Монетизация данных что это
Станет ли монетизация пользовательских данных трендом 2019?
В 2018 году монетизация данных стала модным словом в индустрии приложений.
Чтобы получать прибыль с приложения, важно знать все неочевидные способы его монетизации и максимально использовать самые эффективные из них. Монетизация пользовательских данных выгодна тогда, когда знаешь правила игры и все подводные камни.
В этой статье мы разобрались в том, сможет ли монетизация пользовательских данных стать постоянным источником дохода для разработчиков.
В 2018 году траты пользователей в приложениях превысили 76 миллиардов долларов. Это на 20% больше, чем в 2017 году. Стремительно растущее количество пользователей мобильных приложений привлекает в них еще больше рекламодателей:
Обзор самых прибыльных приложений за 2018 год показал, что мобильные игры остаются лидерами по внутриигровым покупкам. А гиганты типа Netflix, Tinder и Spotify все еще держат свои позиции на высоком уровне. Но поскольку число владельцев смартфонов увеличивается с каждым годом, у небольших приложений все еще есть возможность получить свою долю прибыли.
В эпоху данных информация о пользователях может помочь найти инсайты, которые компании могут превратить в миллионы долларов дохода. Вот почему многие компании рады платить за качественные неперсональные данные и улучшать свои продукты или услуги. Поэтому, если вы запускаете мобильную игру или утилиту — у вас есть все возможности для увеличения ежемесячного дохода с помощью монетизации данных.
Монетизация приложений с помощью пользовательских данных — это процесс, который включает сбор и передачу анонимных пользовательских данных из приложений дата коллекторам.
Неперсональные данные, которые собирают дата коллекторы, включают:
Любая личная информация о пользователях, например имя, возраст, пол, интересы и доход не передается третьим сторонам.
Данные о пользователях обычно нужны рекламодателям, телекоммуникационным компаниям, исследовательским институтам, маркетологам брендов и т.д. Качественные данные о пользователях смартфонов позволяют анализировать и моделировать поведение существующих и потенциальных клиентов. Монетизация данных чем-то похожа на рекламную медиацию: чем больше дата коллекторов у вас в одном SDK, тем выше доход приложения при монетизации этих данных.
Чтобы монетизация данных проходила корректно, без нарушений GDPR и законов здравого смысла, можно сотрудничать с компаниями-посредниками. Фактически, вам нужен только один хороший посредник, который обеспечивал бы эффективную монетизацию данных приложения.
Посредниками являются компании, которые заключили контракты с десятками проверенных рекламодателей и исследовательских центров, знают, какие данные тем нужны и готовы предоставлять агрегированные (а значит более точные) данные сразу с нескольких десятков приложений.
Добавив SDK посредника в приложение, можно монетизировать больший процент пользовательских данных и сэкономить время на поиске компаний, которые могут купить данные напрямую (спойлер — их критически мало: многие просто не хотят работать с единичными приложениями).
6 вещей, которые нужно знать перед запуском монетизации пользовательских данных
Монетизировать пользовательские данные легко — этот способ считают одним из самых простых способов пассивного дохода мобильного приложения. Тем не менее, есть несколько важных этапов подготовки приложения перед стартом монетизации. Эти советы помогут вам все сделать правильно:
Как работает монетизация данных?
Весь процесс монетизации данных может быть настроен за несколько часов. Настройка монетизации пользовательских данных состоит из трех простых действий:
1. Добавьте разрешения к коду вашего приложения
Пример кода разрешения, который вы можете использовать при предоставлении доступа к данным о состоянии сети:
Эти разрешения позволят дата коллекторам получать неперсональные данные о пользователях приложения. Они могут получить доступ только к данным, указанным в коде разрешения.
2. Добавьте SDK по монетизации данных, предоставленный дата коллектором, в приложение.
3. Подготовьте пользовательское соглашение и вставьте его в код приложения.
После загрузки SDK на Android согласие пользователя будет выглядеть так:
После завершения этого процесса монетизация данных больше не потребует вашего внимания. Как только пользователь согласится на передачу неперсональных данных, вы начнете зарабатывать.
Почему монетизация данных может стать ‘the next big thing’
У монетизации пользовательских данных есть ряд преимуществ по сравнению с другими вариантами монетизации:
Внедрение GDPR, скандалы-интриги-расследования в Америке и единичные истории разработчиков поднимают вокруг монетизации пользовательских данных много хайпа. Как и с любым относительно новым методом монетизации, никаких других советов, кроме “тестировать на себе” быть не может. Главное — выбирать проверенного дата коллектора, играть по правилам и избегать любых крайностей в настройках доступа и степени монетизации.
Мы сейчас тестируем монетизацию данных, так что если здесь есть еще разработчики, которые пробовали этот вид монетизации, делитесь в комментах результатами и опытом работы с дата коллекторами.
Монетизация пользовательских данных vs Реклама в приложении: за и против
В 2018 году рынок мобильных приложений продолжил расти не только благодаря пользователям, которые не выпускают телефон из рук 24/7, но и благодаря рекламодателям, которые дорвались до рекламы внутри приложений. Поскольку вовлеченность аудитории здесь несравненно выше, стоимость показа рекламы в приложениях увеличилась, что привело к эволюции способов монетизации бесплатных приложений.
В этой статье мы сравним два способа монетизации: рекламу внутри приложений и монетизацию данных. И если первый способ уже прочно закрепился в стратегиях монетизации миллионов разработчиков, то о втором активно заговорили только недавно.
Мы рассмотрим главные «за» и «против», развеем популярные мифы и поможем определиться с наиболее удачным решением для монетизации вашего приложения.
In-app реклама: основной фактор монетизации приложения
Монетизация с помощью рекламы — самый очевидный и беспроигрышный способ монетизации приложений. По статистике 2017 года, более 65% разработчиков предпочитают рекламу остальным моделям монетизации.
Реклама в приложениях предполагает размещение, управление и оптимизацию рекламных кампаний в аппке. Это отличный инструмент увеличения прибыли с помощью продажи рекламного места брендам, рекламным сетям, и DSP.
Мобильные рекламные форматы пользуются бешеной популярностью: на них тратится 51% всего мирового диджитал-бюджета, и этот процент будет только расти.
Конечно, это нечастый случай. Но он показывает, что рекламных бюджетов хватит всем и рост дохода в два раза — совсем не миф.
Исследование платформы для рекламной медиации Chocolatе подтвердило, что 54% разработчиков приложений рассматривают рекламную медиацию как источник увеличения прибыли с приложения (хотя исследование и субъективное, но думаю, что эта конкретная цифра недалека от истины).
Допустим, вы как раз нагуглили немного информации о рекламной медиации и серьезно рассматриваете вариант интеграции с какой-то платформой. Как и в любой модели, в рекламной медиации есть положительные и отрицательные стороны, о которых следует знать ДО интеграции.
Но если вы решили все делать сами, вот небольшой чеклист, который поможет вам в подготовке к монетизации.
Монетизация данных: что такое хорошо, что такое плохо
Информация по-прежнему решает все, а информация о пользователях в смутные времена GDPR ценна вдвойне. Обезличенные данные о пользователях — бесценный актив для маркетологов, исследовательских институтов и продуктовых компаний.
Повышенный интерес к пользовательским данным стимулировал рост монетизации данных в мобильных приложениях. Для разработчиков это дополнительный заработок, который требует минимальных усилий.
Какие данные передаются третьим лицам и безопасно ли это? Да, безопасно. Конфиденциальная и любая персонализированная информация не передается третьим лицам, а значит все пользователи остаются анонимными.
Данные, которые собирают о пользователях, включают:
Важно! Играйте по правилам: перед тем, как собрать данные пользователя, спросите, не против ли он предоставить не персональные данные. И если против, исключите его из базы пользователей для монетизации.
Что еще считается личными данными?
Те же TheGuardianApp привели список компаний, которые собирают слишком много личных данных пользователей, и надеемся, что ваше приложение не в их числе.
Что же лучше: монетизация данных или старая добрая реклама?
В целом, это два одинаково отличных инструмента, которые при грамотном использовании смогут удвоить прибыль от монетизации приложений. Если вы пока не понимаете, с чего начать, посмотрите, какие способы монетизации используют приложения-конкуренты в Google Play, App Store и других магазинах приложений.
Монетизацию данных и рекламу в приложении можно подключать одновременно — их SDK отлично взаимодействуют друг с другом. Помните, что ключ к прибыли — не куча рекламы, а вовлеченные пользователи. Без уважения к пользователям и прозрачности работы приложение, конечно, поживет — но недолго.
Есть вопросы по монетизации данных или другим моделям монетизации приложений?
Регистрируйся на бесплатный вебинар для Android-разработчиков 23 октября, задавай вопросы и начни зарабатывать с новыми фишками монетизации приложений до массового хайпа.
Важно! Вебинар будет на английском языке.
Экономика больших данных: способы монетизации
Первое очарование всемогущими большими данными прошло. Теперь принято говорить не только о том, что могут большие данные, но и о том, сколько стоит внедрение новых технологий, а также какую выгоду, в том числе материальную, они несут.
Сегодня бизнес не интересуют технологии сами по себе. Важен результат, который они могут принести, иначе владельцы бизнеса не готовы вкладывать деньги в новые ИТ-инструменты, уверен Евгений Буслов, руководитель направления в «Петер-сервис». Его компания разработала целый ряд сценариев монетизации больших данных. Они включают кейсы по анализу покупательских аномалий, борьбе с пробками в супермаркетах, выявлению лидеров мнений и взаимодействию с ними, повышению эффективности интернет-рекламы и другие.
Эксперт убежден, что неправильно просто продавать технологии, надо предлагать решения, нацеленные на конкретные задачи, например, удержание клиентов. По словам Буслова, большие данные позволяют сохранять до 50% клиентов, склонных к оттоку. «У тех, кто планирует уйти, есть общие черты. На основе поведения тех, кто уже перестал быть клиентом, составляются модели, выявляются факторы, которые способствуют оттоку или наоборот его тормозят», – рассказывает эксперт. Применение технологий больших данных делают возможными раннее выявление клиентов, склонных к оттоку, разработку персонализированных планов удержания и оценку эффективности предпринятых мер. На основе полученной аналитики можно впоследствии развивать продукты и совершенствовать предоставляемые сервисы.
Нельзя просто купить коробку с надписью «Big Data», прежде необходимо тщательно проработать проект по внедрению технологий анализа больших данных, рассматривая его как инвестиционный, говорит Дмитрий Буканов, директор по ИТ компании «Коттон Вэй». Начинать эксперт рекомендует с «денежной» оценки внедрения и просчета рисков. Компании вкладывают в технологии обработки больших данных, так как они дают преимущества, недостижимые иными способами, убежден Буканов. Под этими преимуществами он подразумевает возможность обработки неструктурированных данных. Другого способа, за исключением большого объема ручного труда, нет. Компании «Коттон Вэй» внедрение технологий анализа больших данных позволило реализовать сложный проект по обеспечению крупного медицинского учреждения текстилем с RFID-метками.
В 2013 г. одному из крупнейших интернет-магазинов России – кибермаркету «Юлмарт» – применение технологий обработки больших данных позволило увеличить объем продаж на 3 млрд. рублей при сравнительно небольших затратах – 150 млн., в том числе и на онлайн-рекламу. Весь оборот компании в прошлом году превысил 40 млрд. рублей. Эти результаты, по мнению руководителя отдела стратегического анализа и сценарного планирования Николая Валиотти, были достигнуты благодаря тому, что руководство «Юлмарта» в процессе управления компанией опирается на анализ данных.
Технологии больших данных позволяют оценить фактические последствия тех или иных управленческих решений, говорит Валиотти. «Принимать сегодня большинство решений, полагаясь на интуицию, просто невозможно, иначе конкурентная среда очень быстро «съест». В электронной торговле это точно так. Мы уже видим, что несколько игроков, которые не справились с нагрузкой, ушли с рынка», – рассказал эксперт.
Источники данных интернет-магазина
Источник: «Юлмарт», 2014
В отличие от классического ритейла, анализирующего только данные транзакций, в электронной коммерции есть возможность также изучать поведение клиентов, предшествующее покупкам, в том числе и по данным из внешних источников. Это помогает делать «правильный мерчандайзинг» – корректировать расположение товаров в интернет-витрине – и делать персонализированные рекомендации пользователям сайта. Валиотти считает показательным пример компании Amazon, в которой 35% продаж производится благодаря рекомендациям, предложенным системой, анализирующей большие данные о пользователях.
Маленькие данные (small data), быстрые данные (fast data), большие данные (big data) – по сути, одного поля ягоды. Одни эксперты считают, что идея новых технологий состоит в том, чтобы делать из больших данных маленькие. Другие во главу угла ставят высокую скорость получения данных.
Евгений Буслов: Удобнее всего классифицировать данные по типу их сбора
Евгений Буслов, руководитель направления компании «Петер-Сервис», рассказал о существующих сценариях монетизации больших данных и необходимых для этого условиях.
CNews: Какие сценарии монетизации больших данных наиболее востребованы сегодня в России?
Евгений Буслов: Существует два способа монетизации данных: в собственных интересах и в интересах третьей стороны. Бизнесу, который желает этим заняться, важно понять, какие данные имеются в его распоряжении и насколько трудно получить к ним доступ.
5 подсказок по монетизации информации, которые улучшат вашу стратегию работы с данными
Anne Buff, SAS Best Practices
Мы решили рассказать о пятерке лучших способов на пути к монетизации данных, которые зачастую хотя и не приносят прямой денежной прибыли, но имеют большую ценность, поскольку поддерживают и двигают вперед вашу ИТ-стратегию.
1. Открытие доступа к данным и техническим требованиям
Для монетизации данных требуются платформы и архитектуры, отвечающие серьезным техническим требованиям, включая передовую интеграцию данных, высокопроизводительную обработку и масштабируемость. Чтобы максимально увеличить ценность монетизированных решений, компаниям нужно строить такую архитектуру, которая сможет поддерживать широкое повторное использование, возможность реорганизации и перепрофилирования по требованию.
Рассматривая требования к данным, обращайте внимание на то, что их ценность измеряется на основе различных признаков, включая их объем, доступность, точность, полноту, разнообразие и т.д. Ключевой для бизнеса является оценка значимости этих факторов в контексте предполагаемого использования. В частности, важно понимать, какие данные будут нужны, чтобы результативно и оперативно решить проблему или запустить определенную кампанию.
2. Привлечение специалистов с кросс-функциональными навыками и возможностями
Сейчас разработчики стратегий по монетизации данных не зацикливаются на том, как выстроить слаженную работу между отделами ИТ и развития бизнеса. Вместо этого они переходят к полной интеграции и привлекают кросс-функциональные ресурсы для решения проблем: от профессионалов по управлению данными и инженеров до бизнесменов, превосходно разбирающихся в тонкостях отрасли. Руководство компаний понимает, что для решения определенных задач нужны узко специализированные навыки. По мере того, какие потребности диктует бизнес, кросс-функциональные команды разрабатывают необходимые для монетизации и создания бизнес-ценности стратегии данных.
3. Определение конкретных результатов на основе измерений
Ценность данных определяется измерениями, цель которых – понять намерения пользователя. Это означает, что стратегии данных, разрабатываемые на основе этих показателей, будут более ориентированы на достижение конкретных результатов с точки зрения измерения реальной стоимости, выраженной в денежном эквиваленте. Стратегии данных, которые содержат результаты метрик, выраженные в виде дополнительной выручки или, наоборот, сэкономленных средств, имеют большие шансы получить поддержку руководства.
4. Вдохновение инновациями
Развитие стратегии по работе с данными часто ведет к вопросам «А что мы будем делать с этой информацией?» или «Как мы будем использовать данные для продвижения нашего бизнеса?». На самом деле, главный вопрос должен звучать так: «Чего мы хотим достичь и как данные могут нам в этом помочь?».
Руководство компаний понимает, что для того, чтобы монетизировать данные, нужно определить, какую пользу они могут принести при решении проблем или принятии решений. Когда процессы по монетизации данных нормализуются, нужно сконцентрироваться на развитии инновационных возможностей, которые должны помочь в предотвращении проблем. Ведь настоящие лидеры отрасли стремятся обнаружить корни проблемы задолго до ее фактического появления, бросая вызов старой поговорке «От добра добра не ищут».
5. Повышение актуальности и доверия к данным
Две важных характеристики, обозначающие ценность данных, – их актуальность и надежность. Они заложены в бизнес-модели для монетизации и являются важнейшими элементами стратегии данных. Специалисты, разрабатывающие концепции продуктов и услуг на основе данных признают, что их успех зависит от надежности и релевантности информации. Ставки делаются на последовательность и ясность данных. Актуальность же является ключевым показателем стоимости данных при формировании предложения для потребителей. Соответственно, ваша система управления данными должна обеспечивать актуальность, достоверность и качество информации.
Монетизация пользовательских данных: 5 практических советов
Для владельцев приложений передача неперсональных данных о своих пользователях — дополнительный источник дохода. Но пробовать страшновато — на рынке о монетизации данных мобильного приложения не так много информации, а с приходом GDPR о данных начали переживать даже те, кто не работает с европейским рынком. Но для разработчиков, которые правильно настраивают процесс монетизации пользовательских данных, доход с каждого пользователя давно перестал быть мифом.
По данным международного института аналитики, к 2025 году в мире накопится 180 триллионов гигабайт данных. В 2015 году эта цифра составляла всего 10 триллионов гигабайт. Компании начинают использовать инновационные методы для оценки данных, поскольку обрабатывать их становится все сложнее.
Для больших исследовательских компаний, брендов и мобильных операторов полевые исследования целевой аудитории заменила покупка обезличенных данных пользователей. Эти данные точнее, дешевле и эффективнее — они помогают лучше изучить аудиторию перед запуском продукта, улучшить работу онлайн-сервисов, интернет-провайдеров и девайсов и точнее предвидеть их реакцию на новинки.
Для владельцев приложений передача неперсональных данных о своих пользователях — дополнительный источник дохода. Но пробовать страшновато — на рынке о монетизации данных мобильного приложения не так много информации, а с приходом GDPR о данных начали переживать даже те, кто не работает с европейским рынком. Но для разработчиков, которые правильно настраивают процесс монетизации пользовательских данных, доход с каждого пользователя давно перестал быть мифом.
Мы подготовили несколько практических советов для тех, кто хочет внедрить монетизацию обезличенных пользовательских данных в свое приложение, избежав ошибок.
Подготовьте хорошую базу пользователей
Перед тем, как рассматривать вариант монетизации пользовательских данных, внимательно изучи аудиторию приложения. Компании, делающие предварительный анализ рынка на основе таких данных признают, что успех конечного продукта напрямую зависит от надежности и релевантности информации. Ставки делаются на последовательность и ясность данных. Актуальность же является ключевым показателем стоимости данных при формировании предложения для потребителей. Соответственно, данные в приложении должны быть актуальными и достоверными.
Проанализируйте MAU/DAU своего приложения: если у вас пока меньше 10,000 DAU, шанс увидеть ощутимый результат от монетизации пользовательских данных небольшой. Прибыль начинается от 50,000 DAU, так что если пользователей меньше, работайте над количеством и качеством аудитории приложения, чтобы монетизировать их было легче.
Собирайте не персональные данные
Разработчики осознают, что оперируют огромным количеством недоиспользуемых данных, которые представляют ценность не только для внутренней оптимизации, но и для сторонних компаний. Механика передачи обезличенных пользовательских данных проста: разработчик устанавливает SDK компании-коллектора данных, где прописывает какие данные пользователей он передает, получает согласие пользователя на обработку неперсональных данных и начинает зарабатывать на каждом пользователе.
В отличие от США, европейские правила о пользовательских данных стали еще строже после введения Общего регламента по защите данных (GDPR). Он сильно ограничивает возможность европейских компаний получать доход от данных пользователя. Это не запрещает использование персональных данных для целевой рекламы, но для ее использования требуется, чтобы пользователь согласился передавать данные для этих целей.
Какие данные являются персональными?
Важно отметить, что есть некоторые особые типы персональных данных, например информация о расовом или этническом происхождении, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, доход и тд. К этой же группе можно отнести биометрические данные, любые данные о состоянии здоровья, и сексуальную ориентацию (ст. 9 GDPR). Их собирать грешновато даже вне GDPR.
Неперсонализированные данные, которые третьи стороны собирают о пользователях, включают:
Важно! Третья сторона никогда не собирает больше данных, чем вы готовы предоставить. Вы сами единоразово настраиваете типы данных о каждом пользователе, которые в дальнейшем будут передаваться компаниям.
Получите явное согласие пользователя
Разработчики лучше других знают, что привлечение пользователя в приложение и поддержка его постоянной вовлеченности дело нелегкое — и рисковать ими ради того, чтобы заработать на пользовательских данных без их согласия, недальновидно. Поэтому важно, чтобы сбор данных был отлично согласован с UX.
Главное правило в монетизации пользовательских данных: получить явное согласие пользователя на предоставление обезличенных данных.
Этот процесс можно упростить с помощью sign-in через соцсети, так как пользователи уже знают, что таким образом предоставляют некоторые данные и спокойно относятся к этому процессу. Это не оптимальный, но вполне рабочий вариант.
Если вы решили зарабатывать на обезличенных пользовательских данных, вам нужно будет установить один SDK.
При установке SDK в код вставляется всего пара строк:
Для настройки показа диалогового окна для сбора данных используйте ConsentForm, которая выглядит так:
Форма opt-in для пользователя будет выглядеть так:
Как только пользователь нажал “Я согласен”, вы начинаете получать от него доход.
Вся операция по установке SDK и подключение к третьим сторонам проходит на бэкенде и никак не влияют на рекламные и другие SDK и путь пользователя.
Выбирайте трастовую компанию по монетизации
Найти надежную компанию, которой можно передавать данные о пользователях — тот еще челлендж. Обычно исследовательские центры и рекламодатели собирают такие данные разово, и для разработчика есть риск монетизировать не 100% пользователей, и не на постоянной основе.
Здесь на помощь приходят платформы по монетизации: поскольку они работают с сотнями рекламодателей, у них есть постоянный спрос на данные и договоры с дата коллекторами. Их схема работы проста: они покупают данные о пользователях по рыночной цене с нескольких приложений, и самостоятельно ищут и передают большие объемы данных рекламодателям. При этом риск непродажи данных, поиск спроса и прочее они берут на себя.
Обязательно заключайте договор (IO) с компанией и согласуйте заранее данные, к которым вы откроете доступ. Кроме этих данных, компания не сможет получить никакой дополнительной информации о пользователях.
Не переборщите со сбором данных для монетизации
На просторах интернета мало кейсов об успешной монетизации данных, что неудивительно: механика “подключил SDK – получаешь прибыль” настолько проста, что не тянет даже на минимальный челлендж. Зато кейсов со скандалами о передаче личных данных пользователей — хоть отбавляй.
Мобильное приложение для спортсменов, которое показывало их перемещения на интерактивной карте, случайно раскрыло секретную информацию о расположении военных баз США. Оказалось, в 2013 году Пентагон закупил для американских военных фитнес-трекеры, и многие военные установили туда приложение для измерения активности Strava. Через время на интерактивной карте появились районы военных действий в Ираке и Сирии. Эти регионы были практически полностью темные, за исключением точек, в которых были расположены американские военные базы.
Интерактивная карта, показывающая маршруты бегунов, велосипедистов и других использующих фитнес-приложения спортсменов, базируется на данных спутниковой системы навигации GPS. Для ее создания были использованы данные о местонахождении и передвижении пользователей фитнес-трекеров за период с 2015 года по сентябрь 2017-го. Карта была опубликована в ноябре 2017 года.
Приложение Burger King тоже отличилось: Один из пользователей приложения проанализировал его и выяснил, что оно записывает экран гаджета и пересылает данные на сервер. Причем даже тогда, когда пользователь вводит данные банковской карты.
И на закуску еще один скандал этого года — популярное приложение и сайт NameTests[.]com для прохождения разных опросов вроде «Какой вы голлувудский актер?». Оказалось, вход на сайт через приложение NameTests позволил компании собирать необходимую информацию из профиля пользователя на Facebook и передавать ее третьим лицам из-за недосмотра в коде. Приложением NameTests пользуются 120 млн человек ежемесячно.
Помните, что собирая данные пользователей нужно учитывать все риски и прорабатывать все узкие места. Перепродажа личных данных пользователей оценивается дороже, но влечет за собой огромные риски для владельцев приложения: если факт сбора персональных данных раскроется, можно получить плохой рейтинг в магазинах приложений, серьезный отток пользователей и навсегда подмоченную репутацию.
Хотите узнать больше о том, как грамотно монетизировать данные пользователя?
Записывайтесь на бесплатный вебинар по стратегиям монетизации приложений для Android разработчиков, который пройдет уже завтра, 23 октября и узнайте о новых инструментах увеличения дохода от бесплатных мобильных приложений.