Монашеский орден что это
Монашеские ордена
Свои ордена были и у монахов. Одни возникли раньше союзов рыцарей, другие позже. Как правило, средневековые ученые входили в тот или иной монашеский орден.
Бенедектинский орден был основан в 530 году святым Бенедиктом Нурсийским (480—550 гг.). Монахи-бенедиктинцы должны были постоянно находиться в монастыре и беспрекословно повиноваться настоятелю. Постепенно они стали интеллектуальной элитой католической церкви — религиозными писателями и миссионерами.
Совсем иная история, репутация и функции были у Доминиканского ордена. Испанец Доминик де Гусман (1170—1221 гг.), после смерти причисленный к лику святых, посвятил свою жизнь борьбе с учением катаров и культурой альбигойцев, о которых мы расскажем чуть позже. Он печально известен массовыми казнями. Когда один из палачей спросил у Доминика, как отличить истинного католика от еретика, тот лишь отмахнулся, сказав: «Убивайте всех, Господь отличит своих». Стоит ли удивляться, что инквизиция перешла в руки доминиканцев: они следовали по пути своего учителя. Поэтому у членов этого ордена было и другое название — «псы Господа». Они являлись высшими чиновниками церкви, судьями и миссионерами на Востоке.
Разительно отличались от доминиканцев монахи из нищенствующих орденов: францисканцы, бернардинцы, капуцины, кармелиты, августинцы, тринитарии и другие. Эти монахи обязаны были соблюдать обет бедности, как первые христиане, и не владеть никаким имуществом. Их считали «деревенскими дурачками», но, может, именно нищие монахи, особенно францисканцы, были по-настоящему святыми.
Орден францисканцев был создан в 1207—1209 гг. святым Франциском Ассизским. Члены этого монашеского союза — они назывались меньшими братьями — странствовали по миру, говорили с простыми людьми, рассказывали им о пользе доброты и благотворительности. В наши дни это одна из самых многочисленных католических организаций, которая владеет многими университетами. Есть у францисканцев и женский орден — клариски, получившие свое имя от святой Клары.
Во времена Средневековья во многих западноевропейских странах можно было встретить процессии флагеллантов (от латинского названия бича — «флагеллум»). Члены этого братства протестовали против пороков церкви, культа святых и индульгенций — грамот об отпущении грехов. Они ходили от одного города к другому и, не переставая, наносили себе удары бичами по телу. Флагелланты верили, что «крещение кровью» является лучшим покаянием за грехи, свои и чужие. В 1349 году папа римский запретил этот союз «бичующихся» и обвинил их в ереси.
Бенедикт Нурсийский
(дата рождения неизвестна, умер в 543 г.) — основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества. Дни памяти в Католической церкви — 11 июля и 21 марта, в Православной — 14 (27) марта.
Франциск Ассизский
(1181 или 1182—1226 гг.) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). С 1207 г. подчинил свою жизнь духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 году канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».
Монашеские ордена и их основатели
В 530 году от Рождества Христова в Монтекассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы: пал Древний Рим, в Италии расселилось множество германских племен. Города были опустошены, произведения культуры и искусства разграблены или уничтожены. Мечи безжалостных победителей и страшные эпидемии унесли множество человеческих жизней. Современники писали, что культура, наконец, была побеждена природой. В Западной Европе осталась одна культурная сила — монашество.
Орден святого Бенедикта
Будущий реформатор западноевропейского монашества святой Бенедикт родился в 480 году в Нурсии, в Сполето, в знатной умбрийской семье. Он несколько лет учился в Риме, в 15-летнем возрасте ушел в пустыню, где в уединенной пещере прожил три года, размышляя. Почитаемый собратьями, в 30-летнем возрасте Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в настоятели-аббаты. Жесткое, аскетическое управление не понравилось монахам, которые не могли почти сутки проводить в молитвах и трудах. Бенедикт ушел из настоятелей и опять поселился в пещере. В окрестностях Субиако вокруг него собрались соратники, которых он расселил в киновиях, рассчитанных на двенадцать монахов.
Бенедикт Нурсийский. Фрагмент фрески монастыря Святого Марка
Бенедикт много размышлял о переустройстве монашеской жизни. Созерцательное аскетическое восточное отшельничество в западных странах с более суровым климатом не казалось ему идеалом служения Господу. Он создал особый устав для западных монахов, который дошел до нашего времени сквозь полтора тысячелетия: «Нам нужно основать школу для служения Господу. Создавая ее, мы надеемся не устанавливать ничего жестокого, ничего тяжелого. Если же, все-таки, справедливая причина требовала бы ввести туда что-то несколько более строгое, чтобы обуздать пороки и сохранить милосердие, не позволяйте страху тут же охватывать вас и не убегайте далеко от дороги спасения, которая вначале не может быть узкой… но, двигаясь по иноческой жизни, по жизни веры, сердце расширяется, и вы бежите по дороге заповедей Божьих с легкостью невыразимой любви. Так, никогда не покидая учителя своего, усердствуя в монастыре в поучении его до самой смерти, мы разделяем страдания Христовы терпением, чтобы заслужить место в Царствии Его. Аминь».
Первый монастырь по бенедиктинскому уставу был основан в 530 году в Монтекассино. В нем Бенедикт Нурсийский жил и правил до конца своей жизни в 543 году.
Уже к середине VI века бенедиктинские монахи сделались самыми многочисленными в Европе. Монастыри были объединены в бенедиктинский орден, который вскоре стал очень почитаемым в Европе.
Цистерцианский или бернардинский орден был основан в 1098 году дворянином из Шампани Робертом Молемским, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место Сито, близ Дижона, и основал там свой монастырь. Из этого монастыря и образовался цистерцианский орден.
Правила ордена были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств, строгая подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II утвердил орден, но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Число цистерцианцев стало увеличиваться только тогда, когда в орден вступил знаменитый Бернард Клервоский. Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым, а его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья.
Святой Бернард Клервоский. Альфред Уэсли Вишарт, 1900 год
Уважение к богослову было перенесено и на его орден, который начал быстро расти. После смерти Бернарда Клервоского цистерцианцы (бернардинцы) размножились по всей Европе. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повлекло за собой ослабление монастырской дисциплины, поставив бернардинские монастыри в один уровень с другими западными аббатствами.
Орден кармелитов был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине XII века поселился на горе Кармель и жил там по образу древних восточных подвижников. В начале XIII века патриарх Альберт Иерусалимский составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, в том числе полностью отказаться от мяса, а также значительное время проводить в полном молчании.
Патриарх Альберт Иерусалимский
В 1238 году после поражения крестоносцев орден был вынужден эмигрировать в Европу. Там в 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке орден особенно прославился в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезе Авильской.
Основателем ордена был Франциск, сын купца из Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов. Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих.
Франциск Ассизский. Изображение на стене монастыря Святого Бенедикта в Субиако
Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством. В 1223 году орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем францисканцы получили право всюду проповедовать и совершать исповедь.
Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. После смерти Франциска Ассизского его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.
Доминиканский орден был основан в одно время с францисканским испанским священником и каноником Домиником. В конце XII — начале XIII веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южном районе Франции и наводили там большую смуту. Доминик, проезжая через Тулузу, познакомился с вероотступниками и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение, а Гонорий III утвердил устав. Главным занятием ордена должно было стать обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди.
В 1220 году Доминик сделал существенное изменение в уставе ордена и по примеру францисканцев присоединил к обетам братии нищенство. Различие между орденами состояло в том, что для обращения еретиков и утверждения католичества доминиканцы, приняв ученое направление, действовали в среде высших сословий. После смерти Доминика в 1221 году орден распространился по всей западной Европе.
ОРДЕНА МОНАШЕСКИЕ
Ордена монашеские объединяют монахов, принёсших вечные, или «торжественные», монашеские обеты (целомудрия, послушания и бедности), в отличие от других форм католического монашества (конгрегации религиозные, секулярные институты, общества апостольской жизни), предусматривающих принесение временных, или «простых», обетов. Для Орденов монашеских характерна особая структура, представляющая собой объединения общин (монастырей, приоратов, богаделен и т. п.), члены которых связаны общим уставом, утверждённым папой Римским, подчиняются через своих глав (супериоров), минуя диоцезальных епископов, непосредственно Святому Престолу. Ордена монашеские отличаются особенностями в богослужении и духовной традиции. Члены Орденов монашеских имеют особый отличительный хабит (одеяние).
В современной католической Церкви, помимо Орденов монашеских в узком смысле, действующих на основе древних монашеских уставов [бенедиктинцы и выделившиеся из них ордена, а также униатские (смотри Униатство) ордена антониан, василиан и мхитаристов], в понятие Орденов монашеских в широком смысле (хотя и неточном с точки зрения католического канонического права) могут включаться также ордена регулярных каноников (августинцы, премонстранты и другие; смотри также Каноник), нищенствующие ордена (доминиканцы, францисканцы, августинцы-эремиты, кармелиты и др.) и ордена регулярных клириков (иезуиты и др.). В средние века существовали и другие разновидности Орденов монашеских, например духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тамплиеры, Тевтонский орден и др.), члены которых, помимо принесения обычных монашеских обетов, обязывались также с оружием в руках защищать христианство. Типологически эти Ордена монашеские относятся к регулярным каноникам (Тевтонский орден) либо к нищенствующим орденам (напр., иоанниты).
Во 2-й половине XI века от бенедиктинцев отделился орден цистерцианцев, получивший название от аббатства Сито [лат. Цистерциум (Cistercium)] в Шампани, ставшего их первой обителью. Особое распространение орден получил в середине XII века благодаря деятельности Бернарда Клервоского. Цистерцианцы выступали за возрождение сути бенедиктинского устава, которую они видели в физическом труде монахов и их социальном служении и миссионерстве. Орден получил строгую структуру внутреннего управления. В Новое время от цистерцианцев отделились ордена фельянтинцев (1577, упразднён в конце XVIII века) и траппистов (1664), отличавшиеся требованием более строгого аскетизма.
К XVIII веку в основном сложились также организации восточно-католических (униатских) монахов: мхитаристов (армяне-униаты), василиан (униаты греческого обряда) и антониан (марониты).
Большинство Орденов монашеских имеют и женскую линию, автономную, но находящуюся в определённой юридической зависимости от мужской.
К Орденам монашеским в узком смысле близко примыкают регулярные каноники, основой жизни для которых служит устав блаженного Августина. Традиция клириков, ведущих монашеский образ жизни, восходит к IV веку. В 816 году была сделана попытка объединить в подобия монастырских общин капитулы соборных церквей. Эта инициатива принесла первые плоды в конце XI века. К этому времени относится возникновение ордена регулярных каноников- августинцев. Уже в XII веке среди августинцев появились различные конгрегации (каноники аббатства Сен-Виктор в Париже; смотри Сен-викторская школа) и местные капитулы. Августинцы не имели единства управления, и только на местном уровне оно осуществлялось собранием капитулов. В противоположность им премонстранты (орден основан святым Норбертом Ксантенским в 1-й половине XII века в Северной Франции) заимствовали у цистерцианцев строгую систему централизов. коллегиального управления.
К XIII веку относится расцвет нищенствующих орденов (они отказывались от всякой собственности и существовали только за счёт милостыни): доминиканцев (основан в 1-й четверти XIII века), францисканцев (утверждён в 1209 году), сервитов (1233), августинцев-эремитов (возник в 1244 году, утверждён в 1256 году), тринитариев (1198) и др. Нищенствующие ордена имеют 3 ветви: монашеские (мужская и женская) и мирян, ведущих аскетическую жизнь, так называемых терциариев («третий орден»). Наиболее чётко эта структура прослеживается у доминиканцев. У францисканцев быстро произошло разделение (окончательно закреплено в 1517 году) на конвентуалов, допускавших смягчение требований орденского устава, и обсервантов, настаивавших на их строгом соблюдении. Орден кармелитов возник в XII веке в Палестине как организация эремитов (отшельников), однако позднее был реформирован как нищенствующий орден (1247), хотя и с акцентом на строгом удалении от мира и созерцательной жизни, в противовес другим нищенствующим орденам, которые активно занимались проповедью христианства и пастырской деятельностью. Члены ордена тринитариев посвятили себя в первую очередь попечению над христианами, находящимися в плену у иноверцев. Сходную цель преследовали и члены братства мерседариев.
Духовно-рыцарские ордена, возникшие в XI-XIII веках в Палестине, Прибалтике и на Пиренейском полуострове, сыграли важную роль в событиях крестовых походов и Реконкисты. Однако к Новому времени все они были либо упразднены (тамплиеры), либо превратились в корпорации светской аристократии (испанские и португальские ордена), либо переключились на благотворительную деятельность (иоанниты, Тевтонский орден).
С развитием Реформации сократилась деятельность Орденов монашеских в Северной Европе, однако благодаря Великим географическим открытиям Ордена монашеские распространились в других районах мира, прежде всего в Америке, где они стали основной силой христианской миссии. Заметную роль как в миссионерской деятельности, так и в противостоянии Реформации играли иезуиты, а также нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев. Подобная активность в XVIII веке привела Ордена монашеские к конфликтам с правительствами многих государств, в результате чего ряд орденов был упразднён (некоторые возродились в XIX веке). В эпоху Просвещения и в XIX веке члены Орденов монашеских стали уделять всё большее внимание учёным занятиям и публикации древних христианских памятников (например, мавристы), социальной работе, созданию различных благотворительных учреждений. Реформа канонического права (1983), ликвидировав ряд формальных особенностей, характерных для Орденов монашеских, сблизила их с другими видами религиозных институтов Римско-католической церкви.
Дополнительная литература:
Карсавин Л.П. Монашество в средние века. СПб., 1912. М., 1992;
Dizionario degli istituti di perfezione / Ed. G. Pellicia, G. Rocca. Roma, 1974–2003. Vol. 1–10;
Leyser H. Hermits and the new monasticism: a study of religious communities in Western Europe 1000–1150. L., 1984;
Dall’eremo al cenobio. Mil., 1987;
Lesegretain C. Les grands ordres religieux: hier et aujord’hui. P., 1990;
Джордан Омэнн О.Р. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994;
Монашеские ордены
На протяжении всего существования человечеству были свойственны духовные поиски. Желание обрести в этом процессе единомышленников привело к появлению монашеских орденов – сообществ единоверцев с определённым пониманием духовности и особым жизненным укладом. Нельзя не отметить, что европейская культура во многом обязана деятельности этих людей.
Христианское монашество зародилось в Египте в IV веке: последователи Христа отказывались от основных земных благ и устремлялись к духовным идеалам. Одни становились отшельниками, другие собирались в общины, которые впоследствии выработали свой устав и правила. Но понимание монашества в западной и восточной культуре со временем стало разниться: последние уделяли больше внимания созерцательным практикам, в отличие от западных братьев, которые ставили во главу угла более активную деятельность и задачи. Главной целью была проповедь христианства – и формы её осуществления менялись вместе с историческими реалиями. Появлялись братства с особенной харизмой, позднее становившиеся орденами.
Первый монашеский орден появился в 530 году под руководством Бенедикта Нурсийского. Устав запрещал братьям иметь собственность и требовал строгого послушания. Монахи проводили время в молитве и труде, который включал в себя также интеллектуальную деятельность. Можно сказать, что европейская культура во многом обязана ордену бенедиктинцев, которые переписывали манускрипты и сохраняли литературные памятники прошлого. Значительная часть исторического наследия была спасена благодаря монастырским библиотекам. Важен вклад и в развитие музыки: бенедиктинцы создали первые нотные рукописи с зафиксированным многоголосьем, и в наше время некоторые члены ордена несут своё послушание, выступая на концертах духовной музыки.
Нищенствующие ордены ставят целью своего служения проповедь беднякам. Одним из самых ранних орденов такого типа были кармелиты, поселившиеся на Святой Земле у горы Кармель. В их задачу не входила проповедь – напротив, верующие хранили обет молчания и полностью отдавались молитвенному созерцанию. Им было запрещено какое-либо имущество, а идеалом считался крайний аскетизм.
Нести послушание как проповедники в XIII веке начали францисканцы, единомышленники Франциска Ассизского. Монахи в коричневых рясах создали целую систему богословского образования, которая впоследствии породила плеяду мыслителей Средневековья, а затем Ренессанса. Серые братья фигурируют во многих литературных произведениях – достаточно вспомнить «Имя розы» Умберто Эко или брата Лоренцо из «Ромео и Джульетты». Членом ордена был философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон, священство принимали Франческо Петрарка и Антонио Вивальди.
Ещё один орден, проповедовавший аскетизм, был основан Домиником де Гусман Гарсес. Накопившая достаточно богатств церковь в те времена переживала упадок и отторжение верующих – крестовые походы также внесли свою лепту в формирование негативного мнения. Одобрение населения можно было получить только крайним нестяжательством и проповедью среди масс. Демократизацией монашества, помимо Франциска, занялся и Доминик, поставивший целью ордена проповедь и изучение наук. Domini canes (лат. «псы господни») углублённо изучали теологию по примеру своего основателя, имевшего блестящее богословское образование. Члены ордена преподавали в крупнейших университетах Парижа и Болоньи, открывали собственные учебные заведения, внося бесценный вклад в европейское образование.
Иезуиты существенно повлияли на европейское образование, создавая учебные заведения для юношей из привилегированных слоёв общества. К примеру, их воспитанниками были Вольтер, Мольер и Декарт – причём каждый впоследствии составил об ордене и методах преподавания собственное мнение.
Монашеские ордены переживали разные времена – и упадка, и расцвета – на протяжении всей истории христианства. Их члены вели активную деятельность, проповедовали, скрывались, страдали за свои убеждения… Их вклад в формирование европейской культуры бесценен.
Улица Мира в парке-музее ЭТНОМИР
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Улица Мира в ЭТНОМИРе – уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете. Здесь можно совершить путешествие по всей планете – от Японии до Северной Америки. Путешествовать можно самостоятельно, а также в рамках обзорной экскурсии по Улице Мира. Двери всех домов открыты для гостей!
Монашеский орден
* Ордены бенедиктинского устава
Нищенствующие орденыОсобняком стоят августинцы и иезуиты. Последние могут, если это необходимо, не придерживаться никаких традиционных монашеских правил, помимо послушания.
В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордены, называемые по-славянски чинами (василиане — Чин святого Василия Великого, и т. п.).
В православных церквах монашество было более однородным и деления на ордена никогда не знало.
Связанные понятия
О́рден ме́ньших бра́тьев капуци́нов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum; кратко — капуци́ны) — монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону (итал. cappuccio), носимому членами этого ордена. Основан Маттео Басси (Маттео да Башио) в 1525 году как ветвь францисканского ордена, утверждён в 1528 году папой Климентом VII.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.
Орден Братьев Меньших Конвентуальных (OFM Conv) — одна из трёх ветвей ордена францисканцев. Как и прочие ветви францисканцев, обсерванты и капуцины, конвентуалы ведут свою историю от общины, основанной в начале XIII века святым Франциском Ассизским. Собственно орденская ветвь OFM Conv образовалась в 1517 году после разделения ордена на обсервантов и конвентуалов.