Монашеский орден что это

Монашеские ордена

Свои ордена были и у монахов. Одни возникли раньше союзов рыцарей, другие позже. Как правило, средневековые ученые входили в тот или иной монашеский орден.

Бенедектинский орден был основан в 530 году святым Бенедиктом Нурсийским (480—550 гг.). Монахи-бенедиктинцы должны были постоянно находиться в монастыре и беспрекословно повиноваться настоятелю. Постепенно они стали интеллектуальной элитой католической церкви — религиозными писателями и миссионерами.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Совсем иная история, репутация и функции были у Доминиканского ордена. Испанец Доминик де Гусман (1170—1221 гг.), после смерти причисленный к лику святых, посвятил свою жизнь борьбе с учением катаров и культурой альбигойцев, о которых мы расскажем чуть позже. Он печально известен массовыми казнями. Когда один из палачей спросил у Доминика, как отличить истинного католика от еретика, тот лишь отмахнулся, сказав: «Убивайте всех, Господь отличит своих». Стоит ли удивляться, что инквизиция перешла в руки доминиканцев: они следовали по пути своего учителя. Поэтому у членов этого ордена было и другое название — «псы Господа». Они являлись высшими чиновниками церкви, судьями и миссионерами на Востоке.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Разительно отличались от доминиканцев монахи из нищенствующих орденов: францисканцы, бернардинцы, капуцины, кармелиты, августинцы, тринитарии и другие. Эти монахи обязаны были соблюдать обет бедности, как первые христиане, и не владеть никаким имуществом. Их считали «деревенскими дурачками», но, может, именно нищие монахи, особенно францисканцы, были по-настоящему святыми.

Орден францисканцев был создан в 1207—1209 гг. святым Франциском Ассизским. Члены этого монашеского союза — они назывались меньшими братьями — странствовали по миру, говорили с простыми людьми, рассказывали им о пользе доброты и благотворительности. В наши дни это одна из самых многочисленных католических организаций, которая владеет многими университетами. Есть у францисканцев и женский орден — клариски, получившие свое имя от святой Клары.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Во времена Средневековья во многих западноевропейских странах можно было встретить процессии флагеллантов (от латинского названия бича — «флагеллум»). Члены этого братства протестовали против пороков церкви, культа святых и индульгенций — грамот об отпущении грехов. Они ходили от одного города к другому и, не переставая, наносили себе удары бичами по телу. Флагелланты верили, что «крещение кровью» является лучшим покаянием за грехи, свои и чужие. В 1349 году папа римский запретил этот союз «бичующихся» и обвинил их в ереси.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Бенедикт Нурсийский

(дата рождения неизвестна, умер в 543 г.) — основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества. Дни памяти в Католической церкви — 11 июля и 21 марта, в Православной — 14 (27) марта.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Франциск Ассизский

(1181 или 1182—1226 гг.) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). С 1207 г. подчинил свою жизнь духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 году канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

Источник

Монашеские ордена и их основатели

В 530 году от Рождества Христова в Монтекассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы: пал Древний Рим, в Италии расселилось множество германских племен. Города были опустошены, произведения культуры и искусства разграблены или уничтожены. Мечи безжалостных победителей и страшные эпидемии унесли множество человеческих жизней. Современники писали, что культура, наконец, была побеждена природой. В Западной Европе осталась одна культурная сила — монашество.

Орден святого Бенедикта

Будущий реформатор западноевропейского монашества святой Бенедикт родился в 480 году в Нурсии, в Сполето, в знатной умбрийской семье. Он несколько лет учился в Риме, в 15-летнем возрасте ушел в пустыню, где в уединенной пещере прожил три года, размышляя. Почитаемый собратьями, в 30-летнем возрасте Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в настоятели-аббаты. Жесткое, аскетическое управление не понравилось монахам, которые не могли почти сутки проводить в молитвах и трудах. Бенедикт ушел из настоятелей и опять поселился в пещере. В окрестностях Субиако вокруг него собрались соратники, которых он расселил в киновиях, рассчитанных на двенадцать монахов.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Бенедикт Нурсийский. Фрагмент фрески монастыря Святого Марка

Бенедикт много размышлял о переустройстве монашеской жизни. Созерцательное аскетическое восточное отшельничество в западных странах с более суровым климатом не казалось ему идеалом служения Господу. Он создал особый устав для западных монахов, который дошел до нашего времени сквозь полтора тысячелетия: «Нам нужно основать школу для служения Господу. Создавая ее, мы надеемся не устанавливать ничего жестокого, ничего тяжелого. Если же, все-таки, справедливая причина требовала бы ввести туда что-то несколько более строгое, чтобы обуздать пороки и сохранить милосердие, не позволяйте страху тут же охватывать вас и не убегайте далеко от дороги спасения, которая вначале не может быть узкой… но, двигаясь по иноческой жизни, по жизни веры, сердце расширяется, и вы бежите по дороге заповедей Божьих с легкостью невыразимой любви. Так, никогда не покидая учителя своего, усердствуя в монастыре в поучении его до самой смерти, мы разделяем страдания Христовы терпением, чтобы заслужить место в Царствии Его. Аминь».

Первый монастырь по бенедиктинскому уставу был основан в 530 году в Монтекассино. В нем Бенедикт Нурсийский жил и правил до конца своей жизни в 543 году.

Уже к середине VI века бенедиктинские монахи сделались самыми многочисленными в Европе. Монастыри были объединены в бенедиктинский орден, который вскоре стал очень почитаемым в Европе.

Цистерцианский или бернардинский орден был основан в 1098 году дворянином из Шампани Робертом Молемским, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место Сито, близ Дижона, и основал там свой монастырь. Из этого монастыря и образовался цистерцианский орден.

Правила ордена были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств, строгая подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II утвердил орден, но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Число цистерцианцев стало увеличиваться только тогда, когда в орден вступил знаменитый Бернард Клервоский. Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым, а его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Святой Бернард Клервоский. Альфред Уэсли Вишарт, 1900 год

Уважение к богослову было перенесено и на его орден, который начал быстро расти. После смерти Бернарда Клервоского цистерцианцы (бернардинцы) размножились по всей Европе. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повлекло за собой ослабление монастырской дисциплины, поставив бернардинские монастыри в один уровень с другими западными аббатствами.

Орден кармелитов был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине XII века поселился на горе Кармель и жил там по образу древних восточных подвижников. В начале XIII века патриарх Альберт Иерусалимский составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, в том числе полностью отказаться от мяса, а также значительное время проводить в полном молчании.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Патриарх Альберт Иерусалимский

В 1238 году после поражения крестоносцев орден был вынужден эмигрировать в Европу. Там в 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке орден особенно прославился в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезе Авильской.

Основателем ордена был Франциск, сын купца из Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов. Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Франциск Ассизский. Изображение на стене монастыря Святого Бенедикта в Субиако

Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством. В 1223 году орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем францисканцы получили право всюду проповедовать и совершать исповедь.

Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. После смерти Франциска Ассизского его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

Доминиканский орден был основан в одно время с францисканским испанским священником и каноником Домиником. В конце XII — начале XIII веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южном районе Франции и наводили там большую смуту. Доминик, проезжая через Тулузу, познакомился с вероотступниками и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение, а Гонорий III утвердил устав. Главным занятием ордена должно было стать обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди.

В 1220 году Доминик сделал существенное изменение в уставе ордена и по примеру францисканцев присоединил к обетам братии нищенство. Различие между орденами состояло в том, что для обращения еретиков и утверждения католичества доминиканцы, приняв ученое направление, действовали в среде высших сословий. После смерти Доминика в 1221 году орден распространился по всей западной Европе.

Источник

ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ

Ордена монашеские объ­е­ди­ня­ют мо­на­хов, при­нёс­ших веч­ные, или «тор­же­ст­вен­ные», мо­на­ше­ские обе­ты (це­ло­муд­рия, по­слу­ша­ния и бед­но­сти), в от­ли­чие от других форм ка­то­лического мо­на­ше­ст­ва (кон­гре­га­ции ре­ли­ги­оз­ные, се­ку­ляр­ные ин­сти­ту­ты, об­ще­ст­ва апо­столь­ской жиз­ни), пре­ду­смат­ри­ваю­щих при­не­се­ние вре­мен­ных, или «про­стых», обе­тов. Для Орденов монашеских ха­рак­тер­на осо­бая струк­ту­ра, пред­став­ляю­щая со­бой объ­е­ди­не­ния об­щин (мо­на­сты­рей, при­ора­тов, бо­га­де­лен и т. п.), чле­ны ко­то­рых свя­за­ны об­щим ус­та­вом, ут­вер­ждён­ным па­пой Рим­ским, под­чи­ня­ют­ся че­рез сво­их глав (су­пер­ио­ров), ми­нуя дио­цезаль­ных епи­ско­пов, не­по­сред­ст­вен­но Свя­то­му Пре­сто­лу. Ордена монашеские от­ли­ча­ют­ся осо­бен­но­стя­ми в бо­го­слу­же­нии и ду­хов­ной тра­ди­ции. Чле­ны Орденов монашеских име­ют осо­бый от­ли­чи­тель­ный ха­бит (одея­ние).

В современной ка­то­лической Церк­ви, по­ми­мо Орденов монашеских в уз­ком смыс­ле, дей­ст­вую­щих на ос­но­ве древ­них мо­на­ше­ских ус­та­вов [бе­не­дик­тин­цы и вы­де­лив­шие­ся из них ор­де­на, а так­же уни­ат­ские (смотри Уни­ат­ст­во) ор­де­на ан­то­ни­ан, ва­си­ли­ан и мхи­та­ри­стов], в по­ня­тие Орденов монашеских в ши­ро­ком смыс­ле (хо­тя и не­точ­ном с точ­ки зре­ния като­лического ка­но­ни­че­ско­го пра­ва) мо­гут вклю­чать­ся так­же ор­де­на ре­гу­ляр­ных ка­но­ни­ков (ав­гу­стин­цы, пре­мон­ст­ран­ты и другие; смотри так­же Ка­но­ник), ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на (до­ми­ни­кан­цы, фран­ци­скан­цы, ав­гу­стин­цы-эре­ми­ты, кар­ме­ли­ты и др.) и ор­де­на ре­гу­ляр­ных кли­ри­ков (ие­зуи­ты и др.). В сред­ние ве­ка су­ще­ст­во­ва­ли и другие раз­но­вид­но­сти Орденов монашеских, например ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на (ио­ан­ни­ты, там­плие­ры, Тев­тон­ский ор­ден и др.), чле­ны ко­то­рых, по­ми­мо при­не­се­ния обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов, обя­зы­ва­лись так­же с ору­жи­ем в ру­ках за­щи­щать хри­сти­ан­ст­во. Ти­по­ло­ги­че­ски эти Ордена монашеские от­но­сят­ся к ре­гу­ляр­ным ка­но­ни­кам (Тев­тон­ский ор­ден) ли­бо к ни­щен­ст­вую­щим ор­де­нам (напр., ио­ан­ни­ты).

Во 2-й половине XI века от бе­не­дик­тин­цев от­де­лил­ся ор­ден цис­тер­ци­ан­цев, по­лу­чив­ший на­зва­ние от аб­бат­ст­ва Си­то [лат. Цис­тер­ци­ум (Cistercium)] в Шам­па­ни, став­ше­го их пер­вой оби­те­лью. Осо­бое рас­про­стра­не­ние ор­ден по­лу­чил в середине XII века бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Бер­нар­да Клер­во­ско­го. Цис­тер­ци­ан­цы вы­сту­па­ли за воз­ро­ж­де­ние су­ти бе­не­дик­тин­ско­го ус­та­ва, ко­то­рую они ви­де­ли в фи­зическом тру­де мо­на­хов и их со­ци­аль­ном слу­же­нии и мис­сио­нер­ст­ве. Ор­ден по­лу­чил стро­гую струк­ту­ру внутреннего управ­ле­ния. В Но­вое вре­мя от цис­тер­ци­ан­цев от­де­ли­лись ор­де­на фель­ян­тин­цев (1577, уп­разд­нён в конце XVIII века) и трап­пи­стов (1664), от­личав­шие­ся тре­бо­ва­ни­ем бо­лее стро­го­го ас­ке­тиз­ма.

К XVIII веку в основном сло­жи­лись так­же ор­га­ни­за­ции восточно-ка­то­лических (уни­ат­ских) мо­на­хов: мхи­та­ри­стов (ар­мя­не-униа­ты), ва­си­ли­ан (униа­ты греческого об­ря­да) и ан­то­ни­ан (ма­ро­ни­ты).

Боль­шин­ст­во Орденов монашеских име­ют и жен­скую ли­нию, ав­то­ном­ную, но на­хо­дя­щую­ся в оп­ре­де­лён­ной юри­дической за­ви­си­мо­сти от муж­ской.

К Орденам монашеским в уз­ком смыс­ле близ­ко при­мы­ка­ют ре­гу­ляр­ные ка­но­ни­ки, ос­но­вой жиз­ни для ко­то­рых слу­жит ус­тав блаженного Ав­гу­сти­на. Тра­ди­ция кли­ри­ков, ве­ду­щих мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, вос­хо­дит к IV веку. В 816 году бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка объ­е­ди­нить в по­до­бия мо­на­стыр­ских об­щин ка­пи­ту­лы со­бор­ных церк­вей. Эта ини­циа­ти­ва при­нес­ла пер­вые пло­ды в конце XI века. К это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся воз­ник­но­ве­ние ор­де­на ре­гу­ляр­ных ка­но­ни­ков- ав­гу­стин­цев. Уже в XII веке сре­ди ав­гу­стин­цев поя­ви­лись различные кон­гре­га­ции (ка­но­ни­ки аб­бат­ст­ва Сен-Вик­тор в Па­ри­же; смотри Сен-вик­тор­ская шко­ла) и ме­ст­ные ка­пи­ту­лы. Ав­гу­стин­цы не име­ли един­ст­ва управ­ле­ния, и толь­ко на ме­ст­ном уров­не оно осу­ще­ст­в­ля­лось со­б­ра­ни­ем ка­питу­лов. В про­ти­во­по­лож­ность им пре­мон­ст­ран­ты (ор­ден ос­но­ван святым Нор­бер­том Ксан­тен­ским в 1-й половине XII века в Северной Фран­ции) за­им­ст­во­ва­ли у цис­тер­ци­ан­цев стро­гую сис­те­му цен­тра­ли­зов. кол­ле­ги­аль­но­го управ­ле­ния.

К XIII веку от­но­сит­ся рас­цвет ни­щен­ст­вую­щих ор­де­нов (они от­ка­зы­ва­лись от вся­кой соб­ст­вен­но­сти и су­ще­ст­во­ва­ли толь­ко за счёт ми­ло­сты­ни): до­ми­ни­кан­цев (ос­но­ван в 1-й четверти XIII века), фран­ци­скан­цев (ут­верж­дён в 1209 году), сер­ви­тов (1233), ав­гу­стин­цев-эре­ми­тов (воз­ник в 1244 году, ут­верж­дён в 1256 году), три­ни­та­ри­ев (1198) и др. Ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на име­ют 3 вет­ви: мо­на­ше­ские (муж­ская и жен­ская) и ми­рян, ве­ду­щих ас­ке­тическую жизнь, так называемых тер­циа­ри­ев («тре­тий ор­ден»). Наи­бо­лее чёт­ко эта струк­ту­ра про­сле­жи­ва­ет­ся у до­ми­ни­кан­цев. У фран­ци­скан­цев бы­ст­ро про­изош­ло раз­де­ле­ние (окон­ча­тель­но за­кре­п­ле­но в 1517 году) на кон­вен­туа­лов, до­пус­кав­ших смяг­че­ние тре­бо­ва­ний ор­ден­ско­го ус­та­ва, и об­сер­ван­тов, на­стаи­вав­ших на их стро­гом со­блю­де­нии. Ор­ден кар­ме­ли­тов воз­ник в XII веке в Па­ле­сти­не как ор­га­ни­за­ция эре­ми­тов (от­шель­ни­ков), од­на­ко позд­нее был ре­фор­ми­ро­ван как ни­щен­ст­вую­щий ор­ден (1247), хо­тя и с ак­цен­том на стро­гом уда­ле­нии от ми­ра и со­зер­цательной жиз­ни, в про­ти­во­вес другим ни­щен­ст­вую­щим ор­де­нам, ко­то­рые ак­тив­но за­ни­ма­лись про­по­ве­дью хри­сти­ан­ст­ва и пас­тыр­ской дея­тель­но­стью. Чле­ны ор­де­на три­ни­та­ри­ев по­свя­ти­ли се­бя в пер­вую оче­редь по­пе­че­нию над хри­стиа­на­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в пле­ну у ино­вер­цев. Сход­ную цель пре­сле­до­ва­ли и чле­ны брат­ст­ва мер­се­да­ри­ев.

Ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на, воз­ник­шие в XI-XIII веках в Па­ле­сти­не, При­бал­ти­ке и на Пи­ре­ней­ском полуострове, сыг­ра­ли важ­ную роль в со­бы­ти­ях кре­сто­вых по­хо­дов и Ре­кон­ки­сты. Од­на­ко к Но­во­му вре­ме­ни все они бы­ли ли­бо уп­разд­не­ны (там­плие­ры), ли­бо пре­вра­ти­лись в кор­по­ра­ции свет­ской ари­сто­кра­тии (испанские и пор­тугальские ор­де­на), ли­бо пе­ре­клю­чи­лись на бла­го­тво­рительную дея­тель­ность (ио­ан­ни­ты, Тев­тон­ский ор­ден).

С раз­ви­ти­ем Ре­фор­ма­ции со­кра­ти­лась дея­тель­ность Орденов монашеских в Северной Ев­ро­пе, од­на­ко бла­го­да­ря Ве­ли­ким гео­гра­фи­че­ским от­кры­ти­ям Ордена монашеские рас­про­стра­ни­лись в других рай­онах ми­ра, пре­ж­де все­го в Аме­ри­ке, где они ста­ли основной си­лой хри­сти­ан­ской мис­сии. За­мет­ную роль как в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти, так и в про­ти­во­стоя­нии Ре­фор­ма­ции иг­ра­ли ие­зуи­ты, а так­же ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на до­ми­ни­кан­цев и фран­ци­скан­цев. По­доб­ная ак­тив­ность в XVIII веке при­ве­ла Ордена монашеские к кон­флик­там с пра­ви­тель­ст­ва­ми многих го­су­дарств, в ре­зуль­та­те че­го ряд ор­де­нов был уп­разд­нён (не­ко­то­рые воз­ро­ди­лись в XIX веке). В эпо­ху Про­све­ще­ния и в XIX веке чле­ны Орденов монашеских ста­ли уде­лять всё боль­шее вни­ма­ние учё­ным за­ня­ти­ям и пуб­ли­ка­ции древ­них хри­сти­ан­ских па­мят­ни­ков (например, мав­ри­сты), со­ци­аль­ной ра­бо­те, соз­да­нию различных бла­го­тво­рительных уч­ре­ж­де­ний. Ре­фор­ма ка­но­нического пра­ва (1983), ли­к­ви­ди­ро­вав ряд фор­маль­ных осо­бен­но­стей, ха­рак­тер­ных для Орденов монашеских, сбли­зи­ла их с другими ви­да­ми ре­лигиозных ин­сти­ту­тов Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Дополнительная литература:

Кар­са­вин Л.П. Мо­на­ше­ст­во в сред­ние ве­ка. СПб., 1912. М., 1992;

Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974–2003. Vol. 1–10;

Leyser H. Her­mits and the new monasticism: a study of reli­gious communities in Western Europe 1000–1150. L., 1984;

Dall’ere­mo al cenobio. Mil., 1987;

Lesegretain C. Les grands ordres re­li­gieux: hier et aujord’hui. P., 1990;

Джор­дан Омэнн О.Р. Хри­сти­ан­ская ду­хов­ность в ка­то­ли­че­ской тра­ди­ции. Рим; Люб­лин, 1994;

Источник

Монашеские ордены

На протяжении всего существования человечеству были свойственны духовные поиски. Желание обрести в этом процессе единомышленников привело к появлению монашеских орденов – сообществ единоверцев с определённым пониманием духовности и особым жизненным укладом. Нельзя не отметить, что европейская культура во многом обязана деятельности этих людей.

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Христианское монашество зародилось в Египте в IV веке: последователи Христа отказывались от основных земных благ и устремлялись к духовным идеалам. Одни становились отшельниками, другие собирались в общины, которые впоследствии выработали свой устав и правила. Но понимание монашества в западной и восточной культуре со временем стало разниться: последние уделяли больше внимания созерцательным практикам, в отличие от западных братьев, которые ставили во главу угла более активную деятельность и задачи. Главной целью была проповедь христианства – и формы её осуществления менялись вместе с историческими реалиями. Появлялись братства с особенной харизмой, позднее становившиеся орденами.

Первый монашеский орден появился в 530 году под руководством Бенедикта Нурсийского. Устав запрещал братьям иметь собственность и требовал строгого послушания. Монахи проводили время в молитве и труде, который включал в себя также интеллектуальную деятельность. Можно сказать, что европейская культура во многом обязана ордену бенедиктинцев, которые переписывали манускрипты и сохраняли литературные памятники прошлого. Значительная часть исторического наследия была спасена благодаря монастырским библиотекам. Важен вклад и в развитие музыки: бенедиктинцы создали первые нотные рукописи с зафиксированным многоголосьем, и в наше время некоторые члены ордена несут своё послушание, выступая на концертах духовной музыки.

Нищенствующие ордены ставят целью своего служения проповедь беднякам. Одним из самых ранних орденов такого типа были кармелиты, поселившиеся на Святой Земле у горы Кармель. В их задачу не входила проповедь – напротив, верующие хранили обет молчания и полностью отдавались молитвенному созерцанию. Им было запрещено какое-либо имущество, а идеалом считался крайний аскетизм.

Нести послушание как проповедники в XIII веке начали францисканцы, единомышленники Франциска Ассизского. Монахи в коричневых рясах создали целую систему богословского образования, которая впоследствии породила плеяду мыслителей Средневековья, а затем Ренессанса. Серые братья фигурируют во многих литературных произведениях – достаточно вспомнить «Имя розы» Умберто Эко или брата Лоренцо из «Ромео и Джульетты». Членом ордена был философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон, священство принимали Франческо Петрарка и Антонио Вивальди.

Ещё один орден, проповедовавший аскетизм, был основан Домиником де Гусман Гарсес. Накопившая достаточно богатств церковь в те времена переживала упадок и отторжение верующих – крестовые походы также внесли свою лепту в формирование негативного мнения. Одобрение населения можно было получить только крайним нестяжательством и проповедью среди масс. Демократизацией монашества, помимо Франциска, занялся и Доминик, поставивший целью ордена проповедь и изучение наук. Domini canes (лат. «псы господни») углублённо изучали теологию по примеру своего основателя, имевшего блестящее богословское образование. Члены ордена преподавали в крупнейших университетах Парижа и Болоньи, открывали собственные учебные заведения, внося бесценный вклад в европейское образование.

Иезуиты существенно повлияли на европейское образование, создавая учебные заведения для юношей из привилегированных слоёв общества. К примеру, их воспитанниками были Вольтер, Мольер и Декарт – причём каждый впоследствии составил об ордене и методах преподавания собственное мнение.

Монашеские ордены переживали разные времена – и упадка, и расцвета – на протяжении всей истории христианства. Их члены вели активную деятельность, проповедовали, скрывались, страдали за свои убеждения… Их вклад в формирование европейской культуры бесценен.

Улица Мира в парке-музее ЭТНОМИР

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Монашеский орден что это. Смотреть фото Монашеский орден что это. Смотреть картинку Монашеский орден что это. Картинка про Монашеский орден что это. Фото Монашеский орден что это

Улица Мира в ЭТНОМИРе – уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете. Здесь можно совершить путешествие по всей планете – от Японии до Северной Америки. Путешествовать можно самостоятельно, а также в рамках обзорной экскурсии по Улице Мира. Двери всех домов открыты для гостей!

Источник

Монашеский орден

* Ордены бенедиктинского устава

Нищенствующие орденыОсобняком стоят августинцы и иезуиты. Последние могут, если это необходимо, не придерживаться никаких традиционных монашеских правил, помимо послушания.

В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордены, называемые по-славянски чинами (василиане — Чин святого Василия Великого, и т. п.).

В православных церквах монашество было более однородным и деления на ордена никогда не знало.

Связанные понятия

О́рден ме́ньших бра́тьев капуци́нов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum; кратко — капуци́ны) — монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону (итал. cap­puccio), носимому членами этого ордена. Основан Маттео Басси (Маттео да Башио) в 1525 году как ветвь францисканского ордена, утверждён в 1528 году папой Климентом VII.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.

Орден Братьев Меньших Конвентуальных (OFM Conv) — одна из трёх ветвей ордена францисканцев. Как и прочие ветви францисканцев, обсерванты и капуцины, конвентуалы ведут свою историю от общины, основанной в начале XIII века святым Франциском Ассизским. Собственно орденская ветвь OFM Conv образовалась в 1517 году после разделения ордена на обсервантов и конвентуалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *