Монастырь на казбеке о чем

Анализ стихотворения «Монастырь на Казбеке» Александра Пушкина

Монастырь на казбеке о чем. Смотреть фото Монастырь на казбеке о чем. Смотреть картинку Монастырь на казбеке о чем. Картинка про Монастырь на казбеке о чем. Фото Монастырь на казбеке о чем

Произведение «Монастырь на Казбеке» Александра Сергеевича Пушкина впервые было напечатано в журнале «Северные цветы».

Стихотворение создано примерно в мае 1829 года. В эту пору поэт переживает личную драму, его сватовство к Н. Гончаровой в ее семействе было принято сдержанно, определенного ответа он так и не получил. Он решается ехать на Кавказ, где в то время как раз шла война. Целью его был Арзрум и действующая армия под предводительством И. Паскевича. По пути на две недели поэт остановился в Тифлисе. Уже в августе, возвращаясь, он вновь на считанные дни оказался в этом гостеприимном городе. Считается, что в стихотворении описан именно грузинский Гергетский монастырь, находящийся на головокружительной высоте в горах. Кстати, он сохранился до наших дней. В жанровом отношении – элегия, исповедальная лирика, по размеру – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам тоскующий автор. В горах, величественных и неприступных, его посещают мысли о вечности. Казбек – как царь, раскинувший под солнцем свой шатер над миром. Он обращается к Казбеку как к живому существу: «твой монастырь». Поэта манит суровый «реющий ковчег» спасения, где идет жизнь, наполненная совсем другими смыслами. «Вожделенный брег!»: параллель с плаванием по бурному житейскому морю продолжается. Как тонущий, он мечтает выбраться на берег, оставить позади всю суету и заблуждения пролетевших лет. Бог, кажется ему, ближе к таким вершинам и людям, которые там поселяются. «Заоблачную келью»: скрыться из глаз мира, переступить границу земли и неба, забыть себя, обрести подлинную свободу. Стихотворение изобилует средствами художественной выразительности. Теплое олицетворение: «семья гор». Россыпь эпитетов: царственный шатер, вольной вышине, вечными лучами. Почти страдальческая анафора: «туда б». Несколько восклицаний с красноречивым многоточием, выдающим, что желание героя вряд ли исполнится. Душевное смятение – еще одно препятствие на пути к восхождению. Лексика возвышенная, встречаются и устаревшие слова. Парентеза (обращение). Звукопись. Сравнение: как ковчег (библейский образ, судно Ноя, на котором спаслась вся его семья во время Потопа). Кавказская тема – одна из важнейших в творчестве поэта.

В стихотворении «Монастырь на Казбеке» А. Пушкина пейзажная лирика перерастает в исповедальную.

Источник

Александр Пушкин — Монастырь на Казбеке: Стих

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.

Анализ стихотворения «Монастырь на Казбеке» Пушкина

Произведение «Монастырь на Казбеке» Александра Сергеевича Пушкина впервые было напечатано в журнале «Северные цветы».

Стихотворение создано примерно в мае 1829 года. В эту пору поэт переживает личную драму, его сватовство к Н. Гончаровой в ее семействе было принято сдержанно, определенного ответа он так и не получил. Он решается ехать на Кавказ, где в то время как раз шла война. Целью его был Арзрум и действующая армия под предводительством И. Паскевича. По пути на две недели поэт остановился в Тифлисе. Уже в августе, возвращаясь, он вновь на считанные дни оказался в этом гостеприимном городе. Считается, что в стихотворении описан именно грузинский Гергетский монастырь, находящийся на головокружительной высоте в горах. Кстати, он сохранился до наших дней. В жанровом отношении – элегия, исповедальная лирика, по размеру – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам тоскующий автор. В горах, величественных и неприступных, его посещают мысли о вечности. Казбек – как царь, раскинувший под солнцем свой шатер над миром. Он обращается к Казбеку как к живому существу: «твой монастырь». Поэта манит суровый «реющий ковчег» спасения, где идет жизнь, наполненная совсем другими смыслами. «Вожделенный брег!»: параллель с плаванием по бурному житейскому морю продолжается. Как тонущий, он мечтает выбраться на берег, оставить позади всю суету и заблуждения пролетевших лет. Бог, кажется ему, ближе к таким вершинам и людям, которые там поселяются. «Заоблачную келью»: скрыться из глаз мира, переступить границу земли и неба, забыть себя, обрести подлинную свободу. Стихотворение изобилует средствами художественной выразительности. Теплое олицетворение: «семья гор». Россыпь эпитетов: царственный шатер, вольной вышине, вечными лучами. Почти страдальческая анафора: «туда б». Несколько восклицаний с красноречивым многоточием, выдающим, что желание героя вряд ли исполнится. Душевное смятение – еще одно препятствие на пути к восхождению. Лексика возвышенная, встречаются и устаревшие слова. Парентеза (обращение). Звукопись. Сравнение: как ковчег (библейский образ, судно Ноя, на котором спаслась вся его семья во время Потопа). Кавказская тема – одна из важнейших в творчестве поэта.

В стихотворении «Монастырь на Казбеке» А. Пушкина пейзажная лирика перерастает в исповедальную.

Источник

«Монастырь на Казбеке» А. Пушкин

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.

Дата создания: 20 сентября 1829 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Монастырь на Казбеке»

Кавказские горы восхищали не только М. Ю. Лермонтова. А. С. Пушкин тоже посещал эти живописные территории и оставил несколько произведений, посвящённых им. Одно из таких – стихотворение «Монастырь на Казбеке», созданное, как гласит запись в рукописи, 20 сентября 1829 года. Впервые это произведение опубликовали в журнале «Северные цветы» в 1831 году.

Стихотворение состоит из двух строф. Первая представляет собой шестистишие (секстина), а второе – пятистишие. Если представить строки в виде схемы, то она будет выглядеть так: aabbcb cdede. Таким образом, можно говорить о своеобразном сочетании парных и перекрёстных рифм. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Поэт говорит от первого лица. Это обычно для лирики Александра Сергеевича, когда в своих произведениях он обращается то к друзьям, то к возлюбленным, то к завистникам. В этом стихотворении происходит то же самое, с той разницей, что адресатом является не человек, а целая гора. Поэт произносит её гордое имя:
Высоко над семьёю гор,
Казбек…

Применительно к своему величественному собеседнику автор употребляет достойные его пышные эпитеты. Вершину Казбека он метафорически называет «царственным шатром», а монастырь, расположенный на ней, сравнивает с «реющим ковчегом». В этом выражении чувствуется намёк на легенду, что именно к Кавказским горам пристало судно библейского праведника Ноя. Даже для света, озаряющего горы, у поэта находится эффектный эпитет – «вечные лучи», который указывает на неизменность состояния всего, что прикасается к горным вершинам.

Не менее интересна метафора, использованная поэтом по отношению к Кавказу. Горный массив Александр Сергеевич называет «семья гор». Кавказ предстаёт перед нами как близкий круг живых существ. Оно существуют вечно, а потому сохраняют величественность и непоколебимый покой, напоминающий о божественном умиротворении.

Поэт не скрывает, что его привлекает эта неизменность. Он восклицает: «Далёкий, вожделенный брег!»

Думается, что образ горной вершины, увенчанной монастырём, является метафорой творческой жизни. Читатель, хорошо знакомый с сочинениями Пушкина, вспомнит, что Александр Сергеевич не раз высказывался о самодостаточности творца. Поэт не должен унижаться, прислуживая публике. Вместо этого ему следует больше внимания уделять своей работе, которая приближает его к богу. Вот и в строках этого стихотворения мы видим движение от низа («сказав прости ущелью») к небесам – «в соседство Бога». Автор очерчивает собственный путь, стремясь стать подобным гордым, молчаливым бессмертным горам.

Источник

Монастырь на Казбеке — «высоко над семьею гор»

Это путешествие за один день подарит вам захватывающие дух горные пейзажи, познакомит с древней историей Грузии и её легендами. Наш маршрут пройдёт через лазурное Жинвальское водохранилище, средневековую крепость Ананури, необычный минеральный источник и Арку Дружбы. А финальная цель, конечно, монастырь у подножия великого Казбека — аскетичный, но поражающий гармонией с окружающей природой.

Монастырь на казбеке о чем. Смотреть фото Монастырь на казбеке о чем. Смотреть картинку Монастырь на казбеке о чем. Картинка про Монастырь на казбеке о чем. Фото Монастырь на казбеке о чем

Монастырь на казбеке о чем. Смотреть фото Монастырь на казбеке о чем. Смотреть картинку Монастырь на казбеке о чем. Картинка про Монастырь на казбеке о чем. Фото Монастырь на казбеке о чем

Что вас ожидает

Восторг от грузинских пейзажей
Дорога из Тбилиси в Казбеги пролегает по живописному ущелью реки Арагви: вдали вы увидите легендарный монастырь Джвари и древнюю грузинскую столицу, город Мцхета. Первая остановка у одной из плотин Жинвальского водохранилища: вы полюбуетесь его бирюзовой гладью и узнаете о возникновении и роли этого водоёма. А зимой, когда вода опускается, увидите затопленные церкви. Кроме того, вас ждёт слияние двух рек (Белой и Чёрной Арагви), захватывающие дух виды у Арки Дружбы и необычный минеральный источник, напоминающий золотистую реку.

Церковь в Гергети и крепость Ананури
Вы точно видели такие открытки: стоящий на холме древний монастырь на фоне заснеженных гор. За этими видами в реальности вы отправитесь в село Степанцминда у подножия Казбека. А там пересядете на джипы, чтобы подняться к «монастырю за облаками», воспетому в стихах Пушкина. В путешествии также прекрасно сохранившаяся крепость Ананури 16 века: за её мощными стенами вас ждут истории местных правителей — арагвских эриставов.

В поездке предусмотрен обед (на обратном пути) в кафе на родине хинкали.

Организационные детали

Как проходит экскурсия

Что входит в стоимость, а что — нет

Источник

Монастырь на казбеке о чем

Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Монастырь на Казбеке.

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне.

Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи образных определений царственный и вечными. Как в литературоведении называются такие определения?

В литературоведении такие определения называются эпитетами. Дадим определение.

Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).

3) риторические восклицания

Во второй строфе стихотворения использовались:

анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз;

риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие;

антитеза — это противопоставление; противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство бога скрыться мне.

Гипербола тоже присутствует в стихотворении. «Вы­со­ко над се­мьею гор», «вечными лучами»

Нет, Вы ошибаетесь, во-первых, это не гипербола: Казбек выше других гор, а монастырь на Казбеке, оттого и «высоко над семьёю гор», во-вторых, Вы привели примеры из первой строфы, а в задании требовалось из второй.

В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?

Философская тема осмысления жизни звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Лирический герой как бы отождествляет себя с образом паруса.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Лирический герой, подобно парусу, стремится навстречу приключениям. Он молод, не думает об опасностях и рвется навстречу ветру:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой.

У Александра Сергеевича Пушкина мы видим немного другое настроение. Его герой стремится к умиротворению, желая скрыться «в соседство бога». Он хочет найти смысл жизни в горах, в монастыре, вдали от людского мира. Автор повествует о Кавказе как о райском месте, будто единственном способном помочь ему обрести себя.

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи эпитетов «царственный» и «вечными». Стихотворение написано любимым стихотворным размером Пушкина — ямбом.

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?

10.2. В чем смысл использованного Пушкиным в стихотворении сравнения?

10.1. Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.

Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:

…Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «ущелье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье — это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.

Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) — это человек (лирический герой) и окружающий мир.

Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее — у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя — «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.

Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.

10.2. В первой строфе стихотворения «Монастырь на Казбеке» используется срав-нение «как в небе реющий ковчег». В чем его смысл?

Стихотворение относится к философской лирике. Автор размышляет о смысле жизни, о жизненных идеалах. Кавказ всегда ассоциировался Пушкиным со свободой. Вот почему его лирический герой стремится на Кавказ — он хочет воли, душевного успокоения, хочет сбросить с себя оковы мирской суеты и условностей. Ковчег — это символ спасения. Именно в этом смысл использованного поэтом сравнения: монастырь на Кавказе — путь к самому себе.

Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.

Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:

…Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «уще-лье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье – это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.

Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) – это человек (лирический герой) и окружающий мир.

Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее – у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя – «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.

Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0
Максимальный балл6