Монеты империи маурьев что на них изображено
Постмаурья чеканки
Постмаурьевская чеканка относится к периоду чеканки монет в Индии после распада империи Маурьев (321–185 гг. До н.э.).
СОДЕРЖАНИЕ
Технология [ править ]
Чеканка с перфорацией [ править ]
Литая штампованная чеканка [ править ]
Типы монет были заменены при падении Империи Маурьев на литые, штампованные монеты. [5] Каждую монету сначала отливали путем заливки расплавленного металла, обычно меди или серебра, в полость, образованную двумя формами. Затем они обычно подвергались штамповке, пока они еще горячие, сначала только с одной стороны, а затем в более поздний период по обеим сторонам. Монетные устройства индийские, но считается, что эта монетная технология была привнесена с Запада, возможно, из соседнего греко-бактрийского царства.
Литая под давлением монеты Северо-Запада [ править ]
Монеты с одним кубиком [ править ]
Самыми древними из них являются монеты, отлитые под давлением только с одной стороны, а другая сторона осталась пустой. [3] Похоже, они начались в начале 220 г. до н.э., то есть уже в последние десятилетия Империи Маурьев. [6] Некоторые из этих монет были созданы до индо-греческих вторжений (датируемых примерно 185 г. до н.э., началом эры яваны ), в то время как большинство других были созданы позже. Эти монеты включают в себя ряд символов, что очень напоминает предыдущие монеты с перфорацией, за исключением того, что на этот раз использованная технология была отлита одиночной штампованной монетой. [7]
Монеты с одним кубиком (220–185 гг. До н.э.) [ править ]
Таксила монолитная местная чеканка. Символ колонны и арочного холма (220–185 гг. До н. Э.).
Таксила монолитная местная чеканка. Куча камней, холм, река и свастика (220-185 до н.э.).
Монета Таксила монохромного цвета. Куча камней, холм, река и неизвестные символы (220-185 гг. До н.э.).
Местная монолитная монета Таксила (220-185 гг. До н.э.). [8]
Монеты с одним кубиком после греко-бактрийских вторжений (185 г. до н.э.) [ править ]
Монетная чеканка после индо-греческих вторжений (185 г. до н.э.) |
Монета Таксила с холмом и деревом в перилах (185–168 гг. До н. Э.). Монета Таксила с изображением Лакшми и арочного холма (185–160 гг. До н. Э.). Монета Таксила с изображением быка и арочного холма (185–168 гг. До н. Э.). Монеты ИндииВ VII ― V вв. до н. э. в состав Индии входило процветающие малые царства, успешно торгующие друг с другом и соседними государствами. Именно в это время была проведена стандартизация качества и веса серебряных слитков, значительно облегчившая их взвешивание для каждой торговой сделки. Как отмечалось раннее, известны лишь косвенные доказательства независимого изобретения монет в Индии, основанные на произведениях индийской литературы V ― IV вв. до н. э. Санскритский летописец Панини (ок. 500 г. до н. э.) в своем трактате пишет, что концепция монет существовала в Индийских царствах еще до V в. до н. э. Он упоминает, что основополагающими терминами для монет в Древней Индии являлись сатамана (шатамана) и каршапана. Сатамана означала 00 ратти серебра. Ратти ― единица измерения, равная 0,11 г. Таким образом, сатамана была равна 11 г чистого серебра. Каршапана же состояла из 32 ратти (3,3 г чистого серебра). Известно о чеканке нескольких достоинств каршапаны: половина каршапаны (16 ратти), четверть каршапаны (8 ратти) и 1/8 часть каршапаны (4 ратти). Монеты Древней Индии значительно отличались от монет Лидии, Греции и Персии. Они вырезались из куска листового серебра, затем обрезались до необходимого веса. Эти монеты всегда чеканились исключительно из чистого серебра. Для их изготовления использовались квадратные, прямоугольные и круглые формы. На самых ранних монетах Индии только с одной стороны штамповались определенные символы, в частности, 1-6 штампов солнца с шестью радиально расходящимися лучами. На монетах более позднего периода рисунок чеканился уже с обеих сторон. Скорее всего, данные штампы служили гарантией чистоты металла и веса монеты от монаршего двора. Уникальность ранних индийских монет, некоторые археологические находки и упоминания о концепции изготовления монет в ранней ведической литературе позволяют выдвинуть предложение о независимости изобретения монет в Древней Индии. Середина первого тысячелетия до н. э. ознаменована весьма важными событиями в истории Индии. На этот период приходится возникновение и распространение буддийской религии, развитие товарно-денежных отношений и появление монетной чеканки, а также начало урбанизации. Самым крупным и могущественным государством того времени считалась Магадха, наибольший расцвет которой пришелся на IV ― III вв. до н. э. (время правления династии Маурьев). Первым царем империи Маурьев был главный советник царя Чандрагупта (322-298 гг. до н. э.). Его главный советник, Каутилья, составил политический и экономический трактат «Артхашастра», содержащий наставления по грамотному управлению страной. Именно из этого трактата известно о существовании индийских монет, их номиналах и стандартах. К этому времени в Древней Индии уже были в обращении отлитые монеты без надписей. Монеты династии Маурьев похожи на серебряные монеты ранних царств, однако на слитках этих монет обязательно проставляли 5 оттисков и символ солнца. Во времена правления этой династии появились первые квадратные медные монеты с оттисками. Фотоматериалы и текст были взяты из книги «Монеты и банкноты мира». И мперия Маурьев: от образования до гибели (Древняя Индия)Образование Империи Маурьев в ИндииИмперия Александра Македонского начала распадаться на части сразу же после его смерти. Индийские владения вчерашнего покорителя мира, появившиеся после удачного военного похода Александра в Индию также “отпочковались” почти сразу. Антимакедонское восстание возглавил человек по имени Чандрагупта, по преданию, принадлежащий не к родовой знати, а к касте шудр (т.е. бедняков) и буквально “сделавшим себя” только за счет собственного труда и врожденных способностей. В молодости Чандрагупта служил у царя Магадхи Дхана Нанды, но в итоге бежал в Пенджаб, где и встретился с Александром Македонским, и каким-то образом получил его поддержку. Впоследствии, (скорее всего около 324 г. до н. э.) организовал поход в Магадху, сверг царя Дхана Нанду и сам занял престол, положив начало династии, с правлением которой связано образование самого мощного в истории древней Индии государства. По родовому имени Чандрагупты основанная им династия носила название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нандов и воцарения Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти. Чандрагупта Маурья – основатель индийской империи Маурья Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить себе всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Ко времени его царствования относится еще одно столкновение с греко-македонянами. Около 305 г. до н. э., царь т.н. Империи Селевкидов (ближневосточные владения бывшей империи Александра) Селевк I попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия была уже объединена. Поход Селевка был неудачным, вместо ожидаемых завоеваний, ему пришлось уступить Чандрагупте значительные территории (территории нынешним Афганистану и Белуджистану), и дал в жены индийскому царю свою дочь. Надо заметить, что Селевк не особо горевал породнившись с восточным соседом – Чандрагупта передал ему 500 боевых слонов, что в дальнейшем здорово помогло Селевку в многочисленных войнах, которые он затевал. Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н. э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счет государств Южной Индии. Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата, что значит “истребитель врагов”. Сын его Ашока (около 273 — 236) до воцарения был наместником в северо-западной, а потом западной части государства. Ашока получил в наследство от отца огромное государство. За время своего царствования он присоединил еще одно государство Южной Индии — Калингу (современный индийский штат Орисса). “Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и во много раз больше умерло”, — рассказывает об этом сам Ашока в одной из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги Ашока стал царствовать над всей Индией, кроме крайней, южной части полуострова. Народы населявшие древнюю ИндиюЮг и север Индии, в то время, представляли собой не то, чтоб совершенно разные земли, населенные разными племенами, а гораздо больше – фактически эти области были вообще никак не связаны между собой и их развитие проистекало совершенно независимо друг от друга. В целом Южная Индия отставала в развитии от Северной Индии, фактически с первобытно-общинным строем здесь было покончено только после подчинения региона царям Магадхи. При этом, конечно же, нельзя утверждать, что до образования империи Маурьев, на юге Индостана царил сплошной каменный век. Отнюдь, были здесь и государства, порой, достаточно сильные, среди которых выделялись государства таких народов как калинги, андхры, чолы, пандьи и кералы. Держава калингов (соответствующая примерно территории нынешнего штата Ориссы) была довольно сильной, покорение ее далось Ашоке с большим трудом. Андхры населяли территорию, примерно соответствующую территории современного штата Андхра и восточной части штата Хайдерабад (Телингана). Территория андхров при Ашоке входила в империю Маурьев, но когда произошло подчинение андхров Маурьям, установить трудно. Еще южнее от страны андхров находилась земля, которая называлась в древности Тамилиадом; она была населена различными тамильскими племенами; процесс развития рабовладения происходил здесь независимо от Северной Индии. Народ чола населял восточную часть теперешнего штата Мадрас. К западу от него проживали пандьи. Кералы, родственные тамилам, населяли в основном территорию теперешнего штата Траванкур-Кочин. Об общественном и политическом строе этих народов нам почти ничего не известно. Известно, что только эти три индийских народа смогли отстоять свою независимость и не подчинились могущественным царям Магадхи из династии Маурьев. У них к тому времени уже были достаточно прочные государственные образования. Андхры, добившиеся независимости сразу после смерти Ашоки, быстро распространили свою власть на большую часть полуострова; столицей их государства стал город Насик. Их дальнейшее усиление было временно остановлено калянгами. Калинги, также ставшие независимыми вскоре после смерти Ашоки, под руководством царя Кхаравелы (конец III в. до н. э.) нанесли ряд поражений андхрам. Тем не менее к середине I в. до н. э. андхры превзошли калингов в военной мощи, и государство андхров стало в это время преобладать в Южной Индии. Империя Маурьев в разные годы – вся северная часть государства – заслуга Чандрагупты, южный «кусок» (Паринда) – его сына Биндусары, а восточнее (территория Калинги) – внука Ашоки. Пунктирная линия на востоке страны – граница прежних македонских владений Александра Внутренняя организация Империи МаурьевЕще до объединения государств Индии под властью Маурьев государственная власть носила характер т.н. “восточной деспотии”. В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие. Среди населения всячески поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были в древней Индии самыми обычными явлениями. По свидетельству древних писателей, царь Магадхи был вынужден каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков. Царь, хотя и правил единолично, имел при себе совет — паришад, состоявший из представителей знатнейших семей аристократии. Паришад – естественно не был чем-то вроде современного парламента, и имел только “совещательные” функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати — командующий войсками, пурохита — главный жрец, дхармадь-якша — главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители, руководство которыми находилось непосредственно в руках царя. Царские чиновники получали жалованье либо деньгами, либо, что бывало чаще, натурой. Основой государственного административного деления было село — грама. Следующую по величине территориальную единицу составляли десять сел, два десятка объединялись в двадцатку, пять двадцаток — в сотню, десять сотен — в тысячу. Во главе всех этих административных округов, за исключением грамы, стояли чиновники, получающие жалованье. Высшие из них, в ведении которых находилась тысяча сел, подчинялись непосредственно царю. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями, так как государство Маурьев представляло собой сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной. Для содержания государственного аппарата требовались большие средства. С земледельцев-общинников налоги собирались в виде урожая — бхага; согласно источникам, традиционной долей была 1/6, но возможно, что выражение шадбхага (шестая доля) было только условным термином. Брался налог натурой также со скота, с садов и т. д. Кроме того, свободные земледельцы должны были отработать некоторое число дней в году на строительстве общественных сооружений (вишти — налог трудом). Ремесленники обязаны были в виде налога сдавать царю часть своей продукции, а также в некоторых случаях работать на царя; в источниках упоминается об обязанности ремесленников отрабатывать на царя один день в месяц. Ремесленники отдельных специальностей (например, оружейники) обязаны были сдавать государству всю продукцию. Немаловажным источником дохода для царской казны были косвенные налоги. Торговые сделки облагались многочисленными пошлинами (шулка), взимавшимися тщательно организованным налоговым аппаратом; уклонение от уплаты торговых пошлин наказывалось очень строго, вплоть до смертной казни. Судебная система была весьма примитивна, уголовные дела разбирал глава исполнительной власти в данном округе. Некоторые наиболее важные дела разбирал лично царь. Приговор исполнялся немедленно. При решении гражданских дел применялось третейское разбирательство. Самым обычным наказанием было членовредительство, особенно за нарушение права частной собственности и за нанесение телесных повреждений; но уже наметилась тенденция заменять наказание этого рода денежными штрафами. К этому периоду относятся первые попытки кодификации обычного права. “Сборники законов” — дхарма-сутры и дхармашастры не были кодексами законов в современном смысле; это были только наставления, основанные на священных текстах и составленные брахманской школой. Индийские воины времен империи Маурьев Военная организация Империи МаурьевАрмия индийского царя времен империи Маурьев во время войны состояла из его собственного войска, войска союзников и ополчения племен, подчиненных царю. Источники утверждают, что Чандрагупта в случае войны мог собрать армию до 600 тыс. пехоты, 30 тыс. кавалерии и 9 тыс. слонов. Но постоянная армия Магадхи была значительно меньшей по численности и состояла в мирное время из наемников, получавших жалованье натурой или деньгами. Развитие земледелия, ремесла и торговли в Империи МаурьевЦентрализация государства, а также общий поступательный ход технического прогресса, с момента образования империи Маурьев в Индии привел к серьезным сдвигам в развитии производительных сил. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие материалы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие уже явно преобладало, а скотоводство имело подсобное значение. Наряду с возделыванием полевых культур — риса, Пшеницы, ячменя, а также проса, бобовых, сахарного тростника, хлопка, кунжута — большое значение приобретают садоводство и огородничество. Земледельцы использовали также приемы орошения, поскольку земледелие распространялось и на территории, не орошаемые разливами рек, а также на территории, бедные атмосферными осадками. Все шире применялось искусственное орошение посредством каналов, колодцев, прудов, хотя очень крупные сооружения возводились еще, по-видимому, редко. Сбор с одного поля двух урожаев в год становился все более обычным явлением. Продолжало развиваться и совершенствоваться ремесло. Начиная с этого времени и в последующие периоды древности и средневековья, Индия для других стран была поставщиком именно ремесленной продукции и в первую очередь высококачественных хлопчатобумажных тканей. Индийские ремесленники достигли больших успехов в металлургии, холодной обработке металлов, в обработке камня, дерева, кости и т. д. Индийцы умели сооружать плотины, водоподъемные колеса, здания сложной архитектуры. Существовали царские судоверфи, строившие речные и морские корабли, а также мастерские по изготовлению парусов, канатов, снастей и т. п., оружейные мастерские, монетные дворы и т. д. Ремесленники населяли главным образом города и занимались обслуживанием нужд государства и потребностей рабовладельческой знати в предметах роскоши и в предметах, которые не производились рабами и челядью в домашнем хозяйстве этой знати. Город и деревня были слабо связаны товарообменом. Сельские жители в своем большинстве в свободное от полевых работ время обычно занимались каким-нибудь ремеслом, чаще всего прядением и ткачеством. Кроме того, имелись сельские ремесленники: кузнецы, гончары, плотники и другие специалисты, полностью удовлетворявшие несложные нужды деревни. Правда, встречаются упоминания о деревнях, все жители которых славились как искусные мастера в каком-нибудь ремесле, но это объясняется, вероятно, близостью к месту нахождения исходного сырья и особыми удобствами его добывания: залежами соответствующих глин или руд, наличием лесов с хорошей строевой и поделочной древесиной и т. д. Но основным занятием жителей в этих деревнях оставалось земледелие. Несмотря на преобладание натуральных отношений, торговля была относительно развитой. Торговые сделки, купцы и купеческие караваны упоминаются в литературных источниках очень часто. В основном торговля велась предметами роскоши: дорогими тканями, драгоценными камнями, украшениями, благовониями, пряностями; яз предметов массового потребления наиболее обычным объектом торговли являлась соль. Для транспортировки грузов использовался вьючный скот и колесный транспорт. Большое значение имели водные пути сообщения, в особенности река Ганг. Постепенно развивается торговля с другими странами. Главным портом по торговле с Месопотамией и Египтом был Бхригукачха (современный Броч, у устья Нарбады); торговля с Цейлоном и Юго-Восточной Азией велась в основном через порт Тамралипти (современный Тамлук, в Западном Бенгале). Через всю Северную Индию, от Магадхи до горных проходов на северо-западе, проходила благоустроенная дорога, построенная при Чандрагупте. Она имела не только военно-стратегическое, но большое торговое значение, так как была основной магистралью, связывавшей долину Ганга и Пенджаб с Ираном и Средней Азией. Рост торговли привел к появлению металлических денег. Еще в первые века I тыс. до н. э. в качестве денег использовались куски или связки кусков меди, серебра или золота определенного веса (нишка). В V — IV вв. до н. э. появляются серебряные монеты, называвшиеся каршапана, или дхарана. Возможно, что еще раньше появилась медная монета. Однако простой обмен товаров, видимо, продолжал оставаться важной формой торговли. В империи Маурьев торговля подвергалась строгой регламентации со стороны государства. Специальные чиновники следили за правильностью мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество, за продажу недоброкачественных продуктов и т. п. виновные подвергались наказаниям, чаще всего — денежным штрафам. Торговлей занимался и сам царь; его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие, в ведении которых находился целый штат торговцев. Интересно введение в то время царской монополии на торговлю некоторыми товарами: продуктами горных разработок, солью, спиртными напитками. Города Древней Индии эпохи империи МаурьевВ то время в древней Индии насчитывалось большое количество многолюдных, богатых и сравнительно благоустроенных городов. Из наиболее важных городов следует отметить столицу Магадхи Паталипутру (современная Патна), Раджагриху (современный Раджгир), Варанаси (современный Бенарес), Такшашилу (Таксила у древних греков; в настоящее время от города остались только развалины), портовые города Бхригукачха и Тамралипти. Прославленные в “Махабхарате” Хастинапур — столица Кауравов, и Индапрастха столица Пандавов (современный город Дели), а также воспетая в “Рамаяне” Айодхья уже потеряли свое значение. Города в долине Ганга не отличались величественной внешностью. Дворцы богачей строились из дерева и только изредка из кирпича, а жилища бедняков были и вовсе хижинами, поэтому остатков городов сохранилось очень мало. Даже столица Магадхи Паталипутра, имевшая, как утверждает посол Селевка в Индии Мегасфен, в длину около 15 км, а в ширину около 3 км, была окружена стенами с 570 башнями, но и стены и башни были деревянными. Городское управление, взимание пошлин с торговцев и налогов с ремесленников и т. п. было подчинено штату городских служащих. Ремесленники и купцы в городах были организованы по специальностям в корпорации (шрени). Во главе каждой шрени стоял выборный старшина — шрештхин, отвечающий за своевременное исполнение членами шрени повинностей. Буддизм в империи МаурьевПика могущества, а также наиболее совершенной системы управления государственными делами, индийская Империя Маурьев добилась в правление царя Ашока, который правил примерно в 268 — 232 гг. до н. э.. Идеологической основой разноплеменного государства стал буддизм, который к этому времени доказал свою пригодность в качестве общегосударственной религии. Многочисленные предания сохранили воспоминания об Ашоке, как о строителе буддийских монастырей и ступ — сооружений, хранящих какую-либо реликвию, связанную с Буддой. Эти предания утверждают, что Ашокой было построено 84 тыс. ступ. Вследствие обилия буддийских монастырей (вихара, или бихара) за Магадхой в середине века утвердилось название Бихар. Важным историческим событием этого периода являются надписи Ашоки, высеченные на скалах и колоннах. Их сохранилось более тридцати в различных частях Индии. Надписи в форме предписаний царя содержат наставления, выдержанные в основном в духе морали. Кроме того, в надписях подчеркивается необходимость повиноваться властям, слугам царя, родителям и старшим. За выполнением этих наставлений должен был следить специальный штат чиновников во главе с дхармамантрином — советником царя по делам дхармы (“Закона”, в смысле “Закона благочестия” — так обычно называли буддисты свою религию). Для времени Ашоки характерна активизация внешней политики Маурьев. Завязываются более тесные связи с эллинистическими государствами (в надписях Ашоки упоминается о связях с Сирией, Египтом, Киреной, Эпиром), а также с некоторыми государствами Юго-Восточной Азии. В то время широко использовалась практика внедрения за рубежом буддизма. Это усиливало политическое влияние державы Маурьев. Для этого использовались буддийские миссионеры. Они рассылались по инициативе и при поддержке государственной власти далеко за пределы Индии, что привело с III в. до н. э. к распространению буддизма на острове Цейлон, а затем в Бирме, Сиаме и Индонезии. В связи с распространением буддизма возникает монашеская община — сангха — довольно хорошо организованная, с твердой дисциплиной, с монашеской иерархией. В сангху не принимались только рабы; все свободные принимались без различия их общественного положения, но руководящее положение в сангхе занимали выходцы из знатных и богатых семей. Вообще, для такой страны, как империя Маурьев, буддизм подошел как нельзя лучше. У бедноты буддизм пользовался успехом благодаря проповеди духовного равенства всех свободных, а также вследствие демократичности буддийской сангхи. Зажиточных горожан буддизм привлекал тем, что не требовал ни жертвоприношёний, ни обязательного вступления в сангху, ни существенных изменений в образе жизни. Буддийский культ был проще, понятнее, проповедь произносилась на обычных разговорных языках. Бихар – буддийский монастырь времен древней Индии Гибель Империи МаурьевИндийская Империя Маурьев не была монолитным политическим образованием – различные её части были совершенно не похожи друг на друга не по культуре, не по языку. Вдобавок к этому, сильное различие в природных условиях внутренних регионов, приводило и к неравномерному развитию экономики. Именно поэтому, несмотря на все усилия, царь Ашока так и не смог создать единое централизованное государство. Вскоре после смерти Ашоки — в 236 г. — начался и распад империи Маурьев; вероятно, сыновья Ашоки начинают уже делить ее между собой. Последний представитель династии Маурьев, еще удерживавшийся в Магадхе, — Брихадратха был около 187 г. до н. э. свергнут и убит своим военачальником Пушьямитрой, основавшим династию Шунга. Наряду с внутренними причинами, обуславливающими недолговечность государств подобного рода, немалую роль в распаде империи Маурьев сыграли завоевательные походы в Индию греко-бактрийцев и парфян. В начале II в. до н. э. во время правления Деметрия греко-бактрийцами была подчинена долина реки Кабула и часть Пенджаба. Деметрий и его преемники титуловались на монетах как “цари индийцев”. Они совершали грабительские набеги в соседние области Индии. В источниках имеются упоминания о том, что царь Менандр в своих походах в долину Ганга доходил до самой Паталипутры, но подчинить Магадху ему все же не удалось. После распада греко-бактрийского царства на территории Северо-Западной Индии образовалось весьма своеобразное государство со столицей в городе Шакала (современный Сиалкот, в Пенджабе), в котором царями были греки, знать состояла из греков и в значительной мере — из уроженцев Средней Азии, а основная масса населения была индийской. Однако вскоре завоеватели растворились в местном населении, не оставив и следов пребывания в стране. Как утверждают индийские источники, уже Менандр стал буддистом. Его преемники носили чисто индийские имена; монеты, которые они выпускали, имели и греческие и индийские надписи. Около 140 — 130 гг. до н. э. эллинистические государства в Бактрии были разгромлены племенами, входившими в состав мощной конфедерации массагетов в Средней Азии, которых в исторической литературе обычно называют китайским наименованием — юэчжи. В конце II — начале I в. до н. э. эти племена, вторгшиеся в Индию и называвшиеся здесь шаками, или саками, подчинили себе большую часть Северо-Западной Индии, а возможно — даже часть Центральной Индии. В начале I в. н. э. часть Северо-Западной Индии оказалась подчиненной парфянам. Здесь возникло крупное государство со столицей в Таксиле, независимое от Парфии или зависимое только номинально. Известно, что парфянский титул сатрапа еще в I — II вв. н. э. носили некоторые правители мелких государств в Западной и Центральной Индии. Находились ли они в какой-либо зависимости от парфянских царей — утверждать с уверенностью невозможно. Некоторые мелкие государства, в основном в Центральной Индии, управлялись царями, которые считали себя потомками шаков. Такое положение сохранялось вплоть до IV в. н. э.
|