Монетизация хобби что это
Заработать легко: 6 хобби, которые можно монетизировать
Хобби может приносить не только удовольствие, но и деньги – люди по всему миру каждый день доказывают это на личном примере. Главное правильно подойти к вопросу.
Как монетизировать хобби: полезные советы
1. Для начала убедись, что твое хобби – это настоящая страсть, а не мимолетное увлечение. Если сегодня ты освоила вышивание, а через неделю поняла, что тебе больше нравится рисовать, то о получении прибыли лучше забыть. Подход к делу должен быть серьезным и основательным: не стоит распыляться по мелочам и «перескакивать» с одного на другое. Главных правила два: ты должна любить то, что ты делаешь, и действительно хорошо в этом разбираться.
2. Тебе нужен четкий бизнес-план. Причем, не фантазийный, а очень даже реальный. Для этого можно обратиться за советом к тем, кто уже построил свой бизнес. Не лишним будет послушать лекции, сходить на курсы или поучаствовать в онлайн-семинаре. В Telegram можно найти десятки каналов с готовыми бизнес-идеями для монетизации практически любой задумки. Получить полезные знания сейчас можно если не совсем бесплатно, то с очень небольшими затратами.
3. Здраво оценивай свои возможности и не ставь целью заработать на квартиру с первой же продажи. Наберись терпения и будь готова к тому, что легко не будет.
4. «Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя, — говорит эксперт по фрилансу и удаленной работе Алена Романюк. — В начале своей любой деятельности человек демонстрирует свои навыки, знания и умения, заявляя о себе. Когда работа выполнена качественно и на высоком уровне, это приносит известность. В определенных кругах имя профессионала может передаваться из уст в уста. Так имя начинает работать».
5. Очень важно представлять себе своего потенциального покупателя: его пол, возраст, финансовые возможности. От этого зависит и ценообразование, и площадки, на которых ты будешь продвигать свой бизнес.
6. Эксперт по фрилансу и удаленной работе Алена Романюк рекомендует относиться к своему хобби со всей ответственностью. Если ты хочешь монетизировать свое увлечение, оно автоматически становится твоей работой: «Выдели определенное время для одной задачи (от 15 мин до часа) и полностью посвяти его реализации своей задумки. Трудно будет в начале, потом войдет в привычку». И не забывай о том, что все ограничения живут только в твоей голове: открыть свое дело можно и в Москве, и на Сахалине, и в 18, и в 95. Все зависит от силы твоего желания.
Истории успеха
По сути дела, монетизировать можно любое хобби. По образованию ты физик-ядерщик, но любишь писать тексты? – Зарабатывай на копирайтинге или раскрути собственный блог. Обожаешь печь торты? – Начни готовить на заказ.
Вот лишь несколько примеров того, как можно превратить в бизнес популярные в 2019 году виды хобби.
Творческие люди: как превратить увлечение в источник дохода
Рынок труда становится более цифровым — спрос на ИТ-специалистов зашкаливает, предприниматели выходят в онлайн, чтобы выжить, и даже офисным работникам без цифровой грамотности уже никуда. Кроме того, бизнес начинает чаще привлекать фрилансеров и проектных работников, как показывает исследование PwC «Gig-экономика 2021».
И вместе с этим все больше людей остаются без работы: за период с марта по декабрь 2020 года, как сообщил Минтруд, были уволены свыше 12 млн россиян, а безработица к январю 2021-го выросла до 5,9% с 4,6% годом ранее. Люди стали искать способы альтернативного заработка, что способствует развитию новых трендов на рынке труда.
О том, как превратить увлечение в доход, какие направления появились в экономике и каким профессиям сегодня можно быстро научиться, рассказал ИТ-предприниматель, основатель первого в СНГ Университета зерокодинга Вадим Михалев.
Passion Economy: «экономика страсти»
Этот термин, появившийся в 2019 году, отражает тренд, который в англоязычном Twitter уже окрестили «enterprization of consumer» — превращение потребителей в предпринимателей. Если предыдущее поколение маркетплейсов, работавшее по модели Uber, стирало индивидуальность работников в пользу эффективности и бесперебойности их труда, то платформы Passion Economy позволяют каждому монетизировать свои уникальные навыки.
Фактически, это превращение хобби в способ заработка, вне зависимости от того, что именно делает человек — вяжет крючком, рисует комиксы или смешит людей. В более узком смысле в понятие «экономика страсти» включаются цифровые сервисы, помогающие людям монетизировать собственные увлечения. Например, Twitch или Caffeine, позволяющие геймерам зарабатывать на стримах прохождения игр, конвертировать своих подписчиков и просмотры в деньги.
Сегодня на смену масштабированию приходит бесконечная палитра точечных предложений: свой покупатель находится на каждый продукт, будь то инди-игра или почтовая рассылка. В тени монополиста Amazon все заметнее становится инди-маркетплейс Shopify, где продавцы формируют прямые отношения с покупателями в своей нише.
Как подмечают в The New York Times, здесь продают нечто большее, чем продукт: это ощущение сопричастности, право быть частью комьюнити, собственная идентичность. Бланковый Shopify подходит для этого куда больше, чем Amazon, который затмевает поставщика собственным брендом. Инфлюенсеры, вроде модели Кайли Дженнер с прокачанной аудиторией в Instagram и Snapchat, с помощью Shopify могут в считанные часы конвертировать свою лояльную аудиторию в покупателей миллиардного e-commerce бизнеса.
Тренд зародился на маркетплейсах для физических продуктов вроде Etsy, а сейчас распространился и на сервисы — уже упомянутые Substack, Teachable, HireClub, SoundCloud, Glow и другие.
Экономика страсти будет усиливать влияние не только потому, что всеобщая цифровизация стимулирует людей уходить в онлайн, но и потому, что в пандемию многие лишились работы, и им пришлось искать альтернативный заработок.
Creator Economy: «экономика творческих людей»
Это направление можно считать разновидностью Passion Economy, но акцент в этом случае делается на работу в социальных сетях, получение денег за создание или разработку контента. Если до появления тренда на Creator Economy инфлюенсеры зарабатывали на оплаченной брендами рекламе в промежутках между авторским контентом, в новой парадигме они получают деньги за свое творчество напрямую от армии преданных фанатов.
Поколение Z равнодушно к раскрученным звездам и не готово тратить время на телепередачи и другие массовые продукты от крупных компаний. Вместо этого они находят тех, кто искренне заинтересован в близкой им теме, даже если она актуальна всего для десятка человек, и поддерживают их творчество деньгами.
Монетизировать талант стало возможным благодаря возникновению платформ вроде Patreon, где автор получает пожертвования от своих «патронов» (поклонников) за публикацию контента. Деньги можно вывести через PayPal и другие платежные системы. Можно выставить несколько уровней подписки, разделяя их по объему бонусов для поклонников, настроить ежемесячную подписку или получать донаты за новую порцию контента.
Пандемия оказалась мощным стимулом искать новые способы заработка, а для кого-то — и пытаться отвлечься от реальности. Как передает TechCrunch, только в первые недели марта 2020-го на Patreon зарегистрировались 30 тыс. новых участников. Но эта платформа — не единственный продукт Creator Economy, хоть и доминирующий. В Fanhouse инфлюенсеры делятся своими дурацкими селфи, OnlyFans знаменит контентом для взрослых, в HeyWith экспертам платят за короткие видеоконсультации.
Развитие Creator Economy будет сопровождаться увеличением числа нанопредпринимателей — фрилансеров, зарабатывающих на жизнь через цифровые платформы, и ростом количества этих платформ.
Как сообщает SignalFire, свыше 50 млн человек по всему миру считают себя креаторами, причем большая их часть сейчас самовыражается через YouTube.
Для поколения Z роли «креатора» и «инфлюенсера» уже стали желанными карьерными путями: в опросе 2019 года 86% «зетов» и миллениалов сообщили о желании публиковать контент с платным доступом, а 54% заявили, что будут инфлюенсерами в социальных сетях. Все эти люди могут двигать вперед Creator Economy и менять рынок труда.
Микролернинг: как обучиться максимально быстро
Шквал новых профессий, которых не было на рынке еще пару лет или даже несколько месяцев назад, стимулировал трансформацию образования в пользу коротких курсов по новым навыкам. Как отмечается в исследовании «Барометр онлайн-образования», самый популярный формат обучения сегодня — это курсы длиной в один-три месяца: каждая третья платформа уже предлагает именно такой вариант.
Вместе с этим развивается тренд на микролернинг: обучение через блоки длиной 15-20 минут. Сокращение модулей происходит во многом потому, что способность современного человека к концентрации внимания снижается: после 6-8 минут просмотра видео люди начинают уставать. Как результат — хорошо, если 20-25% учеников доходят до конца полноценного курса. Это и стимулирует платформы переходить на микроформат — его выбирают уже 43% компаний.
В ИТ-отрасли, отличающейся стремительным развитием, трансформацию профессий нередко стимулирует появление новых технологий: коммерческие редакторы уже не только пишут тексты, но и берут на себя создание сайтов под ключ, а дизайнеры не только отрисовывают, но и собирают приложения сами.
Происходит переход от узкопрофильных специалистов к модели «Леонардо да Винчи» — появлению на рынке исполнителей с уникальными комбинациями навыков, решающих задачу «под ключ» и благодаря этому способных брать более выгодные заказы. Чтобы успешно сочетать несколько компетенций, необходимо быстро им обучаться, а не тратить условные год-два на получение образования разработчика, затем еще год — на диплом дизайнера и так далее.
Еще одна причина растущей популярности коротких курсов и микролернинга — сдвиг спроса в сторону фриланса и работы по проектной схеме. Участники онлайн-форума «Как зарабатывать на своих талантах и не зависеть от работодателя», среди которых были представители HH.ru, Fl.ru и других компаний, отметили, что тенденция укрепилась в пандемию и останется после ее завершения.
В исследовании «Gig-экономика 2021» от PwC указывается, что Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Такой формат труда популярен не только у самих специалистов, но и у работодателей: каждый второй выбирает фрилансеров для доступа к широкой экспертизе, а каждый третий — потому что это позволяет привлекать разных специалистов на отдельные проекты.
При этом свыше 57% компаний сталкиваются с трудностями поиска квалифицированных работников на выполнение отдельных работ. Опрошенные PwC эксперты уверены, что рынок продолжит прирастать на 20% как минимум в ближайшие пять лет. Переход офисных работников во фриланс будет происходить в том числе за счет коротких курсов и микролернинга.
Новый тренд: Зерокодинг, или Zero coding, 0 coding, No-code
Отдельно хотелось бы остановиться на новом явлении, которое по масштабу уже сравнивают с появлением первых операционных систем, позволивших пользоваться компьютерами людям без навыков программирования. Идея заключается в том, что создание новых ИТ-решений и продуктов происходит без написания собственного кода, при помощи визуального программирования — комбинирования готовых блоков и функций.
Компаниям это позволяет создавать нужные для работы инструменты силами собственных сотрудников, без привлечения ИТ-отдела — этот тренд называют «гражданской разработкой» (от англ. citizen development). А у специалистов, которые хотят войти в цифровую индустрию или запустить свой сайт или даже мобильное приложение, но не имеют ИТ-бэкграунда и знаний языков программирования, появляется возможность создавать собственные ИТ-продукты в одиночку всего за пару недель.
К зерокодингу прибегают не только маленькие компании с ограниченным бюджетом, но и мировые гиганты. Microsoft в посте на сайте корпорации рассказывает, как гражданские разработчики компании изучили зерокодинговый инструмент Microsoft Power Apps и всего за 40 дней создали с его помощью умного ассистента для своих задач. ИТ-отделу компании на это потребовались бы месяцы.
В Microsoft подчеркивают, что такая инициатива на местах может стать источником идей для новых коммерческих продуктов: гражданские разработчики лучше всего понимают, как должен работать новый инструмент для эффективного решения их задач. Если такой MVP окажется востребованным, компания сможет привлечь ИТ-отдел для масштабирования продукта и вывода на рынок.
Зерокодинг не только ускоряет процесс вывода проектов на него, но и позволяет без дополнительных затрат на создание MVP тестировать новые идеи, проверять спрос, клиентов, прибыль. Благодаря no-code платформам ИТ-предприниматели или те, кто только хочет ими стать, могут предложить свою идею рынку, имея близкий к нулевому бюджет на запуск.
Развитие зерокодинговых инструментов органично поддерживает рост Passion Economy.
Теперь в одиночку можно создать не только простенькие сайты или интернет-магазины, но и полноценные мобильные приложения — и в пару кликов опубликовать их для своих клиентов через App Store и Google Play. Например, предприниматель из Калуги всего за две недели собрал так приложение для необычного фитнес-клуба.
При этом даже для разработки продукта без кода нужно иметь определенный набор знаний и навыков, чтобы грамотно обращаться с инструментами для реализации проекта. Но обучиться зерокодингу на краткосрочных курсах в разы проще и быстрее, чем освоить профессию разработчика с нуля. И это одна из причин, по которой направление продолжит стремительно развиваться. Согласно отчету Gartner, уже к 2023 году число гражданских разработчиков-зерокодеров в четыре раза превзойдет число профессионалов, а к 2024 году без кода будут создаваться 65% мобильных приложений на рынке.
За и против: стоит ли превращать хобби в источник заработка?
Старший редактор RB.RU
Пандемия перевернула рынок труда: многие задумались о своих приоритетах, решили сменить место работы или даже профессию, а некоторые отважились монетизировать свое хобби. Работа по интересам делает нас счастливее, но у этого решения есть и отрицательные стороны.
Джош Кристи написал свою первую книгу о пиве, работая полный день в независимом книжном магазине. «Эта книга была написана между пятью и восемью часами утра. Я вставал и занимался ей, а затем отправлялся на работу и трудился целый день», — рассказывает Кристи из Портленда, штат Мэн, США. Работать полный день непросто, но нелегко и отключаться после работы.
«Вечером сложнее всего было пойти в бар, выпить пива и подумать: «Это то, о чем я собираюсь написать, или я пью это для удовольствия?»», — говорит он.
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
36-летний Кристи построил карьеру, посвятив ее любимому делу. Книги и чтение — его страсть, и когда он впервые начал работать в независимом книжном магазине во время учебы в колледже, он обнаружил, что ему нравится обсуждать книги с другими людьми. Сегодня он владеет собственным книжным магазином с партнером, а также пишет о книгах, пиве и лыжах для газет и журналов.
Его интересы и трудовая жизнь полностью переплелись. «Трудно понять, как я мог бы отделить писательскую деятельность от пива или катания на лыжах, или отделить бизнес в книжном магазине от удовольствия, которое приносят чтение книг и разговоры о книгах», — говорит он.
Идея зарабатывать на жизнь любимым делом всегда была заманчивой. Как гласит высказывание, которое иногда приписывают Конфуцию: «Выбери работу, которую любишь, и ты не проработаешь ни дня в своей жизни».
И это чувство, возможно, никогда не было более уместным; с тех пор как началась пандемия, все больше из нас пересматривают свою трудовую жизнь. Новые исследования показывают, что мы все больше хотим чувствовать привязанность к своей профессии и даже любить ее. В этом контексте довольно очевидным кажется превратить хобби или увлечение в работу.
Но есть ли у этого тренда обратная сторона? Означает ли это, что любимое занятие превратится в обязанность, заполненную электронными таблицами? И как отключиться, когда границы между работой и досугом становятся размытыми? Стоит учитывать и финансовую сторону. Не каждое хобби может приносить достаточно денег, чтобы вести желаемый образ жизни.
Счастливая работа, счастливая жизнь?
Существует множество свидетельств в пользу того, что люди хотят найти работу, которая им больше подходит.
Для некоторых потенциальным решением является развитие и монетизация их хобби.
Кажется, что превратив приятное хобби в нечто прибыльное, можно почувствовать себя лучше. Участие в мероприятиях, которые приносят нам радость, обогащает нас, объясняет клинический психолог из Нью-Йорка Йесель Юн. «Если вы позволите проявиться этой части себя, в долгосрочной перспективе это поможет развить большее чувство психологического благополучия и счастья», — говорит он.
Одна из причин, по которой мы стремимся превратить что-то приятное, например хобби, в работу, объясняет Юн, это возможность «перевернуть уравнение». Например, тот, кто не получает удовольствия от своей работы, но хочет чувствовать себя счастливее, может решить, что ему стоит сосредоточиться на более приятном занятии.
Фото в тексте: Unsplash
Выполняя работу, в которой мы заинтересованы, мы можем сильнее прочувствовать цель. Рикке Хансен, консультант по смене карьеры и ведущий подкаста из Лондона, часто помогает людям переходить на новые проекты в интересных им областях. По его словам, те, кто успешно переходит в любимую сферу, получают реальные выгоды.
«Вы получаете автономию, вы получаете мастерство и вы получаете цель. И это самый мотивирующий способ работать», — говорит Рикке Хансен.
Существует также широко распространенная идея о том, каждый должен стремиться заниматься любимым делом. Юн предостерегает: не стоит слепо верить, что «делая бессмысленную работу, мы продаемся, а делая то, чем действительно увлечены, мы живем по-настоящему». Но Кристи признает, что «парень, который владеет книжным магазином» — это особый социальный статус.
Внешнее признание успехов также может приносить удовлетворение на более глубоком уровне. Признание коллег по отрасли очень важно. «Вы не обязательно получаете это признание, просто занимаясь тем, что вам нравится», — говорит Кристи.
Границы необходимы
Тем не менее, в реальности превращения хобби в карьеру означает и трудности.
Во-первых, когда интересное занятие превращается в работу, оно ощущается иначе. Для Кристи открытие книжного магазина неизбежно означало совмещение хобби с необходимой рутиной, например переговорами об аренде. Теперь он работает посменно вместе с партнером по бизнесу, а в нерабочее время занимается электронными письмами и телефонными звонками. И хотя работа может быть приятной, она приносит не такие большие деньги.
«Я занимаюсь этим делом скорее из-за своего интереса, а не по финансовым причинам. Я люблю независимые книжные магазины, но это не самая высокооплачиваемая карьера в мире», — говорит Кристи. Чтобы увеличить свой доход, он решил монетизировать еще одно увлечение — заметки о пиве и лыжах.
Самоощущение Кристи глубоко связано с его работой, и это довольно распространенная ситуация для людей в его положении. Хансен говорит, что для клиентов, которые переходят в области, основанные на их увлечениях, работа часто становится центральной для их личности. Но это означает, что, хотя успехи могут быть увеличены, то же самое можно сказать и о неудачах или даже о страхе неудачи.
«Люди чувствуют, что если потерпят неудачу в своем бизнесе, то потерпят неудачу как личность», — говорит Хансен.
Для Кристи это означает, что читать негативные отзывы на Yelp особенно болезненно. «Кажется, что все, что обесценивает вашу работу, по сути обесценивает и вас», — признает он.
Когда работа тесно переплетается с индивидуальностью, людям также может быть трудно оценить то, что они делают: Хансен испытала это со своими клиентами. Люди могут занижать плату за свою работу либо потому, что им не хватает уверенности, либо они чувствуют, что, поскольку работа доставляет удовольствие, то они были бы готовы делать это бесплатно. Несмотря на желание зарабатывать на жизнь любимым делом, «они думают, что работа не должна быть веселой».
Для Кристи это означает недоплачивать себе как продавцу, потому что он получает удовольствие от работы и получает доступ к льготам, таким как бесплатные книги, которые приносят ему удовольствие.
Кристи рассказывает: основная его проблема — чувство, что он работает всегда. Обсуждения интересных ему тем сводятся к разговорам о работе.
Он сам считает себя трудоголиком и изо всех сил пытается провести границы между работой и увлечением. Это довольно часто происходит с теми, кто монетизировал свое хобби. Исследование Deloitte показывает, что люди, увлеченные своей работой, были готовы работать дольше и больше оставаться на связи благодаря «внутреннему стремлению учиться и совершенствоваться».
В то же время Кристи не может представить, что зарабатывает на жизнь чем-то другим, потому что «во многих случаях получает удовольствие и от самого процесса, и от работы».
Вместо этого он пытается найти баланс между работой и досугом в повседневной жизни. Он также решил оставить одно хобби для себя. Два года назад Кристи занялся выпечкой, чтобы расслабиться. Но когда редактор недавно спросил, не хочет ли он написать статью об этом, он отказался.
«Я решил, что это то, что я делаю исключительно для себя, — говорит он. — Теперь я понял, что хочу сохранить что-то неприкосновенным».
Как с нуля монетизировать свое хобби: экспертный опрос
Сначала общение, затем продажи
Я загорелась идеей небольшого магазинчика, где смогу продавать результаты своего творчества, поддалась модной мотивации монетизировать своё хобби. Морально мне помогала подруга, которая уже на тот момент имела опыт продаж своего хэндмейда, она же была моей вдохновительницей. Мы решили сделать для начала группу в ВК, потом Instagram, на этом дело застопорилось, потому что мы не знали, кто наша целевая аудитория, что им предложить и как. Мы просто вели группу в формате блога, провели парочку розыгрышей для привлечения подписчиков, продажа получилась всего одна, но думаю, что если бы у нас была уже готовая концепция, то мы бы справились.
Только спустя полгода я наконец поняла, что мне хотелось бы видеть в своем магазине. Первые старые бумажки я нашла в дедушкином шкафу, а красивые иллюстрации на местной барахолке. У одного из букинистов я подобрала открытки с красивыми дамами, из бумаги для скрапбукинга я вырезала цветочки и карточки. Так появились первые наборы для популярного за рубежом ответвления скрапбукинга – journaling, у нас это увлечение не так известно, но заключается оно в ведении дневника и украшении страниц коллажами.
В итоге мы сосредоточились на ведении инстаграма, было много интересующихся, но до продаж не доходило. Все-таки обсуждать нюансы и показывать товар в директе мне не так удобно.
Затем я занялась оформлением на себя полноценного онлайн магазина на Etsy, тут мне пришлось действовать самой: донимать поддержку Paypal, предоставлять все необходимые данные, это заняло примерно три дня, но зато в эти же три дня магазин принес первую продажу от очень терпеливой английской леди.
Самые эффективные площадки для меня – это Etsy и Instagram. Так как целевая аудитория в основном иностранные покупатели, и все мои продажи международные, соответственно на российских площадках мне нечего ловить. Но я знаю, что у моих конкуренток есть успешные магазины на Tictail, Bigcartel и др. Facebook у меня задействован исключительно для дублирования постов из Instagram, еще у меня есть Pinterest. Пока не могу сказать, насколько он эффективен, но активные подписчики заметили его появление, хоть я не афишировала этого. Сейчас я в основном продаю через Etsy. Это удобно для демонстрации товара и проведения платежей. Если это давно знакомые клиенты, то продажи часто совершаются напрямую в директе инстаграма, потому что они знают схему моей работы, лишь просят прислать счет.
Познакомьте со своим творчеством как можно больше людей и заявите о себе на иностранных платформах. Соцсети Etsy и Pinterest – отличное место для продвижения хендмейда.
Etsy – международная площадка, вмещающая многомиллионную англоязычную аудиторию. Иностранцы обожают вещи, сделанные своими руками, поэтому охотно их приобретают даже за большие деньги. Если ваш хендмейд действительно хорошего качества, то не стесняйтесь выставить цену повыше.
Собираясь штурмовать просторы Etsy, учтите важную особенность.
Ваши потенциальные покупатели говорят по-английски, поэтому продублируйте описание и хэштеги на этом языке. Название товара и хэштеги должны соответствовать запросам, которые вводят ваши будущие заказчики. Чтобы пороработать их на русском, используйте Вордстат, а чтобы собрать английские запросы, воспользуйтесь Keyword Planner. Мы написали подробные инструкции по работе с каждым сервисом, чтобы вам было проще заявить о себе.
Pinterest – социальная платформа, на которой пользователи выкладывают фото на специальные доски, формируя собственную коллекцию изображений. Помните о том, что 80% аудитории – женщины, которые совершают покупки, оценивая изображение эмоционально, а не рационально. Для таких покупателей важна внешняя привлекательность того, что они видят.
Чтобы заработать на продаже хендмейда в Pinterest, превратите свой аккаунт в визуальную витрину. Создайте отдельные доски для разных категорий товаров и заполните их красочными и качественными фотографиями. Не забудьте и про тематические хэштеги, которые как и в Etsy нужно продублировать на английском.
Мой магазин The Paper Mistressstore имеет пять звезд и только доброжелательные отзывы. Но чтобы этого добиться, нужно быть очень терпеливой, и справляться со сложностями. Например, у меня часто бывают проблемы из-за языкового барьера. Возникали казусы при общении с клиентками, которые не понимают английский и используют онлайн-переводчики. Также очень сложно заниматься планированием, некоторые мои решения оказывались ошибочными, но не фатальными. Я стараюсь двигаться дальше и не унывать из-за неудач.
Еще одна проблема – подписчики не всегда означают продажи. Можно проводить разные мероприятия по привлечению подписчиков, но не получать прибыли. Розыгрыши приводят лишь тех, кто любит розыгрыши, а не активную аудиторию, заинтересованную в моем товаре, которая сможет меня посоветовать или совершить покупку сама. Так что я разыгрываю свои наборы скорее для поощрения тех, кто уже со мной, так называемый random act of kindness. И кстати интересный факт: никто из моих постоянных покупательниц ни разу не участвовал в моем розыгрыше, а те, кто участвовал не сделал ни одной покупки. Но они все равно продолжают быть лояльной аудиторией.
Когда ведешь бизнес через интернет, нужно быть готовой быть на связи 24 часа в сутки. У меня ненормированный график работы, я почти всегда что-то вырезаю, пакую, фотографирую или общаюсь. Иногда я просыпалась среди ночи, на всякий случай проверяла оповещения и находила сообщения от клиенток, которые хотели выкупить зарезервированный товар. Из-за разницы во времени мне приходится подстраиваться под покупательниц, но я не жалуюсь, они все очень милы. Сейчас львиная доля моих продаж происходит благодаря постоянным покупательницам, которые довольны моими предложениями. Я всегда готова округлить сумму в их сторону, предоставить купон, добавить бесплатные вещи в подарок или приготовить что-то по индивидуальному пожеланию.
Продвижением своего магазина занимаюсь сама, у меня не те обороты, чтобы серьезно заниматься брендированием. Все-таки я больше сосредоточена на производстве, а остальное – побочное занятие. Но при возможности я смотрю вебинары, связанные с Etsy и Instagram, еженедельно проверяю два блога, посвященные продажам на Etsy, потом посвящаю несколько дней, чтобы реализовать узнанное, меняю баннер, работаю с ключевыми словами в описании и тегах и т.п. Из вебинаров выделила несколько важных уроков:
Очень сложно одновременно создавать и продавать, это два разных таланта. Поэтому тем, кто только начинает, советую не отчаиваться и пытаться снова, а также не игнорировать советы по ведению дел. Очень важно определиться со своей концепцией, понять, где твоя целевая аудитория и как её завоевать. К счастью, сейчас есть много узкоспециальных блогов, которые могут помочь.
Если Вы хотите постоянно зарабатывать своим творчеством, то нужно заявить и напоминать о себе
Мой творческий заработок начался совсем недавно, в 2016 году, после активной работы над оформлением своего интернет магазина на Ярмарке мастеров, и еще, пожалуй, я решила вернуться в детство! Да, да…именно воспитание в себе ребенка и любовь к своему делу помогли мне встать на эту площадку. Я оставила все «взрослые серьезности» и вновь вспомнила ту маленькую Алину, которая фантазирует и придумывает что-то новое. Наверное, поэтому мои игрушки так любят дети.
Мне очень помогли и помогают мои близкие люди, мама и муж. Мама научила меня шить и вязать, помогла выучиться на художника, она же привила одно из главных качеств успеха – всегда работать на совесть! Мой муж, мой самый близкий друг, учитель и советчик, он всегда поддерживает меня во всех начинаниях, а главное любит во мне ребенка! Самым важным элементом успешного бизнеса я считаю веру и любовь к своему делу! Конечно, вложения и стартовый капитал необходимы. В моем случае это были: покупка швейной машины-автомата (самая простая, не дорогая) для создания игрушек ее достаточно, недавно приобрела зеркальный фотоаппарат, пряжа, ткани, оплата интернет магазина и пр. Тут важно вести учет: приход, расход, прибыль, чтобы не «нахомячить» лишнего, и не уйти в минус. Я веду тетрадь с отчетом за каждый месяц.
Сложность, с которой я столкнулась, если это можно назвать сложностью, моя наивность. Создав магазин на Ярмарке мастеров, я посчитала что достаточно и минимальной информации о своих изделиях, но это не прошло! Если Вы хотите постоянно зарабатывать своим творчеством, то нужно заявить и напоминать о себе. Правильно оформить магазин, подача товара через качественное фото, ведь покупатель не может потрогать и повертеть товар вживую, использование ключевых слов, грамотное описание товара, привлечение целевой аудитории, seo, общение с покупателем, все это Вам только в помощь! Я тружусь над этим каждый день, и лишь после этого у меня появились продажи. После того как я начала работать над оформлением своего магазина, прибыль появилась уже через месяц.
Сейчас я работаю над увеличением числа подписчиков, изучаю различные методы. Благо в интернете можно найти много информации. У меня это занимает от часа до трех в день. Пока все делаю сама, не привлекаю к продвижению студии и сторонних людей.
В наше время становится все больше людей, которые создают красоту, а красота, как, известно спасет мир. Таким людям я хотела бы сказать, что самое главное – верить в себя, несмотря на сложности, ведь они все равно будут). Нужно любить свое дело и конечно трудиться. Есть хорошее изречение: «Побеждай любя – и ты победишь все. Ищи радостно – и все ответит тебе».
Однажды увидела в журнале «Бурда-моден» (до этого я шила на заказ) вязаного лося, он там был в качестве аксессуара в детской коллекции одежды. И влюбилась. И захотела связать себе такого.
На тот момент (2008г.) схем по вязанию игрушек в интернете практически не было (это сейчас их пруд пруди). Методом проб и ошибок я связала первую игрушку. Потом вторую. Потом третью – а её уже захотела приобрести моя знакомая.
Магазин на Ярмарке Мастеров зарегистрировала в 2009 г, но это были 3 работы, которые можно разместить там бесплатно. Совершенно случайно у меня там купили две игрушки, а дальше всё остановилось на два года. До тех пор, пока я в 11 году не рискнула оплатить размещение бОльшего количества работ.
Тогда же я стала изучать правила подачи работ, секреты текстовых описаний и удачных фотографий. Училась по бесплатным материалам, которые удавалось найти в интернете. И старалась применять это всё в своём магазине и на сайте.
Кроме магазина на ЯМ у меня есть свой сайт. На самом деле, создавала его лишь для того, чтобы в одном месте упорядочить игрушки по видам животных, чтобы удобнее было давать ссылку тем, кто интересовался моими работами в соцсетях или на местных ярмарках. Но и через сайт время от времени, случается, поступают заказы.
В Инстаграме я от силы года 3, и то больше из интереса. Как канал продаж я его не рассматриваю и ничего не предпринимаю для его раскрутки. Просто выкладываю периодически новые фотки) Все продажи в основном поступают из магазина на Ярмарке Мастеров. Всё остальное можно назвать просто общением в соцсетях. Заказы оттуда – дело случая. Но общение помогает наладить контакт с аудиторией, а это очень важно для ведения своего дела.
Вкусная картинка – это 50% успеха
Я вяжу – сколько себя помню, лет с 8-ми точно. Художественного образования у меня нет. Но всегда было огромное желание одевать саму себя. Идея предлагать свои работы другим и брать заказы пришла в 2011, когда мне пришлось уволиться с основной работы. Я уже знала, чем буду заниматься. У меня изначально было понимание, чего я хочу и что мне следует делать, а также твердая уверенность, что все получится.
Стартового капитала у меня не было. Поэтому изначально моя деятельность строилась не на продаже готовых изделий, плодов моего творчества, а на работе с пожеланиями клиентов. И до сих пор эта работа составляет около 90 % моего творческого времени.
Со временем пришло также осознание необходимости снимать свои работы в фотостудии. Я сама стала лицом своего бренда. И каждый раз я стараюсь не просто демонстрировать одежду, но создавать цельный образ, историю. Это мои фантазии на тему, какая она – девушка в кружевном филейном платье в пол, или в модном свитере oversize, или дорогом джемпере из шелка или кашемира. Чтобы женщины, увидевшие фото моих работ, сказали это заветное – «хочу также»
Если говорить об окупаемости, то наверное, первые пару лет об этом не было речи. Поскольку не было стартового капитала, не было приличного портфолио работ. Я бралась за все интересные мне заказы за скромную плату и даже бесплатно, лишь бы заявить о себе, наработать опыт и клиентов. Все что зарабатывала тратила на развитие – разработка фирменного стиля, упаковки. Старалась все время подниматься на ступеньку выше. Выход из бюджетного сегмента рынка, создание работ высокой степени трудоемкости из материалов премиум класса – мое осознанное решение и цель.
Продвижением своего бренда я занимаюсь сама. За профессиональной помощью не обращалась. Пока) Основной сложностью для меня явились различие в особенностях продвижения в различных соц сетях. То что на «ура» заходит на Ярмарке мастеров, совершенно не катит в Инстаграме. Приходится все время учиться, пробовать разные инструменты продвижения. Это интересно. По образованию я сама маркетолог. И хотя ни дня не работала по специальности, но определенные знания и навыки остались. И теперь мне это очень помогает.
Другой огромной сложностью является конечно же нехватка времени. У меня много клиенток из стран Европы и Азии, но это все русскоговорящие дамы, выходцы из стран СНГ. И вот весной 2017 я сделала попытку покорить международный сайт Etsy. Моего английского не хватило на то, чтобы грамотно оформить магазин, я привлекала человека, который переводил описания работ и специфические термины. Но этого оказалось недостаточно. Какой-то основной рычаг продвижения на этом сайте остался мне непонятен и недоступен. И у меня не было возможности заняться изучением этого вопроса. Поэтому данное направление пришлось оставить.
Что касается действующих каналов продвижения, у меня их несколько конечно же. Начиналось все с магазина на Ярмарке мастеров. Именно по этому сайту я училась красиво преподносить работы – делать фото, составлять продающие описания и т.д. Очень мне хотелось покорить именно этот ресурс почему-то)
Сначала это были публикации в тематических профилях, затем стала доступна функция продвижения фото. Да, это работает. Возрастает активность на странице, люди подписываются. Накруткой лайков и подписчиков никогда не занималась. Все спикеры на лекциях по продвижению предостерегают от использования этого метода, и я сразу решила, что не буду прибегать к нему.
Также для увеличения вовлеченности подписчиков стараюсь пробовать предлагать интересные темы для обсуждения, устраивать мини опросы. Хотя писательского таланта у меня нет совсем и для меня это также является определенной сложностью. Первые клиенты в Instagram у меня появляются только сейчас. Так что работы еще много).
Точно никогда не засекала, сколько времени приходится трудиться нал продвижением, но определенно много конечно. Суть работы на себя заключается в одном изречении «как потопаешь, так и полопаешь». И это 100% рабочего времени.
У меня лично осознание того факта, что время проведенное в соцсетях и в переписке с клиентами – это тоже часть работы. А по началу было так: бывало целый день занята какими-то переписками, обработкой фото, размещением. Не связала ни ряда. И вроде как не работала совсем, и день потрачен зря. Но ведь это не так. Общение с клиентами и продвижение своего творчества это тоже большой труд. И конечно, этот труд должен быть оплачен.
Работать иногда приходится с утра до позднего вечера. 7 дней в неделю, если нужно. Учитывая, что заказчицы мои находятся по всей России и в других странах тоже. Сказывается разница часовых поясов. Конечно стараюсь максимально идти на встречу Клиентам и уделять максимум времени. Отвечаю на сообщения как можно быстрее. В любое время. Единственное, что в последнее время стала жестко ограничивать рабочую деятельность в выходные. Все-таки самое главное в жизни – это семья, одной работой, пусть и любимой, жить нельзя.
Талантливым людям, которые своими руками создают красивые оригинальные вещи и хотят начать бизнес в интернете я бы посоветовала прежде всего слушать себя. Не пытаться равняться на других или быть лучше других. Сравнивать нужно только с собой, со своими вчерашними результатами и пытаться быть лучше себя вчерашнего.
Конечно необходимо читать литературу по маркетингу, по ценообразованию и продвижению. Мало что-то создать. Нужно еще сделать так, чтобы это захотели купить. У меня часто спрашивают расценки на мой труд, или как я высчитываю стоимость работы, или просят помочь оценить стоимость. Причем бывает и так, что это мастерицы из других стран. Я считаю это огромной ошибкой. Как можно одним сообщением ответить на вопрос, по которому написана не одна статья, целые книги.
Нет единой формулы для всех. Нет волшебного секрета успеха. Это большой труд, огромный ком информации. Кто-то схватывает суть в момент, кому-то требуется больше времени, даже чтобы найти себя. И эту работу за вас никто не сделает. Вкладывайте время и средства в знания. Это окупится.
Ну и конечно, не бойтесь ошибаться и делать не по правилам, не по схемам. Иногда, самые интересные открытия рождаются благодаря глупейшим ошибкам.