Мониторинг функциональной грамотности что это

Мониторинг состояния функциональной грамотности

Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся

Задачи проекта

Заказчик – Министерство просвещения Российской Федерации

Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций.

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA[1] (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

Источник

О проекте

Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

Задачи проекта на 2019-2020 годы

1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности учащихся основной школы.

2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы, включающих в себя:

— открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)

— методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;

— методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.

3. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.

4. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.

Министерство просвещения Российской Федерации

Специалисты ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций.

Особенности мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности (далее МФФГ):

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA [1] (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2019 году – 5 и 7 классов, в 2020 году – 6,8,9), но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы учащихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

За период реализации проекта (2019-2020 годы) разработано более тысячи заданий по различным направлениям функциональной грамотности.

Разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности

Разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности

Разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.

Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования российской системы образования.

Все материалы, которые разработаны и будут в дальнейшем разработаны в ходе мониторинга формирования функциональной грамотности (например, учебно-методические материалы), после доработки по результатам апробации будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, также для дальнейших работ по мониторингу системы образования.

[1] PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».

Источник

О региональном мониторинге функциональной грамотности

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,

умения и навыки для решения максимально широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений»

В соответствии с государственным заданием ГАОУ ДПО СО «ИРО», в рамках региональной системы оценки качества образования, в 2021 году проводится первое региональное исследование сформированности функциональной грамотности обучающихся.

В марте исследование состоится:

Составляющие функциональной грамотности:

Работа будет проходить в лицее на компьютерах. О регламенте проведения будет сообщено дополнительно.

3 марта состоялось заседание Общеобластного родительского комитета в режиме видеоконференции по вопросу: «Для чего нужна оценка качества подготовки обучающихся. В каких международных сравнительных исследованиях примут участие образовательные организации Свердловской области в 2021 году». Данное заседание можно просмотреть по ссылке https://youtu.be/bsiI8pKttCU

Дата создания: 04.03.2021

Дата обновления: 04.03.2021

Дата публикации: 04.03.2021

Информационный портал Екатеринбурга

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Дата последнего изменения на сайте: 24.12.2021

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Источник

Анализ мониторинга по функциональной грамотности

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Анализ мониторинга по функциональной грамотности

Описание слайда:

Мониторинг уровня формированности у учащихся в 2020-2021 учебном году
проводился в 4 классе и в 8 классе

Описание слайда:

Цель диагностики:
Выявление уровня функциональной грамотности обучающихся на основе методологии и инструментария международного исследования качества подготовки обучающихся PISA; ознакомления педагогов и обучающихся с новым форматом и содержанием заданий.

Описание слайда:

Проверялись следующие направления ФГ:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность»,
«Естественнонаучная грамотность»,
«Глобальная компетенция»,
«Финансовая грамотность»,
«Креативное мышление».

Описание слайда:

Диагностика уровня сформированности проводилась в компьютерном формате на платформе РЭШ для учащихся 8 класса по следующим видам функциональной грамотности: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Естественнонаучная грамотность», для проведения всех остальных, использовался инструментарий, взятый с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Описание слайда:
Описание слайда:

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного обучающимися 4 класса, за выполнение всех заданий каждого блока, определялся уровень сформированности каждого её вида в процентах, были получены следующие результаты:

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного обучающимися 8 класса, за выполнение всех заданий каждого блока, определялся уровень сформированности читательской, математической, естественнонаучной грамотности, финансовой, глобальные компетенции и креативное мышление: недостаточный, пониженный, базовый и повышенный.

Описание слайда:

Результаты диагностики математической грамотности

Описание слайда:
Описание слайда:

Результаты диагностики естественнонаучной грамотности

Описание слайда:
Описание слайда:

Результаты диагностики
читательской грамотности

Описание слайда:
Описание слайда:

Результаты диагностики
финансовой грамотности

Описание слайда:
Описание слайда:

Результаты диагностики
креативного мышления

Описание слайда:
Описание слайда:

Результаты диагностики
глобальных компетенций

Описание слайда:
Описание слайда:

ВЫВОД:
Проведён анализ результатов исследования уровня сформированности функциональной грамотности по шести направлениям: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Естественнонаучная грамотность», «Глобальная компетенция» «Финансовая грамотность», «Креативное мышление». Таким образом, на основании проведенного диагностического исследования можно сделать вывод, что функциональная грамотность у учащихся 4-х и 8-х классов развита, в основном, на среднем уровне.
По результатам выполнения диагностических работ, среди учащихся 4 и 8 классов, наиболее высокая грамотность: «Читательская» в 4 классе, самая низкая сформированность следующего вида функциональной грамотности: «Глобальная компетенция», как в 4 классе, так и в 8 классе (в этом году 5 и 9 классы).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Тренинг для учителей по развитию функциональной грамотности учащихся

Состояние воспитания на современном этапе развития гражданского общества.

Викторина «Пропедевтика и диагностика заболеваний хирургического профиля»

Презентация » Пропедевтика и диагностика заболеваний хирургического профиля»

Сценарий проведения нового года

Дорожная карта для учителя. Работа в сервисе Learningapps.org

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5424251 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть фото Мониторинг функциональной грамотности что это. Смотреть картинку Мониторинг функциональной грамотности что это. Картинка про Мониторинг функциональной грамотности что это. Фото Мониторинг функциональной грамотности что это

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Функциональная грамотность как цель и результат современного образования.

Заседание педагогического совета

КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.

Обсуждение вопросов формирования функциональной грамотности лидирует в тематике методических мероприятий «Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» г. Новомосковска. В сентябре – ноябре ресурсными центрами ЦНППМ проведено 9 вебинаров по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся на уроках по всем учебным предметам.

Все педагоги нашей школы в той или иной степени знакомы с понятием «функциональная грамотность» и его содержанием.

Вопрос 1 из анкеты для участников педагогического совета.

Вы знакомы с понятием «функциональная грамотность» и его содержанием? Вы знаете направления функциональной грамотности и их составляющие?

1. ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

Три определения (работа с аудиторией)

1. Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

2. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Выберите формулировку, соответствующую современному пониманию функциональной грамотности.

Виды функциональной грамотности.

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

2. ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике.Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи: 1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования и 2) воспитание гармонично развитойсоциальноответственной личности. Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени. Поэтому мы должны с вами ответить на вопрос: какими ресурсами мы обладаем для решения этой важной задачи.

В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

Международные исследования проводятся систематически.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания. С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность. С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции. С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Основной вопрос, на который отвечает исследование PISA : «Обладают ли учащиеся пятнадцатилетнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *