Монблан что это такое
Монблан
Монблан (Mont Blanc (франц.), Monte Bianco (итал.)) — горный массив и вершина в Альпах. Находится на границе Италии и Франции. Является высшей точкой Западной Европы.
Высота 4808 метров.
Название в переводе означает «Белая Гора».
Непосредственное расположение вершины является предметом споров между Италией и Францией. Каждая страна на своих картах старается поместить вершину на свою территорию. Хотя ещё в 1861 году был заключен договор, по которому граница прошла по высшей точке, то есть по вершине Монблана.
В 1965 году под массивом Монблана был построен туннель длинной 11,6 километра, соединивший Италию и Францию.
Массив Монблана популярен среди альпинистов и туристов, а так же известен как горнолыжный курорт. Для альпинистов район Монблана имеет особое значение. Именно эти места считаются местом зарождения альпинизма. У подножия Монблана с французской стороны расположился известный городок Шамони (Chamonix) — популярное место для занятия зимними видами спорта. Здесь в 1924 году прошли первые зимние Олимпийские игры. Шамони — центр развития многих экстремальных видов спорта.
Первое известное восхождение на Монблан состоялось 8 августа 1786 года. Два человека, Jacques Balmat и доктор Michel Paccard, поднялись на вершину. Восхождение было организовано Horace-Bénédict de Saussure, швейцарским аристократом и путешественником, который наградил альпинистов за удачное выполнение поставленной задачи. Это восхождение принято считать началом истории альпинизма.
Первой женщиной, поднявшейся на вершину Монблана в 1808 году, стала Marie Paradis, уроженка Шамони. Подробнее о восхождение здесь.
В 1886 году экспедиция под руководством будущего президента США Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt) достигла вершины.
В наше время по классическому маршруту на Монблан поднимаются до 20000 туристов и альпинистов в год. Маршрут, хотя и имеет значительную протяженность, считается вполне доступным и технически не сложным для физически подготовленного человека, адаптированного к высоте. Однако, каждый год на Монблане случаются аварии. В сезон особенно в выходные дни, обычно в августе, вертолеты спасательной службы делают до 12 рейсов в сутки, как правило оказывая помощь людям, поднимающимся по одному из простых маршрутов ведущих к вершине. Как правило, это связано с недостатком опыта среди восходителей, идущих без гида, или с отсутствием подходящего снаряжения. Не все знают о необходимости акклиматизации перед подъемом на такую гору. Отсутствие акклиматизации может привести к резкому ухудшению самочувствия и, в особо тяжелых случаях, даже к смерти.
Лучшее время для восхождения на Монблан — июль и август. Однако в это время наиболее простые маршруты переполнены восходителями. При благоприятной снежной обстановке, возможно без проблем совершить восхождение в июле. Хорошим временем считается сентябрь, когда погода становится более стабильной, чем летом. В это время тоже довольно много желающих подняться на вершину, однако уже значительно меньше чем в летние месяцы. Середина октября считается началом зимнего сезона и массовое паломничество к вершине прекращается. Тем не менее, многие маршруты отлично подходят и для зимних восхождений.
На Монблан существует четыре относительно простых маршрута:
The Three-Mont-Blanc route
The Grand Mulets route
The Aiguilles Grises route
Наиболее красивым считается маршрут The Three-Mont-Blanc route, представляющий из себя траверс массива. Правда он же является и наиболее сложным из этой четверки.
На склонах Монблана установлена хижина. Она предназначена для отдыха альпинистов которые в вечерние часы выходят на вершину с более сложных маршрутов или для восходителей застигнутых непогодой. Ее не принято использовать среди людей идущих по простым маршрутам.
На Монблан проложено так же множество сложных альпинистских маршрутов на любой вкус. Многие из них проходят по итальянской стороне горы, которая посещается в основном опытными альпинистами. Для любителей комбинированных маршрутов и микстового лазания можно рекомендовать маршруты по гребню Peuterey, по Северной стене Aiguille Blanche или по более сложной Северной стене Grand Pilier d’Angle. Очень сложнные маршруты проходят по стене Brenva.
Монблан
Под Монбланом проложен автомобильный туннель длиной в 11,6 км, соединяющий Францию и Италию. Туннель платный. По состоянию на октябрь 2012 года, стоимость проезда через туннель составляет 39 евро 40 центов.
У западного подножья Монблана, на французской стороне расположен известный горнолыжный курорт Шамони. У южного, на итальянской стороне — Курмайор.
Содержание
Первое восхождение
Первое упоминание о восхождении на Монблан, Жаком Бальма (англ. Jacques Balmat) и доктором Мишелем Паккаром (англ. Michel-Gabriel Paccard), датировано 8 августа 1786 года. Это восхождение прошло по инициативе Ораса Бенедикта Соссюра, учредившего премию тому, кто разведает способ подъёма на Монблан. Первой женщиной, достигшей вершины, стала Мария Парадис в 1808 году. Будущий президент Соединенных штатов, Теодор Рузвельт, также возглавил экспедицию по восхождению во время своего медового месяца в 1886 году.
Вершины массива Монблан
Панорама
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Монблан» в других словарях:
Монблан — (Зеленая Поляна,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Курортная 6, Зеленая Поляна, Россия … Каталог отелей
Монблан — высшая точка Западной Европы. МОНБЛАН (французское Mont Blanc, итальянское Monte Bianco), горный массив и вершина в Западных Альпах, на границе Франции и Италии, самая высокая в Западной Европе (4807 м). Площадь оледенения свыше 200 км2.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОНБЛАН — (франц. Mont Blanc итал. Monte Bianco), горный массив и вершина в Зап. Альпах, на границе Франции и Италии, самая высокая в Зап. Европе (4807 м). Площадь оледенения св. 200 км². Крупный ледник Мер де Глас (дл. 12 км). Альпинизм, туризм.… … Большой Энциклопедический словарь
монблан — сущ., кол во синонимов: 2 • вершина (213) • гора (76) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
монблан — I. МОНБЛАН * mont blanc. Пирожное с каштанами и сбитыми сливками. Ганшина. Изготовленное из пюре каштанов, с ванилью, увенчанным куполом из крема шантильи. Ларусс гастр. 1984. II. МОНБЛАН а, м. Mont Blanc. Название самой высокой горы в Европе. 1 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Монблан — (франц. Mont Blanc, итал. Monte Blanco) горный массив в Западных Альпах. Протягивается с Ю. З. на С. В. на 50 км по границе Франции, Италии и Швейцарии. Высота до 4807 м (наибольшая в Альпах и во всей Западной Европе). Сложен гранитами,… … Большая советская энциклопедия
Монблан — (франц. Mont Blanc, итал. Monte Bianco), горный массив и вершина в Западных Альпах, на границе Франции и Италии, самая высокая в Западной Европе (4807 м). Площадь оледенения свыше 200 км2. Крупный ледник Мер де Глас (длина 12 км). Альпинизм,… … Энциклопедический словарь
Монблан — высочайшая гора в Европе, на гран. франц. дпт. Верхней Савойи и итал. пров. Турин, служит водоразделом р. Роны и По, 4810 м выс., принадлежит к Савойским Альпам, составляет с соседними горами особенную массу, которая почти вся кристаллическая;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Монблан
Гора Монблан (Mont Blanc)
Монблан – одна из самых известных горных вершин нашей планеты, расположенная в Западных Альпах, на стыке двух государств — Франции и Италии. Поскольку горный массив пролегает непосредственно по границе, французы и итальянцы уже не одно столетие спорят о принадлежности Монблана, но к единому мнению пока не пришли. В настоящее время гора фактически разделена между двумя городами: французским Сент-Жерве-ле-Беном и итальянским Курмайором. Объединяющим может служить тот фактор, что прямо под горным массивом протянулся соединяющий обе страны тоннель длиной 11,6 км.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Восхождение на Монблан
Основные моменты
Если не брать во внимание Эльбрус и другие кавказские пики, именно Монблан является самой высокой точкой в Европе: 4810 м над уровнем моря. Несмотря на свою высоту, эта гора, давно ставшая популярным центром альпинизма и горного туризма, с каждым днем покоряется всё большему числу как профессиональных скалолазов, так и неподготовленных туристов, включая даже детей. Подтверждением тому – самый популярный на континенте пеший маршрут «Tour du Mont Blanc», пролегающий вокруг нее.
Панорама горы Монблан
Чем же так полюбился Монблан путешественникам? Конечно же, своими кристально белыми пейзажами и расположенными у подножья горнолыжными курортами. Со стороны Франции таким курортом является Шамони, а с южной, итальянской, стороны — уже упомянутый Курмайор. Побывать здесь стремится немало любителей активных видов спорта, среди которых не только альпинисты, но и сноубордисты и горнолыжники. Если вам надоело отдыхать на теплых морях-океанах, поедать экзотические фрукты или бесконечно осматривать дворцы и музеи в крупных мегаполисах, а захотелось по-настоящему ярких и экстремальных впечатлений – добро пожаловать на Монблан!
Альпинисты на вершине Монблана Палаточный лагерь Подъем группы от зоны леса Курорт Шамони Курорт Курмайор
История покорения Монблана
В 1744 году известный путешественник Питер Мартель опубликовал путевые заметки о своих горных походах. Именно в этом труде переехавший в Женеву сын французских эмигрантов живо и эмоционально передал свои впечатления от горы Монблан, тем самым став зачинателем моды на посещение этой вершины.
Что же касается первого покорения горы, оно датируется 8 августа 1786 года. Величественный альпийский красавец «склонил голову» перед Жаком Бальма и доктором Мишелем Паккардом. Инициатором исторического восхождения стал швейцарский геолог, ботаник и альпинист Орас Бенедикт де Соссюр. Он даже учредил специальную премию тому, кто лично разведает самый оптимальный способ подъема на Монблан.
Стоит отметить, что среди покорителей, достигших вершины, были и женщины. Самой первой стала Мария Парадис, совершившая восхождение в 1808 году.
Кстати, руководителем одной из экспедиций по восхождению на Монблан, состоявшейся в 1886 году, был… молодой Теодор Рузвельт, будущий президент Соединенных Штатов Америки. Покорение Монблана явилось, пожалуй, самым главным событием его медового месяца в Европе.
До второй половины прошлого столетия одним из основных препятствий, омрачавших энтузиазм не только покорителей вершины, но и простых отдыхающих, явились сложности в преодолении Альп, на что требовалось порядка 18 часов пути, на котором встречались различные препятствия. Это обстоятельство и предопределило необходимость прокладки прямо под горой Монблан того самого 11-километрового туннеля, о котором мы упомянули в самом начале.
Рисунок, изображающий участников первых восхождений на Монблан Памятник Мишелю Паккарду в Шамони
Туризм на Монблане
Принимая во внимание, что высота Монблана достигает почти пяти километров, эта гора представляет интерес, главным образом, для поклонников зимних видов спорта и отдыха: альпинистов, горнолыжников и сноубордистов. Однако даже далекие от экстремальных развлечений туристы могут в полной мере и по достоинству оценить главную вершину Европы, ее красоту и притягательность, причем не прилагая к этому никаких усилий, а просто прогуливаясь у ее подножья и вдыхая полной грудью кристально чистый воздух.
В полной же мере ощутить все великолепие Монблана и те возможности, которые здесь открываются, можно только в одном случае — если вы являетесь поклонником зимних видов спорта. Их фанаты из разных уголков Европы и мира стекаются в Шамони, раскинувшийся в живописной долине реки Арв. Именно в этом поселке в 1924 году проходили самые первые в истории Зимние Олимпийские игры. Сохраняя верность своему прошлому и, что называется, продолжая держать марку, горнолыжный курорт привлекает путешественников развитой инфраструктурой и вполне доступными ценами.
Катание на склонах Монблана
История итальянского Курмайора столь значимыми событиями своей истории похвастаться не может, но это обстоятельство с лихвой компенсируется тем, какой сервис на этом курорте предлагают отдыхающим. Кроме великолепных трасс для лыжников и сноубордистов, нельзя не сказать о великолепном ботаническом саде, расположенном прямо на высокогорье, и местных термальных источниках.
Визитной карточкой Монблана и его, не побоимся этого определения, туристическим достоянием являются многочисленные канатные дороги и подъемники, смотровые площадки и пешеходные маршруты. Один из подъемников позволяет подняться на горный массив Эгюй-ди-Миди, высота которого составляет 3842 метра над уровнем моря.
Смотровая площадка у канатной дороги Комплекс подъемников
Популярный маршрут, по которому турфирмы устраивают регулярные экскурсии на Белую гору — так с итальянского и французского переводится название Монблан — был проложен еще в XVIII веке. Особой сложностью, правда, он не отличается, но дополнительная осторожность никому не повредит. Опытные путешественники рекомендуют преодолевать его только тем туристам, кто имеет хорошую физическую подготовку. Если пренебречь этим предостережением, можно запросто получить травму. Учитывая, что такие прецеденты уже были, власти организовывают ежедневный облет Монблана вертолетами службы спасения. В высокий сезон количество таких облетов достигает 12 раз в сутки.
Когда начинается и сколько продолжается этот сезон? Стартует он в июне и длится четыре месяца, то есть по сентябрь включительно. В это время одним из способов взобраться на вершину Монблана является участие в трекинг-турах, предусматривающих, если говорить в целом, передвижение или переход по горной (пересеченной) местности. Такие экскурсии обычно занимают неделю, так что будьте готовы к экстремальному времяпровождению на семь дней вперед.
Горнолыжники на склонах Монблана
Кроме того, что Монблан пользуется безоговорочной любовью горнолыжников и сноубордистов (кстати, именно здесь находится самый высокий на континенте подъемник), его также облюбовали велосипедисты. Велотуристов в этих краях бывает настолько много, что специально для них готовят тропы, зачищают их от веток деревьев и воды. Правда, путешествие на железном коне ощутимо легким от этого не станет. Главное условие — хорошо сидеть в седле.
Несмотря на то, что экстримом на Монблане пропитано буквально всё, острые ощущения во многом компенсируются и гармонично сочетаются с удобствами. Помимо уже названных канатных дорог, подъемников и другой инфраструктуры, тут есть магазины специального снаряжения, рестораны французской кухни и первоклассные отели.
Для любителей пеших походов оборудованы палаточные кемпинги. Но такое путешествие и, соответственно, проживание в кемпинге под силу только очень подготовленным и волевым людям. Уже одно то, что погода в этих местах отличается изменчивостью, излишней прохладой и ветреностью, способно испортить впечатление от самого тщательно организованного путешествия. Но, подчеркнем, только в том случае, если вы к нему физически не подготовлены. Натренированным же туристам подобные климатические сложности нипочем.
Марафон у подножья Монблана Группа на снежном склоне
Нельзя не отметить тот факт, что в окрестностях Монблана имеется еще несколько заслуживающих внимания мест. Кроме уже знакомого вам франко-итальянского тоннеля под горой, можем назвать перевал Большой Сен-Бернар и племенной питомник сенбернаров, хребет Гран Балкон Сюд (Большой Южный Балкон), альпийский музей, Мер-де-Глас (Ледовое море) и, конечно же, долину Шамони, известную своими парками и заповедниками – Мерле, Эпоий Руж и другими.
Если вам посчастливится побывать в Альпах в июле, обязательно отведайте малину, чернику и другие ягоды, которые наливаются спелостью как раз в этом месяце. Особенно их вкус способны оценить самые маленькие туристы. Не удивляйтесь: восхождение на Монблан доступно детям от 5 лет. И хотя для семейных туристов предусмотрены несколько иные маршруты, чем для обычных групп, хорошее настроение и самые приятные эмоции мамам, папам и их ненаглядным чадам гарантированы. Вы удивитесь еще больше, но дети на Монблане занимаются даже скалолазанием, причем, начиная с 3-летнего возраста. Не говоря уже о рафтинге, посещении парков развлечений и альпийского зоопарка, путешествии на горном трамвае и купании в озере.
Разумеется, нельзя обойти вниманием и «море льда» на северном склоне массива Монблан – величественное плато Мер-де-Глас. Этот сложный долинный ледник во Французских Альпах, длина которого составляет 12 км, питает собой воды реки Арв. Толщина покрова на нем составляет 400 метров. Если любоваться Мер-де-Глас с высоты канатной дороги, его панорама поражает даже самое искушенное воображение.
Долина Шамони Уютные улочки Шамони летом Прогулка по леднику Мер-де-Глас
Интересные факты
Монблан, как и большинство гор на нашей планете, не является одиночкой, величественно возвышаясь над массивом поразительной красоты.
Некоторые расположенные рядом вершины, конечно, уступают Белой горе по известности и популярности, но по высоте они практически идентичны. Например, Роше-де-ла-Турмет ниже Монблана на 100 метров, а Монблан-де-Курмайор — всего на 60 м. Назовем и другие известные среди альпинистов горы этого хребта: Гранд-Жорас, которая отвесна настолько, что считается одной из сложнейших в Альпах для восхождения, и Эгюий-дю-Миди, славящаяся своей канатной дорогой и потрясающими видами солнечного заката.
Было бы неправильно утверждать, что интерес к горному массиву Монблан проявляют только спортсмены и туристы. Здесь также проводятся различные научные изыскания, и небезуспешно. Не так давно, например, археологи нашли под толщей льда останки доисторического человека, возраст которого оценивается в 5 тысяч лет и даже больше.
Воздушный шар над Монбланом
Как мы уже сказали, Монблан особо сложным для восхождения не считается, но, и этот печальный факт надо признать, по статистике смертности среди скалолазов бьет рекорды. До середины XVIII века эти места, есть судить по старинным картам, называли «Проклятыми горами», и, по всей видимости, не зря. За все время освоения горного массива его склоны унесли жизни нескольких тысяч отчаянных альпинистов. Это та реальность, которую нельзя игнорировать.
Жертвами Монблана становились не только отважные покорители – гора не щадила даже пролетавшие рядом с ней самолеты. В прошлом веке здесь случились две крупные авиакатастрофы. Они обе произошли с участием самолетов компании Air India – стечение обстоятельств оказалось мистическим. Первый лайнер разбился на склонах Монблана в 1950 году, второй — в 1966 г. Жертвами этих катастроф в общей сложности стали 200 человек, включая членов экипажей. Среди погибших был известный индийский физик Хоми Джехангир Баба, сыгравший значительную роль в развитии атомной науки своей страны.
Еще одна катастрофа случилась 24 марта 1999 года. Но уже не в воздухе, а в автомобильном тоннеле. Вдруг ни с того ни сего загорелся грузовик, дым от которого быстро распространился по закрытому пространству. Это привело к недостатку кислорода и, как следствие, остановке двигателей всех находившихся там автомобилей, в том числе и подоспевших на помощь пожарных машин. Огонь бушевал более двух суток — 53 часа! В страшном пекле под горой погибли 39 человек.
Монблан способен не только пугать, но и удивлять. Чтобы убедиться в этом, давайте вспомним одну из сюжетных линий французской мелодрамы «Амели», вышедшей на экраны в 2001 году – о находке почтовой корреспонденции в одном из разбившихся на Монблане лайнеров. Героиня фильма, которую сыграла знаменитая Одри Жюстин Тоту, потом использовала найденные письма в личных целях. Сюжет фильма оказался пророческим: группа альпинистов в декабре 2012 года обнаружила борт Air India, потерпевший крушение в 1966 году. А внутри самолета нашли – что бы вы думали? — дипломатическую почту.
Отроги Монблана со стороны Шамони Альпинисты на скальном склоне
Где остановиться
В поселке Шамони или, официально, Шамони-Мон-Блан находится офис регистрационного бюро, поэтому лучше всего останавливаться непосредственно на этом популярном горнолыжном курорте, расположенном во французском департаменте Верхняя Савойя.
В регистрационном бюро вы можете узнать всю необходимую информацию: расписание движения канатной дороги и общественного транспорта, сведения о достопримечательностях в окрестностях Монблана.
Шале в Шамони-Мон-Блан
Как добраться
Популярная среди туристов поговорка гласит: Французские Альпы начинаются с Шамони. Поселок находится как раз у подножья Монблана — значит, туда и следует отправляться. Прямых рейсов, к сожалению, нет, поэтому лучше добираться через Швейцарию, а именно Женеву, которая отстоит от горнолыжного курорта на расстоянии всего 88 км.
Приземлившись в аэропорту Женевы, вы можете воспользоваться рейсом трансферного автобуса или взять напрокат автомобиль. Стоимость билета – 28-30 евро, время в пути не больше двух часов.
Более состоятельные туристы предпочитают добираться на такси. GPS-координаты: 45.924049, 6.863035.
Монблан
(Mont Blanc, Monte Bianco)
Монблан — самая высокая вершина одноименного массива в Западных Альпах на границе Италии и Франции и самый высокий пик в Европе, если в ее границу не включается Кавказ с Эльбрусом (5642 м).
Горный пик высотой 4810 м, круглый год покрытый снежной шапкой, по-французски называется Mont Blanc, а по-итальянски — Monte Bianco; оба названия переводятся как «Белая Гора». Неофициальное символичное наименование — «Крыша Европы».
Из-за того что вершина и горная система носят одно и тоже имя иногда возникает путаница. Горная цепь Монблан протянулась на 50 км и включает в себя 19 вершин. Самую высокую гору, собственно Монблан (высота 4810 м), догоняют Монте Бьянко ди Курмайор (4748 м), Роше-де-ла-Турмет (4677 м), Гранд Бос (4547 м), а замыкает список вершина с романтическим названием Эгюий-дю-Миди (3842 м), в переводе с французского Aiguille du Midi означает «Полуденный пик».
Монблан входит в список семи высочайших вершин планеты, его покорение — знак мастерства и мечта многих альпинистов. Вокруг Монблана сложился популярный центр альпинизма и туризма, в его окрестностях и с итальянской, и с французской стороны расположены многочисленные отели, базы, кемпинги и горнолыжные курорты.
Курорты Шамони и Курмайор
Курортными центрами для различных видов туризма и отдыха в районе Монблана стали городки по обе стороны горы — Шамони и Курмайор.
Шамони (Chamonix) — самый старый и самый известный курорт во Французских Альпах. Небольшой городок с населением 10000 жителей расположен на высоте 1020–1200 м в долине реки Арв. Вокруг курорта более 100 трасс, для горных и беговых лыж, есть трассы для сноубордистов, работают 49 подъемников. Свою мировую славу Шамони заработал прежде всего как горнолыжный курорт, но в последние годы, благодаря круглогодичной работе подъемников и развитой туристической инфраструктуре, активно посещается и летом.
Курмайор (Courmayeur) — считается самым фешенебельным итальянским курортом. Также как и Шамони, он может похвастаться лыжными трассами средней и высокой сложности, их на курорте более 100, связанных сетью из 30 подъемников. Летом инструкторы проводут желающих по живописным альпийским тропам, подобрав маршрут подходящей сложности. Привлекательной особенностью Курмайора являются термальные источники Terme di Pré Saint Didier, известные с римских времен. Рядом с ними уже более 200 лет работает водолечебница, где можно принимать спа-процедуры на фоне величественных Альп.
Чем заняться
С декабря по апрель Шамони и Курмайор находятся в безраздельном пользовании горнолыжников и сноубордистов, а в теплый сезон сюда приезжают альпинисты, скалолазы, любители трекинга, джампинга, горных велосипедов, парапланов и просто ценители пейзажей с видом на Монблан. На курортах, кроме активных и экстремальных видов спорта есть множество других развлечений. Круглогодично работают боулинг, казино, ночные клубы, дискотеки и сотни ресторанов и баров на любой бюджет.
Горнолыжный курорт
Склоны Монблана — место постоянного паломничества поклонников горнолыжного спорта. Их привлекает развитая инфраструктура и хороший сервис, большой выбор трасс, их здесь более 450 км. Функционируют десятки подъемников, лыжный сезон продолжается с конца ноября до середины апреля. Подходящие трассы и начинающие горнолыжники, и мастера. Работает множество горнолыжных школ разного уровня, на популярных курортах вокруг Монблана живут и работают высококлассные и знаменитые инструкторы и тренеры.
Пеший туризм
В окрестностях Монблана популярен пеший туризм. Один из знаменитых маршрутов под названием «Трек вокруг Монблана» (Tour du Mont Blanc) имеет протяженность 170 км и продолжается более недели. За время похода туристы полностью обходят гору и возвращаются в исходную точку.
По разным туристическим тропам Монблана самостоятельно и в сопровождении гидов путешествуют любители хайкинга со всего мира. Лучшее время для таких походов — с июля по сентябрь.
Альпинистские маршруты
Сложный рельеф и переменчивая погода делают склоны Монблана одними из самых трудных и рискованных для восхождений. На высоте возможна неожиданная перемена погоды, снегопады, лавины и ураганы. Несмотря на опасность, Монблан и его ледники всегда притягивали скалолазов и альпинистов, они имеют богатую победами и трагедиями историю восхождений. Лавины, обрушения и другие драматические события вписаны в летопись покорений «Крыши Европы».
От снежной шапки Монблана во все стороны расходятся гребни, образующие склоны различной крутизны и сложности по которым проложены разные маршруты. Самые трудные из них находятся с юго-восточной и восточной стороны (Френей, Гран Пилье д’Aнгль и Петерей), на которые решаются только самые подготовленные альпинисты.
Другой маршрут, пролегающий по западному гребню через приют Гутэ — один из самых популярных. Он начинается на французской стороне в Шамони с подъема на «Трамвае Монблан» от станции Коль дю Воза. От верхней станции подъемника Нид д’ Эгль, что переводится как «Орлиное гнездо» (2372 м), альпинисты идут по осыпям и снежнику до приюта Tete Rousse (3167 м), где остаются на ночлег. Следующий 5–7 часовой этап идет через вершину Эгюий дю Гутэ к хижине Гутэ (3835 м), в которой делают следующую ночевку. Заключительный отрезок пути предусматривает небольшой отдых в приюте Валло (4632 м), проход по вершинному гребню и, наконец, долгожданный выход на ледовую шапку Монблана.
Второй популярный маршрут начинается от Эгюий дю Миди (3850 м). На эту высоту альпинисты попадают с помощью канатной дороги из Шамони, которая построена в 1955 году и считается одной из самых высокогорных в мире. Перепад высот между нижней и верхней станциями составляет 2740 м. Этот путь к вершине самый живописный.
С итальянской стороны покорители Монблана поднимаются вверх без помощи подъемников через приют Гонелла. Из-за долгого пешего подъема этот путь считается сложным. Его первооткрыватель Акилле Ратти впоследствии стал Римским Папой Пием Ⅺ, поэтому этот маршрут называют «папским».
История восхождений
Имя человека, совершившего первый подъем на Монблан история не сохранила. Самое раннее документальное свидетельство относится к 8 августа 1786 г., когда восхождение совершили привлеченные наградой первопроходцы. Ее обещал за разведку пути к вершине горы швейцарский геолог и альпинист Орас Бенедикт Соссюр. Первопроходцами стали врач Мишель-Габриэль Паккард, до этого уже предпринимавший безуспешные попытки покорения Монблана, и его спутник — горный охотник Жак Бальма. В честь знаменательного события в Шамони установлена памятная скульптура, а день восхождения 8 августа считается Днем рождения альпинизма.
В 1808 г. Монблан впервые покорился женщине — восхождение совершила Мария Парадис, а в 1886 г. на вершину поднялся будущий президент США Теодор Рузвельт, проведший столь оригинальным способом собственный медовый месяц.
На протяжении ⅩⅧ-ⅩⅨ в. гора Монблан неоднократно меняла свою государственную принадлежность и после военных столкновений периодически становилась то итальянской, то французской. Окончательное соглашение о демаркации 1861 г. определило разделение горы между Италией и Францией границей, проходящей точно по вершине. Теперь на северо-западной стороне массива находится французский туристический центр Шамони, а на юго-восточной — итальянский Курмайор.
Погода
Всегда необходимо помнить о том, что высоко в горах будет значительно холоднее, а погода там очень переменчива. Поэтому в особенности в хорошую погоду летом, отправляясь даже на пару часов на фуникулере в горы, стоит захватить с собой верхнюю одежду. Узнать о текущей погодной ситуации помогут многочисленные онлайн веб-камеры курортов около Монблана:
А также сведения о температуре в данный момент и ее прогнозе:
Вершина Монблан на панораме Google
Как добраться
Чтобы попасть на Монблан следует сначала добраться до Шамони. Ближайший аэропорт находится в Женеве, в 80 км от горнолыжного курорта. Можно также лететь до Турина, Лиона или Милана, а из аэропортов заказать трансфер или приехать рейсовым автобусом. В Шамони можно добраться на поезде TVG из Парижа. Регулярные парижские поезда в Лион останавливаются на станции Сен-Жерве Ле Бэн Лe Файе, расположенной в 15 минутах от Шамони. Узнать их расписание и забронировать билет можно на официальном сайте.
Курорты Шамони и Курмайор соединены между собой автомобильным туннелем, который проходит под Монбланом и канатными дорогами.
Со стороны Франции из Шамони подъемник с комфортабельными вагонами довозит туристов до Эгюий дю Миди, места с красивейшими видами на Монблан и окрестности. Здесь же начинается самая протяженная лыжная трасса Шамони для занятий фрирайдом, ее протяженность 22 км.
Со стороны Италии от станции Понталь д’Антрев вверх до вершины Punta Helbronner поднимается канатная дорога Skyway Monte Bianco. В летние месяцы эти дороги соединяет третий фуникулер — Panoramic Mont-Blanc. Воспользовавшись канатным путем можно прокатиться от северо-западного склона Монблана до юго-восточного.
На видео Монблан со смотровой площадки Aguille du midi