Мониторинг ууд это что
Мониторинг универсальных учебных действий в основной школе
В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
II этап (6-8 классы)
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
Этапы психолого-педагогического сопровождения аналогичны этапам работы с 5 –м классом.
В рамках II этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление трудностей учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями школьников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями подросткового периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной.
5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
III этап (9 класс)
В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
2. Проведение профильных элективных курсов.
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.
Мониторинг проводится на основе «Банка психологических методик, рекомендованных для оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 5-9 классов. По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга.
Вашему вниманию предлагается банк методик, по диагностике УУД (раздаточный материал)
Мониторинг осуществляется ежегодно с 5 по 9 класс в начале (стартовая диагностика, октябрь-ноябрь) и в конце учебного года (апрель-май).
Бланк для фиксации (сводная таблица/ведомость) развития УУД.
Мониторинг процесса формирования УУД у школьников
Мониторинг – это система диагностики качественных и количественных характеристик эффективности деятельности обучающихся. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологиче ских карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС НОО;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования. Мониторинговое отслеживание, в отличие от привычных форм проверки, является инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Позволяет учителю систематически фиксировать результаты формирования УУД и установить причину низкого уровня развития учебных действий, благодаря поэтапному отслеживанию, даёт возможность построить соответствующую коррекционную работу. Обеспечивает связь «учитель-ученик», для внесения коррективов в методику обучения; развивает у школьников умения самоконтроля и самооценки. В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход,который обеспечивает: •формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психогических и физиологических особенностей
обучающихся. УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.Основные функции УУД:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.Универсальные учебные действия:
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Мониторинг формированияУУД имеет следующую структуру:
1. Технологическая карта диагностики личностных универсальных учебных действий
2. Технологическая карта регулятивных универсальных учебных действий
3. Технологическая карта диагностики познавательных универсальных учебных действий
4. Технологическая карта диагностики коммуникативных универсальных учебных действий.
«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.
Фотоотчет. Мониторинг по бегу в подготовительной к школе группе с детьми ТНР Мне попались на глаза фотографии моих выпускников 2018года. Садик наш работает с детьми с ТНР (тяжелое нарушение речи) Поступление в школу.
Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».
Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций:.
Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.
Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.
«Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий».
«Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий».
Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС
Внедрять изученные технологии формирования УУД у
младших школьников в условиях ФГОС второго поколения на уроках и во внеурочной деятельности;
повысить качество преподавания на основе формирования универсальных учебных действий;
развивать творческий потенциал учащихся и создавать
необходимые условия для активизации познавательной
и речевой деятельности учащихся;
оценивать результативность сформированности УУД на каждом этапе школьного обучения.
Перечень вопросов по самообразованию:
роль УУД в обучении и воспитании.
цель современного школьного образования – формирование УУД.
сущность понятия «универсальные учебные действия», «мониторинг УУД».
влияние формирования УУД на успешность обучения в начальной школе.
рост качества знаний;
повышение качества проведения учебных и внеучебных предметов;
успешная адаптация детей при поступлении в школу и переходе из начального звена в среднее.
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
овладение учителями системой проведения мониторинга УУД в соответствии с новым ФГОС;
«Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий».
Сегодня формированию УУД в начальной школе придается огромное значение. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место в моей педагогической деятельности занимает формирование универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК «Школа России». Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?
Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми разрабатываю алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания. Ни в коем случае не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлекаю детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
На уроке уделяю большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.
Помогаю ребенку делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
Общаюсь с учениками с позиции сотрудничества; показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Вместе с учениками решаю возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учу детей планировать свою работу и свой досуг.
Стихийность формирования универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Проводимый мониторинг является главной частью системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Функции мониторинга:
Диагностическая – определение уровня развития того или иного
умения.
— отслеживание динамики развития по
показателям и в целом.
Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных
задач (что такое «хорошо»).
Контрольная – критерии успешности работы учителя.
1. универсальные учебные действия младших школьников;
3. педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации:
Как и зачем проводить мониторинг УУД?
Задачи для психолога
Зачем?
Можно предположить, что из трех вопросов — кому, зачем и как проводить мониторинг, ответ на этот представляется наиболее очевидным. Но так как за вопросительным словом «ЗАЧЕМ» кроется цель любой деятельности, важно начать именно с него. Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — невозможно. Значит, нужен мониторинг.
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков:
Мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.
Мы сможем определить, кто отвечает за мониторинг УУД, если ответим себе на другой вопрос: кто непосредственно управляет ситуацией развития универсальных учебных действий у учащихся? Конечно, это педагог. Именно он в первую очередь работает на все группы образовательных результатов и является главным ответственным за этот процесс. Позиция же психолога по отношению к задаче формирования и диагностики УУД будет определяться тем, как и на каком уровне он включен в эту задачу.
Вариант 1
Психолог — помогающий специалист. Он решает свои профессиональные задачи. Работает в кризисных ситуациях. К нему обращаются за помощью в работе с детьми, которые испытывают трудности в обучении или имеют особенности в развитии. В этом случае мониторинг УУД никак не может являться задачей психолога.
Можно предположить, что к психологу обратятся за помощью на отдельных этапах мониторинга, например помочь в обработке или анализе результатов. Скорее всего, ему передадут информацию о детях, показавших низкие результаты, чтобы он провел дополнительную диагностику для выяснения возможных причин, и пр.
Вариант 2
Психолог — часть педагогической команды, перед которой стоит цель формирования (а значит, и диагностики) УУД.
Один из наиболее важных принципов работы в команде — общая ответственность за результат.
Отдельные задачи распределяются в команде исходя из имеющихся условий, особенностей организации процесса и квалификации каждого специалиста в команде. В этом случае возможно, что какой-то из этапов проведения мониторинга УУД будет поручен психологу. Но и тогда мониторинг остается инструментом педагогической диагностики.
Однако ни в одном из вариантов психолог не может быть главным ответственным за процесс формирования универсальных учебных действий, а значит, и за процесс их мониторинга.
Для ответа на этот вопрос необходимо еще раз обратиться к цели мониторинга УУД — отслеживанию процесса формирования универсальных учебных действий у учащихся для проектирования и своевременной корректировки этого процесса. Все фазы этого процесса ( мониторинг, проектирование, развитие) последовательно взаимосвязаны между собой.
Процесс формирования УУД
Из особенностей этого процесса вытекает еще один важный для нас вывод относительно диагностического инструмента, который мы используем:
Измеряем то, что развиваем.
Это значит, что нужно очень хорошо понимать суть того, что необходимо диагностировать. Только в этом случае удастся подобрать точный диагностический инструмент.
Так в чем же суть универсальных учебных действий? УУД — это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.
По своей природе универсальное учебное действие — это понятный учащемуся порядок, алгоритм осуществления действия (деятельности). Для того чтобы целесообразно применять определенное УУД, ребенок должен понимать его предназначение, знать его существенные стороны и обязательные этапы выполнения. Следовательно, сформировать УУД — означает обучить учащегося различным способам действия, например таким, как сравнение объектов, аргументирование точки зрения, моделирование и др.
Каждый из этих способов представляет собой осознанное умение, в основе которого лежит определенный, сформированный опытом человечества алгоритм выполнения.
Универсальные учебные действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл они приобретают только внутри определенной цели. Цель задает необходимость выполнения универсального действия и определяет результат, на который нужно выйти. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа и постановки цели с помощью вопросов. Так, например, алгоритм УУД « сравнение» следует начинать с вопросов: что и с какой целью мы должны сравнить? Что мы этим хотим доказать? Для чего составляем план действий?
Только после получения ответов на них можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и др.
Отметим, что УУД может быть описано как способ, то есть последовательность шагов (алгоритм). Совокупность таких способов обеспечивает эффективное осуществление деятельности на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии.
Таким образом, сформировать метапредметные УУД у учащегося — значит передать ему способы осуществления деятельности на всех ее этапах, которые он смог бы осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач. Понятие «универсальные учебные действия» вошло в практику образования вместе с введением нового стандарта. А значит, должны быть разработаны новые диагностические инструменты, позволяющие оценивать то, что составляет суть этого понятия: СПОСОБЫ осуществления учебной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
По нашему опыту, самый большой соблазн использовать психологический инструментарий для диагностики УУД возникает при работе с познавательными универсальными учебными действиями. И это понятно. Такие знакомые для психологов названия: сравнение, обобщение, анализ, синтез… Эти слова действительно часто встречаются в психологических методиках, направленных на диагностику сформированности понятийного мышления. Но логические операции мышления и универсальные учебные действия — это не одно и то же.
Главное отличие заключается в том, что универсальные учебные действия — это « инструменты деятельности», а логические операции — «инструменты мышления».
Как же на уровне диагностического задания отличить одно от другого? Самая очевидная разница будет заключаться в наличии или отсутствии цели как главного критерия деятельности.
Отличия УУД от логических операций
Давайте сравним диагностические задания, направленные на изучение УУД и логических операций мышления на примере « сравнения» — сопоставления свойств объектов в целях выявления их сходства и различий.
Задание 1. Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними « С». Если у них разные значения, напиши между ними «Р».
Богатый … бедный
Милый … приятный
Быстрый … медленный
Задание 2. В ветеринарную клинику нужно доставить кокер-спаниеля. Выбери в каталоге товаров переноску, в которой можно перевозить эту собаку. На покупку у тебя есть 1000 рублей. Поставь V рядом с правильным ответом.
Задание на УУД
В обоих этих заданиях ребенку нужно выявить сходства и различия. В проверке способности обнаружить сходство или различие и заключается смысл первого задания. Во втором задании появляется главное условие универсального учебного действия — ЦЕЛЬ, то есть появляется деятельность. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен не только сличить признаки двух объектов, но и:
— осуществить выбор объектов для сравнения исходя из цели деятельности (сравнивать имеет смысл не все переноски, а только подходящие по стоимости);
— правильно определить признаки, которые необходимо сравнить для решения поставленной задачи (вес, высоту, длину);
— сделать вывод на основе результатов сравнения (подходит переноска № 3).
Чтобы верно осуществить все эти действия, ребенок должен последовательно ответить себе на вопросы:
1. Что нужно сравнить и зачем?
2. Какие объекты нужно выбрать и сравнить?
3. Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?
4. Какой вывод можно сделать в результате сравнения?
То есть применить способ осуществления познавательного УУД — «сравнение».
Этим примером мы ни в коем случае не хотим сказать, что психологические инструменты диагностики плохи. Мы лишь хотим констатировать факт: психологические методики не могут быть использованы для оценки сформированности универсальных учебных действий. А вот в ситуациях дополнительной диагностики, постановки психологического диа гноза, определения причин неуспеваемости обойтись без них невозможно.
Принципиальные позиции
Подводя итоги наших размышлений, важно подчеркнуть следующие принципиальные позиции:
1. Психолог не может являться «внешним» экспертом по отношению к процессу формирования УУД, так как не он отвечает за процесс их формирования. Мониторинг — инструмент ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ диагностики.
2. Если работа по формированию УУД выстроена специалистами школы как командная, то профессиональные компетенции психолога очень востребованы на всех этапах формирования УУД: проектирования, развития и мониторинга.
3. Для оценки сформированности универсальных учебных действий должны использоваться специальные диагностические инструменты.
Как и зачем проводить мониторинг УУД?
Задачи для психолога.
Александра ТЕПЛИЦКАЯ, Татьяна МЕРКУЛОВА
психологи-методисты Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», Москва
Источник: журнал «Школьный психолог» № 02, февраль 2015 г.