Мониторинг пожарной сигнализации что это

Пожарный мониторинг: от А до Я

Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть фото Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть картинку Мониторинг пожарной сигнализации что это. Картинка про Мониторинг пожарной сигнализации что это. Фото Мониторинг пожарной сигнализации что это

Система пожарного мониторинга — комплекс оборудования и аппаратного обеспечения для круглосуточного контроля безопасности на объекте и раннего оповещения службы «01».

Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть фото Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть картинку Мониторинг пожарной сигнализации что это. Картинка про Мониторинг пожарной сигнализации что это. Фото Мониторинг пожарной сигнализации что это

Не стоит волноваться, что пожарные приедут по ложному вызову.

Чтобы разобраться в том, нужна ли система пожарного мониторинга, рассмотрим две ситуации.

Важно понять, что чем позже будет вызвана бригада пожарных, тем больше будет жертв и материальных убытков.

Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть фото Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть картинку Мониторинг пожарной сигнализации что это. Картинка про Мониторинг пожарной сигнализации что это. Фото Мониторинг пожарной сигнализации что это

Отличия мониторинга бюджетных и коммерческих организаций

В СП5.13130.2009 (ред. от 01.06.2011) прописаны объекты, на которых сигнал о возгорании должен автоматически передаваться в пожарную часть:

В ФЗ №123 (ред. от 02.07.2013) добавлены:

Для этих зданий противопожарный мониторинг обязателен. Но часто такую систему устанавливают и различные коммерческие организации, например, магазины или приюты для животных. Это помогает отслеживать обстановку на объектах, где постоянного охранника или вахтера. При возгорании, сигнал передается на телефон руководителя и в диспетчерскую службу.

Что касается различных систем мониторинга, то бюджетные и социальные объекты подключаются к ГМЦ, а также ЦАСПИ или Стрелец-Мониторинг. Первая просто собирает данные, а две другие передают сигнал «Пожар» напрямую в МЧС по выделенным линиям связи, таким образом бригада отправится на объект уже через 2 минуты. Обращаем внимание, что социальные объекты должны быть подключены одновременно к ГМЦ и к системе мониторинга. Иначе штраф 200 тыс. рублей по ст. 20.4 КоАП РФ.

Полезно
У нас есть статья «Ответственность и пожарная безопасность», которая описывает все виды наказаний: от дисциплинарной до уголовной.

Коммерческие организации подключаются к частным диспетчерским центрам. В данном случае сигнал передается сначала диспетчеру, который делает проверку на ложный вызов, а потом передает сигнал в «01».

Положительные особенности систем пожарного мониторинга:

срабатывают автоматически
имеют резервное питание
не зависят от действий персонала

Монтаж и обслуживание

Проектирование, монтаж и техническое обслуживание любой пожарной автоматики, включая оборудование пожарного мониторинга — лицензированная деятельность (ст. 146 ФЗ №123).
Для организации подобной системы необходим комплект оборудование, который можно установить за 32 000 рублей. В стоимость входит:

Если объект небольшой, а бюджет ограниченный, то выгоднее всего арендовать оборудование и заключить договор на ТО.

Источник

Мониторинг пожарной сигнализации что это

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»

Production services. Services on construction of monitoring system of automatic fire protection systems and output signals on the panel «01» and «112» centralized monitoring

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ростовской областной ассоциацией «Пожарная безопасность и гражданская защита» (РОАПБ) и Национальным союзом организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги»

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

1.2 Положения настоящего стандарта распространяются на юридических лиц всех форм собственности и физических лиц, оказывающих услуги по проектированию, монтажу, наладке, диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и мониторингу работоспособности системы вывода сигналов на ПЦН «01» и «112».

1.3 Положения настоящего стандарта также распространяются на подразделения пожарной охраны, организации федеральной противопожарной службы МЧС России, уполномоченные на прием сообщений о пожарах по телефонному номеру, назначенному федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также на ЕДДС, функционирующие на базе телефона «112» в части размещения и эксплуатации ПЦН как составного элемента системы мониторинга.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 53325-2012 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абонентский комплект; АК: Зарегистрированный в базе данных ПЦН комплект прибора в составе системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на ПЦН «01» и «112».

3.2 автоматическая пожарная сигнализация; АПС: Совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств.

3.3 автоматизированное рабочее место; АРМ: Совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающих конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в системе мониторинга.

3.4 база данных; БД: Систематизированная совокупность данных, представленная на машиночитаемых носителях, содержащая информацию о функционировании системы мониторинга.

3.5 единая дежурно-диспетчерская служба; ЕДДС: Орган повседневного управления местной (городской) подсистемой РСЧС, создаваемый при органе управления ГОЧС и предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города.

3.6 канал передачи: Совокупность совместно действующих технических средств, модулей и используемых(ой) сред(ы) передачи, осуществляющих обмен информацией между ПОО, РТР и ППО.

3.7 канал связи: Комплекс технических средств и среды распространения, обеспечивающих передачу сигнала радиосвязи, электросвязи в полосе частот или со скоростью передачи, характерных для данного канала передачи.

3.8 мониторинг систем противопожарной защиты: Непрерывно осуществляемый автоматизированный сбор данных, наблюдение за техническими параметрами СПЗ, выполнением СПЗ или ее отдельными элементами своих функциональных задач в целях фиксации и последующей аналитической обработки получаемой информации для подготовки необходимых решений по предупреждению и ликвидации негативных последствий, связанных с повреждением или неисправностью СПЗ.

3.9 мониторинговая организация; МО: Организация, оказывающая услуги по построению и техническому обслуживанию системы мониторинга автоматических СПЗ и вывода сигналов на ПЦН «01» и «112».

3.10 орган гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций; ГОЧС: Орган МЧС России, осуществляющий обеспечение гражданской обороны и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

пожарная охрана: Совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

— государственная противопожарная служба;

— муниципальная пожарная охрана;

— ведомственная пожарная охрана;

— частная пожарная охрана;

— добровольная пожарная охрана.

3.12 пожарная часть; ПЧ: Подразделение пожарной охраны.

3.13 пожарные извещения: Сигналы о пожаре, создаваемые ручными пожарными кнопками, автоматическими пожарными извещателями, потоком воды в спринклерной системе или активацией других систем или оборудования.

программное обеспечение; ПО: Совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

3.15 произвольное срабатывание: Тревожное извещение, поступившее на ПЦН, выданное техническим средством в составе системы в результате отсутствия контролируемых изменений технического средства и отсутствия воздействия человеческого фактора.

прибор объектовый оконечный; ПОО: Компонент системы передачи извещений о пожаре, устанавливаемый на контролируемом объекте, обеспечивающий прием извещений от приемно-контрольных приборов, приборов управления или других технических средств пожарной автоматики объекта, передачи полученной информации по каналу связи напрямую или через ретранслятор в пункт централизованного наблюдения или в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, а также для приема команд телеуправления (при наличии обратного канала).

прибор пультовой оконечный; ППО: Компонент системы передачи извещений о пожаре, обеспечивающий прием извещений от приборов объектовых оконечных, их преобразование и отображение посредством световой индикации и звуковой сигнализации в пункте централизованного наблюдения или в помещениях с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, а также для передачи на приборы объектовые оконечные команд телеуправления (при наличии обратного канала).

3.18 пульт централизованного наблюдения; ПЦН: Аппаратно-программный комплекс, являющийся составной частью системы мониторинга, включающий персональный компьютер (ПК) и специализированное ПО и предназначенный для приема, обработки, регистрации извещений и отображения в заданном виде тревожной, пожарной и сервисной информации, а также при наличии обратного канала для передачи команд управления.

3.19 ПЦН «01»: Пульт централизованного наблюдения, установленный в подразделении пожарной охраны.

3.20 ПЦН «112»: Пульт централизованного наблюдения, установленный в отделении единой диспетчерской службы «112» (ЕДДС «112»).

3.21 ПЦН контрольных и надзорных органов: Пульт централизованного наблюдения, используемый контрольными и надзорными органами муниципального образования, субъекта Российской Федерации и федеральными, а также заинтересованными организациями и ведомствами.

3.22 ПЦН МО: Пульт централизованного наблюдения, используемый мониторинговой организацией.

3.23 региональная система предупреждения чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Система предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории соответствующих федеральных округов (регионов).

ретранслятор; РТР: Компонент системы передачи извещений о пожаре, устанавливаемый в промежуточном пункте между объектом и пунктом централизованного наблюдения и служащий для приема информационных сигналов от приборов объектовых оконечных или других ретрансляторов, их усиления и/или преобразования, с последующей передачей на приборы пультовые оконечные или другие ретрансляторы, а также (при наличии обратного канала) для приема от приборов пультовых оконечных (ретрансляторов) и передачу на приборы объектовые оконечные (ретрансляторы) команд телеуправления управления (при наличии обратного канала).

3.25 система мониторинга: Совокупность совместно действующих технических средств и каналов связи в составе централизованной автоматизированной системы передачи извещений о происходящих (возникающих) пожарах, тревогах, чрезвычайных ситуациях и техническом состоянии систем противопожарной защиты.

система противопожарной защиты; СПЗ: Комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).

3.27 сервисные извещения: Контрольные сигналы и сигналы о техническом состоянии АПС, ПОО, ретрансляционной сети и других элементов системы мониторинга.

3.28 тревожные извещения: Сигналы о нападении, проникновении, нештатных ситуациях, чрезвычайных ситуациях, несанкционированном доступе, создаваемые средствами автоматической охранной (охранно-пожарной) сигнализации, ручными системами тревожной сигнализации и кнопками тревожной сигнализации.

3.29 тестовое срабатывание: Извещение, поступившие на ПЦН в результате проверки работоспособности технических средств в составе системы мониторинга.

3.30 техническое облуживание; ТО: Комплекс профилактических мероприятий, проводимых в целях поддержания техники в исправном состоянии или постоянной готовности к применению.

4 Основные положения

4.1 Система мониторинга должна представлять собой функционально законченный комплекс, включающий ПОО, РТР(ы), ПЦН «01», ПЦН «112», ПЦН МО, ПЦН контрольных и надзорных органов, а также удовлетворять требованиям ГОСТ Р 53325-2012 (раздел 9).

4.2 Система мониторинга должна быть предназначена для решения следующих задач:

— сбора от внутриобъектовых систем противопожарной защиты (систем автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, исполнительных устройств, систем контроля аварий и интегрированных систем безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения и др.) информации о пожарах, авариях и стихийных бедствиях;

— своевременного получения извещений по каналам связи системы мониторинга на ПЦН «01» и «112»;

— автоматического контроля работоспособности внутриобъектовых систем противопожарной защиты;

— постоянного контроля надежности радиоканала системы мониторинга и автоматического перехода на дублирующий канал связи.

4.3 Система мониторинга может быть использована как модульная составляющая в технической архитектуре аппаратно-программных комплексов в части решения задач по обеспечению общественной безопасности и безопасности среды обитания от различного рода угроз (природного, техногенного, экологического и др. характера) [2].

5 Система мониторинга

5.1 Структура системы мониторинга

Система мониторинга представляет собой многоступенчатую структуру задействованных организаций и ведомств в соответствии с рисунком 1.

Источник

Система мониторинга пожаров и чрезвычайных ситуаций

С 1 января 2017 года в России действует ГОСТ Р 56935-2016 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» (далее – ГОСТ Р 56935-2016).

ГОСТ Р 56935-2016 устанавливает порядок выполнения работ по проектированию, монтажу, наладке и оказания услуг по диагностике, техническому обслуживанию, ремонту и мониторингу работоспособности автоматических систем противопожарной защиты и системы вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112».

Система мониторинга представляет собой совокупность совместно действующих технических средств и каналов связи в составе централизованной автоматизированной системы передачи извещений о происходящих (возникающих) пожарах, тревогах, чрезвычайных ситуациях и техническом состоянии систем противопожарной защиты.

В соответствии с ГОСТ Р 56935-2016 система мониторинга должна быть предназначена для решения следующих задач:

— сбор от внутриобъектовых систем противопожарной защиты (систем автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, исполнительных устройств, систем контроля аварий и интегрированных систем безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения и др.) информации о пожарах, авариях и стихийных бедствиях;

— своевременное получение извещений по каналам связи системы мониторинга на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»;

— автоматический контроль работоспособности внутриобъектовых систем противопожарной защиты;

— постоянный контроль надежности радиоканала системы мониторинга и автоматический переход на дублирующий канал связи.

Использование ГОСТ Р 56935-2016 обеспечивает решение общей задачи организаций и подразделений МЧС России по построению системы мониторинга пожаров и чрезвычайных ситуаций в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, а также имуществу организаций и граждан.

Источник

Пожарный мониторинг: как он будет работать

Случилось то, о чем так долго говорили специалисты в области противопожарной защиты. Наконец-таки появился приказ министра МЧС России № 274 от 01.06.2011 «Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП5.13130.2009». Помимо всего прочего, в новом документе прописана абсолютно новая задача – организация пожарного мониторинга

Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть фото Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть картинку Мониторинг пожарной сигнализации что это. Картинка про Мониторинг пожарной сигнализации что это. Фото Мониторинг пожарной сигнализации что это

Теперь остается выяснить, что это даст для повышения противопожарной безопасности.

Как у нас

Так исторически сложилось, что еще в далекие времена ответственность за принятие решения о возгорании была возложена на дежурного по зданию/объекту. На каждом объекте был сторож, или «ночной директор». Сидит за закрытой дверью человек – того пускает, а этого нет. Все знает, все видит, так возложим на него еще что-нибудь. И появился пожарный пост. Теперь только в кинофильме «Операция «Ы» можно увидеть, как это было. Уже давно сохранность материальных ценностей на объектах обеспечивается вневедомственной охраной или ЧОП с использованием систем передачи извещений (СПИ). А пожарный пост как был, так и остался, и бабуля божий одуванчик до сих пор на нем. Вот здесь имеет смысл разделить назначение пожарного поста для различных типов объектов. В административном учреждении или общежитии это один случай и, скажем, не самый оправданный, а на предприятии со сложным технологическим циклом – совсем другой.

На большинстве производственных предприятий в рамках автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП) по сигналу о пожаре так просто не выключишь технологическое оборудование и не остановишь производственный процесс. Это может привести к таким катастрофам, что никому мало не покажется. На подобных предприятиях работают подготовленные специалисты. Именно у них, а не на проходной предприятия устанавливаются приемно-контрольные приборы (ППКП), и все сигналы со средств пожарной автоматики заводятся на их АРМы, именно им доверено принимать ответственные решения.

П.14.4: На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325–2009.

При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме. На других объектах при наличии технической возможности рекомендуется осуществлять дублирование сигналов автоматической пожарной сигнализации о пожаре в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.

При этом должны обеспечиваться мероприятия по повышению достоверности извещения о пожаре, например передача извещений «Внимание», «Пожар» и др.

На объектах данного типа руководство не скупится на затраты при установке и обслуживании противопожарных систем. Тут, как правило, ставят проверенные импортные адресно-аналоговые системы. Об объектах ядерной энергетики и говорить не приходится.

Другое дело какой-нибудь исследовательский институт или школа. Тут начинается поиск, так сказать, бюджетных решений. Ложные срабатывания изо дня в день притупляют бдительность дежурных вахтерш-пенсионерок, и уже через несколько месяцев после ввода в эксплуатацию половина системы отключена, о чем свидетельствуют постоянно горящие красные индикаторы на извещателях или ППКП. Персонал уже знает, как проще заблокировать сирены и звонки. Осталось понять, к чему это ведет.

Придется обратиться к практике решения данного вопроса за рубежом.

Как у них

Во многих зарубежных странах в местах с массовым пребыванием людей, где еще несколько лет назад применялись только спринклерные АУПТ, за последние несколько лет появились дополнительно адресно-аналоговые системы ПС. Спрашивается, зачем?

Какую ответственность может понести мониторинговая компания за пропущенный или несвоевременно переданный на пульт пожарных частей сигнал о пожаре?

По нашим представлениям, одних спринклеров более чем достаточно – что, им деньги девать некуда? Нет, они заботятся о раннем предупреждении и оповещении людей о пожаре.

Требования к пожароустойчивости
В требованиях к проводным линиям уже давно прописано понятие «устойчивость при работе в условиях пожара», в частности это легко можно найти в европейском стандарте BS 5839-1:2002 «Разработка, монтаж, ввод в эксплуатацию и техническое обслуживание систем пожарной сигнализации». То же самое в некоторой степени присутствует в EN 54, части 14 (да и в США это является нормой). Имеются целые методики проверки и оценки этих показателей. А пожароустойчивые кабели оказались недешевыми даже по их меркам.

Пожарный командный центр
Практически нигде за рубежом нет специальных пожарных постов. Хотя на объекте и должен присутствовать сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, но только в рабочее время. Сказать, что пожарных постов у них совсем нет, будет, конечно, не совсем верно: в США даже предусмотрен такой термин – «пожарный командный центр». Это «главное обслуживаемое или необслуживаемое дежурным персоналом помещение, где отображаются состояние детекции тревоги, тревожная коммуникация и системы управления и из которого можно вручную управлять системами. (SIG-PRO)» (п. 3.3.68. NFPA 72®, National Fire Alarm Code®). Просто обычно они присутствуют только на объектах с массовым пребыванием людей – понятное дело, что лишние люди на объекте никому не нужны.

А на обычных объектах используются всевозможного типа коммуникаторы – речевые, цифровые, проводные и беспроводные. На них мы еще совсем недавно смотрели как на некую блажь, а в Европе их эксплуатация регламентирована, например в части 21 EN 54. В общем, речь идет об автоматическом пожарном мониторинге.

Системы передачи извещений
В США виды систем передачи извещений предусмотрены, в частности, действующими нормами NPFA 72.

Системы 1-го, 2-го и 3-го типов – это активные мультиплексные системы передачи. Что это такое, отражено в п. 3.3.2: «Активная мультиплексная система. Мультиплексная система, в которой применены устройства сигнализации, такие как транспондеры, чтобы передавать сигналы состояния каждого устройства сигнализации или состояния цепи устройства сигнализации в пределах установленного временного интервала, так что потеря приема такого сигнала может интерпретироваться как сигнал неисправности. (SIG-SSS)». То есть это вроде как второй уровень проводных адресных систем пожарной сигнализации.

Для систем 1-го типа вообще должно быть предусмотрено двойное управление, а именно обратный канал с возможностью дистанционного управления.

Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть фото Мониторинг пожарной сигнализации что это. Смотреть картинку Мониторинг пожарной сигнализации что это. Картинка про Мониторинг пожарной сигнализации что это. Фото Мониторинг пожарной сигнализации что это

Системы 4-го и 5-го типов – это мультиплексные двунаправленные радиосистемы. Что здесь подразумевается под мультиплексированием, отражено в п. 3.3.106: «Мультиплексирование – метод сигнализации, использующий одновременную и/или последовательную передачу и прием мультиплексного сигнала в замкнутой линии передачи сигналов, канале передачи или канале коммуникаций, включая средства для того, чтобы положительно идентифицировать каждый сигнал. (SIG-SSS)». То есть с точностью до каждого объектового устройства.

Системы 6-го и 7-го типов – это однонаправленные частные радиосистемы тревоги (различаются количеством резервного оборудования). Отдельно стоят системы с коммутируемым на время передачи сигналов каналом связи. Это системы типа DACT (проводные цифровые) и DARS (цифровые радиосистемы тревожной сигнализации). Системы типа DACT не допускаются к использованию без наличия дублирующего канала связи.

Существует и исторически сложившийся вид СПИ – системы типа McCulloch, в которых для кодирования передаваемых сигналов использовался кодирующий диск.

Зачем им все это?

Затем, что, по статистике, каждая минута задержки начала ликвидации пожара стоит как минимум две человеческие жизни и в среднем порядка 30 тыс. долл. США материальных потерь. И пожарный мониторинг в части максимального сокращения времени прибытия расчетов здесь исключительно важен.

Что они получили
Самым наглядным показателем в статистике является число погибших на 100 пожаров:

Специально не привожу цифры по США, Германии и Великобритании, чтобы не портить настроения и не вызывать вполне понятного отторжения – мало ли что у них вообще может быть.

Функция центральных станций
Для приема сигналов от объектов предусматриваются центральные станции. «Центральная станция – станция наблюдения, которая внесена в перечень станций, представляющих услуги центральной станции наблюдения. (SIG-SSS)» (п. 3.3.193.1.NPFA 72).

В п. 3.3.67.2. NPFA 72 предусмотрено: «Система пожарной сигнализации центральной станции –

система или группа систем, в которых работа цепей и устройств на охраняемом объекте контролируется с внесенной в перечень центральной станции (на которую также подаются сигналы от устройств или производится запись), где работают компетентные и опытные операторы, которые при получении сигнала выполняют действия в соответствии с требованиями данного Кодекса. Такой сервис контролируется и управляется лицом, фирмой или корпорацией, чья деятельность связана со снабжением, обслуживанием или наблюдением за контролируемыми системами пожарной сигнализации. (SIG-SSS)».

Этим же документом предусматриваются и частные структуры по оказанию соответствующих услуг: «Частная станция наблюдения – узел, к которому подключены устройства тревоги и контроля частных систем пожарной сигнализации и где постоянно находится персонал, наблюдающий за работой и изучающий сигналы. (SIG-SSS)» (п. 3.3.193.2 NPFA 72).

Участие страховых компаний
В выводе сигналов на пульты диспетчеров экстренных служб или частные пульты мониторинга заинтересованы не пожарные, а сами владельцы объектов и их страховщики.

То есть за рубежом сигналы с объектов вроде как и не выводятся непосредственно в подразделения пожарных частей, как это предусмотрено новой редакцией СП5.13130.2009. Только не надо забывать, что у них ничего не происходит без участия страховых компаний.

Хочешь застраховать контракт – должен иметь страховку на весь бизнес. Чтобы его получить, нужно обеспечь пожарную безопасность бизнеса. Все это в полной мере относится и к частным мониторинговым компаниям, ведь именно им владельцами объектов поручено следить за пожарным состоянием их недвижимости, то есть им доверены сотни или даже тысячи жизней. И вот здесь у нас с ними принципиальные различия, значит, и пути решения проблемы должны быть несколько другими.

Пожарный пост + звонок в «01»

Теперь сравним статистику для стран, появившихся в результате распада СССР, и стран, «дружественных» ему. В Монголии, Таджикистане, Лаосе, Белоруссии, Молдавии и на Украине – это уже от 3 до 9 человек на 100 пожаров. Примерно столько же в России. Разница для стран без пожарных постов и с ними составляет два порядка. Может быть, здесь приведены не совсем корректные данные с учетом различия местных законодательств (один погиб непосредственно на пожаре, а другой скончался уже в больнице), но даже порядок цифр все равно впечатляет.

В СССР в части пожарной безопасности нас объединял всеми любимый пожарный пост и идеология «сработал датчик – включилось оповещение и автоматика – немедленно звони 01».

Средняя задержка вызова в пожарную часть дежурным пожарного поста составляет от 10 до 30 минут, ведь прежде чем поднимать панику, надо самому все проверить и попробовать потушить пожар своими силами – это у нас, к сожалению, в крови. Многолетний опыт показывает, что в полной мере за редким исключением доверять нашим системам пожарной сигнализации нельзя – за это приходится дорого платить человеческими жизнями.

Если сигналы на пожарный пост будут поступать только от сигнализатора давления (СДУ) сприн-клерной АУПТ, то задержка увеличивается минимум на 5–7 минут, а то и больше.

Допустимое по нашим отечественным меркам снижение чувствительности автоматического дымового извещателя с 0,05 до 0,2 дБ/м (бывает и больше) дает задержку от 2 до 5 минут в зависимости от высоты потолка, где он размещен, наличия воздушных потоков и т.п. Если будет нарушена кабельная сеть пожарной сигнализации, то понять, откуда, куда и с какой скоростью движется открытый огонь, а также как происходит задымление эвакуационных выходов, можно будет, только прибыв на пожар и визуально оценив ситуацию методом обхода и осмотра. И ни о какой попытке управления эвакуацией речи быть не может. Еще плюс несколько потерянных минут.

Теперь данное время задержки вызова останется перемножить на 2 человека/минута, и получим искомый результат. Кажется, перенять зарубежный опыт в наших интересах.

Что у нас с пожарным мониторингом

В нашей стране уже несколько лет как начались работы по передаче в автоматическом режиме сигналов в пожарные подразделения. В частности, еще в августе 2008 г. в подразделения МЧС России для практического использования была направлена «Концепция построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов», утвержденная заместителем министра МЧС России. В соответствии с ней уже проводятся некоторые работы.

В ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (п. 37 ст. 2) даже специально появилось определение термина «система передачи извещений о пожаре». И вот, наконец, изменения в СП5.13130.2009.

Как работает стандарт

BS 5839-1:2002 Представьте себе, что в Великобритании на момент разработки стандарта BS 5839-1:2002 на 600 000 вызовов пожарных расчетов в год приходилось порядка 250 000 ложных выездов. (Кстати, если не принять заранее мер, этот ужас, только в еще большем масштабе, ждет и нас.) Зато уже в 2004 г. после проведения предусмотренных указанным стандартом мероприятий общее количество выездов снизилось до 440 000, и только по назначению. Неужели все за счет принятых мер? Что же они придумали в 2002 г., что смогло так серьезно повлиять на ситуацию?

В п. 30.2 данного стандарта они установили, что предварительное расследование должно быть проведено как часть сервисных работ, если:

Недавно появилась новая редакция стандарта, где уже в п. 32.2 устанавливается, что:

Заметим, что в Великобритании не принято ставить в одном помещении площадью менее 80 кв. м два, три, четыре и более извещателя, как у нас. То есть для России зарубежные величины еще потребуется переводить в наши, и скорее всего в сторону уменьшения интенсивности.

Да и чувствительность извещателей к пожарам у них уже не одно десятилетие проверяется не в дымовом канале с хлопковым шнуром, а тестовыми пожарами (TF2–TF6), что тоже немаловажно

Неужели кто-то может подумать, что вопрос сам по себе будет решен только на основании внесенных изменений? Нет, внедрение пожарного мониторинга потребует еще очень многое изменить – как в организационном, так и в техническом плане.

Особенность наших норм

По причине отсутствия в нашей стране развитого страхового бизнеса можно ли в полной мере положиться на частные мониторинговые компании?

Практика мониторинговых компаний
Вопрос в достоверности и своевременности получения сигналов о пожаре. Какую ответственность может понести мониторинговая компания за пропущенный или несвоевременно переданный на пульт пожарных частей сигнал о пожаре? В лучшем случае уволят оператора. Руководство объекта по понятным причинам самоустранится от ответственности и будет валить всю вину на мониторинговую компанию – мол, мы им доверили и исправно оплачивали услуги. Так еще из опыта известно, что, прежде чем передать сигнал в пожарные подразделения, группы реагирования этих мониторинговых компаний сначала сами съездят и проверят наличие возгорания на объекте или попробуют созвониться с персоналом объекта, а потом уже передадут сигнал о пожаре. Так сказать, для защиты от ложных вызовов.

Есть ли смысл в таком случае доверять в полном объеме мониторинговым компаниям социально значимые объекты. Объекты класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 – больницы, школы, интернаты (в том числе и для пожилых и малоподвижных людей). На таких объектах каждая минута очень важна. И вот в данном случае принятая норма в СП5.13130.2009 исключительно оправдана.

Более того, специально отмечено, что приоритет предоставлен выделенному в установленном порядке радиоканалу. Все-таки именно это подтверждает зарубежный опыт.

Ложные вызовы
Если задачу своевременного вывода сигналов о пожаре непосредственно в пожарные подразделения можно решить с помощью пожарного мониторинга, то возникает новый принципиальный вопрос с ложными вызовами.

Всем известно естественное любопытство школьников: нажать на ручной пожарный извещатель – дело чести каждого «смелого и отважного». Да и сами существующие системы пожарной сигнализации (тем более при таком техническом обслуживании) ну никак не могут гарантировать стопроцентную достоверность. Из опыта уже известно, что адресные, в том числе и адресно-аналоговые, системы пожарной сигнализации позволяют получать информацию с точностью до извещателя. Более того, при обслуживании или устранении отказов в адресных системах, и в первую очередь беспроводных, отпадает необходимость досконально знать схемы прокладки шлейфов сигнализации, что в первую очередь сказывается, помимо всего прочего, еще и на надежности системы. И вот если информацию в таком виде доводить непосредственно до пожарных пультов, то вероятность ложных срабатываний в большей степени была бы значительно снижена, в том числе от «смелых и отважных» школьников.

Вообще в нашей стране кто-нибудь задумывался над определением допустимой величины интенсивности ложных срабатываний? А ведь в той же Великобритании эта величина стандартизирована со всеми вытекающими последствиями и указаниями к действию.

И здесь нам есть чему у них поучиться – стандарт BS 5839-1:2002 «Разработка, монтаж, ввод в эксплуатацию и техническое обслуживание систем пожарной сигнализации», часть третья «Ограничения на ложные тревоги». По нашим меркам, эта часть больше похожа на какой-то анализ с вытекающими рекомендациями – такой уж за рубежом менталитет, что подобные указания для них (в отличие от нас) становятся обязательной нормой.

Альтернативы мониторингу нет

Уже сейчас можно сказать, что проблема передачи достоверного сигнала на пульты пожарных подразделений не является единственной, которую нам придется решать при повсеместном внедрении пожарного мониторинга. Более того, к решению данной проблемы в помощь уже функционирующим на рынке мониторинговым компаниям подключатся и сотрудники МЧС, как заинтересованная сторона. И теперь главное уже сейчас приступить к построению базовых региональных сетей, на основе которых со временем и будет развернута общероссийская структура пожарного мониторинга.

В нашей стране еще только в узких кругах специалистов начинают обсуждать проблемы организации пожарного мониторинга, где автоматически по сигналу с объекта с низкого старта рванутся пожарные расчеты. Прежде чем он заработает у нас по-настоящему, придется еще многое осмыслить и поменять. Однако альтернативы этому пути нет.

Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #4, 2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *