал в лесу. Но ему никак не удавалось увидеть эту певунью. Он думал, что она похожа на сову. И тогда он на время «превратился» в кукушку и сам начал куковать.
Услышав его голос, кукушка проявила любопытство и подлетела совсем близко. И автор сумел ее рассмотреть. Оказалось, что она совсем не похожа на сову, а похожа на небольшого ястреба:
Для автора это было большое личное открытие. И он пишет, что в лесу, в природе очень много тайн. Поэтому я думаю, что природу мы должны любить, беречь, тогда и тайны ее можно будет разгадывать. Это и хотел донести до нас писатель.
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: «Утверждение законов добра в повести В.Астафьева «Последний поклон»
Разделы: Литература
Беседа за круглым столом
Ход урока
I. Эпиграф:
II. Вступительное слово учителя.
— Сегодняшний урок, ребята, мы проведем в виде беседы за круглым столом, то есть в процессе непринужденного общения постараемся понять, как утверждаются законы добра в повести В.Астафьева “Последний поклон”, а вернее, в тех двух рассказах из повести, с которыми мы только что познакомились. Посмотрите, ребята, на прекрасные слова писателя, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Читает) Это кредо, жизненный принцип Астафьева, но разве не подходят эти слова каждому из нас?
Астафьев – очень интересный писатель, и открывать его надо для себя постепенно. Он разный писатель, разный даже в пределах одной повести – “Последний поклон”, над которой он работал почти двадцать лет.
Писатель рассказывал, что рождалась она, вдруг, без спросу врывалась в жизнь, заставляя вслушиваться в голос памяти.
А начиналась эта книга с рассказов о детстве. Она родом из детства писателя. И хотя детство его было трудное, пришлось и голодать, и беспризорничать, а потом жить в детдоме, автор сумел взять во взрослую жизнь все ценное, доброе, святое, что его тогда окружало.
III. Автобиография писателя.
Как же формировался писатель?
Что повлияло на его жизненные взгляды?
Сообщение ученицы о ее работе над автобиографией писателя.
— Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, весенние утра с хрустким ледком, подснежники…
Памятны мне и летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи не засыпает. Пахнет оседающей пылью, куриным пером, под чугунками дотлевают угли во времянках. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.
Еще очень любил я и люблю цветы. И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте.
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие- он пережил свою мать…
IV. Беседа на выявление восприятия.
— Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?
— Какое время изображено в рассказе?
— Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?
— Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”?
— Давайте послушаем, какие аннотации к рассказу составили ученики?
— Итак, кто же герои данного рассказа?
— Хорошо они вам знакомы или нет?
— Расскажите, какими вы их увидели своим внутренним взглядом, какие черты вы захотели отразить на своих рисунках?
(Представление портретов героев авторами).
V. Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.
1. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое?
(Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести “Последний поклон”, будем заполнять таблицу).
б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.
в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:
— в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,
г) В каждом рассказе есть кульминация, но
д) А вот развязки в рассказах разные:
— в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,
— Изменились ли герои рассказа?
— Внешне они изменились или внутренне?
— он повзрослел за год, теперь ему 8 лет
— хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.
— Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).
— Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?
— Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах.
б) Бабушка Катерина Петровна:
— что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).
— Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).
— А из второго рассказа?
в) Санька Левонтьев:
— Изменился ли Санька?
(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).
— Каков теперь его характер?
(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)
(Прозвище. Как оно связано с названием книги?)
(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).
— Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок?
(Да, и он даже стремится его исправить).
— Что ему помогает это понять?
— Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом.
-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?
— Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем?
— А Витя понял? Прочитаем эти строки.
— Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.
Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?
VI. Домашняя творческая работа.
— Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?
— Может быть, кто-то из вас сможет рассказать, как дальше развивались взаимоотношения между Санькой и Витей?
(Дополнение о рассказе “Фотография, на которой меня нет”).
VII. Индивидуальная творческая работа.
План сравнительной характеристики Вити и Саньки.
IV. Как изменились характеры мальчишек с возрастом?
VIII. Наблюдения над языком рассказа.
— Прочитайте материалы словарика диалектизмов, которыми вы дополнили предыдущие наблюдения.
— Верен ли автор своему стилю?
Составление обобщающей таблицы.
“Конь с розовой гривой” | “Монах в новых штанах” | ||
1. Композиция | Нет вступления |
Хронология иногда нарушается : автор пускается в воспоминания
Часто встречаются лирические отступления
Кульминация:
X. Итоги урока.
— Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, увидели главное в творчестве Астафьева: каждый человек неповторим на земле, и ему назначено природой иметь свой характер, но характер развивается не сам по себе, а под влиянием многих факторов, и прежде всего, под влиянием добрых людей.
А добрых людей, по убеждению писателя, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых.