Мониторинг первоклассников на начало года что это
Диагностика адаптации первоклассников к школе: методики проведения
Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. Рассмотрим подробнее.
Суть процесса адаптации первоклассников
Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об адаптации к школе — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.
Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.
Факторы социальной адаптации
Факторы физиологической адаптации
Факторы психологической адаптации
Основные вопросы проведения диагностики
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.
Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:
Входная диагностика для первоклассников
Выбранный для просмотра документ Входная диагностика для первоклассников.docx
Входная диагностическая работа в 1 классе
Предлагаю вашему вниманию задания, которые были отобраны мною для проведения стартовой диагностики в 1 классе.
Назначение данной работы:
выявить уровень стартовых возможностей первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности ;
выявить индивидуальные различия между детьми.
Каждое задание сопровождается описанием назначения, инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
Работа выполняется в середине сентября в адаптационный период на втором, третьем уроках, во вторник, в среду. Задания можно выполнять по частям: в первый день (3-5 заданий на разных уроках), во второй день (остальные задания на разных уроках).
Для удобства объяснения заданий используйте презентацию.
Цель выполнения задания:
выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Кроме этого, задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать прямолинейные отрезки, углы, не округляя их.
Ребёнку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, всё ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Точное воспроизведение оценивается 4 балла, за каждую допущенную ошибку снимается 1 балл.
а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.
Оценка выполнения задания:
4 балла – безошибочное воспроизведение узора;
3 балла – за 1–2 ошибки;
2 балла – за 3 ошибки;
1 балл – за 4 ошибки;
0 баллов – если есть ошибки по каждому из пунктов.
Цель выполнения задания:
выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
– Здесь вы будете выполнять второе задание (указывается место для выполнения задания) .
– Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. На лесной полянке играют 4 зайчика и 2 белочки. Сколько зверей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько зверей играют на полянке.
Текст задачи можно повторить.
2. Саша вырезал 6 квадратов. Два квадрата он отдал младшему брату. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько их осталось у Саши.
Текст задачи можно повторить.
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Цель выполнения задания:
выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания . «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа ( указывается место для выполнения задания ). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на 2 клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх 5 клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания:
3 балла – все пункты задания выполнены верно.
Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;
Цель выполнения задания:
определить развитие мелкой моторики руки.
Текст задания . Рассмотрите внимательно запись. Скопируйте запись или ее часть в соответствии с образцом на следующей строке.
Оценка выполнения работы:
3 балла — запись полностью скопирована; запись расположена на рабочей строке.
2 балла — запись полностью скопирована; некоторые фрагменты записи расположены выше или ниже рабочей строки.
1 балл — скопированы отдельные фрагменты записи (более 50 %); некоторые фрагменты записи расположены выше или ниже рабочей строки.
Цель выполнения данного задания:
определить сформированность понятий «больше», «меньше», «слева», «справа»; пространственных представлений; умение соотносить число и цифру.
Нарисуй средней белке 5 орехов. Белке, которая находится слева, нарисуй больше орехов, чем средней. А белке, которая находится справа, нарисуй орехов меньше, чем средней белке.
Оценка выполнения данного задания:
За каждый правильный ответ по одному баллу.
Цель выполнения задания:
определить круг чтения учащихся.
Рассмотри рисунки героев литературных произведений. Обведи красным карандашом, кто из них тебе знаком.
Оценка выполнения задания:
3 балла – указаны все герои
2 балла – указаны 3-4 героя
1 балл – указаны 1-2 героя
Цель выполнения данного задания:
определить сформированность фонематического слуха на основе выделения нужного звука в словах.
Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
3 балла – правильное выполнение задания.
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;
Цель выполнения данного задания:
выявить сформированность умения определять количество звуков в слове и соотносить с предметными картинками.
Рассмотри предметные картинки. Назови слова, которые нарисованы на картинках. Определи количество звуков в каждом слове и соедини с подходящей схемой
Оценка выполнения данного задания:
Максимальное количество баллов – 3 балла.
Цель данного задания:
выявить понимание детьми терминов «внутри», «но не»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметьте точку внутри круга, но не на линии».
1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но не на линии.
2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку на линии, но вне круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и на линии.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и не на линии.
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;
В ряду букв подчеркни хорошо знакомые тебе буквы: А, Д, Р, Ж, Ч, Э, Я, У, М, О.
Цель данного задания:
определить сформированность общих знаний об окружающем мире; соотносить название дерева с формой листа.
Рассмотри картинки. Найди листья одинаковой формы, обведи их. Раскрась жёлтым цветом листочки, которые упали с клёна.
Цель выполнения задания:
определить сформированность общих представлений об окружающем мире; соотносить животных, растения и продукты, которые с их помощью получают.
Рассмотри рисунки. Составь пары (соедини линиями)
Оценка выполнения задания:
2 балла – все верно
1 балл – допущена 1 ошибка
Цель выполнения задания:
определить сформированность умения слышать и слушать текст с голоса учителя; отбирать нужную информацию для выполнения задания.
Послушай внимательно стихотворение. Соедини линиями, какой увидел радугу каждый герой стихотворения.
Петух увидел радугу:
— Какой красивый хвост!
Баран увидел радугу:
— Какой высокий мост!
И конь глядит на радугу:
Река глядится в радугу:
— И в небе есть река? (И. Гамазков)
Оценка выполнения задания:
2 балла – без ошибок
1 балл – допущены 1,2 ошибки
Выбранный для просмотра документ Презентация к входной работе.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Задание № 10. А, Д, Р, Ж, Ч, Э, Я, У, М, О.
Выбранный для просмотра документ рабочий лист 1.docx
Входная контрольная работа
Задание № 6.
Задание № 9.
А, Д, Р, Ж, Ч, Э, Я, У, М, О.
Задание № 11.
Задание № 1 3 .
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная работа поможет учителю 1 класса провести входную диагностику и выявить уровень подготовки детей к школе. А также определить на что необходимо будет обратить внимание при подготовке к урокам, упражнения на развитие каких познавательных процессов подбирать для индивидуальной работы с отдельными учениками.
Номер материала: ДБ-079601
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.