Мониторинг первоклассников что это

Мониторинг в 1 классе

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Мониторинг образовательных достижений проводится в 1 классе в начале года, чтобы выяснить готовность ребенка к школе. Мониторинг в конце года покажет насколько усвоил школьник программу 1 класса….

Мониторинг проводится в форме теста, который состоит из 2 частей заданий: основные/базовые задания и дополнительные задания. Каждое задание оценивается по баллам, которые зависят от уровня сложности.

Подобный мониторинг учащихся ждет в 4 — ом классе, который выяснит уровень усвоения школьника курса начальной школы…

Просмотреть с детьми и решить тренировочные задания мониторинга 1 класса …

Рекомендации по проведению мониторинга Смотреть

Итоговая работа по математике для 1 класса

Итоговая работа по литературному чтению за 2014-2015 год Смотреть

Тест по русскому языку 1 класс

1. Сколько раз в стихотворении встречается звук [Ж]:

Жук жужжит и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет. _____________

3. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получилось несколько новых слов.

4. Напиши детёнышей животных:

у козы — ______________________,

у собаки — _____________________,

у овцы — _______________________,

у коровы — _____________________,

у змеи — _______________________,

у рыбы — ______________________.

5. Составь слова, соединяя слоги из разных столбиков:

6. Обведи начальные буквы, которые должны быть большими.

КОТ, БАРСИК, ЛЕНА, ДЕВОЧКА, МАМА, МАРИЯ ИВАНОВНА.

7. Придай предложениям нормальный вид.

На пригоркевсегда паслисьгуси. Онивытягивали шеиишипели. Детибоялись подходитькгусям.

Тест по математике 1 класс

1. На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке?

2. В двух домиках десять окошек. Сколько окошек в каждом домике, если в первом их на два больше, чем во втором?

3. Считая мячики слева направо, раскрась пятый мячик зелёным цветом. Считая справа налево, раскрась пятый мячик красным цветом.

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

4. Запиши в окошках такие числа, чтобы запись была верной. > 5

5. Подчеркни одной чертой слагаемые, двумя – сумму.

6. Запиши в окошках такие числа, чтобы запись была верной.

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это1 + + 5 = 6

7. Сумма двух чисел 7. Второе число 1. Запиши первое число.

8Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это. Проведи отрезок так, чтобы получился четырёхугольник и треугольник.

9Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это. Зелёный кубик поставили на красный, а синий на зелёный. Какой кубик стоит выше всех? Раскрась его нужным цветом.

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

11. Раскрась квадрат.

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

1Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что этоМониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это2. В корзине четверо котят: белых больше, чем чёрных. Других котят нет. Сколько белых и сколько чёрных котят?

Тест по окружающему миру 1 класс

1. Какие растения леса тебе известны?

2. Где весной раньше начинает таять снег?

3. Сколько ног у паука?

4. Как называется твёрдое состояние воды?

5. Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?

6. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

7. Что относится к живой природе?

8. К какому виду транспорта относится поезд?

9. Что даёт город селу?

10. Какую птицу называют лесным доктором?

11. Где воздух чище?

12. Как птицы помогают деревьям?

Источник

Мониторинг достижений первоклассников в адаптационный период обучения

В период безотметочного обучения остро стоит проблема отслеживания результатов усвоения учебного материала младшими школьниками, поэтому каждое образовательное учреждение стремится создать собственные наработки по данному вопросу, но единых требований к диагностическому инструментарию по-прежнему не существует.

Чтобы решить указанную проблему, учителями кафедры начальных классов МОУ «Гимназия № 48» совместно с педагогами ДОУ № 96 «Капельки» разработан и внедрен в практику работы «Мониторинг достижений младших школьников».

Комплексная педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности начального образования, где педагогическая система составляет структурное ядро образовательной системы.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

Данная диагностика решает массу проблем, встающих перед педагогом начального звена, связанных с психолого-педагогическим сопровождением учебного процесса в общеобразовательном учебном заведении. Такая четкая система диагностирования младших школьников на начальном этапе обучения в школе разработана педагогами нашей гимназии.

Главной целью этой системы является определение общей обученности школьников как результата всего процесса обучения на какой-то определенной ступени: в период адаптации первоклассника, первом и втором классах начального обучения и при переходе из начального звена в среднее.

Обученность – это особенная характеристика учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования, когда проявляются активность личности, отношение к учению и его способам, нравственно-волевые усилия к достижению целей образования. Особенностью обученности учащихся начального звена является способность ребенка с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и изменять учебный материал, использовать его в практической деятельности. Поэтому главной задачей педагогической диагностики является изучение и измерение обученности и обучаемости школьников, что позволяет, с одной стороны, оценить результативность и качество обучения, прочность навыков, с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Важно в этот период оценить основные навыки учебной саморегуляции и адаптации школьника через речевые и мыслительные умения, как важнейшие продукты образования и обучения в школе. Необходимо отметить, что формирование этих навыков носит сквозной характер, поскольку охватывает весь путь обучения в школе от начальной ступени до старшего звена.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является адаптация первоклассника, что предполагает создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Именно с целью решения данного вопроса коллектив педагогов гимназии давно сотрудничает с МДОУ «Детский сад № 96 «Капельки», реализуя программу по обеспечению преемственности образования, научной основой которой являются теоретические и практические материалы ученых, учителей-практиков и педагогов дошкольного образования.

Важной особенностью предлагаемого мониторинга является достаточный инструментарий для измерения умений и навыков чтения и письма (скорость, качество и продуктивность), а также произвольного внимания, самооценивания и самообслуживания. Используя наблюдения воспитателей детского сада и полученные данные, учитель может выявить скрытую неуспеваемость детей, определить пробелы в формировании и развитии учебных умений, обнаружить творческие способности учеников. Параметры этих наблюдений были обозначены на семинаре-проекте, посвященном процессу адаптации первоклассников. Учитывая эти данные, педагог может прогнозировать успешность или неуспешность адаптации ученика в школе.

Задача педагога – через комплексную диагностику на ранних этапах обучения выявить детей, имеющих проблемы по одному из указанных параметров, и проводить профилактические мероприятия для изменения негативных и развития позитивных качеств.

Для такого мониторинга кафедрой начальной школы и воспитателями дошкольного учреждения были выделены критерии, оценивающие сформированность навыков выпускника ДОУ и учебные навыки, которыми должен обладать первоклассник. Составив сводную таблицу этих параметров можно выявить результаты формирования и развития учебных умений каждого школьника.

Таблица 2
Результаты формирования ОУН

ПараметрыДОУI полугод.II полугод
ВСНВСНВСН
Обучение грамоте
Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок.
Умеет сравнивать предметы, явления.
Умеет правильно пользоваться рукой при письме
Умеет развернуто и аргументировано отвечать на вопросы
Умеет составлять предложения из 3-4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением
Уметь находить слова с определенным звуком, различать звуки на слух
Умеет членить слова на слоги
Умеет задавать вопросы
Умеет различать и называть буквы
Умеет определять место звука в слове
Умеет самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших текстов
Умеет составлять и читать схемы слов, предложений
Умеет сливать буквы в слоги, слоги в слова
Умеет выделять признаки предмета
Математика
Умеет различать и называть геометрические фигуры
Умеет ориентироваться на листе клетчатой бумаги
Умеет составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера
Умеет называть числа в прямом и обратном порядке
Умеет осуществлять основные действия при решении задач
Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры
Знает, как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитанием единицы из следующего за ним в ряду
Умеет писать цифры от 0 до 10
Умеет соотносить цифру и число предметов
Умеет пользоваться арифметическими знаками действий
Умеет делить круг и квадрат на 2, 4 равные части
Умеет определять состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел

Таблица «Результаты формирования ОУН» ориентирована на педагогов первых классов, так как позволяет отслеживать результативность обучения в первом полугодии и выявлять рост результатов каждого ученика. В этой диагностике внимание уделяется всем основным, даже самым незначительным, умениям и навыкам по основным предметам. Эта диагностическая таблица многофункциональна: может быть как сводной по всему классу, так и индивидуальной, рассчитанной на одного ученика.

Дополнить мониторинг можно еще одним видом инструментария – «Листком достижений», где конкретизируются и укрупняются основные общеучебные навыки первого класса и позволяют отслеживать рост по четвертям. Оценку в этих диагностиках заменит цветовая гамма реальных учебных возможностей: высокий уровень можно обозначить красным цветом, средний – зеленым, а низкий – синим.

Таблица 3
Листок достижений

Учебные предметыПериод обучения
1ч.2ч.3ч.4ч.
Чтение
Осознанность
Правильность
Выразительность
Скорость
Русский язык
Каллиграфия
Орфография
Развитие устной речи
Математика
Устные вычислительные навыки
Письменные вычислительные навыки
Решение задач
Геометрический материал
Ознакомление с окружающим миром
Общеучебные навыки
Умение работать с книгой
Умение спланировать свою работу
Умение обосновать оценку своей деятельности
Самооценка
Развитие познавательных мотивов и активности
Сформированность ценностных отношений
Общественная активность
Отношение к учению
Отношение к труду
Отношение к товарищам

Тесное сотрудничество психолого-педагогической службы гимназии и воспитателей детского сада позволяет проводить работу по диагностированию таких психологических качеств у детей, как познавательные способности, мотивы учения, адаптация к школьной жизни, отследить положительные или отрицательные изменения этих параметров в процессе взросления ребенка. На основании диагностирования классному руководителю даются конкретные рекомендации.

Познавательные способности

Источник

Диагностические материалы. Стартовая педагогическая диагностика готовности первоклассников. Типовые задачи для оценки сформированности предметных знаний и умений

Класс: 1

Ключевые слова: педагогическая диагностика готовности первоклассников

Типовые задачи:

а) достаточная степень развития ряда неречевых функций;

б) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

в) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений.

I. Организация педагогической диагностики

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что вы имеете возможность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке – в новом детском коллективе в отсутствие родителей.

Обязательным и очень сложным для учителя условием проведения педагогической диагностики является отказ учителя в это время от позиции обучающего и временный переход на позицию человека, наблюдающего за работой детей. Ведь задача учителя в момент проведения групповой диагностики – получить достоверные данные о том, что и как ребенок может сделать сам.

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

Заранее необходимо предупредить родителей о предстоящем индивидуальном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае нельзя говорить детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой. До проведения индивидуального обследования необходимо проанализировать результаты группового обследования ребенка, ознакомиться с его медицинской картой.

Если учитель работает без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10–12 человек.

Заранее нужно разложить на партах для каждого ребёнка необходимые для обследования листы с заданиями и по набору карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой. Предложить детям сесть за парты по одному.

Перед каждым заданием необходимо дать объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований. Задание читается громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняться от текста.

Работа начинается кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, отложите его и спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание».

К чтению следующего задания следует переходить только тогда, когда большинство детей (более 75%) закончат выполнение предыдущего. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания дети предупреждаются об этом словами: «Слушайте следующее задание». Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15–20 минут. Во время работы нужно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, нельзя высказывать своё недовольство неправильными действиями детей, указывать на ошибки, выносить оценочные суждения, а нужно почаще говорить слова: «Очень хорошо»; «Вы молодцы»; «Я вижу, у вас все замечательно получается».

При проведении индивидуального обследования желательно заранее ознакомиться с медицинской картой ребенка. При наличии у ребенка ошибок в выполнении заданий группового обследования следует обратиться к этим заданиям еще раз, чтобы выяснить причины происхождения ошибок.

На своем столе заранее в определенном порядке следует расположить необходимые для обследования материалы (карточки-задания, наборы фигур, предметов и др.).

До начала беседы нужно дать ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайться определить его состояние (тревожность, заторможенность и т.д.).

Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий необходимо сразу же фиксировать на листе с заданиями и в бланке обследования.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10–15 минут.

Предлагаемое обследование включает следующие разделы:

– обследование состояния пространственного восприятия;

– выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

– проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

– выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

– обследование фонематического слуха и восприятия;

– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций.

Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить уровень развития у будущих учеников вышеперечисленных умений, но и для того, чтобы наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. В отличие от групповой диагностики задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребенку и некоторые приемы обучения. Это дает возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», то есть то, что ребенок может сделать с помощью взрослого.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы и критерии оценки выполнения заданий.

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Оценка выполнения задания:

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить)».

Оценка выполнения задания:

Задание 4

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Оценка выполнения задания:

Задание 5

Цель. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».

Текст задания. «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата».

Оценка выполнения задания:

Задание 6

Цель. Выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Оценка выполнения задания:

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Задание 8

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

Мониторинг первоклассников что это. Смотреть фото Мониторинг первоклассников что это. Смотреть картинку Мониторинг первоклассников что это. Картинка про Мониторинг первоклассников что это. Фото Мониторинг первоклассников что это

Данные группового обследования не могут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день может болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.). Кроме того, в процессе проведения групповой работы можно получить лишь минимальную информацию о состоянии речевого развития детей. Поэтому на следующий день необходимо провести индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточнения информации о готовности к школе тех ребят, которые показали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?»

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы еще раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут на деревьях»), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет». Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Выявление умения сравнивать множества по числу элементов

Если ребенок ошибся в выполнении задания 4 во фронтальном обследовании, можно задать ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была случайной, учитель может изменить оценивание, поставив 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: «Чего больше?» Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который вносится в бланк обследования вместо предыдущей оценки.

Выявление умения классифицировать

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задаётся вопрос: «Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?» Если объяснение дается по внешним признакам («Чтобы на каждом рисунке было по 5» или «Птицы и белочки живут на деревьях») – значит, ребенок еще не может провести классификацию, опираясь на существенные признаки.

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования (прилагается в конце). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностического обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы?

3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: сниженный фонетический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интонационного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл); у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказываний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координаций.

У этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения существенных корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.

Низкий уровень по отдельным параметрам, например нарушения мелкой моторики руки, также требует внимания. Если в процессе обследования выявилось нарушение зрительного и пространственного восприятия, значит, велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения.

Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру – развитие фонематического слуха – отмечается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обучения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть ошибки замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким нарушениям этих процессов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *